Методы ремонта линейной части магистральных трубопроводов
1. Ремонт трубопровода в траншее с подкопкой под трубу(рис. 6.1).На ремонтируемом участке трубопровода через каждые 10 м оставляют земляные перемычки (подушки) длиною 3м, а десятиметровые участки вскрывают с выборкой грунта под трубою на глубину до 40-50 см. Далее трубопровод очищают от старой изоляции и продуктов коррозии, восстанавливают стенки труб и наносят соответствующий тип изоляционного покрытия. После ремонта и засыпки десятиметровых участков ремонтируют участки трехметровых перемычек; при этом все операции выполняют вручную.
Рис. 6.1. Технологическая схема ремонта трубопровода в траншее
2. Ремонт трубопровода с подъемом и укладкой его на берме траншеи (рис. 6.2).Участок ремонтируемого трубопровода вскрывают и обследуют стыки. Затем трубопровод приподнимают из траншеи и укладывают на расстоянии 1,5 м от бровки траншеи на лежки. После выполнения операций по предварительной очистке, восстановлению стенки трубы и нанесению изоляционного покрытия трубопровод опускают обратно в траншею и засыпают. Такой метод применяют преимущественно на трубопроводах малых диаметров, так как появляется опасность повреждения и разрыва стыков и самого трубопровода при его подъеме.
Рис. 6.2. Технологическая схема ремонта трубопровода с подъемом и укладкой его на берме траншеи:
1 — прибор для уточнения положения трубопровода; 2 — бульдозер; 3 — вскрышной экскаватор; 4 — передвижная дефектоскопическая лаборатория; 5 — очистная машина; 6 — трубоукладчик; 7 — троллейная подвеска; 8 — сварочный агрегат; 9 — лежки; 10 -передвижная электростанция; 11 — емкость для грунтовки; 12 — грунтовочная машина; 13 — изоляционная машина; 14 — прибор для контроля качества изоляционного покрытия; 15 — изолированный трубопровод
3. Ремонт трубопровода на берме траншеи (с разрезкой трубы) (рис. 63).Этот метод ремонта применяют при замене поврежденной изоляции и ремонте трубы. Отключают участок трубопровода, подлежащий ремонту, путем перекрытия в начале и в конце участка кранов (задвижек). После удаления транспортируемого продукта из трубопровода ремонтируемый участок вырезают из магистрали с двух концов. После этих операций приступают к основным видам работ. Сначала производят планировку трассы бульдозерами, затем трубопровод вскрывают до ее нижней образующей экскаваторами, приподнимают его на берму траншеи трубоукладчиками с одновременной очисткой поверхности труб очистными машинами от старой изоляции и продуктов коррозии и осматривают поверхность трубы. Далее восстановленный участок трубопровода окончательно очищают очистными машинами типа ОМ, наносят новое изоляционное покрытие с помощью изоляционных машин типа ИМ или ИЛ и укладывают его на дно траншеи. Засыпку траншеи производят с устройством валика, а при необходимости производят работы по рекультивации земли. Наибольшее распространение данный метод получил при ремонте газопроводов с заменой старой или дефектной изоляции с применением общестроительной техники.
Рис. 63. Технологическая схема ремонта трубопровода на берме траншеи. (Обозначения см. на рис. 6.2.)
4. Ремонт трубопровода с подъемом и укладкой на лежки в траншее (рис. 6.4).Трубопровод после планировки трассы бульдозером вскрывают специальным вскрышным экскаватором, приподнимают со дна траншеи трубоукладчиками, очищают от старой изоляции и продуктов коррозии специальной ремонтно-очистной машиной и укладывают на лежки в траншее на высоте 40-60 см. Лежки под трубопровод подкладывают специальным краном. После отбраковки труб выполняют сварочно-восстановительные работы с помощью передвижных сварочных установок, затем окончательно очищают трубопровод очистной машиной и наносят новое изоляционное покрытие специальной ремонтно-изоляционной машиной. Для приготовления битумной мастики в ремонтно-строительном потоке имеются биту-моплавильные котлы. Очистку и изоляцию трубопроводов производят специальными ремонтно-строительными машинами, предназначенными для ремонта магистральных трубопроводов. Эти машины отличаются от общестроительных конструкцией рабочего органа — у них он разъемный, что позволяет устанавливать машину в любом месте действующего трубопровода, не разрезая его. После укладки трубопровода траншею засыпают. Этот метод наиболее рационально применять при капитальном ремонте линейной части магистральных нефтепроводов большой протяженности.
Рис. 6.4. Технологическая схема ремонта с подъемом и укладкой трубопровода на лежки в траншее:
1 — прибор для уточнения положения трубопровода; 2 — бульдозер; 3 — одноковшовый экскаватор; 4 — передвижная дефектоскопическая лаборатория; 5 — подкопоч-ная машина; 6 — очистная машина; 7 — поддерживающее устройство; 8 — передвижная электростанция; 9 — сварочный агрегат; 10 — изоляционная машина; 11 — прибор для контроля качества изоляционного покрытия; 12 — машина для подбивки грунта под трубопровод
5. Ремонт трубопровода с прокладкой новой нитки параллельно действующему трубопроводу.На всем протяжении ремонтируемого участка от крана до крана, или от КС (НПС) до КС (НПС), параллельно действующему участку трубопровода прокладывают новую нитку того же диаметра. Весь комплекс работ по прокладке новой нитки следует вести в соответствии с действующими нормативными документами по строительству трубопроводов и с учетом накопленного опыта строительно-монтажных работ на ранее построенных магистральных трубопроводах. Расстояние между нитками (старой и вновь прокладываемой) принимается в зависимости от конкретных условий трассы и технического состояния действующего трубопровода. После прокладки новой нитки действующий трубопровод отключают и в него врезают вновь проложенную нитку трубопровода. Этот метод ремонта применяется в тех случаях, когда трубопровод проложен в одну нитку, или если труба подвергалась сильному коррозионному повреждению и ее нецелесообразно ремонтировать, а также в случаях невозможности остановки участка на время ремонта.
Если трубопровод проложен в две нитки, то ремонт производят в три этапа.
На I этапе по всей длине ремонтируемого участка параллельно действующим двум ниткам трубопровода прокладывают новую нитку того же диаметра (лупинг). После этого одну из действующих ниток отключают и в трубопровод врезают вновь смонтированную нитку.
На II этапе вторую нитку этого же ремонтного участка отключают (в работе первая нитка и трубопровод-лупинг) и вырезают от магистрали, вскрывают, поднимают из траншеи, очищают от старой изоляции и укладывают на берму траншеи, обследуют металл, при этом бракованные участки трубы вырезают и заменяют новыми, ремонтируют старые, окончательно очищают от ржавчины, покрывают новой изоляцией и укладывают на дно траншеи. После засыпки полость трубы продувают, трубопровод испытывают и вводят в эксплуатацию.
После включения отремонтированного участка второй нитки в работу приступают к III этапу. Участок магистрального трубопровода, подлежащий демонтажу, выключают из работы путем перекрытия кранов (задвижек) в начале и конце участка. Продукт из участка трубопровода полностью удаляют и участок отсоединяют от действующего трубопровода. В местах разреза на концы трубопровода, оставшегося в земле, приваривают сферические заглушки, рассчитанные на максимальное рабочее давление на данном участке. Подготовительные и земляные работы, подъем и очистку трубы от старой изоляции и отбраковку ее производят в той же последовательности, что и на II этапе. Трубу разрезают на плети, годные перевозят для дальнейшего использования на строительстве и ремонте последующих участков, отбракованные участки трубы вывозят на стационарную базу для ремонта с последующим использованием, а негодные — на железнодорожную станцию для отгрузки в металлолом. Трубы, подлежащие ремонту или сдаче в металлолом, принимают по акту. Оставшуюся траншею засыпают, выравнивают и производят рекультивацию земель.
Дата добавления: 2014-12-10 ; просмотров: 4909 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Ремонт трубопроводов
В процессе эксплуатации трубопроводы изнашиваются от механического (в основном эрозионного), теплового и коррозионного воздействия. При ремонте выполняются следующие основные работы:
1) замена износившихся деталей и узлов или исправление их до соответствующих норм, допусков и размеров;
2) выверка трубопроводов, а в случае необходимости подгонка опор и подвесок;
3) модернизация или реконструкция трубопроводов с возможной унификацией сменных частей;
4) изоляция трубопроводов;
5) испытание на прочность и плотность;
6) окраска трубопроводов.
За 2 – 3 ч до разборки фланцевых соединений трубопроводов резьбовую часть крепежных деталей необходимо смочить керосином. Отворачивание гаек проводится в два приема: сначала все гайки ослабляются поворотом на 1 /8 оборота, затем отворачиваются полностью в любой последовательности. При разборке трубопроводов с целью замены прокладок весьма трудоемка раздвижка фланцев. Для раздвижки фланцев используются специальные приспособления.
Рисунок – Винтовое приспособление для раздвижки фланцев
Рисунок – Приспособление для замены прокладки
1 – хомут; 2 – винт; 3 – болт.
Для вырезки прокладок применяются специальные приспособления.
Рисунок – Приспособление для вырезки прокладок
1 – конус; 2 – нож.
При ремонте технологических трубопроводов изношенные участки заменяются новыми, дефектные сварные стыки удаляются, а вместо их ввариваются катушки. Перед удалением участка трубопровода необходимо закрепить разделяемые участки так, чтобы предупредить их смещение. Участок, подлежащий удалению, крепится в двух местах.
После демонтажа участка трубопровода свободные концы оставшихся труб необходимо закрыть пробками или заглушками. При установке нового участка его сначала укрепляют на опорах, а затем сваривают.
Сборка коллектора состоит из соединения отдельных участков, блоков (плетей), деталей и крепления его к опорам и подвескам. Отдельные узлы перед сборкой располагаются в цехе между аппаратами, насосами, арматурой. Сначала сборка выполняется «начерно», т.е. свариваемые детали соединяются прихваткой, фланцевые соединения собираются на монтажных болтах. После такой сборки и выверки горизонтальных и вертикальных участков осуществляется окончательная сварка стыков, а во фланцевых соединениях монтажные болты заменяются шпильками или постоянными болтами с окончательной их затяжкой. После этого трубопровод закрепляется на опорах.
Подъем и укладка узлов и деталей трубопроводов проводятся с помощью стационарных или передвижных грузоподъемных устройств. При сборке отдельных участков трубопроводов передача их веса на насосы и компрессоры должна быть исключена.
На вертикальных аппаратах заменяемые узлы и детали трубопроводов закрепляются стропами в двух местах для их подвешивания.
При подсоединении к другим узлам перестроповка исключается. Поднятый узел или деталь при помощи оправки подгоняется к присоединительному фланцу, а затем устанавливается прокладка и закрепляются все шпильки и болты. После проведения указанных операций стропы снимаются. Если новый узел трубопровода присоединяется на сварке, то стропы снимаются после приварки его первым швом.
При ремонте фланцевых соединений зеркало фланца, находившегося в эксплуатации, очищается от старой прокладки, следов коррозии и т.д.
Перпендикулярность уплотнительной поверхности фланца к оси трубы проверяют при помощи специального приспособления.
Рисунок – Проверка перпендикулярности уплотнительной поверхности фланца
При ремонте межцеховых трубопроводов замена изношенных участков надземных трубопроводов может выполняться потрубно. Возможна также сборка участков из секций, которые собирают и сваривают из отдельных труб и их элементов вблизи трассы или в трубозаготовительной мастерской. В условиях эстакад, насыщенных большим количеством трубопроводов, ремонт становится более сложным. В этом случае замена изношенных участков или прокладка дополнительных линий возможна лишь отдельными трубами небольшой длины. Трубы поднимаются краном или лебедкой и через верх или бок эстакады заводятся на место. Сборка ведется в направлении, противоположном уклону трубопровода. При укладке трубопроводов на эстакадах, в каналах или лотках окончательное закрепление начинают с неподвижных опор.
При замене участков трубопроводов, работающих при высокой температуре, а также при прокладке дополнительных линий проводится растяжка компенсаторов температурных удлинений.
Растяжка компенсаторов осуществляется с помощью специальных приспособлений, вместе с которыми компенсатор монтируется. После закрепления концов трубопровода на неподвижных опорах приспособление удаляется.
Рисунок – Винтовое приспособление для растяжки компенсаторов
1 – распорка; 2 – натяжная гайка; 3 – винт; 4 – хомут; 5 – труба.
Линзовые компенсаторы устанавливаются на трубопроводах, имеющих продольное и поперечное перемещения. Для предотвращения разрыва линз при сдвиге трубопровода в поперечном направлении на компенсаторах ставятся стяжки. Линзовые компенсаторы растягиваются на половину их компенсирующей способности.
Рисунок – Линзовые компенсаторы со стяжками
1 – тяга; 2 – лапа.
При ремонте трубопроводов, уложенных в грунт, выполняются следующие основные работы:
1) вскрытие засыпанных траншей; отсоединение участков трубопроводов;
2) подъем этих участков на поверхность;
3) очистка наружной поверхности от следов коррозии и остатков старой антикоррозионной изоляции;
4) замена изношенных участков трубопроводов новыми;
5) наложение новой изоляции;
6) укладка трубопровода в траншею.
При наличии мелких повреждений (трещины, раковины, потения и т.д.) трубопровод из работы не выключается. При нетоксичных продуктах ремонт осуществляется наваркой заплат. Разрывы стыков и крупные трещины временно изолируются наложением хомутов. После освобождения трубопровода от продукта поврежденные места вырезаются и ввариваются катушки.
Трубопроводы диаметром до 300 мм, уложенные на глубине не более 1,2 м, ремонтируются с подъемом и укладкой их над траншеей на лежаки. При диаметре более 300 мм ремонт осуществляется непосредственно в траншее с подъемом трубопроводов на высоту 60 – 70 см от дна траншеи с укладкой их на лежаки.
Основным видом ремонта подземных трубопроводов является замена изношенного участка новым. При этом способе извлеченный из траншеи трубопровод разрезается на отдельные части и увозится на ремонтную базу. Новая секция вваривается в коллектор. При подъеме и опускании трубопровода в траншею наиболее напряженные сварные стыки усиливают муфтами или планками. Для лучшего прилегания планок к трубопроводу в середине планок делается выгиб. При усилении муфтами их длина принимается равной 300 мм для труб диаметром 200 – 377 мм и 350 мм для труб диаметром 426 – 529 мм. Диаметр муфты принимается на 50 мм больше диаметра трубопровода. Толщина стенки муфты и трубопровода должна быть одинакова. Допускаемый зазор между муфтой и трубой составляет 2 мм.
При ремонте иногда нужно подключиться к действующим трубопроводам соседних цехов. Такая необходимость возникает и при подключении нового аппарата к действующим цеховым трубопроводам. Подобные врезки чаще всего осуществляются в период остановочных ремонтов. Врезка в действующий трубопровод выполняется с использованием специального приспособления. К трубопроводу в месте врезки подгоняется и приваривается патрубок с фланцем. К этому фланцу на шпильках присоединяется задвижка требуемой серии. К задвижке на фланце крепится приспособление, состоящее из сверла и коронки, на которой укреплены резцы, шток, сальник, грундбукса, упорный шарикоподшипник и штурвал. Вращением коронки при помощи штурвала в стенке основного трубопровода вырезается отверстие требуемого диаметра. После этого шток с коронкой поднимается выше клинкета задвижки и последняя закрывается. Затем с задвижки снимается приспособление и к отводящему патрубку присоединяется новый трубопровод.
Рисунок – Приспособление для врезки отвода в действующий трубопровод
1 – трубопровод; 2 – сверло; 3 – резец; 4 – коронка; 5 – патрубок; 6,9 – фланцы;
7 – шток; 8 – задвижка; 10 – сальник; 11 – грундбукса;
12 – упорный шарикоподшипник; 13 – штурвал.
После окончания капитального ремонта трубопроводов проводятся проверка качества работ, промывка или продувка, а затем испытание на прочность и плотность. Технологическая аппаратура перед испытанием отключается, концы трубопровода закрываются заглушками. Заглушаются все врезки для контрольно-измерительных приборов. В наиболее низких точках ввариваются штуцеры с арматурой для спуска воды при гидравлическом испытании, а в наиболее высоких – воздушки для выпуска воздуха. В начальных и концевых точках трубопровода устанавливаются манометры с классом точности измерения не ниже 1,5.
Гидравлическое испытание на прочность и плотность обычно проводится до покрытия тепловой и антикоррозионной изоляцией. Величина испытательного давления должна быть равна 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для стальных, чугунных, винипластовых и полиэтиленовых трубопроводов. Давление при испытании выдерживается 5 мин. После этого оно снижается до рабочего значения. Трубопровод тщательно осматривается. Сварные швы обстукиваются легким молотком. После проведения испытания открываются воздушки и трубопровод полностью освобождается от воды.
Пневматическое испытание осуществляется воздухом или инертным газом. При этом выдерживается давление, равное 1,25 максимального рабочего давления, но не менее 0,2 МПа для трубопроводов из стали.
Испытание на прочность чугунных и пластмассовых надземных трубопроводов не проводится. Пневматическое испытание трубопроводов на прочность не проводится также в действующих цехах, на эстакадах, в каналах, т.е. там, где находятся действующие трубопроводы. Газопроводы, работающие при давлении до 0,1 МПа, испытывают давлением, которое устанавливается проектом.
Источник