Рулевая рейка ремонт иномарок

Ремонт рулевых реек своими руками

Рулевая рейка передает вращение от руля к колесам. Она влияет на управляемость, а любые неисправности этого узла делают автомобиль менее послушным. Элементы рулевой рейки подвержены естественному износу, также на них воздействуют ударные нагрузки от движения по неровным дорогам. Это приводит к тому, что к пробегу 200–250 тыс. км рулевая рейка почти каждого автомобиля требует замены или ремонта.

8 признаков неисправной рулевой рейки

В движении по неровностям и при повороте руля слышен стук в районе рулевой рейки.

Ухудшилась управляемость, автомобиль «кидает», особенно остро это чувствуется на высокой скорости.

Свободный ход руля (люфт) увеличен.

Руль вращается тяжелее чем обычно или рывками.

Руль не возвращается в исходное положение после поворота, приходится доворачивать руками.

Шумит насос ГУР, звук усиливается при вращении руля.

Падает уровень масла в бачке гидроусилителя.

На рейке или рядом с ней видны подтеки масла.

Почти все признаки из списка выше не указывают прямо на износ рулевой рейки, поэтому перед ремонтом нужно убедиться, что проблема именно в ней.

Стучать могут элементы подвески — шаровые опоры, рулевые наконечники, сайлентблоки, втулки и стойки стабилизатора. Износ этих деталей приводит к плохой управляемости, увеличению люфта рулевого колеса. Подвеску нужно проверить, неисправные элементы — заменить.

Тяжелое вращение руля, невозврат или медленный возврат в исходное положение может быть следствием неправильной регулировки рейки или нарушением развал-схождения колес. Если вы недавно регулировали рейку, переделайте, но уже правильно, проверьте углы установки колес на СТО.

Для автомобилей с электроусилителем причиной «тяжелого» руля может быть отказ электродвигателя, обрыв или замыкание цепи, окисление контактов в разъемах, неисправность блока управления системы или сгоревшие предохранители.

Утечка жидкости из системы гидроусилителя и шум насоса ГУР связаны — масло вытекает через изношенные сальники и уплотнения. Через них же в систему попадает воздух, из-за которого шумит насос. Осмотрите корпус насоса, шланги и соединения, если нашли течь — устраните.

Как определить износ деталей внутри рейки?

На заглушенном авто покачайте руль вправо-влево с небольшой амплитудой. Если слышен стук — нужен ремонт. Если есть помощник, пусть он в это время возьмется рукой за рулевую тягу, так можно точнее определить, где люфт.

Ремонтировать или менять?

Заменить неисправную рейку на новую проще, чем отремонтировать. Но дороже. Рассмотрим затраты на ремонт рейки автомобиля Ford Focus II 2009 года выпуска. Новая оригинальная рейка стоит 45 000 рублей. Заменители предлагают купить по цене от 20 000 рублей, но их ресурс, по отзывам автовладельцев, непредсказуем.

Ремкомплект для рейки Ford Focus II стоит 2 500 рублей, пыльники с хомутами — 600 рублей. Экономия очевидна, но на снятие, ремонт и установку узла придется потратить около 2-х дней. Для демонтажа и монтажа подойдет обычный комплект гаечных ключей, но чтобы разобрать и собрать рейку нужен специальный инструмент, который придется купить или изготовить самостоятельно.

Перед началом ремонта постарайтесь трезво оценить свои силы и возможности, сопоставить выгоду от самостоятельного ремонта и предстоящие трудозатраты.

Снятие рулевой рейки

Демонтаж рейки имеет свои особенности для каждого автомобиля, но в целом, порядок действий следующий:

Установить переднюю часть авто на подпорки, снять колеса.

Выпрессовать рулевые наконечники из цапф поворотного кулака (используйте специальный съемник).

Снять теплозащитный экран рейки.

Для автомобилей с гидроусилителем — открутить шланги подачи и обратки масла (под шланги подставьте емкость для слива жидкости), для автомобилей с электроусилителем — отключить разъем или снять датчик положения рулевого вала.

Открутить болты крепления рулевой рейки к подрамнику или моторному щиту (в зависимости от марки и модели автомобиля).

Читайте также:  Трудоемкость работ по кузовному ремонту

Ослабить стяжной болт карданного соединения рейки с рулевым валом.

Потянуть рейку по направлению рулевого вала для высвобождения шлицевого соединения (если рейка не идет, допускается сбить ее легкими ударами молотка).

Вытащить рейку через левую или правую арку колеса (зависит от компоновки подкапотного пространства).

Выпрессовка рулевого наконечника съемником

Совет: не в каждом автомобиле рейку можно достать просто так — может мешать подрамник. Снимать его полностью долго и сложно, попробуйте открутить только задние болты и опору двигателя, потом отвести подрамник вниз. Часто этого бывает достаточно и рейка высвобождается.

Для извлечения рейки в Peugeot 308 нужно открутить задние болты подрамника и отвести его вниз, это проще, чем снимать подрамник полностью.

После демонтажа рейку нужно очистить от грязи и вымыть.

Разборка рейки

Разбирать и собирать рулевую рейку лучше в чистоте, без песка и пыли. Если абразивные частицы попадут внутрь — поверхности и сальники быстро износятся, рейка потечет. Зафиксируйте рейку в слесарные тиски, если их нет, подложите на место разборки чистый картон или другой материал.

Важно: не зажимайте рейку в тисках слишком сильно — ее корпус из хрупкого сплава алюминия может лопнуть или деформироваться.

Порядок разборки рулевой рейки

Снимите хомуты и стяните пыльники рулевых тяг.

Надежно зафиксируйте корпус рейки и открутите рулевые тяги (на резьбовой муфте есть проточки для рожкового ключа).

Открутите контргайку и гайку регулировочного механизма, достаньте из посадочного гнезда шайбы и прижимную втулку.

Открутите корпус или гайку приводного вала (может понадобиться специальный ключ), достаньте вал из корпуса.

Вытащите зубчатый шток рейки.

Из корпуса рейки достаньте уплотнительные манжеты, втулки и фторопластовые кольца.

Расположение приводного вала и зубчатого штока в рулевой рейке

Совет: перед разборкой рейки сделайте метки положения зубчатого штока или замеряйте, насколько он выступает из корпуса с двух сторон, чтобы потом правильно собрать. Отмечайте положение регулировочной гайки и считайте витки при ее откручивании, чтобы после сборки установить прижимную втулку в правильное положение.

Дефектовка деталей

Детали разобранной рейки нужно протереть от масла, очистить от отложений и внимательно осмотреть. В ремонтных комплектах обычно поставляются только резиновые уплотнения и фторопластовые втулки с кольцами. Не для каждого случая этого может быть достаточно.

Тщательно осмотрите поверхность зубчатого штока — на нем не должно быть повреждений и следов износа. Особое внимание уделите рабочей зоне — зубьям и части штока, которая соприкасается с кольцами, сальниками и втулками. Любое повреждение, коррозия, риски и задиры приведут к быстрому износу уплотнений и течи рейки.

Глубокая коррозия штока рейки. Такую деталь ставить нельзя.

На косых зубьях шестерни приводного вала не должно быть трещин, зазубрин, сколов и глубокого износа. Ставить вал с такими повреждениями опасно — рейка может заклинить в движении.

Частая причина стуков в рейке — износ прижимной втулки. Рабочая поверхность детали должна быть гладкой, без следов продавливания и задиров. Прижимной втулки обычно нет в ремкомплекте рейки, но на многие автомобили ее можно купить отдельно.

Износ прижимной втулки — фторопластовая вставка продавлена

Сильно изношенные и поврежденные детали рейки нельзя восстановить в условиях гаража. Если при дефектовке обнаружены проблемы — обратитесь за помощью в специализированные СТО. Там могут отреставрировать вал и шток рейки на профессиональном оборудовании.

Сборка рейки

Собирайте рейку в последовательности, обратной разборке. Детали смазывайте маслом для ГУР перед установкой, чтобы на втулках не образовалось задиров.

Фторопластовые кольца и втулки вставляйте в корпус рейки осторожно — материал хрупкий и может лопнуть от ударов или большого усилия. Для аккуратной запрессовки можно использовать торцевую головку и удлинитель подходящего размера из набора ключей.

После установки зубчатого штока отцентрируйте его по меткам, сделанным перед разборкой, затем вставляйте и прикручивайте приводной вал.

Вставьте в гнездо прижимную втулку и шайбы, заверните регулировочную гайку на нужное количество оборотов и проверните механизм рукой несколько раз от упора до упора (вращать нужно за приводной вал). Если рейка собрана правильно, зубчатый шток должен ходить легко, без заеданий. Зажмите контргайку регулировочного механизма.

Читайте также:  Ремонт водопроводных труб под давлением

Закрутите рулевые тяги и установите пыльники, обожмите их специальными хомутами.

Важно: не ставьте вместо хомутов пластиковые стяжки, они не обеспечивают надежный обжим пыльника, внутрь рейки будет попадать влага, шток заржавеет и повредит манжеты. Рейка потечет.

Установка рулевой рейки

Ставить рулевую рейку на автомобиль лучше с помощником — один заводит рейку со стороны подкапотного пространства, другой направляет карданный шарнир в шлицы вала из салона. Карданный шарнир можно поставить только в одном положении — в шлицевом соединении есть специальная отливка, которую надо совместить с пазом на ответной части. Не зажимайте сразу стяжной болт — карданное соединение займет правильное положение на шлицах после того, как будут окончательно прикручены рейка и подрамник.

Установите и зажмите болты крепления рулевой рейки и подрамника, после этого окончательно затяните стяжной болт карданного соединения рулевого вала.

Вставьте пальцы рулевых наконечников в цапфы и закрутите гайки. Присоедините трубки и шланги гидроусилителя (или разъемы проводов для системы с ЭУР). Залейте жидкость ГУР в бачок до отметки «максимум».

Установите колеса и не снимая автомобиль с подставок начните прокачку системы (для автомобилей с гидроусилителем).

Как прокачать систему ГУР

Прокручивайте руль несколько раз от упора до упора с небольшой задержкой в крайних положениях.

Снимите автомобиль с подставок, долейте жидкость в бачок ГУР, если уровень понизился.

Прокрутите несколько раз руль от упора до упора, также с задержкой в крайних положениях.

Убедитесь что насос ГУР не шумит, долейте жидкость в бачок, если уровень упал и осмотрите соединения, шланги и трубки ГУР на подтекание.

Совет: не спешите устанавливать теплозащитный экран, с ним будет сложнее осматривать рейку во время контрольной поездки.

После прокачки проверьте еще раз затяжку всех резьбовых соединений и сделайте контрольную поездку. Ремонт рулевой рейки можно считать успешным, если:

Руль стал легче и «острее».

Стуки и шумы прекратились.

Уровень жидкости в бачке ГУР не падает.

Автомобиль хорошо управляется, уверенно держит дорогу.

Если все в порядке, установите на место теплозащитный экран.

После ремонта рулевой рейки обязательно проверьте развал-схождение в автосервисе или самостоятельно.

Ремонт рулевой рейки: своими руками или на СТО?

Отремонтировать рулевую рейку самостоятельно в гараже выгодно, но не просто. Понадобится инструмент, время и терпение.

Специализированные автосервисы предлагают альтернативу ремонту в гараже или покупке новой детали — полную реставрацию рейки.

Специалисты сами снимут рейку, подберут нужный ремкомплект, восстановят проблемные элементы, которых нет в продаже. Если описанные в статье работы кажутся сложными — доверяйте ремонт рейки профессионалам.

Источник

Ремонт рулевой рейки своими руками — признаки неисправности, виды поломок

Тот механизм вашего легкового автомобиля, который предназначен для передачи импульса от рулевого колеса в поворотные тяги колес, называется рулевой рейкой. Это приспособление служит для синхронного поворота передних колес вместе с рулевым колесом. Таким образом, необходимо вовремя осуществлять ремонт рулевой рейки своими руками, ведь она очень важна для того, чтобы безопасно управлять транспортным средством.

Узнайте стоимость ремонта рулевой рейки онлайн за 3 минуты

Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!

Как восстановить рулевую рейку

Когда вал с внутренней шестерней, присоединенный к рулевому колесу, поворачивается, на зубчатую рейку поступает нагрузка. Передвигаясь в корпусе, рейка с зубчиками в один момент перемещает сразу обе рулевые тяги, обеспечивающие сдвиг колесных рычагов, а также повороты передних колес. Наибольшая нагрузка механического плана в подобной конструкции выпадает на узел сцепления шестеренок у рулевой колонки, а также — зубчатой рейки.

Ремонт рулевой рейки своими руками (видео)

Итак, для ремонта рулевой рейки ВАЗа почти всегда нужна замена функциональной пары, ввиду износа или механической поломки. В случае же легкой изношенности, ремонтировать рулевую рейку “ВАЗ” можно с помощью регулирования зазора между зубчиками при использовании гайки, которая меняет положение упора. Данные устройства достаточно просты, относятся к бюджетной категории, из-за чего их широко используют не только на легковых машинах, но ТС с малой грузоподъемностью и независимой подвеской.

Отыщите соответствующую видеоинструкцию на тематических автофорумах для нагдлядности.

Самостоятельный ремонт рулевой рейки

Когда вес авто увеличивается, поворот рулевого колеса с установкой базовой мех. конструкции достаточно сложен, особенно когда машина находится в статичном положении. Чтобы поворачивать руль стало проще, автопроизводители провели разработку особых усилителей руля. Они бывают двух типов:

Читайте также:  Нормативы по эксплуатации ремонта

Рулевая рейка работает по принципу использования повышенного давления в масле, которое подается специальным насосом. Его устройство зависит от объемов движка и массы транспортного средства. Автомобили с объемами до 1.8 литра предполагают установку насоса гидроусилительной системы чаще всего на моторе для работы с помощью ременной передачи одновременно с генератором. Если же объем двигателя больше 1.8 литра, устанавливают насос, в котором имеется электрический привод, соединенный единым блоком вместе с расширительным баком масла. В качестве примера подобной конструкции механизма рейки на фото изображена рулевая рейка авто марки Ford Focus.

На рисунке видно, как передвигается зубчатая рейка: это происходит не только при работе зубчатого колеса, но и благодаря воздействию разницы гидростатических давлений с обеих сторон поршня, который находится в цилиндре. В рулевом вале есть приспособленные клапаны, которые пропускают масло под давлением. Они же выпускают его в зависимости от того, в каком положении находится рулевое колесо. Данная конструкция помогает обеспечить упрощенный поворот руля при включенном двигателе. Случаи, когда необходим ремонт рейки руля у “Форда-Фокуса”:

  • неисправные разделительные клапаны;
  • поврежденная поршневая система;
  • неисправная работа гидравлической системы.

Чтобы провести ремонт вала рулевой рейки, следует обращаться в сервисные центры. Самостоятельно не стоит чинить рейку автомобиля, так как правильные манипуляции смогут осуществить только профессионалы с помощью особого оборудования и инструментов.

Основной недостаток электрического усилителя — он функционирует исключительно, когда машина заведена. Конечно, для большинства особых неудобств это не создаст. Такие японские производители, как Nissan или Toyota, предпочитают устанавливать именно такое приспособление в большую часть своего продукта. В иномарках электроусилитель располагается поверх корпуса рулевой рейки, с помощью шестеренчатой передачи он передвигает продольную часть с зубчиками. То, в каком направлении вращается движок и сколько оборотов он совершает, помогает определить электронные датчики поворота, которые находятся в районе вала рулевого колеса. Их сигнал идет прямиком в электроблок, который ответственен за управление работой электродвигателя.

Отечественный аналог отличен тем, что электродвижок встраивают в привод рулевого колеса. О надежности устройства можно поспорить, так как при поломке электромотора машина может выйти из-под контроля. Большинство конструкций реек с электрическим типом усиления включают в себя лампу контроля, которая оповещает о неполадках в функционировании механизма.

Самые частые причины поломок — неисправная работа датчиков и электроблока управления.

Заниматься процедурой починки в условиях домашнего гаража невозможно. Ремонтировать такие механизмы нужно на СТО. Самому можно лишь поменять электропривод или заменить щетки.

Что нужно для ремонта рулевой рейки

Проще всего определить изношенность деталей или какая неисправность по стуку в рулевой рейке, который слышно не только во время движения, но и если “баранка” просто покачивается. Стук может появляться от:

  • износа или частичного разрушения деталей с зубцами в механизме;
  • износа втулок опоры;
  • повреждения механизма рейки из-за движения по неровным поверхностям дорог;
  • других причин.

Вы уже знаете, что своими руками можно ремонтировать исключительно рейки, в которых нет усилителя. Для починки устройства с наличием усилителя потребуется настроенная система. Выполнять это в собственном гараже крайне тяжело. Ремонт реечного механизма потребует его снятия с машины, то есть автомобиль нужно поднять специальным приспособлением. После откручивается подрамник, отсоединяется вал руля и снимается, либо отводится в сторону. Далее механизм отключают от колесных рычагов и снимают рулевую рейку. Разбирать ее нужно целиком, после установки в тисы. Все износившиеся детали меняют, тщательно промывают и потом уже собирают в обратной последовательности.

Самому или в автосервисе

Ремонт рулевой рейки в домашних условиях — достаточно грязная процедура, однако не считается сложной. Нюанс ремонта рейки с усилителем кроется в том, как дальше происходит регулировка, которая не выполняется на рядовых механизмах. Понадобится доступ к смотровой яме или подъемник, стандартный набор гаечных ключей, отвертка плоского типа и маленькая монтировка.

Источник

Оцените статью