Chevrolet Lacetti manual
Chevrolet Lacetti Система охлаждения
Система охлаждения: 1 — отводящий шланг радиатора; 2 — радиатор системы охлаждения; 3 — пароотводящий шланг; 4 — электровентилятор; 5 — подводящий шланг радиатора; 6 — крышка термостата; 7 — шланг подвода жидкости к блоку подогрева дроссельного узла; 8 — шланг отвода жидкости от блока подогрева дроссельного узла; 9 — подводящий шланг радиатора отопителя; 10 — отводящий шланг радиатора отопителя; 11 — наливной шланг; 12 — расширительный бачок; 13 — подводящая труба насоса системы охлаждения.
Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашки охлаждения двигателя, термостата, соединительных шлангов и радиатора с электрическим вентилятором. К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя. Заправляется система охлаждающей жидкостью через горловину расширительного бачка.
Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости. На стенке расширительного бачка нанесены метки МАХ и MIN, между которыми должен находиться уровень жидкости на холодном двигателе.
К верхнему патрубку бачка подсоединен пароотводящий шланг, соединяющий бачок с радиатором, а к среднему патрубку — шланг отвода жидкости из блока подогрева дроссельного узла. Нижний патрубок бачка соединяется наливным шлангом с подводящей трубой насоса.
Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в крышке расширительного бачка.
При утере крышки нельзя заменять ее герметичной крышкой без клапанов, даже подходящей по размеру и резьбе, — это приведет к недопустимому повышению давления в системе охлаждения (на горячем двигателе) и как следствие — утечке охлаждающей жидкости из-под хомутов крепления шлангов.
Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает насос охлаждающей жидкости. Насос охлаждающей жидкости — лопастной, центробежного типа, приводится зубчатым ремнем привода ГРМ.
Насос охлаждающей жидкости
Жидкость поступает к насосу через подводящую трубу, расположенную на задней стенке блока цилиндров под впускным трубопроводом. Из насоса жидкость под давлением подается в рубашку охлаждения двигателя, а оттуда — к патрубку головки блока цилиндров, на котором установлен термостат.
На непрогретом двигателе клапан термостата закрыт и перекрывает выпускной патрубок крышки корпуса термостата, ведущий к радиатору системы охлаждения. При этом вся жидкость циркулирует по рубашке охлаждения двигателя. Часть жидкости из рубашки охлаждения по шлангу, подсоединенному к патрубку головки блока, поступает в радиатор отопителя, а затем возвращается к насосу. В блок подогрева дроссельного узла жидкость поступает через шланг, подсоединенный к штуцеру корпуса термостата, а оттуда — в расширительный бачок и затем возвращается к насосу.
В этом случае жидкость циркулирует по малому кругу.
Термостат
По мере прогрева двигателя, при температуре жидкости 87 °C клапан термостата начинает перемещаться, открывая выпускной патрубок крышки термостата и пропуская поток жидкости в радиатор системы охлаждения. При температуре 102 °C клапан термостата полностью открывается и жидкость поступает в радиатор системы охлаждения, где отдает тепло окружающему воздуху. Движение жидкости через рубашку охлаждения двигателя и радиатор системы охлаждения образует большой круг циркуляции. Закрывается клапан термостата при температуре жидкости 86 °C. Через блок подогрева дроссельного узла и радиатор отопителя жидкость циркулирует постоянно и не зависит от положения клапана термостата.
Радиатор с вентилятором в сборе: 1 — нижний бачок радиатора; 2 — отводящий патрубок радиатора; 3 — кожух вентилятора; 4 — электродвигатель вентилятора; 5 — пароотводящий патрубок радиатора; 6 — крыльчатка вентилятора; 7 — подводящий патрубок радиатора; 8 — верхний бачок радиатора; 9 — пробка сливного отверстия
Радиатор системы охлаждения состоит из двух горизонтально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками с охлаждающими пластинами, расположенными в один ряд.
Жидкость поступает в радиатор через патрубок верхнего бачка, а отводится через патрубок нижнего бачка. Для слива охлаждающей жидкости имеется сливное отверстие закрытое пробкой.
Электрический вентилятор установлен в кожухе за радиатором.
Вентилятор с кожухом в сборе:
На автомобилях с системой кондиционирования воздуха могут устанавливаться два вентилятора — основной и дополнительный.
Работой основного и дополнительного (при его наличии) вентиляторов управляет электронный блок управления (ЭБУ) двигателем, который через соответствующее реле обеспечивает вращение крыльчатки вентилятора с двумя скоростями. ЭБУ включает основной вентилятор на низкую скорость при температуре охлаждающей жидкости 93 °С — у двигателей 1,8 или при 97,5 °С — у двигателей 1,4 и 1,6 и на высокую скорость при 97 °С — у двигателей 1,8 или при 101,25 °С — у двигателей 1,4 и 1,6, переводит вентилятор с высокой скорости на низкую при 94 °С — у двигателей 1,8 или при 99 °С — у двигателей 1,4 и 1,6 и выключает его при 90 °С — у двигателей 1,8 или при 95,25 °С — у двигателей 1,4 и 1,6.
Дополнительный вентилятор включается ЭБУ на низкую скорость при включении системы кондиционирования воздуха, а на высокую — при температуре охлаждающей жидкости выше 97 °С или достижении давления в нагнетающей магистрали кондиционера 1859 кПа.
Высокую скорость вентиляторов включает реле высокой скорости вентилятора.
У автомобилей с двумя вентиляторами низкую скорость основного вентилятора включает реле низкой скорости вентилятора, а низкую скорость дополнительного вентилятора — управляющее реле вентилятора.
У автомобилей с одним вентилятором в цепь включения низкой скорости вентилятора после реле низкой скорости введен дополнительный резистор.
Резистор низкой скорости вентилятора
В системе охлаждения нет датчика указателя температуры охлаждающей жидкости. Информация на указатель температуры охлаждающей жидкости поступает от датчика температуры охлаждающей жидкости, используемого в системе управления двигателем.
Источник
Chevrolet Lacetti 5D la Olimpica › Logbook › Система охлаждения: «парилочка» из-под капота
В принципе, эту запись можно было начать и тут же закончить заглавным фото, если бы не одно НО… «головная боль» (далее много букв и мало картинок)
В общем, неделю назад стоя на светофоре я заметил как из-под капота повалил пар, а через секунду в салоне появился стойкий запах испаряющегося антифриза. Вот и накатались… Паркуемся, открываем капот. Внутри клубы пара и пустой расширительный бачек. Кидаю сообщение в вайбер «дотяните до СТО пару км». Спасибо Жене Hr3 за то что откликнулся и дотянул до места «на шнурке».
Конктрольный звонок Олежке Legazoid «Шэф, фсьо пропало! Клиент уходит!». Он озвучил очередную «детскую болячку» лачиков — так называемая «флейта». На схеме деталь №3
Время уже позднее, сегодня никто с машиной ковыряться не будет, оставляю на СТО, но заказ на «флейту» успели оформить. Будет завтра…
Наступило завтра. За ночь спустило заднее колесо, причем компрессор накачать его не мог. Подняли машину на подъемнике, а у меня погнута внутренняя кромка диска. Причем нормально так погнута. В какую яму я влетел — даже не могу вспомнить и как я доехал на таком колесе на СТО. Колесо снимаем, везем на рихтовку. Тем временем «флейта» уже где-то в процессе доставки и тут звонок с СТО: охлаждайка залила верхнюю часть впускного коллектора (а если мы помним, то «флейта» находится ПОД впускным), значит либо это не она, либо жидкость под давлением ударила фонтаном вверх. Короче, чтобы не рисковать дополнительно заказываем патрубок от расширительного бачка на дроссель. Деталь №14.
Раз «флейта» — это болячка, чтобы не ждать когда она рванет, решено менять и ее, и вот тот второй патрубок. Вспомнив всех святых, их матерей и отцов, мне наконец-то удалось добраться до «флейты» снизу (я на это потратил примерно часа 2-3. Если не знать куда лезть и что крутить то в первый раз много времени уходит). Все стоит на местах, залили охлаждайку, заводим… а дальше как в шоу фонтанов в Лас-Вегасе: струя аккурат между впуском 3 и 4 цилиндра. вертикально вверх, сантиметров на 20-25. В тот момент я вспомнил весь словарный запас матерных слов. Поменяли патрубки — да не те. Пробой в патрубке, который идет на вход печки с блока двигателя. На схеме деталь №17. Время суббота вечер. Делаем заказ. Патрубка нет в наличии. Едет из Днепра. Рассчетное время доставки — среда. СРЕДА, КАРЛ! Но делать то нечего, машина остается ночевать на СТО.
Хочется сказать пару слов об особенности конструкции лачетти. Ее можно ремонтировать только если руки в локтях могут выгибаться в другую сторону. Короче чтоб поменять этот злоеб:?*(ий патрубок надо снизу снова снимать: стартер, крепеж впускного коллектора, ту самую «флейту» и аж за ней тянуться чтобы достать хомут патрубка печки. Хомут самозажимной и на вытянутых руках «вслепую» одной рукой хрен ты его снимешь. Короче, реально по времени этот патрубок снимали минут 40-50. Он не то что прикипел — он приклеился к выходу со стороны блока. Но силушка то богатырская… короче сняли. Ну сняли — это пол беды. На этом патрубке печки висит тройник для отвода ОЖ для обогрева газового редуктора. Так вот, трубка на редуктор за 5 лет превратилась просто в кусок «дерева»: патрубок стал настолько жестким, что им можно забивать гвозди. И вот тут я абсолютно не шучу. Короче собирать обратно на таком патрубке всю систему абсолютно не логично. Долго ли, коротко ли… вжух и нужный патрубок у нас. По хорошему надо менять оба патрубка с редуктора (вход и выход). Это следующее что будет сделано.
Короче собрали. Залили ОЖ, и даже не заводя авто началась «ниагара»: за пару минут под авто насобиралась приличная лужа. Текло отовсюду. На поиск и устранение течей ушло часа 3 не меньше. Что произошло: пока эти патрубки (все патрубки) находились в состоянии относительного покоя — все работало. Как только мы полезли туда менять пробитый патрубок и пошевелили соседние, они тут же дали течь по всем соединениям. Самозажимный хомуты не могли нормаль герметизировать эти… эти… трубы, так как они все практически дубовые. Короче как я сказал, 3 часа шаг за шагом меняли самозажимные хомуты на затяжные (под отвертку).
В этот момент мои нервы окончательно расшатались. В ближайшее время произойдет замена ВСЕХ патрубков охлаждения на новые. Второй раз лезть под машину чтобы поменять очередной патрубок который дал течь — ну его фпиз67у.
Да, дорого, но время и нервы дороже.
Вот такая вот печальная история с, практически, хэппи эндом 😉
З.Ы, что-то начала подключивать «жабка» заднего хода. Хоть с ее заменой никаких вопросов не возникло ))))
Флейта — 230 грн
Бачок-дроссель — 160 грн
Вход печки — 90 грн
Концентрат Motul — 2.5 литра
Дестилированная вода — 2,5 литра
Работа механиков СТО, когда мои руки опускались — сколько-то грн
Рихтовка диска — 300 грн
Жабка заднего хода — 85 грн
Макдональдс — бесценно!
Итого: 2020 грн
Источник
Система охлаждения Chevrolet Lacetti
Основные данные для контроля, обслуживания и ремонта | |
Тип охлаждающей жидкости | На основе этиленгликоля |
Объем охлаждающей жидкости | 7,2 л |
Температура начала открытия термостата | S3 ± 2 °С |
Температура полного открытия термостата | 102 °С |
Температура полного закрытия термостата | 82 °С |
Ход клапана термостата | 7 мм |
Температура включения первой скорости вентилятора системы охлаждения | 97 °С |
Температура выключения первой скорости вентилятора системы охлаждения | 95 °С |
Температура включения второй скорости вентилятора сис темы охлаждения | 101 °С |
Температура выключения второй скорости вентилятора системы охлаждения | 95 °С |
Моменты затяжки резьбовых соединений | |
Наименование деталей | Момент затяжки, Н-м (кгс-м) |
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости | 10 (1,0) |
Винты крепления электродвигателя вентилятора | 4 (0,4) |
Гайка крепления крыльчатки электровентилятора | 3,2 (0,3) |
Болты крепления элетровентилятора | 4 (0,4) |
Болты крепления радиатора | 8 (0,8) |
Гайки крепления расширительного бачка | 5 (0,5) |
Болты крепления корпуса термостата | 20 (2,0) |
Болты крепления насоса охлаждающей жидкости | 10 (1,0) |
Система охлаждения — проверка технического состояния
Перегрев двигателя может привести к серьезной поломке двигателя, поэтому очень важно периодически проверять техническое состояние системы охлаждения. Помимо периодической проверки данный алгоритм подходит для первоначальной диагностики системы при возникновении неисправностей.
Проверяем уровень охлаждающей жидкости.
2. Проверяем отсутствие подтекания жидкости из сливного штуцера радиатора системы охлаждения, датчика температуры охлаждающей жидкости, соединений резиновых шлангов системы охлаждения, а также их целостность. При наличии следов подтекания жидкости необходимо подтянуть соединения (заменить стяжные хомуты) или заменить поврежденные элементы.
3. Проверяем отсутствие подтекания жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости. Для наглядности показано на снятом насосе, при проверке на автомобиле необходимо снять переднюю крышку ремня привода ГРМ.
При наличии течи насос охлаждающей жидкости необходимо заменить (см. с. 101, «Насос охлаждающей жидкости замена»).
Необходимость замены насоса может быть вызвана также неисправностью его подшипника. При этом при работе двигателя будет прослушиваться сильный шум. Для подтверждения необходимо после снятия ремня ГРМ проверить легкость вращения (не должно быть заеданий) и отсутствие люфта шкива насоса в продольном и поперечном направлении.
4. Проверяем работу термостата в следующем порядке: запускаем двигатель и рукой контролируем температуру верхнего шланга радиатора. До достижения двигателем температуры 83 °С шланг должен оставаться чуть теплым, после достижения указанной температуры — должен начать быстро нагреваться до температуры двигателя. Если верхний шланг начинает нагреваться заметно раньше или позже указанной температуры — термостат подлежит замене. Раннее открытие термостата приводит к длительному прогреву двигателя до рабочей температуры, а позднее — к его перегреву.
5. Проверяем включение электровентнлятора системы охлаждения. При выключенной системе кондиционирования (или если она не установлена) электровентилятор должен включаться на первой скорости при достижении температуры 97 «С (приблизительно не доходя трети шкалы до 125 «С указателя температуры охлаждающей жидкости), а выключаться при температуре 95 «С (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости должна отклониться чуть левее относительно положения, в котором она была при включении электровентилятора). При включении системы кондиционирования (если она установлена) электровентилятор должен включиться па первой скорости. При достижении температуры 101 °С (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости должна находится чуть правее относительно положения, в котором она была при включении электровентнлятора при выключенной системе кондиционирования) должна включится вторая скорость вращения электровентилятора. Когда температура охлаждающей жидкости опустится до 95 °С (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости должна отклониться чуть левее относительно положения, в котором она была при включении второй скорости электровентнлятора). электровентилятор должен переключится на первую скорость вращения.
Если электровентилятор не включается или не включается одна из скоростей, то его необходимо проверить.
Возможна неисправность термостата, при которой его клапан начинает открываться вовремя, но в итоге открывается не полностью, что также может приводить к перегреву двигателя. Проверить полноту открытия клапана термостата можно только после снятия его с автомобиля. Если клапан термостата открывается полностью, то наиболее вероятной причиной перегрева является неисправность насоса охлаждающей жидкости.
6. Проверяем отсутствие сжимания шлангов системы охлаждения при остывании двигателя и излишнего их затвердевания при работе двигателя, когда температура охлаждающей жидкости больше 70 «С. При наличии данных неисправностей необходимо заменить крышку расширительного бачка системы охлаждения.
Информация актуальна для автомобилей Шевроле Лачетти 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 года выпуска.
Источник