Дизельный сервис-центр. Игра стоит свеч
Доля дизельных двигателей на российском рынке постепенно увеличивается. Пока этот процесс наиболее заметен в сегменте легкого коммерческого транспорта, но постепенно растет число и легковых автомобилей, оборудованных дизельными моторами. В связи с этим на первый план выходит проблема постгарантийного сервисного обслуживания данных двигателей. По словам буквально всех участников рынка, данное направление авторемонта находится в серьезном кризисе.
В России структура рынка дизельных систем для автомобилей сильно отличается в зависимости от региона. На Дальнем Востоке очень высокий спрос на запасные части и обслуживание топливных систем Denso, которые стоят на большинстве японских дизельных двигателей. На втором месте – топливные системы Delphi, которые стоят на корейских автомобилях. В Сибири примерно половину рынка занимают системы Bosch, которые устанавливаются на подавляющее большинство европейских автомобилей. Значительные доли имеют Delphi и Denso. На европейской части России Bosch превалирует, доля Delphi и Denso заметно меньше, чем в Сибири и на Дальнем Востоке. Кроме того, там нередко встречаются Siemens, Stanadyne, Detroit Diesel, которыми оборудованы американские и некоторые европейские автомобили. В целом рынок дизельных систем очень разнообразен, что создает дополнительные трудности для сервисных центров, которые работают в данном сегменте.
Спрос и предложение
По оценке участников рынка, количество сертифицированных дизельных сервисных центров таково, что сегодня они не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности рынка.
«На современном рынке сервисных услуг диагностику дизельной топливной аппаратуры предлагают максимум 20% СТО, а реально могут найти неисправность и её устранить — не более 10% СТО, – заявляет Николай Янковский Николай Янковский, руководитель группы развития «Бош Авто Сервис» в России. В этой ситуации владельцы такой техники обращаются на дилерские станции и мы видим сейчас, что дизель зарекомендовал себя не только как экономичный, но и как очень дорогой в ремонте. Тем не менее, джипы и микроавтобусы будут в основной своей массе дизельными, поэтому диагностика дизельных автомобилей – дело для СТО перспективное».
Непосредственно на местах ситуация выглядит и вовсе плачевно.
«Относительно неплохой можно назвать ситуацию с ремонтом дизельных топливных систем марки Bosch, – рассказывает Юрий Федорищев, технический руководитель компании «Дизель Техник» (г. Новосибирск) — В России есть всего 23 сервисных дилера Bosch (станции сети «Бош Дизель Центр»). Это компании, которые оказывают услуги по диагностике и ремонту дизельных двигателей. Однако большая часть этих компаний располагается в европейской части нашей страны. В Сибири и на Дальнем Востоке далеко не в каждом городе есть современный сервис, который может диагностировать дизельные двигатели. При этом Bosch ведь не единственный игрок на этом рынке. Большинство корейской техники работает на топливной системе фирмы Delphi. А сеть по ремонту этих машин в России очень слабая. Если же посмотреть в сегмент современной грузовой техники и спецтехники, то там вообще – непаханое поле для работы».
Кстати, дилерские сервисные центры тоже не берут на себя функции квалифицированных пунктов обслуживания дизельных двигателей. Официальные дилеры не заинтересованы в развитии ремонтного рынка. У них автомобиль находится на обслуживании в пределах гарантийного срока. Негарантийных обращений в первые два-три года эксплуатации автомобиля немного. Дилеру выгоднее предложить агрегатную замену сломанного узла, чем вкладывать деньги в развитие дизельного сервиса. Это дорого, и платит, как правило, автовладелец, а дилер и автопроизводитель зарабатывают на этом. К тому же в России распространена практика сокращенных сроков гарантии на дизельную топливную аппаратуру. Производители автомобилей объясняют это низким качеством дизельного топлива.
К тому же политика некоторых автопроизводителей такова, что они, в принципе, не обнародуют регламент по ремонту автомобилей в течение первых лет производства новой модели и не поставляют запчасти в свободную продажу. На обслуживании таких автомобилей зарабатывают только официальные дилеры.
Очевидным недостатком российского рынка обслуживания дизельных двигателей является отсутствие сегмента восстановленных деталей. В Европе и в США владелец автомобиля имеет возможность оставить на сервисе отдефектованный ТНВД, инжектор или любую другую деталь и получить восстановленную либо новую со значительной скидкой (20-30%). В России заводов по восстановлению нет, а вывозить детали б/у на восстановление в Европу нерентабельно из-за российских таможенных правил.
Конечно, есть большое количество автосервисов, которые пытаются решать проблему «на своем уровне», не имея ни должного оборудования, ни знаний. К сожалению, услуги именно такого уровня и преобладают на российском рынке. Главная причина – высокий уровень инвестиций в оборудование, в обучение персонала для дизельного сервиса.
«Владельцы бизнеса боятся вкладывать деньги в обучение сотрудников, – комментирует директор компании «ЛСВТранс» Александр Зубрицкий. — Основной аргумент: «Я заплачу деньги, а он уйдет от меня к конкуренту». Вот и получается, что на рынке труда вертится несколько болееменее толковых специалистов, которые убеждены в своей незаменимости. А все остальные автосервисы, которые предлагают услуги по диагностике и ремонту дизельных двигателей, работают «на коленках». Диагностируют с помощью обычного универсального мультимарочного сканера по протоколу OBD. Возможности такого диагностического оборудования сильно ограничены. «Снять» показатели с некоторых двигателей таким способом можно, а вот сравнить с эталонными значениями – нет. Для этого уже нужен сканер Bosch, Delphi или сканер производителя автомобиля».
По словам А. Зубрицкого, на российский рынок сильно влияет рынок б/у запасных частей. Он сдерживает развитие цивилизованного рынка ремонта дизельных автомобилей. По стоимости так называемые «контрактные» запчасти дешевле, чем полноценный ремонт с использованием качественных запасных частей. Отсутствие гарантии на такие запчасти почему-то не останавливает российских автовладельцев. Они охотно пускаются в эту авантюру и, как правило, очень быстро снова оказываются на СТО. Но есть и обратная сторона вопроса. Многие дизельные сервисные центры себя дискредитировали, поскольку лишь единицы из них работают строгом соответствии с технологией ремонта Bosch, Delphi и Denso. Остальные либо не знакомы с технологией, либо нарушают её, потому что клиент просит «сделать подешевле».
«Дешевле можно сделать только с нарушением технологии, – поясняет Александр Зубрицкий, а нарушение технологии ремонта почти всегда приводит к возврату автомобиля в ремонт. Крайним в данной ситуации всегда остается владелец автомобиля. Вместо того, чтобы один раз заплатить за качественный ремонт, он платит несколько раз и так и не получает результата. Именно поэтому у нас сформировалось мнение, что ремонт дизельного двигателя – это долго, дорого и неэффективно. На деле же, если соблюдать технологию ремонта, то официальные сервисные центры Bosch дают гарантию на выполненные работы не менее 1 года. Выходит, можно эффективно ремонтировать и современные дизели. А все разговоры о том, что в условиях автосервиса это невозможно, – это миф, который возник из-за отсутствия знаний, оборудования и производственной дисциплины».
Сколько стоит дизель-центр построить?
О каких же цифрах идет речь при создании современного центра по диагностике и ремонту дизельного двигателя, который будет в состоянии диагностировать и ремонтировать системы Common Rail и ТНВД с электронным управлением? Чтобы ответить на этот вопрос, надо для начала составить перечень необходимого специализированного оборудования.
Ремонт дизельных двигателей можно разделить на два самостоятельных направления: диагностика и ремонт двигателя (включая капитальный ремонт) и ремонт топливной аппаратуры. Ремонт топливной аппаратуры – это самостоятельное направление, которое требует очень серьезных инвестиций в оборудование и в персонал. Нужны дорогостоящие испытательные стенды и очень хорошие специалисты.
По оценке эксперта, если говорить о ремонте компонентов топливной аппаратур, то перечень оборудования для диагностики дизельных топливных систем на примере BOSCH не очень большой:
• Системный тестер, например KTS
• Мотор-тестер, например FSA
• Тестер по обратному сливу
• Комплект манометров для измерения низкого и высокого давлений
• Специнструмент для монтажа и демонтажа компонентов (инжекторы, ТНВД и т.д.)
Иногда, если поток дизельных автомобилей велик, имеет смысл оснастить участок настольным стендом для инжекторов EPS200».
Директор компании ЛСВ-Транс рекомендует добавить к этому перечню оборудования набор для диагностики систем впрыска без снятия с автомобиля. В этом случае стоимость полного комплекта оборудования увеличится на 200 000 — 250 000 руб.
«Но это, конечно, далеко не все инвестиции, которые потребуются предпринимателю, планирующему создать сервисный центр по диагностике дизельных двигателей, – отмечает Александр Зубрицкий. — Второй серьезной статьёй расходов станет обучение специалистов. Могу предположить с высокой долей вероятности, что готовых специалистов он на рынке труда не найдет. Обучение специалистов довольно дорогостоящий процесс. Семинары и курсы от производителей проводятся в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Они рассчитаны на специалистов, которые уже имеют довольно неплохой технический уровень: среднее специальное образование и опыт работы на автосервисе. Трехдневные семинары, которые проводит компания Bosch, стоят около 18 000 руб., не считая расходов на дорогу и проживание. В регионах России обучающие мероприятия проводятся нерегулярно».
Все названные выше цифры актуальны для станции, которая планирует заниматься диагностикой дизельных систем и заменой отдефектованных узлов и компонентов. Размер инвестиций увеличивается в десятки раз, если вы планируете организовать полноценный ремонт компонентов топливной аппаратуры. Испытательные стенды стоят несколько миллионов рублей.
«Для ремонта топливной аппаратуры только производства компании Bosch придется вложить в оборудование около 12 млн. руб. Чтобы ремонтировать ещё и аппаратуру Delphi, понадобится вложить ещё столько же. Технические центры, которые имеют такие технические возможности, за Уралом можно посчитать по пальцам», — замечает Александр Зубрицкий.
По оценке Юрия Федорищева («Дизель-Техник»), организация полноценного сервиса по ремонту современных дизельных двигателей с цехом ремонта топливной аппаратуры обойдется новому участнику рынка примерно в 1 млн. евро.
«На автосервисном рынке не так много инвесторов, готовых к таким серьезным капиталовложениям, — отмечает технический директор компании «Дизель Техник». — Кроме того, надо отдавать себе отчет в том, что время полного возврата инвестиций будет намного дольше, чем в сфере обслуживания бензиновых двигателей. Дизельный автосервис такого уровня – это полноценное производственное предприятие».
Большинство инвесторов, которые планируют развивать направление дизельного сервиса, начинают с диагностики и ремонта двигателя, без создания цеха по ремонту топливной аппаратуры. Капиталовложения в оборудование при таком подходе не так велики, и это позволяет компании наработать базу клиентов, понять, какова структура рынка, какие модели топливной аппаратуры чаще всего попадают в ремонт, и уже в зависимости от этой структуры развивать направление по ремонту топливной аппаратуры. Такой подход – наиболее правильный, считают эксперты.
«Если вы решили создавать дизельный сервисный центр, то должны быть готовы к тому, что вам нужно будет постоянно развиваться – заниматься обучением сотрудников, покупать новые виды оборудования, – делится опытом Юрий Федорищев. — К сожалению, многие владельцы дизельных станций техобслуживания работают у нас по такому принципу: один раз инвестировали в оборудование — и считают, что могут теперь лет 10 зарабатывать на этом деньги, ни о чем не беспокоясь. Нет. Так не получится. Надо понимать, какие потребности есть у рынка и как их можно удовлетворить. Вообще, новичкам в этом бизнесе работать довольно тяжело – нужна поддержка со стороны более опытного партнера, который будет консультировать и помогать. Одних денег для успешного вхождения в данный бизнес не достаточно».
Возможно, большинство потенциальных инвесторов, дочитав до середины этой статьи, решили, что им не нужны все эти сложности. Гораздо проще вложить деньги в простой и понятный экспресс-сервис по обслуживанию бензиновых автомобилей. Согласен – это проще. Однако могу возразить. На российском рынке автосервисных услуг осталось не так много направлений для развития, которые имеют пока очень низкий уровень конкуренции. Дизельный сервис – это одно из таких направлений. Освоить его, действительно, не просто, но тот, у кого это получится, снимет такую «кассу», которая не снилась ни одному владельцу обычной СТО.
Источник
Ремонт дизельных двигателей
Зажегся индикатор, неожиданно перестала заводиться, глохнет? Начните с компьютерной диагностики дизеля. Это базовая работа, с которой начинается ремонт любого автомобиля.
Современный дизельный двигатель – надежный мотор, приводящий в движение как легковой автомобиль, так и тяжеловесное грузовое транспортное средство. От исправности установки зависит не только его срок эксплуатации, но и безопасность водителя с пассажирами. Помните, что любой дизель имеет определенный ресурс наработки на отказ, после чего морально устаревает и требует, как минимум, качественного ТО, а то и капитального ремонта. Хотите, чтобы мотор исправно работал? Занимайтесь его регулярной диагностикой, цель которой – выявить нерабочие элементы и узлы системы, дефектные детали и элементы двигателя. В случае полного снижения компрессии и заявленной паспортной мощности капремонт мотора обязателен.
Специалисты сервисного центра «Автодизель» имеют многолетний опыт ремонтных работ как дизельных силовых установок, так и автомобилей, работающих на ДТ. Мы гарантирует максимально тщательное и аккуратное вмешательство в силовую установку, требующую капитального ремонта. В процессе работ ведется соблюдение всех рекомендаций, заявленных производителем транспортного средства. Диагностика проводится на современном оборудовании. Материалы и технологии постоянно обновляется, что дает нам право гарантировать максимальную эффективность выполняемых работ.
Ремонт дизельного двигателя любой автомобильной марки – это весьма дорогостоящее мероприятие, но его можно избежать. Если вы будете регулярно проводить диагностические исследования вашего транспортного средства, то сможете сэкономить массу денег и увеличить срок эксплуатации автомобиля.
Качественное обследование дизельного мотора можно пройти в нашем техническом центре в Москве. Специалисты имеют необходимое образование и тщательно выполняют свои должностные обязанности. У нас есть необходимая современная аппаратура, которая делает проверку любого двигателя, в том числе и дизельного удобной и профессиональной. С нами диагностика оборудования дизелей превращается в быстрый эффективный процесс!
Хотелось бы сказать, что наши сотрудники занимаются как диагностикой дизелей с помощью компьютерных средств, так и проводят инструментальное обследование.
Двигатель любого транспортного средства – это сложный механизм, который состоит из большого количества взаимосвязанных компонентов. От работоспособности каждого элемента зависит общая функциональность конструкции, поэтому комплекс диагностических процедур подразумевает и оценку деталей. Это и диагностика топливной системы, и диагностика турбин дизеля, и оценка работоспособности систем управления.
Цена диагностики неисправностей дизельного ДВС приемлема. Она установлена на среднем рыночном уровне и полностью отвечает сложности выполняемой работы.
Полноценное обследование дизельного двигателя, его узлов и компонентов позволяет в целом оценить исправность транспортного средства и провести ремонтные процедуры при надобности. Как правило, обследование выполняется пошагово:
- диагностика с помощью компьютерного аппарата;
- проверка всех управляющих систем мотора;
- разбиение диагностики подконтрольных систем на детальные этапы вплоть до мельчайших функциональных элементов.
Диагностика неисправностей топливной системы
Владельцы транспортных средств понимают всю важность проведения диагностических процедур, касающихся топливной аппаратуры. Технология впрыска горючего в моторы дизельного типа значительно поменялась за последние годы, поэтому использование старого специализированного сейчас не будет эффективным.
Системы, которые были созданы более 10 лет назад, начинают постепенно уходить с рынка, так как экологические нормы ужесточились, а параметры конструкций были изменены. Поэтому диагностика топливной аппаратуры несколько возросла в стоимости. Но эту процедуру нельзя откладывать, ведь ремонт дизельного двигателя обойдется значительно дороже.
За время простоя могут возникнуть новые проблемы, сулящие большие финансовые траты. Обратитесь к специалистам нашего сервиса, и они проверят состояние топливной аппаратуры в краткие сроки, используя для этого современные стенды для проверки техники с двигателями дизельного типа.
Наш Бош дизель сервис – это гарантия качественной проверки движка, турбонасосной системы и форсунок с помощью новых стендов.
Ремонт топливной аппаратуры дизельного движка проводится только после таких процедур:
- определение углов впрыскивания горючего;
- установление контрольных параметров введения топлива с помощью насосных агрегатов;
- фиксация углов подачи горючей смеси от стенда.
Обследование форсунок дизельного мотора
Если не проводить своевременную диагностику двигателя, то диагностика форсунок двигателя может стать срочным и необходимым обследованием. Некорректное функционирование форсунок в дальнейшем может привести к полному отказу двигателя, поэтому советуем обратить внимание на первые признаки неполадок с форсунками:
- повышение объема расходуемого топлива;
- падение мощности движка;
- мотор запускается не с первого раза;
- пропала динамика.
Если у вас есть необходимые навыки и опыт диагностики машин, вы можете самостоятельно обследовать свое транспортное средство. А всем остальным мы советуем обратиться в наш дизель сервис, где профессионалы своего дела проведут комплексную диагностику дизельного ДВС, используя стенд.
Техническое обследование в техническом центре, в том числе диагностика форсунок дизеля Common Rail, цена которой зависит от выбранных процедур, — это оптимальный путь для решения насущного автомобильного вопроса.
Кроме стендовой проверки, можно провести визуальный осмотр форсунок. Для этого форсунку как свечу нужно выкрутить и запустить с помощью стартера двигатель на несколько оборотов, но перед этим форсунку следует приложить к корпусу мотора стороной с резьбой. Если все исправно, то свеча заискрит. Но лучше не прибегать к такому радикальному методу. Обратитесь к специалистам станции технического обслуживания, и диагностика дизеля пройдет без механических повреждений.
Обследование теплопроводов на станции технического обслуживания
Дизельные ДВС оснащаются топливопроводами с высоким и низким давлением. Часто эти элементы подвергаются повреждениям, связанным с неправильным размещением конструкции в механизме двигателя. Также топливопровод может засориться, ведь это обычный проводящий канал. А разрыв этого функционального элемента приводит к остановке дизеля и потребности в его ремонте или замене.
Проверка топливопроводов предполагает обнаружение деформаций, а также исследование герметичности каналов.
Диагностика дизелей, ремонт дизельных двигателей автомобилей – это прерогатива сотрудников нашего технического центра. Они найдут все неисправности, выяснят причины их возникновения и проведут мероприятия, помогающие восстановить функционирование системы.
Диагностика систем управления ДВС дизельного типа
Эта система включает в себя исполнительные датчики и механизмы, которые управляют работой мотора. Контроллер использует сигналы, которые передают датчики, и уже по ним определяет нужный объем топлива, время его подачи и время разжигания искры. Кроме того, система справляется с главной задачей, а именно – выполняют самостоятельную диагностику.
Мы говорим о бортовой диагностике, системе программно-аппаратных элементов, которые взаимосвязано определяют и обнаруживают проблемы в функционировании системы управления ДВС дизельного типа, а также находят причины возникновения проблем.
Диагностика систем управления в техническом центре предполагает использование специального программного обеспечения. Проверка двигателя у специалистов включает в себя подсчет параметров, по которым дизельный мотор работает в этот момент. Это давление впускного коллектора, температура жидкости для охлаждения, обороты дизеля и другие ключевые показатели.
Диагностика дизелей Common Rail – это также важная процедура, ведь от работоспособности этой системы управления зависит экономность расхода топлива, содержание сажи в выхлопных газах и шумность мотора в целом.
Электронный блок управления моторов: расшифровка кодов
Электронный блок управления дизельного двигателя – это функциональное устройство, которое записывает и демонстрирует ошибки, замеченные в процессе работы мотора. Если какой-то датчик сломается при запущенном двигателе, на экране ЭБУ сразу возникнет системное сообщение «CHECK ENGINE», говорящее о том, что двигатель нужно срочно обслужить.
Чтобы закодированные сигналы появились на дисплее прибора нужно выключить мотор, включить зажигание и подсоединить диагностические контакты. Коды найденных неисправностей возникают в определенном порядке. Сначала появляется сообщений, говорящее о том, что процедура диагностики началась. Каждый из кодов три раза высветится на экране в виде определенной цифровой комбинации. Расшифровка кодов ЭБУ и их удаление из памяти – это важная процедура, поэтому после ознакомления с данными нужно отсоединить клеммы, принять технические решения и удалить информацию.
Убедиться в неисправности того или иного компонента дизельного ДВС поможет подсоединение датчика и соответствующих проводов к нужному элементу. К примеру, после автомойки датчик может ошибочно сигнализировать о поломке из-за попадания воды внутрь корпуса. Стереть эту ошибку можно выключив аккумулятор на 3 минуты.
Накопление сообщений об ошибках электронным блоком может отрицательно влиять на работу дизеля, поэтому сразу после их устранения нужно удалять данные из памяти. Но лучше не делайте это самостоятельно, доверьтесь специалистам сервиса, которые проведут процедуру без нарушения программной целостности аппарата.
Источник