- Выпускная квалификационная работа на тему «Технология ремонта тележек модели 18-100» (стр. 6 )
- Ремонт тележек грузовых вагонов
- Назначение тележечного цеха. Должностные обязанности мастера, бригадира цеха. Обеспечение запасными частями и материалами. Требования к оборудованию и технологической оснастке. Организация ремонта тележек грузовых вагонов. Порядок ремонта деталей.
Выпускная квалификационная работа на тему «Технология ремонта тележек модели 18-100» (стр. 6 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
– у одной двухосной тележки – более 20 мм;
– у двух двухосных тележек – более 40 мм;
– у одной четырехосной тележки – более 20 мм;
– у двух четырехосных тележек – более 40 мм.
Разность в высоте от подпятников до головок рельсов двухосных тележек – не более 12 мм, в том числе и для входящих в четырехосную тележку.
Суммарные зазоры между корпусом буксы и направляющими боковой рамы должны быть в пределах:
– при деповском ремонте вдоль тележки от 6 до 15 мм, а поперек – от 5 до 13 мм;
– при капитальном ремонте вдоль тележки от 6 до 13 мм, а поперек – от 5 до 11 мм.
Допустимые зазоры между боковой рамой и корпусом буксы – не более 1мм.
Подбор боковых рам и надрессорной балки в комплект производят по возрастным группам в соответствии с ремонтной документацией.
После подкатки под вагон проверяют суммарные зазоры между скользунами рамы вагона и тележки с обеих сторон каждого конца вагона, которые должны быть для четырехосных вагонов в пределах 6 – 16 мм, а у хопперов и думпкаров – 6 – 12 мм. Для четырехосных тележек зазоры между скользунами соединительной балки и скользунами надрессорных балок в сумме для каждой тележки должны быть в пределах 4 – 10 мм, а между скользунами рамы вагона и соединительной балки – 4 – 12 мм. Для всех типов вагонов отсутствие зазоров между скользунами, расположенными по диагонали, не допускается.
После выполнения ремонта и приемки на боковые рамы и надрессорные балки наносят клейма с указанием номера ремонтного предприятия, даты ремонта и кода государства – собственника.
При капитальном ремонте тележки окрашивают полностью, а при деповском – только в местах с поврежденным защитным покрытием. Окраску выполняют масляными красками или эмалями. Краской белого цвета на боковые рамы и надрессорные балки наносят надписи. После деповского ремонта наносится первая и три последних цифры номера вагона, а после капитального ремонта – год проведения ремонта, номер завода, первая и три последних цифры номера вагона.
4. Механизация ремонта тележек модели 18-100
4.1 Разработка средств механизации для ремонта тележек
Главное направление развития современного вагоноремонтного производства состоит в его дальнейшей индустриализации, основой которой служит система машин, обеспечивающая комплексную механизацию и автоматизацию технологических процессов ремонта вагонов и производства запасных частей.
При ремонте вагонов в депо применяют различные механизмы и приспособления. В качестве подъемно-транспортных средств применяют краны, кран-балки, тельферы и различные домкраты. В качестве транспортных средств широко используют аккумуляторные тележки и автопогрузчики.
В тележечном участке имеются пневматические и гидравлические подъемники, подъемно – поворотные устройства, установленные на поточных линиях ремонта тележек. Применяются электрические и пневматические гайковерты, устройство для клепки фрикционных планок.
В тележечном участке применяются моечные машины нового поколения для обмывки тележек чистой холодной водой под высоким давлением, что приводит к существенной экономии средств на приобретение моющих порошков и на нагрев раствора.
Стенд для ремонта тележек грузовых вагонов (рисунок 4.1) используется для разборки, контроля и ремонта деталей тележек.
Тележка 18-100 устанавливается на стенд мостовым краном, при этом боковые рамы и надрессорная балка попадают в гнезда соответствующих механизмов поворота.
1 – цилиндр механизма подъема надрессорной балки; 2 – цилиндр механизма поворота надрессорной балки; 3 – цилиндр механизма раздвижки; 4 – цилиндр механизма поворота боковой рамы.
Рисунок 4.1 – Схема стенда для ремонта тележек грузовых вагонов
С помощью цилиндра 1 надрессорная балка поднимается относительно боковых рам, освобождая рессорные комплекты. После удаления фрикционных клиньев и пружин боковые рамы выводятся за пределы габаритов надрессорной балки с помощью пневмоцилиндров раздвижки 3. В таком положении производится контроль и ремонт боковых рам и надрессорных балок. Для обеспечения удобства производимых работ боковые рамы и надрессорные балки могут поворачиваться пневмоцилиндрами поворота 2 и 4. Возврат отремонтированных боковых рам и надрессорных балок в исходное положение производится перечисленными механизмами в обратном порядке.
4.2 Стенд ремонта боковин тележек грузовых вагонов
Стенд ремонта боковин тележек грузовых вагонов состоит из рамы 1, на вертикальных стойках которой установлен свободно вращающийся в подшипниках узлах короб 2 (рисунок 4.3).
Для закрепления короба 2 в любом положении предусмотрен пальцевый фиксатор 5. Зажим 3 боковины в коробе 2 обеспечивается четырьмя винтами М30.
Стенд обеспечивает установку боковины в любое положение, удобное для наплавки изношенных поверхностей челюстей, для чего предусмотрена лестница 4.
Благодаря выполненной балансировке, усилие, необходимое для поворота боковины, не превышает 5 кГс.
1 – рама; 2 – короб; 3 – зажимы; 4 – ступенки для подъема рабочего;
Рисунок 4.3 – Общий вид Стенд ремонта боковин тележек грузовых вагонов
4.3 Стенд – кантователь надрессорных балок
Предлагается стенд – кантователь, используемый при производстве восстановительно-наплавочных работ на надрессорных балках.
Стенд (рисунок 4.2) состоит из основания 11, ребер устойчивости 12, механизма вращения 6, двутавра №30 1, на которой приварены кронштейны 2, удерживающие ролики 4. На последние устанавливаются два гнезда 3 для установки и закрепления надрессорной балки, соединенные горизонтальными стяжками 5. Гнездо 3 представляет собой разъемный круг с вырезанным по центру квадратом со стороной 300 мм, состоящий из съемной и основной 14 частей.
Рисунок 4.2. Общий вид стенда – кантователя
Процесс поворота балки осуществляется маховиком 10 через редуктор 9.
Технология работы со стендом следующая: детали 13 снимаются, надрессорная балка устанавливается в вырезы 15, после чего части 13 и 14 соединяются с помощью планок 16 и болтов. Поворот балки производится за счет зацепления звездочек 8 и деталей 7, расположенными по кругу на расстоянии, равной длине надрессорной балки.
Стенд – кантователь обеспечивает переворот балки в любое удобное для производства работ положение, устойчивое удержание балки, легкое и удобное ее кантование.
Расчет и выбор редуктора
Зная межосевое расстояние 100 мм рассчитываемого редуктора, определяем его другие геометрические параметры.
Принимаем q и Z2 так, чтобы их отношения равнялись q/Z2=0.22..0.4, тогда червячное соотношение будет в достаточной степени. В то же время учитываем условие не задевания зубьев колеса – Z2 ≥ 28.
Зная i= Z2 / Z1=32 по таблице находим Z1=2.
Источник
Ремонт тележек грузовых вагонов
Назначение тележечного цеха. Должностные обязанности мастера, бригадира цеха. Обеспечение запасными частями и материалами. Требования к оборудованию и технологической оснастке. Организация ремонта тележек грузовых вагонов. Порядок ремонта деталей.
Рубрика | Транспорт |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.05.2013 |
1. Общие положения
Настоящий технологический процесс разработан в соответствии с Инструкцией по ремонту тележек грузовых вагонов РД 32 ЦВ 052-2009, Инструкцией по ремонту тележек грузовых вагонов модели 18-100 с установкой износостойких элементов РД 32 ЦВ 072-2009, Руководством по ремонту триангеля рычажной передачи тележек грузовых вагонов Р001 ПКБ ЦВ-97 РК/1, Методикой испытаний на растяжение 656-2000 ПКБ ЦВ деталей вагонов, Руководством по деповскому ремонту грузовых вагонов ЦВ-369/07, Руководством по капитальному ремонту грузовых вагонов ЦВ-334/06, Инструкцией по сварке и наплавке при ремонте вагонов и контейнеров РТМ 32 ЦВ-201-78, Инструкцией по ремонту тормозного оборудования вагонов ЦВ-355-06.
В технологическом процессе изложены требования:
— к организации работы тележечного цеха;
— порядке ремонта и приемке тележек после ремонта;
— испытанию и неразрушающему контролю деталей тележек;
— техники безопасности при ремонте тележек;
— пожарной безопасности в тележечном цехе.
2. Назначение тележечного цеха
Тележечный цех предназначен для производства ремонта деталей тележек грузовых вагонов, поступающих в депо для производства капитального (КР, КРП), деповского, текущего отцепочного ремонта и тележек, поступающих в ремонт отдельно.
Тележечный цех расположен в главном производственном корпусе параллельно вагоносборочному цеху.
В тележечном цехе производятся работы по разборке, ремонту и сборке тележек. Детали тележек, требующие постановления наплавкой, восстанавливаются при помощи ручной дуговой сварки, детали тележек, требующие повышенного ремонта (башмаки, триангеля, надрессорные балки, боковые рамы), направляются на ремонт в подсобно-заготовительный цех.
При ремонте детали тележек (надрессорные балки, боковые рамы, соединительные балки, подвески тормозного башмака, шкворни) подлежат неразрушающему контролю, которые проводится дефектоскопистами по магнитному и ультразвуковому контролю участка неразрушающего контроля согласно ТИ-18 «Технологическая инструкция по проведению неразрушающего контроля деталей подвижного состава на участке неразрушающего контроля».
При выпуске из ремонта детали тележек должны иметь соответствующие клейма, бирки, знаки и надписи, указывающие место и дату изготовления, ремонта и испытания, проставленные в соответствии с требованиями нормативной технической документации, а также знаки, указывающие установку тележек под конкретный вагон.
3. Штат тележечного цеха
Таблица 1. Штат работников тележечного цеха
Мастер вагонного депо
Бригадир (освобожденный) предприятий ж.д.транспорта и метрополитена
Слесарь по ремонту подвижного состава
Слесарь по ремонту подвижного состава
Машинист моечных машин
Дефектоскопист по магнитному и ультразвуковому контролю
Уборщик производственных помещений
4. Руководство тележечным цехом
Общее руководство тележечным цехом осуществляет мастер цеха, находящегося в подчинении заместителя директора депо по ремонту. Руководство сменами осуществляется бригадирами.
Мастер тележечного цеха обеспечивает выполнение плановых заданий по ремонту тележек в соответствии с требованиями технологического процесса в строгом соблюдении правил техники безопасности и охраны труда, осуществляет контроль за выполнением работниками смены Правил внутреннего рудового распорядка.
Бригадир осуществляет руководство сменой цеха, производит проверку качества ремонта и приемку отремонтированных тележек, заносит данные о ремонте тележек в учетно-отчетные формы по ремонту вагонов, составляет лист комплектации вагонов после ремонта относительно данных комплектации деталей тележек вагонов, выпускаемых из ремонта.
Должностные обязанности мастера, бригадира тележечного цеха отражены в должностных инструкциях.
5. Техническая оснащенность тележечного цеха
1. Кран мостовой электрический Р-10Т грузоподъемностью 10 т;
2. Кран мостовой электрический Р-5Т грузоподъемностью 5 т;
3. Машина для мойки тележек грузовых вагонов;
4. Стенд для запрессовки резиновых втулок в подвеску башмака;
5. Стенд для измерения высоты пружин и испытания;
6. Стенд для клепки фрикционных планок боковых рам;
7. Стенд для ремонта и испытания триангелей;
8. Стенд-имитатор нагрузки порожнего грузового вагона на ходу;
9. Толщиномер ультразвуковой «Взлет-УТ»;
10. Установка для нагрева заклепок УН-02;
11. Установка дефектоскопная ферразондовая для контроля двухосных тележек 8-ДФ-205.30А, оборудованная намагничивающим устройством МСН-10 (на участке неразрушающего контроля);
12. Дефектоскоп вихретоковый ВД 213.1 (на участке неразрушающего контроля);
13. Дефектоскоп 201.1А (на участке неразрушающего контроля);
14. Намагничивающее устройство МСН 33.3 (на участке неразрушающего контроля);
15. Намагничивающее устройство МСН 34.10 (на участке неразрушающего контроля);
16. Кантователь для ремонта надрессорных балок;
17. Кантователь для ремонта боковых рам;
18. Сварочный полуавтомат ВДУ-506;
19. Консольная кран-балка с электроталью грузоподъемностью 0,25 тн;
20. Передвижная система вентиляции СОВПЛИМ;
21. Скоба гидравлическая для клепки фрикционных планок;
22. Ставлюга для надрессорной балки;
23. Ставлюга для боковой рамы;
24. Комплект измерительного инструмента и шаблонов.
6. Обеспечение тележечного цеха запасными частями и материалами
Мастер тележечного цеха обеспечивает ежесменное снабжение тележечного цеха необходимыми запасными частями и материалами с центрального склада депо в установленном порядке согласно Пж СМК 02 «Положение по учету движения товарно-материальных ценностей в депо» из расчета количества, указанного лимитно-заборными картами, а также требований на запасные части и материалы, выписанные сверх лимита по фактической потребности.
Мастер цеха производит снабжение цеха необходимым, исправным и поверенным мерительным инструментом, шаблонами. Неисправный, а также с истекшим сроком поверки, мерительный инструмент и шаблоны, мастер тележечного цеха передает метрологу депо для ремонта или очередной поверки.
Запасные части и материалы, поступающие в тележечный цех с центрального склада депо должны иметь копии сертификатов качества (сертификатов соответствия).
Предварительный комиссионный осмотр приобретенных новых и б/у надрессорных балок и боковых рам производится комиссией в числе заместителя директора депо по ремонту, мастера тележечного цеха, представителя поставщика детали, приемщика вагонов АО «НК» КТЖ». В ходе ремонта производится 100% входной контроль новых деталей с регистрацией результатов контроля (неразрушающего и визуального) в журнале неразрушающего контроля литых деталей вне зависимости от наличия сертификата завода-изготовителя деталей. На вновь приобретенные детали, признанные в процессе проведения неразрушающего контроля непригодными к дальнейшему использованию, составляется акт-рекламация формы ВУ-41 и деталь отставляется от ремонта.
7. Требования к оборудованию и технологической оснастке тележечного цеха
Все оборудование, в том числе грузозахватные приспособления, перед началом работы должно быть осмотрено и проверено с обязательной отметкой в Журнале приема-передачи оборудования. Все неисправности, выявленные при приемке оборудования, должны быть отражены в указанном журнале. Основные требования к грузозахватным приспособлениям отражены в Приложении №7 настоящего технологического процесса.
Ответственность за исправность оборудования цеха несет мастер (бригадир) тележечного цеха. При выявлении неисправности оборудования работа на нем должна быть немедленно прекращена и приняты меры к началу работ по его ремонту.
Все манометры и средства измерения, в том числе шаблоны, используемые в работе, подлежат поверке в Нацэкс РК не реже 1 раза в год. Перечень необходимых средств измерений и шаблонов указан в Приложении №3 настоящего технологического процесса.
Испытательные стенды подлежат ежесменному осмотру и приему при передаче смены бригадирами цеха, а также периодической аттестации, проводимой не реже 1 раза в 6 месяцев.
8. Основные требования к ремонту тележек грузовых вагонов
Детали тележки должны иметь знаки и клейма, установленные соответствующими чертежами, и стандартами, а также коды принадлежности государству — собственнику.
Износостойкие элементы по проекту M l698 ПКБ ЦВ, применяемые при ремонте тележек с увеличенным пробегом — клин фрикционный чугунный чертёж M l698.00.002; планка фрикционная неподвижная толщиной 10 мм чертёж M l698.02.001; планка подвижная толщиной 6 мм чертёж М 1698.02.004; прокладка в подпятник чертёж M l698.01.005; прокладка сменная чертёж М 1698.02.100 СБ на опорную поверхность буксового проема боковой рамы (чертёж 100.00.002-1 или чертёж 100.00.002. — 2), прокладка сменная чертёж М 1698.03.100 СБ на опорную поверхность буксового проема боковой рамы (чертёж 100.00.002-3, 100.00.002-4 или чертёж №578.00.019-0), колпак скользуна (чертеж м1698.01.006) — должны изготавливаться в соответствии с ТУ 32 ЦВ 2459-2007 ПКБ ЦВ ОАО «РЖД» «Износостойкие элементы для установки в узлы тележки типа 2 грузовых вагонов»; ТУ 3183-234-011124323-2007 «Клин фрикционный из серого чугуна для тележек грузовых вагонов».
Ремонт тележек с установкой износостойких элементов должен производиться одновременно на обеих тележках вагона. Запрещается смешанная установка в тележки износостойких элементов с разными проектами модернизации (например, детали по проекту М 1698 и проекту компании А. Стаки С. 03.04).
Не допускается установка под вагоны деталей модернизации тележек по проекту М1698, внутренних и наружных пружин, с отсутствующими знаками завода-изготовителя (маркировкой).
Размеры тележек, их составных частей и деталей должны соответствовать установленным нормам, а также чертежам завода- изготовителя.
Перечень средств измерений, применяемых при контроле технического состояния узлов и деталей тележек указан в приложении №3 настоящего технологического процесса.
Дефектация составных частей и деталей тележек грузовых вагонов проводится визуальным и инструментальным способами. Детали, подвергаемые неразрушающему контролю, должны быть проверены методами неразрушающего контроля дефектоскопистами по магнитному и ультразвуковому контролю.
Наличие трещин во всех деталях тележек не допускается, помимо трещин, которые должны быть устранены при ремонте в соответствии с настоящим технологическим процессом.
Размеры узлов и деталей тележек, которым они должны отвечать, приведены в настоящем технологическом процессе.
Литые детали тележек, имеющие износы, превышающие допустимые, подлежат ремонту сваркой и наплавкой с последующей механической обработкой до чертежных размеров.
Нетиповые чеки крепления тормозных колодок, шайбы крепления рычажной передачи тележек заменяют типовыми, а шплинты — новыми. При всех видах планового ремонта волокнитовые втулки заменяются на новые. Шарнирные соединения рычажной передачи смазываются в соответствии с требованиями Инструкции по ремонту тормозного оборудования вагонов», ЦВ-355.
Зазор в шарнирном соединении в рычагах рычажной передачи допускается не более 3 мм при деповском и 1,3 мм при капитальном ремонтах. При текущем отцепочном ремонте и в эксплуатации этот зазор не проверяется.
Шкворни, имеющие трещины и изгиб более 5 мм, подлежат замене. Износ шкворней по диаметру при деповском ремонте допускается не более 3 мм, при капитальном ремонте износ шкворней не допускается. Разрешается ремонт шкворней с износом не более 5 мм, при большем износе ремонт шкворней наплавкой не разрешается.
Резинометаллический элемент опорной балки под авторежим, имеющий надрывы, отслоение резины от металла, трещины, заменяют новыми при деповском ремонте, при капитальном ремонте — заменяют на новые вне зависимости от состояния. Смещение резины относительно металлической шайбы не более 2 мм. Зазор между шайбой и приливом боковой рамы должен быть 3-5 мм.
Все шплинты, а также болты и гайки с сорванной резьбой заменяются новыми. Изношенные отверстия под болты восстанавливают постановкой втулок с обваркой по периметру. Прогиб балки опорной в местах контакта с авторежимом не допускается. Трещины в сварных швах необходимо разделать и заварить. Непараллельность контактных планок относительно друг друга не более 4 мм, а перекос концов опорной балки не более 2 мм. Непараллельность поверхностей концов опорной балки относительно средней части допускается не более 4 мм.
Модернизация боковых рам износостойкими элементами по проекту М1698 проводится на тележках, год изготовления литых деталей которых не превышает 27 лет, кроме литых деталей тележек изготовления клеймо «6 в овале» — модернизация таких тележек производится из деталей, изготволения не более 22 лет. Так, например в 2010 г. разрешается модернизация тележек, оборудованных литыми деталями изготовления клеймо «6 в овале» не ранее 1989 г., в 2011 г. — не ранее 1990 г. и т.д.
При поступлении в ремонт тележек, модернизированных износостойкими элементами по проекту М 1698, в обязательном порядке проводится снятие всех прокладок с боковых рам, прокладок с опорной поверхности надрессорной балки, подвижных и, в случае неисправности, неподвижных фрикционных планок. В случае неисправности износостойких элементов производится их замена на новые или б/у исправные.
9. Организация ремонта тележек грузовых вагонов
После установки вагонов на ремонт бригадир тележечного цеха производит предварительный осмотр подаваемых в ремонт тележек под вагонами, записывает номера литых деталей в тележках, номера вагонов, из-под которых они выкачены и наименование собственника вагона.
Выкаченные из-под вагонов тележки подаются в тележечный цех по рельсовому пути из вагоносборочного цеха. Тележки при помощи мостового крана тележечного цеха грузоподъемностью 5 тонн снимаются с колес и направляются на очистку и обмывку в моечную машину. Колесные пары направляются на ремонт в колесно-роликовый цех.
После очистки и обмывки тележки при помощи мостового крана направляются на разборку. После снятия с тележки триангелей, подосной тяги, фрикционных клиньев тележка в сборе с надрессорными балками и боковыми рамами устанавливается на ферразондовую установку 8-ДФ-205.30А, оборудованную намагничивающим устройством МСН-10 для проведения неразрушающего контроля надрессорных балок и боковых рам.
После проведения неразрушающего контроля тележка при помощи мостового крана переставляется на ремонтные ставлюги, где тележка полностью разбирается.
Если неразрушающий контроль литых деталей тележек производится на намагничивающих устройствах МСН33.3, МСН34.10, надрессорные балки и боковые рамы должны быть разобраны из состава тележки и направлены на проведение неразрушающего контроля по отдельности.
Неразрушающий контроль деталей тележек производится в соответствии с требованиями ТИ-18 технологической инструкции «Неразрушающий контроль деталей подвижного состава на участке неразрушающего контроля».
Бригадир тележечного цеха в течение смены контролирует проведение неразрушающего контроля деталей тележек. После проведения неразрушающего контроля дефектоскопист УНК передает проверенные детали бригадиру тележечного цеха с оформлением приемки проверенных неразрушающим контролем деталей в Журнале неразрушающего контроля деталей тележек формы Ф. 133.
Все поступившие в ремонт литые детали тележек должны быть в обязательном порядке оприходованы в «Журнале учета и оборота боковых рам» формы ВУ-38, «Журнале учета и оборота надрессорных балок» формы ВУ-39.
После разборки детали тележек осматриваются, производятся их замеры, при необходимости ремонта производится восстановление деталей наплавкой. Непригодные к дальнейшему ремонту детали заменяются на исправные (или новые). В случае необходимости выполнения повышенного объема ремонта надрессорных балок и боковых рам детали направляются на ремонт (восстановление наплавкой и механическую обработку) в подсобно-заготовительный цех.
После ремонта детали тележки подвергаются повторному осмотру, обмеру, испытанию, клеймению и нанесению специальных трафаретов.
После сборки тележки предварительно испытываются на стенде-имитаторе, а затем передаются в вагоносборочный цех для подкатки под ремонтируемые вагоны, где производятся окончательные замеры завышения, занижения фрикционных клиньев относительно нижней опорной поверхности надрессорной балки.
На забракованные литые детали тележки составляется акт выбраковки с указанием номера детали, завода-изготовителя, годы изготовления, причины выбраковки, номера вагона, из-под которого деталь выкачена, собственника детали. На забракованных деталях наносится разметка масляной краской «брак» и указывается собственник детали. На забракованных деталях наносится надпил глубиной более 10 мм, шириной 3-5 мм: на боковой раме — в кромке технологического окна, в надрессорной балке посередине нижнего пояса по всей ширине детали. Прозводится также распил в верхней части надбуксового проема боковой рамы и распил со стороны «мертвой точки» на всю глубину и длину вертикальной стенки надрессорной балки.
10. Порядок ремонта деталей тележек грузовых вагонов
10.1 Очистка и обмывка деталей тележек
Перед ремонтом выкаченные из-под вагонов тележки мостовым краном снимаются с колесных пар.
Тележка в сборе предварительно очищается от грязи и смазки, при помощи металлической щетки и ветоши, устанавливается мостовым краном на технологическую тележку и подается в моечную машину для обмывки. Освобожденные колесные пары прокатываются в колесный цех для ремонта.
Обмывка тележек производится моющим 3-5% раствором каустической соды при температуре 60 — 70 о С с последующей обмывкой тележек чистой горячей водой.
После обмывки при помощи мостового крана грузоподъемностью 5 тонн обязательно с целью слива воды из технологических окон производится подъем одного конца тележки. При необходимости, после опускания тележки должна производится очистка тележки от остатков грязи, смазки, воды с последующей обдувкой деталей тележки сжатым воздухом
Пульт управления работой моечной машиной показан в Приложении №2 настоящего технологического процесса.
Для контроля уровня воды в моечной машине с левой стороны на уровне пола расположен мерный поплавок. При опускании поплавка вниз до ограничителя должен производится долив моющего раствора в моечную машину. После очистки и обмывки тележки подаются на ставлюги для разборки и ремонта.
10.2 Разборка тележек
Разборка рамы двухосной тележки производится в следующей последовательности в соответствие с рисунками 1, 2:
— выбить чеки и снять тормозные колодки 17, предохранительные скобы 4, прокладки на опорные поверхности боковых рам, прокладку в подпятник;
— снять шплинты 7,10;
— снять шайбы 9, выбить валики 8, снять вертикальные рычаги 5 и распорную тягу 2;
— выбить шплинты 15, снять шайбу и валики 14, снять серьгу мертвой точки 6, после удаления шплинта 11, шайбы 12 и валика 13;
— вынуть проволоку предохранительных шайб, снять шайбы;
— выбить шплинт 13 валика 16, валики 16, опустить триангель 1 на предохранительные полочки боковин рамы;
— снять подвески 3 тормозного башмака, снять триангель 1 (одновременно снимают и второй триангель и передают на позицию их ремонта);
— вынуть шкворень 18, приподняв краном надрессорную балку 19, снять клинья фрикционные 20, подвижные фрикционные планки, пружинные комплекты 21;
— удалить шплинт 23, свинтить гайку 24 с болта 25 и вынуть его, снять резинометаллический комплект 26, балку опорную 34;
— снять контактную планку 27, регулировочную планку 28;
— удалить шплинт, свинтить гайку 29, снять шайбу 31, болт 32, снять колпаки 33;
— боковины рамы тележки при помощи мостового крана снять с надрессорной балки;
— надрессорную балку установить на позицию ремонта.
Бригадир цеха контролирует снятие перед ремонтом всех износостойких элементов. Запрещается ремонт тележек без снятия износостойких элементов.
Рисунок 1. Тележка модели 18-100 ЦНИИ-Х3
Рисунок 2. Тележка модели 18-100 ЦНИИ-Х3
Разборка четырехосной тележки производится в следующем порядке:
— расшплинтовать валики, снять шайбы и валики верхнего горизонтального рычага тормозной передачи;
— при помощи крана снять соединительную балку;
— снять «нижний» горизонтальный рычаг тормозной передачи;
— освободившиеся двухосные тележки передать на участок ремонта и разобрать в порядке.
Рисунок 3. Тележка модели 18-101
Разборка трехосной тележки производится в следующем порядке:
— раскрутить и снять болты, соединяющие шкворневую и надрессорные балки;
— снять краном шкворневую балку 9 с тележки и направить на позицию ремонта;
— выбить чеки и снять тормозные колодки, предохранительные скобы, снять шплинты;
— снять шайбы, выбить валики, снять вертикальные рычаги и распорную тягу;
— выбить шплинты, снять шайбу и валики, снять серьгу мертвой точки;
— вынуть проволоку предохранительных шайб валиков подвески тормозного башмака, снять шайбы;
— выбить шплинты валиков подвески тормозного башмака, валики, опустить триангели на предохранительные полочки боковин рамы;
— снять подвески тормозного башмака, снять триангели;
— снятые детали передать в тележечный цех на ремонт;
— удалить шплинт, свинтить гайку, снять шайбу, болт, колпаки скользунов;
— приподняв краном поочередно каждую надрессорную балку, снять клинья фрикционные;
— расшплинтовать и снять валики, крепящие боковины тележек с балансирами;
— закрепив краном за первую надрессорную балку перенести половину тележки на позицию разборки (стеллаж);
— вытащить рессорный комплект из тележки;
— снять краном первую и вторую боковины, подать их на ремонт и позицию дефектоскопирования;
— подать освободившуюся надрессорную балку на ремонт и позицию дефектоскопирование;
— закрепив краном за вторую надрессорную балку перенести вторую половину тележки на позицию разборки (стеллаж);
— вытащить рессорный комплект из тележки;
— снять краном третью и четвертую боковины, подать их на ремонт и позицию дефектоскопирования;
— подать освободившуюся вторую надрессорную балку на ремонт и позицию дефектоскопирования;
— снять балансир, направить на ремонт и позицию дефектоскопирования;
— сборку тележки производить в обратной последовательности.
Рисунок 4. Трехосная тележка типа 18-102 (УВЗ-3 м): 1, 5 — колесные пары с буксами; 2, 6 — боковые рамы; 3 — рессорное подвешивание; 4-балансир; 7 — надрессорные балки; 8 — шкворневая балка
10.3 Ремонт литых деталей тележки
Ремонт боковой рамы тележек модели 18—100 (двухосных), 18—101 (четырехосных)
Все поступившие с центрального склада новые или б/у покупные боковые рамы подлежат обязательному осмотру, обмеру и неразрушающему контролю.
После обмывки, очистки от грязи, отслоившейся ржавчины и разрушившегося лакокрасочного покрытия боковые рамы тележек подлежат контролю технического состояния на стенде-кантователе. Перед проведением контроля с боковых рам в обязательном порядке должны быть сняты прокладки, устанавливаемые на опорную поверхность, а также подвижные фрикционные планки. Ответственность за снятие износостойких элементов с деталей тележек возлагается на бригадира тележечного цеха (или работника, назначенного ответственным за выполнение данной работы перед началом смены).
При контроле технического состояния боковых рам проверяют поверхности буксовых направляющих, опорные поверхности, опирающиеся на буксы, расстояние между фрикционными планками сверху и снизу, проверено состояние крепления фрикционной планки — при ослаблении одной и более заклепок переклепываются все заклепки. Переклепываемые заклепки должны быть заменены на новые. Ослабление заклепок не допускается.
Подлежат забраковке в металлолом боковые рамы, изготовленные Польша клеймо «6 в овале» с 1976 до 1987 гг. выпуска включительно независимо от их технического состояния.
Все поступившие с центрального склада новые или б/у покупные, поступившие из-под вагонов боковые рамы подлежат обязательному осмотру, обмеру и неразрушающему контролю.
Осмотренные и допущенные к проведению неразрушающегося контроля боковые рамы подлежат ферразондовому неразрушающему контролю в состоянии остаточной намагниченности на установке 8ДФ205.30А или приложенном поле дефектоскопом ДФ201.1 на намагничивающем устройстве МСН 34.10 (в исключительных случаях — вихретоковому контролю вихретоковым дефектоскопом ВД-213.1) согласно требований технологической инструкции ТИ-18 «Неразрушающий контроль деталей подвижного состава на участке неразрушающего контроля». Проверка боковой рамы производится за два приема с поворотом на 180 о .
После контроля технического состояния боковые рамы ремонтируют.
К неисправностям при которых боковые рамы тележек выбраковываются в металлолом относятся:
— трещины в нижнем поясе на внутренних и наружных поверхностях углов буксового проема (поверхность А);
— трещины в месте перехода двутаврового сечения боковой рамы в коробчатое (поверхность А на длине 160 мм по наклонному поясу и поверхность Б на длине 150 мм по верхнему поясу);
— трещины в месте перехода нижнего пояса рессорного проема в наклонный пояс (поверхность Б);
— трещины в наклонном поясе в зоне расположения ребер жесткости внутренней буксовой направляющей (поверхность Б);
— трещины на наружной и внутренней поверхностях отбуртовки окна боковой рамы (поверхность Б);
— наплавка на опорной поверхности боковой рамы;
Разрешается устранять продольные трещины в кронштейне длиной не более 32 мм.
Втулки кронштейнов боковых рам тележек независимо от состояния при деповском и капитальном ремонте заменяются на новые.
Износ направляющих плоскостей для букс допускается по ширине буксового проема не более 4 мм при деповском ремонте. При капитальном ремонте износ буксового проема не допускается.
Размеры боковых рам грузовых тележек, которым они соответствуют при изготовлении и с которыми допускается выпускать их без ремонта при плановых видах ремонта, приведены в Приложении №4 настоящего технологического процесса.
При комплектации тележек новыми боковыми рамами приливы на опорных поверхностях в буксовых проемах должны быть обработаны на фрезерном станке до остаточной высоты не более 3 мм. У ремонтируемых боковых рам приливы в буксовых проемах должны быть обработаны на станке на максимальную величину износа. При этом максимальная остаточная высота прилива должна быть не менее 0,5 мм.
Износ опорных поверхностей боковой рамы в зоне буксовых проемов глубиной более 2 мм относительно изношенной части опорной поверхности устраняется механической обработкой. При этом оставшаяся высота прилива опорной поверхности должна быть не менее 0,5 мм. После механической обработки на опорной поверхности допускаются местные углубления не более 2 мм максимальной шириной канавки не более 20 мм.
Запрещается выпускать из ремонта боковые рамы с приваренными электросваркой фрикционными планками. При постановке новых фрикционных планок отверстия в боковой раме под заклепки оставляются в соответствии с чертежами завода-изготовителя при капитальном ремонте, а при деповском ремонте допускается рассверловка отверстий под заклепки диаметром 19 мм или 21 мм. Запрещается ослабшие заклепки фрикционных планок заваривать, подтягивать и подчеканивать. Выступающие за рабочую поверхность фрикционной планки головки заклепок должны быть зачищены до основного металла.
База боковой рамы тележки измеряется шаблоном на расстоянии 60 мм от нижнего упора челюсти боковой рамы. Разница размеров между наружными направляющими буксового проема боковых рам одной тележки допускается не более 2 мм. Фактически измеренные величины баз по каждой боковой раме записываются в «Журнале учета отремонтированных тележек грузовых вагонов» формы ВУ-32.
При всех видах ремонта разрешается (см. рисунок 5):
а) наплавка изношенной лицевой поверхности направляющих буксового проема при износе не более 8 мм с обеспечением твердости 240-300 НВ (дефект 4);
б) наплавка изношенной боковой поверхности направляющих буксового проема с обеспечением твердости 240-300 НВ (дефект 5);
в) заварка трещин, направляющего буртика для фрикционного клина или приварка новых буртиков вместо отбитых (дефект 1);
г) приварка отколотых ушек в месте крепления фрикционных планок при условии, что отколото не более двух ушек, расположенных по диагонали (дефект 6);
д) заварка трещин в стенках прилива для валика подвески (дефект 7);
е) устранение износа отверстия для валика подвески расточкой до диаметра 50 мм и приваркой втулки, в случае, если диаметр этого отверстия более 45 мм (дефект 8);
ж) заварка трещины в приливе, если ее длина не более 32 мм (дефект 9).
Запрещается восстановление наплавкой изношенной опорной поверхности буксового проема боковой рамы (дефект 3).
Неровности в переходе от обработанной поверхности к радиусу R55 зачистить.
Фрикционные планки боковой рамы тележки осматривают, с трещинами (любые фрикционные планки) — заменяют на новые или отремонтированные. При износе более 3 мм (для старотипных планок толщиной 16 мм) и при износе более 1,5 мм, но суммарно не более 2 мм на одну сторону (для подвижных фрикционных планок) при деповском ремонте заменяют отремонтированными или новыми, а при капитальном ремонте — устанавливают только новые подвижные и неподвижные фрикционные планки.
Если вагон поступает в ремонт без модернизации тележек, а вагону необходимо произвести модернизацию по проекту М1698 старотипные планки толщиной 16 мм должны быть заменены на подвижные толщиной 6 мм чертеж М1698.02.004 и неподвижные толщиной 10 мм чертеж М1698.02.01 фрикционные планки.
Перед началом клепальных работ поверхность боковой рамы, прилегающая к поверхности неподвижной фрикционной планки, допускается зачистить шлифовальной машинкой. Обработанная поверхность должна соответствовать vRa12,5 и уширение в нижней части каждой привалочной поверхности от 2 до 5 мм. Размеры проема в верхней части должны быть 668-6 мм.
До постановки фрикционных планок измеряют расстояние между стенками проема боковой рамы и наружными челюстями буксовых проемов (размер Н) (см. Приложение №4 данного технологического процесса). Разница между ними не должна превышать при деповском ремонте 3 мм, при капитальном ремонте — более 2 мм. При большей разнице соответствующие буксовые челюсти подвергают наплавке с последующей механической обработкой до чертежных размеров при условии, что ширина буксового проема не более 342 мм при деповском ремонте без модернизации тележек, в пределах 335 +3 -1 мм при деповском ремонте с модернизацией тележек и капитальном ремонте.
При постановке и креплении планки неподвижной чертеж М1698.02.01 отверстия в боковой раме под заклепки должны быть 21 +0,84 . Планки крепятся заклепками O20 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 10299-80. Усилия клепки горячей заклепки должно быть не менее 25 тс. Клепка фрикционных планок производится на установке УИН-2. Температура нагрева заклепки должна быть в пределах 1050-1100 ?С (температура допускается определяется визуально до нагрева заклепок до ярко-красного цвета). Заклепки не должны выходить за поверхность планки, соприкасающиеся с поверхностью подвижной планки. После остывания заклепки до температуры окружающего воздуха проконтролировать качество заклепочного соединения.
Фрикционные планки тележки ЦНИИ-Х3, прикрепленные к колонкам боковых рам, должны плотно прилегать по плоскости, при этом допускается:
— зазор между сопрягаемыми поверхностями (в промежутках между заклепками) фрикционной планки и колонки боковой рамы не более 1 мм;
— местный зазор на 1/3 часть окружности головки заклепки, при проверке которого щуп 1 мм не должен проходить до стержня заклепки;
— западание головки заклепки относительно плоскости планки не более 2 мм.
При установке фрикционных планок в вертикальной плоскости они должны быть непараллельны, расстояние между планками книзу должно увеличиваться на 4-10 мм, непараллельность в горизонтальном положении допускается не более 3 мм.
Расстояние между фрикционными планками б (Приложение №4 к настоящему технологическому процессу) должно быть:
При планках фрикционных толщиной 16 мм — не более 642 мм
При толщине неподвижной фрикционной планки 10 мм — не более 630 мм.
Разность расстояний между фрикционными планками в верхней и нижней части допускается не более 3 мм.
Перед установкой прокладки на боковую раму неровности в переходе от обработанной поверхности к необработанной по радиусу 55 мм необходимо зачистить.
Для установки на боковую раму износостойкую прокладку плотно прижимают к опорной поверхности с помощью струбцины или специального приспособления. Более длинные лапки корпуса прокладки располагают против технологических отверстий на стенках боковой рамы. Указанные «лапки» сгибают на цилиндрической оправке (монтировке) и затем заправляют в технологические отверстия ударами
Короткие «лапки» корпуса загибают по полке боковой рамы ударами молотка через оправку. После загиба «лапок» перемещения прокладки вдоль боковой рамы должны быть не более ±10 мм, а поперек боковой рамы не более ±5 мм.
Ремонт боковой рамы тележек модели 18—102 (трехосных)
Ремонт боковых рам трехосных тележек производится в соответствии с п. 10.3.1 настоящего технологического процесса. Нормы и допуски при выпуске из ремонта трехосных тележек указаны в таблицах 2,3 настоящего технологического процесса.
Таблица 2. Требования, предъявляемые к боковым рамам 3-х осных тележек модели 18-102
Проверяемые узлы или детали тележек
Боковые рамы тележек КВЗ-1 м, УВЗ-9 м:
Расстояние между внутреннимим поверхностями буксовых челюстей
не более 342 мм
Ширина буксовых челюстей
не менее 156 мм
Высота опорного выступа
Разработка отверстий в кронштейнах для валиков подвесок тормозных башмаков.
Не более 3 мм. При большем износе кронштейны должны быть отремонтированы запрессовкой металлических втулок с натягом 0,025-0,075 мм
Таблица 3. Нумерация боковин трехосных тележек по расстоянию между наружными челюстями
Расстояние между наружными направляющими буксового проема, мм для тележек типов
Источник