Технология проведения ремонта ходовой части
Неисправность ходовой части – самая популярная причина обращения в автосервис, так как ее поломка значительно уменьшает безопасность водителя и пассажиров. Именно поэтому нужно постоянно следить за состоянием ходовой. В этом материале описывается технология проведения ремонта ходовой части.
Постоянная езда по колдобинам приводит к поломке элементов подвески, повреждению кузова, что обыкновенно опережает даже трансмиссию. Ходовая часть старой машины требует особого внимания.
Износ амортизатора влияет на безопасность водителя и его пассажиров. При нем стойка не контролирует сцепление колес с дорогой, ухудшается управление автомобилем, быстро изнашиваются различные детали, а также значительно увеличивается тормозной путь.
Технология проведения диагностики и ремонта ходовой части:
- проверка работоспособности пружин, амортизаторов, опорных чашек, тормозных колодок, шлангов, дисков, сайлент-блоков;
- отсутствие люфтов в шаровых опорах, шарнирах угловых скоростей и рулевых наконечниках;
- регулировка подшипников ступиц;
- замена сцепления;
- обслуживание и диагностика КПД.
Проверка.
Сайлент-блоки.
Их лучше «прощупывать» большим ломиком, чтобы рычаг сместился относительно кузова. Если вы услышали какой-то звук, то сайлент-блок следует поменять.
Защитные резиновые детали.
Они ответственны за целостность шаровых опор, шарниров равных угловых скоростей. Также они защищают рулевую рейку от попадания воды и всяких мелких частиц.
Амортизаторы и пружины подвески.
На качество управления машиной оказывает весомое влияние состояние амортизаторов и пружин подвески. Пружины могут терять свою упругость, проседать, трескаться и даже ломаться. Потеря жидкости и поломка внутренних деталей являются объяснением «халтуры» амортизатора.
Шаровые опоры.
Нагруженный усилием пружины нижний шарнир никогда не выдаст себя стуком. Для его разгрузки следует подвести опору под нижний рычаг подвески и покачать вывешенное колесо, запомнив место люфта.
Рулевые тяги.
Для этой проверки вам потребуется помощник: пока один будет покачивать руль, другой прощупает каждое соединение. При наличии стука необходима срочная замена.
Подшипники.
Вывесите все колеса и тихонько покачайте их. Если в подшипниках имеется люфт, то он сразу себя выдает. Чтобы его уменьшить, нужно подтянуть регулировочную гайку. Но при большом его износе потребуется замена.
Если ступица на ходу сильно нагревается, то подшипники слишком сильно затянуты, чего допускать никак нельзя. При замене каких-либо деталей в передней подвеске нужно отрегулировать углы установки колес.
Замена шаровой опоры.
Необходимые „ингредиенты”: паяльная лампа, ацетон, щипцы для снятия стопорного кольца и сухой лед.
Технология проведения замены:
- снять стопорное кольцо;
- выжечь старую шаровую;
- разогреть рычаг докрасна;
- приложить завернутый в тряпку сухой лед и полить ацетоном (все это делается ОЧЕНЬ быстро, в противном случае новая деталь придет в негодность);
после полного остывания установить обратно стопорное кольцо.
При работе с паяльной лампой не забывайте о возможности ожогов, а с сухим льдом — об обморожении.
Ремонт сайлент-блока.
У него возможны только две причины неработоспособности – разбилась:
внутренняя оболочка;
внешняя оболочка.
При первом типе неисправности следует:
- купить полихлорвиниловый шланг;
- надеть шланг на палец с натягом;
- надеть старый сайлент-блок на шланг, который можно обмазать литолом);
Данную операцию следует совершить с двух сторон.
При втором типе технология проведения ремонта будет посложнее:
- следует купить сырую резину;
- удалить рыхлую резину с поверхности сайлент-блока;
- обезжирить эту поверхность;
- намазать ее сырой резиной;
- повращать рычаг в духовом шкафу.
Замена сайлент-блока цилиндрической формы.
Эта операция может быть выполнена двумя способами: горячий и холодный.
Горячий способ.
Эта технология похожа на замену шаровой:
Но при отсутствии опыта лучше обратиться в сервис. Цена за эту операцию по причине ее простоты невелика.
Холодный способ.
- выпрессовать старый сайлент-блок оправой одного диаметра;
- запрессовать оправой другого диаметра.
Источник
Технологический процесс ремонта передней подвески
При каждом техническом обслуживании и ремонте визуально проверяют состояние защитных чехлов шаровых шарниров подвески и амортизаторных стоек, шаровых и резинометаллических шарниров, резиновых втулок и подушек.
Люфт шарового шарнира можно обнаружить покачиванием вручную нижнего рычага в вертикальной плоскости и вывешенного колеса за верхнюю и нижнюю части вокруг его продольной горизонтальной оси.
При осмотре выявляют течи амортизаторной стойки, задиры на рабочей поверхности штока, деформации и повреждения остальных деталей и узлов подвески, следы задевания о дорожные препятствия.
7.4. Замена стойки передней подвески на посту СТОА:
Необходимо затормозите автомобиль стояночным тормозом и установить противооткатные упоры, откручиваем колесные болты на1/2 оборота, открыть капот.
Вывешиваем автомобиль на подъемнике и снимаем колесо со стороны снимаемой стойки. Поворачиваем рулевое колесо в противоположную сторону до упора.
Рис. 1. Вынимаем шплинт. | Вынимаем шплинт, как показано на (рис 1) |
Рис 2 отворачиваем гайку крепления пальца наконечника рулевой тяги к рычагу стойки. | Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку крепления пальца наконечника рулевой тяги к рычагу стойки.(рис 2) |
Рис 3 Съемником выпрессовываем палец из рычага. | Съемником выпрессовываем палец из рычага. (рис 3) |
Рис 4 Выводим муфту переднего тормозного шланга из держателя стойки. | Выводим муфту переднего тормозного шланга из держателя стойки.(Рис. 4) |
Рис 5 Снимаем крышку | Снимаем крышку .(Рис 5) |
Рис 6 Специальный ключ для штока | Для отворачивания гайки штока амортизатора применяем специальный ключ, позволяющий удержать шток от проворачивания.(Рис 6) |
Рис 7 Ослабляем затяжку гайки штока амортизатора | Ослабляем затяжку гайки штока амортизатора, рожковыми ключами одним на «12», другим на «17» (Рис 7) |
Рис 8 Наносим краской метки | Перед отворачиванием болта верхнего крепления стойки к поворотному кулаку наносим краской установочные метки на болт и кронштейн стойки.(Рис 8) |
Рис 9 Отворачиваем гайку верхнего болта | Головкой «на 19» отворачиваем гайку верхнего болта, удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности..(Рис 9) |
Рис 10 выколоткой выбиваем болт. | Сняв с болта шайбу для регулировки угла развала колеса, выколоткой из мягкого металла выбиваем болт.(рис 10) |
Рис 11 отворачиваем гайку нижнего болта крепления стойки и отводим поворотный кулак. | Аналогично отворачиваем гайку нижнего болта крепления стойки к поворотному кулаку и выбиваем болт. Отводим поворотный кулак от стойки, не натягивая тормозной шланг. (рис 11) |
Рис 12 отворачиваем три гайки крепления верхней опоры | Ключом на «13» отворачиваем три гайки крепления верхней опоры направляющей пружинной стойки к кузову. .(Рис 12) |
Рис 13 Снимаем стойку | Снимаем стойку(рис 13) Устанавливаем две стяжки пружин диаметрально друг напротив друга так, чтобы они захватывали пять витков пружины. Попеременно вращая винты стяжек, сжимаем пружину. После того, как давление пружины на опорные чашки ослабнет, отворачиваем гайку штока. (рис 14) Снимаем со стойки верхнюю опору, верхнюю опорную чашку, (рис 15) Снимаем пружину со стяжками, буфер хода сжатия и защитный чехол. (рис 16) Определив какие детали подвески нуждаются в замене, устанавливаем на их место новые и производим установку в обратной последовательности. (рис 17) Сначала собираем воедино опору, опорный подшипник и чашку с резинкой (рис 18) Надеваем новую пружину на стойку, предварительно стянув ее до нужного момента и одеваем опору сверху, шток выпирает наружу, чтобы можно было закрутить гайку: Витки пружины хорошо садятся как в нижней так и в верхней части стойки, прилегают к резинке без перекосов. Можно окончательно закручивать гайку.(рис19) Снимаем стяжки пружины.(рис 20) Устанавливаем направляющую пружинную стойку на автомобиль в обратной последовательности. При установке старой передней стойки заверните эксцентриковую шайбу в соответствии с ранее сделанными метками и, удерживая регулировочный болт в этом положении от проворачивания, затяните гайку его крепления. Аналогично заменяем амортизатор и пружину другой стойки подвески. Устанавливаем направляющую пружинную стойку на автомобиль в обратной последовательности. После установки передней стойки проверяем и при необходимости производим схождение и развал передних колес. |
Рис 14 Стягиваем пружину, отворачиваем гайку штока. | |
Рис 15 Снимаем верхнюю опору. | |
Рис 16 Освобождаем шток | |
Рис 17 Диагностика и замена деталей. | |
Рис 18 Собираем опорный подшипник и чашку с резинкой вместе. | |
Рис 19 Надеваем новую стянутую пружину, и одеваем опору сверху. | |
Рис 20 Снимаем стяжки, устанавливаем обратно направляющую пружинную стойку. |
8. организация технологического процесса
Исходные данные для организации технологических процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей:
— производственная программа (годовая или суточная);
— вид выполняемого технического обслуживания и ремонта;
— сведения о применяемом оборудовании и инструменте;
— сведения о возможных сопутствующих ремонтах;
— масса изделия или автомобиля для выбора подъемно-транспортных средств.
Схема технологического процесса приведена на рис. 1 Приложения 2.
Работы по ТО-1 и ТО-2, уборочно-моечные работы проводятся на специализированных или универсальных постах. Выбор типа поста зависит от годового объема обслуживания, состава и квалификации производственных рабочих, выбранного метода организации производственных бригад.
Универсальный пост – это пост, на котором возможно выполнение нескольких видов типовых работ технического обслуживания и ремонта. Как правило, универсальные посты технического обслуживания и ремонта организуются на сравнительно небольших предприятиях.
Специализированный пост – это пост, на котором реализуется типовой технологический процесс определенного вида. Примерами специализированных постов являются пост смазки, пост ТО-2, пост текущего ремонта по замене агрегатов, пост диагностики и т.д.
Текущий ремонт автомобилей производят в зоне текущего ремонта и на производственных участках. Для работ в зоне текущего ремонта используют универсальные и специализированные посты, которые в зависимости от выполняемых работ оснащают осмотровыми канавами или подъемниками, а также другим подъемно-транспортным оборудованием, приспособлениями и инструментом.
На производственных участках текущий ремонт производится индивидуальным и агрегатным способами. При индивидуальном методе агрегаты, снятые с автомобиля, не обезличиваются, их ремонтируют и устанавливают на тот же автомобиль. Время простоя автомобиля при индивидуальном ремонте возрастает, поэтому на СТО текущий ремонт осуществляется преимущественно агрегатным методом, при котором агрегаты, требующие текущего ремонта, заменяют отремонтированными из оборотного фонда или новыми.
Метод организации производственных бригад определяется методом организации технологического процесса. Наибольшее распространение к настоящему времени получили три метода организации производства ТО и ремонта подвижного состава: специализированных бригад, комплексных бригад и агрегатно-участковый метод технического ремонта.
На основании данных, полученных после выбора метода обслуживания или ремонта, необходимо оформить технологическую документацию.
Технологическая документация представляет собой графические листы (карты эскизов) и технологические карты. Содержание и последовательность выполнения работ технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей отражается в первичном документе технологического процесса – технологической карте. В карте также указывается оборудование, инструмент, приспособления, применяемые при каждой операции или переходе, норма времени на отдельные операции и переходы и на всю технологию в целом. Пример выполнения карты эскизов и технологической карты приведен в Приложении 2 (табл. 1 и 2).
Оптимальный вариант организации технологического процесса ТО и ТР автомобилей позволяет получить высокую производительность труда и качество работ, исключить пропуски или повторения отдельных операций и переходов, рационально использовать средства механизации, выполнять требуемую организацию и обустройство рабочих мест (рабочих постов).
На основании данных, полученных в расчете годовой производственной программы СТОА и проектируемого подразделения, необходимо определить последовательность обслуживания или ремонта, оформить тех. документацию.
Источник