УРАЛ-4320-60/61, УРАЛ-43206-61, УРАЛ-5557-60. Руководство — часть 1
Руководство предназначено для водителей и работников автомобильного транс-
порта, связанных с эксплуатацией автомобилей «Урал». В руководстве приводятся техни-
ческие характеристики автомобилей, краткое описание устройства и работы составных час-
тей автомобиля, их регулирование и обслуживание, справочные данные.
В связи с постоянной работой по совершенствованию изделия, повышающей его
надежность и улучшающей условия эксплуатации, в конструкцию могут быть внесены от-
дельные изменения, не отраженные в настоящем руководстве.
При эксплуатации автомобилей следует пользоваться данным руководством по
эксплуатации, руководством по эксплуатации на силовой агрегат Ярославского моторного
завода «Силовые агрегаты ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-
236БЕ, ЯМЗ-236Б» и дополнением «Двигатели ЯМЗ-6565, ЯМЗ-65651, ЯМЗ-65652, ЯМЗ-
65653, ЯМЗ-65654 и их комплектации» к руководству по эксплуатации «Силовые агрегаты
ЯМЗ-236НЕ2, ЯМЗ-236НЕ, ЯМЗ-236Н, ЯМЗ-236БЕ2, ЯМЗ-236БЕ, ЯМЗ-236Б», техниче-
ским описанием и инструкцией по монтажу «Воздушный отопитель», руководством (инст-
рукцией) по эксплуатации на аккумуляторные батареи, руководством по эксплуатации
предпускового подогревателя, руководством по эксплуатации коробки передач, инструкци-
ей по монтажу и эксплуатации «Тягово-сцепное устройство (ТСУ) 21-202», руководством
(инструкцией) по эксплуатации тахографа.
Составитель: Тебенькова Н.С.
Ответственный редактор: Трофимов В.А.
Источник
Введение
Автомобиль Урал 43206-41 (рис. 1) с колесной формулой 4х4 с дизельным двигателем ЯМЗ-236НЕ2-3, трехместной цельнометаллической кабиной, расположенной за двигателем, предназначен для перевозки грузов, людей и буксирования прицепов по всем видам дорог и местности.
Автомобиль Урал 43206-41 рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха в диапазоне от минус 45 до плюс 50 °С (кратковременно до минус 50 °С).
Автомобиль Урал 43206-41 соответствует требованиям ТУ 37.165.300-2005 «Автомобили «Урал» с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8» Автомобили, поставляемые МО РФ, выпускаются в соответствии с ТУ 37.165.341-2005 «Автомобили многоцелевого назначения «Урал» семейства «Мотовоз-1».
Ресурс до первого капитального ремонта при первой категории условий эксплуатации в соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» при условии соблюдения всех правил, указанных в руководстве по эксплуатации, для автомобиля Урал 43206-41 должен быть не менее 200 000 км.
В течение указанного периода допускается замена узлов и агрегатов, прошедших установленный пробег, а также покупных изделий, ресурс которых, установленный технической документацией предприятий-поставщиков и стандартами, меньше ресурса автомобиля.
Шасси Урал 43206-41 многоцелевого назначения, предназначено для комплектации спецтехники.
Автомобили и шасси выпускаются в различных комплектациях по вариантам исполнения и номенклатуре составных частей.
Автомобили предназначены для эксплуатации с прицепными системами, имеющими пневмовыводы по ГОСТ Р 50023-92 и электровыводы по ГОСТ 9200-76 (исполнение II), пневматический вывод тормозной системы по ГОСТ 4364-81, тормозные системы по ГОСТ Р 41.13-99, полную массу в соответствии с технической характеристикой на автомобиль, сцепное устройство по ГОСТ 2349-75. Основная модель прицепа — 782Б (2ПН-4М).
На базе автомобиля Урал 43206-41 и шасси также изготавливаются различные изделия (цистерны, автокраны, нефтепромысловое оборудование, кузова-фургоны и др.). Все замечания и предложения по их работе следует направлять заводам-изготовителям этих изделий.
Установка различного оборудования и механизмов на автомобиль и его шасси допускается только при согласовании с Управлением главного конструктора завода. В противном случае потребитель лишается права предъявлять рекламации на преждевременный выход из строя деталей автомобиля.
Маркировка автомобиля и шасси «Урал» включает маркировку автомобиля в целом как транспортного средства, маркировку шасси и кабины как составных частей транспортного средства, маркировку двигателя. Структура маркировки соответствует ОСТ 37.001.269-96.
Автомобиль в целом как транспортное средство маркируется на заводской табличке, закрепленной на правой панели боковины кабины в районе порога. На табличке указывается: товарный знак, модель автомобиля с обозначением комплектности, идентификационный номер VIN (17 знаков), модель двигателя.
Структура и содержание идентификационного номера транспортного средства:
Источник
Инструкция по эксплуатации и техобслуживанию автомобиля Урал-43206
1 Инструкция по эксплуатации и техобслуживанию автомобиля Урал ВВЕДЕНИЕ Автомобиль Урал (4×4) с дизельным двигателем ЯМЗ- 236М2 АО «Автодизель» г.ярославль, трехместной цельнометаллической кабиной, расположенной за двигателем, предназначен для перевозки грузов, людей и буксирования прицепов по всем видам дорог и местности. Рис. 1. Автомобиль Урал Автомобиль Урал рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха в диапазоне от плюс 50 до минус 45 С (кратковременно до минус 50 С). Шасси Урал предназначено для комплектации спецтехники. Автомобили и шасси выпускаются в различных комплектациях по вариантам исполнения и номенклатуре составных частей. Автомобили допускается эксплуатировать с прицепными системами, имеющими пневмовыводы и электровыводы по ГОСТ (исполнение II), пневматический вывод тормозной системы по ГОСТ , тормозные системы по ГОСТ , полную массу, соответствующую технической характеристике, и сцепное устройство прицеп по ГОСТ Для автомобиля Урал основными прицепами являются прицепы модели 782В, 782Б (2ПН-4М).
2 На базе автомобиля Урал и шасси также изготавливаются различные изделия (цистерны, автокраны, нефтепромысловое оборудование, кузова-фургоны и др.). Все замечания и предложения по их работе следует направлять заводам-изготовителям этих изделий. Установка различного оборудования и механизмов на автомобиль и его шасси допускается только при согласовании с «Управлением главного конструктора завода. В противном случае потребитель лишается права предъявлять рекламации на преждевременный выход из строя деталей автомобиля. Маркировка автомобилей и шасси «Урал» включает маркировку автомобиля в целом как транспортного средства, маркировку шасси и кабины как составных частей транспортного средства, маркировку двигателя. Структура маркировки соответствует ОСТ Автомобиль в целом как транспортное средство маркируется на заводской табличке, закрепленной на правой панели боковины кабины в районе порога. На табличке указывается: товарный знак УралАЗ, модель автомобиля с обозначением комплектности, идентификационный номер VIN (17 знаков), модель двигателя. Шасси как составная часть транспортного средства маркируется на раме в задней части правого лонжерона на расстоянии мм назад от оси заднего моста и мм вниз от верхней полки лонжерона. Маркировка содержит 14 знаков и производится ударным способом. Кабина как составная часть транспортного средства маркируется на боковине справа по ходу движения в нижней части дверного проема между двумя передними отверстиями. Маркировка содержит 14 знаков и производится ударным способом. Сведения о маркировке двигателя приведены в «Руководстве по эксплуатации двигателя». ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1.Перед началом работы убедитесь в исправности автомобиля и его сцепных устройств. 2. Обслуживайте и ремонтируйте автомобиль на горизонтальной площадке. Автомобиль затормозите стояночным тормозом, в коробке передач включите первую передачу,
3 аккумуляторные батареи отсоедините выключателем, подачу топлива отключите, вытянув ручку тяги останова двигателя на себя до упора. 3. Содержите в чистоте и исправном состоянии двигатель и предпусковой подогреватель, не допускайте подтекания топлива и масла: это может послужить причиной пожара. Во время работы подогревателя водитель должен находиться при автомобиле. 4. Не прогревайте двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией. 5. Антифризы и тормозные жидкости ядовиты, обращайтесь с ними осторожно. 6. При обслуживании двигателя механизм подъема капота зафиксируйте предохранительным крючком 1 (рис. 2). 7. Чтобы подняться на буфер автомобиля или спуститься с него, используйте подножку, центральное и крайнее левое <по ходу автомобиля) ребра облицовки радиатора, имеющие на внутренней стороне вкладыши <рис. 3). 8. Перед снятием колеса дополнительно положите упоры под колеса другого моста, который не будет подниматься, для предотвращения скатывания автомобиля. Ослабьте затяжку гаек крепления колеса, после этого вывешивайте колесо домкратом или другим грузоподъемным механизмом.
4 Для поднятия домкратом переднего моста головку винта домкрата устанавливайте в гнездо хомута крепления рессоры, для поднятия заднего моста под опорный кронштейн рессоры. 9. Запрещается снимать колесо с автомобиля, не выпустив предварительно весь воздух из шины. 10.Запрещается устанавливать на автомобиль и накачивать вновь собранную с колесом шину при помощи системы накачки шин. Завод особо предупреждает о необходимости неукоснительного соблюдения правил техники безопасности при шиномонтажных работах (см. раздел «Колеса и шины»). 11.При опускании запасного колеса не находитесь в зоне действия откидного кронштейна держателя. 12.Запрещается эксплуатация автомобиля без пружинного кольца 14 (см.рис.81) замка и гайки-барашка 7 крышки контейнера аккумуляторных батарей. 13.Во избежание падения аккумуляторных батарей при их обслуживании на автомобиле выдвигайте батареи из контейнера только на откинутую крышку контейнера, убедившись в надежной ее фиксации в горизонтальном положении. 14.Проверяйте состояние изоляции провода от клеммы «+» аккумуляторной батареи к стартеру: повреждение изоляции может привести к пожару. 15.При преодолении подъемов заблаговременно выбирайте необходимую передачу. 16.При перевозке пассажиров зафиксируйте замок правой двери кабины поворотом рукоятки замка вниз. 17.Сцепляйте и расцепляйте прицеп на ровной горизонтальной площадке. 18.При работе с лебедкой: — не стойте перед перемещаемым грузом, а также вблизи натянутого троса; — не допускайте перегибов и образования узлов на тросе, что приводит к его повреждению и обрыву. При протягивании троса через дорогу выставьте охрану и поставьте знаки, запрещающие проезд. \ 19.Сварочные работы на автомобиле выполняйте с соблюдением мер пожарной безопасности. Массовый провод сварочного аппарата присоединяйте вблизи от места сварки,
5 исключив прохождение электрического тока через подшипники и пары трения. 20.При установке на автомобиль противоугонного устройства запрещается во время движения вынимать ключ из замка зажигания, т.к. это приводит к потере управляемости автомобиля из-за блокировки рулевого вала. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ Нормальная работа автомобиля и длительный срок его эксплуатации могут быть обеспечены только при соблюдении всех рекомендаций, изложенных в данном руководстве. 1.На протяжении первых 1000 км пробега выполняйте правила, указанные в подразделе «Обкатка (эксплуатация) нового автомобиля». 2. После пуска холодного двигателя не допускайте его работу с большой частотой вращения коленчатого вала. 3. При работе двигателя на полной нагрузке мгновенный останов его недопустим, двигатель должен проработать в течение 1-3 мин на минимальной частоте вращения холостого хода. 4. Чтобы воздух не попадал в систему питания, не вырабатывайте весь объем топлива из топливного бака. 5. После 1000 км пробега автомобиля, при проведении ТО в начальный период эксплуатации, обязательно демонтируйте технологическую сетку между насадкой и соединительной трубой впускных коллекторов двигателя, сохранив уплотнительную прокладку. 6. Следите за правильностью регулировки топливного насоса подогревателя, не допуская открытого пламени из газохода котла. 7. Не допускайте работу подогревателя продолжительностью более 15 с без охлаждающей жидкости в котле. После мойки автомобиля включите насосный агрегат на 2-3 мин для удаления воды из воздушного тракта подогревателя. 8. Начинайте движение после прогрева охлаждающей жидкости двигателя до температуры не менее 40 С. Оптимальная температура охлаждающей жидкости С. 9. Для полного слива жидкости из системы охлаждения двигателя установите автомобиль горизонтально или с наклоном вперед. 10. Сливайте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя через три краника (на котле подогревателя, на насосном
6 агрегате и на подводящем патрубке водяного насоса) при открытом кране отопителя кабины и при открытых пробках радиатора и наливной трубы подогревателя. При использовании в системе охлаждения воды для удаления ее остатков из жидкостного насоса подогревателя включите насосный агрегат на с. После слива жидкости краники закройте. 11. Не рекомендуется езда с заблокированным дифференциалом в раздаточной коробке по твердым и сухим дорогам, т.к. это приводит к повышенному износу трансмиссии и шин. Рычаг блокировки при разблокированном дифференциале должен находиться в крайнем переднем положении. 12.При ремонте колесно-ступичных узлов не допускайте сборки наружных колец подшипников ступицы А с внутренними кольцами подшипников М (и наоборот) это приведет к внезапному разрушению подшипников ступицы. 13.При выводе автомобиля из колеи не следует продолжительное время двигаться с повернутым в крайнее положение рулевым колесом, так как это может привести к перегреву масла в гидросистеме рулевого управления и, как следствие, к выходу насоса из строя. По этой же причине в случаях отбора мощности от двигателя при работе в стационарных условиях снимите нагрузку с вала рулевого управления поворотом рулевого колеса до появления свободного хода. 14.Перед началом движения давление воздуха в тормозной системе должно быть не ниже 400 кпа (4 кгс/см 2 >. При загорании сигнальной лампы 4 (см.рис. 9) на панели приборов и подаче звукового сигнала (зуммер) устраните неисправность в пневматической части привода. 15. При эксплуатации автомобиля, особенно в тяжелых дорожных условиях (песчаные, грязные дороги и т.д), следите за состоянием тормозов и своевременно регулируйте зазоры между колодками и барабанами. При неисправности загорается контрольная лампа 3 (см.рис. 9) на панели приборов. В этом случае устраните неисправность в гидравлической части привода тормозов или отрегулируйте зазоры в рабочих тормозах. При недостаточной эффективности стояночного тормоза не регулируйте зазоры между колодками и барабаном стояночного
7 тормоза, тягой 5 (см.рис. 73) вo избежание выхода из строя деталей стояночного тормоза. 16.Перед началом движения проверьте исправность сигнализаторов блоков контрольных ламп (см.рис. 9). 17.Не эксплуатируйте автомобиль с опущенным задним бортом, так как в этом положении он закрывает задние светосигнальные фонари. 18.При повторном включении стартера (повторное включение после 1-2 мин перерыва), если двигатель по каким- либо причинам не запустился или заглох, предварительно переведите ключ в первоначальное вертикальное положение. Частые запуски двигателя с кратковременной его работой приводят к быстрому разряду аккумуляторных батарей. 19.Не передвигайте автомобиль с помощью стартера, т.к. это может быть причиной выхода из строя стартера и быстрого разряда аккумуляторных батарей. 20.Во избежание выхода из строя генератора к положительному выводу аккумуляторной батареи подсоединяйте провод от стартера, а к отрицательному — провод от выключателя аккумуляторной батареи. 21. Подсоединяйте провода к генератору и регулятору напряжения в соответствии с маркировкой, указанной на этих изделиях. 22. Перед снятием генератора с двигателя отключайте аккумуляторные батареи. 23. Во время длительной стоянки автомобиля отключайте аккумуляторные батареи от «массы» с помощью кнопки (см.рис. 17) выключателя «массы». 24. При запуске двигателя от внешнего источника питания через розетку внешнего запуска необходимо включить аккумуляторные батареи. Запрещается применять источник постоянного тока с характеристиками, превышающими 24 В при токе 0 (ноль) А и 18,3 В при токе 1000 А или аккумуляторные батареи, имеющие номинальную емкость, отличающуюся от 190 Ач более чем на ± 20 А.ч. 25.Снятие пломб на гибком валу привода спидометра (2 шт.) лишает потребителя права на предъявление претензий. 26. При температуре воздуха ниже минус 25 С пользуйтесь дополнительным отбором мощности только после короткого пробега (приблизительно 15 км) или прогрева масла в раздаточной коробке другим способом, например, горячим воздухом.
8 27. При буксировании прицепа, ограничивающего маневрирование автомобиля, снимите задние буфера. 28. Во время движения автомобиля при номинальном давлении воздуха в шинах колесные краны переднего моста должны быть открыты, а заднего закрыты. 29. Не снижайте при преодолении особо трудных участков пути давление в шинах ниже предельно допускаемого, так как это может привести к резкому снижению ресурса и выходу из строя шин, соблюдайте рекомендуемые скорости движения. Пробег шин при сниженном давлении ограничен. 30. При буксировке автомобиля с неработающим двигателем первичный и промежуточный валы коробки передач не вращаются, масляный насос в этом случае не работает и не подает смазку в подшипники шестерен вторичного вала и на конусные поверхности синхронизаторов, что вызовет задиры поверхностей скольжения, износ колец синхронизаторов и ведет к выходу из строя всей коробки передач. Для проведения буксировки выключите сцепление и включите прямую (четвертую) передачу в коробке передач или отсоедините коробку от трансмиссии. Буксировка автомобиля на расстояние свыше 20 км без отсоединения карданного вала или выжима сцепления с включенной прямой передачей не допускается. 31. Маневрируя, особенно задним ходом, не допускайте больших углов складывания автопоезда, чтобы не повредить буксирный прибор, 32. При работе с прицепом при температуре окружающего воздуха ниже минус 25 С перед длительной стоянкой во избежание замерзания резинового буфера в сжатом состоянии и появлении осевого зазора в буксирном приборе не оставляйте резиновый буфер буксирного прибора под нагрузкой. Отсоедините прицеп или снимите с резинового буфера осевую нагрузку, перемещая автомобиль вперед — назад. 33. При заезде на платформу автомобиля погрузчика полной массой свыше 3200 кг подложите щиты (доски) под его колеса. 34.Тяжелые малогабаритные грузы, которые при перемещении могут вызывать местный прогиб пола платформы или повредить борта и детали сидений, уложите на лежни (доски) и надежно закрепите. Груз разместите так, чтобы центр массы груза был расположен посередине платформы.
9 ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Параметры Урал Общие данные
10 Масса перевозимого груза на автомобиле, кг 4200/3700 х1 Масса размещаемого и перевозимого груза на шасси, кг 5500/5000 х1 Масса автомобиля в снаряженном состоянии, кг 7650/8070 х1 Масса шасси в снаряженном состоянии, кг 6600/7020 х! Полная масса автомобиля (автопоезда), кг /12070* 1 Распределение нагрузки на дорогу от снаряженного автомобиля, кгс: через шины передних колес через шины задних колес Распределение нагрузки на дорогу от автомобиля полной массой, кгс: через шины передних колес через шины задних колес Полная масса буксируемого прицепа, кг Максимальная скорость движения при полной массе, км/ч: автомобиля автопоезда 4455/4365 xl 3195/3705 xl 4625/4540 xl 7525/7530 xl 5000/7000 x2 Контрольный расход топлива х3 автомобиля (шасси) при скорости 60 км/ч на 100 км, л, не более 24 Запас хода по контрольному расходу топлива автомобиля (шасси) при скорости 60 км/ч, км 1080 Тормозной путь при движении со скоростью 60 км/ч, м, не более: при полной массе автомобиля при полной массе автопоезда Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем, град, (%), не менее: при полной массе автомобиля при полной массе автопоезда ,7 38,5 30 (58) 19 (34) Наименьший радиус поворота по оси следа переднего внешнего (относительно центра поворота) колеса, м, не более 10,5 Глубина преодолеваемого брода с твердым дном с учетом естественной волны (не от движения автомобиля), м 1,2 4 Параметры Двигатель Урал-43206
11 Тип, модель ЯМЗ-236М2 дизельный, четырехтактный, с воспламенением от сжатия, шестицилиндровый, V-образный Рабочий объем, л 11,15 Номинальная мощность, брутто, квт (л.с.) 132 (180) Максимальный крутящий момент, брутто, Н-м (кгс-м) 667 (68) Частота вращения, мин -1 : при номинальной мощности при максимальном крутящем моменте Система питания Основной топливный бак, л 210 (заправочная емкость 204) Дополнительный топливный бак, л 60 (заправочная емкость 57,6) Трансмиссия Сцепление ЯМЗ-236К, фрикционное, двухдисковое, сухое, привод механический с пневматическим усилителем Раздаточная коробка передаточные числа: высшая передача низшая передача Коробка передач передаточные числа Карданная передача Мосты Главная передача Механическая, двухступенчатая, с межосевым цилиндрическим блокируемым дифференциалом, распределяющим момент между передним мостом и задним мостом в отношении 1:2 с постоянно включенным приводом на передний мост 1,21 2,15 ЯМЗ-236У, механическая, трехходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй, третьей, четвертой, пятой передачах Первая — 5,26; вторая — 2,90; третья — 1,52; четвертая — 1,0; пятая — 0,66; задний ход -5,48 Открытая, с четырьмя валами, с шарнирами на игольчатых подшипниках Ведущие, картер моста комбинированный, состоит из литой средней части и запрессованных в нее кожухов полуосей. Передний мост управляемый, с шарнирами равных угловых скоростей дискового типа Двойная, проходного типа, пара конических шестерен со спиральным зубом и пара цилиндрических косозубых шестерен. Параметры Урал-43206
12 передаточное число Рама Буксирные приборы Подвеска автомобиля: передняя задняя Колеса Шины Давление воздуха в шинах, МПа (кгс/см2): номинальное Пределы регулирования в зависимости от условий эксплуатации Расположение держателя запасного колеса Тип передачи Рулевой механизм Главные передачи всех мостов автомобиля взаимозаменяемы. Дифференциал — симметричный, конический, с четырьмя сателлитами. Полуоси — полностью разгруженные, соединение со ступицей шлицевое 6,7 Ходовая часть Штампованная, клепаная Спереди — жесткие буксирные крюки, сзади — тяговосцепное устройство двухстороннего действия Зависимая, на двух полуэллиптических рессорах, работающих совместно с двумя гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия Зависимая, на двух продольных полуэллиптических рессорах с подрессорниками, работающих совместно с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия (400Г-508) дисковые, с разъемным ободом, имеющим монтажный ручей и тороидальные посадочные полки 500/ (1200x ) модели ИД-П F НС 16 широкопрофильные с регулируемым давлением, грузоподъемностью Н (4000 кгс) Переднего моста — 0,35 (3,5) Заднего моста — 0,53 (5,3) Переднего моста — 0,35-0,1 (3,5-1,0) Заднего моста — 0,53-0,1 (5,3-1,0) Вертикальное, установлен за кабиной Рулевое управление Механический, с гидравлическим усилительным механизмом Двухзаходный червяк и боковой зубчатый сектор передаточное число Усилительный механизм 21,5 Гидравлический, двухстороннего действия с клапаном управления золотникового типа, установленным на картере рулевого механизма Параметры Урал-43206
13 Насос усилительного механизма Установка передних управляемых колес Рабочая тормозная система Запасная тормозная система Стояночная тормозная система Лопастный, двойного действия, роторного типа, привод от коленчатого вала двигателя Развал колес- 1,поперечный наклон шкворня- 6, схождение колес по ободу мм Тормозная система Двухконтурная, со смешанным (пневмогидравлическим) приводом тормозов автомобиля. Колесные тормозные механизмы барабанного типа Один из контуров рабочей тормозной системы Механическая, с пневмоприводом к крану управления стояночным тормозом прицепа. Тормозной механизм барабанного типа, установлен на выходном валу раздаточной коробки Вспомогательная тормозная система Схема проводки Генератор Регулятор напряжения Компрессионная, установлена в системе выпуска газов. Привод пневматический, сблокирован с остановом двигателя Система электрооборудования Однопроводная, отрицательные клеммы источников тока соединены с «массой» автомобиля. Номинальное напряжение 24 В Г-288Е, водостойкий, переменного тока, мощностью 1000 Вт. Может устанавливаться генератор , полупроводниковый, бесконтактный, с двумя уровнями настройки напряжения Аккумуляторные батареи Выключатель аккумуляторных батарей Стартер Фара Фонари боковых указателей поворота и знака автопоезда Задние фонари Передние фонари Фонарь освещения номерного знака Две, 6СТ , с дистанционным управлением из кабины , мощностью 8,2 квт, (11,2 л.с.), с электромагнитным тяговым реле с дистанционным управлением или ФГ122ВВ1 Пять, УП101-Б1 Два, ФП133-АБ, трехсекционные, с лампами габаритного огня, лампами указателей поворота, лампами сигнала торможения Два, ПФ133-АБ или ПФ130Б, двухсекционные, с лампами габаритного огня и указателя поворота Два, ФП134Б или ФП131Б Кабина Кабина и платформа Трехместная, металлическая, оборудована отопителем Параметры Урал-43206
14 Платформа Внутренние размеры платформы, мм: Длина Ширина Высота с основными бортами Высота с надставными бортами Коробка отбора мощности от коробки передач *5 Коробка дополнительного отбора мощности *5 Металлическая, с задним откидным бортом, оборудована съемной средней скамейкой, откидными боковыми скамейками, надставными бортами, съемным тентом и дугами Специальное оборудование Механическая, одноступенчатая, с пневматическим приводом управления в двух вариантах исполнения: — под установку насоса типа ИШ-32 левого вращения — с фланцем для присоединения карданного вала. Частота вращения выходного вала коробки отбора мощности составляет 0,946 частоты вращения коленчатого вала двигателя. Отбираемая мощность 22 квт (30 л.с.). Не допускается отбор мощности во время движения автомобиля Механическая, с пневматическим приводом управления, включается через скользящую муфту от первичного вала раздаточной коробки. Обеспечивается отбор до 40% максимальной мощности двигателя.. Допускается отбор мощности в движении с соответствующим снижением тягово-динамических качеств Лебедка *5 Барабанного типа с червячным редуктором и ленточным тормозом, привод через карданную передачу от коробки дополнительного отбора мощности. Рабочая длина троса — 60 м, диаметр троса — 17,5 мм. Выдача троса назад. Тяговое усилие на третъем ряду намотки троса 68,6-88,2 кн (7-9 тс) ограниченное предохранительным штифтом Блок лебедки *5 Канатный одноручьевой Система регулирования давления Обеспечивает регулирование давление воздуха в воздуха в шинах шинах краном из кабины водителя *1 Для автомобиля и шасси Урал с лебедкой. *2 По дорогам 1-4 категорий. *3 Контрольный расход топлива служит для определения технического состояния автомобиля и не является эксплуатационной нормой. *4 При установке двигателя в герметичном исполнении. *5 Устанавливается по требованию.
15 Габаритные размеры автомобиля показаны на рис. 4, 5. Размеры, отмеченные одной звездочкой, указаны для автомобилей при полной массе, остальные размеры для автомобиля в снаряженном состоянии; размеры, отмеченные двумя звездочками, означают допустимое приближение спецустановки при полной массе. В приложениях 1-9 приведены справочные данные, необходимые для технического обслуживания автомобилей. Рис. 4. Габаритные размеры автомобиля Урал Рис. 5. Габаритные размеры шасси Урал
16 МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ Механизмы управления и контрольно-измерительные приборы, расположенные в кабине автомобиля, показаны на рис Рис. 6. Таблички, помещенные внутри кабины автомобиля: С-коробка передач; 1,2,3,4,5-передачи; R-задний ход; D-коробка раздаточная; В-включена высшая передача; Н-включена низшая передача; I-дифференциал разблокирован; П-дифференциал заблокирован Рис. 7. Механизмы управления автомобиля и контрольно- измерительные приборы: 1-выключатель звукового сигнала; 2-рычаг стояночного тормоза; 3-рычаг переключения передач; 4-рукоятка привода наружного люка; 5-кран включения коробки отбора мощности; 6-кран включения коробки дополнительного отбора мощности; 7-розетка переносной лампы; 8-индикатор засоренности воздушного фильтра; 9-цепь управления шторой радиатора; 10-рычаг крана управления давлением; 11- переключатель указателей поворота; 12-колесо рулевое; 13-щиток
17 приборов; 14-дефлектор; 15-рычаг привода заслонки распределителя воздухообогрева; 16-рычаг привода внутреннего люка; 17-крышка люка блока предохранителей; 18-ручка тяга ручного останова двигателя; 19- кнопка крана отключения тормозов прицепа; 20-рычаг переключения передач раздаточной коробки; 21-рычаг блокировки дифференциала раздаточной коробки; 22-педаль управления подачей топлива; 23-педаль тормоза; 24-кнопка пневматического крана управления вспомогательным тормозом; 25-педаль сцепления; 26-переключатель света фар ножной Включайте коробку передач, раздаточную коробку и блокировку дифференциала, а также коробку отбора мощности, коробку дополнительного отбора мощности согласно табличкам внутри кабины и в соответствии с указаниями раздела «Вождение автомобиля». При нажатии на кнопку 24 (рис. 7) включается вспомогательный тормоз, при снятии ноги с кнопки торможение прекращается. При перемещении рычага 2 стояночного тормоза вверх автомобиль затормаживается и включается тормозная система прицепа. При необходимости стояночным тормозом можно воспользоваться во время движения автомобиля для притормаживания или включать его одновременно с рабочими тормозами. Перемещением рукоятки 4 регулируется подача наружного воздуха. При верхнем положении рычага 15 воздух поступает через дефлекторы на обдув стекол, при нижнем для обогрева ног водителя и пассажиров. В верхнем положении рычага 16 внутренний люк открыт, в нижнем закрыт. Для останова двигателя вытяните ручку 18 на себя до упора. При перемещении ручки переключателя 11 по часовой стрелке включаются сигнализаторы правого поворота, при перемещении против часовой стрелки сигнализаторы левого поворота. При нажатии на переключатель 26 переключается свет фар (дальний на ближний и наоборот). Внутри кабины автомобилей, оборудованных централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах, установлена табличка по выбору давления воздуха в шинах и скорости движения в зависимости от вида дорог. Рычаг крана управления давлением воздуха в шинах имеет три положения: — левое накачка шин; — среднее нейтральное, манометр 11 (рис. 8) показывает
18 фактическое давление воздуха в шинах; — правое выпуск воздуха из шин. Штора радиатора управляется с помощью цепи 9 (см.рис. 7). При вытягивании цепи штора поднимается. Для включения или выключения аккумуляторных батарей автомобиля нажмите на кнопку 22 (см.рис. 8), расположенную на щитке приборов. Предпусковой подогреватель двигателя управляется с пульта, расположенного на левой боковине радиатора под капотом. Аварийная сигнализация включается нажатием на кнопку 18, при этом начинают мигать все указатели поворотов и лампа в самой кнопке. Рис.8. Панель приборов: 1-манометр двухстрелочный; 2-сигнализатор аварийного падения давления масла; 3-указателъ температуры охлаждающей жидкости; 4-указателъ давления масла; 5-тахометр; 6-спидометр; 7- сигнализатор дальнего света фар; 8-указатель тока; 9- сигнализатор резерва топлива; 10-указатель уровня топлива; 11-манометр шинный; 12-выключатель плафона кабины; 13- выключатель фары- прожектора; 14-переключатель отопителя кабины; 15- выключатель фонарей знака автопоезда; 16- выключатель заднего противотуманного фонаря (со встроенным сигнализатором); 17-кнопка включения ЭФУ; 18- включатель световой аварийной сигнализации; 19- переключатель света фар центральный; 20,27-блоки контрольных ламп правый и левый; 21-ручка тяги ручного управления подачей топлива; 22-кнопка выключения аккумуляторных батарей; 23-выключатель стеклоочистителя; 24-выключатель стартера и приборов; 25-кнопка насоса омывателя ветрового стекла; 26-выключатель подсветки приборов реостатный
19 Постоянная частота вращения коленчатого вала устанавливается вытягиванием ручки 21 на себя, во избежание поломки привода рекомендуется предварительно нажать на педаль управления подачей топлива. Частота вращения коленчатого вала контролируется тахометром 5. При отсутствии показаний тахометра включите любую нагрузку (отопитель, подсветку приборов и т.д.); при этом тахометр начнет показывать величину оборотов коленчатого вала. Работа системы энергоснабжения контролируется указателем тока 8. Положение стрелки между отметками «О» и «-» указывает на разряд аккумуляторной батареи, а положение между «О» и «+» на заряд. Давление воздуха в пневмоприводе тормозов автомобиля контролируется двухстрелочным манометром 1, для контроля давления в каждом из контуров пневмопривода имеются клапанные выводы, к которым присоединяются переносные манометры. Ключ выключателя 24 стартера и приборов имеет три положения: 0 — вертикальное: все выключено, ключ можно вынуть; 1- среднее: ключ повернут по ходу часовой стрелки до первого фиксированного положения включены приборы; II — крайнее: ключ повернут по ходу часовой стрелки до упора включены приборы и стартер. При включении выключателя 24 стартера и приборов загорается сигнализатор 2 (красного цвета) аварийного падения давления масла, который гаснет после пуска двигателя при повышении вращения коленчатого вала выше минимальной. Освещенность шкалы приборов регулируется вращением ручки выключателя 26. Стеклоочиститель включается поворотом ручки выключателя 23 против часовой стрелки. При вращении ручки против часовой стрелки интенсивность вращения щеток увеличивается. Электрофакельное устройство работает при постоянно нажатой кнопке 17, Загорание сигнализатора 8 (рис. 9) указывает на готовность ЭФУ к пуску двигателя. При нажатии на кнопки 6, 7 загораются все исправные сигнализаторы левого или правого блоков. Сигнализатор 9 загорается прерывистым зеленым светом при включении указателей правого или левого поворотов автомобиля, сигнализатор 10 загорается при включении указателей правого или левого поворотов, прицепа. Эти сигнализаторы также служат для контроля за исправностью ламп указателей поворота.
20 Рис. 9. Блоки контрольных ламп: исправности сигнализаторов; 8-включения ЭФУ; 9-указателей поворота автомобиля; 10-указателей поворота прицепа При падении давления воздуха в баллонах ниже 450 кпа (4,5 кгс/см?) сигнализатор 4 загорается красным светом и включается звуковой сигнал. При увеличенных зазорах между колодками и барабанами тормозов, а также при неисправностях гидравлической части привода при нажатии на педаль тормоза сигнализатор 3 загорается красным светом и гаснет после устранения неисправности. Необходимость обслуживания картонного фильтрующего элемента воздушного фильтра определяется показанием индикатора засоренности 8 (см.рис. 7), установленного на боковой нижней распорке передка. При увеличении сопротивления масляного фильтра (засорение фильтрующих элементов, повышенная вязкость масла при низкой температуре) сигнализатор 5 (см.рис, 9) загорается красным светом. Свечение его допустимо только при пуске и прогреве двигателя. Сигнализатор 2 загорается красным светом при аварийном повышении температуры охлаждающей жидкости свыше 98 С. Допускается кратковременная (не более двух часов) работа двигателя при температуре до 105 С. Сигнализатор 1 загорается прерывистым красным светом при включении стояночного тормоза. Указатель 10 (см.рис. 8) показывает величину уровня топлива в основном топливном баке, В шкалу указателя встроен сигнализатор 9, загорающийся при уменьшении объема топлива до 60 л. Кран масляного радиатора (рис.10) расположен на блоке цилиндров слева (по ходу автомобиля). I-левый; П-правый; сигнализаторы: 1- стояночного тормоза; 2-аварийного повышения температуры охлаждающей жидкости; 3-неисправности тормозов; 4- минимального давления воздуха в пневмосистеме; 5-засорения маслофильтра; 6, 7-кнопки проверки Кран дополнительного топливного бака. При использовании топлива из дополнительного топливного бака перелейте его в основной топливный бак, открыв кран ручкой управления 1 (рис. 11). Ручной топливоподкачивающий насос
21 установлен на корпусе топливоподкачивающего насоса низкого давления. Для подачи топлива в насос высокого давления при неработающем двигателе слегка надавите на ручку 1 (рис. 12) вниз, поверните против часовой стрелки до освобождения ее из фиксированного положения и совершайте возвратно-поступательное движение вверх вниз. Закачав топливо вручную, утопите ручку и зафиксируйте ее поворотом по ходу часовой стрелки до упора. Рис. 10. Кран масляного радиатора: 1 — кран Рис. 11. Бак топливный дополнительный: 1 ручка управления краном Соединительная головка (рис. 13) предназначена для соединения пневмосистемы автомобиля с пневмосистемой прицепа или полуприцепа. Клапан отбора воздуха установлен под капотом на панели кабины. Для отбора воздуха отверните колпачок 1 (рис. 14) клапана, наверните на корпус клапана накидную гайку шланга, имеющегося в комплекте инструмента. Буксирный клапан (рис. 15), установленный на правом кронштейне переднего буфера, предназначен для снабжения воздухом тормозной системы автомобиля при буксировании его с неисправным двигателем. Для присоединения тягача к воздушной магистрали автомобиля отверните пробку 1 буксирного клапана. Подсоедините воздушный шланг с соединительной головкой, имеющиеся в комплекте инструмента водителя к питающей магистрали автомобиля- тягача
22 (красная соединительная головка) и буксирному клапану буксируемого автомобиля. Рычаги управления лебедкой показаны на рис. 16. Эксплуатация лебедки описана в разделе «Лебедка». Рис. 12. Насос ручной Рис. 13. Головка Рис. 14. Клапан отбора топливоподкачивающий: соединительная воздуха: 1-ручка насоса 1-колпачок Рис. 15. Клапан буксирный: Рис. 16. Рычаги Рис пробка; 2 клапан; 3 лонжерон управления лебедкой: Выключатель правый 1 рычаг управления; аккумуляторных 2 тяга; 3 рычаг батарей включения Выключатель аккумуляторных батарей (рис. 17) расположен на кронштейне аккумуляторного контейнера. При отказе дистанционной системы
23 управления выключатель можно выключить или включить нажатием на кнопку под резиновым чехлом. Розетка внешнего запуска расположена на кронштейне аккумуляторного контейнера. Используя вилку, прикладываемую к каждому автомобилю, при необходимости можно пустить двигатель от внешнего источника постоянного тока. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА И РАБОТЫ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ АВТОМОБИЛЯ, ИХ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬ На автомобиле установлен двигатель Ярославского моторного завода. Описание устройства двигателя, а также указания по эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в прилагаемой к автомобилю инструкции по эксплуатации двигателя Ярославского моторного завода. Система питания Система питания двигателя топливом. Топливо из основного топливного бака 1 (рис. 18) засасывается топливоподкачивающим насосом 8 и через филътры грубой 23 и тонкой 14 очистки поступает к топливному насосу высокого давление (ТНВД) 11. Насос подает топливо по трубкам к форсункам, которые впрыскивают топливо в цилиндры двигателя в соответствии с порядком их работы. Излишки топлива, а вместе сними и попавший в систему воздух, отводятся через клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по топливопроводам 16 и 18 в топливный бак. Просочившееся через прецизионные детали форсунок топливо по трубопроводам 7 и 24 также отводится в топливный бак. Количество топлива в основном топливном баке измеряется электрическим датчиком уровня, установленным в баке и контролируется указателем на щитке приборов. Привод управления подачей топлива и ручного останова двигателя механический, состоит из педали, тяг, рычагов и ручек управления. Постоянная частота вращения коленчатого вала двигателя устанавливается вытягиванием ручки 7 (рис. 19), которая тягой 2 соединена с: рычагом 3 управления подачей топлива. При регулировке ручного привода подачи топлива тягу 6 необходимо переместить до упора ручки 7 в панель и обеспечить зазор «а» между рычагом 5 ручного привода и зажимом 4 жилы троса в пределах 2-3 мм.
24 Монтажный размер «L» тяги 2 равен мм. Зазор «Ь» между педалью 8 и регулировочным болтом 10 при работе двигателя на максимальной частоте вращения без нагрузки должен быть 2-3 мм. При правильно отрегулированном приводе педаль 8 должна свободно перемещаться, обеспечивая поворот рычага управления регулятором топливного насоса высокого давления от упора в болт ограничения минимальной частоты вращения холостого хода до упора в болт ограничения максимальных оборотов холостого хода. Рис. 18. Схема системы питания: 1-бак топливный основной; 2,7,15,16,18,20,24-топливопроводы сливной магистрали; 3-шланг для слива топлива; 4-кран слива топлива; 5-бак топливный дополнительный; 6-тройник; 8-насос ручной топливоподкачивающий; 9-насос топливоподкачивающий низкого давления; 10-форсунка; 11-насос топливный высокого давления; 12,13,19,22,25-топливопроводы всасывающей магистрали; 14-фильтр тонкой очистки топлива; 17-бачок топливный предпускового подогревателя; 21-регулятор частоты вращения; 23-фильтр грубой очистки топлива; 26-топливозаборник; а-всасывающая магистраль топлива; Ь-сливная магистраль топлива
25 Рис. 19. Привод управления подачей топлива: 1-рычаг вала управления подачей топлива; 2-тяга; 3-рычаг управления подачей топлива; 4-зажим жилы троса; 5-рычаг ручного привода; 6- тяга ручного управления; 7-ручка тяги; 8-педаль; 9-уплотнитель; 10- болт регулировочный; I-положение педали при работе двигателя на минимальных оборотах холостого хода; II- положение педали при работе двигателя на максимальных оборотах при максимальной мощности; а,ьзазоры; L-монтажный размер Для останова работающего двигателя необходимо ручку 4 (рис. 20) вытянуть на себя до упора. При регулировке привода останова необходимо ручку 4 переместить до упора в панель и обеспечить зазор «а» между рычагом 7 останова и зажимом б троса в пределах 2-3 мм. Система питания двигателя воздухом состоит из воздушного фильтра, подводящих трубопроводов, соединительных шлангов и деталей крепления.
26 Рис. 20, Привод ручного останова двигателя: 1-пневмоцилиндр; 2-рычаг пневмоцилиндра; 3-пружина возвратная рычага останова; 4-ручка тяги; 5-тяга останова; 6-зажим троса; 7- рычаг останова; а-зазор Воздушный фильтр расположен на правом крыле автомобиля. Подача воздуха в воздушный фильтр осуществляется через воздухозаборную трубу. Поступивший в фильтр воздух, проходя через пылеотбойник, приобретает вращательное движение в кольцевом зазоре между корпусом и фильтрующим элементом, за счет действия центробежных сил частицы пыли отбрасываются к стенке корпуса и собираются в бункере через щель в перегородке. Затем предварительно очищенный воздух проходит через фильтрующий элемент, где происходит его окончательная очистка. В целях повышения эффективности очистки воздуха, поступающего в двигатель, и увеличения ресурса фильтрующего элемента предусмотрена установка в воздухоочиститель предочистителя. Необходимость обслуживания воздушного фильтра определяется показанием индикатора засоренности, расположенным в кабине: в окне индикатора появляется красная краска. При обслуживании удаляется пыль из бункера первой ступени, очищается предочиститель и филътроэлемент. В процессе эксплуатации автомобиля периодически снимайте и осматривайте фильтрующий элемент воздухоочистителя. Налет пыли на внутренней стороне элемента указывает на
27 негерметичность элемента или уплотнительных прокладок, в этом случае его замените. Для обслуживания первой ступени очистки отсоедините воздухопроводы, снимите крышку, отверните гайку крепления фильтроэлемента, выньте картонный фильтрующий элемент, снимите воздушный фильтр. Корпус промойте в дизельном топливе или горячей воде, продуйте сжатым воздухом и просушите. При сборке воздушного фильтра уплотнительные прокладки, имеющие надрывы, замените. Качество уплотнения контролируйте по сплошному отпечатку на прокладке. При отсутствии индикатора засоренности обслуживание картонного фильтрующего элемента производите, когда разрежение во впускном коллекторе достигнет 7,0 кпа (700 мм.вод.ст.) при частоте вращения коленчатого вала двигателя мин — ‘. Для измерения разрежения во впускном коллекторе используйте вакуумметр, установив его с помощью переходника. Переходник должен иметь внутреннюю резьбу М20х1,5 для вворачивания вакуумметра и наружную резьбу К 1/8″ для вворачивания переходника в алюминиевый насадок. Для обслуживания элемента снимите крышку, отверните гайку и выньте элемент с предочистителем из корпуса фильтра. С фильтрующего элемента снимите предочиститель и очистите его от пыли встряхиванием. Обнаружив на картоне элемента пыль без копоти или сажи (элемент серый), продуйте его сухим сжатым воздухом до полного удаления пыли. Во избежание прорыва картона давление сжатого воздуха должно быть не более кпа (2-3 кгс/см? ). Струю воздуха направляйте под углом к поверхности, силу струи регулируйте изменением расстояния шланга от элемента. При наличии на картоне сажи, масла, топлива или малоэффективности обдува сжатым воздухом, промойте элемент в теплой воде (40-50 С) с растворенным в ней моющим веществом. Погрузите элемент на полчаса в этот раствор, а затем интенсивно вращайте или окунайте его в течение мин. После промывки в растворе прополощите элемент в чистой теплой воде и просушите. Не сушите над открытым пламенем и воздухом с температурой выше 70 С. После каждого обслуживания элемента или при установке нового проверьте его состояние визуально, подсвечивая изнутри лампой.
28 При механических повреждениях, разрывах гофр картона, отслаивания картона, элемент замените. Ориентировочный срок службы картонного фильтрующего элемента составляет км. Излишне частая очистка фильтрующего элемента сокращает срок его службы, так как общее количество обслуживании элемента ограничено (5-7 раз, в том числе промывкой не более трех раз) из- за возможного разрушения картона. Предочиститель очищайте встряхиванием или продувкой. После проведения техобслуживания воздушного фильтра вновь установите барабан индикатора в рабочее положение. Система предпускового подогрева двигателя Система предпускового подогрева двигателя предназначена для разогрева двигателя при отрицательных температурах окружающего воздуха. Техническая характеристика предпускового подогревателя Модель ПЖДЗОГ Теплопроизводительносгь, квт (ккал/ч) 30 (26000) Топливо Применяемое для двигателя Расход топлива, кг/ч 4,5 В систему подогрева двигателя входят: — котел 12 (рис. 21), расположенный на первой поперечине рамы автомобиля; -насосный агрегат 17 (электродвигатель, вентилятор, жидкостный и топливный насосы), расположенный на правом лонжероне рамы автомобиля; — топливный бачок 4 с краном 5; — источник высокого напряжения; — свеча зажигания 7; — пульт управления подогревателем, состоящий из выключателей: электроподогрева топлива, свечи, насосного агрегата электромагнитного клапана. Пульт расположен на левой боковине радиатора системы охлаждения; — трубопроводы; — патрубок газонаправляющий 9; — кожух масляного картера 8 (может не устанавливаться на некоторых модификациях автомобилей).
29 Рис. 21. Система прёдпускового подогрева двигателя: 1-горловина заливная; 2-пробка заливной горловины; 3-трубка топливная от бачка подогревателя к насосному агрегату; 4-бачок топливный; 5-кран проходной; 6 — трубка подводящая от водяного насоса; 7-свёча искровая; 8-кожух масляного картера; 9-патрубок газонаправляющий; 10-электронагреватель топлива; 11- клапан электромагнитный; 12-котел подогревателя; 13,15-краны сливные; 14- шланг воздухопровода электровентилятора; 16-трубка топливная от насосного агрегата к котлу; 17 — агрегат насосный Съемная горелка крепится к котлу болтами. На горелке установлены свеча 7, электромагнитный клапан Ц в сборе с форсункой и электронагреватель 10 топлива. Электромагнитный клапан включает или выключает подачу топлива к горелке. Форсунка, установленная в корпусе электромагнитного клапана, обеспечивает необходимое для сгорания распыливание топлива.
30 Электронагреватель нагревает порцию топлива перед пуском подогревателя. Система электроискрового розжига обеспечивает воспламенение смеси топлива с воздухом в период пуска. Топливный бачок содержит необходимый для работы подогревателя запас топлива. Он соединен топливопроводами с системой питания двигателя и при работе двигателя всегда заполнен топливом. При необходимости может быть заполнен с помощью ручного топливоподкачивающего насоса двигателя. Подогреватель работает следующим образом. Топливный насос забирает топливо из бачка подогревателя и под давлением при открытом электро-магнитном клапане впрыскивает его через форсунку в горелку, где распыленное топливо смешивается с воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в котле жидкость. Под действием насоса жидкость циркулирует по трубопроводам, по блоку в направлении, показанном стрелками на рис. 21. Продукты сгорания топлива через газонаправляющий патрубок котла направляются под масляный картер двигателя и подогревают в нем масло. Топливо фильтруется, проходя через фильтры в электромагнитном клапане и форсунке. Обслуживание предпускового подогревателя. Помните, что нарушение правил эксплуатации, а также работа с неисправным подогревателем могут послужить причинами пожара. Следите, чтобы не было подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов, шлангов и кранов, следите за состоянием затяжки стяжных хомутов на патрубках котла подогревателя и трубопроводах. Не заливайте воду в перегретый (из-за отсутствия жидкости) котел подогревателя во избежание его повреждения; перед заливкой воды котел подогревателя охладите. Следите за правильностью регулирования топливного насоса подогревателя. При подготовке автомобиля к зимней эксплуатации: — выверните из дренажного отверстия топливного, насоса транспортную пробку. При переходе на летнюю эксплуатацию пробку установите на место; — откройте кран топливного бачка подогревателя и оставьте его
31 открытым на весь период зимней эксплуатации. При переходе на летнюю эксплуатацию топливный кран закройте; — проверьте крепление котла и насосного агрегата, очистите все приборы от грязи. Проверьте состояние проводов и крепление пульта управления подогревателем. Очистите газоход котла и камеру сгорания, для чего продуйте сжатым воздухом котел, камеру сгорания и газоход, отсоединив шланг подачи воздуха. Прочистите дренажную трубку горелки котла подогревателя с целью исключения скопления топлива; — очистите от нагара электрод и изолятор искровой свечи. Разберите и промойте в керосине или ацетоне форсунку и ее топливный фильтр, а также топливный фильтр электромагнитного клапана; Рис. 22. Клапан редукционный топливного насоса: 1 — болт топливопровода; 2 — угольник поворотный; 3,8,9,13 — кольца уплотнительные; 4 — штуцер; 5,7 — гайки; 6 — винт регулировочный; 10 — пружина; 11 — шарик; 12 — корпус топливного насоса 14 — проставка; 15-крышка топливного насоса — проверьте правильность регулировки топливного насоса подогревателя. Оптимальная подача топлива в камеру сгорания в эксплуатации определяется по устойчивой работе подогревателя без выброса пламени из котла. Расход топлива регулируйте редукционным клапаном топливного насоса (рис. 22). Для изменения количества топлива, поступающего через форсунку в подогреватель, отверните на топливном насосе колпачковую гайку 7, расконтрите регулировочный винт 6 и для увеличения количества топлива поворачивайте его вправо, для уменьшения подачи топлива влево. Работа подогревателя с открытым пламенем на выпуске недопустима. По окончании регулировки регулировочный винт законтрите контргайкой 5 и наверните колпачковую гайку 7.
32 Система выпуска газов Система выпуска газов предназначена для отвода отработавших газов и снижения шума выпуска. Монтажные и эксплуатационные смещения приемных труб относительно глушителя воспринимаются компенсаторами 3 (рис. 23). Надежная работа компенсаторов обеспечивается расположением их осей в одной плоскости. Достигается это поворотом глушителя 4. Рис. 23. Система выпуска газов: 1-трубы приемные; 2-тормоз вспомогательный; 3-компенсаторы; 4-глушитель; 5-труба выхлопная Подвеска силового агрегата Силовой агрегат установлен на четырех эластичных опорах: передней, задней и двух средних левой и правой. Передняя и средние опоры несущие. Задняя опора поддерживающая, устанавливается в ненагруженном положении с помощью регулировочных пластин 9 (рис. 24). Передней и задней опорами силовой агрегат устанавливается на балках 3 и 11, средними на кронштейнах, закрепленных на раме автомобиля. Опорами силового агрегата служат кронштейны 2,7,12. Кронштейн передней опоры 12 крепится к передней крышке блока двигателя, кронштейны 2 средних опор к картеру маховика, а кронштейн 7 задней опоры к заднему торцу коробки передач.
33 Подушки средних опор 1 левой и правой взаимозаменяемы между собой. Подушки 4 и амортизаторы 5 передней и задней опор также взаимозаменяемы. Для установки задней опоры в ненагруженном положении необходимо выдержать зазор О-1 мм между подушкой 4 и кронштейном задней опоры 7. Для этого провести регулировку в следующей последовательности: 1.Отверните гайки 8 и выньте болты Снимите регулировочные прокладки Замерьте зазор между кронштейном 7 и подушкой 4. Зазор более 1 мм должен быть устранен установкой регулировочных прокладок Установите болты 10 и затяните гайки 8. Рис. 24. Подвеска силового агрегата: 1-подушка средней опоры; 2-кронштейн средних опор; 3-балка передней опоры; 4-подушка передней и задней опор; 5-амортизатор передней и
34 задней опор; 6-скоба передней и задней опор; 7-кронштейн задней опоры; 8-гайка; 9-пластины регулировочные; 10-болт; 11- балка задней опоры; 12-кронштейн передней опоры; I-передняя опора; IIсредние опоры; Ill-задняя опора ТРАНСМИССИЯ Описание устройства сцепления и коробки передач, а также указания по эксплуатации и техническому обслуживанию приведены в инструкции по эксплуатации Ярославского моторного завода. Привод выключения сцепления Привод выключения сцепления механический, с усилителем пневматического типа. Пневмоцилиндр 20 (рис. 25) усилителя установлен на картере коробки передач и воздействует на рычаг вала 18 вилки выключения сцепления. Управление цилиндром осуществляется посредством пневматического крана 1, который смонтирован на тяге 4. Шланг 8 соединяет кран 1 с пневмосистемой автомобиля. При воздействии на педаль сцепления 16 усилие через рычаг 11 и детали тяги 9 передается на шток пневматического крана 1, открывая его клапан. Давление воздуха из пневмосистемы автомобиля через шланг 19 поступает в цилиндр 20,который дополнительно воздействует на рычаг 18. Регулировка момента включения пневматического крана при наличии воздуха в пневмосистеме автомобиля: — отсоедините шланг 19 от крана 1; — выверните регулировочный болт 3, обеспечив зазор между болтом и штоком крана; — нажмите на педаль сцепления 16 до упора; — заверните болт 3 до момента открытия клапана крана (выход воздуха из управляющей магистрали крана 1); гайкой 2. — доверните регулировочный болт 3 на 0,5-1,0 оборота и законтрите Регулировка полного и свободного хода педали сцепления Полный ход педали сцепления мм, регулируется регулировочным болтом ограничителя 13 хода педали сцепления и осуществляется только при
Источник