СХЕМА УСТАНОВКИ ДЛЯ ПОДЗЕМНОГО РЕМОНТА СКВАЖИН.
Все подземные и капитальные ремонты скважин, а также операции по обработке призабойных зон сопровождаются спуском в скважину и подъемом из нее труб, штанг, различных инструментов. Поэтому над устьем скважины на время проведения ремонтных работ должны быть установлены по-дъемное сооружение (вышки или мачты) соответствующей высоты и подъемный механизм (меха-низированные лебедки, смонтированные на тракторах или автомобилях). На нефтяных и газовых промыслах широко распространены подъемные агрегаты для подземного ремонта скважин, в кото-рых вышка и лебедка размещены на одной транспортной базе – тракторе или автомобиле.
Схема оснащения вышки или мачты для проведения спускоподъемных операций с трубами, штангами и различными инструментами приведена на рис. 14. Аналогично оснащаются и перед-вижные агрегаты, имеющие собственную мачту или вышку.
Вышка оснащается обычным полиспастом или талевой системой с крюком, на котором при помощи специальных приспособлений подвешивается поднимаемый груз (трубы, штанги). Непод-вижные ролики полиспаста, собранные в один узел, называемый кронблоком, устанавливаются на
верхней площадке вышки. Обычно все ролики кронблока свободно насажены на один вал, укре-пленный на массивной раме. В кронблоке может быть от трех до пяти роликов в зависимости от тре-буемой грузоподъемности талевой системы.
Подвижные ролики талевой системы также собраны в один узел, называемый талевым блоком. Здесь также все ролики свободно насажены на одном валу.
Талевый блок висит на стальном канате, который поочередно пропускается через ролики кронблока и талевого блока и обратно в том же порядке. Неподвижный конец каната закреплен у ос-нования вышки, а подвижный конец прикреплен к барабану лебедки.
Во избежание опрокидывания вышки при подъеме или спуске колоны труб подвижный конец каната перед закреплением его у барабана лебедки в большинстве случаев пропускается через от-тяжной ролик, укрепленный у основания вышки, как это показано на рис.14. Таким образом, талевый блок, крюк и подвешенные на нем трубы висят на нескольких канатах (струнах). Число струн сос-тавляет от 2 до 8; в соответствии с этим нагрузка на рабочий конец каната и на лебедку в 2—8 раз меньше веса груза на крюке.
При вращении барабана лебедки канат навивается на барабан и происходит подъем труб. Спуск производится под действием веса труб.
При работе с легкими инструментами ( желонки при чистке пробок, укороченные колонны
насосных штанг и т. п.) канат от барабана лебедки перекидывают через один ролик на кронблоке не-посредственно к подвешиваемому инструменту или крюку. В этом случае система работает без при-менения талей. При работах, связанных с вращением колонны труб (например, при разбуривании це-мента), над устьем скважины, как и при бурении, устанавливают ротор.
Эксплуатационные вышки обычно изготовляют из отработанных бурильных и насосно-компрес-сорных труб высотой 24 и 28м, грузоподъемностью 50 и 75 т. Нижнее основание имеет размеры 8х8 м, верхняя площадка — 2х2 м.
Мачты имеют высоту15 и 22 м с соответствующей грузоподъемностью 15 и 25 т. Мачта уста-навливается над устьем скважины с небольшим углом наклона и укрепляется оттяжками.
С целью более рационального использования подъемных сооружений и механизмов применя-ют передвижные мачты, а также подъемники, несущие собственную мачту.
Рис. 24 Схема установки для подземного ремонта скважин:
1 – тракторный подъёмник; 2 – стальной канат; 3 – оттяжной ролик; 4 – НКТ; 5 – элеватор; 6– штропы; 7 – крюк; 8 – талевый блок; 9 – вышка; 10 – кронблок; 11 – мостики; 12 – упор для трактора.
Передвижные мачты устанавливают на тележках и транспортируют от скважины к скважине трактором. Они изготовляются из обсадных труб двуногими, телескопическими.
В подъемниках, несущих собственную мачту, транспортной базой служат трактора и автомо-били. Такие подъемники имеют грузоподъемность от 16 до 80 т.
Необходимым оборудованием для всех видов подземного ремонта скважин явля-ется грузоподъемное сооружение — вышка, которая устанавливается на площадке над усть-ем скважины. Вышки могут устанавливаться стационарно или входят в комплект агрегата подземного ремонта скважин и монтируются над устьем скважины только при ее ремонте.
Источник
АГРЕГАТЫ ДЛЯ РЕМОНТА НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН
Применяемые при подземном ремонте агрегаты подразделяют на агрегаты, предназначенные для текущего и капитального ремонтов. Последние обладают более высокой грузоподъемностью и помимо оборудования, предназначенного для текущего ремонта могут быть оборудованы также промывочным насосом, ротором, вертлюгом и другими устройствами для вращения колонны.
Лебедки подъемные
Эта группа агрегатов предназначена для приведения в действие талевой системы при спуско-подъемных операциях и в ряде случаев привода ротора во время работ по освоению, текущему и капитальному ремонтах скважин, оборудованных стационарными вышками.
Агрегат Азинмаш-43П (подъемник) представляет собой модификацию подъемной установки Азинмаш-43А. Это самоходная установка, в качестве транспортной базы которой используют гусеничный трактор Т-100МЗ .или трактор-болотоход Т-100МЗБГС, на котором смонтирована однобарабанная лебедка с коробкой передач. Вместимость барабана лебедки позволяет либо обеспечивать перемещение крюка талевой системы в пределах высоты вышки, либо наматывать тартальный канат длиной до 2300 м при диаметре 13 мм. Максимальное тяговое усилие каната 75 кН при скорости набегания его на барабан 0,88 м/с.
Подъемник имеет также цепное колесо для привода ротора, безопасную спиральную катушку и шкив под клиновой ремень привода катушки с тартальным канатом.
Привод оборудования подъемника — от тягового двигателя трактора Д-108 мощностью 80 кВт. Управление агрегата электропневматическое, переключение скоростей электромеханическое. Все органы управления сосредоточены в кабине машиниста.
При работе в ночное время подъемник обеспечивает освещение рабочей площадки двумя поворотными фарами, а освещение лебедки я кабины водителя — специальными светильниками.
В процессе работы лебедки (рис. 111.13) вращающий момент,
77
Рис. III.13. Кинематическая схема агрегата Азинмаш-43П:
1 — ведущий вал; 2— реверсивный редуктор; 3 — коробка передач; 4— барабан лебедки; 5 — коробка скоростей трактора
развиваемый двигателем, передается валом коробки отбора мощности от коробки скоростей к реверсивному редуктору, служащему для оперативного изменения направления вращения барабана лебедки, т. е. направления движения крюка талевой системы или тартального каната.
Реверсивный редуктор включает три конические шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении и соединяемые с ведомым валом при помощи кулачковых муфт. На его ведущем валу установлены ведущие шестерни коробки передач, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала. Эти шестерни соединены с валом также с помощью кулачковых муфт. Аналогичным образом промежуточный вал кинематический связан; с ведомым двумя парами шестерен и кулачковыми муфтами.
Ведомый вал соединен зубчатой передачей с валом, на котором установлен барабан лебедки. Для передачи крутящего момента от вала к барабану служит муфта сцепления с пневматическим управлением, расположенная внутри тормозного шкива барабана. Для торможения барабана служат две тормозные ленты, охватывающие тормозной шкив.
Коробка передач служит для более полного использования мощности двигателя и позволяет по мере уменьшения нагрузки на крюк талевой системы в процессе подъема колонны труб увеличивать скорость их подъема.
Лебедка ЛПТ-8, смонтированная на тракторе Т-130 (рис. 111.14), снабжена безопасной катушкой и механизмом привода ротора. Привод агрегата от ходового двигателя. От Азин-маш-43П она отличается компоновкой: для облегчения доступа к 78
Рис. III.14. Лебедка подъемная ЛПТ-8:
1 — рама; 2— топливный бак; 3— воздушные баллоны; 4—-компрессор; 5 — пульт управления; 6 — лебедка 7 — карданный вал; 8 — консольная , рама; 9 — коробка передач; 10— безопасная катушка; 11 — механизм привода ротора; 12 — съемная лестница; 13 — откидные винтовые упоры
ее основным узлам, прицепному устройству трактора, узлам его ходовой части коробка передач вынесена и размещена на задней стенке станины лебедки.
Внутри кабины трактора у передней стенки располагается управление ходовой частью, а у задней — пульт и рычаги управления механизмами подъемника.
Кинематическая схема подъемника ЛПТ-8 (рис. 111.15) включает коробку отбора мощности трактора, коробку передач лебедки, барабана лебедки и приводы безопасной катушки и ротора. Крутящий момент от коробки отбора мощности передается карданным валом к ведущему валу коробки скоростей. Коробка передач трехвальная, скорости переключают введением в зацепление необходимыми муфтами. Ведомый вал коробки скоростей конической передачей соединен с ведущим валом лебедки. От него с помощью зубчатой передачи крутящий момент передается ведомому валу, жестко соединенному с барабаном лебедки. Барабан лебедки отключают с помощью фрикциона, расположенного на ведущем валу лебедки.
Рис. III.15. Кинематическая схема подъемника ЛПТ-8:
1— компрессор; 2— гидравлический двигатель; 3— двигатель; 4— коробка отбора мощности; 5— ограничитель подъема талевого блока; 6— лебедка; 7— коробка передач
79
Ведущий вал лебедки с помощью кулачковой муфты может быть соединен через редуктор с безопасной катушкой.
Тормоз лебедки однобарабанный. В лебедку встроен механизм противозатаскивателя, обеспечивающий остановку крюкоблока при достижении им крайнего верхнего положения. После оснастки талевой системы гайку устанавливают на винте таким образом, чтобы при подходе крюкоблока к крайнему верхнему положению давался сигнал на выключение лебедки.
Безопасная катушка включается и выключается кулачковой муфтой, муфта сцепления барабана лебедки при этом выключена, а сам барабан заторможен.
Лебедка ЛПР-10Э предназначена для ведения работ на скважинах, расположенных на эстакадах или отдаленных морских основаниях. Все узлы лебедки смонтированы на неподвижной раме — два электродвигателя, соединенные со спаривающим их редуктором шинно-пневматическими муфтами, четырехскоростная коробка передач, барабан лебедки, кабина управления, шкафы с электрооборудованием. Помимо этого имеется гидравлическая станция, обеспечивающая работу гидрофицированных узлов: гидроприводной лебедки, предназначенной для механизации вспомогательных работ, автомата АПР-ГП с гидроприводом для свинчивания-развинчивания колонны насосно-компрессорных труб, гидравлического подвесного ключа КГП для бурильных труб с гидравлическим раскрепителем.
Установки подъемные
Эти установки (агрегаты) помимо лебедки и дополнительного оборудования и инструмента снабжены вышкой, которая во время транспортировки укладывается в горизонтальное положение, а при работе на скважине переводится в наклонное с незначительным отклонением от вертикали. В рабочем положении вышка установки расчаливается.
Наиболее широко используются агрегат Азинмаш-37А, смонтированный на шасси грузового автомобиля высокой проходимости, и его тракторная модификация Азинмаш-43А, смонтированный на тракторе. Ряд основных узлов и деталей этих установок унифицирован — вышка, талевая система и т. п., аналогичны и их характеристики. Привод установок осуществляется от тяговых двигателей. Обе установки комплектуются автоматами АПР для свинчивания и развинчивания труб и ключом АШК для работ со штангами.
Помимо этих установок на промыслах используют агрегат «Ба-кинец-ЗМ» УПТ-32, УПА-32 и др.
Установки, смонтированные на тракторах, предназначены прежде всего для обслуживания скважин, расположенных на сильно пересеченной, заболоченной местности, площадках морских эстакад и в местах, где подъезд к скважине и маневрирование около нее затруднены.
80
При использовании установок, смонтированных на гусеничном ходу, на промыслах с хорошей сетью дорог и большими расстояниями между скважинами неизбежны значительные потери времени, зачастую соизмеримые со временем проведения подземного ремонта. Поэтому в таких районах предпочтительнее использование установок, смонтированных на автомашинах.
Установка Азинмаш-37А (рис. 111.16) включает в себя следующие основные узлы: механизм отбора мощности, коробку перемены передач, однобарабанную лебедку, вышку с талевой системой, переднюю и заднюю опоры вышки, кабину машиниста.
Установка снабжена двухсекционной телескопической вышкой, которая в рабочем положении имеет расстояние от уровня площадки, на которой располагается агрегат, до оси кронблока 18 м и позволяет Рис. III.16 Агрегат Азинмаш – 37А
поднимать трубы с максимальной 1 — передняя опора; 2 — трансмиссия с длиной до 12,5 м. Подъем (спуск) коробкой передач; 3 — кабина оператора;
телескопической вышки из транс- 4 — лебедка; 5 — гидроцилиндр подъема
портного положения в рабочее вышки 6-задняя опора 7 -талевая
осуществляется с помощью система;.
гидравлических цилиндров, а выдвижение секции вышки – специальной гидроприводной лебедкой.
Оснастка талевой системы четырехструнная 3×2, обеспечивает максимальную грузоподъемность на крюке 32 т при включенной; первой скорости коробки передач.
Кинематическая схема (рис. III.17) включает в себя коробку отбора мощности, смонтированную на коробке скоростей тягового двигателя автомобиля и соединенную карданным валом с коробкой скоростей лебедки. Она имеет три скорости, на которых производится подъем крюка талевой системы, и одну — для его спуска. Шестерни коробки скоростей находятся в постоянном зацеплении, переключение обеспечивается включением муфт, расположенных на ведомом валу.)
Промежуточный вал лебедки соединен муфтой сцепления с на-
81′
сосом гидравлической системы, обеспечивающей привод трубного» ключа или привод вспомогательной лебедки, служащей для выдвижения секции вышки.
Установка Азинмаш – 43А (рис 111.18) включает в себя следующие основные узлы: механизм отбора мощности и коробку перемены передач, выполненные заодно и установленные у задней стенки кабины трактора, однобарабанную лебедку, механизмы управления, размещенные в кабине тракториста. Перед двигателем трактора на специальной консоли располагается привод насосов гидравлической системы агрегата — редуктор и муфта сцепления. Вышка и талевая система аналогичны описанным выше,, входящим в состав установки Азинмаш-37А. Коробка скоростей агрегата четырехскоростная, на первой скорости обеспечивает максимальное усилие на крюке 28 т.
Хорошая устойчивость установки позволяет ремонтировать неглубокие скважины при отсутствии ветра без использования оттяжек — это сокращает время подготовительно-заключительных операций.
Установка «Б а к и нец — ЗМ», смонтированная на гусеничном тракторе Т-100МЗ, включает коробку перемены передач, од-нобарабанную лебедку, телескопическую вытку с талевой системой, систему управления агрегатом и укомплектована ключами для свинчивания и развинчивания труб и штанг.
Общая компоновка установки соответствует компоновке Азии-маш-43А, но конструктивное исполнение основных узлов различно: так, например, в «Бакинец-ЗМ» подъем вышки из транспортного положения в рабочее осуществляется с помощью кулисного механизма. Талевая система имеет оснастку 4X3 и позволяет поднимать трубы с максимальной длиной 12 м. Максимальная грузоподъемность при шестиструнной оснастке 32 т, при семиструнной —37 т.
Привод установки осуществляется от ходового двигателя — четырехцилиндрового дизеля мощностью 79 кВт, коробка перемены передач лебедки четырехскоростная.
Помимо перечисленных в настоящее время начат серийный выпуск подъемных тракторных установок УПТ1-50. Она состоит из следующих основных узлов: коробки передач, однобарабанной лебедки, вышки с талевой системой и опорами, гидравлической, пневматической и электрической систем управления, узла привода ротора и других вспомогательных механизмов. Эти узлы смонтированы на базе трактора Т-1301Т-1.
При установке и снятии вышки управление осуществляется с ручного выносного пульта, а при спуско-подъемных операциях — из кабины водителя.
Общая компоновка основных узлов установки соответствует компоновке агрегата Азинмаш-43А. Агрегат УПТ1-50 характеризуется более высокими основными параметрами, в частности: высота от земли до оси кронблока 19 м, грузоподъемность 50 т и т. д.
Самоходная подъемная установка А-50У пред-
83:
Рис. III.19. Агрегат А-50У:
1 — компрессор; 2 — трансмиссия; 3 — гидроцилиндр
подъема вышки; 4 — талевая система; 5 — лебедка; 6 — вышка; 7 — пульт управления; 8 — ротор
назначена для освоения скважин, текущего и капитального ремонтов. С ее помощью можно выполнять следующие операции: спуск и подъем насосно-компрессорных и бурильных труб, тартание, разбуривание цементных пробок в трубах диаметром 146—168 мм с промывкой скважины, установку фонтанной арматуры, ликвидацию аварий и т. п.
Установка (рис. 111.19) смонтирована на шасси автомобиля КрАЗ-257, в качестве привода используется ходовой четырехтактный восьмицилиндровый двигатель с У-образным расположением цилиндров мощностью 176 кВт.
Основные узлы установки: двухсекционная телескопическая вышка, обеспечивающая подъем труб с максимальной длиной 16 м. Оснастка талевой системы шестиструйная (3×4), максимальное усилие на крюке 500 кН. На вышке установлен ограничитель подъема талевого блока. Подъем вышки из транспортного положения в рабочее осуществляется двумя гидравлическими цилиндрами. В рабочем положении вышка расчаливается шестью канатами.
Лебедка установки двухбарабанная с канатоукладчиком и приводом через четырехскоростную коробку перемены передач. На одном барабане лебедки намотан канат для оснастки талевой системы при буровых работах, на втором — тартальный канат. Максимальная сила натяжения талевого каната—1000 кН, тартального—730 кН.
Установка укомплектована гидроприводным ротором, диаметр проходного отверстия которого 142 мм, максимальная нагрузка на стол до 500 кН.
Насосный блок установки включает в себя насос 9МГр, который обеспечивает максимальную подачу жидкости 9,95 л/с, наибольшее давление 16 МПа.
Помимо этого на установке смонтирован компрессор.
Управление установкой при подземных ремонтах осуществляется с открытого пульта, расположенного у задней опоры вышки слева по ходу автомобиля. Специальная кабина для машиниста отсутствует; во время работы он находится в непосредственной близости от устья скважины, что улучшает обзорность, упрощает общение с остальными членами бригады.
Управление установкой электропневматическое.
Комплекс оборудования КОР О1-80 предназначен для освоения и капитального ремонта скважин глубиной до 5000 м. С его помощью можно осуществлять спуско-подъемные операции с насосно-компрессорными и бурильными трубами, разбуривание цементных мостов, ловильные работы, фрезерование, нагнетание в скважину различных технологических жидкостей, исследование скважин.
Комплекс состоит из трех блоков: самоходной подъемной установки УПА-80, смонтированной на четырехосном автомобиле высокой проходимости МАЗ-537, насосного блока БНП-15Гр, смонтированного на двухосном прицепе МАЗ-8926, передвижных мостков МПП-80 с рабочей площадкой и инструментальной тележкой, смонтированных на пневмоколесном ходу. В комплекс входит также малогабаритный ротор Р-360, вертлюг, ключи для работы с насосно-компрессорными и бурильными трубами.
Подъемная установка УПА-80 включает однобара-банную лебедку с механическим и электромагнитным тормозом, телескопическую вышку с талевой системой, имеющей оснастку 4X5 и обеспечивающей максимальную грузоподъемность на крюке 80 т.)
Наибольшая длина поднимаемой свечи—19 м. В рабочем положении вышка расчаливается четырьмя оттяжками.
Привод лебедки и других агрегатов осуществляется от автомобильного двигателя мощностью 386 кВт. Управление всеми агрегатами сосредоточено в кабине машиниста, расположенной у лебедки.
Насосный блок БНП-15 Гр включает в себя поршневой насос 15 Гр с манифольдом и две мерные емкости. Привод насоса осуществляется от трансмиссионного вала лебедки с помощью специального карданного вала. Максимальная мощность, потребляемая насосом, составляет 169 кВт, наибольшие развиваемое давление 40 МПа, подача жидкости 16 л/с.
Передвижные приемные мостки представляют собой колесный прицеп, при установке которого в рабочее положение колеса убираются, а мостки своими полозьями упираются в грунт. На мостки
можно укладывать трубы длиной до 16 м, вместимость мостков при работе с 73-мм НКТ составляет 4500 м.
Общая масса комплекта оборудования КОРО-80 составляет 69 т.
При эксплуатации агрегатов подземного ремонта скважин следует обращать внимание на правильность установки агрегата относительно устья скважины, правильность оснастки и работы талевой системы, техническое состояние основных узлов.
Правильность установки агрегата проверяют подъемом ненагруженного талевого блока на полную высоту вышки, одновремен- 1 но контролируют работу талевой системы — ходовой конец должен быть пропущен через оттяжной ролик, а на барабане лебедки должно быть не менее восьми-девяти нерабочих витков канала. В процессе подъема крюка навивка каната на барабан лебедки должна быть плотной и ровной.
При эксплуатации агрегата каждый раз перед началом работ необходимо проверять состояние его основных узлов, их крепление, регулировку и степень износа. Последнее относится прежде всего к фрикционным муфтам и тормозным устройствам агрегата. По мере износа фрикционных накладок следует производить регулировку этих узлов. Кроме того, в соответствии с инструкции. по эксплуатации установок производится профилактическое обслуживание их агрегатов и узлов. _
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы
Источник