Схема технологического процесса по ремонту тормозных систем

Технология и технологический процесс ремонта тормозной системы

Технология и технологический процесс ремонта тормозной системы

Хорошая тормозная способность гарантирует безопасность движения, позволяя регулировать скорость и производить остановки автомобиля.
Последовательность операций:

1. Технологический процесс ремонта тормозной системы начинается с осмотра и измерения толщины тормозных колодок, диска. При наличии механических или электрических датчиков износа сигнал о пределе изношенности накладок поступает на приборную доску. Не дожидаясь сигнала, опытный водитель с помощью штангенциркуля определит толщину фрикционной накладки, тормозного диска. В случае достижения минимально допустимого значения, – произведет их замену до выезда из гаража.

2. Разборка
Операция включает:

  • разборку колесного цилиндра (снятие чехла и цилиндра с поршнем); -снятие главного цилиндра (вынуть поршень, манжету, клапан, пружину);
  • разборку усилителя, разделителя тормозов.

3. Очистка, промывка запчастей.
Механическая очистка от грязи, пыли, частиц спекшегося масла, заусенцев производится перед промывкой. Моют детали тринатрийфосфатом (0,4%), кальцинированной содой 3,5% концентрации, горячей водой. После – обдув сжатым воздухом.

4. Определение пригодности
Дефектация проводится с целью отсортировки невосстанавливаемых деталей и проводится в несколько стадий (включающих визуальный контроль, неразрушающий и измерительный контроль).

5. Замена, восстановление

  • Кроме замены расходных материалов (тормозных колодок и дисков) замене подлежат невосстанавливаемые детали:
  • тормозной цилиндр;
  • суппорт;
  • шланги;
  • тормозные трубки;
  • трос ручного тормоза.

6. Сборка
Производится в последовательности, обратной демонтажу.
Технология ремонта тормозной системы заканчивается регулировочными работами.
В тормозной системе регулируют ручной тормоз, ножной тормоз, привод и приборы. Полная регулировка тормозного механизма включает установку положения оси тормозной колодки и зазора между ней и барабаном.
Вращением эксцентриков оси достигают тесного прилегания между элементами тормозной системы. Герметичность тормозных камер проверяют под давлением 0,9 МПа, места соединений проверяют с использованием мыльной пены.

Читайте также:  Техническое обслуживание текущий ремонт курсовая работа

Источник

Техническое обслуживание и ремонт тормозных систем

К основным неисправностям тормозной системы относятся: неэффективное действие тормозов, заедание тормозных колодок, неравномерное действие тормозных механизмов, плохое растормаживание, утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в систему гидравлического привода, снижение давления в системе пневматического привода, а также негерметичность системы пневматического тормозного привода. .
Неэффективное действие тормозной системы является результатом загрязнения или замасливания тормозных колодок, нарушения регулировки тормозного привода и тормозных механизмов, попадания воздуха в систему привода, уменьшения объема тормозной жидкости, негерметичности в соединениях гидравлического или пневматического привода.

Заедание тормозных механизмов может произойти в результате следующих причин: поломки стяжных пружин, обрыва заклепок фрикционных накладок, а также в результате засорения компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре или заклинивания поршней в колесных тормозных цилиндрах.
Неравномерное действие тормозных механизмов может привести к заносу автомобиля или к его уводу в сторону. Неравномерное торможение является следствием неправильной регулировки тормозных механизмов.
Попадание воздуха в систему гидравлического привода снижает эффективность тормозной системы. Для нормального торможения в этом случае необходимо делать несколько нажатий на педаль. При утечке жидкости происходит полный отказ всей системы торможения автомобиля или какого-то отдельного контура.

При ежедневном техническом обслуживании автомобиля необходимо проверять работу тормозов в начале движения, а также герметичность соединений в трубопроводах и узлах гидропровода и пневмопривода. Утечку тормозной жидкости из системы торможения контролируют по подтекам в местах соединений, а также по уровню жидкости в бачках. Утечку воздуха определяют по снижению давления на манометре или на слух. Утечку воздуха определяют при неработающем двигателе.

В процессе первого технического обслуживания выполняют работы, предусмотренные ежедневным осмотром, а также проверку состояния и герметичности трубопроводов тормозной системы, эффективность тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза и рычага стояночного тормоза. Кроме этого при первом техническом обслуживании проверяют уровень тормозной жидкости в главном цилиндре и при необходимости доливают ее, состояние тормозного крана, состояние механических сочленений педали, а также состояние рычагов и других деталей привода.
При втором техническом обслуживании выполняют работы, предусмотренные первым техническим обслуживанием, ежедневным осмотром, а также выполняют дополнительную проверку состояния тормозных механизмов колес при их полной разблокировке, заменяют изношенные детали (тормозные барабаны, колодки), а также регулируют тормозные механизмы. Кроме того, при прохождении второго технического обслуживании прокачивают гидропривод тормозов, проверяют работу компрессора, а также регулируют натяжение приводного ремня и привод стояночного тормоза.
Сезонное обслуживание автомобиля и его тормозной системы, как правило, совмещают с работами, выполняемыми при втором техническом обслуживании, а также производят работы в зависимости от сезона.

Работы по регулировке тормозной системы включают в себя устранение подтекания жидкости из гидропривода тормозов и его прокачку от попавшего воздуха, регулирование свободного хода педали тормоза и зазора между колодками и барабаном, а также регулировку стояночного тормоза.
Подтекание тормозной жидкости из тормозной системы устраняется подтягиванием резьбовых соединений трубопроводов. В том случае, если причина подтекания — в неисправных деталях, то эти детали необходимо заменить на новые.

Воздух из гидропривода тормозной системы автомобиля удаляют в следующей последовательности:
1) выполняют проверку тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра, а также при необходимости доливают ее;
2) снимают резиновый колпачок с клапана выпуска воздуха колесного тормозного цилиндра и затем на него надевают специальный резиновый шланг, другой конец которого опускают в емкость с тормозной жидкостью;
3) отворачивают клапан выпуска воздуха на полоборота и резко несколько раз нажимают на педаль тормоза;
4) удерживают педаль тормоза в нажатом положении до полного выхода воздуха из системы торможения;
5) закрывают клапан при нажатой тормозной педали.

После этого осуществляют подкачку остальных колесных цилиндров в том же порядке..В процессе прокачки необходимо постоянно добавлять тормозную жидкость в наполнительный бак. После прокачки педаль торможения станет более жесткой, ход педали восстановится и будет в пределах допустимого.
На большинстве легковых автомобилей регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном осуществляется автоматически. При изнашивании тормозных колодок происходит перемещение упорных колец в колесных тормозных цилиндрах, в результате чего происходит регулировка зазора между колодками и тормозным барабаном. На автомобилях, не оснащенных автоматической регулировкой, зазор регулируют при помощи поворота эксцентрика.
В автомобилях с пневматическим приводом системы торможения регулировка зазора осуществляется при помощи регулировочного червяка, который устанавливается в рычаге разжимного кулака. Для регулировки зазора необходимо вывесить колесо и затем, поворачивая ключ червяка за его квадратную головку, довести колодки до контакта с барабаном. После доведения колодки необходимо поворачивать червяк в обратном направлении, до тех пор, пока колесо автомобиля не начнет свободно вращаться. Правильность регулировки зазора проверяют при помощи щупа. При правильной регулировке зазор должен составлять 0,2-0,4 мм у осей колодок, а ход штока тормозной камеры должен быть в пределах от 20 до 40 мм.

Регулировка свободного хода тормозной педали в тормозных системах с гидравлическим приводом заключается в установке правильного зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра. Зазор между толкателем и поршнем главного цилиндра регулируется изменением длины толкателя. Длина толкателя должна быть такой, чтобы зазор между ним и поршнем составлял 1,5-2,0 мм, такая величина зазора соответствует свободному ходу педали тормоза 8-4 мм.

В тормозных системах с пневматическим приводом свободный ход педали регулируют изменением длины тяги, которая соединяет педаль тормоза с промежуточным рычагом привода тормозного крана. После регулировки свободный ход педали должен составлять 14-22 мм. Рабочее давление в пневматической тормозной системе должно регулироваться автоматически и составлять 0,6-0,75 МПа.
Привод стояночной тормозной системы регулируется за счет изменения длины наконечника уравнителя длины троса, который связан с рычагом. Ход рычага отрегулированного привода стояночной системы торможения должен составлять 3-4 щелчка запирающего устройства.
На грузовых автомобилях регулировка стояночной системы торможения осуществляется за счет изменения длины тяги. Длину тяги изменяют, отвертывая или завертывая регулировочную вилку. В отрегулированной тормозной системе в затянутом состоянии рычаг должен перемещаться не более чем на половину зубчатого сектора запирающего устройства.

Если тормозная тяга укорочена до предела и при этом не обеспечивает полного затормаживания при перемещении стопорной защелки за шесть щелчков, то в этом случае необходимо перенести палец тяги, к которому присоединен верхний конец тяги, в следующее отверстие регулировочного рычага тормоза, при этом обязательно нужно надежно затянуть и зашплинтовать гайку. После этого нужно повторить регулировку длины тяги в указанном выше порядке.
Основными дефектами в гидравлическом тормозном приводе являются износ накладок и барабанов, поломка возвратных пружин, срыв тормозных накладок, а также ослабление стяжной пружины или ее поломка.

При ремонте тормозные механизмы снимают с автомобиля, разбирают, затем очищают от грязи и пыли, а также от остатков тормозной жидкости. Детали тормозных механизмов очищают специальным моющим раствором, затем водой, а после этого продувают сжатым воздухом.
Разборку колесного тормозного механизма начинают со снятия тормозного барабана. После тормозного барабана снимают стяжные цилиндры, тормозной цилиндр. Если на рабочей поверхности имеются различные царапины или небольшие риски, то ее необходимо зачистить мелкозернистой шлифовальной бумагой. Если глубина рисок большая, то барабан растачивают. После расточки барабана необходимо заменить накладки на увеличенный размер. Кроме этого смена накладок осуществляется, если расстояние до головки заклепок буден менее 0,5 мм, или в том случае, если толщина клееных накладок будет менее 0,8 от толщины новой накладки.

Клепку новой накладки осуществляют в следующем порядке, В начале новую накладку устанавливают и закрепляют на колодке при помощи струбцин. После этого со стороны колодки в накладке просверливают отверстия, которые предназначены для заклепок. Просверленные отверстия снаружи раззенковывают на глубину 3-4 мм. Клепка накладок осуществляется медными, бронзовыми или алюминиевыми заклепками.
Перед тем как приклеить накладку на колонку, ее поверхность необходимо зачистить мелкой зернистой шлифовальной бумагой, а после этого обезжирить. После этого на поверхность накладки наносят два слоя клея с выдержкой в 15 минут.
Сборка осуществляется в специальном приспособлении. После сборки механизм необходимо просушить в нагревательной печи при температуре 150-180 °С в течение 45 минут.

Кроме вышеперечисленных неисправностей в гидравлическом тормозном приводе возникает износ рабочих поверхностей главных и колесных цилиндров, разрушение резиновых манжет, а также нарушение герметичности трубопроводов, шлангов и арматуры.
Тормозные цилиндры, которые имеют небольшие риски или царапины, восстанавливают хонингованием. При значительной величине износа тормозные цилиндры необходимо расточить до ремонтного размера. После растачивания необходимо провести хонингование.
К основным дефектам гидравлического усилителя тормозной системы относятся износ, царапины, риски на рабочей поверхности цилиндра и поршня, неплотное прилегание шарика к своему гнезду, смятие кромок пальцевых диафрагм, а также износ и разрушение манжет.
Цилиндр гидравлического усилителя восстанавливают шлифовкой, но на глубину не более чем на 0,1 мм. Неисправный поршень меняют на новый. Изношенные резиновые уплотнения также меняют на новые.

После замены всех изношенных деталей цилиндр гидравлического тормозного привода собирают.
К основным дефектам пневматического тормозного привода относятся повреждения диафрагм тормозного клапана, тормозных камер, риски на клапанах и седлах клапанов, изогнутость штоков, износ втулок и отверстий под рычаги, поломка и потеря упругости пружин; износ деталей кривошипно-шатунного и клапанного механизмов компрессоров.
Наиболее сильно изнашивающимися деталями компрессора являются: цилиндры, кольца, поршни, подшипники, клапаны, а также седла клапанов.
Нарушение герметичности пневматического привода тормозной системы происходит- из-за износа уплотнительного устройства заднего конца коленчатого вала, а также из-за разрушения диафрагмы загрузочного устройства.
После разборки пнемопривода детали уплотнительного устройства необходимо промыть в керосине, затем удалить закоксовавшееся масло и заусенцы и затем снова собрать. Диафрагма заменяется на новую.

Воздушный фильтр тормозной системы необходимо разобрать, затем промыть фильтрующий элемент в керосине, а затем продуть сжатым воздухом. Перед установкой воздушный фильтр необходимо смочить в моторном масле.
После сборки и ремонта компрессор тормозной системы должен пройти испытания и приработку на специальном стенде.
При ремонте тормозного крана его снимают с автомобиля. Его разборку производят в тисках, контролируя состояние всех составляющих его деталей. После замены поврежденных деталей тормозной кран собирают.
Отремонтированные или замененные узлы тормозной системы устанавливают на свои места, после чего выполняют регулировочные работы.

Источник

Технологическая карта «Ремонта тормозной системы»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Рисунок 1. Рабочая тормозная система ВАЗ-1118 (Калина):1 — тормозной механизм переднего левого колеса; 2, 6, 12, 17 — тормозные шланги; 3, 7, 11, 18 — тормозные трубки; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — тормозной механизм переднего правого колеса; 8 — бачок главного тормозного цилиндра; 9 — вакуумный усилитель; 10 — педаль тормоза; 13 — тормозной механизм заднего правого колеса; 14 — регулятор давления жидкости в тормозных механизмах задних колес; 15 — рычаг регулятора давления жидкости в тормозных механизмах задних колес; 16 — тормозной механизм заднего левого колеса. Рис. 2 Привод стояночной тормозной системы Лада Калина ВАЗ 1118: 1 — кнопка фиксации рычага; 2 — рычаг привода стояночного тормоза; 3 — защитный чехол; 4 — тяга; 5 — уравнитель троса; 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — трос; 9 — оболочка троса Технологическая карта замены передних тормозных колодок ВАЗ-1118 (Калина): Технологическая карта замены задних тормозных колодок ВАЗ-1118 (Калина): Регулировка стояночного тормоза. № п/п Операция Применяемый инструмент 1 Отсоединяю провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Ключ на «10» 2 Приподнимаю автомобиль на подъемнике или с помощью домкрата подставив под автомобиль козлики. Подъемник, домкрат, страховочные козлики. 3 Снимаю переднее колесо, очищаю тормозной механизм от грязи и вынимаю из кронштейна резиновый уплотнитель вместе со шлангом. Болонник, карщетка. 4 Если уровень тормозной жидкости в тормозном бачке главного тормозного цилиндра находится на метке «МАХ» или приближается к ней, откачиваю из тормозного бачка часть тормозной жидкости. Иначе она польется через край при установке новых тормозных колодок. Груша или шприц, емкость для жидкости. 5 Отгибаю отверткой или зубилом угол стопорной шайбы нижнего болта. Отвёртка или зубило. 6 Отворачиваю нижний болт крепления корпуса скобы, придерживая ключом направляющий палец за шестигранник. Ключи на «13» и «17». 7 Разворачиваю корпус скобы вверх вокруг оси верхнего направляющего пальца и снимаю передние тормозные колодки. 8 1. Проверяю толщину и состояние фрикционных накладок тормозных колодок (минимальная толщина не менее 1.5 мм, если). Если толщина колодок меньше, их необходимо заменить. 2. Проверяю толщину тормозного диска (минимальная толщина 17,8 мм).Если толщина тормозного диска меньше, его необходимо заменить. Штангенциркуль или линейка. 9 Очищаю от грязи и ржавчины детали тормоза, особенно посадочные места тормозных колодок. Делаю это осторожно, чтобы не повредить защитный пыльник тормозного цилиндра. Шабер, ветошь. 10 При установке новых тормозных колодок вдавливаю поршень в тормозной цилиндр. Для этого устанавливаю изношенные тормозные колодки на место и поднимаю корпус скобы. Надавливаю отверткой или монтировкой на внутреннюю тормозную колодку и опираясь на тормозной диск, аккуратно вдавливаю поршень в тормозной цилиндр. Отвертка или монтировка. 11 Устанавливаю на автомобиль новые тормозные колодки. Нажимные пружины должны быть установлены параллельно верхнему краю тормозных колодок. 12 Предварительно смазав направляющие пальцы поворачиваю корпус скобы вверх и заверните верхний болт крепления, придерживая ключом направляющий палец за шестигранник. Литол, ключи на»13» и «17». 13 Загибаюусикстопорной шайбы. Устанавливаю колесо и опускаю автомобиль на землю, после чего нажимаю несколько раз на педаль тормоза для установки поршня в рабочее положение. Проверяю уровень тормозной жидкости в тормозном бачке и при необходимости доливаю до нормы. Зубило, молоток. 1 Отсоединяю провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Ключ на «10» 2 Приподнимаю автомобиль на подъемнике или с помощью домкрата подставив под автомобиль козлы. Подъемник, домкрат, страховочные козлы. 3 Проверяю, чтобы рычаг стояночного тормоза был опущен до упора вниз (автомобиль расторможен). 4 Снимаю колесо и очищая тормозной механизм от грязи. Ветошь 5 Если уровень тормозной жидкости в тормозном бачке главного тормозного цилиндра находится на метке «МАХ» или приближается к ней, откачиваю из тормозного бачка часть тормозной жидкости. Иначе она польется через край при установке новых тормозных колодок. Груша или шприц, емкость для жидкости. 6 Снимаю тормозной барабан. 7 Бородком или плоскогубцами снимите верхнюю стяжную пружину задней тормозной колодки. Бородком или плоскогубцы. 8 Аналогично снимаю нижнюю стяжную пружину задней тормозной колодки. 9 Снимаю направляющую пружину передней колодки, а затем переднюю тормозную колодку. 10 Снимаю разжимную планку. 11 Снимаю направляющую пружину задней тормозной колодки, а затем заднюю тормозную колодку, отсоединив приводной рычаг от наконечника троса стояночного тормоза. 12 Вынимаюшплинт и снимите опорную шайбу с пальца приводного рычага задней тормозной колодки. 13 Надавливаю на палец и снимаю с тормозной колодки приводной рычаг. Вынимаю палец из тормозной колодки. 14 1. Проверяю толщину и состояние фрикционных накладок тормозных колодок (минимальная толщина не менее 1.5 мм, если). Если толщина колодок меньше, их необходимо заменить. 2. Проверяю внутренний диаметр тормозного барабана (минимальная толщина 201,5 мм).Если диаметр тормозного барабана меньше, его необходимо заменить. Штангенциркуль или линейка. 15 Установите на автомобиль Лада Калина ВАЗ 1118 новые задние тормозные колодки в порядке, обратном снятию. При установке вставьте верхние концы тормозных колодок в пазы поршня. 16 Сведите тормозные колодки двумя монтировками, чтобы переместить поршни к центру тормозного цилиндра. Установите на автомобиль Лада Калина задний тормозной барабан в порядке, обратном снятию. На стоящем, на земле автомобиле два-три раза нажмите на педаль тормоза, чтобы подвести тормозные колодки к тормозному барабану. 1 Устанавливаю автомобиль на подъемник, осмотровую яму или эстакаду. Подъемник, осмотровая ямаилиэстакада. 2 Опускаю рычаг стояночного тормоза до упора вниз. 3 Ослабляю контргайку 7 (рис 2) натяжного устройства, придерживая другим ключом регулировочную гайку 6 (рис 2), до момента натяжения троса привода стояночного тормоза. 2 ключа на «13». 4 Проверяю, чтобы полный рабочий ход рычага стояночного тормоза составлял 2-4 щелчка. 5 После проверки рабочего хода затягиваю контргайку 7 уравнителя, придерживая ключом регулировочную гайку 6. 6 Опускаю рычаг стояночного тормоза до упора вниз и проворачиваю руками задние колеса. Они должны вращаться равномерно, без заеданий. Если в процессе регулировки не удается натянуть трос привода стояночного тормоза, его надо заменить.

Источник

Оцените статью