- КС РФ подтвердил правомерность расчета платы за содержание паркинга исходя из доли в праве собственности на него, а не площади машино-места
- Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
- Счет за капитальный ремонт за машиноместо
- Права и обязанности собственника машино-места
- Что и как оплачивает собственник машино-места
- Машино-места и прямые договора с ресурсоснабжающей организацией
КС РФ подтвердил правомерность расчета платы за содержание паркинга исходя из доли в праве собственности на него, а не площади машино-места
skopal / Depositphotos.com |
Собственник машино-места судился со «стояночным» ТСН по вопросу содержания общего имущества. Собственник полагал, что взносы на капремонт, коммунальные платежи и прочие элементы платы нужно считать исходя из площади, собственно, самого машино-места (Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2019 г. № 3461-О).
ТСН, которого поддержал орган ГЖН, напротив, исчислял платежи исходя из доли собственника в праве на общее имущество ТСН – то есть на проезды, развороты и прочие части парковки, без которых пользоваться машино-местом будет нельзя, а содержать их все-таки надо.
Собственник настаивал, что, поскольку паркинг со спорным машино-местом находится в подвальном помещении МКД, то все эти «дорогие» развороты, проезды и прочие пространства являются общим имуществом собственников помещений МКД. С такими расчетами площадь, на которую начислялись бы платежи, значительно уменьшилась бы для владельцев машино-мест, но, правда, подросла бы для владельцев квартир «наверху».
Суд, однако, был на стороне ТСН, потому что:
- покупая машино-место, истец купил именно долю в праве общей долевой собственности на нежилые помещения, расположенные в подземном паркинге в МКД;
- на общем собрании собственников паркинга принято решение о выделе в натуре машино-мест из своих долей согласно договорам купли-продажи по существующей разметке в соответствии с проектом паркинга. Площадь паркинга, оставшуюся после выдела машино-мест, решили передать в общедолевую собственность всего МКД;
- однако на момент суда еще не все собственники выделили свое машино-место в натуре, следовательно, право общей долевой собственности на помещение паркинга не прекратилось,
- а значит, собственник несет бремя содержания такого имущества в объеме, существовавшем до выдела машино-места, согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ».
Именно эта норма и стала предметом жалобы собственника в Конституционный Суд РФ. Однако КС РФ не принял ее к рассмотрению, поскольку оспариваемое положение направлено на обеспечение сохранности имущества, равенства прав долевых собственников как парковки, так и собственников отдельных машино-мест, отвечает интересам собственников и пользователей данного имущества и само по себе не может расцениваться как нарушающее указанные в жалобе конституционные права заявителя.
Источник
Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы
Сегодня мы рассмотрим актуальную тему среди жителей многоквартирных домов (Далее – МКД) по оплате услуг по обслуживанию машиномест в МКД.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, к нежилым помещениям в МКД приравниваются части МКД, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией на МКД).
К нежилым помещениям, являющимся частями МКД, применяются требования жилищного законодательства.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее – ЖК РФ), собственник помещения в МКД обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Вместе с тем, согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта могут быть общим имуществом собственников помещений МКД, но лишь при условии, что они построены за счет собственников помещений и используются для обслуживания именно данного дома.
Если они построены в рамках инвестиционных обязательств или за счет застройщика и обслуживают не только жителей дома – данное помещение не является общим имуществом.
Таким образом, если машиноместа в МКД не входят в состав общего имущества МКД, то собственники таких нежилых помещений, в рамках Гражданского кодекса РФ, вправе заключать необходимые договоры для обслуживания и содержания машиномест.
В свою очередь, договором на эксплуатацию и техническое обслуживание машиномест устанавливается порядок и условия предоставления услуг по их содержанию, в том числе порядок оплаты услуг.
Если машиноместа входят в состав общего имущества собственников МКД, то по общему правилу собственники помещений в МКД на общем собрании должны принять решение об установлении размера платы за содержание и ремонт помещений (ЖК РФ).
В случае отсутствия указанного решения такой размер платы для населения устанавливается соответствующим органом государственной власти.
Согласно разъяснениям Департамента экономической политики и развития города Москвы от 08.05.2009 № ДПР/9-6797, к собственникам нежилых помещений, находящихся в МКД, не могут применяться тарифы, утвержденные Правительством Москвы. Однако, установленные договором цены на услуги по содержанию и ремонту общего имущества МКД для собственников нежилых помещений могут быть аналогичны ценам, установленным Правительством Москвы.
Таким образом, собственники нежилых помещений в МКД обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД наравне с собственниками жилых помещений, а также оплачивать коммунальные услуги, по цене, установленной в договоре с организацией, осуществляющей функции управления МКД и (или) с Поставщиками услуг.
Следует также отметить, что функции по начислению платежей за нежилые помещения, расположенные в МКД, коммунальные и иные услуги арендаторам, владельцам, пользователям, собственникам нежилых помещений, формирование платежных документов с использованием Автоматизированной системы управления «Информационное обеспечение деятельности ЕИРЦ» (АСУ ЕИРЦ) возложены на ГКУ «Центр координации ГУ ИС» (Распоряжение Правительства Москвы от 01.12.2017 № 671-РП).
ГКУ «Центр координации ГУ ИС» обеспечивает современные и более удобные для собственников нежилых помещений условия расчетного обслуживания, которые максимально исключают возможность злоупотреблений со стороны управляющих организаций и поставщиков услуг.
Источник
Счет за капитальный ремонт за машиноместо
Закон разделяет три понятия: «коллективные автостоянки», «парковки» и «машино-места».
Коллективная автостоянка, расположенная на придомовой территории, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) включена в состав общего имущества. Собственники не вправе выделять ее в самостоятельный объект, устанавливать ограничители парковки с надписью «Мое парковочное место» и совершать иные подобные действия (ст. 37 ЖК РФ).
Парковка (парковочное место) – это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка (п. 21 ст. 1 ГК РФ). То есть, парковочное место предполагает определенное оформление в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов (нанесение знака разметки, парковки, установка паркомата и пр.).
Понятие машино-места было введено с 01.01.2017 г. в п. 29 ст. 1 ГК РФ а также в ст. 130 ГК РФ. Машино-место – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.На машино-место должен быть документ о праве собственности с указанием правообладателя данного объекта.
До 01.01.2017 г. машино-места не имели статуса в виде самостоятельного объекта недвижимого имущества. Наиболее распространенной была такая ситуация: в многоквартирном доме нежилым помещением, входящим в состав общего имущества, был подземный паркинг. А доли внутри такого паркинга относились на собственников помещений многоквартирного дома. Также в ряде домов встречаются ситуации, когда часть машино-мест в подземном паркинге является зарегистрированной за отдельными собственниками, а часть относится к общему имуществу.
После 1 января 2017 года машино-места чаще всего продаются застройщиками как отдельные объекты недвижимости и допускается ситуация, при которой собственник машино-места не является собственником помещения (квартиры) внутри самого многоквартирного дома.
Права и обязанности собственника машино-места
Применительно к многоквартирному дому собственник машино-места обладает такими же правами, как и собственник жилого или нежилого помещения. Собственник машино-места указывается в реестре собственников, обязанность ведения которого возлагается законом на управляющую домом организацию. Кроме того, собственник машино-места вправе принимать участие в общих собраниях, получать в установленные сроки информацию, состав которой (подлежащий раскрытию) определен в законе.
В части обязанностей на собственника машино-места возлагается несение бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также оплата иных платежей и сборов, определенных в законе или по решению общего собрания собственников помещений.
Что и как оплачивает собственник машино-места
В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника машино-места в многоквартирном доме включает в себя:
-плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
— взнос на капитальный ремонт;
— плату за коммунальные услуги.
В части коммунальных услуг регулирование строится на Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
В Правилах № 354 к нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
В части внесения платы за текущее содержание машино-места управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
а) размер платы за содержание устанавливается на основании решения общего собрания (ст. 44 РФ)
б) несмотря на то, что в силу п. 31 Правил № 491 указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, есть судебная практика, которая позволяет устанавливать дифференцированные тариф для разных категорий собственников (ранее о такой возможности сообщил Конституционный суд в постановлении от 29.01.2018 № 5-П; кроме того, есть похожая практика у арбитражных судов, например, решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-1779/2019 от 25.04.2019 г. было определено, что установление дифференцированного тарифа за содержание нежилых помещений, не являющихся общим имуществом МКД, в сумме 30 руб. за 1 кв.м нежилого помещения МКД не противоречит закону, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Таким образом, собственнику машино-места можно установить как больший, так и меньший тариф.
В части внесения платы коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
— наличия решения общего собрания о распределении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, исходя из показаний общедомового прибора учета. В этом случае, выставление платы коммунальные ресурсы осуществляется по факту.
— отсутствия решения общего собрания о распределении по факту коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома. В этом случае, коммунальные ресурсы выставляются по нормативу, который утвержден тарифным органом (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
Нужно учитывать, что машино-места могут потреблять не все коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом, а лишь некоторые (холодная вода и электричество) или даже один (электричество). Законом прямо не урегулировано право для собственника машино-места не оплачивать какие-то коммунальные ресурсы (например, которые не используются в подземном паркинге), однако часто управляющие организации идут навстречу собственникам машино-мест и не выставляют плату за те ресурсы, которых в паркинге нет.
В части внесения платы за коммунальные услуги, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
— объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется для собственника машино-места исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса;
— если приборы учета коммунальных ресурсов в машино-местах отсутствуют, то расчет строится исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Одновременно применяется повышающий коэффициент к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5 (п. 43 Правил № 354). При этом повышающий коэффициент не применяется к электрической энергии (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В части внесения платы за капитальный ремонт, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
В соответствии с п. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Таким образом, собственник машино-места оплачивает взнос на капитальный ремонт наравне с иными категориями собственников помещений.
Машино-места и прямые договора с ресурсоснабжающей организацией
Следует отдельно отметить, что несмотря на то, что собственники машино-мест приравнены Правилами № 354 к нежилым помещениям, в части расчета платы за коммунальные услуги, требование закона о необходимости заключения прямых договоров на поставку холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа, а также отведения сточных вод путем заключенияв письменной форме договоров непосредственно с ресурсоснабжающей организацией на машино-места не распространяется.
Таким образом, плату за коммунальные услуги необходимо вносить напрямую управляющей, а не ресурсоснабжающей организации.
При этом собственники машино-мест наряду с другими собственниками помещений не лишены права принять решение о переходе на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией (ст. 44 и 157.2 ЖК РФ).
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Источник