Схема для ремонта кровли

Ремонт кровли дома своими руками – описание материалов и пошаговая инструкция по выполнению

Трещины, дыры, проколы и другие повреждения кровельного покрытия являются серьёзными проблемами, которые необходимо решать, пока они не стали причиной более серьёзных последствий. Сырость и разводы на потолке — это лишь малая часть того, к чему могут привести протечки в кровле.

Ремонт крыши дома

Проблемы, касающиеся конструкции кровли и кровельного покрытия, — это вполне штатные ситуации, которые можно решить, не прибегая к помощи специалистов. Чтобы выяснить, в каком техническом состоянии находится крыша строения, необходимо провести визуальный осмотр её конструкции.

Для этого потребуется подняться на чердак и внимательно осмотреть пространство вокруг, стропильную систему, обрешётку и другие конструктивные элементы. Как правило, если крыша протекает, то уже во время осмотра можно почувствовать стойкий запах сырости. В свою очередь, из-за постоянной сырости и влаги несущие элементы кровли будут поражены плесенью.

Ревизию крыши лучше проводить в дождливую погоду — это позволит более точно определить места, в которых кровля протекает. Если каких-либо признаков повреждения кровли не обнаружено, а стены и потолок в доме по-прежнему сыреют, то причину стоит искать среди возможных проблем в системе водоснабжения и центрального отопления.

Читайте также:  Ремонт кассового аппарата штрих м

Ремонт крыши необходимо начинать с осмотра межчердачного пространства и существующей конструкции кровли

К наиболее распространённым причинам, вследствие которых необходимо проведение текущего или капитального ремонта кровли, относят:

  • нарушение целостности кровельного покрытия — трещины, разрывы, вмятины и другие механические повреждения, полученные во время уборки снега, чистки кровельного покрытия и т. д. Как правило, из-за механических повреждений возникают протечки и повреждения теплоизоляционного пирога;
  • разгерметизация швов кровельного ковра — потеря герметичности стыков кровельного покрытия с прилегающими элементами: дымоходом, стенами, парапетом, антеннами. При нарушении технологии укладки возможна разгерметизация швов между полотнами кровельного покрытия;
  • повреждение водосточной системы — частичный или полный выход из строя водосточной системы кровли. Обычно проблемы с водоотведением наблюдаются на плоских кровлях, когда вода попросту застаивается на поверхности крыши. Вследствие этого могут возникнуть как повреждения кровельного покрытия, так и попадание влаги на несущие стены строения.

При осмотре крыши следует помнить, что место протечки может находиться не там, где вода просачивается через кровельный пирог и капает на чердачное перекрытие. Это связано с конструктивными особенностями скатных кровель, из-за которых вода может свободно перетекать по стропильной системе.

Текущий ремонт крыши

Текущий ремонт крыши представляет собой реставрацию конструкции и устранение локальных повреждений кровли. Обычно необходим, когда область повреждений незначительна по сравнению с общей площадью крыши. Все работы по текущему ремонту можно выполнить самостоятельно. Это позволяет существенно сэкономить на оплате труда. Взамен этого можно выбрать более качественные материалы.

Текущий ремонт кровли направлен на устранение локальных повреждений кровельного покрытия

К текущему ремонту крыши относят следующие виды работ:

  • замена повреждённого участка кровельного ковра;
  • восстановление герметичности соединительного шва между различными элементами кровельной конструкции;
  • заплаточный ремонт, направленный на перекрытие прохудившихся участков покрытия;
  • единичная замена элементов стропильной системы;
  • ремонт водосточной системы крыши.

Для выполнения текущего ремонта используются различные материалы, выбор которых напрямую зависит от конструкции крыши. Например, для ремонта скатных битумных кровель используются битумно-рулонные покрытия. При ремонте кровель, покрытий металлочерепицей, применяется листовой оцинкованный металл или аналогичные по цвету элементы черепицы.

Капитальный ремонт крыши

Капитальный ремонт проводится в случаях, когда более чем на 40% поверхности кровли присутствуют повреждения различного характера. Если конструкция крыши представляет собой стропильную систему, теплоизоляционный пирог, пароизоляцию и кровельное покрытие, то полная замена одного из элементов кровли проводится только после планового осмотра.

Проведения капитального ремонта лучше доверить квалифицированным рабочим, которые смогут не только выполнить ремонтные работы, но и устранить причину повреждения или ошибки, допущенные при проектировании кровельной конструкции.

Капитальный ремонт крыши проводится в случае, когда повреждено более 40% поверхности кровельного покрытия

Капитальный ремонт необходим в следующих случаях:

  • несоответствие кровельного материала типу крыши;
  • ошибки, допущенные при укладке кровельного пирога;
  • несоответствие шага между стропильными опорами;
  • наличие проблем при устройстве обрешётки;
  • частичное или полное отсутствие вентиляции кровли;
  • нарушение технологии укладки и крепления кровельного покрытия;
  • оплошности, допущенные во время примыкания кровельного покрытия к различным коммуникациям;
  • ошибки при проектировании водосточной системы.

Следует отметить, что капитальный ремонт проводится только в тех случаях, когда выполнение локальных ремонтных работ невозможно или не принесёт результата. Например, если присутствуют повреждения стропильной системы двускатной кровли вкупе с повреждениями кровельного пирога, то проведение текущего ремонта невозможно. В этом случае потребуется полный перебор теплоизоляционного слоя, замена прохудившихся стропильных ног, а также полная замена кровельного покрытия на одном из скатов крыши.

При выполнении капитального ремонта следует учитывать, что повреждения крыши не всегда связаны с нарушением технологии работы с кровельными материалами или ошибками в расчётах. Иногда повреждения крыши вызваны повышенной подвижностью грунта. Из-за этого происходит смещение несущих элементов строения и перекос стропильных ног, вследствие чего возникает разгерметизация соединительных швов и повреждение покрытия.

Ремонт стропильной системы

Стропильная система используется для создания скатных кровель. В неё входят вертикальные стойки, наклонные стропильные ноги и подкосы. Все элементы системы отвечают за несущую способность скатной кровли. С помощью стропильной системы конструкция крыши способна выдерживать нагрузку, оказываемую кровельным материалом, объёмами лежащего на нём снега, а также потоками стекающей воды и порывами сильного ветра.

Попадание влаги на стропильные ноги, стойки и подкосы приводит к образованию плесени и гнили

Поэтому важно выполнять плановый осмотр стропильной системы и даже при наличии небольших повреждений проводить локальный ремонт. В ином случае может пострадать не только сама крыша, но и несущие элементы строения.

Общая технология ремонта стропильной системы представляет собой следующее:

  1. Выполняется визуальный осмотр конструкции кровли с целью выявить существующие проблемы. При обнаружении повреждения выясняется его объём. На основе полученный данных выбирается тип ремонта, а также материалы, которые необходимы для проведения работ.
  2. В месте повреждения проводится демонтаж кровельного материала, теплоизоляционного пирога и пароизоляции. После этого выполняется демонтаж деревянной обрешётки. Для этого используется ручной инструмент: строительный нож, топор, молоток, гвоздодёр.

Подгнившие участки стропильных ног можно усилить накладками из досок или металлической конструкцией

  • Если стойка, стропильная нога или подкос сильно сгнили, то поражённую область аккуратно вырезают при помощи ножовки или электролобзика. Длина выреза должна быть в 2–2,5 раза больше поражённой области. Далее рабочий участок зачищают крупной наждачной бумагой и обрабатывают антисептиком для дерева. Вырезанную область замещают вставкой из новой древесины.
  • На начальной стадии гниения достаточно устранить видимые следы плесени и гнили. Для этого можно использовать наждачную бумагу. После этого зачищенный участок просушивается при помощи строительного фена и обрабатывается антисептиком. В обоих случаях с двух сторон отремонтированной стойки или стропила набивается доска длиной 80–100 см и толщиной 3–5 см.
  • Во время работ под ремонтируемые стропильные ноги или стойки рекомендуется подставлять временные опоры — для этого работы лучше выполнять с напарником. После замены повреждённых элементов производится обратная укладка изоляционных материалов, монтаж обрешётки и кровельного покрытия. Если эти элементы пирога была также повреждены, то проводится их частичная или полная замена.

    Ремонт обрешётки крыши

    Обрешётка крыши состоит из обрезных досок или листов влагостойкого материала, уложенных перпендикулярно стропильным ногам. Доски обрешётки укладываются с определённым шагом, который рассчитывается заранее исходя из предполагаемой нагрузки кровельного материала и снежных масс.

    Сплошная обрешётка крыши выполняется из OSB-плит или влагостойкой фанеры

    Основная проблема, влияющая на целостность элементов обрешётки, — это влага, попадающая через повреждения кровельного материала. Поэтому ремонт обрешётки выполняется совместно с реставрацией или полной заменой кровельного покрытия.

    Для ремонта обрешётки потребуется выполнить следующее:

    1. С поверхности крыши демонтируется кровельное покрытие, тепло- и пароизоляция. Демонтаж можно выполнить только в том месте, где требуется ремонт.
    2. Снимаются повреждённые элементы обрешётки. Для этого используется как ручной инструмент в виде гвоздодёра и молотка, так и электролобзик или болгарка.
    3. Выполняется зачистка стропил, на которых ранее лежали повреждённые доски обрешётки. Для этого используется наждачная бумага с зернистостью P40 или болгарка со шлифовальным диском для дерева.

    Шаг между досками обрешётки выбирается исходя из типа крыши и предполагаемого кровельного покрытия

  • Зачищенные стропила обрабатываются антисептиком для дерева. Далее проводится укладка новых досок обрешётки. Предварительно доски также обрабатываются антисептическим составом.
  • Проводится обратная укладка утеплителя, пароизоляции и кровельного покрытия. Повреждённые и прохудившиеся элементы кровельного пирога полностью заменяются новыми материалами.
  • Как было сказано выше, доски обрешётки необходимо укладывать с промежутками, размер которых зависит от угла наклона крыши. Например, для скатных кровель с углом наклона 5–10 о обрешётка должна быть сплошной и может выполняться из влагостойкой фанеры или ОСБ. При укладке кровельного покрытия нахлёст между соседними полотнами должен составлять не менее 300 мм.

    Ремонт карнизов крыши

    Карнизы или свесы крыши препятствуют попаданию стекающей воды под кровельное покрытие, на несущие стены, окна и другие элементы строения. Дополнительно карнизы обеспечивают вентиляцию подкровельного пространства.

    Конструктивно карнизы крыши образуются посредством выступа стропильных ног на определённое расстояние. С фасадной стороны строения карнизы образуются за счёт выступа стропильной системы за пределы несущей стены.

    Для подшивки карнизов крыши лучше использовать виниловый или стальной сайдинг

    Ремонт карнизов, как правило, связан с заменой обшивочного материала. В основном для этого используются либо элементы винилового и металлического сайдинга, либо обычная обрезная доска, обработанная антисептиком.

    Замена обшивки проводится по обратной технологии. Сначала демонтируется финишная планка, а уже потом пластиковый или металлический софит. В случае с доской достаточно демонтировать повреждённые доски и заменить их на новые. При работе с деревом следует помнить, что любой элемент конструкции должен быть обработан двумя слоями водоотталкивающей пропитки.

    Материалы для ремонта крыши

    Для ремонта крыши используются различные материалы начиная от битумной мастики для создания бесшовного кровельного ковра и заканчивая высокопрочным герметиком, применяемым при герметизации кровель из металла.

    Клеевые составы для герметизации

    Клеевые составы для герметизации применяются при устройстве как плоских, так и скатных кровель. Используются для герметизации швов между листами, полотнами и различными элементами кровельного покрытия. Дополнительно их можно использовать для устранения щелей при укладке материалов около дымоходов, водостоков, вентиляционных отверстий и других коммуникаций.

    Герметизирущая лента или ленточный герметик применяют для устранения небольших повреждений на битумно-рулонной кровле

    Условно клеевые составы для герметизации швов можно разделить на следующие виды:

    • герметизирующие ленты — является наиболее доступным решением для устранения трещин, проколов, повреждений и других изъянов в поверхности кровельного покрытия. Представляет собой битумную ленту, которая приклеивается по всё длине соединительного шва. Отличается простотой использования и устойчивостью к низким температурам;
    • силиконовый герметик — выпускается в разных упаковках. Для выполнения текущего ремонта, как правило, используется герметик в тубах для пистолета. При выполнении капитальных работ применяется состав для работы с распылительным оборудованием. Силиконовый герметик отличается универсальностью и устойчивость к колебаниям температур;
    • акриловые составы — по составу и способу работы схожи с силиконовыми герметиками, но имеют более низкую стоимость. Акриловые герметики практически не имеют запаха, отлично наносятся и распределяются по любой поверхности. Единственный минус — нанесение состава возможно только на полностью сухую поверхность;

    Полиуретановый герметик наносится при помощи кисти или валика на предварительно очищенную поврехность

  • полиуретановые смеси — вязкие и тягучие составы для ремонта любой поверхности. Отличаются устойчивостью к низким температурам, механическому воздействию и влаге. Легко наносятся и быстро застывают. При работе следует соблюдать технику безопасности, так как полиуретановые смеси весьма токсичны;
  • двухкомпонентные составы — клеевые смеси на основе каучука. Состоят из клеящего вещества и отвердителя, которые перед нанесением смешиваются. Отличаются универсальностью, возможностью использования в различных температурных режимах, а также превосходной адгезией с металлом, кирпичом, деревом и другими поверхностями.
  • Мастика для ремонта крыши

    Битумная мастика — это вязкая пластичная масса, состоящая из тонкодисперсных наполнителей и специальных добавок, каучука, различных смол и пластификаторов. Используется как для гидроизоляции различных поверхностей, так и для устройства полноценных кровель. Например, в целях герметизации плоской кровли для технических и складских помещений.

    Битумная мастика отличается повышенной эластичностью, устойчивостью к низким и высоким температурам, хорошим сцеплением с бетоном и металлом, а также стойкостью к вибрациям и слабым механическим воздействиям.

    В зависимости от состава битумная мастика подразделяется на следующие виды:

      мастика холодного применения — однокомпонентный состав уже готовый к применению. При необходимости мастика может быть разбавлена органическими растворителями. Некоторые производители выпускают составы, требующие подогрева до температуры 30–40 о С;

    Для нанесения битумной мастики используется шпатель, малярная кисть, валик или пульверизатор

  • мастика горячего применения — перед нанесением требует нагрева до 150–180 о С. Сразу после замешивания битумную смесь наносят и равномерно распределяют по рабочей поверхности. При остывании мастика проникает в поры обработанного материала, тем самым защищая его от губительного воздействия влаги;
  • мастика на водной основе — самый экологичный и безопасный материал для жидкой гидроизоляции крыши. В состав мастики входят только натуральные компоненты, которые при нагревании не выделяют вредных веществ.
  • Любая битумная мастика позволяет создать бесшовное монолитное кровельное полотно, надёжно защищающее конструкцию кровли и внутренние помещения от сырости и влаги. Помимо этого мастики идеально подходят для локального ремонта битумных плоских кровель.

    Среди минусов этих составов можно отметить, что проведение ремонтных работ возможно только в солнечный день, когда вероятность выпадения осадков минимальна. К тому же при отсутствии опыта работы будет довольно сложно контролировать толщину битумного слоя, что может сказаться на конечном результате.

    Герметик для крыши из металла

    Для ремонта кровель из металла используется герметик на основе битума или силикона. Это водостойкий состав на основе битумных эластомеров, который можно использовать даже в условиях повышенной влажности. Состав устойчив к воздействию УФ-лучей и может наноситься как при низких температурах до -35 о С, так и при высоком нагреве до температуры свыше 100 о С.

    Среди других достоинств этого герметика можно отметить:

    • превосходное сцепление с большинством материалов, используемых для устройства кровель;
    • простоту нанесения — состав не растекается, не капает и легко проникает даже в мелкие щели;
    • экологичность — битумный герметик не содержит асбеста и других высокотоксичных веществ.

    При работе с этим видом герметика существует несколько ограничений, которые обычно указываются на упаковке. Например, после нанесения герметизирующий состав нельзя окрашивать краской на основе органических растворителей. Не рекомендуется также использовать его совместно со вспененными утеплителями, которые часто применяют для теплоизоляции крыш.

    Краска для крыши из металла

    Применение металла в качестве кровельного покрытия является весьма неплохим выбором, особенно когда хочется получить долговечное покрытие, не требующее сезонного ремонта. Но сам по себе металл подвержен воздействию влаги и коррозии.

    Поэтому для защиты металлических кровельных покрытий используются специальные краски, которые позволяют увеличить срок службы изделия в 2–3 раза. Это также касается и кровель из оцинкованной стали. Сама по себе оцинковка хорошо справляется с коррозией, но даже небольшое повреждение лицевого слоя способно привести к порче целого листа материала.

    Для покраски крыш из металла используется множество лакокрасочных материалов. Наиболее распространены эмали с маркировкой ЭП-1236, ЭП-1333 И ЭП-140 М. Эти составы подходят для покраски алюминиевых, медных, оцинкованных и других поверхностей. Они отличаются высоким сопротивлением УФ-излучению, устойчивостью к механическим нагрузкам и богатым выбором цветовых решений.

    При необходимости использования составов с высокой адгезией рекомендуется приобретать эмали с маркировкой АК-06, АК-070М И ХС-5146. Для получения необходимой консистенции можно применять растворитель Р-5А.

    Методы ремонта крыши

    Работы по ремонту крыши можно выполнить самостоятельно. Особенно если у владельца дома уже есть опыт работы с кровельными материалами, битумной мастикой или герметиком. В остальных случаях лучше не рисковать и доверить ремонт крыши профессионалам.

    Ремонт крыши жидкой резиной

    Жидкая резина представляет собой битумно-полимерный состав на водной основе, который наносится при помощи специального оборудования и пульверизатора. С её помощью можно создать бесшовный кровельный ковёр. В основном используется в тех случаях, когда применение рулонных или металлических кровельных материалов невозможно в силу их более высокого веса.

    Среди отечественных производителей можно отметить жидкую резину под торговой маркой «Технопрок». Состав представляет собой двухкомпонентную смесь и широко применяется для устройства плоских кровель в промышленном секторе.

    Технология ремонта крыши с применением жидкой резины состоит из следующих этапов:

    1. Повреждённый участок кровли тщательно очищается от загрязнений, следов пыли, песка и т. д. Если поверхность влажная, то перед выполнением дальнейших работ её необходимо просушить при помощи строительного фена.
    2. После высыхания выполняется смешивание компонентов состава в пропорции, которая указана на упаковке. При замешивании соблюдается технология и время выдержки смеси перед нанесением.
    3. Далее на повреждённый участок крыши наносится тонкий слой жидкой резины. Для нанесения используется агрегат высокого давления и пульверизатор. Толщина слоя не более 3 мм.

    Использование специального оборудования позволяет нанести ровный слой жидкой резины толщиной не более 2–3 мм

    На нанесённый слой резины укладывается полотно стеклохолста. Размер полотна выбирается исходя из области повреждения, но по возможности её нужно перекрыть на 10–15 см. Плотность стеклохолста не менее 100 г/м 2 .

    Промежуточное покрытие из стеклохолста устраняет неровности битумного слоя и обеспечивает герметичность на границах повреждённого участка

  • Поверх армирующего материала наносится ещё один слой резины. Толщина слоя — 3–4 мм. Если выполняется ремонт небольших локальных повреждений (до 10 см), то армирование не требуется.
  • Видео: напыление жидкой резины на кровлю

    Ремонт крыши кровельным битумом

    Строительный битум используется для устройства плоских кровель, а также их гидроизоляции после обустройства бетонной стяжки. В настоящее время для ремонта крыш используется редко, так как существуют более простые и экономичнее материалы. Несмотря на это, широко используется для производства кровельных материалов, в том числе битумной мастики и битумно-рулонных покрытий.

    Кровельный битум выпускается в слитках различного размера, которые растапливаются перед нанесением на рабочую поверхность

    Технология работы кровельным битумом представляет собой следующее:

    1. Повреждённый участок кровельного покрытия необходимо очистить от грязи и пыли. Если область повреждений обширна (более 40%), то потребуется выполнить полный демонтаж верхнего гидроизоляционного слоя.
    2. После демонтажа и уборки мусора требуется определить техническое состояние бетонной стяжки. Если бетонный слой не имеет выраженных повреждений в виде трещин и сколов, то поверхность дополнительно очищается и подготавливается к дальнейшей работе.
    3. Если бетонная стяжка сильно повреждена, её нужно демонтировать при помощи строительного инструмента. Для этого используется отбойный молоток, перфоратор и болгарка с диском по бетону.

    Повреждённую стяжку разбивают при помощи перфоратора

    После демонтажа стяжки снова выполняется очистка рабочей поверхности. Далее на поверхность кровли укладывается теплоизоляционный материал толщиной до 10 см. Для этого используется экструдированный пенополистирол или пенопласт.

    Под новую стяжку укладывается утепление из современных композитных материалов

  • Поверх утеплителя устанавливаются линейные направляющие с шагом 60–70 см. После этого производится замешивание бетонной смеси на основе цемента марки М300. Для повышения прочностных качеств бетона используется фиброволокно, которое добавляется в смесь при замешивании.
  • Выполняется заливка бетонной стяжки толщиной до 8–10 см. Для распределения бетона используется деревянное или металлическое правило. После заливки стяжка накрывается брезентом или полиэтиленом. В процессе высыхания её необходимо смачивать 2–3 раза в день.

    На слой утеплителя заливается новая бетонная стяжка

    Через 25–28 дней можно приступать к гидроизоляции кровли битумом. Для этого необходимо развести небольшой костёр недалеко от места проведения ремонтных работ и растопить битум. Для приготовления битумной смеси используется битум с маркировкой БНК 90/30.

    Распределение битума по поверхности кровли удобно выполнять с помощью деревянных полутёрок и металлические скребков

    Нанесение битума происходит после его полного расплавления. Битум наносится ровным слоем. Для распределения используется валик с жёстким ворсом и металлических скребок с длиной ручкой.

    Если есть возможность, то для ремонта лучше использовать жидкий модифицированный битум

    Видео: расплавление битума для приготовления мастики

    Технология ремонта крыши мастикой

    Процесс ремонта крыши с применением битумной мастики во многом схож с технологией нанесения жидкой резины. Битумная мастика в зависимости от типа бывает одно- или двухкомпонентной.

    Однокомпонентные составы, как правило, используются совместно с битумно-рулонными и металлическими кровельными покрытиями. Двухкомпонентные составы применяются для устройства плоских мастичных кровель.

    Общая технология ремонта крыши мастикой представляет собой следующее:

    1. Поверхность кровли, на которой присутствуют повреждения различного характера, необходимо очистить от пыли, песка и других абразивных частиц. Для сушки сырой кровли используется строительный фен или теплопушки, которые располагают под специальным навесом.
    2. Подготовить битумную мастику согласно инструкции на упаковке. Как правило, для этого используется электродрель с насадкой-миксером. Если требуется, то осуществляется аккуратный подогрев мастики до рабочих температур.
    3. Нанести битумную мастику на очищенную поверхность крыши. Для этого её нужно либо аккуратно вылить на поверхность и распределить скребком и валиком, либо нанести как лакокрасочное покрытие при помощи кисти и валика.

    Если площадь работ довольно большая, то возможно нанесение мастики методом безвоздушного распыления при помощи специального краскопульта. Во время проведения ремонтных работ обязательно соблюдается техника безопасности. Замес и распределение мастики происходит только в перчатках и защитных очках.

    Видео: ремонт металлической крыши битумной мастикой

    Ремонт крыши — это длительный и трудозатратный процесс, требующий комплексного подхода. Капитального ремонта можно избежать, если выполнять плановый осмотр конструкции крыши и вовремя устранять обнаруженные проблемы. Особенно это касается скатных кровель, когда для ревизии достаточно лишь подняться на чердак и внимательно осмотреть стропильную систему на предмет сырости и гнили.

    Источник

  • Оцените статью