- GAZ Gazelle Еврик › Logbook › Замена шкворней
- Как правильно поставить подшипник на шкворень газель
- Шкворни на Газель
- Функция шкворней
- Замена шкворней на Газели своими руками
- Снятие передней балки Газель
- Как проверить люфт в шкворнях Газель
- Признаки износа шкворневой подвески на Газели
- Как ухаживать за подвеской Газель
- Замена шкворней – что требуется для работы
- Замена шкворней на газели своими руками: видео
- Смазка шкворневого соединения
- Функциональное назначение шкворней в автомобиле
- Порядок работ
- Тонкости процесса
- Когда необходимо менять шкворни
GAZ Gazelle Еврик › Logbook › Замена шкворней
Всем привет!
С приходом осени и уходом относительно постоянной работы, добрались руки до шкворней 🙂 Собирался с духом ещё с прошлого года ))) Долго искал развёртку с направляющей, затем дороны, вобщем все прелести нашего колхоза, как говориться, захочешь повеситься либо верёвки не будет, либо мыла )
Закупался нужными вещами не спеша, начал с весны, развёртка, резина(тигар), диски-колодки(ниппон)… Летом смонтировал всё на одну из н/з балок, так она и пролежала с пакетиками на цапфах до осени =)
Итак :
от она, заказывал у нас через интернет магазин. Прошерстил всё, в итоге с первого раза пришла не такая, обычная, без направляющей, с длинной режущей частью-30 см, хотя на фотках сайта, с которого номер брал, была другая.Оставил.может пригодится — 700 рЭ. Начал снова искать и вот счастье — 1300 рЭ и она у меня)))
дорны. В магазинах на меня как на дурака смотрели, когда про них спрашивал.Такое впечатление, что у каждого в сарае есть токарный станок и делают всем шары, во все места =) 540 рЭ Это чудо обошлось
Данный комплект — обалденная вещь! Я никогда не делал данную процедуру и то за час с перекурами забил-прогнал-развернул. Шкворень зашёл плотненько, без люфтов.
Ну и готовый результат
Смазкой направляйки мазал. До этого по экспериментировал, с одной стороны намазал силиконовой МС1630, с другой железнодорожной смазкой, которой подшипники мажу. МС-хоть бы хны, а жел-дор стёрлась-засохла, хотя в подшипниках чувствует себя замечательно и зимой не дубеет. Решил испытать МС1600, по консистенции как наш белый герметик. Купил два пакетика, т.к. силиконовый быстро на один суппорт разошёлся, а в итоге одним пакетиком измазал с двух сторон направляйки и ещё на внутреннюю часть колодок хватило.
По ходу сборки пришлось поменять подшипники на одной ступице, не слышал, что бы гудели, а как стал отмывать от старой смазки, на наружней обойме в трёх местах были канавы. Ну и так же стремянки на рессорах, пару пальцев. Произвёл так сказать ревизию ходовой.
Всем удачки и хороших шкворней =)
Источник
Как правильно поставить подшипник на шкворень газель
Шкворни на Газель
Шкворневое соединение применяется в передвижной технике очень давно – оно использовалось еще в повозках и конных экипажах. Шкворневая подвеска устанавливается на автомобилях Волга и УАЗ, на грузовиках ГАЗ 53/ 3307, КАМАЗ, ЗИЛ.
На автомобили Газель для ремонта подвески продаются ремкомплекты, в стандартный набор входит четыре бронзовые втулки и два шкворня. Промышленностью также выпускается ремкомплекты нового образца, в них втулки заменены на игольчатые подшипники. Цена ремкомплекта с бронзовыми втулками находится в районе 900-1700 рублей, с самими запчастями проблем никаких нет – их можно купить практически в любом специализированном автомагазине.
Также в автомагазинах продаются полные наборы, в которые входят:
- клинья (2 шт.);
- сферические втулки (2 шт.);
- шкворни (2 шт.);
- резиновые уплотнители (2 шт.);
- прокладки заглушек (2 шт.);
- бронзовые втулки (4 шт.);
- шайбы;
- гайки.
Часто автовладельцы коммерческих автомобилей ГАЗ интересуются, сколько стоит ремонт шкворней на Газели. Следует отметить, что сама работа по замене шкворней (ЗШ) достаточно трудоемкая, требует немалых физических сил и времени. Расценки на работы по ЗШ в автосервисах разные, цена зависит от уровня станции техобслуживания, региона (местонахождения), степени сложности замены. Здесь дело в том, что в запущенных случаях (когда подвеска долго не смазывалась) шкворни практически не выбиваются из своих посадочных мест, и тогда приходится полностью снимать переднюю балку в сборе, при разборке применять газовую горелку. Стоимость ЗШ на авто Газель в среднем начинается от 2-2,5 тыс. рублей за одну сторону, цена замены может доходить и до 10-12 тысяч рублей.
Функция шкворней
Деталь была известна еще в те времена, когда по дорогам ездили телеги и кареты. Ось для передних колес крепилась в их передней части с помощью специального болта или стержня. Он и носил название шкворня.
Основная цель элемента – соединять шаровые шарниры с поперечными рычагами. Из этого следует, что шкворня на Газели – это стальной стержень, который фиксирует поворотное соединение, находящееся на управляемом колесе.
Шкворни бывают двух видов:
- поворотные – устанавливаются на Газели;
- прицепные – чаще всего используются в конструкции грузовых автомобилей.
Крепление шкворней напрямую зависит от их внешнего вида (формы) и места расположения. Обычно это цилиндр или конус.
Замена шкворней на Газели своими руками
В связи с тем что ЗШ стоит недешево, многие автовладельцы коммерческих авто делают подобную работу своими руками. Здесь мы рассмотрим, как поменять шкворни самостоятельно со снятием и без снятия самой подвески. Сначала рассмотрим, как выполнить работу без снятия балки.
Производим разборку, выполняем ее в следующей последовательности:
- ставим автомобиль на ровную площадку, использовать яму или автоподъемник необязательно, но очень желательно, чтобы был бетонный пол. В любом случае основание должно быть жестким, иначе машина просто провалится, вдавится в землю;
- ослабляем болты передних колес, поддомкрачиваем каждую сторону, подставляем опоры (козелки) с обеих сторон. Одним словом, вывешиваем «передок» Газели;
- откручиваем два болта суппорта, который находится с внутренней стороны тормозного диска, с помощью отвертки прожимаем тормозной цилиндр, чтобы освободить колодки;
Если есть газовая горелка, можно как следует прогреть соединение, и возможно, шкворень стронется с места. Сняв поворотный кулак с одной стороны, точно такую же операцию проделываем с другим кулаком.
Поворотную цапфу (кулак) после демонтажа можно разобрать, но это делать вовсе не обязательно.
Снятую цапфу зажимаем в тиски, по очереди выколачиваем из тела верхнюю и нижнюю бронзовые втулки. Так как втулки не понадобятся, их можно выколачивать как угодно, главное – не повредить посадочное место под них. Можно взять железную плоскую отвертку или бородок, от одного края сплющить втулку, а дальше она из кулака выпадет сама.
Снятие передней балки Газель
Если выбить шкворни на месте никак не получается, приходится снимать балку целиком. Делаем это следующим образом:
- так же, как и в рассматриваемом выше варианте, снимаем колеса, вывешиваем переднюю ось автомобиля;
- от суппортов с обеих сторон отсоединяем тормозные шланги;
- снимаем тормозные суппорты;
- демонтируем передние амортизаторы;
- отсоединяем от балки длинной рулевую тягу вместе с рычагом;
Дальше производим ЗШ. На снятой подвеске даже тяжелым молотком выбивать шкворни очень удобно, а при очень резком сильном ударе и большой кувалде с места стронуть можно практически любой самый «мертвый» шкворень.
Как проверить люфт в шкворнях Газель
Есть определенные признаки, по которым можно понять, что в шкворнях на Газели появился люфт:
- происходит неравномерный преждевременный износ протектора шин;
- в подвеске появился стук;
- автомобиль плохо слушается руля.
Проверить подвеску на люфты достаточно просто, для этого необходимо вывесить машину на домкрате и покачать каждое колесо сверху вниз. Если люфт ощущается (более 2-3 мм), необходимо вставать не ремонт.
Газель – машина очень живучая, и даже с люфтами в подвеске может ездить довольно долго. Но с разбитыми втулками эксплуатировать авто крайне нежелательно, могут быть нехорошие последствия:
- разобьется посадочное место под втулки в передней балке, тогда сама балку придется менять, а она стоит недешево;
- резина быстро износится, придется менять колеса;
- ездить на Газели с большими люфтами опасно, можно попасть в аварию.
Признаки износа шкворневой подвески на Газели
Прежде, чем приступать к ремонту подвески необходимо убедиться, что замена шкворней на Газели действительно необходима.
Первыми признаками неисправного шкворня могут служить следующие симптомы:
- Появление металлического звука при ударе по колесу.
- Биение в руль на скорости.
- Затруднения при повороте рулевого колеса.
- Ярко выраженный износ внешней или внутренней части покрышки.
Однако наличие данных проявлений может быть вызвано и другими неисправностями ходовой, поэтому необходимо провести дальнейшую диагностику для локализации и уточнения степени износа деталей подвески.
Для полной уверенности, что шкворня в Газели требуют замены нужно:
- поднять автомобиль домкратом, обеспечив подвешенное состояние колеса;
- зафиксировать педалью тормоза ступичный механизм;
- покачать колесо в вертикальной плоскости.
Так выглядит изношенный шкворень
Наличие люфта в колесе при качании говорит о неисправности шкворня, который подлежит замене.
Как ухаживать за подвеской Газель
В заводской инструкции прописан регламент периодичности смазывания подвески на Газели – через 15 тыс. км пробега, но бывалые водители советуют набивать смазку в шкворневые соединения приблизительно через каждые 5-8 тыс. км. Смазка существенно продлевает срок службы шкворней, с регулярным шприцеванием детали могут проходить без ремонта до 150 тысяч километров. Смазывать соединения нетрудно, главное, не лениться это делать.
Шприцевание производим следующим образом:
- устанавливаем автомобиль на яму или подъемник;
- подготавливаем шприц – набиваем его литолом;
- находим верхнюю пресс-масленку, и шприцом в нее заканчиваем смазку;
затем набиваем смазку в нижнюю пресс-масленку, предварительно масленки следует очистить железной щеткой от грязи;
Замена шкворней – что требуется для работы
Для выполнения ремонтных работ на газели следует заранее позаботиться о наличии следующего инструментария и приспособлений:
- Комплект развёрток и держатель для них;
- Пресс-масленка углового типа;
- Комплект ключей разных типов;
- Горелка газовая;
- Устройство для смены подшипников и сайлентблоков.
Кроме этого понадобятся и такие запчасти:
- Шкворни;
- Сальники и прокладки;
- Шайбы и кольца-уплотнители;
- Шплинты;
- Втулки;
- Смазочные материалы и герметик;
- Карбюраторный очиститель.
Замена шкворней на газели своими руками: видео
Снимаем поворотный кулак
Снимаем опорный подшипник.
Снимаем с опорного подшипника защитный колпак.
Вынимаем резиновое уплотнительное кольцо из верхней проушины поворотного кулака.
Зажимаем в тиски поворотный кулак и выбиваем из его проушин втулки через оправку
Очищаем проушины поворотного кулака
и запрессовываем в них с помощью оправки новые втулки.
Развертка для развертывания втулок шкворней
Разворачиваем обе втулки с помощью развертки до диаметра 25 +0,053+0,020 мм за один проход, чтобы обеспечить соосность втулок
Промываем все детали в керосине. Смазываем шкворень и его стопор смазкой Литол-24.
Собираем шкворневое соединение в следующей последовательности:
1. вставляем шкворень в нижнюю проушину кулака, при этом смазочная канавка шкворня должна располагаться снизу, а лыска под стопор обращена к продольной оси автомобиля.
2. Надеваем на шкворень опорный подшипник.
3. Устанавливаем поворотный кулак на балку, контролируя через верхнюю проушину кулака соосность отверстий.
4. Продвигаем шкворень вверх до совпадения лыски с отверстием под стопор.
5. После установки крышек шприцуем соединение смазкой Литол-24.
6. Окончательно собираем все детали в обратной последовательности и регулируем схождение колес.
Смазка шкворневого соединения
Шкворневое соединение смазываем через 10 тыс. км пробега.
Работать удобнее на смотровой канаве.
Тщательно протираем ветошью верхнюю и нижнюю пресс-масленки шкворня.
Масляным шприцем нагнетаем смазку Литол-24 или ФИОЛ в верхнюю масленку
Масляным шприцем нагнетаем смазку в нижнюю масленку до ее появления из зазоров соединения
Если смазка не выходит хотя бы из одного зазора, следует «прокачать» соединение смесью моторного масла с керосином в пропорции 1:1 и затем смазать.
Всем, кто хорошо изучил родные дороги, со временем требуется замена шкворней на «Газели». Своими руками ее предпочитает проводить большинство народа – тот, кто имеет подобную отечественную машину, наверняка успел узнать ее вдоль и поперек и вряд ли имеет желание и деньги вверять авто каким-то, пускай и хорошим, чужим мастерам из автосервисов.
Намеком, что шкворни требуют замены, служат стук и характерные потряхивания в подвеске. Чтобы убедиться, что дело именно в них, нужно вывесить подозреваемое колесо, ухватить его сверху и снизу и попытаться покачать скат в положении на себя/от себя.
Есть люфт, то, значит, накрылись либо шкворни, либо колесный подшипник. Дальнейшая проверка будет заключаться в выворачивании колеса наружу и осматривании перемещений кулака при продолжающемся раскачивании. На частоте смены шкворней сказываются не только дороги, но и стиль езды (чем он агрессивней, тем быстрее разбивается подвеска), степень износа колес, регулярность шприцеваний.
Функциональное назначение шкворней в автомобиле
Страница 1 из 2
Проверку выполняем при отрегулированных подшипниках ступиц передних колес.
1. Приподнимите переднее колесо домкратом. Покачайте колесо в вертикальной плоскости.
Если чувствуется люфт (верхний наружный край тормозной скобы перемещается более чем на 0,5 мм — это расстояние можно измерить, например, с помощью индикатора), значит, шкворень и втулки изношены, и их необходимо заменить.
Предельно допустимый зазор 0,15 мм. Зазор от 0,15 до 1 мм устраните подбором соответствующего комплекта регулировочных шайб, устанавливаемых между верхним ушком поворотного кулака и бобышкой балки передней подвески. При зазоре свыше 1 мм замените упорный подшипник.
1. Поддомкрачиваем переднюю часть автомобиля.
2. Снимаем передние колеса и устанавливаем под балку упоры.
3. Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления верхней крышки подшипника шкворня
4. Снимаем крышку верхнего подшипника шкворня с пресс-масленкой.
5. Головкой «на 19» отворачиваем два болта крепления скобы тормоза.
6. Снимаем суппорт и привязываем его проволокой, чтобы не мешался.
7. Для удобства снимаем амортизатор (см.Как заменить амортизаторы подвесок автомобиля Газель).
Пассатижами расшплинтовываем гайку крепления поперечной тяги к рычагу
Ключом «на 24» отворачиваем гайку крепления поперечной тяги к рычагу. Гайку следует оставить на резьбе пальца
11. Ударяя молотком по рычагу, выпрессовываем палец.
12. Отвернув гайку, вынимаем палец из отверстия поперечной тяги
13. Ключом «на 10» отворачиваем два болта крепления и снимаем нижнюю крышку подшипника шкворня.
Так выглядит Газель
Шкворня, как элементы ходовой изначально имеют ограниченный ресурс, а при эксплуатации под нагрузками он, естественно, уменьшается. Замена шкворней на газели своими руками существенно сократит расходы на проведение ремонта, а также позволит владельцу восстановить работоспособность своего автомобиля в кратчайшие сроки.
Стержень, который обеспечивает поворотные свойства колеса в автомобиле, принято называть шкворнем, а подвеску с применением осевых стержней — шкворневой.
Так выглядит шкворня в разборке
Прототипом для подвески автомобиля с использованием шкворней послужило устройство обычной колёсной телеги, которые применялись ещё в ХIХ веке и использовали осевой шарнирный механизм.
Принцип действия шкворневой подвески также основан на свойствах сферического шарнира, который обеспечивает свободный ход колеса и крепление ступицы, обеспечивая тем самым возможность автомобилю выполнять повороты в рамках ограничений рулевого управления.
Составные передней подвески Газель
Материалом для изготовления шкворней является прочная закалённая сталь, а все полости, которые с ним соприкасаются, набиваются смазкой.
Порядок работ
Поскольку понадобится разбирать целый узел, параллельно стоит проверить и сопутствующие элементы.
- Первым делом с моста сливается масло, если не хотите потом надолго отправиться в баню и отмывать все, что будет им залито;
- Передок вывешивается, под него ставятся надежные опоры (в виде специальных металлических распорок, деревянных колод) и демонтируются шасси;
- Убираются тормозящие элементы – диск, суппорт. Затем откручивается щит тормоза и убирается весь привод вкупе с конструкцией подшипника;
- Далее идет очередь наконечника, за ним выкручивается масленка внизу, после чего можно снять крышку со шкворня, а также смазочный клапан;
- Из шкворня внизу вывинчивается пробка;
- Сверху, подобрав болт (можно – металлический пруток) подходящего размера, ударами молотка выбивается шкворень. Если он прикипел и не поддается ни в какую, помогает прогревание места его зажима в балке газовой горелкой;
- Все снятые детали размачиваются, отчищаются от всех грязевых и масляных наслоений и обследуются на целостность и отсутствие деформаций;
- Втулки с наружной стороны промазываются смазкой и запрессовываются так, чтобы совпали контрольные метки, а сами они оказались в одном уровне с корпусом. По окончании запрессовки проверяется доступность смазочного канала: его отверстие должно просматриваться визуально. Если он забит, он подлежит прочистке. Установленные втулки сверху проливаются моторным маслом;
- Когда все прочищено и промазано, ставится шкворня; если не наделаны ошибки, она вдавливается почти без труда. Здесь важно верно сориентировать проточку под штифт – метке смазки для подшипника положено оказаться внизу. При сборке не должно остаться люфта;
- Ни в коем случае не забивайте шкворень насильственно, как это нередко делают на СТО: руль будет поворачиваться с огромным трудом. Конечно, впоследствии система разработается, но детали послужат гораздо меньше, чем могли бы, а вам ближайшие 200-300 км придется ездить, вспоминая все богатство русского языка и разрабатывая мускулатуру;
- На этом же этапе работ проверяется состояние сальников на полуосях. Изношенные меняются (чтобы в ближайшее время снова не заниматься разбором моста), при этом кромки нужно промазать маслом;
- Сборка ведется обратным порядком. Каждый ее этап контролируется на свободное хождение устанавливаемых деталей. Особое внимание уделяется осевому перемещению кулака;
- Все соприкасающиеся детали – шейка привода, шкворневой клапан – щедро обрабатываются смазкой. Со второй стороны шкворень меняется аналогично.
Тонкости процесса
Если вы раньше не занимались шкворнями своей «Газели», поделимся наработками более опытных мастеров. Во-первых, при покупке ремкомплекта нужно проявлять повышенную бдительность: периодически попадаются шкворни с меньшим сечением, чем нужно. Лучше отправляться за покупками с микрометром, чтобы не возвращаться за заменой (в которой, кстати, могут и отказать). Во-вторых, при приобретении шкворней уделите внимание подшипникам – они должны быть в густом смазывающем составе и проворачиваться без малейшего хруста.
А чтобы замена шкворней на «Газели» своими руками была нужна реже и протекала без затруднений, не забывайте прочищать винтовую проточку на втулках и вводить в нее смазку. Именно из-за забивания этого канала и отсутствия на втулках масла изъятие шкворня зачастую требует времени больше, чем все остальные процедуры – от воды и грязи он закисает так, что выбивать его приходится с отмачиванием, разогревом и размахиванием кувалдой.
Когда необходимо менять шкворни
Замена данных элементов необходима в нескольких случаях:
- Если ударить по колесу, появится металлический звук.
- На большой скорости ощущается биение в руль.
- Поворот руля затруднен.
- На внутренней или внешней части покрышки явно видны следы износа.
Перечисленные состояния автомобиля не доказывают необходимость замены шкворней на Газели. Они могут быть вызваны и другими поломками. Поэтому необходимо провести ряд уточняющих процедур:
- С помощью домкрата поднять авто так, чтобы его колеса оказались в подвешенном положении.
- Ступичный механизм зафиксировать, используя педаль тормоза.
- Немного покачать колесо по вертикали.
Обнаружение люфта при качании – сигнал о том, что эти детали все-таки нужно заменить.
Источник