- Ремонт коробки передач: легко ли делать на УАЗ?
- Начало ремонта КПП УАЗ 452 своими силами: КП, раздаточная коробка
- Разборка и сборка своими силами
- Раздаточная коробка, полная сборка узла передач и его установка
- Инструменты и материалы
- КПП УАЗ 469
- Общие характеристики
- Устройство КПП УАЗ 469
- Схема КПП УАЗ 469
- Принцип действия
- Особенность трансмиссии
- Ремонт и облуживание КПП УАЗ 469
- Возможные неисправности, причины, методы устранения
- Проведение диагностики
- Демонтаж коробки своими руками
- Разборка коробки передач
- Замена масла в коробке УАЗ 469
- Видео: Ремонт КПП УАЗ 469
- Часть 1
- Часть 2
Ремонт коробки передач: легко ли делать на УАЗ?
Если вы владелец УАЗа и есть подозрения о выходе из строя коробки передач, то надо обязательно взяться за ремонт. Агрегат выходит из строя, когда водителю приходится держать рычаг переключения скоростей на ходу, когда они начинают переключаться сами по себе (чтобы не допустить этого, водители перевязывают их веревками). Иногда слышны скрипы.
Для ознакомления с технологией ремонта прочтите про ремонт КПП УАЗ 452 своими руками. Для начала надо определить тип коробки УАЗ, который стоит на машине. Несмотря на различие между моделями автомобиля, на них устанавливают одинаковые раздаточные коробки. Поэтому можно считать, что ремонт проводится практически одинаково. Для этого потребуются набор ключей, некоторые инструменты и вспомогательные средства (их перечень приведен ниже).
Начало ремонта КПП УАЗ 452 своими силами: КП, раздаточная коробка
На большинстве моделей автомобиля этого типа обе детали представляют собой одно целое. Вес такого узла достигает 75-82 кг, поэтому вам понадобится помощник. Если на ремонтируемом автомобиле есть каркас безопасности, то можно для снятия под ремонт КПП УАЗ 452 своими силами использовать ручную лебедку.
Машину надо поставить на ровном месте, так как впоследствии придется ее передвигать на 0,5 м вперед или назад. Вначале сливают масло. У обоих коробок объем общий, но пробки для слива жидкости раздельные. Пока масло выливается, надо снять передние сидения и открутить их, а затем убрать половинки люка на пол машины. Далее наступает черед снятия тяг спидометра.
Когда масло стечет, заворачивают сливные пробки на место. Под барабаном ручного тормоза находится поперечина рамы, ее надо снять. Отключают муфты переднего моста и откручивают передний кардан. Если обнаружите на нем слабость гаек, то надо снять эту деталь.
Если ремонтируется КПП УАЗ 3303, надо быть поосторожнее с муфтами. Машину передвигают на 0,5 м (в любую сторону) и через люк снимают задний кардан. Отсоединяют глушитель от коробки раздачи и ослабляют имеющийся на нем хомут. Затем поочередно снимают такие детали, как:
- поддон сцепления;
- крепеж масленки от первичного вала (он находится справа, на колоколе);
- 4 болта, которые держат кожух вилок сцепления;
- регулировка штока цилиндра и вилка.
Раздаточную коробку обматывают веревкой и подвешивают. Снимают следующие детали:
- болты подушек;
- гайки, держащие крепление коробки с колоколом.
При этих действиях двигатель, когда производят ремонт КПП УАЗ 452 своими силами, надо подпереть домкратом. Когда коробка освободится, ее опускают и вынимают из-под машины. Рычаги надо предварительно снять. На колоколе надо заменить шпильки новыми.
Если нужно отремонтировать КПП УАЗ Патриот, то надо учитывать, что расположение коробки и колокола там обратное. Это относится и к расположению тяг. Но в целом технология под ремонт КПП УАЗ 452 своими силами подходит для использования.
Откручивают болты и гайки, разъединяют коробку передач и ее раздаточный аналог. Между ними установлена прокладка, укрепленная герметиком, поэтому придется несколько раз ударить по кронштейну крепления узла к раме.
Схема КПП УАЗ Патриот
Разборка и сборка своими силами
Вначале надо снять крышку первичного вала и вывинтить левую гайку, которая находится на нем (см. рис.). Теперь надо снять его подшипник. Если он вышел из строя, его надо заменить. Его роликовый «брат» установлен внутри вала, его также надо сменить. Затем снимается стопорное кольцо со вторичного валка. Отвинчивают стопор двухрядного подшипника. Вал надо выбить и поменять деталь.
Далее следует муфта третьей передачи в сборе. Медные синхронизаторы заменяют вместе с сухариками. Затем наступает очередь шестеренки задней передачи. Отвинчивают коробку переднего подшипника промежуточного вала. Не бейте по ней молотком или керном: она из силумина и может треснуть.
Старайтесь не повредить ее резиновую прокладку, потому что ее трудно достать. На вынутом валу заменяют шестеренки и все подшипники. После этого собирают коробку в обратном порядке. Когда устанавливают ролик на первичный вал, его обильно смазывают «Литолом». Все узлы и детали ставят на место поочередно, чтобы не ошибиться.
Раздаточная коробка, полная сборка узла передач и его установка
Ослабляют гайки фланцев и валов, снимают их. Ручной тормоз надо проверить на работоспособность, если понадобиться, его необходимо заменить. Снимают все крышки и заменяют сальники. Отвинчивают привод тяг спидометра и сапун (его надо заменить). Проверяют подшипники и при необходимости меняют.
Сборка раздаточной коробки делается в обратном порядке. Эти действия повторяются при работе с другими типами этой марки автомобиля (в том числе и при ремонте КПП УАЗ Хантер). Устанавливают кронштейн крепежа к раме. Ставят раздаточную коробку на барабан ручника и, держа за шестерню, через лючок отбора мощностей опускают ее на место.
Перед этим подкладывают стопорную шайбу от промежуточного вала. Закручивают болты и гайки, надевают крышку с рычагами и проверяют работу всех передач. Меняют выжимной подшипник, снимают рычажки, затаскивают весь узел под автомобиль и подвешивают на веревке. Надевают выжимной подшипник в сборе на коробку и укрепляют пружину. Затем вставляют первичный вал и сцепление. Это делается следующим образом:
- двигают коробку вниз и вверх;
- поворачивают двигатель за маховик;
- ставят узел на место;
- крепят подушки.
На место прикрепляют масленку шлицов первичного вала и вилку, ставят на свое место привод спидометра, карданы, ручник, крышки. На место надо вернуть поперечину рамы и закрепить кронштейн глушителя на раздаточную коробку.
Производятся регулировка и настройка ручного тормоза, замена масла. Если ремонтируется КПП УАЗ Хантер, возможно, понадобятся не только эти действия, но и регулировка тяг. Завинчивают люк на полу, ставят сидения. На этом ремонт КПП УАЗ 452 своими силами закончен.
Инструменты и материалы
Для работы вам понадобятся:
- рожковые ключи с 10 по 22;
- съемник для подшипников;
- отвертки (крестообразные и плоские);
- утконосы (с гнутыми носиками и прямые);
- медный штырь;
- кусок трубы в качестве ручки для ключей;
- зубило и керн;
- молоток и монтажная лопатка;
- маленькие банки для сбора гаек и винтов;
- торцевые ключи с 10 по 36;
- литол;
- герметик красного цвета;
- набор прокладок и стопорных колец для автомобиля.
Для того чтобы правильно произвести ремонт КПП УАЗ 452 своими силами, надо точно придерживаться описанной выше последовательности действий. Затруднения при ремонте других моделей этой марки может вызвать другое расположение основных деталей машины, например, тяг. Замена масла должна производиться согласно техническим требованиям для данного типа автомобиля.
Ремонт КПП УАЗ 469 своими руками – посильная задача для человека, который хочет сэкономить деньги. Другим владельцам УАЗов (например, УАЗ буханка) все вышесказанное можно взять на заметку и произвести ремонт коробки передач УАЗ, учитывая некоторую разницу в деталях и расположении тяг.
Источник
КПП УАЗ 469
Коробка передач УАЗ 469 служит для изменения крутящего момента от двигателя через сцепление. КПП УАЗ 469 преобразовывает энергию вращения коленчатого вала в поступательное движение трансмиссии. Благодаря четырем передачам, которые имеет редуктор для движения вперед и одну заднюю, энергия передается колесам. Автомобиль может осуществлять движение в любом направлении. Трансмиссия УАЗ 469 подразделяется на два вида по типам КПП – старого образца и нового образца.
Общие характеристики
Все УАЗовские коробки передач сходны по конструкции и схеме функционирования. Сильно различаются только КПП производства компании Hyundai-Dymos, Корея. Это редукторы для моделей УАЗ Патриот и УАЗ Хантер 452-й и 469-й комплектации. Фирма производит пятиступенчатые редукторы, синхронизированные на всех четырех передачах переднего хода.
Выпускаемые же российскими производителями коробки унифицированы и могут взаимно заменять друг друга. В Российской Федерации коробка УАЗ 469 производится двумя предприятиями. Первое – ОАО Автодеталь-Сервис (АДС), г. Ульяновск и второе – АО АМЗ, г. Арзамас.
Обе компании выпускают УАЗовские КПП, в Ульяновске четырехступенчатые с синхронизаторами на III и IV передачах, четырехступенчатые и пятиступенчатые с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. В Арзамасе производятся пятиступенчатые, полностью синхронизированные коробки.
Четвертым поставщиком и производителем коробок передач для автомобилей УАЗ 469 выступает компания-партнер ОАО АДС, г. Ульяновск, под торговой маркой EXPERT, Китай. Она поставляет на главный конвейер сборочного завода в Ульяновске пятиступенчатые, полностью синхронизированные автомобильные редукторы.
Устройство КПП УАЗ 469
Коробка передач УАЗ 469 имеет следующее устройство:
- первичный вал;
- крышка подшипника;
- манжета первичного вала;
- стопорное кольцо;
- шариковый подшипник первичного вала;
- роликовый подшипник вторичного вала;
- шлицевой венец первичного вала;
- блокирующее кольцо;
- муфта синхронизатора III—IV передач;
- ступица муфты;
- шпонка;
- шлицевой венец шестерни III передачи;
- шестерня третьей передачи;
- втулка шестерни;
- шестерня II передачи;
- картер;
- шлицевой венец шестерни II передачи;
- муфта синхронизатора II—I передач;
- шлицевой венец шестерни I передачи;
- шестерня I передачи;
- втулка шестерни I передачи;
- роликовый подшипник вторичного вала;
- втулка вторичного вала;
- шестерня ведомая V передачи;
- картер V передачи;
- двухрядный шариковый подшипник вторичного вала;
- шлицевая шайба;
- стопорное кольцо;
- вторичный вал;
- болт;
- опорное кольцо;
- ведущая шестерня V передачи;
- шлицевой венец ведущей шестерни V передачи;
- пружина синхронизатора;
- сухарь синхронизатора;
- муфта синхронизатора V передачи;
- шариковый подшипник промежуточного вала;
- роликовый подшипник шестерни заднего хода;
- шестерня заднего хода;
- ось шестерни заднего хода;
- блок шестерни привода промежуточного вала и III передачи;
- промежуточный вал;
- роликовый подшипник промежуточного вала;
- крышка подшипника.
Схема КПП УАЗ 469
Схема КПП УАЗ 469 старого образца показана на верхнем рисунке. Здесь наглядно показаны все основные запчасти КПП УАЗ 469 и комплектующие изделия коробки. Такие изделия, как пыльник, сальник, резиновые уплотнения являются расходными материалами и меняются по мере износа. Для автомобиля УАЗ 469 схема типовая.
Коробка переключения передач в машине УАЗ 469 крепится к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввернутыми в него. Шестерни привода промежуточного вала, второй и третьей передач изготавливаются с косыми зубьями, первой передачи – с прямыми зубьями.
Шестерни расположены на валах и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни первой, второй и третьей передач установлены на ведомом валу на игольчатых подшипниках. Ведущий вал 1 имеет две опоры. Передний подшипник расположен в гнезде коленчатого вала, задний – в передней стенке картера коробки передач.
Принцип действия
Устройство КПП УАЗ 469 старого образца выполнено так, чтобы для включения 1-й передачи водителю необходимо было переместить верхний конец рычага 37 с набалдашником вперед и на себя. После такой манипуляции нижний конец рычага заходит в переводную головку штока 56 1-й передачи, перемещая его назад. Усилие посредством вилки 49 сообщается скользящей муфте синхронизатора 12.
Она перемещается вдоль шлицов каретки и сцепляется с зубчатым венцом шестерни 13 первой передачи вторичного вала 16. С первичного вала 1 крутящий момент передается шестерне привода промежуточного вала 23. Затем через шестерню 1-й передачи промежуточного вала – на шестерню 13 1-й передачи вторичного вала 16. Эти две пары шестерен существенно повышают крутящий момент, снижая частоту вращения вторичного вала.
С шестерни 13 1-й передачи вторичного вала крутящий момент передается через зубчатый венец на муфту синхронизатора 12 и далее через каретку на вторичный вал 16. От вторичного вала крутящий момент через шлицы передается на раздаточную коробку и далее к агрегатам трансмиссии.
При включении 2-й передачи муфта синхронизатора 12 подается вперед. Внутренними зубьями она зацепляется с зубчатым венцом шестерни 11. Через шестерни привода промежуточного вала, потом через шестерню 2-й передачи промежуточного вала крутящий момент передается шестерне 2-й передачи вторичного вала.
От шестерни 1-й передачи вторичного вала крутящий момент передается посредством зубчатого венца к муфте синхронизатора. Следующий этап – через каретку и далее на вторичный вал.
3-я передача включается, когда водитель перемещает муфту синхронизатора 9 в заднее положение. Шестерня 10 3-й передачи посредством ступицы и муфты синхронизатора заходит в свой вал. Через шестерню 10 крутящий момент передается на синхронизатор 9. Далее под воздействие крутящего момента попадает на вторичный вал 16.
Работа 4-й передачи осуществляется в момент, когда муфта синхронизаторов 9 соединяет первичный 1 и вторичный 16 валы между собой. С одного вала на другой крутящий момент передается напрямую, без посредников.
Задний ход устроен так, что для его включения рычаг КПП УАЗ 469 должен подвинуть вперед промежуточную шестерню заднего хода 25. Она зацепляется своими зубьями с шестерней передачи заднего хода промежуточного вала 23. Одновременно зацепление осуществляется и с зубчатым венцом синхронизатора 12.
Через шестерню промежуточного вала 23 крутящий момент передается промежуточной шестерне заднего хода 25. Оттуда крутящий момент переходит к зубчатому венцу синхронизатора 12. Далее он задействует вторичный вал 16. Итого при включении ЗХ работают три пары шестерен, а первичный со вторичным валом осуществляют разнонаправленное вращение.
Особенность трансмиссии
Коробки старого образца и нового образца имеют некоторые несущественные различия. КПП УАЗ 469 старого образца:
Комплектуются все транспортные средства легкового модельного ряда машин УАЗ. Первичный вал изготовлен с толщиной 35 мм.
Применяется на транспортных средствах УАЗ 469, 31512, 31514.
Устанавливается в грузовики УАЗ.
Применяется на транспортных средствах УАЗ 452, 3303,3909 (фермер), 3962 (санитарный фургон), 2206 (автобус), 3741 (промтоварный фургон).
Вес коробки с раздаткой УАЗ 469 составляет 34 кг.
Новый тип коробки передач УАЗ 469:
Применяемость – авто УАЗ легкового типа.
Комплектуются транспортные средства УАЗ 469, 31512, 31514.
КПП УАЗ 469 представляет собой редуктор с синхронизаторами на всех передачах.
Применяемость – грузовые транспортные средства УАЗ 452, 3303,3909 (фермер), 3962 (санитарка), 2206 (автобус), 3741 (промтоварный фургон).
Такие разновидности имеет коробка на УАЗ 469. Цена агрегатов на столичных рынках и порталах по продаже автомобильных улов и деталей в зависимости от комплектации, изготовителя и исполнения составляет от 15 до 25 тысяч рублей. В российских регионах цена КПП на УАЗ 469 может составлять от 8 до 12 тысяч рублей.
Ремонт и облуживание КПП УАЗ 469
Ремонт КПП УАЗ 469 осуществляется в специализированных сервисных центрах, автомобильных мастерских. В практической эксплуатации часто возникают моменты, когда неожиданно ломается коробка передач УАЗ 469. Устройство редуктора несложное и позволяет, чтобы каждый автовладелец мог осуществить ремонт коробки передач УАЗ 469 своими руками.
Любой ремонт коробки УАЗ 469 начинается со снятия агрегата с автомобиля, разборки, выявления неисправности, замены изношенных деталей и последующей сборки. Отремонтировать ее можно при наличии необходимого инструмента в собственном гараже. Чтобы осуществить ремонт КПП УАЗ 469 своими руками, должны быть навыки обращения с техникой.
Обслуживание редуктора состоит в периодической проверке уровня масла и его доливку. Важно также проверять все резьбовые соединения и подтягивать крепеж. Если выявлена течь трансмиссионного масла, следует выявить причину, устранить ее. Заменить поврежденные прокладки, манжеты.
Возможные неисправности, причины, методы устранения
Поломка: Шум в КПП
Причина: Ослабление крепежа со стороны картера сцепления либо РК
Устранение: Подтянуть крепежные элементы
Причина: Грязное масло с включением твердых частиц
Устранение: Заменить
Причина: Низкий уровень масла либо оно не соответствует Инструкции производителя
Устранение: Долить либо заменить
Причина: Износ, разрушение деталей КПП
Устранение: Разобрать, отремонтировать
Поломка: Передачи включаются с видимым усилием
Причина: Ведет сцепление. Из-за этого синхронизатор блокирует включение передачи
Устранение: Отрегулировать сцепление, при необходимости заменить накладки фередо
Причина: Шарик выскакивает из гнезда либо изношены элементы синхронизатора
Устранение: Устранить причину неисправности
Причина: Клинит шестерня 1-й передачи на вторичном валу. Заусеницы, задиры посадочной поверхности. Из-за периодических ударов зубья и торцы шлицев шестерни второй передачи деформированы
Устранение: Разобрать, устранить неисправность, заменить изношенные шестерни и валы
Поломка: Передачи самопроизвольно выключаются во время движения машины
Причина: Ослабление посадки шестерен на валах. Центрирующие поверхности не удерживают деталей вследствие износа
Устранение: Принять меры к уплотнению посадки, Заменить изношенные элементы
Причина: Износ внутренней поверхности втулок шестерен
Устранение: Заменить либо реставрировать
Причина: Деформация вилок перевода шестерен, перекос деталей
Устранение: Привести в соответствие
Причина: На шестернях износились зубья
Устранение: Заменить шестерни
Причина: Вследствие чрезмерного износа деталей появился осевой люфт шестерен и валов
Устранение: Произвести замену
Поломка: Масло вытекает из КПП
Причина: Уровень заливки масла завышенный
Устранение: Привести уровень масла в норму
Причина: Попадание воды либо масло некачественное. Оно вспенивается и бурлит в картере КПП
Устранение: Заменить некачественное масло
Причина: Ослабление затяжки деталей с прокладками: боковая крышка, опора рычага переключения, разъем соединения с РК, передняя крышка первичного вала, крышка промежуточного вала. Повреждение прокладок
Устранение: Подтянуть крепление. Заменить прокладки
Причина: Трещины крышек либо картера
Устранение: Заварить трещины
Причина: Выпадение заглушек из отверстий под штоки
Устранение: Установить заглушки на свои штатные места
Автовладельцам необходимо точно знать, сколько масла в коробке УАЗ 469 должно быть согласно Инструкции по эксплуатации автомобиля. Нормальный объем масла в КПП УАЗ 469 должен быть в пределах 1 литра. Необходимо регулярно контролировать данный уровень.
Проведение диагностики
Диагностика редуктора УАЗ 469, ремонт коробки передач осуществляется с помощью прибора КИ-24038.
При диагностировании уровня ТО-1 анализируют состояние зубьев шестерен и шлицевых валов. Торцы зубьев переключаемых шестерен могут быть забиты от ударов. Для этого необходимо вскрыть крышку и осмотреть состояние валов со шлицами и зубьев шестерен.
При ТО-2 проверяются подшипники, герметичность прокладок, уровень масла в картере коробки передач.
При ТО-3 диагностика трансмиссии проводится на качество масла, целостность прокладок, каждый пыльник КПП УАЗ 469. Проверяется плавность включения передач, уровень шума, вибрации внутри агрегата.
Демонтаж коробки своими руками
Снятие КПП УАЗ 469 осуществляется на ровной горизонтальной площадке со смотровой ямой с участием двух человек. Последовательность операций:
- Слить масло из КПП и РК.
- Снять РК.
- Поставить домкрат под картер сцепления.
- Отсоединить проводные наконечники от датчика освещения заднего хода. Во избежание повреждения контактов сам датчик лучше снять.
- Открутить гайки, вынуть болты крепления задних опор двигателя.
- Ключом на 12 открутить 4 болта, крепящих опору рычага переключения передач.
- Ключом на 10 открутить 4 болта крепления накладки чехла вилки выключения сцепления.
- Ключом на 19 открутить 3 гайки крепления КПП. Две гайки расположены справа и одна – внизу слева. Последняя гайка упирается в картер коробки. Технологически она со шпильки не снимается.
- Домкратом слегка приподнять двигатель с упором в картер сцепления.
- Ключом на 19 открутить левую верхнюю гайку крепления КПП.
- Сдвинуть КПП назад. Окончательно открутит все крепежные гайки.
- Снять коробку со своего штатного места.
Снятие КПП не занимает много времени и ресурсов. Для этого достаточно 3 ключа, ровная горизонтальная площадка с ямой и напарник.
Разборка коробки передач
Разборка КПП УАЗ 469 осуществляется в закрепленном состоянии на монтажном столе. Чтобы разобрать агрегат, боковую крышку при демонтаже необходимо удерживать сверху. Последовательность разборки:
- Откручиваются крепежные болты боковой крышки, снимается крышка с механизмом переключения, откручиваются болты крышки заднего подшипника ведущего вала, снимается муфта подшипника выключения сцепления, оттяжная пружина муфты, скоба крепления пружины, крышка подшипника.
- Ведущий вал вынимается из картера. Вынимается стопорное кольцо роликов переднего подшипника на ведомом валу, вынимаются ролики. Выкручивается штифт с резьбой с задней стенки картера. Ударяя спереди молотком, выпрессовать ось блока шестерен заднего хода, снять блок.
- Снять в радиальном направлении стопорное кольцо со ступицы синхронизатора. Открутить крепежные винты стопорных пластин заднего подшипника ведомого вала. Осторожно выбить его назад медной либо деревянной выколоткой. Синхронизаторы с шестернями соскользнут с вала, подшипник к элементами крепежа останется.
Разобранную КПП тщательно осмотреть на предмет износа каждой детали, узла, механизма. Элементы с явными признаками разрушения, с забоинами, сколами, задирами подвергнуть ремонту либо замене. Сборка КПП УАЗ 469 осуществляется в обратном порядке.
Замена масла в коробке УАЗ 469
Объем масла в КПП УАЗ 469 составляет 1 литр. Для внутренней смазки шестерен и валов используется трансмиссионное масло ТАД-17. Чтобы сменить масло, машину устанавливают на ровную горизонтальную площадку с ямой. Сливать старое масло необходимо после длительной езды на разогретом двигателе и коробке.
Подставить снизу под КПП емкость объемом около 2-х литров. Шестигранным ключом на 12 открутить сливную пробку. Слить масло в емкость. Очистить магнит от металлических крошек, стружки, мелких частиц. Закрутить пробку. Шприцем для заливки масла залить в КПП один литр ТАД-17. Для пятиступенчатой коробки необходимо 1,3 л масла.
Видео: Ремонт КПП УАЗ 469
Часть 1
Часть 2
Источник