Шестерня ведущая заднего моста маз ремонт
ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ
СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________
Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238
Ремонт и обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Ремонт деталей заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Ремонт заднего моста автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в замене изношенных или поврежденных деталей. Конструкция заднего моста позволяет выполнить большинство ремонтных работ без снятия его с автомобиля.
Рис. 47. Редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — крышка подшипника; 2 — стопор гайки подшипника; 3 — левая гайка подшипника-4 — шестерня полуоси; 5 — сателлит дифференциала; 6 — крестовина дифференциала; 7 — цилиндрический подшипник ведущей шестерни; 8 — конический подшипник ведущей шестерни; 9 — картер подшипника ведущей шестерни; 10 — распорное кольцо; 11 — регулировочная шайба; 12 — маслоотражатель; 13 — крышка сальника; 14 — фланец; 15 — гайка фланца; 16 — шайба; 17 — сальник; 18 — регулировочные прокладки; 19 — прокладка; 20 — ведущая шестерня; 21 — картер редуктора; 22 — ведомая шестерня; 23 — сухарь; 24 — контргайка; 25 — ограничитель ведомой шестерни; 26 — правая чашка дифференциала; 27 — демонтажный болт
картера редуктора; 28 — упорное кольцо втулки; 29 — правая гайка подшипника; 30 — конический подшипник; 31 — левая чашка дифференциала; 32 — стальная шайба; 33 — бронзовая шайба.
Для замены сальника ведущей шестерни редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:
— отсоединить карданный вал от фланца 14 (см. рис. 47) редуктора моста;
— расшплинтовать и отвернуть гайку 15, спять фланец 14 и шайбу 16;
— отвернуть гайки шпилек, крепящие крышку 13 сальника, и, пользуясь демонтажными болтами, снять крышку с сальником;
— заменить сальник, заполнив его внутренние полости консистентной смазкой 1-13, и собрать узел в порядке, обратном разборке (сальник запрессовывают заподлицо с наружным торцом крышки).
Рис. 46. Задний мост Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — колесная передача; 2 — ступица заднего колеса; 3 — тормоза задних колес; 4 — стопорный штифт кожуха полуоси; 5 — направляющее кольцо полуоси; 6 — кожух полуоси; 7 — полуось; 8 — центральный редуктор; 9 — спаренный сальник полуоси; 10 — регулировочный рычаг; 11 — разжимный кулак тормозов.
При необходимости замены сальника 9 (см. рис. 46) полуоси заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следует:
— слить масло из картера моста, вывернув сливную и заливную пробки;
— отсоединить карданный вал;
— снять малые крышки 7 (см. рис. 48) колесных передач;
— отвернуть один болт 15 крепления большой крышки и, завертывая его в резьбовые отверстия в торцах полуосей 22, осторожно вынуть ее вместе с солнечными шестернями 11 колесных передач;
— отвернуть гайки шпилек крепления центрального редуктора к картеру моста (за исключением двух верхних).
Рис. 48. Колесная передача Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
1 — коронная (ведомая) шестерня; 2 — пробка заливного отверстия; 3 — стопорный болт оси сателлита; 4 — подшипник сателлита; 5 — ось сателлита; 5 — сателлит; 7 — малая крышка; 8 — упорный сухарь полуоси; 9 — стопорное кольцо; 10 — шпилька; 11 — солнечная (ведущая) шестерня; 12 — уплотнительное кольцо; 13 — наружная чашка водила; 14 — большая крышка; 15 — болт большой крышки и коронной шестерни; 16 — прокладка; 17 — болт чашек водила; 18 — гайка; 19 — ступица колес; 20 — наружный подшипник ступицы; 21 — внутренняя чашка водила; 22 — полуось; 23 — упор ведущей шестерни; 24 — кожух полуоси; 25 — гайка подшипника ступицы; 26 — стопорное кольцо; 27 — контргайка подшипников ступицы.
После этого с помощью тележки с подъемником вынуть редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, завертывая два демонтажных болта во фланце крепления редуктора к картеру моста, и, сняв оставшиеся две верхние гайки, заменить сальник полуоси с помощью съемника, заполнив внутренние полости сальника консистентной смазкой.
Собирают задний мост в обратной последовательности, причем устанавливать полуоси следует осторожно, проворачивая их во избежание выворачивания рабочей кромки сальника.
Обычно ремонт моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 связан со снятием и разборкой центрального редуктора или колесной передачи.
Прежде чем снять центральный редуктор, необходимо слить масло из картера моста, отсоединить карданный вал и снять стояночный тормоз.
Затем снять малые крышки колесных передач, отвернуть болт большой крышки колесной передачи и, завернув его поочередно в резьбовое гнездо на торцах полуосей, вывести полуоси из дифференциала.
Отвернуть гайки шпилек крепления центрального редуктора к картеру моста и снять редуктор с помощью подкатной тележки.
Центральный редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 удобнее всего разбирать на поворотном стенде.
При отсутствии стенда можно использовать низкий столик-верстак высотой 500—600 мм.
Последовательность разборки редуктора моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующая:
— снять ведущую шестерню 20 (см. рис. 47) с подшипниками в сборе;
— вывернуть гайки 29 и 3 крышек подшипников дифференциала;
— снять крышки 1 подшипников дифференциала;
— отвернуть гайки шпилек крепления чашек дифференциала и раскрыть дифференциал (снять сателлиты, полуосевые шестерни, упорные шайбы).
Разборные детали редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 промыть и тщательно осмотреть.
Проверить состояние подшипников, на рабочих поверхностях которых не должно быть выкрошенных мест, трещин, вмятин, шелушения, а также разрушения или повреждения роликов и сепараторов.
При осмотре шестерен убедиться в отсутствии отколов и обломов зубьев, трещин, выкрашивания цементационного слоя на поверхности зубьев.
При повышенном шуме шестерен редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 во время работы величина бокового зазора 0,8 мм может служить основанием для замены конической пары шестерен.
Ведущую и ведомую конические шестерни при необходимости заменять комплектно, так как на заводе их подбирают попарно по контакту и боковому зазору и клеймят одинаковым номером.
При осмотре деталей дифференциала моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обратить внимание на состояние поверхности шеек крестовины, отверстий и сферических поверхностей сателлитов, опорных поверхностей полуосевых шестерен, опорных шайб и торцовых поверхностей чашек дифференциала, которые не должны иметь задиров.
При значительном износе или ослаблении посадки заменить втулку сателлита. Новую втулку обрабатывают после запрессовки ее в сателлит до диаметра 26+0,045 мм.
При значительном износе бронзовых опорных шайб полуосевых шестерен их следует заменить. Толщина новых бронзовых шайб — 1,5 мм.
После сборки дифференциала заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 рекомендуется замерить зазор между полуосевой шестерней и опорной бронзовой шайбой, который должен быть в пределах 0,5—1,3 мм.
Зазор замеряют щупом через окно в чашках дифференциала, когда сателлиты сдвинуты к опорным шайбам до отказа, а полуосевая шестерня прижата к сателлитам, т. е. находится в беззазорном зацеплении с ними. Чашки дифференциалов заменяют комплектно.
Центральный редуктор заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 собирать в следующей последовательности:
— подсобрать ведущую шестерню, установить ее в картер подшипников и отрегулировать конические подшипники с предварительным натягом;
— подсобрать дифференциал, установить его в картер и отрегулировать подшипники дифференциала с преднатягом;
— установить ведущую шестерню в картер редуктора;
— отрегулировать зацепление конических шестерен;
— завернуть ограничитель ведомой шестерни до упора в шестерню и затем отпустить до 1/10-1/13 оборота, что соответствует зазору между ними 0,15— 0,2 мм, и затянуть контргайку.
Разборка колесной передачи и снятие ступицы заднего колеса Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Последовательность разборки колесной передачи и ступицы заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующая:
— ослабить гайки крепления заднего колеса;
— установить домкрат под одну сторону балки заднего моста
— вывесить ступицу с колесами, затем подложить подставку и снять домкрат;
— отвернуть гайки крепления задних колес, снять прижимы и наружное колесо, распорное кольцо и внутреннее колесо;
— слить масло из картера колесной передачи Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337;
— снять большую крышку 14 (см. рис. 48) колесной передачи в сборе с малой крышкой 7;
— снять ведомую шестерню 1, для чего использовать как съемник два болта крепления большой крышки;
— ввернуть в резьбовое отверстие полуоси 22 болт крепления большой крышки, вынуть полуось с солнечной шестерней 11 в сборе;
— отвернуть стопорные болты 3 осей сателлитов, установить съемник и вынуть оси 5 сателлитов, затем вынуть сателлиты в сборе с подшипниками;
— отвернуть контргайку 27 подшипников ступицы, снять стопорное кольцо 26, отвернуть гайку 25 подшипников и вынуть внутреннюю чашку 21 водила;
— вынуть распорную втулку подшипников, установить съемник ступицы и снять ступицу в сборе с тормозным барабаном.
При замене сальника и подшипника ступицы заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:
— отвернуть болты крепления тормозного барабана и снять пылеуловитель и крышку сальника;
— извлечь сальник из крышки и легкими ударами молотка установить новый сальник;
— выпрессовать кольца наружного и внутреннего подшипника ступицы с помощью съемника.
Детали колесной передачи Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 и ступицу промыть и тщательно осмотреть.
На поверхности зубьев шестерен не допускается выкрашивание цементационного слоя. При наличии трещин и обломов зубьев шестерни следует заменить.
Установку ступицы и сборку колесной передачи выполняют в обратной последовательности.
При этом следует иметь в виду, что внутренний сдвоенный конический подшипник выполнен с гарантированным предварительным натягом, который обеспечивается установкой распорного кольца.
В таком комплекте подшипник маркируют на торцах обойм и наружной поверхности распорного кольца.
Устанавливать этот подшипник следует только в комплекте в соответствии с маркировкой.
Замена отдельных деталей комплекта не допускается, так как в этом случае изменяется осевой зазор подшипника, что приводит к его разрушению.
Подшипники ступицы не регулируются, однако правильная установка, ступицы обеспечивается тугой затяжкой внутренних колец этих подшипников гайкой и контргайкой.
Усилие, необходимое для затяжки гайки подшипников ступицы, должно быть примерно равно 80—100 кГ на ключе с воротком 500 мм.
Техническое обслуживание заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337
Обслуживание заднего моста автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в проверке и поддержании необходимых уровней смазки в центральном редукторе и в колесных передачах, своевременной смене смазки, очистке сапунов от загрязнения, проверке и подтяжке крепежных деталей, проверке шума работы и температуры нагрева заднего моста.
Особое внимание при техническом обслуживании заднего моста надо уделять регулировке центрального редуктора.
Регулировку выполняют при снятом редукторе; при этом сначала регулируют конические подшипники ведущей конической шестерни и подшипники дифференциала, а затем зацепление конических шестерен по пятну контакта.
Для регулировки подшипников ведущей конической шестерни редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 необходимо:
— разобрать стояночный тормоз и снять суппорт с картера 9 (см. рис. 47);
— отвернуть гайки шпилек крепления картера заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 подшипников ведущей шестерни и с помощью демонтажных болтов 27 вынуть картер 9 с ведущей конической шестерней в сборе;
— закрепив картер 9 в тисках, определить индикатором осевой люфт подшипников;
— освободив картер 9, зажать ведущую коническую шестерню в тисках.
Расшплинтовать и отвернуть гайку 15 фланца, снять шайбу и фланец.
Снять крышку с помощью демонтажных болтов. Снять маслоотражатель 12, внутреннее кольцо переднего подшипника и регулировочную шайбу 11;
— замерить толщину регулировочной шайбы и рассчитать, до какой величины необходимо уменьшить ее для устранения осевого люфта и получения предварительного натяга (уменьшение толщины шайбы должно быть равно сумме замеренного индикатором осевого люфта вала и величины 0,03—0,05 мм предварительного натяга);
— прошлифовать регулировочную шайбу до требуемой величины, установить ее и другие детали, кроме крышки 13 с сальником, которую ставить не следует, так как трение сальника о шейку фланца не позволит точно измерить момент сопротивления проворачивания шестерни в подшипниках.
При затягивании гайки фланца редуктора Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следует проворачивать картер подшипников, чтобы ролики правильно разместились в обоймах подшипников;
— проверить предварительный натяг подшипников по величине момента, необходимого для проворачивания ведущей шестерни, который должен быть равен 0,1—0,3 кГм.
Определить этот момент можно динамометрическим ключом на гайке 15 или измерением усилия, приложенного к отверстию на фланце под болты крепления карданного вала.
Усилие, приложенное перпендикулярно радиусу расположения отверстий на фланце, должно составлять 1,3—3,9 кГ.
Следует помнить, что слишком большой натяг в конических подшипниках приводит к сильному их нагреву и быстрому износу.
При нормальном предварительном натяге подшипников снять с вала ведущей шестерни гайку, заметив ее положение, и фланец, затем установить на место крышку 13 (см. рис. 47) с сальником и окончательно собрать узел.
Перед регулировкой подшипников дифференциала и зацепления конических шестерен главной передачи Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 отвернуть ограничитель 25 ведомой шестерни.
Затяжку подшипников дифференциала регулируют с помощью гаек 3 и 29, которые следует навертывать на одинаковую глубину, чтобы не нарушать положения шестерни до получения необходимого предварительного натяга в подшипниках.
Предварительный натяг подшипников определяется величиной момента, требуемого для поворота дифференциала, который должен быть в пределах 0,2—0,3 кГм (при снятой ведущей конической шестерне).
Этот момент определяется динамометрическим ключом или измерением усилия, приложенного на радиусе чашек дифференциала и равного 2,3—3,5 кГ.
Порядок проверки и регулировки зацепления конических шестерен редуктора Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следующий:
— перед установкой картера 9 подшипников с ведущей шестерней в картер редуктора насухо протирают зубья конических шестерен и смазывают три-четыре зуба ведущей шестерни тонким слоем краски по всей их поверхности;
— устанавливают в картер редуктора Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 картер 9 с ведущей шестерней; завертывают гайки на четыре накрест лежащие шпильки и поворачивают за фланец 14 ведущую шестерню (в одну и другую стороны);
— по отпечаткам (пятнам контакта), полученным на зубьях ведомой шестерни, устанавливают правильность зацепления шестерен и характер регулировки зацепления.
Регулируют зацепление шестерен изменением количества прокладок 18 под фланец картера подшипников ведущей шестерни и с помощью гаек 3 и 29, не нарушая регулировки подшипников дифференциала.
Для того чтобы отодвинуть ведущую шестерню от ведомой, необходимо под фланец картера подложить дополнительно регулировочные прокладки, а при необходимости сближения шестерен — вынуть прокладки.
Для перемещения ведомой шестерни редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 пользуются гайками 3 и 29. Чтобы не нарушать регулировку подшипников 30 дифференциала, необходимо завертывать (отвертывать) гайки 3 и 29 на один и тот же угол.
При регулировке зацепления (по пятну контакта) на зубьях шестерен сохранять боковой зазор между зубьями, величина которого у новой пары шестерен должна быть в пределах 0,2—0,5 им.
Уменьшение бокового зазора между зубьями шестерен за счет смещения пятна контакта от рекомендуемого положения не допускается, так как это приводит к нарушению правильности зацепления шестерен и быстрому их износу.
После окончания регулировки зацепления шестерен редуктора заднего моста Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 затянуть все гайки шпилек крепления картера подшипников к картеру редуктора, поставить стопоры гаек подшипников, завернуть ограничитель 25 так, чтобы получить
минимальный зазор 0,15—0,2 мм между сухарем и ведомой шестерней (минимальный зазор устанавливается при повороте ведомой шестерни на один оборот).
После этого ограничитель 25 ведомой шестерни застопорить контргайкой.
При снятии центрального редуктора с автомобиля (для регулировки или ремонта) проверять зазор между торцовой плоскостью полуосевой шестерни и опорной шайбой, который на заводе устанавливается в пределах 0,5—1,3 мм.
Зазор проверяют с помощью щупа через окна в чашках дифференциала, когда сателлиты сдвинуты к опорным шайбам до отказа, а полуосевая шестерня прижата к сателлитам, т. е. находится в беззазорном зацеплении с ними.
Источник