Руководство по ремонту электрических машин тепловозов

РЕМОНТ ЭЛЕКТРОБОРУДОВАНИЯ ТЕПЛОВОЗОВ

Денисова Т. В. Ремонт электрооборудования тепловозов. — Учебник для сред. проф.-техн. училищ. — М.: Транспорт, 1980. — 295 с, ил., табл.

В книге описана организация и технология ремонта электрического оборудования тепловозов (ТЭЗ, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, ТЭП60, 2ТЭ116, ТЭМ1, ТЭМ2, М62, ТЭ1, ТЭ2) постоянного и переменного тока; приведены сведения о конструкции, техническом обслуживании и испытании электрических машин и аппаратов.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ТЕПЛОВОЗОВ
1. Виды обслуживания и ремонта тепловозов
Приказом министра путей сообщения № 22Ц от 31/VII 1975 г. на сети дорог введены следующие виды планово-предупредительного технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов.
Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 (технический осмотр), ТО-3 (профилактический осмотр) — для поддержания работоспособности, чистоты и надлежащего санитарно-гигиенического состояния локомотива, смазки трущихся узлов в межремонтный период, контроля за ходовыми частями, тормозным оборудованием, устройствами локомотивной сигнализации и радиосвязи, скоростемерами, приборами бдительности и другими узлами, обеспечивающими безопасность движения поездов.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняет локомотивная бригада при приемке и сдаче тепловоза за время, установленное графиком движения поездов, и в процессе эксплуатации. При приемке тепловоза сдающий машинист информирует принимающего о состоянии основных узлов, о неполадках, какие имели место в пути следования, о выполненном служебном ремонте. Принимающая бригада обязана осмотреть узлы и детали тепловоза, от которых зависит безопасность движения, рационально используя время, отведенное на приемку.
Техническое обслуживание ТО-2 поездных тепловозов производят квалифицированные слесари в специально обустроенных пунктах, как правило, в крытых помещениях, оснащенных необходимым технологическим оборудованием, приспособлениями, инструментом, запасными частями и материалом. При этом виде обслуживания слесари устраняют неисправности, которые были замечены в пути следования и записаны машинистом в книгу технического состояния тепловоза, осматривают при снятых крышках люков тяговых электродвигателей и генераторов состояние коллекторов, щеткодержателей, щеток, бандажей, полюсов, соединяющих их перемычек и других участков, доступных для осмотра; проверяют все узлы, от состояния которых зависит безопасность движения.
Техническое обслуживание ТО-2 маневровых и вывозных тепловозов выполняют локомотивные бригады или слесари, а при управлении тепловозом одним лицом — слесари с участием машиниста.
Периодичность технического обслуживания ТО-2 грузовых и пассажирских тепловозов устанавливает начальник железной дороги исходя из условий эксплуатации, размещения пунктов технического обслуживания и протяженности плеч обращения при безусловном обеспечении безопасности движения, но не реже чем через 48 ч. Продолжительность технического обслуживания ТО-2 для грузовых тепловозов установлена не более 1 ч, пассажирских — не более 2 ч .
Техническое обслуживание ТО-3 выполняют в основных локомотивных депо комплексные и специализированные бригады. На этом виде обслуживания более тщательно осматривают узлы, продувают их воздухом, устраняют следы переброса и подгара на коллекторах, очищают от пыли и обтирают изоляторы щеткодержателей, в подшипниковые узлы добавляют смазку и производят ряд работ, установленных Правилами деповского ремонта тепловозов.
Текущие ремонты ТР-1 (малый периодический ремонт), ТР-2 (большой периодический ремонт), ТР-3 (подъемочный ремонт) служат для ревизии, замены или восстановления отдельных узлов и деталей, а также испытаний и регулировки, гарантирующих работоспособность тепловоза между соответствующими видами ремонта. Выполняют эти виды ремонта в специализированных цехах локомотивных депо слесари комплексных и специализированных бригад.
Средний ремонт — для восстановления эксплуатационных характеристик тепловозов ремонтом или заменой только изношенных или поврежденных составных частей. Выполняют этот ремонт на заводах. Допускается производить средний ремонт тепловозов в крупных, хорошо оснащенных локомотивных депо по специальному указанию Министерства путей сообщения.
Капитальный ремонт (выполняют только на заводах) — для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса тепловоза с заменой или восстановлением любых его частей и их регулировкой.
Средний ремонт электрических машин тепловозов выполняют на локомотиворемонтных заводах и по специальному указанию МПС в некоторых локомотивных депо после пробега тепловоза 690 + 20 % тыс. км, а капитальный ремонт — только на заводах после пробега 1380±20% тыс. км.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. Основы организации технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов
1. Виды обслуживания и ремонта тепловозов
2. Планировка территории депо
3 Специализация депо, понятие об агрегатном методе
4. Понятие о поточных линиях
5 Понятие о сетевом планировании
6. Контроль качества ремонта и бездефектная сдача

Глава II. Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования тепловозов
7. Общие положения
8. Работы по электрооборудованию, выполняемые при техническом обслуживании ТО2 тепловозов
9. Работы по электрооборудованию, выполняемые при техническом обслуживании ТО-3 и текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 тепловозов
10. Подогрев и сушка электрических машин
11. Понятие о политуре коллектора тягового генератора и его шлифование на тепловозе
12. Защита электрооборудования от попадания снега
13. Разборка колесно-моторного блока
14. Ревизия фитильных польстерных устройств тяговых электродвигателей ЭД-107А, ЭД-118А
15 Ревизия подбивки моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей ЭДТ-200Б и ЭД-107
16 Ремонт и подбор вкладышей, уплотнительных колец и хомутов
17. Сборка и обкатка колесно-моторного блока

Глава III. Общие сведения по организации текущего ремонта ТРЗ тяговых электродвигателей тепловозов
18. Понятие о поточном методе ремонта тяговых электродвигателей
19. Выбор способа сборки и разборки тяговых электродвигателей
20. Схема работы поточной линии по ремонту тяговых электродвигателей
21. Транспортные средства поточных линий

Глава IV. Применяемые электротехнические материалы. Измерения
22. Электротехнические материалы
23. Припои
24. Электроизоляционные материалы
25. Обмоточные провода, кабели
26. Сушка и пропитка изоляции обмоток
27. Основные меры безопасности при работе в пропиточно-сушильных отделениях
28. Измерение сопротивления обмоток
29. Определение температуры нагрева обмоток по величине сопротивления
30. Измерение сопротивления изоляции
31. Проверка обмоток на межвитковые замыкания
32. Испытание электрических машин

Глава V. Техническое обслуживание и текущий ремонт подшипников качения
33. Уход в эксплуатации за подшипниками качения
34. Основные работы с подшипниками, выполняемые на текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 тепловозов
35. Общие положения по сборке подшипниковых узлов
36. Восстановление натяга эластомером

Глава VI. Ремонт тяговых генераторов постоянного тока
37. Основные технические данные тяговых генераторов
38. Разборка генератора
39. Ремонт магнитной системы без снятия полюсов
40. Ремонт магнитной системы со снятием полюсов
41. Сборка магнитной системы
42. Разборка, дефектировка и сборка подшипника
43. Ремонт деталей подшипникового узла и щеткодержателей
44. Сборка тягового генератора и установка его на тепловоз

Глава VII. Ремонт тягового генератора переменного тока
45. Основные технические данные тягового генератора
46. Разборка генератора, ремонт статора и ротора
47. Ремонт контактных колец и щеткодержателей
48. Сборка и установка генератора на тепловоз

Глава VIII. Ремонт тяговых электродвигателей
49. Общие сведения о тяговых электродвигателях и режимах их работы
50. Основные элементы конструкции тяговых электродвигателей
51. Очистка и предварительная проверка тягового электродвигателя
52. Разборка электродвигателя
53. Ремонт остова и подшипниковых щитов
54. Ремонт электрической части остова (без снятия полюсов)
55. Ремонт катушек полюсов
56. Сборка магнитной системы
57. Ремонт щеткодержателей
58. Сборка тягового электродвигателя

Глава IX. Ремонт якорей
59. Очистка якорей
60. Ремонт механической части якоря
61. Ремонт электрической части якоря
62. Бандажировка
63. Обработка коллектора
64. Балансировка

Глава X. Ремонт вспомогательных электрических машин
65. Организация текущего ремонта ТР-3 вспомогательных электрических машин в депо
66. Основные технические данные тяговых вспомогательных машин
67. Двухмашинный агрегат
68. Магнитные системы однокорпусного агрегата А-706 и двухмашинного агрегата
69. Однокорпусный агрегат А-705А
70. Синхронный подвозбудитель ВС-652
71. Стартер-генератор СТГ-7
72. Основные элементы конструкции вспомогательных электрических машин для собственных нужд
73. Разборка, проверка, ремонт и сборка вспомогательных электричес­ких машин

Глава XI. Ремонт электрических аппаратов и электроизмерительных приборов
74. Общие сведения об электрических аппаратах
75. Ремонт электрических аппаратов
76. Ремонт и регулировка регуляторов и реле
77. Проверка полупроводниковых аппаратов тепловоза 2ТЭ116
78. Ремонт электроизмерительных приборов

Глава XII. Ремонт аккумуляторных батарей
79. Общие понятия об устройстве аккумуляторных батарей
80. Работы с батареями, выполняемые при техническом обслуживании ТО-2 и ТО-3 и текущем ремонте ТР-1
81. Работы с батареями, выполняемые при текущем ремонте ТР-3
82. Регенерация электролита, приготовление воды и электролита
83. Техника безопасности при работе с аккумуляторами

Глава XIII. Неисправности в схеме, проводах и устранение неисправностей
84. Общие сведения об электрических схемах тепловозов
85. Типы проводов, применяемые в схемах, и их характерные повреж­дения
86. Порядок отыскания повреждений в электрических цепях
87. Отыскание повреждения в цепях при сочлененной работе секций тепловоза
88. Определение мест заземления в электрических цепях. Замер сопротивления изоляции силовой цепи
89. Проверка последовательности срабатывания аппаратов и правильности соединения тяговых электродвигателей

Глава XIV. Реостатные испытания тепловозов
90. Общие понятия о реостатных испытаниях
91. Основные требования на реостатные испытания

Источник

ПРАВИЛА РЕМОНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ТЕПЛОВОЗОВ

1 Утверждаю Заместитель Министра путей сообщения СССР Г.М.КОРЕНКО 15 марта 1989 г. N ЦТ-ЦТВР/4677 ПРАВИЛА РЕМОНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ТЕПЛОВОЗОВ 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Назначение и порядок использования Настоящие Правила ремонта электрических машин тепловозов (именуемые в дальнейшем Правила) предназначены для руководства и исполнения при текущем (ТР-3) и капитальных ремонтах электрических машин тепловозов (тяговых генераторов, тяговых электродвигателей и вспомогательных электрических машин) Правилами устанавливаются основной объем работ, подлежащий выполнению при каждом виде ремонта, и нормы допусков и износов основных размеров при выпуске электрических машин из ремонта Виды ремонта и нормы пробегов между ремонтами Тяговые электродвигатели, тяговые генераторы и вспомогательные электрические машины тепловозов должны периодически в плановом порядке подвергаться текущему (ТР-3) и капитальному (КР-1 или КР-2) ремонтам Нормы пробегов электрических машин поездных тепловозов между ремонтами установлены в среднем по сети: текущий ремонт ТР тыс. км, капитальный ремонт КР тыс. км, но не более 6 лет для электродвигателей ДК-304В, ЭДТ-200Б; 800 тыс. км, но не более 8 лет — ЭД-104, ЭД-104А, ЭД-105, ЭД-108, ЭД-108А, ЭД-107, ЭД-107А; 1100 тыс. км, но не более 10 лет — ЭД-118А и ЭД-118Б. Для тяговых электродвигателей ЭД-120А, ЭД-121А, ЭД-125Б, ЭД-126 нормы пробегов и календарная продолжительность между капитальными ремонтами КР-2 устанавливается специальным указанием МПС. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

2 Нормы пробегов тяговых генераторов между капитальными ремонтами КР-2 установлены в среднем по сети: 1440 тыс. км +/- 10%, но не более 10 лет — МПТ-99/47А; 1560 тыс. км +/- 10%, но не более 10 лет — ГП-311Б; 1800 тыс. км +/- 10%, но не более 10 лет — ГП-311В. Для остальных типов тяговых генераторов нормы пробегов устанавливаются в соответствии с нормами пробегов тепловозов, на которых они эксплуатируются. Между капитальными ремонтами КР-2 для электрических машин производить один капитальный ремонт КР-1. Для модернизированных тяговых электродвигателей ЭДТ-200Б, ЭД-107 и ЭД-107А и тяговых генераторов МПТ-99/47А и ГП-311 Министерство путей сообщения может устанавливать отклонение средних пробегов или межремонтных сроков в сторону увеличения до 20% Пробеги электрических машин между ремонтами могут отклоняться от средней нормы в сторону уменьшения или увеличения до 20%. Электрические машины, поступившие в капитальный ремонт с недопробегом, допускается ремонтировать с учетом их технического состояния в объеме капитального ремонта КР-1 или КР Цикл ремонта электрических машин должен строго соответствовать циклу ремонта тепловозов Пробеги и объем работ при других видах ремонта и технического обслуживания в депо должны определяться правилами ремонта соответствующих тепловозов Нормы пробега между ремонтами по отдельным типам электрических машин устанавливаются Главным управлением локомотивного хозяйства МПС Сроки службы между ремонтами электрических машин маневровых, вывозных и передаточных тепловозов в зависимости от серии установлены следующие: текущий ремонт ТР-3 через 1,3-2,5 года; капитальный ремонт КР-1 через 5-7,5 года; капитальный ремонт КР-2 через лет Каждый случай преждевременного выхода из строя электрических машин должен расследоваться в соответствии с действующей Инструкцией о порядке расследования порч локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава в пути следования и учета повреждений их оборудования и деталей N ЦТ/ ПРИЕМКА В РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И ИХ ХРАНЕНИЕ 2.1. Порядок отправки в ремонт Перед транспортировкой электрических машин в ремонт и при их хранении необходимо: удалить масло из камер подшипников скольжения; смазать консистентной смазкой обработанные и неокрашенные наружные поверхности; обвернуть картоном или кабельной бумагой концы валов и закрепить шпагатом; плотно закрыть и запереть крышки коллекторных люков; закрыть вентиляционные отверстия и люки заглушками; закрепить между собой и подвязать выводные провода. Хранить машины в закрытом помещении. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

3 Электрические машины отправлять в ремонт комплектно в собранном виде без подмены деталей и обязательно очищенными снаружи от грязи. Польстеры подшипников моторно-осевых и постоянные заглушки вентиляционных отверстий должны быть установлены на оборудованных ими электромашинах. В комплект одиночно направляемых в ремонт электродвигателей не входят шестерни и кожуха зубчатых передач, вкладыши и шерстяная подбивка подшипников моторноосевых, вентиляционные патрубки. Одиночно направляемые в ремонт тяговые генераторы должны быть укомплектованы вентиляторами и улитками, предусмотренными чертежами Транспортировка в ремонт и из ремонта При транспортировке электрические машины должны быть защищены от попадания влаги, загрязнения и механических повреждений Транспортировку электрических машин и их якорей в ремонт и из ремонта на платформах производить в упаковке, обеспечивающей их сохранность Электрические машины и якоря направлять в ремонт (из ремонта) с техническими паспортами с обязательным заполнением в паспорте на якорь и на остов данных о выполненном пробеге от начала эксплуатации и между ремонтами, о всех проведенных ранее изменениях конструкции, ремонтах, имевших место неисправностях и их причинах, причинах отправки машин в ремонт. Паспорт, обвернутый в целлофановый пакет, вкладывать в коллекторную камеру или под обвертку коллектора одиночного якоря электрической машины, отправляемой в ремонт или из ремонта. Отправлять машины в ремонт и принимать из ремонта без технических паспортов или с подмененными паспортами запрещается При отсутствии технических паспортов и данных о пробегах электрической машины следует руководствоваться Основными условиями ремонта и модернизации локомотивов, моторвагонного подвижного состава, узлов и агрегатов на ремонтных заводах Министерства путей сообщения N ЦТ/ О всех неисправностях, обнаруженных на прибывшей в ремонт электромашине, о недостающих частях и деталях при приемке машины составить акт. 3. ПОДГОТОВКА К РЕМОНТУ 3.1. Поступившие в ремонт электрические машины в собранном виде очистить от загрязнений Отделу технического контроля и приемщикам локомотивов систематически контролировать выполнение правил очистки машин, не допуская порчи изоляции. Ознакомиться с записями в технических паспортах электрической машины о предыдущих ремонтах, выполненном пробеге от начала эксплуатации, от капитального КР-1 (КР-2) и текущего ТР-3 ремонтов, занести эти сведения в ремонтный лист или журнал цеха (в депо). Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

4 4. РАЗБОРКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 4.1. Разборка электрических машин Выпрессовку подшипниковых щитов, роликовых и шариковых подшипников производить при помощи специальных приспособлений с равномерным давлением, без перекосов, ударов и повреждений Запрещается поднимать и перемещать катушки полюсов машины за выводные провода Принять меры, обеспечивающие предотвращение повреждений изоляции при транспортировке катушек полюсов Определение неисправностей Узлы и детали, поступившие в ремонт, после разборки и очистки осмотреть и проверить Ответственные детали машин проверить дефектоскопами по перечню, указанному в Приложении 1, в соответствии с действующими инструкциями. Кроме того, директора заводов, начальники служб локомотивного хозяйства дорог и начальники депо обязаны вводить временно или постоянно контроль деталей, у которых наблюдается появление дефектов Объем работ, выполняемый при текущем ТР-3 и капитальных ремонтах электрических машин, определять пробегами и характеристиками ремонта, установленными настоящими Правилами. Необходимость замены деталей машин новыми, восстановления изношенных или оставление их без ремонта устанавливать на основании норм допусков и износов тяговых электродвигателей, тяговых генераторов и вспомогательных электрических машин, приведенных в Приложениях 2-5, а также специальных требований настоящих Правил и технических характеристик, указанных в Приложениях При возникновении вопросов, не отраженных в настоящих Правилах, объем и способ ремонта решаются руководством депо, завода и представителем ЦТ МПС (приемщиком, инспектором) Запись необходимого ремонта электрических машин с указанием фактического состояния ее элементов занести в ремонтный лист или журнал электромашинного цеха установленной формы. Остовы и якоря электрических машин, которые не могут быть отремонтированы в соответствии с настоящими Правилами, подлежат списанию в установленном порядке Остов и якорь после разборки и очистки от загрязнений продуть. Детали, не содержащие изоляционных покрытий, промыть. Дефектацию узлов и деталей производить только после их очистки. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

5 Якорь и катушки полюсов тягового генератора очистить от эксплуатационных загрязнений моющими растворами, обеспечивающими сохранность изоляции. 5. РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 5.1. Общие требования по организации ремонта Технологический процесс ремонта электрических машин и их деталей должен соответствовать требованиям настоящих Правил и обеспечивать высокое качество ремонта Вновь изготавливаемые при капитальном ремонте детали и узлы машины по качеству изготовления, отделке, точности, взаимной пригонке, установке и сборке должны соответствовать согласованным МПС техническим условиям и чертежам на постройку новых машин с учетом последних изменений, внесенных с целью улучшения конструкции машин Ремонт электрических машин производить в соответствии с чертежами, согласованными МПС для заводов промышленности, с учетом последних изменений, внесенных для улучшения конструкции машин При ремонте машин выполнить все работы по переделке и усилению отдельных частей и деталей согласно чертежам и перечню обязательных работ в соответствии с планом модернизации и указаниями МПС Вновь изготовленные детали и узлы машин маркировать согласно чертежам с внесением соответствующей записи в технический паспорт Материалы, полуфабрикаты и запасные части, применяемые при ремонте, должны соответствовать государственным стандартам и техническим условиям. Каждая партия материалов, полуфабрикатов, запасных частей, поступающих на завод или в депо, должна иметь сертификат. Качество материалов, применяемых при ремонте машин, периодически (в установленные сроки) проверять в лаборатории Измерительные приборы, инструменты и устройства, применяемые для проверки и испытания собранных машин, деталей и материалов, содержать в постоянной исправности и подвергать периодической проверке в установленные сроки. Кроме того, приборы и мерительные инструменты по установленному Государственным комитетом СССР по стандартам перечню должны проходить обязательную государственную поверку В процессе ремонта мастера соответствующих цехов и участков должны лично принимать от бригадиров и исполнителей работы по ремонту и сборке узлов машины. Мастер или бригадир должен участвовать при выполнении наиболее ответственных работ, проверок и испытаний Работники ОТК и инспектора ЦТ на заводе, приемщики локомотивов в депо обязаны обеспечивать в процессе ремонта и сборки машин контроль за выполнением важнейших операций, качество отремонтированных узлов и своевременную их приемку Начальники и мастера цехов обязаны предъявлять отремонтированные узлы машин, а также машину в сборе ОТК и инспектору ЦТ на заводе, приемщику ЦТ в локомотивном депо. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

6 При ремонте и испытании электрических машин строго соблюдать правила и инструкции по технике безопасности Ремонт электрических машин производить в строгом соответствии с настоящими Правилами, действующими чертежами и нормами допусков и износов. Если отдельные нормативы и требования по ремонту деталей и узлов машин не отражены в настоящих Правилах, директору завода (главному инженеру), начальнику депо или его заместителю совместно с ОТК, инспектором ЦТ и приемщиком локомотивов предоставляется право самостоятельно решать эти вопросы исходя при этом из технической целесообразности и безусловного обеспечения безопасности движения поездов Общие требования при ремонте электрических машин Проходные отверстия под болты и заклепки при относительном их смещении в соединяемых деталях, не допускающем постановку болта соответствующего размера, исправить рассверловкой или развертыванием или заварить и вновь просверлить. Раздача отверстий оправкой не допускается При креплении деталей машин запрещается оставлять или устанавливать вновь болты и гайки, имеющие разработанную, сорванную или забитую резьбу, забитые грани головок или трещины Резьбу болтов, гаек и отверстий для крепления полюсных сердечников, подшипников моторно-осевых, подшипниковых щитов и крышек, валов, вентиляторов, нажимных шайб, коллекторов, фланцев щеткодержателей и кожухов зубчатых передач проверить резьбовыми калибрами степени точности 7Н и 8g (ГОСТ ) Не допускать ввертывания завышенных по длине болтов или нормальных болтов в заниженные по глубине нарезки отверстия На рабочих поверхностях неподвижных соединений могут допускаться черновины и раковины, занимающие не более 5% площади соприкосновения Все отремонтированные или вновь изготовленные части и детали перед сборкой машин или сдачей в кладовую, а также машины после сборки (из исправных узлов и деталей) проверить и испытать в соответствии с установленными нормами, для чего заводы и депо должны иметь соответствующие стенды, приборы, приспособления и инструмент, предусмотренные технологическими процессами ремонта Общие положения по сварочным работам Сварочные работы при ремонте деталей и узлов тяговых электродвигателей, тяговых генераторов и вспомогательных электрических машин выполнять в соответствии с настоящими Правилами и Инструктивными указаниями по сварочным работам при ремонте тепловозов, электровозов и мотор-вагонного подвижного состава N ЦТтеп/251, на основании которых в депо и на ремонтных заводах должны быть разработаны конкретные технологические процессы на Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

7 выполнение каждой сварочной работы Сварочные работы должны выполняться сварщиками, сдавшими периодические испытания и имеющими тарифный разряд, соответствующий разряду работ Электроды и присадочные материалы, применяемые для сварочных работ при ремонте машин, должны удовлетворять требованиям соответствующих стандартов и инструкций МПС по сварочным работам Количественные нормы по заварке трещин и вварке вставок на ремонтируемых узлах и деталях машин применять с учетом уже имеющихся подобных исправлений на данной детали. Для этого наряду с осмотром частей и деталей машины надлежит руководствоваться данными технического паспорта Ремонтируемые наплавкой детали машин доводить до размеров, указанных в настоящих Правилах, или до чертежных размеров, если других указаний не имеется Замена литых и штампованных деталей машин деталями сварной конструкции, а также крепление деталей приваркой, если это не предусмотрено чертежами машины или настоящими Правилами, может производиться только по утвержденным чертежам Запрещается проведение сварочных работ без выполнения мер, предотвращающих прохождение сварочного тока через подшипники качения Запрещается производить сварочные работы: при несоответствии типа электродов требованиям Инструкции или установленной технологии; при несоответствии температуры цеха или наличии сквозняков при сварке деталей, для которых обусловлены специальные требования температурного режима; при неправильной подготовке и разделке швов перед их сваркой; если на место сварки попадает вода или масло; вблизи свежеокрашенных частей машины, когда краска или лак еще не высохли; при неисправной изоляции сварочных проводов; при отсутствии оборудования, необходимого для термической обработки перед сваркой и после сварки, если это требуется по установленной технологии Разделку и качество заварки трещин на остовах (станинах или корпусах статоров), подшипниковых щитах, подшипниках моторно-осевых и других ответственных деталях электрических машин контролировать производственному мастеру и мастеру ОТК. Выполнение сварочных работ на валу якоря регистрировать в технических паспортах машин Основные технические требования по сушке и пропитке обмоток якорей, статоров, роторов и полюсных катушек Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

8 Якорь и статор, полюсные катушки и ротор очистить от загрязнений, просушить, затем пропитать в лаках или компаундах, после пропитки высушить и покрыть лаком или эмалью. Применяемые для пропитки и покрытия лаки, эмали, компаунды должны соответствовать требованиям чертежей и настоящих Правил. Технологический процесс сушки, пропитки и покрытия лаком или эмалью устанавливается специальными инструкциями, согласованными с ЦТ Перед пропиткой якоря шейки вала предохранить от прилипания лака По окончании установленного времени сушки обмоток проверить сопротивление изоляции мегаомметром. Минимальное сопротивление изоляции обмотки якоря и магнитной системы после пропитки и сушки при температуре 100 C должно быть не менее 1 МОм для всех электрических машин. При низком сопротивлении изоляции сушку продолжить до получения установившегося сопротивления изоляции, которое должно быть не ниже вышеуказанной нормы. Пропитка лаком или компаундом обмоток электромашин, не прошедших установленного режима сушки, не допускается Пропитку якорей производить в вертикальном положении в нагретом состоянии. Попавший на торец петушков коллектора лак удалить промывкой. Снятие лака на торце петушков коллектора резцом запрещается. Якоря двухколлекторных машин разрешается пропитывать в горизонтальном положении, обливая их лаком Полюсные катушки пропитывать в компаундах или лаке согласно действующей технологической инструкции по пропитке. При текущем ремонте ТР-3 изоляцию не снятых катушек в остовах машин после очистки восстановить в соответствии с действующей Инструкцией ЦКБ ЦТ Пропитанные якоря, полюсные и роторные катушки не должны иметь воздушных мешков, скопления непросохшего лака. Пропитка должна быть на всю глубину укладки обмотки в пазах и лобовых частях. У полосных катушек должна быть пропитана межвитковая и корпусная изоляция, излишки лака удалить до сушки стеканием После пропитки и сушки якорь и катушки полюсов покрыть эмалью в соответствии с требованиями чертежа. Забандажированная поверхность миканитового конуса коллектора и его торец должны быть покрыты ровным слоем без подтеков дугостойкой эмалью согласно чертежу и иметь твердую, гладкую и блестящую поверхность Находящийся в баках пропиточный лак или компаундную массу регулярно перед применением, а также после добавления составляющих компонентов контролировать по внешнему виду с проверкой вязкости лака и температуры размягчения компаунда. Не реже одного раза в неделю постоянной работы проверить пропитывающую способность компаундов и количество основы в пропиточном лаке. Типовые испытания лаков, компаундов и разбавителей, применяемых при ремонте электрических машин, производить не реже одного раза в месяц на соответствие требованиям технологических инструкций Режим сушки и пропитки обмоток контролировать с применением соответствующих контрольно-измерительных приборов и вести учет времени сушки, температуры, вакуума, давления воздуха и сопротивления изоляции обмоток с записью в журнале цеха Требования по испытанию электрических машин Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

9 Каждую выпускаемую из ремонта электрическую машину по окончании всех ремонтных и сборочных работ, за исключением отделочных, подвергнуть приемосдаточным испытаниям согласно Приложению Сопротивление изоляции обмоток полностью собранной электрической машины после испытания на нагрев на стенде при рабочей температуре, измеренное мегаомметром на шестидесятой секунде приложения напряжения, должно быть не менее указанного в табл. П.1-6 Приложения 12. Проверку сопротивления изоляции производить согласно требованиям ГОСТ мегаомметром на 500 В электрических машин с номинальным напряжением до 500 В и мегаомметром не менее чем 1000 В электрических машин с номинальным напряжением свыше 500 В Испытание электрической прочности изоляции электрических машин относительно корпуса производить переменным током в течение 1 мин. в соответствии с ГОСТ , ГОСТ и ГОСТ Для машин, не указанных в Приложении 13, испытания производить напряжением, приведенным в табл. 1. Таблица T Наименование электромашины Испытательное напряжение, В, при выпуске из ремонта T капитального КР-2 капитального КР- 1 или текущего ТР Тяговые электродвигатели, 2U , но не 0,75 (2U ) тяговые генераторы и менее 1500 В вспомогательные электрические Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

10 машины мощностью более 1 квт и напряжением более 100 В Прочие вспомогательные машины 2U мощностью до 1 квт, напряжением до 100 В L Здесь и далее U — величина напряжения, равная наибольшему напряжению тягового генератора при продолжительной мощности или наибольшему напряжению другого источника питания. Примечание. Для синхронных электрических машин, работающих с преобразователем, U равно напряжению на выходе преобразователя, соответствующему наибольшему номинальному напряжению электрической машины. Для обмоток с независимым возбуждением U равно номинальному напряжению питания этих обмоток. Величина испытательного напряжения отдельных узлов в процессе ремонта приведена в Приложении 13. Испытуемые машины должны быть сухими и чистыми, а сопротивление изоляции соответствовать нормам После испытаний электромашина должна быть полностью укомплектована всеми деталями внешнего крепления, осмотрена, прочищена, продута внутри и снаружи, после чего проверена путем вращения вручную (за исключением тяговых генераторов) После испытания электрических машин на стенде произвести допрессовку смазки в подшипниковые узлы в количестве, равном разовой норме допрессовки смазки в процессе эксплуатации После транспортировки или длительного хранения на тяговых электродвигателях, тяговых генераторах и вспомогательных электрических машинах перед установкой на тепловозе осмотреть и проверить: нет ли поврежденных частей и деталей, а также чистоту машины снаружи и внутри; сопротивление изоляции. Запрещается установка на тепловоз электрических машин, сопротивление изоляции которых ниже нормы; наличие смазки в якорных подшипниках; Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

11 исправность и надежность крепления крышек коллекторных люков, крышек и пробок масляных камер, защитных сеток, кожухов, полюсных болтов, заглушек вентиляционных отверстий и других деталей; чистоту коллекторов, конусов коллекторов, изоляторов и кронштейнов щеткодержателей; исправность щеткодержателей, правильность их установки; состояние щеток, их притирку и нажатие на коллектор; надежность крепления траверсы и щеткодержателей; состояние и крепление межкатушечных соединений, перемычек и выводных проводов (в доступных для осмотра местах) Все электрические машины (кроме тяговых генераторов, синхронных возбудителей и подвозбудителей) должны быть проверены на холостом ходу, дефекты устранены; при обнаружении неисправностей на гарантийных машинах должны быть предъявлены рекомендации согласно действующим положениям. 6. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-3 ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 6.1. Общие требования Ремонт электрических машин выполняется при текущем ремонте ТР-3 тепловоза. Цикл ремонта электрических машин должен соответствовать циклу ремонта тепловоза и предусматривать поддержание электрической прочности изоляции, осмотр, ревизию узлов и деталей с доведением до установленных норм для текущего ремонта При текущем ремонте ТР-3 выполнить следующие обязательные работы: освидетельствование электрической части остова с проверкой межкатушечных соединений и выводных проводов; крепления полюсных сердечников; правильность установки главных и добавочных полюсов и посадки катушек; сушку и пропитку обмоток якорей тяговых электродвигателей и вспомогательных машин, состояние которых требует замены бандажей, клиньев, крепящих обмотку, или пробег которых (кроме ЭД-118А, ЭД-118Б, ЭД-108А и тяговых электродвигателей с полиамидной изоляцией и пропитанных в эпоксидном компаунде) превышает 360 тыс. км на каждом втором (от постройки или капитального ремонта КР-2) текущем ремонте ТР-3 с последующим покрытием их изоляционной эмалью горячей сушки. Пропитку якорей производить без снятия бандажей и клиньев, если это не требовалось по состоянию. Обмотки якорей, не имеющие перечисленных выше повреждений и пробег которых менее 360 тыс. км, покрывать электроизоляционной эмалью в соответствии с Инструкцией по пропитке. Полюсные катушки, сопротивление изоляции которых в холодном состоянии ниже 20 МОм или имеющие повреждения, ремонтировать со снятием с остова. Полюсные катушки, сопротивление изоляции которых выше указанной величины, покрывать после очистки эмалью в соответствии с действующей Инструкцией по пропитке N /89 филиала ПКТБ ЦТВР по локомотивам; освидетельствование и ремонт механической части остова (статора) и его деталей; Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

12 освидетельствование и ремонт механической части якоря (ротора); магнитная или ультразвуковая дефектоскопия внутренних колец подшипников и шеек валов; обработка, продорожка со снятием фасок и шлифовка коллекторов (обработка и шлифовка коллекторов должна производиться только в случае необходимости с минимальным снятием металла); ревизия и ремонт подшипниковых узлов, подшипников моторно-осевых, щеткодержателей и их кронштейнов, траверс, крышек люков и крепежных деталей; проверка и испытание; отделка и окраска электромашин Электрические машины с тепловоза снять и разобрать, тяговые генераторы маневровых тепловозов разрешается не снимать с тепловоза при условии, если сопротивление изоляции в холодном состоянии не менее 20 МОм; катушки плотно сидят на полюсах и лаковое покрытие магнитной системы и якоря находится в удовлетворительном состоянии. Допускается обточка и шлифовка коллектора (выполнять только при необходимости значительной выработки, подгаров и т.д.) генератора на тепловозе при помощи приспособления при условии обеспечения геометрии и шероховатости согласно требованиям чертежа. При обточке и шлифовке должны быть приняты меры, исключающие попадание медной стружки в обмотку машины При разборке электрической машины удалить смазку и подбивку из подшипников моторно-осевых, произвести наружный осмотр и дефектировку, а также замерить: сопротивление изоляции цепей с выявлением участков с пониженной изоляцией; радиальные зазоры и осевые разбеги якоря в подшипниках; воздушные зазоры между сердечниками полюсов и пакетом листов стали сердечника якоря; диаметры моторно-осевых горловин Запрещается разукомплектовывать якоря и остовы без необходимости (т.е. если якорь или остов данной машины не требует капитального ремонта) Магнитная система и ее детали, корпус остова (статора) и полюсы После очистки и продувки произвести осмотр и освидетельствование электрической и механической частей остова (статора) Проверить расстояние между опорными поверхностями поддерживающих носиков в остовах тяговых электродвигателей. Забоины, выработку и заусенцы на опорных поверхностях носиков зачистить, изношенные более чем на 1 мм пластины (опорные) заменить. При подготовке к приварке накладку прижать к носику, проверить прилегание (допускается прохождение щупа не более Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

13 0,3 мм на глубину не более 2 мм). Ослабшие пластины приварить по контуру сплошным швом. Допускается наплавка носика при износе литой его части (износ не более 10 мм). Выпуск в эксплуатацию тяговых электродвигателей с поврежденными поддерживающими носиками запрещается. На электродвигателях ЭД-108 проверить и при необходимости восстановить конусную проточку на опорных носиках Привалочные поверхности вентиляционных окон и коллекторных люков зачистить от забоин и заусенцев Вентиляционные сетки, заглушки вентиляционных отверстий, козырьки и крыши коллекторных люков при наличии неисправностей и повреждений отремонтировать или заменить. Крышки коллекторных люков должны плотно прилегать к остову, легко сниматься и устанавливаться. Прокладки, уплотнения надежно закрепить на крышках. Внутреннюю поверхность крышек коллекторных люков покрыть эмалью или лаком. Запоры проверить на плотное закрытие крышек и при необходимости исправить. Деформации козырьков вентиляционных отверстий, препятствующие выходу охлаждающего воздуха, устранить Проверить износ моторно-осевой горловины. Диаметр горловины измерять по обе стороны на расстоянии 10 мм от линии разъема и принимать как полусумму двух диаметров. Разность между средним диаметром горловины и диаметром, перпендикулярным к линии разъема (при полностью затянутых болтах без постановки прокладок), должна быть в пределах норм для обеспечения натяга подшипника моторно-осевого При текущем ремонте ТР-3 остова разрешается разделать и заварить трещины, идущие от отверстий под болты для крепления подшипниковых щитов к кромке якорной горловины, у коллекторного люка или вентиляционного окна длиной не более 100 мм и не выходящие на ярмо остова: в средней части моторно-осевой горловины длиной не более 100 мм и не выходящие на торцовую стенку остова или на выступ ярма остова. При заварке катушки полюсов снять. Места заварки зачистить, а на рабочих поверхностях обработать заподлицо Главные и добавочные полюсы осмотреть и проверить исправность крепления, целостность изоляции и соответствие омического сопротивления обмоток нормам. Катушки полюсов проверить на межвитковые замыкания. Проверить состояние выводов катушек (состояние изоляции, нет ли трещин и других дефектов) Проверить прочность посадки катушек полюсных на сердечники при затянутых полюсных болтах по видимым следам смещения (потертость, зашлифованность на пружинных фланцах и поверхности катушек, ослабление диамагнитных угольников на сердечниках добавочных полюсов, появление ржавчины и др.) при постукивании по фланцам, а также по перемещению катушек. Разрешается уплотнять посадку полюсных катушек на сердечники при помощи прокладок из пропитанного электрокартона, кроме катушек с кремнийорганической изоляцией и «Монолит-2» Проверить межполюсные расстояния и расстановку полюсов по окружности (только при замене полюсов). Указанные размеры должны соответствовать нормам Катушки с поврежденной изоляцией, а также имеющие признаки ослабления посадки на сердечниках ремонтировать со снятием с остова Ослабшие диамагнитные угольники, пружинные рамки и фланцы и диамагнитные прокладки с трещинами заменить исправными. Постановка сердечников с поврежденной резьбой не допускается. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

14 Проверить затяжку полюсных болтов ключом и остукиванием молотком. Полюсные болты с дефектами (оборванные, с изношенными или забитыми гранями головок, с трещинами, и т.д.) заменить; ослабшие отвернуть и проверить. Пружинные шайбы проверить и негодные заменить. Проверить соответствие длины болтов, крепящих полюс, глубине отверстия под болт. Несоответствие длины болтов у главных полюсов можно определить по выпучиванию железа внутрь остова, у добавочных — по обжатию пружинной шайбы. Обнаруженные неисправности устранить. Болты, крепящие полюсы тяговых электродвигателей, проверить ультразвуковым дефектоскопом. При обнаружении хотя бы одного болта с трещиной все болты данного полюса заменить. Разрешается проверка болтов без их снятия. Под головки болтов устанавливать пружинные шайбы. Затяжку полюсных болтов (кроме полюсов с катушками, выполненными на изоляции типа «Монолит») производить при подогретых до температуры С катушках. Головки полюсных болтов, где это предусмотрено чертежом, залить компаундной массой. Головки болтов главных полюсов со стороны моторно-осевой горловины законтрить пластиной по чертежу Плотность контактных соединений в цепи полюсов проверить нагревом двойным номинальным током в течение 8-10 мин. О надежности контактов судить по разнице нагрева мест соединений путем ощупывания после отключения тока, изменению показаний амперметра при качке мест соединений или по омическому сопротивлению. Болты контактных соединений затягивать динамометрическими ключами. Моменты затяжки должны соответствовать требованиям технической документации Кабельные наконечники, имеющие признаки перегрева, разъединить, зачистить и облудить, а контактные поверхности проверить на плотность прилегания. Дефектные наконечники, болты и гайки заменить. Наконечники между собой должны иметь прочное соединение и надежный контакт. Провода, имеющие обрыв жил более 10%, заменить или отремонтировать с перепайкой наконечников. Разрешается производить сращивание выводных проводов наконечниками на расстоянии не менее 200 мм от выводной коробки или клицы Поврежденную изоляцию шин, проводов и межкатушечных соединений восстановить. Восстановление изоляции выводных проводов разрешается, если участок повреждения находится не ближе 200 мм от выводной коробки или клицы. Поврежденную изоляцию проводов восстанавливать лентой из резины и лакотканью. Для этого изоляцию провода в месте повреждения вырезать, края основной изоляции срезать на конус длиной мм. Новую изоляцию наложить плотно, без морщин, вполуперекрышу последовательно от одного края вырезанной части к другому. Каждый слой промазывать клеящим лаком. Общая толщина наложенных слоев должна быть не менее толщины основной изоляции. Сверху последнего (лакотканного) слоя накладывать вполуперекрышу два слоя прорезиненной изоляционной ленты, перекрывающих нижние слои на 5-10 мм. Выводные провода и межкатушечные соединения должны быть заизолированы согласно чертежу. Ослабшие бандажи соединений заменить новыми. Изолированная часть должна быть плотной и не иметь признаков сползаний с провода Крепление проводов в остове должно быть прочным и исключать возможность вибрации, протирания и других повреждений изоляции, а также напряженного состояния мест соединений. Разрешается укреплять провода крученым шпагатом или устанавливаемыми на остове металлическими скобами с обязательной дополнительной изолировкой проводов в местах крепления. Запрещается изгибать провода ближе 50 мм от наконечника и применять для бандажей и крепления проводов в остове киперную и другие виды лент, способных вытягиваться Провода плотно укрепить в выводных коробках остова и в клицах кронштейна на остове. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

15 Поврежденные и слабо сидящие на проводе или в отверстии остова резиновые втулки заменить. Защитные рукава на выводных проводах должны быть целыми, надежно закрепленными и уплотненными на конце провода и у выводной коробки или клицы остова Сушку и покрытие эмалью катушек полюсов производить в остове без их снятия. Катушки очистить и окрасить электроизоляционной эмалью. Катушки, снятые с остова для ремонта, пропитать в компаунде или лаке и покрыть эмалями соответствующего класса нагревостойкости в соответствии с действующей Инструкцией по пропитке Проверить статорные стальные пластины синхронных генераторов и вспомогательных машин переменного тока (сдвиг) и при необходимости закрепить штифтами в соответствии с чертежами; проверить крепление обмоток Подшипниковые щиты, крышки, кольца и подшипники моторно-осевые Подшипники моторно-осевые и подшипниковые щиты после очистки осмотреть и проверить их исправность. Забоины и задиры на привалочных и посадочных поверхностях должны быть зачищены. Подшипниковые щиты, имеющие сквозные радиальные трещины или трещины, ведущие к отколу лабиринтных буртов, и подшипники моторно-осевые с трещинами, ведущими к отколу привалочной части, а также щиты и подшипники моторно-осевые с трещинами, занимающими более 20% сечения, заменить. Контролировать размеры и форму деталей лабиринтных уплотнителей (крышек, щитов, уплотнительных колец) Отверстия и трубки для смазки подшипников в щитах и крышках подшипниковых щитов прочистить; продуть воздухом и пропрессовать свежей смазкой, пробки плотно пригнать к отверстиям, проверить исправность масленок. Имеющиеся в подшипниковых щитах машин воздушные каналы и каналы регулятора количества смазки или сброса отработавшей смазки прочистить и продуть сжатым воздухом; проверить целостность каналов в крышках, качество приварки трубок Проверить прочность крепления пробок масляных камер. Пробки установить на сурике, белилах или маслостойком лаке и прочно закрепить. Головки пробок должны быть установленного размера, без забоин и заусенцев. Крышки масленок и заправочных окон отремонтировать и проверить на плотность прилегания и исправность запоров Внутреннюю поверхность подшипниковых щитов окрасить электроизоляционной эмалью или изоляционным лаком Польстеры промыть и осмотреть. Негодные пружины, изношенный войлок или фитили и другие неисправные детали отремонтировать или заменить Произвести наплавку изношенных посадочных поверхностей подшипниковых щитов с последующей приточкой щита по горловине остова для обеспечения натяга по нормам; при этом с одной установки производить проверку и обработку всех привалочных и посадочных поверхностей Разрешается при наличии оборудования производить наплавку и обработку посадочных поверхностей моторно-осевых подшипников, восстанавливать наплавкой или производить постановку специальных вварных втулок в поврежденные отверстия для болтов крепления Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

16 подшипниковых щитов, моторно-осевых подшипников и кожухов с последующей их рассверловкой и нарезкой Якорные подшипники Внутренние кольца роликовых подшипников при их исправности с вала якоря не снимать. Шариковые подшипники подлежат съему с вала якоря Разборку, осмотр, дефектацию и сборку роликовых подшипников производить в соответствии со специальной инструкцией. Осмотру и проверке подвергать все подшипники — как бывшие в эксплуатации, так и новые. Съем и постановку подшипников производить только специальными приспособлениями. При монтаже на вал роликовые кольца должны быть размагничены. Осмотр и ремонт подшипников производить в отделении для ремонта роликовых подшипников. Все детали подшипников очистить и предохранить от загрязнения и коррозии Роликовые и шариковые подшипники тщательно осмотреть. При этом каждый ролик (шарик) проверить и осмотреть по всей поверхности, проверить состояние сепараторов и их заклепок, осмотреть кольца и их беговые дорожки по всей длине, измерить зазоры в роликовых подшипниках. Проверить зазор плавания сепараторов. Зазор плавания измеряется у подшипников с центрированием сепараторов по буртам наружных колец в верхней его части (внизу сепаратор должен лежать на буртах), у подшипников с центрированием сепаратора по роликам — в нижней части. Величина зазоров плавания должна соответствовать требованиям Инструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава N ЦТ/3781 В дальнейшем будет указан только номер Инструкции. При разборке подшипников ролики, кольца и другие стальные детали подвергнуть магнитному контролю. После магнитного контроля все детали подшипника размагнитить Роликовые и шариковые подшипники, имеющие предельные износы рабочих поверхностей, трещины и деформации сепаратора и его шайб, раковины, шелушение, трещины или отколы роликов, шариков и колец, а также заклинивание, толчки и ненормальный шум при вращении, заменить или отремонтировать в соответствии с требованиями Инструкции N ЦТ/ Ослабление заклепок и шайб сепаратора, а также наличие зазоров между шайбой и сепаратором не допускаются. Подшипники, имеющие ослабшие или оборванные заклепки, ремонтировать с выполнением требований Инструкции N ЦТ/ При отсутствии требуемого натяга внутренних колец на валу допускается на посадочные поверхности наносить слой электролитического железа, электролитического цинка или полимерной пленки эластомера ГЭН-150 (В). Толщина слоя железа допускается до 0,5 мм, цинка и полимерной пленки — до 0,2 мм. При применении эластомера ГЭН-150 (В) принять меры по предотвращению склеивания кольца с валом. Хромирование колец запрещается. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

17 У вспомогательных машин суммарный натяг посадки внутренних и наружных колец подшипников должен быть меньше их радиального зазора в свободном состоянии Отремонтированные подшипники и осмотренные новые промыть и смазать чистым минеральным маслом Якорь Проверить обмотку якоря на межвитковое замыкание, целостность ее и качество пайки методом падения напряжения. Разница между максимальными и минимальными показаниями прибора не должна превышать 20% среднего значения Проверить состояние бандажей и клиньев. При наличии нарушений целостности припоя между витками проволочных бандажей, слабо пропаянных скоб и окисления бандажи очистить и пропаять с применением установленных припоев и флюсов. Проволочные бандажи, имеющие механические повреждения или оплавление витков, ослабление, сдвиг и обрыв замковых скоб или конца витка в замке, заменить. Бандажи из стеклобандажной ленты заменить при наличии кольцевых трещин шириной и глубиной более 1 мм, протяженностью более 300 мм, располагающихся произвольно по окружности и по ширине стеклобандажа, зазора между лобовыми частями обмотки и поверхностью задней нажимной шайбы величиной более 2 мм и глубиной более 30 мм, зазора между бандажами и лобовыми частями (глухой звук при постукивании металлическим молотком массой не более 200 г), а также при наличии глубоких трещин, ослабления или разрушения кромок, отдельных полосок, обгорании поверхностного слоя. При укладке нового бандажа из стеклобандажной ленты обязательно подложить под него прокладку из стеклотекстолита или пропитанного электрокартона. Поврежденный бандаж резать только в том месте, где уложена прокладка для защиты обмотки от повреждений. Клинья, имеющие повреждения или ослабшие, заменить. Для плотной посадки разрешается ставить под клинья прокладки из стеклотекстолита, толщина прокладок устанавливается по месту При ремонте бандажей запрещается: остукивать проволочные бандажи над пазом; производить зачистку бандажей инструментом, наносящим поперечные риски на проволоке; оставлять на бандажах и других местах поверхности якоря капли или выплески припоя и флюса, а также выступающие над поверхностью бандажа концы витков в замке; устанавливать общие скобы на два бандажа и более; наматывать бандажи без контроля количества витков и величины натяжения Якоря, имеющие выползание или разрывы изоляции под задними лобовыми частями, повреждение задних лобовых частей, ремонтировать капитальным ремонтом КР Вентиляторы якорей очистить, осмотреть и проверить крепление и прочность посадки. Вентиляторы, имеющие слабину в посадке, трещины, изломы лопастей, заменить. Изогнутые стальные вентиляторы разрешается выправлять и ремонтировать. Поврежденные сварные швы приваренных вентиляторов или лопастей восстановить. До установки вентилятор должен быть статически отбалансирован. Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

18 Проверить дефектоскопом конус вала, а при снятии внутренних колец подшипников или упорных втулок и шейки вала с осмотром под лупой не менее пятикратного увеличения. Неснятые кольца роликовых подшипников проверить дефектоскопом на валу Якоря, валы которых имеют после проточки под наплавку поперечные трещины независимо от их размеров и количества, подлежат капитальному ремонту. Замерить диаметры посадочных поверхностей шеек валов, расстояние между торцами упорных втулок на соответствие нормам. Посадочные поверхности валов вспомогательных электрических машин разрешается восстанавливать постановкой специальных втулок по чертежу, утвержденному МПС, а также вибродуговой наплавкой под слоем флюса в соответствии с Инструктивными указаниями по сварочным работам N ЦТтеп/251 с последующей обработкой и упрочняющей накаткой под чертежный размер в обоих случаях. Натяг ремонтной втулки должен быть в пределах 0,06-0,08 мм. Толщина стенки должна быть не менее 3 мм. Посадочные поверхности валов тяговых электродвигателей восстанавливать вибродуговой наплавкой При обработке шеек вала и других частей якоря на станке правильность центров вала предварительно проверить относительно посадочной поверхности под подшипники или относительно беговых дорожек внутренних колец подшипников, биение которых не должно быть более нормы. Шероховатость поверхности шеек вала при обработке должна соответствовать чертежу. Если вал не обрабатывается, то разрешается на шейках оставлять риски глубиной не более 0,1 мм. Галтели радиусом менее установленного чертежом не допускаются. Поперечные риски и подрезы на галтелях не допускаются Конусы для посадки шестерен зачистить от заусенцев и забоин. Прилегание конусного кольцевого калибра по краске должно быть не менее 75% посадочной поверхности, с равномерным распределением краски по всей поверхности конуса. Разрешается оставлять на конусной части вала отдельные вмятины или риски общей площадью не более 20% посадочной поверхности конуса и глубиной не более 1,5 мм без выступания краев. Притирку конуса с шестерней производить абразивным порошком. Разрешается вибродуговая наплавка посадочной поверхности конуса вала под слоем флюса в соответствии с Инструктивными указаниями по сварочным работам N ЦТтеп/251. При выпуске якоря из ремонта должно быть обеспечено расстояние от калибра конуса до галтели по нормам допусков Шпоночные канавки на валах вспомогательных электрических машин и тягового генератора зачистить от заусенцев и забоин. Разрешается электронаплавка поврежденных шпоночных канавок с последующей обработкой или уширение их до 1 мм, а также выпиловка трещин в углах канавки при длине их до 10 мм и глубине до 5 мм Поврежденную или разработанную резьбу вала восстановить наплавкой с последующей нарезкой резьбы по чертежу Уплотнительные и другие кольца при наличии трещин и ослабления заменить Разрешается восстанавливать электронаплавкой посадочные поверхности лабиринтных и упорных втулок Коллекторные болты должны быть хорошо затянуты и не иметь вибрации при их остукивании. Усилие подтяжки коллекторных болтов: кг х м для электродвигателей ЭДТ-200Б, ЭД-107, ЭД-107А, ЭД-118А, ЭД-118Б; кг х м для генераторов ГП-311Б, ГП-311В; кг х м — для ГП-312. Коллектор, имеющий ослабление болтов или нажимных гаек, нагреть до температуры Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

19 70-80 С и подтянуть болты. Подтяжку болтов производить плавно не более чем на пол-оборота за один прием с поочередным подвертыванием диаметрально противоположных болтов. После подтяжки производить механическую обработку коллектора Рабочая поверхность коллектора должна быть измерена для определения износа по диаметру и проточена с минимальным снятием металла. Торцы коллекторных пластин тяговых электродвигателей и вспомогательных электрических машин закруглить радиусом 3 мм При обработке коллектора при необходимости (значительная выработка, подгары и т.д.) разрешается: углублять проточкой канавку у петушков до допускаемого размера; выполнять ступенчатую обработку коллектора тягового генератора со стороны петушков для предотвращения образования щелей; заплавлять тугоплавким припоем местные забоины на пластинах коллектора Запрещается: обтачивать петушки коллектора; опиливать рабочую поверхность коллектора; устранять местные забоины на пластинах глубиной более 0,5 мм обточкой коллектора; шлифовать коллектор наждачной бумагой или полотном; обтачивать и шлифовать коллектор, если износ его не превышает 0,2 мм, биение не превышает установленных норм, якорь не разъединяли с остовом и состояние рабочей поверхности нормальное Коллектор продорожить на глубину в соответствии с нормами допусков и износов. Вдоль продорожки не допускается наличие слюды у стенок пластин При продороживании коллектора запрещается подрезать стенки пластин или наносить риски на рабочей поверхности коллектора, допускать подрезы или забоины на петушках и уступы по длине коллектора на дне канавки После продорожки с кромок коллекторных пластин снять фаски размером 0,5 мм х 45 по всей длине рабочей части, произвести зачистку заусенцев, разделку ламелей и шлифовку коллектора брусками типа БКв 40х40х75 24АМ40 4,5Б или БКв 40х40х45 14АМ40 4,5Б (ГОСТ ) или бумагой 1М720х100 П215А 8-Н МА (ГОСТ ), закрепленной на твердом основании. Очистить коллектор жесткой волосяной щеткой Бандаж на переднем миканитовом конусе коллектора зачистить мелкой стеклянной бумагой до удаления верхнего слоя лака, протереть чистыми сухими салфетками и покрыть дугостойкой эмалью в соответствии с требованиями чертежей не менее двух раз до получения сплошной глянцевой поверхности. В случае ослабления, сдвига витков, вздутия, прожогов или поперечных трещин ленточный бандаж сменить. Не допускается оставлять щели и углубления между торцом нажимного конуса коллектора и краем ленточного бандажа Сушку, пропитку и покрытие эмалью обмоток якорей производить в соответствии с общими положениями и действующими инструкциями. Ремонт якорей, пропитанных в эпоксидном компаунде, производить с соблюдением требований руководства по ремонту завода «Электротяжмаш». Приладожья, Поморья и Прионежья Постоянно действующий третейский суд.

Источник

Читайте также:  Ремонт машин для внесения минеральных удобрений
Оцените статью