Евгений Уточкин: Советы по уходу за саксофоном
В воскресенье, 24 мая, известные московские мастера по ремонту саксофонов — Евгений Михайлович Уточкин при участии Арнольда Владимировича Дедова — провели в нашем салоне мастер-класс, посвященный уходу за саксофоном, его ремонту и настройке. Мы и пришедшие на форум музыканты задавали вопросы, и мастера открывали нам свои секреты и делились опытом.
— Какие требования следует предъявлять к мембране подушек? Как относиться к «кенгуровой» коже подушек, которую хвалят на некоторых американских сайтах? Что и насколько улучшает такая кенгуровая кожа у подушек?
С такой кожей Евгений Уточкин не встречался. Более того, он не видит никакой разницы между дорогими и дешевыми фирменными подушками. Имея возможность сравнить самые дорогие подушки, которые использует фирма «Julius Keilwerth» и самые дешёвые от этой же фирмы, мастер разницы не обнаружил. На теноре его сына уже 7 лет стоят самые дорогие подушки от «Julius Keilwerth». За это время, разумеется, случались какие-то регулировки этих подушек, но не износилась ни одна. Но в то же время, на саксофоне одного уважаемого московского музыканта (было названо конкретное имя) вот уже 5 лет успешно стоят поставленые им дешевые китайские (т.к. других на тот момент не было).
— Если в поставленном на саксофон наборе присутствуют подушки с разными резонаторами, — насколько это влияет на тембральную ровность звучания ?
Какой бы то ни было разницы в тембре при использовании металлических и пластиковых резонаторов Евгений Михайлович ни разу не слышал. При этом, металлические резонаторы рано или поздно начинают ржаветь и это даёт грязь. А пластиковые резонаторы ржаветь не могут.
— Какими особыми характеристиками (хорошими или нехорошими) обладают современные силиконовые подушки?
Cиликоновые подушки, которые западные фирмы некоторое время назад пытались использовать, не прижились. Оба мастера — и Уточкин, и Дедов — отметили техническую неоправданность силиконовых подушек — они замедляют работу механики при игре.
— Как правильно снять старую подушку с чашки?
Чтобы снять грамотно установленную подушку (то есть приклеенную не на клей «Момент» или аналогичный, а либо на сургуч, либо на ПВА), нужно аккуратно подогреть чашку клапана и потом будет достаточно слегка поддеть подушку иголкой сбоку, и она сама поднимется. Для подогрева Евгений Уточкин пользуется газовой горелкой, а Арнольд Дедов — специально подготовленным и закреплённым в тисках паяльником. Упоминавшимися на форуме «промышленными фенами» ни тот, ни другой не пользуются.
— Какой клей лучше всего использовать для приклеивания подушек?
И Евгений Уточкин, и Арнольд Дедов используют клей ПВА. По словам А. Дедова, на фабрике Henri Selmer Paris используется щеллак, но там использование этого клея оправдано технологией. А в ремонте инструментов более удобен клей ПВА, т.к. он также легко расплавляется при нагревании.
— Как правильно установить новую подушку?
Важно, чтобы резонатор был приклеен к чашке клапана — только тогда он будет «работать» как резонатор. При установке подушки в чашку клапана тыльная сторона резонатора должна гарантированно касаться металла чашки. Для этого подушку следует предварительно промять пальцами — так, чтобы обратная (тыльная) сторона подушки стала абсолютно ровной. После такой подготовки сам резонатор получается как бы слегка утопленным в подушку.
Прежде чем вклеить подушку в клапан, мастер многократно примеряет её. Если с какого-то края подушка встаёт неровно, то мастер в этом месте подкладывает в чашку клапана дополнительные слои бумаги или картона, при этом очень точно помечая, как именно примерялась эта подушка. В процессе этих примерок подушка вкладывается в чашку клапана, клапан ставится на своё место в механике, и уже на месте проверяется, насколько хорошо подушка встаёт куда надо. И только после этого подушка приклеивается. Для этого в центр чашки капается капля силикона из небольшого термо-пистолета, а края дна чашки смазываются небольшим количеством клея ПВА. Потом подушка максимально ровно устанавливается в чашку (ровность контролируется на глаз). Затем клапан устанавливается в механику сакса, чашка клапана нагревается горелкой до момента когда из-под подушки пойдёт пар, и клапан слегка (очень легким нажатием пальца) прижимается к голосовому отверстию.
Если в результате такой установки остаётся щелка, то чашка клапана снова нагревается, подушка извлекается, и всё начинается сначала. По словам мастера, такое бывает очень часто — почти каждую подушку приходится переустанавливать по нескольку раз.
— Как подогнать неродную подушку под нужный размер чашки?
Мастер сказал, что всё это делается в буквальном смысле руками. Руками аккуратно разбирается подушка, т.е. отворачивается лайка, потом основа подушки аккуратно подрезается ножницами под нужный размер, а затем лайка руками заворачивается обратно и заклеивается всё тем же клеем ПВА.
— Как часто стоит смазывать оси в саксофонной механике?
Эту процедуру часто делать не следует. Масло само по себе довольно стойкое, а его излишки создают потёки, к которым липнет пыль. Если музыкант чинит сакс не сам, а носит его к мастеру, то ему вообще не следует беспокоиться о смазке инструмента — достаточно того, что мастер смажет инструмент раз в два года. Если же саксофонист сам ремонтирует свой инструмент, то всё равно смазывать оси следует не чаще чем раз в полгода. Для этого оси следует вынимать из механики, т. к. если капать масло снаружи, то оно плохо проникает внутрь трущихся соединений, и к тому же капли масла могут остаться на внешних частях механики, к которым потом будет липнуть пыль.
— Как грамотно убрать люфты в механике?
Эта работа требует специального оборудования. Единственное что можно сделать дома — это вставить в лагу ось и обжать разболтавшийся конец лаги пасатижами (предварительно обмотав их изолентой или фум-лентой, чтобы не поцарапать лагу). Обжимать следует долго — перебирая лагу по кругу с разных сторон; таким образом уменьшится и внутренний диаметр разболтавшегося отверстия, и сама лага чуть-чуть удлинится.
— Как выпрямить основной ствол саксофона, если он слегка погнулся?
На этот вопрос Евгений Уточкин сначала отказался отвечать — типа он это исправляет, но как именно — не скажет. Но потом сдался. В таких случаях он, предварительно сняв механику, берёт ствол сакса руками за концы и выпрямляет его через колено. Но музыкантам самим это делать не стоит — не имея опыта, сакс во время такой процедуры можно очень легко сломать. Особо хрупким является место, где близко одно к другому находятся голосовые отверстия Си-Бемоль и трельный боковой До.
Источник
Ремонт саксофона своими руками
Подробно: ремонт саксофона своими руками от настоящего мастера для сайта olenord.com.
Недавно назрела необходимость поменять несколько подушек на саксе, так как они протерлись и инструмент стал немного недокрывать. На фото видно что стало с подушками:
Подушки, как я понял, были сделаны из какого-то кожзама, а края тонального колодца были довольно острые, за несколько лет подушки буквально прорезались в местах контакта с металлом. Заказывать комплект подушек было лень — жалко денег, хорошие стоят дорого, вдруг не подойдут и тд. Решил сделать сам )
В качестве источника кожи взял старую женскую перчатку, вырезал подходящий по размеру «кружок»:
Пластмассовый резонатор и фетровую основу решил использовать из старой подушки. С помощью строительного фена отклеил старую подушку и распотрошил ее. На фото видно из какой плохой «кожи» она была сделана.
Внимание! Строительный фен следует использовать очень осторожно, он может запросто испортить лак на инструменте. У меня старый безлаковый инструмент, ему все нипочем.
Фетровый кружок очистил от старого клея и размял:
Дальше прикинул что к чему:
С обратной стороны подушки обычно применяют картонный кружок, который является «доннышком» подушки. Вырезал из какой-то упаковки:
Опять все примерил, собрался с мыслями. Сомневался получится ли аккуратно обтянуть кожей фетровый кружок, чтобы подушка была упругая и ровная. Обрезал лишние края кожи, на глазок, оставил пару-тройку миллиметров чтобы обтянуть подушку.
Взял клей «Момент», вот такой:
Дальше как обычно намазал кожаный кружок где надо тонким слоем, дал высохнуть минут 10, после чего начал обтягивать (с помощью пинцета). Обтянутую подушку аккуратно зажал в тиски.
Видео (кликните для воспроизведения). |
То что получилось когда клей подсох:
Похоже на «первый блин комом», но окончательный результат выглядит гораздо лучше )) Примерил в чашке клапана, сидит идеально:
Осталось приладить резонатор и вклеить подушку на место.
Делаем отверстие для резонатора:
Отрезаем кусочек термоклея (продается в любом строительном магазине). Кладем в чашку, нагреваем строительным феном, можно использовать мощный паяльник. Клей «тает», в процессе этого равномерно размазываем его какой-нибудь палочкой по чашке:
Пока клей не остыл быстро и аккуратно вставляем подушку на место и приминаем. На фото видно, что я немного переборщил с клеем, но это не очень страшно, излишки потом отрезаем:
Ставим клапан на место. Нужно подгонять подушку, чтобы она идеально прилегала к колодцу, возможно придется несколько раз переклеивать ее заново.
Может быть выглядит не очень аккуратно, но для первого раза по-моему неплохо ) А черный цвет — это вообще прям какая-то особенная фишка.
Воодушевившись, на следующий день я поменял еще 3 подушки. Как показала практика, такая подушка работает идеально. Прошло пара месяцев, никаких следов износа не обнаружено. Правда, подстаховавшись, я аккуратно подщлифовал грани тональных отверстий, чтобы они не были такие острые.
Надеюсь, этот отчет кому-нибудь пригодится!
Автор: Saxy Andy
(текст был исправлен редакцией
с учетом грамматики русского языка)
Если Вам нужно просто провести профилактику, начните с лампочки. На длинном проводе лампочку от фонарика запускаете внутрь, и по одному клапану закрываете и смотрите, где пробивается свет. А если вы таки хотите полностью перекрывать. ну тогда вперед. Разбираем сакс. Полностью, к такой матери. Надеюсь, что вы это делали хоть раз, хотя бы для того, чтобы почистить. Если нет, сразу совет – запишите на бумажке, что и за чем снимали, чтоб потом собирать в обратном порядке. Сразу все подушки выдирать не надо – вдруг завтра халтура? а дело не быстрое.
По одной выдираете подушку, вычищаете из клапана всё то на чём она там держалась, если это не сургуч. Если сургуч, то по###, пусть остается. Потом клапан ставится на ось, и на своё место.(кстати, клапан Си-Бемоль и клапан Си-До легко перепутать, желательно пометить, например фломастером).
Так, клапан стоит и клацает железом по железу. Да? Кладите сургуч. Не слишком мало, но разумное количество. Подушка должна быть наготове. Дудку надо держать на весу, чтоб клапан был открыт под действием гравитации 🙂 а в клапане лежит сургуч. Теперь нагреваем. На кафельной плитке ложится МАЛЕНЬКИЙ (мы ж не паять собираемся) кусочек сухого горючего. Оно не закоптит нам покрытие. Если прямо там, где надо греть, находится кнопка(перламутр. ), придётся ее выковыривать. Потом приклеите.
Так! Мы ж нагреваем – и смотрим на сургуч. Когда он расплавится, спокойным и уверенным движением руки кладите в клапан подушку. И плавно, не прилагая чрезмерных усилий, нажимаем на клапан. Горячо? Так надо ж было какой нибудь тряпочкой нажимать, не голыми пальцами. ну да ничо, теперь знать будете. Подушка приклеена, контролируем лампочкой. Должно быть всё ОК.
Если нет. Ну, опять подогреете, вынете подушку и повторите снова. Получилось? Следующий! И так двадцать пять раз, или около того.
После того как все подушки на своих местах, я рекомендую заняться- таки чисткой инструмента, это самое время. Если есть специальный состав – клёво. Нэту – тоже не беда, прогуляйтесь в хозяйственный после трудов праведных. Надо брать для серебра, в тюбике, да на бензине.
Если такое не находится, можно на водной основе и для хрома, но это беспощадный способ, часто так делать нельзя. Понадобится фартук, или что-нибудь застелить колени. И много мягких тряпочек, разных размеров, в том числе длинных и узеньких для полировки стоек.
Да, вот еще, рекомендую полые оси, да и вообще подвижные сочленения закапать парафином во избежание попадания туда этого абразива, а то со временем могут появится люфты.
И всё, заморачиваетесь чисткой. Это долгая песня, так что расслабтесь и спокойненько так напевая, полируете свой старый немытый сакс:) Пробочки и фетрики пусть отлетают, раз вы полностью решили перекрыть сакс. Тем более что убились они наверняка основательно.
Осмотрите пружины! Если некоторые конкретно заржавели, лучше поменять их сейчас. Как я уже говорил, замечательные, вечные пружины для любых клапанов получаются из рояльных струн. Для -Ре, -Ре# и -Ми струну нужно согнуть особым образом и вставить в резьбовое отверстие, и поставить клапан на место, потом она уже не вывалится. После того как почистите, надо клеить пробки. Найдите качественную КУСКОВУЮ пробку, не ту что слеплена клеем из пробковой трухи. Берете новый макетный ножичек и отрезаете кусочки по размеру.
Клей я вам не посоветую какой-нибудь конкретный, их щаc столько разных. выбирайте такой, чтоб не надо было долго выдерживать. И клейте по технологии, по инструкции. Место куда будете клеить, желательно зачистить нулёвочкой, не жалея покрытия – всё равно не видно будет. Обезжиривайте ацэтоном. Прижимайте сильнее.
Толщина пробочек пока значения не имеет. Но слишком толстыми их делать тоже не надо – а то бывает, потом трудно собрать механику, не влазит. Когда всё приклеете, соберите сакс. Можно не сразу весь, по частям, проверяя, нигде ли не клацает железо? Где клацает – снимаете узел, клеите еще пробочку. Когда всё проверено, собираем инструмент, сверяясь с написаной вначале бумажкой. Не пренебрегайте этим, а то собирать будет намного геморойнее.
Собрали! Но играть еще нельзя. Берете лезвие, макетный нож слишком груб для данной операции. И ПОНЕМНОГУ отрезаете лишнюю пробку, регулируя закрытие клапанов. Не спешите, а то придётся переклеивать снова. По чуть-чуть! Проверяете, опять же, лампочкой. Будте готовы к тому, что некоторые клапана еще придётся снять, иначе лезвием до пробок не добраться. Где регулируется винтиками – делайте.
Вообще, это должен быть самый неспешный и приятный этап. Делать и наблюдать как подушка за подушкой, клапан за клапаном, старый немытый сакс превращается в инструмент “в отличном состоянии”. Да, при регулировке и подрезании пробочек нужно оставить небольшой допуск на утруску-усушку. Сколько? Щас обьясню.
Короче, делайте, чтобы клапан крыл при ЧУТЬ более сильном нажатии, чем обычно. Совсем капельку. Всё должно получится хорошо. А, еще наверное вы бы не отказались новую муфту на эс? Это делается на раз.
Берете пробку от винища. Здесь нужна обычная, из крошки. Берете НОВОЕ лезвие для макетного ножичка. Самое сложное – это вырезать эту байду. Ножом под небольшим углом к поверхности режете вдоль, постепенно углубляясь, как бы по спирали. Ну, запорете несколько пробок. всё получится. Должно быть где-то 3-4 мм толщиной то, что получится.
Отдираете ту мерзость, что осталась от старой муфты. Зачищаете наждачкой, как следует. Чтоб не поцарапать лишнего, обмотайте изолентой. Зачистили? Обезжириваем ацетоном.
Далее, берете мега-клей “Момент” (я не настаиваю, но “Момент” справляется, это проверено). Намазываете обезжиренную и занаждаченную эску. Не толсто, но качественно. Оставляете сохнуть.
Далее надо промазать эту пробку, что вы с таким трудом отрезали. Мазать надо изнутри. И следите, чтоб не слиплось. Один край, который будет началом, надо обмазать и снаружи тоже. но не много, только краешек. Даёте выдержку клею, 20 минут.
Потом следует серия уверенных действий, от которых зависит долговечность изделия. В правую руку берете эс, и начинаете как бы наматывать пробку на металл. Октавник лудше снять, чтоб не погнуть ненароком. Наматывать надо начиная с того конца, который обмазан снаружи. Придавливаете большим пальцем.
Как завершите оборот, нужно сразу ТУГО обмотать пробку шнурком, а через 24 часа снять шнурок, (можно и раньше, но так рекомендует производитель) аккуратненько отрезаете получившийся нахлёст. Конечно, на полученную муфту сразу мундштук не оденешь. Слишком толстая.
Берите грубую наждачку (ну не самую крупную, но суровую) сворачиваете в трубочку и держа ее в кулаке, другой рукой крутите эс. Время от времени проверяйте, как идёт дело, пробуйте одеть мундштук. Главное – остановиться вовремя 🙂
Потому что эта пробка тоже усядет. Когда уже почти вся муфта влазит в мундштук,шлифаните мелкой шкуркой, и обкапайте парафином со свечки. Не вздумайте нагревать – а то придется начинать всё сначала, я не шучу. Потом возьмите мундштук (лучьше тот на котором не играете, потому что засрётся парафином), накрутите до упора, (в том направлении в котором наматывали пробку; старайтесь всегда делать так) и оставьте на ночь. Наутро у вас будет чудо-сакс, который вы, можно сказать, сделали сами. Не знаю, стоит ли дело 300 баксов. Гордость за свою работу, я думаю, стоит. Удачи!
Saxy_Andy
Ну, это уже как раз и есть “секреты”. Можно и не сургуч. вот рекомендуют термопласт, весьма разумно звучит. Но вряд ли сургучом быстрее, чем чем-то другим. Можно и паяльник переделать, если не лень. смотря ж для чего! Для Амати или БэЭса можно спокойно обойтись горелкой. Для лакированной Ямахи и паяльник не покатит, надо думать что-то другое, например термопласт, и струя пара или мощный фен.
Такой вопрос рано или поздно стаёт перед каждым музыкантом, причём, вне зависимости от его стажа игры на инструменте и профессионализма. В придуманном Адольфом Саксом чуде имеют свойство изнашиваться движущиеся и трущиеся части.
Как правило, чаще всего страдают клапаны. Их мягкая, соприкасающаяся со стаканами часть истирается и тогда, как говорят музыканты, «саксофон не кроет». Другими словами, при закрытом клапане воздух всё же прорывается наружу, издавая неприятное шипение, а звучание саксофона становится грязным, теряется мощь, пропадают многие нюансы.
Другой бедой является коррозия, съедающая металл изнутри и снаружи из-за попадающей на инструмент влаги. Кроме звука при этом страдает и внешний вид инструмента, а музыкант вдыхает в себя пары различных химических соединений.
Специалистов, квалифицированно ремонтирующих саксофоны, в Украине не много. Возможно, не наберётся и десятка профессионалов. Работа эта тонкая, кропотливая и весьма хлопотная. Нужно очень любить это дело, чтобы им заниматься.
Есть такой мастер и в Севастополе. В городе-герое он хорошо знаком любителям джаза, но немногие знают об его уникальной второй профессии. Это Юрий Иванович Тараненко, джазовый энтузиаст, создатель и идейный вдохновитель единственного в Украине оркестра саксофонов («Саксофоны Севастополя»), а теперь ещё и мастер по ремонту саксофонов.
Ремонтом он занимается чуть более года, но за это время успел отремонтировать более 20 саксофонов, доставленных из разных уголков Украины и России.
«Устройство саксофона я изучил самостоятельно, пользуясь как специальной литературой, так и источниками в Интернете, – рассказывает Юрий Тараненко. Всё разобрал до винтика, изучил работу всех частей. Образование у меня техническое, поэтому проблем с этим не было».
Как оказалось, есть много тонкостей, которые влияют на качество ремонта. И Тараненко собрал не только несколько самодельных устройств и приспособлений для ремонта саксофона, но и изобрёл собственную уникальную технологию, улучшающую качество звучания инструмента.
«Первым опытом стал доведённый до полуразрушенного состояния альт-саксофон одного из учеников музыкальной школы, – делится опытом Тараненко, – с ним (саксофоном – РЕД.) я провозился около месяца. Зато, когда на нём сыграли профессионалы, оказалось, что звук лучше, чем у многих фирменных инструментов».
Во многом это благодаря собственной конструкции подушки клапана. Резонатор – небольшой металлический кружок – крепится изнутри на клапан и отражает звуковые волны внутрь стакана. Юрий Иванович делает резонаторы из специального металла, а способ крепления подушки впору патентовать, настолько он оказался удачным и расширяющим функционал саксофона.
Большое значение имеет также фетровая прокладка, обтянутая тонкой кожей. Именно она соприкасается со стаканом, плотно закрывая его. Кожу для Юрия Тараненко доставляют, как говорится, «по спецзаказу», настолько высокие к ней требования. А вот секретом материала, из которого сделана небольшая пластиковая накладка (основа подушки), мастер не делится. «Это моё ноу-хау и очень важный элемент», – говорит он. По его заказу на пластик даже нанесена надпись «sax ton», такая вот небольшая личная «фишка».
Большое внимание при ремонте и обслуживании саксофонов Юрий Иванович уделяет чистке и полировке. Полироли – американские, а в настоящее время он ведёт переговоры с питерской фирмой, производящей нанопокрытия. Если они безвредны для человека и не окажут влияние на звучание инструмента, значит, будет ещё одно ноу-хау от неугомонного Тараненко, а саксофон будет буквально отталкивать воду.
Сейчас в ремонте у него баритон-саксофон одного из севастопольских музыкантов и мастер «колдует» над ним, комментируя свою работу и осыпая нас массой технических терминов. Теперь на ремонт уходит гораздо меньше времени, ведь технический арсенал Тараненко постоянно увеличивается. Станки и станочки, мини-пресс для «выдавливания» резонаторов нужной формы и размера, инструменты и приспособления хитрой формы и назначения…
Он – настоящий механик. Родился в Донецкой области в 1952 году. Через год его родители переехали в Никополь, где и прошли детство и юность Юрия. Занимался музыкой, играл в оркестре на контрабасе, на гитаре. После школы пошёл работать на трубопрокатный завод, выучился на электрослесаря. Но, душа «звала в моря»…
После неудачной попытки поступить в одесскую мореходку – учеба в Севастопольском приборостроительном институте, специальность судового электромеханика и длительная работа, как он сам говорит, «на обитаемых глубоководных аппаратах». Максимальная глубина, на которую довелось опускаться – 705 метров, в озере Иссык-Куль. После развала советской науки, в 90-е годы, занялся бизнесом, имеет небольшой магазин автотоваров, профессионально обслуживает аккумуляторы…
Но, в душе крепко сидела ещё одна давняя страсть – к джазовой музыке. Юрий Тараненко давно дружит с руководителем всемирно известного джазового оркестра «Ленинградский диксиленд» Олегом Кувайцевым. И, после одной из встреч возникла идея создать оркестр «Саксофоны Севастополя». Но, это уже совсем другая история. Как мы знаем, у Тараненко это получилось успешно. У этого вдумчивого, культурного и, безусловно, талантливого человека всё всегда получается.
А если возникнет необходимость отремонтировать саксофон, к нему без проблем может обратиться каждый:
Тараненко Юрий Иванович
Тел. +380509814200
Skype kaferzuk
E-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
начнём ЛИКБЕЗ с замены пробки на эске (шее – верхней части саксофона, на которую одевается мундштук):
для замены пробкового уплотнения под мундштук можем использовать несколько способов:
1. купить ремонтный набор для смены пробки (cork), в котором уже имеется листовой кусочек пробки, клей и обезжиривающее средство, а так же инструкция по замене.
2. для замены может подойти самая обычная пробка из-под шампанского, или вина (очень хорошо, если это пробка из цельного кусочка пробки, встречается на винах дорогих сортов, но из прессованной пробки тоже годится) берём пробку – высверливаем в ней отверстие по диаметру кончика нашей эски, предварительно подготовив поверхность эски – удалив старую и почистив до основания от клея, обезжириваем. наносим клей по инструкции, надеваем пробочку, заматываем туго шёлковой ниткой, оставляем сохнуть на необходимое время. затем снимаем нитку и подгоняем диаметр пробочки под внутренний диаметр нашего мундштука, желательно пробочку делать немного конусной, т.е. диаметр её на конце (в начале эски) должен быть немного меньше, чем диаметр который будет выступать из-под мундштука. не переусердствуйте, желательно остановиться, когда мундштук будет туго садиться на пробку, используйте смазку для пробочки, или жир, можно козий – который не пропускает влагу.
3. идём в магазин строительных материалов, или покрытий для дома и покупаем в погонных метрах листовую пробку, желательно или из очень мелкой крошки, или очень плотно-спресованный лист – такие покрытия из пробки используют в качестве обоев. купили – вырезаем лист, необходимого размена, например (4см х 10см и толщиной от 1го до 3х мм.) этого должно хватить. подготавливаем поверхность эски, очистив от старой пробки и клея. наклеиваем пробочку, оборачивая её вокруг конца эски – расположите шов таким образом, чтобы было эстетично – т.е. под низом эски (со стороны нижней губы, когда играете) обернули – ножом срезаете под углом оставшийся кусочек – он лишний, далее можно нождачкой обработать этот шёв, если не оч. аккуратно получилось с первого раза обрезать.
ну вот, должно получиться. не получится с первого раза – попробуйте ещё – самое главное в этом деле – преобресть опыт!
начнём ЛИКБЕЗ с замены пробки на эске (шее – верхней части саксофона, на которую одевается мундштук):
для замены пробкового уплотнения под мундштук можем использовать несколько способов:
1. купить ремонтный набор для смены пробки (cork), в котором уже имеется листовой кусочек пробки, клей и обезжиривающее средство, а так же инструкция по замене.
2. для замены может подойти самая обычная пробка из-под шампанского, или вина (очень хорошо, если это пробка из цельного кусочка пробки, встречается на винах дорогих сортов, но из прессованной пробки тоже годится) берём пробку – высверливаем в ней отверстие по диаметру кончика нашей эски, предварительно подготовив поверхность эски – удалив старую и почистив до основания от клея, обезжириваем. наносим клей по инструкции, надеваем пробочку, заматываем туго шёлковой ниткой, оставляем сохнуть на необходимое время. затем снимаем нитку и подгоняем диаметр пробочки под внутренний диаметр нашего мундштука, желательно пробочку делать немного конусной, т.е. диаметр её на конце (в начале эски) должен быть немного меньше, чем диаметр который будет выступать из-под мундштука. не переусердствуйте, желательно остановиться, когда мундштук будет туго садиться на пробку, используйте смазку для пробочки, или жир, можно козий – который не пропускает влагу.
3. идём в магазин строительных материалов, или покрытий для дома и покупаем в погонных метрах листовую пробку, желательно или из очень мелкой крошки, или очень плотно-спресованный лист – такие покрытия из пробки используют в качестве обоев. купили – вырезаем лист, необходимого размена, например (4см х 10см и толщиной от 1го до 3х мм.) этого должно хватить. подготавливаем поверхность эски, очистив от старой пробки и клея. наклеиваем пробочку, оборачивая её вокруг конца эски – расположите шов таким образом, чтобы было эстетично – т.е. под низом эски (со стороны нижней губы, когда играете) обернули – ножом срезаете под углом оставшийся кусочек – он лишний, далее можно нождачкой обработать этот шёв, если не оч. аккуратно получилось с первого раза обрезать.
ну вот, должно получиться. не получится с первого раза – попробуйте ещё – самое главное в этом деле – преобресть опыт!
03.12.2013 / Категория: Общество / Тема: Музыка / 0 комментариев
Такой вопрос рано или поздно стаёт перед каждым музыкантом, причём, вне зависимости от его стажа игры на инструменте и профессионализма. В придуманном Адольфом Саксом чуде имеют свойство изнашиваться движущиеся и трущиеся части, сообщают «Новости джаза».
Как правило, чаще всего страдают клапаны. Их мягкая, соприкасающаяся со стаканами часть истирается и тогда, как говорят музыканты, «саксофон не кроет». Другими словами, при закрытом клапане воздух всё же прорывается наружу, издавая неприятное шипение, а звучание саксофона становится грязным, теряется мощь, пропадают многие нюансы.
Другой бедой является коррозия, съедающая металл изнутри и снаружи из-за попадающей на инструмент влаги. Кроме звука при этом страдает и внешний вид инструмента, а музыкант вдыхает в себя пары различных химических соединений.
Специалистов, квалифицированно ремонтирующих саксофоны, в Украине не много. Возможно, не наберётся и десятка профессионалов. Работа эта тонкая, кропотливая и весьма хлопотная. Нужно очень любить это дело, чтобы им заниматься.
Есть такой мастер и в Севастополе. В городе-герое он хорошо знаком любителям джаза, но немногие знают об его уникальной второй профессии. Это Юрий Иванович Тараненко, джазовый энтузиаст, создатель и идейный вдохновитель единственного в Украине оркестра саксофонов («Саксофоны Севастополя»), а теперь ещё и мастер по ремонту саксофонов.
Ремонтом он занимается чуть более года, но за это время успел отремонтировать более 20 саксофонов, доставленных из разных уголков Украины и России.
«Устройство саксофона я изучил самостоятельно, пользуясь как специальной литературой, так и источниками в Интернете, – рассказывает Юрий Тараненко. Всё разобрал до винтика, изучил работу всех частей. Образование у меня техническое, поэтому проблем с этим не было».
Как оказалось, есть много тонкостей, которые влияют на качество ремонта. И Тараненко собрал не только несколько самодельных устройств и приспособлений для ремонта саксофона, но и изобрёл собственную уникальную технологию, улучшающую качество звучания инструмента.
«Первым опытом стал доведённый до полуразрушенного состояния альт-саксофон одного из учеников музыкальной школы, – делится опытом Тараненко, – с ним (саксофоном – РЕД.) я провозился около месяца. Зато, когда на нём сыграли профессионалы, оказалось, что звук лучше, чем у многих фирменных инструментов».
Во многом это благодаря собственной конструкции подушки клапана. Резонатор – небольшой металлический кружок – крепится изнутри на клапан и отражает звуковые волны внутрь стакана. Юрий Иванович делает резонаторы из специального металла, а способ крепления подушки впору патентовать, настолько он оказался удачным и расширяющим функционал саксофона.
Большое значение имеет также фетровая прокладка, обтянутая тонкой кожей. Именно она соприкасается со стаканом, плотно закрывая его. Кожу для Юрия Тараненко доставляют, как говорится, «по спецзаказу», настолько высокие к ней требования. А вот секретом материала, из которого сделана небольшая пластиковая накладка (основа подушки), мастер не делится. «Это моё ноу-хау и очень важный элемент», – говорит он. По его заказу на пластик даже нанесена надпись «sax ton», такая вот небольшая личная «фишка».
Большое внимание при ремонте и обслуживании саксофонов Юрий Иванович уделяет чистке и полировке. Полироли – американские, а в настоящее время он ведёт переговоры с питерской фирмой, производящей нанопокрытия. Если они безвредны для человека и не окажут влияние на звучание инструмента, значит, будет ещё одно ноу-хау от неугомонного Тараненко, а саксофон будет буквально отталкивать воду.
Сейчас в ремонте у него баритон-саксофон одного из севастопольских музыкантов и мастер «колдует» над ним, комментируя свою работу и осыпая нас массой технических терминов. Теперь на ремонт уходит гораздо меньше времени, ведь технический арсенал Тараненко постоянно увеличивается. Станки и станочки, мини-пресс для «выдавливания» резонаторов нужной формы и размера, инструменты и приспособления хитрой формы и назначения…
Он – настоящий механик. Родился в Донецкой области в 1952 году. Через год его родители переехали в Никополь, где и прошли детство и юность Юрия. Занимался музыкой, играл в оркестре на контрабасе, на гитаре. После школы пошёл работать на трубопрокатный завод, выучился на электрослесаря. Но, душа «звала в моря»…
После неудачной попытки поступить в одесскую мореходку – учеба в Севастопольском приборостроительном институте, специальность судового электромеханика и длительная работа, как он сам говорит, «на обитаемых глубоководных аппаратах». Максимальная глубина, на которую довелось опускаться – 705 метров, в озере Иссык-Куль. После развала советской науки, в 90-е годы, занялся бизнесом, имеет небольшой магазин автотоваров, профессионально обслуживает аккумуляторы…
Но, в душе крепко сидела ещё одна давняя страсть – к джазовой музыке. Юрий Тараненко давно дружит с руководителем всемирно известного джазового оркестра «Ленинградский диксиленд» Олегом Кувайцевым. И, после одной из встреч возникла идея создать оркестр «Саксофоны Севастополя». Но, это уже совсем другая история. Как мы знаем, у Тараненко это получилось успешно. У этого вдумчивого, культурного и, безусловно, талантливого человека всё всегда получается.
А если возникнет необходимость отремонтировать саксофон, к нему без проблем может обратиться каждый:
Замена пробки эски в домашних условиях своими руками. Исполозовались: – нождачка крупнозернистая – нождачка.
По Вашим многочисленным просьбам, мои друзья, я сделал это видео, рассказывающее о том, как правильно ставит.
Ремонт духовых инструментов https://vk.com/windsrepair.
В этом видео, я продолжаю вас знакомить с простыми ремонтами кларнета и саксофона, которые вы сможете делат.
В этом видео, я Вам расскажу о простых ремонтах кларнета и саксофона, которые вы сможете делать сами, не.
Антон Румянцев, мастер саксофона, делится позитивной информацией о мастерской Вячеслава Ковтуна Kovtun Workshop.
В этом видео я показываю как прочистить саксофон.
ремонт китайского саксофона.
Магазин Марьячи: http://www.mariachi.ru/#p:WSA;g:catalog;e:1;c:ranked Я в Вк: http://vk.com/id266655631.
подушки для альт саксофона.
Обзор на мои саксофоны и мундштуки.
Как устранить проблемы в саксофоне, связанные с клапаном соль диез (G#). Вячеслав Ковтун. Мастерская Kovtun Workshop.
Как не надо играть на Саксофоне тенор) Видео случайно снято на первый попавшийся телефон. Добро пожаловать.
Мастер Вячеслав Ковтун дает практические советы по техническому обслуживанию саксофона и элементарной.
Вот и моей доченьке 1,4! Как быстро летит время! Я вообще не успеваю замечать как проходят дни-недели-месяцы… Позвонили с работы, уточнили когда я собираюсь выходить, сказала что в январе как и договаривались, но с ужасом понимаю, что я не представляю что будет после НГ! Но об этом напишу, как созрею до откровений, а тут расскажу о проказнице-малышке))) Хотя какая она уже малышка?! Уже совсем большая доченька моя)))
Фото Евгения Креча, «МВ», и из архива А. Махлина.
Даже видавший виды ЦИК Украины в шоке от количества и качества претендентов на высший государственный пост Из 23 кандидатов 9 – уголовники, 12 имеют скрытые доходы, 9 замешаны в громких коррупционных скандалах, 6 – олигархи, 7 практически нищие, причем 2 – с нулевыми доходами, 6 – официально безработные, 1 – гомосексуалист, 2 связаны с ОПГ… Прогноз редакции «Совершенно секретно»1. Выборы 25 мая 2014 года могут состояться на Украине с вероятностью 50%. 2. Если президента все же изберут, то 75% вероятности.
Какой саксофон выбрать?
Альт? Тенор? Сопрано? Баритон? Любую музыку можно исполнить на любом виде саксофона. Альт, Тенор, Сопрано и Баритон саксофоны, в первую очередь, имеют разные характеры – и инструмент Вам должен подходить именно по характеру! Сопрано и Баритон саксофоны чаще всего являются дополнительными инструментами, а основные – это Альт и Тенор, хотя, разумеется бывают и исключения. Начинать своё обучение всё же лучше с Альт или Тенор-саксофона, так как для новичка освоение Сопрано или Баритона связано с несколькими дополнительными трудностями. Для решения вопроса выбора, какой саксофон вам ближе по духу – Альт или Тенор, есть парочка способов:
1 – если у Вас есть любимый саксофонист, то и саксофон, скорее всего, Вам подойдёт как у него.
2 – посмотреть в Интернете видео (например, на сайте www.youtube.com набрать в поиске «sax alto» и «sax tenor») Лучше всего посмотреть и послушать как можно большее количество разных саксофонистов и разной музыки…
Приобретение саксофона
Очень советую сначала несколько разобраться в этом вопросе: сколько людей — столько и мнений. Если для Вас не имеет значения между $500 и $5000, то тогда конечно можно смело поехать в ближайший хороший магазин и купить топовую модель одного из самых известных саксофонных брендов (Selmer (Paris), Yamaha, Yanagisawa). Если же Ваши средства ограничены, то стоит задать себе несколько вопросов:
1 – Новый саксофон или б/у?
2 – Бюджет?
3 – Производитель – Франция, Япония, США или Чехия (Чехословакия), Германия (ГДР), Тайвань, Китай?
Для начинающего подойдёт как супер-профессиональный Selmer (Paris) за $7000 так и китайский «ноу нэйм» за $250, главное чтобы он был в безупречном техническом состоянии. Помните, что и совсем недорогой инструмент может приносить Вам Радость! Если Вы сомневаетесь в своих намерениях насчёт саксофона, то единственно верное решение — купить недорогой, ликвидный инструмент. Саксофон напрокат – идея плохая, так как скорее всего он будет в неисправном техническом состоянии, и игра на нём Вас только разочарует. Если не понравится — всегда можно продать.
Представление о звуке саксофона тоже нужно воспитывать. Думаю далеко не каждому новичку понятны отличия в звуке саксофона, тем более, если новичок сам будет пробовать играть на разных инструментах — скорее всего вообще ничего не поймёт или сильно ошибётся в выборе. Если уж определиться что больше нравится альт или тенор трудно, то уж как трудно определиться с мундштуком или тем более с саксофоном.
Покупка старых «демократовских» саксофонов очень распространённых в СССР (производства Amati (Чехословакия), B&S, Weltklang (ГДР), Luxor (Румыния)), чаще всего не имеет смысла, так как подавляющее большинство на нынешний момент находятся в далеко не лучшем техническом состоянии, а на восстановление таких инструментов у хорошего мастера по ремонту саксофонов нужно денег больше, чем такой саксофон стоит. Если сложить стоимость такого саксофона и стоимость ремонта, то получается сумма достаточная для приобретения саксофона например, производства Японии, причём в хорошем состоянии. Кроме всего прочего, «демократовские» саксофоны отличаются неудобной устаревшей конструкцией механики и имеют ещё ряд недостатков.
Китайские саксофоны не так плохи, как принято думать, на самом деле, они бывают как совсем некачественные, которые разваливаются при первом прикосновении, так и подходящие для обучения. Нужно очень внимательно осматривать инструмент перед покупкой, и, если Вы заметите что-либо, что Вам не понравится, то есть какую-нибудь “некрасивость”, то однозначно именно этот саксофон не покупайте, а осмотрите следующий и, возможно, Вам повезёт. Однако стоит иметь в виду, что рано или поздно Вам захочется играть на более серьёзном инструменте, а при продаже нового купленного в магазине китайского саксофона Вы потеряете как минимум 30% от первоначальной стоимости.
В выборе саксофона лучше исходить из соотношения цена-качество ну и, конечно, иметь в виду ликвидность инструмента (вдруг Вам через пару месяцев захочется перейти с альта на тенор или наоборот, или приобрести саксофон более высокого класса, или вообще перейти на бальные танцы)))
Примерные цены на саксофоны
Новые саксофоны в Московских магазинах: Selmer (Paris) от $5000, YANAGISAWA (Japan) от $2800, YAMAHA (Japan) от $1500 (серия Standard производства Малайзии или Китая) и от $2700 (серия Professional производства Японии), P.Mauriat (Taiwan) от $1400, Trevor J. James (Taiwan) от $850, Conn-Selmer (USA) от $700 (производства Китая), другие саксофоны производства Китая от $450. Цена бывших в употреблении саксофонов очень сильно зависит от их состояния. Вот примерные цены на очень привлекательные предложения которые мне встречались: Selmer (Paris) от $2500, YANAGISAWA (Japan) от $1000, YAMAHA (Japan) от $850 (производства Японии), P.Mauriat (Taiwan) от $800, Trevor J. James (Taiwan) от $500, Conn-Selmer (USA) от $450 (производства Китая), другие саксофоны производства Китая от $200, саксофоны производства Чехословакии и ГДР от $200. Если Вам предложили дешевле, то это или “волшебный случай, который выпадает один раз на миллион” или Вы общаетесь с мошенниками. Чудеса, конечно, бывают, но крайне редко. 😉
Мундштук для начинающего саксофониста
Наклейка на мундштук
Это самоклеющаяся прокладка, изготовленная из пластичного материала (силикон, резина, винил), которая защищает от повреждения зубы и мундштук, а так же создаёт при игре комфорт. Зубы не скользят по мундштуку. Часть вибрации переходящая с мундштука на зубы и далее на слуховой нерв через кости черепа глушится наклейкой (эффективность зависит от материала и толщины), тем самым наклейка помогает слышать более реальный звук Вашего саксофона.
Трости для начинающего саксофониста
Существует сочетаемость мундштуков и тростей, то есть на одном и том же мундштуке разные трости будут вести себя по разному. Кроме собственно звука есть ещё очень важный параметр — управляемость. Для мундштуков Meyer и Otto Link рекомендую приобретать трости фирмы Rico http://ricoreeds.com/, для мундштуков Vandoren однозначно следует приобретать трости фирмы Vandoren http://www.vandoren.com/, для мундштуков Rico Royal Graftonite и Rico La Voz однозначно следует приобретать трости фирмы Rico, для комплектных китайских и тайваньских мундштуков рекомендую приобретать трости фирмы Vandoren, для мундштуков YAMAHA, Yanagisawa, Keilwerth, Trevor J. James, Vito (Japan) рекомендую приобретать трости фирмы Rico.
Трости для начинающего фирмы Vandoren в порядке предпочтения:
Vandoren Traditional 1,5;
Vandoren Java 2;
Vandoren ZZ 2;
Vandoren V16 2;
Vandoren Java Filed — Red Cut 1,5.
Трости для начинающего фирмы Rico в порядке предпочтения:
Rico 2;
Rico Royal 2;
Rico Frederick L. Hemke 2;
Rico Select Jazz 2S;
Rico La Voz S (Soft);
Rico Reserve 2.
Трости для начинающего других фирм:
Rigotti Gold 2;
Alexander Superial 2;
Alexander DC 2;
Alexander NY 2;
Alexander Classique 1,5;
Zonda 2B.
Слово “Гайтан” происходит из тюркского языка — это тот самый ошейник, на котором висит саксофон. 🙂 От него достаточно сильно зависит, как много удовольствия Вы получите от игры на саксофоне.
Гайтан должен быть достаточно прочным, чтобы Ваш саксофон не упал неожиданно на пол и не сломался. Крючок, которым прикрепляется саксофон к гайтану, должен быть надёжным и не должен самопроизвольно отстёгиваться, а так же крючок не должен портить покрытие саксофона, и тем более кольцо за которое он цепляется. Гайтан должен удобно регулироваться, чтобы Вы могли настроить его под себя. Гайтан должен быть достаточно широким в том месте где ложится на шею, не должен пережимать кровеносные сосуды, вес саксофона должен равномерно распределяться по всей поверхности гайтана.
Возможно, Вам понадобятся даже два гайтана, так как прекрасные и очень удобные гайтаны с широким основанием из материалов не пропускающих воздух в жаркое время года могут причинять и некоторый дискомфорт. Летом удобнее будет использовать гайтан несколько менее широкий изготовленный из синтетической ленты, которую достаточно несложно содержать в чистоте.
Гайтаны различаются по размерам. Чем крупнее саксофон и саксофонист, тем длиннее гайтан. Для более тяжёлых видов саксофонов требуются более широкие гайтаны. Размеры бывают Сопрано/Альт, Тенор/Баритон и универсальный Альт/Тенор, но в любом случае для выбора гайтана необходима примерка. Другими словами гайтан должен быть удобный, надёжный и, конечно же, красивый.
Оптимальный порядок сборки и разборки саксофона
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Лучше всего сборку и разборку производить всегда в одном и том же порядке, и все предметы складывать в одно и то же место. Таким образом Вы отработаете эти действия до автоматизма и шанс что-либо повредить или потерять будет минимальный.
Приветствую! Меня зовут Петр. Я с юности любил собирать автомодели и парапланы, позже мое хобби выросло в нечто большее и я долгое время работал мастером в компании “муж на час”. За многолетний опыт в моей копилке оказались огромное количество различных схем и реализаций ремонта и монтажа своими руками различных устройств. Не все “рецепты” принадлежат мне, но считаю что такие знания должны быть в открытом доступе. Это и стало причиной создать данный сайт.
Источник