ШАБЛОНЫ И ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ АВТОСЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА
Шаблоны (контрольные калибры) предназначены для проверки размеров данной детали автосцепного устройства. Они должны соответствовать действующим техническим требованиям, установленным ЦВ МПС, и проверяться не реже 1 раза в год.
Каждый шаблон имеет установленный номер и определенную область применения. Так, например, шаблон 821р-1 служит для проверки ширины зева головы автосцепки, шаблоны 827р и 828р— для проверки контура зацепления, 892р и 893р — длины малого зуба и расстояния от ударной стенки зева до тяговой поверхности большого зуба.
Шаблоном 833р проверяют положение и диаметр шипа для предохранителя,—852р — толщину замка, — 800р-1 — очертание предохранителя, толщину и длину верхнего плеча, диаметр отверстия, 916—общее очертание замкодержателя,—861р-м — отверстие для клина и высоту проема хомута автосцепки СА-3,— 920р — длину хомута и проем в его головной части,—778р и 781р — расстояние между головками маятниковой подвески, диаметр ее стержня, толщину и ширину головок,—83р— габаритные размеры поглощающих аппаратов Ш-1-ТМ, ЦНИИ-Н6 и др. Шаблон 820р служит для проверки действия предохранителя в собранной автосцепке от саморасцепа, удержания механизма в расцепленном положении, возможности расцепления сжатых автосцепок и т. д.
На производственных участках вагоноремонтных предприятий снимают автосцепки с вагонов и ставят их на место отремонтированных с помощью различных самоходных тележек, имеющих несколько гнезд на поворотном и подвижном подъемнике, предназначенном для установки и транспортировки автосцепок. Для снятия транспортирования и постановки на вагон поглощающего аппарата создан передвижной агрегат, который смонтирован на шасси электрокара 6(рис. 11), оборудованного поворотной консолью 8 с концевой гидравлической опорой 10, фиксирующей консоль в рабочем положении агрегата. На консоли установлен телескопический гидравлический подъемник 9с площадкой 2 для размещения поглощающего аппарата. На шасси расположены аккумуляторные батареи 4,гидропривод (насосная станция) 7 с электродвигателем и соответствующей гидросистемой и пультом управления 5. Агрегат оснащен гидравлическим переносным прессом 1, соединенным шлангом 3с пультом управления, для сжатия поглощающего аппарата.
Рис.11 Агрегат для снятия, транспортировки и постановки на вагон поглощающего аппарата
Участки для ремонта автосцепного устройства оборудованы подвижными или стационарными стендами обычно с поворотными гнездами на 4—12 мест для установки ремонтируемых автосцепок, самоходными саморазгружающимися тележками для транспортировки мелких деталей, моечными машинами или выварочными ваннами, сварочными агрегатами, установками для проведения магнитопорошковой дефектоскопии, стендами-кантователями, прессами для разборки-сборки поглощающих аппаратов, прессами для правки (обычно с установкой в кузнечном цехе) с нагревательной печью, шлифовальными машинками. Кроме того, производственные участки оборудованы долбежным, поперечно-строгальным, вертикально и горизонтально-фрезерным, токарным, радиально-сверлильным, обдирочно-шлифовальным станками, а также специальными приспособлениями для обработки замка, шипа и других деталей. Методы ремонта могут использоваться как поточные, так и непоточные.
В зависимости от характера выполняемых работ для обеспечения требовании охраны труда предусматривается использование приточно-вытяжной вентиляции, диэлектрических перчаток, защитных очков, спецодежды, ковриков и др.
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ЕРМОНТ АВТОСЦЕПНОГО УСРОЙТСВА
Источник
Приложение 3. Шаблоны, применяемые при ремонте автосцепного устройства
Проверяемые места, размеры и состояние
При капитальном и деповском ремонте вагонов, капитальном, текущих ремонтах ТР-2, ТР 3 локомотивов и вагонов электро- и дизель поездов
Длина малого зуба и рас-
При капитальном ремонте вагонов и ло
стояние от ударной стенки
комотивов, текущем ТР 3 локомотивов
зева до тяговой поверхно сти большого зуба
и вагонов электро- и дизель-поездов
При деповском ремонте вагонов, ревизии автосцепки вагонов, скоростных пассажирских поездов, текущем ремонте ТР-2 тепловозов, электровозов и вагонов электро- и дизель-поездов
При капитальном и деповском ремонте вагонов, капитальном, текущих ремонтах ТР-2 и ТР-3 локомотивов и вагонов электро- и дизель-поездов
После наплавки и обработки тяговых
или ударных поверхностей контура за-
цепления независимо от вида ремонта подвижного состава
Тяговая поверхность малого зуба
Тяговая поверхность большого зуба
Длина малого зуба и расстояние от ударной стенки зева до тяговой поверхности большого зуба
Радиусы -»а кру г лен ий кон тура зацепления
ПосДе ремонта кармана независимо от
вида ремонта подвижного состава
Диаметр и соосность от-
При капитальном и деповском ремонте
верстий для валика подъ-
вагонов, капитальном, текущих ремон-
тах ТР-2, 1Р-3 локомотивов и вагонов электро и дизель поездов
Положение отверстий для
При капитальном и деповском ремонте
дяпика подъемника отно-
вагонов, капитальном, текущих ремон-
сительно контура зацепле-
тах ТР-2, ТР 3 локомотивов и вагонов
электро- и дизель-поездов
Проверяемые места, размеры и состояние
Высота шипа для замкодер-жатепя
Диаметр шипа для замко-держателя
Положение шипа для замко-держателя относительно контура зацепления
Положение шипа для замкодержателя относительно отверстия для валика подъемника
После наплавки и обработки шипа независимо от вида ремонта подвижного состава
Положение полочки для предохранителя
При капитальном и деповском ремонте вагонов, капитальном, текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 локомотивов
Толщина перемычки хвостовика автосцепки СА-3
При капитальном ремонте вагонов и локомотивов
Толщина перемычки хвостовика автосцепки СА-3
При деповском ремонте вагонов, текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 локомотивов и вагонов электро- и дизель-поездов
После наплавки и обработки перемычки или торцовой части хвостовика независимо от вида ремонта подвижного состава собранном виде
При капитальном и деповском ремонте вагонов, капитальном, текущих ремонтах ТР-2, ТР-3, локомотивов и вагонов электро- и дизель-поездов
Действие предохранителя от саморасцепа, удержание механизма в расцепленном положении, отсутствие преж девременного включения предохранителя, возможность расцепления сжатых автосцепок
При капитальном и деповском ремонте вагонов, капитальном, текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 локомотивов и вагонов — дизель- и электро-поездов, единой технической ревизии пассажирских вагонов
Размер отхода замка от кромки малого зуба
аты Ш-1-Т, Ш-1-ТМ, ЦНИИ-Н6
При сборке аппарата
Габаритные размеры собранного аппарата
После сборки аппарата
Проверяемые места, размеры и состояние
Когда применяются I о к
При капитальном и деповском ремонте вагонов, капитальном, текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 локомотивов и вагонов электро- и дизель-поездов
Толщина замыкающей части замка
Задняя кромка овального отверстия замка
Положение и диаметр шипа для предохранителя
Направляющий зуб опоры
После исправления зуба независимо от
вида ремонта подвижного состава
При капитальном и деповском ремонте
и ширина его лапы
вагонов, капитальном, текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 локомотивов и вагонов электро- и дизель-поездов
Противовес, расцепной угол и овальное отверстие
Общее очертание замкодержателя
Очертание предохранителя, толщина и длина верхнего плеча, диаметр отверстия
Очертание подъемника, его толщина, буртик, отверстие, длина узкого пальца
Соосность утолщенной и тонкой цилиндрических частей стержня, их диаметр, длина утолщенной цилиндрической части, квадратная часть стержня и глубина паза для запорного болта
* м н и к дъемника
размеры и состояние
Длина хомута и проем в его
При капитальном и деповском ремонте
вагонов, капитальном, текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 локомотивов и вагонов электро- и дизель-поездов
Отверстия для клина
После наплавки и обработки стенок отверстий независимо от вида ремонта подвижного состава
Отверстия для валика автосцепки СА-ЗМ
То же (измеряется кронциркулем)
Опорные поверхности для
При капитальном и деповском ремонте
вагонов, капитальном, текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 локомотивов и вагонов электро- и дизель-поездов
Источник
Шаблоны, применяемые при проверке корпуса автосцепки.
Ширину зева корпуса автосцепки проверяют непроходным шаблоном 821р-1 (рис. 10). Шаблон состоит из основания 1, к которому прикрепляются два угольника 2 с упором 3. Основание имеет два закругленных утолщения радиусом 10 мм, необходимых для установки шаблона при проверке. С этой же целью прикреплены и упоры 3.
Проверяют ширину зева корпуса автосцепки по всей высоте носка большого зуба (рис. 11). Шаблон прикладывают одним концом с опорами на угольнике и основании к углу малого зуба, а другим подводят к носку большого зуба. Если кромка опоры основания шаблона проходит мимо носка большого зуба, то зев расширен, и корпус необходимо исправлять. Ширину зева проверяют по всей высоте носка большого зуба, не доходя 15 мм до верхнего и нижнего его обрезов.
Рис. 10. Непроходной шаблон 821р-1.
Длину малого зуба и расстояние между ударной стенкой зева и тяговой поверхностью большого зуба проверяют шаблонами 892р, 893р, 894р в зависимости от вида ремонта подвижного состава.
Шаблон 892р применяют при капитальном ремонте вагонов и локомотивов, текущем ремонте ТР-З тепловозов, электровозов и вагонов. Шаблон 893р применяется при деповском ремонте вагонов; единой технической ревизии автосцепки вагонов скоростных пассажирских поездов; текущем ремонте ТР-2 тепловозов, электровозов. Шаблон 894р применяется после наплавки и обработки тяговых или ударных поверхностей контура зацепления независимо от вида ремонта подвижного состава.
Рис. 11. Проверка корпуса автосцепки шаблонами 827р, 893р, 821 р-1.
Шаблоны 892р, 893р, 894р изготовляют в виде скобы с ручкой. Скоба (рис. 12) образована двумя выступами высотой 32 и 30 мм.
Расстояния l1 и l2 в зависимости от вида ремонта приведены ниже:
Шаблон. 892р 893р 894р
Проверяют шаблонами (см. рис. 11) по всей высоте малого и большого зубьев в зоне 80 мм, отсчитанной и вниз от продольной оси корпуса автосцепки. При этой зону тяговой поверхности большого зуба, находящегося против окна, для лапы замкодержателя не проверяют, так как ударная стенка зева имеет литейный уклон. Если ударная стенка зева была наплавлена и обработана, то расстояние от тяговой поверхности большого зуба до ударной стенки необходимо проверить и в этой зоне шаблоном 884р.
Для проверки длины малого зуба скобу шаблона 893р надвигают на малый зуб (см. рис. 11). Длина малого зуба признается правильной, если шаблон не может быть надвинут до упора в боковую поверхность. Малый зуб бракуют, если шаблон надвигается до полного прилегания к его боковой поверхности.
Рис. 12. Шаблон 893р.
Для проверки расстояния между ударной стенкой зева и тяговой поверхностью большого зуба скобу шаблона вводят между тяговой поверхностью большого зуба и ударной поверхностью зева (см. рис. 11). Ширина зева соответствует альбомным, если шаблон не может быть продвинут до упора ручки шаблона в носок большого зуба. Если шаблон входит между тяговой поверхностью большого зуба и ударной поверхностью зева до упора ручки шаблона в носок большого зуба, то голову автосцепки бракуют. При проверках шаблон необходимо располагать параллельно оси автосцепки. Аналогические проверки выполняют шаблонами 892р и 894р.
Контур зацепления автосцепки контролируют проходным шаблоном 827р (рис. 13), который состоит из основания 1 и трубы 2, прикрепленной при помощи специальной пробки и гайки к основанию 1. Этим шаблоном проверяют общее очертание контура. Для этого следует пропустить шаблон через контур зацепления автосцепки по всей высоте головы (см. рис. 11) так, чтобы направляющая труба располагалась против закруглений перехода перемычек к малому зубу, а плоская часть основания шаблона проходила через зев и охватывала малый зуб.
При свободном проходе шаблона через контур зацепления по всей высоте автосцепка считается годной.
Диаметр и соосность отверстий для валика подъемника в корпусе автосцепки контролируют шаблоном 797р (рис. 14), который имеет цилиндрическую форму длиной 292 мм. Выступ (буртик) в средней части диаметром 53,5 мм делит шаблон на две части (проходную и непроходную). Проходная часть ПР имеет мерительные пробки диаметрами 31 и 49 мм, а непроходная часть НЕ – мерительную пробку диаметром 35 мм. Средний буртик также является непроходной мерительной пробкой.
Рис. 13. Шаблон ПР 827р.
Рис. 14. Проверка диаметра и соосности отверстий для валика подъёмника.
Для проверки соосности отверстий шаблон проходным (ПР) концом вставляют в отверстие для валика подъемника со стороны малого зуба до упора непроходного буртика в торец прилива вокруг отверстия корпуса автосцепки и затем поворачивают его вокруг своей оси в отверстиях на 360°. Корпус автосцепки признается годным, если шаблон проходит до упора непроходного буртика в торец прилива корпуса и свободно вращается в отверстиях. Корпус бракуют, если проходной конец шаблона не входит в отверстие до упора непроходного буртика торец прилива на корпусе. Шаблон вынимают из корпуса и вторично вставляют в отверстие непроходным концом так, чтобы фаска на конце малой непроходной пробки вошла в малое отверстие для валика подъемника. Корпус признается годным, если непроходная пробка не входит в малое отверстие для валика подъемника, а большой непроходной буртик не доходит до упора в торец прилива корпуса автосцепки. Если шаблон продвигается в корпус до упора непроходного буртика в торец прилива корпуса автосцепки, то корпус бракуют, так как стенки отверстия изношены и их надо наплавлять, а затем подвергать механической обработке.
Для проверки положения отверстия для валика подъемника относительно контура зацепления автосцепки используют шаблон 937р (рис. 15), который изготовлен из листовой стали толщиной 8 мм. К листу 4 прикреплены упор 1, рукоятка 2 и три платика 3.
Рис. 15. Шаблон 937р.
Шаблон вводится в карман корпуса автосцепки так, чтобы платики были плотно прижаты к внутренней стенке кармана со стороны малого зуба и упор касался ударной стенки зева. Затем через большое отверстие в корпусе для валика подъемника (со стороны малого зуба) и через отверстие в шаблоне 937р вставляется шаблон 797р и продвигается в корпус до отказа так, чтобы конец шаблона 797р вошел в малое отверстие в противоположной стенке корпуса. За рукоятку шаблон 937р вытягивают на себя до отказа. Проверяют зазор между упором шаблона и ударной стенкой автосцепки. Положение отверстий признается правильным, если этот зазор составляет не более 4 мм.
Высоту шипа для замкодержателя проверяют шаблоном 849р, который имеет основание 1 и стержень 2 (рис. 16). Основание выполняется из листовой стали толщиной 6 мм, длиной 313 мм с вырезом в виде ручки, а стержень — в виде валика с прорезью для крепления к основанию. Непроходная часть (высота стержня) шаблона НЕ имеет размер 54 мм, а проходная ПР – 51мм.
Рис. 16. Шаблон 849р.
Контроль высоты шипа производится введением шаблона в карман автосцепки (рис. 17). Если в пространство между стенкой кармана со стороны малого зуба и торцом шипа проходит проходная ПР часть шаблона . и не проходит непроходная НЕ, то высота шипа правильная. Если в это пространство проходит непроходная часть шаблона – шип короткий, если не проходит проходная часть шаблона – шип длинный. В любом из этих случаев шип должен быть отремонтирован.
Рис. 17. Контроль высоты шипа.
Диаметр и состояние кромки торца шипа для замкодержателя проверяют шаблоном 806р (рис. 18). Шаблон состоит из рукоятки 1 и пластины 2. Рукоятку изготовляют из стального прутка диаметром 16 мм и длиной 160 мм. Рукоятка на длине 70 мм имеет рифленую поверхность. На одном конце рукоятки приклепана пластина толщиной 8 мм с вырезами для проверки шипа 3 проходным ПР глубиной 17 мм, шириной 31 мм и непроходным НЕ глубиной 13 мм и шириной 27 мм.
Рис. 18. Шаблон 806р.
Проверяют шип 3 при различных положениях шаблона (рис. 19) от горизонтальной оси (положение I) до вертикального положения (вниз, положение I I), причем шаблон должен всегда плотно прижиматься к торцу шипа основанием проходного или непроходного выреза.
Шип признается годным, если он свободно проходит через проходной вырез и не проходит через непроходной.
Рис. 19. Проверка диаметра шипа.
Рис. 20. Шаблон 816р.
Положение передней поверхности шипа для замкодержателя относительно контура зацепления проверяют шаблоном 816р (рис. 20). Шаблон состоит из основания 2, к которому прикреплены две направляющие планки 4, два штыря 1 и 3, две опоры 5 и 6 и стрелка 9 на оси 7. Перемещение стрелки ограничивается ограничителем 8. Основание, изготовленное из листовой стали толщиной 6 мм, имеет контрольные вырезы а и б.
Для проверки положения шипа шаблон вводят в карман корпуса автосцепки и устанавливают так, чтобы опора 5 опиралась сверху на шип для замкодержателя, штыри 5 и 1 прилегали к внутренней стенке малого зуба, а опорные поверхности планок 4 – к стенке зева корпуса. Удерживая шаблон в таком положении, нужно повернуть стрелку 9 так, чтобы мерительная опора 6 уперлась в переднюю боковую кромку шипа для замкодержателя.
Положение передней кромки шипа для замкодержателя относительно контура зацепления корпуса автосцепки признается правильным, если острие стрелки 9 располагается в пределах в основании шаблона. Корпус бракуется, если острие стрелки выходит за пределы выреза б в ту или другую сторону.
Положение полочки для верхнего плеча предохранителя от саморасцепа в корпусе относительно шипа для замкодержателя и контура зацепления проверяют шаблоном 834р.
Рис. 21. Шаблон 834р.
Шаблон 834р для проверки положения полочки для верхнего плеча собачки.
Шаблон (рис. 21) состоит из основания 1, вырезанного из листовой стали толщиной 7 мм. К основанию прикреплены опора 6 со штырем, штырь 5, две лапки 7. Основание имеет два выреза а и б. Вырез а на нижней кромке имеет углубление шириной 7 мм. С одной стороны плоскости основания при помощи двух валиков 2 крепится движок 10 с двумя вырезами овальной формы, необходимыми для перемещения его на валиках. Перемещается ползун в горизонтальной плоскости за рукоятку 9. На противоположном конце ползун имеет специальную губку 3.
К противоположной плоскости основания на оси крепится стрелка 5, имеющая на конце мерительный штырь 4.
Положение полочки для предохранителя проверяют всегда после проверки шипа для замкодержателя, так как в этом случае шип для замкодержателя будет являться базой шаблона.
Для проверки положения полочки шаблон вводят в карман корпуса автосцепки и устанавливают так, чтобы лапки 7 прилегали к стенке зева корпуса, опорные штыри 5 и цилиндрическая часть опоры 6 были прижаты к стенке малого зуба, а другой (прямоугольный) конец опоры б, располагающийся по другую сторону основания шаблона, опирался на верхнюю кромку шипа для замкодержателя. Удерживая шаблон в таком положении, продвигают от себя ползун 10 до упора его концевой губки 3 в полочку.
Положение полочки относительно контура зацепления признается правильным, если указатель движка 10 располагается в пределах углубления в вырезе а в основании шаблона. После этого движок 10 выдвигают в крайнее переднее положение и поворачивают стрелку 5 до опоры ее мерительного штыря 4 на рабочую поверхность полочки. Положение полочки относительно шипа для замкодержателя признается правильным, если острие стрелки 5 при этом располагается в пределах выреза б основания шаблона.
Толщину перемычки хвостовика автосцепки 5 (рис.22) проверяют непроходным шаблоном 898р (III) и проходным 46г(II). Проходной шаблон 4бг состоит из стержня 1, пластины 3 и мерительной планки 4. Для установки шаблона на перемычку имеется ручка 2.
Перемычка считается годной, если шаблон 898р не надевается на нее полностью до упора в перемычку, а шаблон 46Г свободно надевается на перемычку.
Проверка шаблоном 4бг производится после наплавки и обработки перемычки или торцевой части хвостовика независимо от вида ремонта подвижного состава.
Рис. 22. Проверка толщины перемычки хвостовика автосцепки.
Проверка замка автосцепки.При капитальном и деповском ремонтах вагонов; капитальном, текущем ремонтах ТР-2, ТР-3 тепловозов, электровозов и вагонов замок автосцепки проверяют шаблонами 852р, 899р, 839р, 833р. После исправления направляющего зуба опоры замка независимо от вида ремонта подвижного состава зуб опоры проверяется шаблоном 943р.
Для проверки толщины и внешнего контура замка используют проходной шаблон 852р (рис. 23). Шаблон 1 вырезают из листовой стали толщиной 8 мм. На продольной оси шаблона имеется вырез, который служит для проверки внешнего контура замка. На внешней боковой части шаблона делается вырез шириной 49 мм, который служит для проверки толщины замыкающей части замка после ее ремонта. Замок 2 годен, если он свободно проходит через вырез шаблона 1 (рис. 23).
Рис. 23. Проверки толщины и внешнего контура замка шаблоном 852р.
Толщину рабочей замыкающей части замка 2 проверяют шаблоном 899р (рис. 24). Шаблон 1 изготовляют из листовой стали толщиной 8 мм в виде скобы с контрольным вырезом 47 мм. Замок признается годным, если замыкающая часть его не входит в контрольный вырез шаблона.
Рис. 24. Проверки толщины рабочей замыкающей части замка шаблоном 899р.
Для проверки овального отверстия в замке используют шаблон 839р. Шаблон (рис. 25) состоит из основания 3, на котором укреплены сектор 1 с рукояткой 2, ручка 4, упор 6, угольник 5. Основание вырезается из листовой стали толщиной 6 мм в виде несимметричной рамки размером 286X210 мм. На узком конце рамки крепится втулка, через которую на оси
пропускается сектор с двумя мерительными выступами: ПР – проходным и НЕ – не проходным.
Рис. 25. Проверка овального отверстия в замке шаблоном 839р.
С противоположной стороны на оси сектора укреплена рукоятка, служащая для поворота сектора при измерениях. Угольник 5, закрепленный неподвижно на широком конце рамки, является направляющим для замыкающей части замка, а упор 6 ограничивает перемещение шаблона вдоль замка. Ручка 4 выполнена в виде неравнобокого уголка и предназначена для удобства установки шаблона на замок во время проверки.
Для проверки замка шаблоном 839р необходимо сектор 1 повернуть рукояткой 2 вверх, затем шаблон за ручку 4 положить на замок, лежащий на столе, так, чтобы упор 6 своими оборотными площадками был прижат к торцевой поверхности замка, угольник 5 к горизонтальной, основание шаблона по всей длине прилегало к боковой поверхности, а мерительный сектор вошел в овальное отверстие замка. Плотно удерживая шаблон на поверхности замка, следует повернуть за рукоятку 2 сектор / по часовой стрелке и наблюдать за продвижением сначала проходной ПР, а затем непроходной НЕ мерительных частей сектора
Замок признается годным, если проходная ПР мерительная часть сектора свободно проходит мимо кромки 7 овального отверстия замка, не отжимая упор и угольник от базовых мест замка, а непроходная НЕ мерительная часть упирается в кромку отверстия раньше, чем рукоятка сектора будет направлена вертикально вниз.
Заднюю кромку овального отверстия замка бракуют, если проходная часть мерительного сектора не поворачивается и упирается в кромку овального отверстия, а также, если непроходная часть сектора свободно поворачивается в овальном отверстии.
Положение шипа замка и его диаметр проверяют шаблоном 833р. Шаблон (рис. 26, а) состоит из основания 5, к которому крепят угольник 1, гребенку 3, два стакана (ПР – проходной 4 и НЕ – непроходной 2). Основание изготовляют из листовой стали толщиной 6 мм. Стальной угольник укреплен к основанию так, чтобы угол между его рабочей (опорной) поверхностью и плоскостью основания составлял 73° 45′. Стальная гребенка имеет ПР – проходной и НЕ – непроходной выступы. Расстояние между опорной кромкой угольника и проходным выступом гребенки должно быть 103±0,1 мм, а непроходным 98±0,1 мм. Внутренний диаметр проходного стакана равен 23 +01 мм, а непроходного 20,5+01 мм.
Положение шипа замка определяют расстоянием от торцовой поверхности замка до задней боковой кромки шипа. Для проверки этого расстояния шаблон надвигают на замок сверху так, чтобы опорная поверхность угольника 1 была прижата к торцовой поверхности замка, а основание шаблона прилегало к боковой поверхности замка (рис. 26, б). Замок признается годным, если при перемещении шаблона вниз проходная часть гребенки 3
Рис. 26. Проверка положения шипа замка и его диаметр шаблоном 833р.
проходит мимо шипа, а непроходная не проходит (положение I). Если непроходная часть гребенки проходит (положение III), а проходная не проходит (положение II), то шип расположен неправильно.
Диаметр шипа замка проверяют непроходным и проходным стаканами этого шаблона. Шип считается годным, если проходной стакан свободно надевается на него до упора торцом в замок у основания шипа, а непроходной — не надевается или надевается частично так, что торец шипа не выступает за верхнюю кромку кольца непроходного стакана.
Замкодержательпроверяют шаблонами 841 р, 826р, 916р.
Шаблоном 841р контролируют толщину замкодержателя и ширину его лапы. Шаблон изготовляют из листовой стали толщиной 6 мм в виде рамки с фигурным вырезом. Он состоит из основания 1 и приклепанного к нему угольника 2 (рис. 27). Угольник приклепывают к основанию в месте специального выреза шириной 73 мм, глубиной 40 мм.
Толщину замкодержателя и возможные изгибы проверяют путем надевания шаблона на замкодержатель вначале вырезом, охватывающим противовес и стенку замкодержателя. Шаблон должен пройти до верхней плоскости лапы (положение I), а затем его поворачивают наклонно (положение II) так, чтобы лапа замкодержателя вошла в соответствующий вырез шаблона. Замкодержатель признается годным, если он свободно проходит через проходной вырез шаблона. Затем контролируют ширину лапы замкодержателя непроходным вырезом. Для этого шаблон надвигают на замкодержатель так, чтобы рабочая поверхность лапы замкодержателя была параллельна кромке шаблона и упиралась в угольник. Лапа не должна входить в непроходной вырез шаблона.
Рис. 27. Контроль толщины замкодержателя и ширины его лапы шаблоном 841р.
Противовес, расцепной угол и овальное отверстие замкодержателя проверяют шаблоном 826р (рис. 28).
Рис. 28. Шаблон 826р.
Шаблоном контролируют расстояние от передней боковой кромки отверстия до упорной поверхности противовеса замкодержателя. Для этого замкодержатель навешивают на опору 9 так, чтобы противовес его был направлен вниз. Поворачивая замкодержатель по часовой стрелке, подводят противовес к сухарю 12. Замкодержатель признается годным, если упорная поверхность противовеса проходит мимо проходной части сухаря 12 и не проходит мимо непроходной его части. Замкодержатель не годен, если противовес упирается в проходную часть сухаря или проходит мимо непроходной его части.
Для проверки высоты угла противовеса замкодержатель навешивают овальным отверстием на опору 9 и укладывают в шаблон так, чтобы лапа eго прилегала к угольнику 6, а боковая поверхность замкодержателя была прижата к поверхности опоры 9 и планке 3. Затем подвижную планку 10 поворачивают по часовой стрелке, подводя сухарь 11 к углу противовеса замкодержателя. Высота угла противовеса замкодержателя признается правильной, если проходная часть сухаря 11. проходит мимо угла противовеса, а непроходная часть упирается в его угол. Замкодержатель не годен, если проходная часть сухаря 11 упирается в угол противовеса или, наоборот, если непроходная часть сухаря свободно проходит мимо противовеса. Расцепной угол замкодержателя контролируют следующим образом: не меняя положения замкодержателя после проверки высоты угла противовеса, подвижную планку 14 поворачивают против часовой стрелки, приближая к расцепному углу. Расцепной угол признается правильным, если проходная часть сухаря 13, укрепленного на конце планки 14, проходит мимо расцепного угла, а непроходная часть сухаря не проходит. Замкодержатель не годен, если проходная часть сухаря 13 упирается в расцепной угол или, наоборот, если непроходная часть сухаря проходит мимо расцепного угла. Ширину и длину отверстия замкодержателя проверяют пробками 1 и 7. При проверке пробкой 1 отверстие признается годным, если замкодержатель свободно надевается на верхнюю удлиненную часть пробки, проходит по всей длине отверстия через промежуточный стержень пробки и свободно надевается на нижнюю проходную часть, доходя до упора в непроходную часть этой пробки. При проверке непроходной пробкой 7 отверстие признается годным, если замкодержатель не надевается на указанную пробку. Замкодержатель не годен, если он не удовлетворяет хотя бы одному из указанных выше требований.
Наружное очертание замкодержателя контролируют шаблоном 916р (рис. 29). Шаблон представляет собой основание 12 в виде стальной пластины толщиной 6 мм с вырезом 6 под наружное очертание противовеса, установленной на трех стойках 9. К основанию приклепаны: овальный сухарь 4, угольник 5, ограничитель 7, мерительная стойка 8, сухарь 10, сектор 11. На валике 3 закреплена петля 2 с призмой 1. Петля с призмой может свободно поворачиваться в рабочее положение (показано стрелкой).
Для проверки на шаблон укладывают замкодержатель, который признается годным, если его боковая стенка плотно лежит на основании шаблона, а профильная призма своим выступом с касается упора в или зазор между ними не превышает 1 мм.
Рис. 29. Шаблон 916р.
Предохранитель замка. Общее очертание предохранителя замка, толщину и длину его верхнего плеча, диаметр отверстия для навешивания на шип замка контролируют шаблоном 800р.
Шаблон (рис. 30) состоит из основания 3, выполненного из стального листа толщиной 4 мм на трех опорах 12. Основание имеет непроходной вырез 1, фигурный вырез 4 к прямолинейный проходной вырез 8. К основанию прикреплены опорный шип 5 на обойме, шип 7 и непроходная пробка 11, сухарь 6.
Рис. 30. Шаблон 800р.
В специальные втулки 9 вставлен подвижный валик 10 с рукояткой 2.
Этим шаблоном можно одновременно проверять общий контур, отверстие для навешивания на шип, фаску отверстия со стороны прилегания предохранителя к замку. Для этого предохранитель надевается отверстием на шип 5, укрепленный в обойме, и пропускается через фигурный вырез 4 в основании шаблона до упора в основание шипа. Предохранитель признается годным, если он проходит через вырез в основании шаблона, доходит до упора в основании шипа и располагается при этом заподлицо или ниже верхней плоскости листа основания шаблона.
Для контроля толщины и прямолинейности верхнего и нижнего плеч предохранителя замка предохранитель вставляют в прямолинейный вырез шаблона, пропускают через отверстие подвижный валик 9 и поворачивают вокруг этого валика в обе стороны так, чтобы верхнее и нижнее плечи его проходили полностью в соответствующие вырезы в основании шаблона. Предохранитель замка считают годным, если верхнее и нижнее плечи его проходят полностью через вырез в листе основания шаблона.
Диаметр отверстия проверяют непроходной пробкой 11. Предохранитель признается правильным, если он не надевается на непроходную пробку или надевается частично, не доходя до упора в лист основания шаблона.
Для контроля длины верхнего плеча предохранителя его отверстием надевают на шип 7 шаблона и поворачивают вокруг этого шипа, надвигая нижним углом торцовой поверхности верхнего плеча на сухарь 6. Предохранитель замка считается годным, если кромка торцовой поверхности верхнего плеча его проходит мимо проходной части сухаря и не проходит мимо непроходной части. Высоту торцовой поверхности верхнего плеча предохранителя замка контролируют непроходным вырезом 1 в основании шаблона. Предохранитель замка признается годным, если торцовая часть его верхнего плеча не входит в непроходной вырез до упора в заднюю стенку выреза. Предохранитель замка бракуют, если он не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных выше требований.
Подъемник механизма.Для проверки валика подъемника механизма автосцепки используют шаблон 919р.
С помощью этого шаблона проверяют толстую и тонкую цилиндрические части стержня, их диаметр, длину толстой цилиндрической части, квадратную часть стержня и глубину паза для запорного болта.
Шаблон изготовляют из стальной пластины толщиной 8 мм. К основанию / шаблона (рис. 31) прикреплены две проходные втулки 3 и 4, контрольный буртик 2. Основание имеет по периметру четыре выреза (непроходные с размерами 27,5; 45,5; 43 мм и проходной 46 мм).
Общее очертание валика подъемника и фаски балансира и одновременную проверку диаметра толстой и тонкой цилиндрических частей контролируют проходными втулками 3 и 4 шаблона. Валик подъемника признается годным, если он свободно вставляется во втулки и поворачивается по часовой стрелке так, чтобы балансир проходил мимо выреза шаблона.
Рис. 31. Шаблон 919р.
Положение паза для крепящего болта в цилиндрической части валика проверяют контрольным буртиком 2. Если паз, установленный — на контрольный буртик, полностью закрывает его, то валик годен. Диаметры цилиндрических частей валика проверяют непроходными вырезами в основании шаблона. Валик признается годным, если толстая цилиндрическая часть его не проходит в непроходной вырез 45,5 мм, а тонкая — 27,5 мм. Длину, толстой цилиндрической части валика (от кромки паза для крепящего болта до обреза) контролируют непроходным (43 мм) и проходным (46 мм) вырезами шаблона. Валик признается годным, если указанная длина цилиндрической части не входит в непроходной вырез и входит в проходной.
Размеры квадратной части стержня валика проверяют отверстием 5 и непроходным вырезом 27,5 мм. Если квадратная часть стержня проходит в отверстие 5 и не проходит в непроходной вырез, валик годен.
Подъемникпроверяют шаблоном 847р (рис. 32), который представляет собой плоское, основание 1 с четырьмя опорами 2. Основание стальное, толщиной 6 мм. В его средней части имеются вырез 5, необходимый при измерениях, и круглое технологическое отверстие. К основанию на заклепках укреплена фигурная обойма 4. Обойма имеет сложную форму — два выступающих ограничителя соединены подковообразной плоской скобой. Проходная пробка 6 в виде параллелограмма высотой 55 мм укреплена на оси, а другая 9 высотой также 55 мм — неподвижная. Рядом с ней на основании крепится непроходная пробка 10 высотой 15 мм. С противоположного конца основания крепятся стойка 7 и сухарь 8. Сухарь имеет два выреза: проходной ПР и непроходной НЕ. Этим шаблоном контролируют толщину подъемника (проходным вырезом 5 в основании). Подъемник признается годным, если он полностью проходит через вырез в основании.
Рис. 32. Шаблон 847р.
Для проверки внешнего очертания толстого и тонкого пальцев подъемника и правильности положения их относительно квадратного отверстия и одновременной проверки размеров квадратного отверстия подъемник надевается на проходную пробку 9 шаблона и, если пальцы подъемника входят в обойму 4 до прилегания подъемника к плоскости основания, подъемник признается годным.
При контроле размеров квадратного отверстия подъемник не должен надеваться на непроходную пробку 10 или надеваться частично, но не доходить до прилегания к основанию шаблона.
Толщину буртика подъемника проверяют проходной выемкой 3 в основании шаблона. Подъемник признается годным, если буртик его входит в проходную выемку 3 в основании шаблона до прилегания подъемника к кромке выемки.
Для проверки длины тонкого пальца подъемника подъемник устанавливают квадратным отверстием на подвижную пробку 6 и поворачивают так, чтобы палец подъемника приближался к сухарю 8. Подъемник признается годным, если тонкий палец его проходит мимо проходной части ПР сухаря и не проходит мимо непроходной НЕ части этого сухаря.
Толщину подъемника по толстому пальцу контролируют непроходной стойкой 7. Подъемник, установленный на подвижную пробку 6, вращают до упора толстого пальца в непроходную стойку 7. Подъемник признается годным, если при этом толстый палец его не входит под шляпку непроходной стойки. Подъемник бракуют, если он не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных требований.
Поглощающие аппараты.Аппараты Ш-1-Т, Ш-1, Ш-2-Т, Ш-2-В при капитальном ремонте вагонов разбирают. При всех других видах ремонта подвижного состава разбирают только неисправные поглощающие аппараты, имеющие неисправности; трещины или отколы в корпусе или других деталях, толщину стенки горловины корпуса поглощающего аппарата менее 14 мм,
Высоту аппарата менее 568 мм (проверяют специальным шаблоном), просевшие пружины.
Для сборки не допускаются корпуса аппаратов, если толщина стенок горловины менее 18 мм при капитальном ремонте подвижного состава и 16 мм при всех остальных видах ремонта. Поглощающие аппараты с трещинами или откол, не ремонтируют. Трещины заваривают при условии, что после разделки их суммарная длина не превышает 120 мм.
Для определения неисправностей нажимного конуса его кладут на стол скошенными плоскостями вверх и устанавливают шаблон 611р. При этом шаблон должен плотно прилегать своими стойками к столу, а зазор между скошенной плоскостью конуса и опущенным движком шаблона должен быть не более 3 мм. Затем проверяют наличие трещин на поверхности конуса. Нажимной конус с трещинами к сборке не допускается.
Фрикционные клинья, имеющие трещины или отколы, а также изношенные по краям стенки ниже установленной нормы бракуют. Нажимную шайбу с износом более 5 мм, стяжной болт с таким же износом и резьбовой частью менее 35 мм бракуют. Стяжной болт обязательно проверяют на дефектоскопе. Осматривают внутреннюю и наружную пружину, проверяют высоту пружин и наличие трещин или отколов на оттянутых концах. Не допускаются к сборке пружины высотой в свободном состоянии менее 390 мм (наружная), 362 мм (внутренняя) для аппаратов Ш-1-Т и Ш-1-ТМ; 352 мм (наружная), 375 мм (внутренняя) для аппаратов Ш-2-Т.
Поглощающие аппарата типа ЦНИИ-Нб (для пассажирских вагонов) перед разборкой сжимают на прессе (стенде) так же, как и грузовые. Полную разборку этих аппаратов производят также после отвинчивания стяжного болта. Снимают конус, фрикционные клинья, нажимную шайбу вынимают из горловины корпуса пружины (большая — наружная и малая — внутренняя). Затем горловину отделяют от основания корпуса, снимают четыре боковые пружины и вынимают четыре стержня, потом снимают четыре боковые и большую внутреннюю пружины. Детали осматривают и проверяют шаблонами или измерительным инструментом. Не допускают к сборке горловину корпуса, имеющую толщину стенок менее 16 мм, фрикционные клинья с толщиной стенок по краям менее-17 мм, нажимной конус с износом более 3 мм, нажимную шайбу с износом более 5 мм. Пружины проверяют по высоте. Большие пружины (горловины и основания) должны быть по высоте не менее 210 мм, а внутренняя пружина фрикционной части и большие верхние угловые – не менее 188 мм. Малые (нижние) угловые пружины должны быть высотой не менее 86мм. Излом оттянутого конца малой пружины допускается не более 1/3 окружности.
На основании аппарата так же, как и на горловине корпуса, опорные места под пружины не должны иметь износа более 2 мм. Этот износ для стержней в основании аппарата должен иметь диаметр не более 71 мм. Стержень направляют в ремонт, если длина утолщенной цилиндрической части его будет менее 48 мм, диаметр менее 60 мм. Стяжной болт длиной менее 418 мм с износом более 5 мм и резьбовой частью более 35 мм также направляют в ремонт. При сборке аппарата для предотвращения перекоса горловины относительно основания необходимо подбирать комплекты угловых пружин так, чтобы разность высот свободных пружин не превышала 2 мм.
Поглощающие аппараты Р-П2, Р-П4, применяемые на пассажирских и рефрижераторных вагонах, разбирают при помощи гидравлического пресса.
Трещины и изломы в корпусе, в нажимной и промежуточной плитах не допускаются. Резинометаллические элементы не должны иметь наружных повреждений: надрывов, выровов, местных отслоений от края арматуры на глубину более 50 мм (просроченный срок годности резины не является причиной браковки резинометаллических элементов). Опрессовку резинометаллических элементов выполняют на разборочном стенде с использованием специальной подставки размером 600x800x10 мм под нагрузкой 60 тс в течение 3 мин. Опрессовку повторяют 3 раза. При обжатии сразу пяти элементов деформация не должна превышать 46 мм, а четырех – 37 мм. Элементы, не выдержавшие испытания опрессовкой, бракуют.
Тяговый хомут, клин, упорная плита и поддерживающие болты и планка.Поступившие в ремонт тяговые хомуты тщательно осматривают и при обнаружении неисправностей и износов сверх допустимых норм ремонтируют. Не подлежат ремонту только те хомуты, у которых толщина тяговой полосы в изношенном месте менее 20 мм, ширина в наиболее изношенном месте менее 95 мм, толщина изношенной перемычки менее 45 мм, трещины в задней опорной части, выходящие на тяговую полосу, трещины в углу соединительной планки, выходящие на тяговую полосу, и трещины в верхней или нижней тяговой полосе независимо от её величины и места расположения. Расстояние от передней кромки отверстия для клина до опорной поверхности задней части хомута (длина хомута) контролируют шаблоном 920р. Это расстояние должно быть не менее 774 мм и не более 778 мм.
Если указанное расстояние (при исправной перемычке) превышает допускаемый при измерении шаблоном зазор более 3 мм при капитальном и более 5 мм при всех остальных видах ремонта подвижного состава, то опорную поверхность наплавляют, а затем подвергают механической обработке.
Толщина перемычки должна быть не менее 58 мм и не более 62 мм. Перемычку отверстия для клина тягового хомута наплавляют в местах износа, когда ее толщина в составляет менее 50 мм. Болты, поддерживающие клин тягового хомута и изношенные более чем на 1 мм по диаметру, при капитальном ремонте подвижного состава заменяют. При всех остальных видах ремонта заменяют болты с износом более 2мм. Во всех случаях болты, имеющие трещины, а также длинную нарезную часть, которая выходит на их рабочую поверхность, расположенную между ушками тягового хомута, заменяют. Длина болта должна быть 145±3 мм. Клин тягового хомута тщательно осматривают, проверяют дефектоскопом и замеряют изношенные места. При наличии трещин независимо от размеров и места расположения клин бракуют. Не разрешается ставить на подвижной состав клин, если он имеет изгиб более 3мм, толщину менее 30 мм в наиболее протертом месте, а ширину в любом сечении менее 91 мм при капитальном ремонте подвижного состава и менее 89 мм при остальных видах периодического ремонта. Неисправный клин тягового хомута бракуют.
Упорную плиту проверяют и замеряют ее толщины. Плиту, имеющую трещины, бракуют независимо от их расположения и величины. Толщина плиты в средней части должна быть не менее 55 мм при капитальном ремонте подвижного состава и не менее 53 мм при всех остальных видах периодического ремонта.
Передние и задние угольники осматривают на подвижном составе без снятия. Износ или перекос опорных поверхностей упоров не более 3 мм допускается без исправления. Поверхности с большим износом (более 5 мм) восстанавливают наплавкой или приваркой планки соответствующих размеров. Расстояние между передним и задним упорами должно быть 622 – 625 мм, между боковыми гранями упорных поверхностей (в направлении между стенками хребтовой балки) не менее 205 мм и не более 220 мм у передних упоров и соответственно не менее 166 мм и не более 220 мм у задних.
Износ поддерживающей планки по толщине допускается не более 4 мм. Трещины поддерживающей планки заваривать не разрешается.
Проверка автосцепки.Для проверки подвижности валика подъемника валик поворачивают несколько раз до отказа. При этом он должен свободно вращаться и возвращаться в исходное положение. У правильно собранной автосцепки все детали механизма должны занимать положение, предусмотренное чертежами. Контур зацепления собранной автосцепки проверяют шаблоном 828р. Шаблон перемещают по всей высоте корпуса автосцепки так, чтобы плоскость шаблона была перпендикулярна ударной стенке зева. Зазор между шаблоном и проверяемой поверхностью не контролируют.
Автосцепка признается годной, если шаблон проходит свободно по всей высоте головы. При этом лапа замкодержателя должна быть прижата в корпус. Действие предохранителя замка от саморасцепа контролируют шаблоном 820р, который устанавливают в зеве собранной автосцепки так, чтобы он ребром со стороны выреза 27 мм нажимал на лапу замкодержателя, а своим листом прилегал к носку большого зуба. При этом упоры должны прижиматься к ударной стенке зева. Предохранитель считается годным, если в указанном положении шаблона замок от нажатия на него рукой уходит внутрь кармана корпуса только до упора предохранителя в противовес замкодержателя. Если же замок уходит внутрь кармана полностью, то механизм неисправен.
Положение противовеса замкодержателя проверяют при выходе его лапы в зев на 35 мм. В этом случае противовес должен находиться не выше полочки корпуса, что означает выключенное положение предохранителя от саморасцепа. Это необходимо для того, чтобы при сцеплении автосцепок не произошло преждевременного включения предохранителя, т. е. подъема противовеса замкодержателя выше полочки корпуса. Для этого нажимают на лапу замкодержателя ребром со стороны выреза 35 мм (проходного). В этом случае шаблон должен быть прижат к носку большого зуба упорами к зеву. Механизм считается годным, если при нажатии на торец замка он полностью беспрепятственно уходит в карман корпуса автосцепки.
Надежность удержания замка в расцепленном положении у натянутых автосцепок проверяют при выходе лапы займодержателя в зев на 25 мм. Для этого на лапу нажимают ребром шаблона со стороны выреза глубиной 25 мм с надписью.
Проверка расцепления. Удерживая шаблон в этом положении, поворотом валика подъемника уводят замок до отказа внутрь кармана корпуса, а затем валик освобождается. Автосцепка признается годной, если замок удерживается в верхнем (расцепленном) положении до тех пор, пока лапа замкодержателя не будет освобождена от нажатия шаблоном. После удаления шаблона все детали механизма должны беспрепятственно возвращаться в свое положение.
Для проверки возможности расцепления автосцепки в сжатом поезде, т, е. когда лапа замкодержателя вжата в корпус заподлицо со стенкой зева, на лапу нажимают прямолинейным ребром шаблона. Это ребро должно по всей длине прилегать к ударной стенке зева автосцепки, а рамки шаблона – к носку большого зуба. Удерживая шаблон в таком положении, нео6ходимо повернуть валик подъемника и поставить механизм в расцепленное положение, одновременно наблюдая за плотностью прилегания ребра шаблона к ударной стенке зева. Автосцепка признается годной, если замок свободно уходит из зева и лапа замкодержателя при этом не отжимает шаблон от стенки зева.
Уход замка от кромки малого зуба при включенном предохранителе проверяют шаблоном 787 (рис. 33) вместе с шаблоном 820р. Автосцепка считается исправной, если при нажатии проходной стороной шаблона (с цифрой 7) замок уходит в корпус настолько, что уступ шаблона касается ударной поверхности малого зуба (рис. 33, а). Если между ним и шаблоном остается зазор, то автосцепку бракуют (рис. 33, б). Автосцепка считается годной, «ели при нажатии непроходной стороной шаблона (с цифрой 16) перемещение замка в корпус прекратится ранее, чем уступ шаблона дойдет до малого зуба (рис. 33, в).
Рис. 33. Проверки ухода замка от кромки малого зуба при включенном предохранителе шаблоном 787 вместе с шаблоном 820р.
При упоре уступа непроходной стороной шаблона в малый зуб автосцепку бракуют (рис. 33, г). Проверка производится по всей высоте вертикальной площадки торца замка. Затем проверяют расстояние от вертикальной кромки малого зуба до кромки замка в нижнем свободном положении, которое должно составлять 2 – 8 мм. Расстояние от кромки замка до кромки лапы замкодержателя по горизонтали должно быть не менее 20 мм.
После проверки автосцепки шлифовальной машинкой зачищают место для постановки клейм. Автосцепку снимают со стенда и окрашивают в черный цвет, кроме внутренней поверхности зева.
Источник