Схема тех процесса ремонта ходовой части

Технология проведения ремонта ходовой части

Неисправность ходовой части – самая популярная причина обращения в автосервис, так как ее поломка значительно уменьшает безопасность водителя и пассажиров. Именно поэтому нужно постоянно следить за состоянием ходовой. В этом материале описывается технология проведения ремонта ходовой части.

Постоянная езда по колдобинам приводит к поломке элементов подвески, повреждению кузова, что обыкновенно опережает даже трансмиссию. Ходовая часть старой машины требует особого внимания.

Износ амортизатора влияет на безопасность водителя и его пассажиров. При нем стойка не контролирует сцепление колес с дорогой, ухудшается управление автомобилем, быстро изнашиваются различные детали, а также значительно увеличивается тормозной путь.

Технология проведения диагностики и ремонта ходовой части:

  • проверка работоспособности пружин, амортизаторов, опорных чашек, тормозных колодок, шлангов, дисков, сайлент-блоков;
  • отсутствие люфтов в шаровых опорах, шарнирах угловых скоростей и рулевых наконечниках;
  • регулировка подшипников ступиц;
  • замена сцепления;
  • обслуживание и диагностика КПД.

Проверка.

Сайлент-блоки.

Их лучше «прощупывать» большим ломиком, чтобы рычаг сместился относительно кузова. Если вы услышали какой-то звук, то сайлент-блок следует поменять.

Защитные резиновые детали.

Они ответственны за целостность шаровых опор, шарниров равных угловых скоростей. Также они защищают рулевую рейку от попадания воды и всяких мелких частиц.

Амортизаторы и пружины подвески.

На качество управления машиной оказывает весомое влияние состояние амортизаторов и пружин подвески. Пружины могут терять свою упругость, проседать, трескаться и даже ломаться. Потеря жидкости и поломка внутренних деталей являются объяснением «халтуры» амортизатора.

Шаровые опоры.

Нагруженный усилием пружины нижний шарнир никогда не выдаст себя стуком. Для его разгрузки следует подвести опору под нижний рычаг подвески и покачать вывешенное колесо, запомнив место люфта.

Рулевые тяги.

Для этой проверки вам потребуется помощник: пока один будет покачивать руль, другой прощупает каждое соединение. При наличии стука необходима срочная замена.

Подшипники.
Вывесите все колеса и тихонько покачайте их. Если в подшипниках имеется люфт, то он сразу себя выдает. Чтобы его уменьшить, нужно подтянуть регулировочную гайку. Но при большом его износе потребуется замена.

Если ступица на ходу сильно нагревается, то подшипники слишком сильно затянуты, чего допускать никак нельзя. При замене каких-либо деталей в передней подвеске нужно отрегулировать углы установки колес.

Замена шаровой опоры.

Необходимые „ингредиенты”: паяльная лампа, ацетон, щипцы для снятия стопорного кольца и сухой лед.

Технология проведения замены:

  • снять стопорное кольцо;
  • выжечь старую шаровую;
  • разогреть рычаг докрасна;
  • приложить завернутый в тряпку сухой лед и полить ацетоном (все это делается ОЧЕНЬ быстро, в противном случае новая деталь придет в негодность);
    после полного остывания установить обратно стопорное кольцо.

При работе с паяльной лампой не забывайте о возможности ожогов, а с сухим льдом — об обморожении.

Ремонт сайлент-блока.

У него возможны только две причины неработоспособности – разбилась:
внутренняя оболочка;
внешняя оболочка.

При первом типе неисправности следует:

  • купить полихлорвиниловый шланг;
  • надеть шланг на палец с натягом;
  • надеть старый сайлент-блок на шланг, который можно обмазать литолом);

Данную операцию следует совершить с двух сторон.

При втором типе технология проведения ремонта будет посложнее:

  • следует купить сырую резину;
  • удалить рыхлую резину с поверхности сайлент-блока;
  • обезжирить эту поверхность;
  • намазать ее сырой резиной;
  • повращать рычаг в духовом шкафу.

Замена сайлент-блока цилиндрической формы.

Эта операция может быть выполнена двумя способами: горячий и холодный.

Горячий способ.

Эта технология похожа на замену шаровой:

Но при отсутствии опыта лучше обратиться в сервис. Цена за эту операцию по причине ее простоты невелика.

Холодный способ.

  • выпрессовать старый сайлент-блок оправой одного диаметра;
  • запрессовать оправой другого диаметра.

Источник

Технология ремонта ходовой части

При диагностировании и техническом обслуживании ходовой части выполняют следующие операции:

проверяют и регулируют утлы установки передних управляемых колес;

проверяют установку задней оси;

проверяют балансировку колес (при необходимости балансируют их);

Для диагностирования ходовой части автомобилей применяют различные стенды для проверки и регулировки углов управляемых колес, станки для динамической балансировки колес и стенды для проверки амортизаторов.

На участке диагностирования амортизаторы проверяют непосредственно на автомобиле, для чего применяют специальные стенды различной конструкции. По принципу действия различают два вида стендов: с замером колебаний подрессоренных масс; с замером колебаний неподрессоренных масс (табл. 3.1). Второй принцип более прогрессивен, так как обеспечивает определение амортизации оси и колес (а не кузова), являющейся показателем безопасности движения.

Техническая характеристика стендов для проверки амортизаторов

Параметр «Боге-69» (Австрия) К-113
Ход кривошипа на эксцентрике
(высота подъема от среднего
положения площадки), мм
Частота вращения вала
эксцентрика, мин» 1
Минимальная нагрузка на ось, Н
Максимальная нагрузка на ось, Н
Минимальная ширина колеи, мм
Максимальная ширина колеи, мм
Длина с въездными мостиками с
двух сторон, мм
Ширина, мм
Масса с въездными мостиками, кг
Напряжение, В 220/380 (50 Гц) 220/380 (50 Гц)
Потребляемая мощность, кВт 2,5 1,76

Техническое состояние амортизаторов определяют по амплитуде колебаний, совершаемых системой автомобиль — опорные

площадки стенда в зоне резонансной частоты. Стенд состоит из двух платформ-вибраторов, размещенных на раме, и пульта управления с приводом для записи диаграммы колебаний. Амортизаторы испытывают поочередно. Для каждой марки автомобиля или типа амортизатора установлены контрольные значения максимальной амплитуды резонансных колебаний, с которыми сравнивают полученные на диаграмме записи.

Стенд К-113, приведенный на рис. 3.1, по принципу действия аналогичен упомянутым конструкциям с проверкой и замером колебаний неподрессоренных масс. Для стендов этого типа оценочный параметр — амплитуда резонансных колебаний.

Рис. 3.1 Стенд для проверки состояния амортизаторов К-113

При эксплуатации детали подвески подвергаются определённым нагрузкам и поэтому, в процессе работы меняется их техническое состояние. Для определения технического состояния деталей подвески при каждом ТО и при ТР следует обязательно проверять защитные чехлы шаровых шарниров подвески. Обращая внимание на отсутствие механических повреждений чехлов, выясняем, нет ли на деталях подвески трещин или следов задевания о дорожное препятствие или кузов. Проверяется деформация оси нижнего рычага или поперечины подвески, а также проверяют зазор в верхнем шаровом шарнире и состояние нижнего шарового шарнира.

Деформация поперечины передней подвески (балки) проверяют в следующем порядке:

1) отворачивают гайки крепления оси нижних рычагов, чтобы полученный зазор между дистанционной шайбой и привалочной поверхностью поперечины поместилась бы ножка штангенциркуля вплотную к стержню переднего болта;

2) замеряется длина поперечины между плоскостями установки оси нижних рычагов в зоне передних болтов. Расстояние должно быть 611±1 мм.

Если поперечина деформирована так, что углы установки колёс не поддаются регулированию, то заменяют поперечину.

Рис. 3.1Проверка состояния резинометаллических шарниров.

1- резинометаллическая втулка шарнира;2 – наружная втулка шарнира;

3 – гайка крепления оси рычага подвески; 4 – ось рычага подвески; 5 – упорная шайба шарнира; 6 – внутренняя втулка шарнира.

1) убеждаются в отсутствии деформации рычагов подвески, поперечины подвески и после этого вывешивают передние колёса автомобиля;

2) замеряют радиальное смещение А наружной втулки относительно внутренней и расстояние Б между наружной шайбой и внешнем торцом наружной втулки.

Резинометаллические шарниры подлежат замене:

а) если появились разрывы или выпучивание резины;

б) если радиальное смещение А превышает 2,5 мм;

в) если размер Б не указывается в пределах 3 – 7,5 мм.

Если размер Б выходит за указанные пределы, проверяют правильность запрессовки резинометаллического шарнира в гнездо рычага. Зазор в верхних шаровых шарнирах проверяется с помощью приспособления № 02.8701.9500 в следующем порядке:

1) при поднятой правой передней части автомобиля и снятом колесе под ступицу устанавливают деревянную колодку высотой 280 мм и опускают на неё автомобиль, очищают нижнюю часть шарнира и выкручивают пробку;

2) замеряют глубиномером штангенциркуля расстояние Н между шаровым пальцем и плоскостью штангенциркуля.

Если Н > 11,3мм, то шарнир снимают с автомобиля и тщательно осматривают. На корпусе шарнира не должно быть трещин, а в смазке грязи.

Проверку состояния нижних шарниров проводят по следующей технологии:

Рис. 3.2. Замер зазора в верхнем шаровом шарнире проверяется приспособлением № 02.8701.9500

1 – динамометрический ключ; 2 – защитный кожух тормоза; 3 – рычажок; 4 – винт; 5 – удлинитель индикатора; 6 – болт; 7 – индикатор; 8 – основание; 9 – втулка; 10 – колодка; 11 – ось; 12 – пружина;13 — шайба; 14 – шплинт; 15 – ступица колеса; 16 – кронштейн.

1) автомобиль устанавливается на ровной горизонтальной площадке, поднимают переднюю, часть автомобиля и снимают колесо;

2) подставляют под нижний шаровой шарнир деревянную опору высотой 190 мм и опускают на нее автомобиль. Прикрепляют кронштейн к ступице двумя болтами. Надевают динамометрический ключ на кронштейн и моментом 196 Н*м поворачивают ключ к автомобилю и от него. Оба показания индикатора суммируются. Суммарные показатели индикатора не должны превышать 0,8 мм.

Проверка состояния нижних шаровых шарниров проводят по следующей технологии:

Рис. 3.3Схема проверки нижних шаровых шарниров:

1 – ступица колеса; 2 — нижний рычаг; 3 – нижний шаровой цилиндр; 4 – штангельциркуль; 5 – деревянная колодка.

Источник

Проведение ремонта ходовой части

Рессорные площадки исправляются с помощью фрезерования стертых бобышек и растачивания отверстий. Сменные втулки устанавливают под прессом и ориентируясь на контрольный чертеж, подгоняют до рабочего размера. При наличии дефектов у поворотных цапф, устройства заменяют. Дефекты в отверстиях рычагов исправляют с помощью специальной развертки. При осмотре рамы главное внимание уделяется местам соединения кронштейнов. В этих местах могут быть обнаружены трещины. Проверка мест заклепок может выявить их обрыв. В местах палок и поперечных элементов прогибы выпрямляются с применением пресса, трещины рамы устраняются сваркой. Непригодные детали вырезаются, а на их место встык приваривают новые. При этом не должно быть перекоса, его можно обнаружить, измерив диагонали, которые должны быть одинаковыми. Правильный ремонт возможен лишь при полной разборке части машины. Рессорные части заменяют, если они сильно изношены. Поврежденные листы заменяют новыми, перекаливая для укрепления ослабленных соединений. Точно по чертежу исправляют отверстия с помощью вставки втулок. Применяя графитовую смазку, рессоры соединяют. После этого проводят тестирование на стендах. Поврежденные элементы (сальники, клапаны, соединения шарниров, пружины) передних и задних амортизаторов заменяют новыми. Амортизатор тестируется для выявления возможного подтекания и наличия шумов.

1.6 Техническое обслуживание

Планово-предупредительная система технического обслуживания автомобилей построена так, что при выполнении каждого последующего вида технического обслуживания повторяют большинство операций предыдущих обслуживаний.

Для чёткого выполнения все операции технических обслуживаний распределяют по видам работ: уборочно-моечные, осмотровые, крепёжные, контрольные, регулировочные, заправочно-смазочные, шиномонтажные.

Операции технического обслуживания связанные с ходовой частью осуществляются только при ЕО, ТО – 1 и ТО – 2.

СО- 2 раза в год, при смене температур с + на -. На современный машинах СО не проводят.

Ежедневное техническое обслуживание

При ежедневном техническом обслуживании необходимо мыть раму и другие узлы и детали ходовой части, проверять состояние рессор и амортизаторов.

Техническое обслуживание № 1

Крепёжные работы. Проверяют надёжность крепления грузовой платформы к раме, с помощью лёгких ударов молотка по заклёпочным креплениям. Все болтовые соединения должны быть полностью затянуты.

При проверке креплений задних колёс предварительно ослабляют гайку крепления наружных колёс, подтягивают гайки крепления внутренних колёс, а затем затягивают гайки крепления наружных колёс.

При проверке крепления амортизаторов передней подвески и их кронштейнов проверяют состояние резиновых втулок амортизаторов, подтекание жидкости. Не должно быть трещин, вмятин, люфта проушин амортизаторов на пальцах. Если жидкость подтекает через сальники, необходимо подтянуть гайку резервуара с момента затяжки до 6 – 7 кГ.

Колёса должны быть надёжно закреплены, при покачивании колеса не должно быть стуков и скрипа.

Контрольно-регулировочные работы. Вывешивают передние колеса, резким покачиванием колёс проверяют легкость вращения колёс и люфт в подшипниках.

Осевого люфта передних колёс не должно быть. В противном случае отвёртывают болты крепления крышки ступицы и осторожно снимают крышку, чтобы не повредить прокладку. Затем нужно отогнуть замочную шайбу, отвернуть контргайку, снять замочное кольцо и замочную шайбу, затянуть регулировочную гайку, поворачивая колесо до тугого вращения для правильного размещения роликов в подшипниках, отвернуть на пол оборота и проверить вращение колеса.

Колесо после регулировки должно свободно вращаться без заметного люфта в подшипниках. После этого устанавливают замочное кольцо и замочную шайбу так, чтобы её выступ вошёл в одно из отверстий замочного кольца.

Навертывают контргайку до отказа, загибают замочную шайбу на контргайку, ставят и закрепляют крышку ступицы и опускают передние колёса. В пути окончательно проверяют регулировку подшипников по нагреванию ступицы колеса.

Техническое обслуживание №2

Крепёжные работы. Проверяют крепление крыльев, облицовки, кронштейнов, подножек к кронштейнам, кронштейнов к раме автомобиля. При резком покачивании проверяемых деталей не должно быть слышно скрипа и дребезжаний. Ослабленные соединения подтягивают гаечными ключами.

Проверяют затяжку гаек передних и задних колёс автомобиля, защёлки кронштейна запасного колеса, бампера, буксирных крюков и кронштейнов. При проверке крепления задних колёс предварительно ослабляют гайки крепления наружных колёс, подтягивают гайки крепления внутренних колёс, а затем затягивают гайки крепления наружных колёс. Все болтовые соединения должны быть полностью затянуты. Не должно быть ослабления крепления топливного бака, брызговиков платформы, капота.

Проверяют крепление двигателя на передних и задних опорах, крепление реактивной тяги, сняв брызговики двигателя. Если крепление ослаблено, его расшплинтовывают, подтягивают гайки передних опор с моментом затяжки до 8–10 кГм, задней опоры с моментом затяжки до 20 – 25 кГм и вновь зашплинтовывают. Натяг резьбовыми соединениями крепления реактивной тяги должен обеспечивать амортизирующее воздействие буфера без видимых перемещений двигателя на раме.

Проверяют крепление амортизаторов передней подвески и их кронштейнов.

Гайки пальцев крепления амортизаторов на балке передней оси и на кронштейне рамы должны быть полностью затянуты, разрушения резиновых втулок амортизаторов и подтекания жидкости не допускается. Если обнаружена течь через сальники, нужно снять амортизатор и подтянуть гайку резервуара с моментом затяжки до 6 – 7 кГм.

Момент затяжки гайки крепления сошки на валу должен быть в пределах от 25 до 30 кГм. Проверяют крепление приёмной трубы глушителя и глушителя к раме. Пропуск газов в местах соединения не допускается. Проверяют крепление передних, задних и дополнительных рессор, кабины к раме. Листы рессор не должны иметь трещин и изломов, крепление хомутов, стремянок рессор должно быть надёжным. Затягивают гайки стремянок равномерно с моментом затяжки до 25 – 30 кГм и моментом затяжки отъёмных ушков 5 – 10 кГм. Резиновые буфера ограничения хода рессор и их прокладки не должны иметь повреждения и ослабления крепления. Убеждаются в исправном состоянии кронштейнов, прокладок, болтов и гаек крепления кабины на раме.

Передний мост поднимают домкратом. При регулировке подшипников ступиц передних колёс затягивают подшипники колёс до тугого вращения и ослабляют затяжку на регулировочную гайку.

После регулировки подшипников колесо должно вращаться от руки. Лёгкость вращения колеса считается достаточной, если после прекращения воздействия на него колесо сделает 5 – 6 оборотов. Недопустим люфт колеса.

Углы установки передних колёс. Углами установки передних колёс являются: угол развала колёс, угол поперечного (бокового) наклона шкворня, угол продольного наклона шкворня, угол схождения колёс.

Угол развала колёс грузовых автомобилей не регулируется. Его обеспечивает наклон цапфы поворотного кулака при изготовлении и ремонте.

Однако во время эксплуатации автомобиля правильный угол развала может быть нарушен вследствие износа втулок шкворней и появления увеличенных зазоров в подшипниках ступиц колёс, поэтому необходимо периодически проверять правильность угла развала, своевременно регулировать и заменять втулки шкворней.

При замере необходимо установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке, тщательно отрегулировать подшипники и устранить люфт во втулках шкворней. Замеряют угол развала колёс с помощью прибора (с уровнем) ГАРО следующим образом. Устанавливают передние колёса автомобиля в положение прямолинейного движения. Укрепляют прибор вверх уровнями на правом переднем колесе и с помощью шаровой головки выравнивают прибор в горизонтальном положении по установочным уровням. Перекатывают автомобиль на расстояние, равное половине оборота колеса. Пузырёк уровня поперечного наклона должен остановиться против нуля. По шкале определяют угол развала колеса. Повторяют те же операции с левым передним колесом.

Угол поперечного (бокового) наклона шкворня образуется между осью шкворня и вертикальной плоскостью, параллельной продольной оси автомобиля. Он изменяется вследствие изгиба цапф, стоек, передней оси (у автомобилей с неразрезной осью). Угол не регулируют, его восстанавливают при ремонте.

Неправильные углы установки шкворней вызывают повышенный износ шин, втулок, шкворней, подшипников, ступиц, сопряжений, тяг рулевого управления.

Угол продольного наклона шкворня образуется между осью шкворня и вертикальной плоскостью, перпендикулярной оси автомобиля. От него зависит хорошая устойчивость и управляемость. Если автомобиль при нормальном давлении воздуха в шинах уводит в одну сторону, значит углы продольного наклона обоих колёс не одинаковы. Во время эксплуатации автомобиля угол продольного наклона шкворня может уменьшаться из-за осадки или поломки передней подвески, износа втулок шкворней и изгиба балки. Угол не регулируется, его восстанавливают при ремонте. Для обеспечения правильности угла не рекомендуется ставить на один автомобиль рессоры разной упругости.

Определяют углы поперечного и продольного наклоны шкворня с помощью прибора ГАРО. Для этого передние колёса автомобиля устанавливают на поворотные диски вогнутой стороной к колесу (в положение, соответствующее движению по прямой). Последовательно устанавливая прибор на колёсах, поворачивают их на ± 200 от нулевого деления и определяют углы наклона шкворня по соответствующим шкалам прибора. Угол схождения колёс характеризуется разностью расстояний между внутренними частями шин (или ободов) впереди и сзади оси А – Б.

В процессе эксплуатации автомобиля схождение передних колёс изменяется из-за погнутости поперечной тяги, увеличения зазоров в шаровых пальцах. Неправильная величина схождения колёс вызывает интенсивный износ шин и увеличивает расход топлива.

Проверяют схождение колёс специальной линейкой, которую устанавливают в упор между колёсами при расположении автомобиля на горизонтальной площадке (или при обслуживании – на осмотровой канаве). Длину линейки регулируют так, чтобы при её установке впереди передней оси, когда её упоры прижимаются к выпуклым частям шин, а нижние концы цепочек касаются пола (длина цепочки 200 мм), нулевое деление подвижной шкалы находилось против стрелки. Затем автомобиль перекатывают вперёд так, чтобы линейка оказалась позади передней оси, а нижние концы цепочек линейки касались пола. Схождение колёс в этом положении линейки отсчитывают по шкале. Нарушение схождения колёс регулируют изменением длины поперечной рулевой тяги. Для этого расшплинтовывают и ослабляют гайки крепления наконечников поперечной рулевой тяги. Трубным ключом поворачивают поперечную рулевую тягу против часовой стрелки (если смотреть на автомобиль с левой стороны), чтобы уменьшить – по часовой стрелке. После регулировки и проверки гайки крепления наконечников надёжно затягивают и шплинтуют.

2.0 Организационная часть

2.1 Организация рабочего места

Рабочее место представляет участок площади , соответствующим образом оборудованный и оснащенный для выполнения работы одним рабочим или бригадой рабочих. Оно должно быть обеспечено всем необходимым для бесперебойного выполнения производственного задания, а работы должны выполняться в строгом соответствии с регламентированной технологией.

Слесарь по ремонту автомобилей автотранспортного предприятия выполняет работы, связанные с обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава на специализированных постах в гаражных модулях.

Для выполнения технического обслуживания и текущего ремонта посты оборудуют осмотровыми устройствами, обеспечивающими доступ к автомобилю со всех сторон.

Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобилей:

1 — стул подъемно-поворотный; 2 — верстак двухтумбовый; 3 — стол для мойки и сушки деталей; 4 — стеллаж-подставка; 5 — кран-балка, грузоподъемность 1 т

Осмотровые канавы по ширине подразделяются на:

Они могут быть тупиковыми или прямоточными. С тупиковых канав автомобили съезжают задним ходом, с прямоточных — передним.

Длина канавы должна превышать длину автомобиля на 1,0—1,2 м, а глубина составляет 1,4—1,5 м для легковых и 1,2—1,3 м для грузовых автомобилей и автобусов. Ширина узкой канавы 0,9—1,1 м, широкой — 1,4—3,0 м.

Канавы имеют ступенчатые лестницы, с боков по кромке — направляющие реборды для колес автомобиля. В канавах оборудуют ниши со светильниками, которые могут использоваться для хранения инструмента. Стены канав облицовывают керамической или пластмассовой плиткой.

Подъемники предназначены для подъема автомобилей и облегчения доступа к ним снизу.

Подъемники могут быть:

— гидравлические (одно- и двухплунжелные)

— электромеханические (двух-, трех- и четырехстоечные)

— подъемники с гидравлическим или механическим приводом, размещаемые в осмотровой канаве.

Инструмент и приспособления. Посты технического обслуживания в зависимости от назначения оборудуют необходимым комплектом приспособлений и инструментом.

Для выполнения разборно-сборочных и крепежных работ используют комплекты слесарно-монтажных инструментов (рис.21), динамометрические ключи и съемники.

В комплект слесарно-монтажного инструмента входят:

— гаечные двусторонние ключи;

— торцовые сменные головки;

— гаечные накидные двусторонние ключи;

— специальные ключи (для шпилек, свечей зажигания и др.).

Набор инструментов для слесаря монтажника

При сборке ответственных резьбовых соединений (крепление головки блока цилиндров, шатунных крышек и т. п.) применяют динамометрический ключ позволяющий затягивать гайки и болты с определенным усилием. Момент затяжки (в килограммометрах) определяют по специально установленной на ключе шкале (индикатору)

1— головка; 2 — стрелка; 3 — шкала; 4 — рукоятка; 5 — упругий стержень

Для вывертывания и завертывания шпилек применяют эксцентриковый ключ (рис.23) , имеющий ролик с накатанной поверхностью и закрепленный эксцентрично на оси ключа. Полую стойку надевают на шпильку, отводя ролик. При повороте ключа за вороток ось заклинивается и вращается вместе с ключом, обеспечивая вывертывание или завертывание шпильки.

Эксцентриковый ключ для шпилек:

1 — стойка; 2 — вороток; 3 — ось;

При техническом обслуживании автомобилей применяют различные типы съемников, которые могут быть как универсальные, так и предназначенные для выполнения конкретной операции.

а — клапана; б — крыльчатки водного насоса; в — шестерни; 1 — скоба; 2 — винт.

2.2 техника безопасности

1. Перед техническим обслуживанием или ремонтом машины на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником вывесить предупреждающий знак «Не трогать — под автомобилем работают люди!» Плунжер подъемника зафиксировать от самопроизвольного опускания упором (штангой).

2. Слить бензин, масло и воду при ремонте деталей и агрегатов, связанных с системами охлаждения и смазки. Не допускать расплескивания и разлива жидкостей.

Случайно пролитые жидкости следует засыпать песком или опилками, которые потом необходимо убрать с помощью совка и щетки.

3. Обеспечить безопасность работы под машиной:

— затормозить ручным тормозом;

— включить низшую передачу;

— выключить зажигание (подачу топлива);

— под колеса подложить упоры (башмаки).

4. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого или карданного вала, дополнительно проверить выключение зажигания, подачу топлива (для дизельных автомобилей), поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, освободить рычаг ручного тормоза.

После выполнения необходимых работ затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу

5. При ремонте машины вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника использовать лежаки или подстилки.

6. Влезать под машину и вылезать из-под нее только со стороны, противоположной проезду. Под машиной размещаться между колесами вдоль машины.

7. Перед снятием и установкой агрегатов и узлов (двигателей, рессор, задних и передних мостов и т.п.) разгрузить их от веса кузова путем поднятия кузова подъемным механизмом с последующей установкой козелков.

8. Разборку и сборку рессор производить с помощью специальных приспособлений. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только с помощью бородка или оправки. Запрещается такую проверку производить пальцами.

9. Снятие отдельных агрегатов и деталей (тормозных и клапанных пружин, барабанов, рессорных пальцев и т.п.), связанное с приложением значительных физических нагрузок или с неудобством в работе, производить с применением приспособлений (съемников), обеспечивающих безопасность работ.

10. Перед снятием колес убедиться в надежной установке машины на козелках и в наличии упоров под неснятыми колесами.

11. Перед демонтажем шины полностью выпустить воздух из камеры колеса.

12. Демонтаж и монтаж шин должны выполняться в шиномонтажном отделении с применением для этих работ специального оборудования и инструмента с применением ограждений, обеспечивающих безопасность.

13. Перед сборкой колеса проверить состояние съемных фланцев обода и стопорного кольца. Фланцы обода и стопорные кольца должны быть очищены от ржавчины, не иметь вмятин, трещин, заусенцев. Диски колес, стопорные кольца и съемные фланцы должны соответствовать размерам шин.

14. При монтаже шины следует вводить стопорное кольцо всей его внутренней поверхностью в выемку на диске колеса.

15.Накачивать шины воздухом необходимо в специальных приспособлениях. Перед накачиванием убедиться, что запорное кольцо полностью лежит в замковом пазе. Допускается исправлять положение шины на диске постукиванием только после прекращения поступления воздуха.

16. Перед обслуживанием и ремонтом днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде необходимо укрепить на нем автомобиль, слить топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения, закрыть плотно маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

17. Промывать детали керосином необходимо в специально отведенном месте. Обдувать их сжатым воздухом в специальных закрытых шкафах, оборудованных вытяжной вентиляцией.

18. Четко согласовать свои действия при выполнении работы совместно с другими рабочими.

— техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, кроме случаев регулировки систем питания и электрооборудования и опробования тормозов;

— производить ремонтные работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах, без подставок;

— работать под автомобилем без лежаков или подстилок, лежа на земле или полу;

— применять случайные предметы (доски, кирпичи и т. п.) в качестве подставок или тормозных упоров (башмаков);

— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами, а также устанавливать на упоры груженый кузов;

— выбивать при демонтаже диски колес кувалдой или молотком;

— во время накачивания шины осаживать стопорное кольцо молотком или кувалдой;

— подходить к открытому огню, курить или зажигать спички, если руки или спецодежда смочены бензином.

20. Перед испытанием и опробованием тормозов на стенде автомобиль закрепить цепью или тросом, исключающими его скатывание со стенда.

21. До пуска двигателя автомобиль затормозить, рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.

22. Пуск двигателя осуществлять с помощью стартера. Пуск двигателя при открытом капоте производить при отсутствии посторонних лиц на рабочем месте.

— при обкатке двигателя на стенде касаться вращающихся частей;

— работа двигателя в закрытом невентилируемом помещении

вводный инструктаж: Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности. Проводит вводный инструктаж специалист по охране труда, например инженер по охране труда, или лицо, на которое приказом работодателя возложены эти обязанности. Проводится вводный инструктаж в кабинете охраны труда по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ с учетом специфики деятельности организации и утвержденной в установленном порядке работодателем (или уполномоченным им лицом).

первичный инструктаж на рабочем месте:

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят до начала производственной деятельности со всеми вновь принятыми на предприятие , переводимыми из одного подразделения в другое; с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками; со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия;со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий в учебных лабораториях, классах, мастерских, участках, при проведении внешкольных занятий в кружках, секциях.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не проходят.

Повторный инструктаж проходят все рабочие независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, повторный инструктаж месте не проходят.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Внеплановый инструктаж проводят:

· при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

· при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

· при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

· по требованию органов надзора;

· при перерывах в работе — для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — 60 дней.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности.

Целевой инструктаж проводят при погрузке и выгрузке, уборке территории, разовые работы вне предприятия, цеха.

При ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф. Целевой инструктаж проводится при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы.

Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п. фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.

При проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

2.3 пожарная безопасность

Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Элементами системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством.

Достижению пожарной безопасности способствуют:
— нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
— создание пожарной охраны и организация её деятельности;
— разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
— реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
— производство пожарно-технической продукции;
— выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности;
— проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
— информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
— учёт пожаров и их последствий;
— осуществление Государственного пожарного надзора (ГПН) и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
— тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (АСР);
— установление особого противопожарного режима;
— научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
— лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.

Лица, ответственные за нарушение требований пожарной безопасности, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Источник

Читайте также:  Ремонт устройств для зарядки аккумуляторов
Оцените статью