- Смотровая яма: размеры по гост
- Какие государственные стандарты и нормы на смотровые ямы существуют?
- Особенности обустройства смотровой ямы
- Каких размеров должна быть смотровая яма?
- Длина, ширина, глубина смотровой ямы на СТО
- Размеры смотровой ямы для обслуживания крупногабаритных транспортных средств
- Габариты смотровой ямы для индивидуального (частного) гаража
- Оптимальные размеры смотровой ямы в гараже. Этапы строительства.
- Неприятный момент, который можно предотвратить
- Как рассчитать размер смотровой ямы в гараже
- Строительство смотровой ямы
- Смотровая яма: размеры по гост
- Что собой представляет смотровая яма?
- Существующие стандарты и нормы
- Что учитывается при оборудовании смотровой ямы?
- Размеры конструкции
- Габариты сооружения рассчитывают по следующим параметрам:
- Глубина, длина и ширина для станции технического обслуживания
- Габариты при обслуживании грузовых автомобилей
- Смотровая яма для частного гаража
Смотровая яма: размеры по гост
Сервисное обслуживание и ремонт автомашин предполагает наличие смотровой ямы. Находясь в ней, автовладелец либо механик, если это сервисная станция обслуживания либо предприятие с собственным автопарком, получает возможность проводить как мелкие, так и средней сложности ремонтные работы. Наличие смотровой ямы позволяет провести осмотр следующих узлов авто:
- днища;
- ходовой части;
- глушителя;
- коробки передач;
- выхлопной трубы;
- поддона картера.
Она представляет собой углубление в основании (полу) гаража. Удобство пользования и возможность проведения тех или иных ремонтных работ, в том числе и осмотра днища в профилактических целях, обусловлено не только наличием достаточного освещения, но и обзора. Последнее отражается в правильном выборе габаритов смотровой ямы.
Невозможность стоять в полный рост, проводя осмотр, либо, наоборот, дотянуться до днища делают сооружение абсолютно бесполезным. Это касается и тех случаев, когда длина ямы не позволяет произвести полный осмотр днища.
Какие государственные стандарты и нормы на смотровые ямы существуют?
Нормативные документы относительно оснащения смотровой ямы касаются исключительно предприятий, занимающихся осмотром автомобильной техники. Они предполагают то, что это сооружение является частью технической базы, поэтому подлежит соответствующей регистрации, полному соответствую имеющихся ГОСТов.
Существует всего несколько таких документов. В нормативных актах в большей степени затрагивают правила относительно освещения и схемы вентиляции, безопасности, нежели габаритов. Если сооружение оборудуется не с целью ведения коммерческой деятельности, соблюдения предписаний этих документов не требуется. Иначе необходимо изучить соответствующую нормативную базу.
Отсутствие необходимости регистрировать гараж со смотровой ямой не означает того, что она может возводиться в произвольном порядке. Существуют определенные нормы, от которых зависит безопасность и удобство эксплуатации сооружения. Немаловажным фактором является и решение вопроса относительно того, какие автомобили предполагается обслуживать — легковые и/или грузовые. Это определяет габариты будущей конструкции.
Особенности обустройства смотровой ямы
Основным нюансом «возведения» смотровой ямы является нахождение уровня грунтовых вод. Существует определенный стандарт, согласно которому он не должен пролегать на отметке в 2,5 метра от уровня почвы. Когда грунтовые воды располагается именно в этих пределах, смотровую яму делать нельзя.
Никакие меры предосторожности не смогут защитить автомобиль от образуемой и скапливаемой на дне сооружения влаги. Альтернативным вариантом смотровой яме в такой ситуации становится эстакадная конструкция, которую располагают неподалеку от гаража, то есть на улице.
Это касается и индивидуальных гаражей, и предприятий, на которых занимаются техническим и сервисным обслуживанием транспортных средств. Иначе коррозийные процессы станут неизбежными, что является недопустимым.
Каких размеров должна быть смотровая яма?
При расчете габаритов сооружения, определяемых тремя параметрами, руководствуются нижеследующими данными:
- Глубина. Высота от дна ямы должна быть на 10-15 сантиметров выше роста человека. Это оптимальный показатель глубины, позволяющий производить ремонтные работы и осмотр транспортного средства без необходимости тянуться, нагибаться, приседать.
- Ширина. Этот показатель смотровой ямы напрямую привязан к габаритами транспортного средства, а, точнее, к размеру колесной пары. Его можно замерить самостоятельно, но, учитывая то, что в будущем автовладелец возможно захочет сменить марку авто, следует выбирать оптимальную ширину. Это особенно актуально для СТО и прочих предприятий, обслуживающих разные модели транспортных средств.
- Длина. Определяет удобство спуска в смотровую яму и обеспечивает обзор всего днища. В процессе проектирования, как правило, предусматривают оснащение сооружения ступенями либо лестницей. Чтобы спуск был удобен, длина должна превышать размер машины как минимум на 1 метр.
Эти параметры вариативны. Они зависят от типа транспортного средства, с какими целями используют смотровую яму — личных или коммерческих.
Длина, ширина, глубина смотровой ямы на СТО
Индивидуальное возведение сооружения отличается от аналогичного на станциях технического обслуживания. Если автовладелец может самостоятельно корректировать габариты под собственные нужды и параметры личного автомобиля, на СТО обслуживают различные марки машин, что накладывает требования по обустройству «универсальной» ямы.
Оптимальными размерами сооружения на станциях техобслуживания считаются следующие показатели:
- ширина — 1000;
- длина — 5500;
- высота — 1800.
Все размеры указаны в миллиметрах. Следует учитывать, что параметр глубины для станций технического обслуживания считается до поверхности расположения колес во время ремонта, а не до уровня пола. Это обусловлено тем, что рабочая поверхности на СТО не всегда располагается в один уровнем с полом.
Размеры смотровой ямы для обслуживания крупногабаритных транспортных средств
Строительство ямы, которую предполагается использовать для обслуживания грузовых автомобилей, подразумевает несколько иные размеры. Расстояние между колесами у автомашин этой категории значительно отличается от модели к модели. Это значительно усложняет проектирование сооружения.
Вариантов расчета два. Первый предполагает взятие за «эталонную» величину показатели собственного автотранспорта и вычитание из нее 300-400 миллиметров. Если расчеты неверны, добираться до нужных узлов придется с трудом. Второй вариант подразумевает то, что яму оборудуют универсальной, усредняя параметры, то есть делают с шириной в 1000 мм, что позволяет осматривать авто и с базой в 120, и с базой в 80 см.
Габариты смотровой ямы для индивидуального (частного) гаража
Ширину можно делать под индивидуальные особенности колесной базы, но это не самый лучший вариант, поскольку авто рано или поздно приобретают новое, что не исключает выбор в пользу отличной от старой модели. Ее габариты могут быть несколько иными. Оптимальным вариантом станет ширина в 75-80 см. Это исключит какие-либо проблемы в будущем, позволит проводить осмотр даже микролитражек.
Необязательно ограничиваться длиной «плюс» 1 метр к габаритам автомобиля. В индивидуальном строительстве можно брать и большие размеры. Если площадь гаража позволяет, то часто оборудуют капитальный и удобный спуск с хорошей стационарной лестницей, а не приставной. Ступеньки можно сделать в коротком отрезке, если выбрать Г-образную форму. Это приведет к увеличению расходов на материалы, но сделает смотровую яму максимально удобной. Нишу можно делить не только вдоль, но и поперек.
Глубину нет смысла брать средних показателей. Владелец должен брать свой рост и прибавлять к нему 10-15 см, а лучше 25 сантиметров, учитывая необходимость прокладки гидроизоляции, что может забрать часть глубины. Если яма получается глубже, чем надо, настил поднимают на нужную высоту.
Источник
Оптимальные размеры смотровой ямы в гараже. Этапы строительства.
Любовь к автомобилям у мужчин в крови. Каким бы ни было его материальное положение, заглянуть вечерком под капот дело чести. Замену масла, свечей и прочий мелкий ремонт можно выполнить самостоятельно, не обращаясь за помощью в сервисный центр. Для решения более серьёзных проблем нужна смотровая яма. Построить её не составит труда, важно лишь правильно организовать процесс и рассчитать размеры.
Неприятный момент, который можно предотвратить
Помимо очевидных преимуществ, перечислять которые нет смысла, смотровая яма может нанести вред вашему авто. В низине влажность чрезмерно повышена, и если машина постоянно стоит над неприкрытой ямой, то это может стать причиной коррозии днища. Проблема высокой влажности и образования конденсата встречается повсеместно, и это никак не зависит от размера смотровой ямы в гараже.
Решить эту проблему можно с помощью качественной гидроизоляции, о которой необходимо позаботиться в процессе строительства. Первоначально необходимо выяснить уровень залегания грунтовых вод. Если он не превышает глубину 2,5 метра, то придётся обустраивать дренажную систему, которая будет отводить воду в специально предусмотренный колодец. При заливке стен обязательно добавляйте в бетон гидроизоляционный состав, который будет препятствовать образованию конденсата. Также можно изолировать наружную сторону стен гидроизоляционной мембраной, но это необходимо сделать на этапе монтаже опалубки.
Как рассчитать размер смотровой ямы в гараже
Определяющим критерием при определении размеров смотровой ямы является автомобиль, а точнее его габариты. Но как быть в том случае, если вы часто меняете авто? Не переделывать же яму после каждой новой покупки? Конечно же нет, просто нужно сразу рассчитать оптимальную ширину. Она напрямую зависит от размера колёсной базы авто и величины самого хозяина. Ширина в 70-80 см максимально близка к универсальному значению. С глубиной дела обстоят ещё проще. Здесь всё зависит от роста хозяина, при этом, он должен без проблем дотягиваться до днища. Также стоит обратить внимание на комфортность положения, ведь если находясь в яме придётся вытягиваться или наоборот пригибаться, то продуктивной работы не получится. Чтобы было легче считать, прибавьте к своему росту 10-15 см, и вы получите оптимальную глубину. Данные размеры смотровой ямы в гараже являются базовыми, но в них можно вносить небольшие изменения.
Строительство смотровой ямы
Процесс строительства смотровой ямы не растянется на длительный срок, но окажется весьма трудоёмким. В первую очередь это касается земляных работ, то есть рытья котлована. Он рассчитывается с учётом глубины самой ямы, толщины пола, стен и гидроизоляции. К ширине придётся добавить ещё 50 см, которые уйдут на стены.
Теперь, когда котлован вырыт, приступаем к полу. На дно необходимо насыпать 10 см слой щебня и хорошо утрамбовать. Поверх него насыпаем вдвое меньший слой песка и также утрамбовываем. Этот «пирог» нужно застелить гидроизоляционной плёнкой, на которую затем положится армирующий каркас. Всё готово, можно смело заливать бетон. На этапе его приготовления нужно добавить специальное средство, которое придаст высохшему полу гидроизоляционное свойство. Раствор заливается в опалубку слоем 10 см, выравнивается, и оставляется до полного высыхания. Как правило, при благоприятных погодных условиях на это уходит порядка 3 дней.
После того, как пол окончательно высох, настал черёд стен. Для них также сооружается опалубка, укладывается гидроизоляционная мембрана и устанавливается армирующий каркас, который добавит стенам прочности. На данном этапе можно подогнать толщину стен под готовые размеры смотровой ямы в гараже.
По высохшим стенам проводится финишная обработка. Их можно оштукатурить, отделать плиткой или плитами из гипсоволокна. На края ямы устанавливается каркас, сваренный из металлических уголков, и закрепляется. В последствии он послужит опорой для досок или других панелей, закрывающих яму. Их можно накрыть плёнкой, что послужит дополнительной защитой от конденсата.
Источник
Смотровая яма: размеры по гост
Транспортное средство требует регулярного обслуживания и в некоторых случаях ремонта. Устройство автомобиля таково, что проводить подобный сервис без наличия смотровой ямы просто невозможно. Она обязательно есть в гаражах предприятий с собственным автопарком, на станциях технического обслуживания. Некоторые частные автовладельцы, предпочитающие делать ремонт своими руками, обустраивают такую и для собственных нужд.
Благодаря наличию смотровой ямы, можно без каких-либо проблем проводить ремонт следующих узлов транспортного средства:
- поддон картера;
- глушитель;
- выхлопная труба;
- днище;
- коробка передач;
- ходовая часть.
Если она отсутствует в гараже, мастер просто не сможет осуществить не только обслуживание, но и полноценный осмотр важных частей автомобиля. Недостаточно просто сделать смотровую яму. Она должна соответствовать определенным стандартам. Иначе осуществлять какие-либо манипуляции не получится.
Что собой представляет смотровая яма?
Это углубление в основании гаражного строения. Оно позволяет беспрепятственно проводить ремонтные работы и текущее обслуживание. Даже частный автомобилист сможет осматривать днище транспортного средства в профилактических целях, что позволяет своевременно предотвратить серьезную поломку. Удобство смотровой ямы обусловлено не только наличием достаточного количества света, но и возможностью полного обзора узлов, которое обеспечивается правильным выбором размеров данного углубления в полу гаража.
Существует определенный государственный установленный стандарт, следование которому позволяет избежать ошибок при обустройстве смотровой ямы. Если следовать ГОСТу, механик сможет стоять в полный рост, проводить доскональный осмотр и спокойно дотягиваться до требуемых узлов. К важным параметрам относится не только глубина и ширина, но и длина. Слишком короткая смотровая яма не позволяет провести полную проверку днища машины, что в значительной степени усложняет любые ремонтные и сервисные работы.
Существующие стандарты и нормы
Нормативная документация разработана для предприятий, чья прямая деятельность связана с осмотром транспортной техники. Следовательно, данное углубление проверяется на соответствие существующим ГОСТам. Если оно удовлетворяет требованиям, компетентные органы осуществляют регистрацию. Иначе выдается предписание о несоответствии.
Соблюдение государственного стандарта не требуется в тех случаях, когда сооружение не используют для ведения коммерческой деятельности. В нормативных документах особое внимание уделяется освещению, вентиляционной системе, безопасности находящегося в яме обслуживающего персонала. Габариты в стандартах тоже прописываются, но они относятся к второстепенным. Следовательно, если углубление в гараже планируется делать для личного пользования, изучать такую документацию нет никакой необходимости.
Это никоим образом не означает того, что конструкция может возводиться произвольно. Если не соблюдать определенных правил, нахождение в сооружение может быть небезопасным и неудобным. Кроме того, обязательно учитывается и тот факт, планируется ли обслуживать легковые или грузовые транспортные средства.
Что учитывается при оборудовании смотровой ямы?
Углубление, как уже упоминалось ранее, делается в основании гаража. Следовательно, обязательно необходимо знать уровень пролегания грунтовых вод. Иначе оно постоянно будет влажным или затопленным. Проводить какие-либо работы в подобных условиях нельзя, поскольку это несет в себе угрозу жизни. Оптимальная глубина залегания составляет два с половиной метра ниже уровня земли. Если она выше этого показателя, обустройство ямы запрещено.
Защита конструкции не позволит устранить данный недостаток. Влага будет скапливаться постоянно, а автомобиль в подобных условиях начнет подвергаться коррозийным процессам. В подобных ситуация яму делают эстакадной и располагают на улице, но неподалеку от самого гаража. Это актуально как для конструкций, используемых на предприятиях, так и для частных сооружений. Если пренебречь данной рекомендацией, узлы машины будут ржаветь.
Размеры конструкции
Габариты сооружения рассчитывают по следующим параметрам:
- Длину выбирают такой, чтобы можно было спокойно спускаться вниз и осматривать все днище. Иными словами, должен оставаться «зазор» для беспрепятственного поднятия/спуска в углубление даже тогда, когда сверху стоит машина. Чтобы добиться этого, яму делают длиннее автомобиля как минимум на один метр.
- Глубину конструкции делают на 10 сантиметров больше человеческого роста. Здесь учитывают либо средний, либо индивидуальный показатель. Все зависит от того, где обустраивают смотровую яму. Она должна быть такой, чтобы не приходилось пригибаться или, наоборот, тянуться вверх.
- Ширину рассчитывают по параметрам транспортного средства — размер колесной пары. Его замеряют или делают приближенным к классу и типу машин, которые планируется осматривать/ремонтировать. Это обусловлено тем, что в будущем автомобиль может меняться. Кроме того, на сервисных станциях обслуживают десятки различных марок машин.
Данные параметры напрямую зависят от целей использования смотровой ямы и того, какие машины планируется обслуживать — легковые и/или грузовые.
Глубина, длина и ширина для станции технического обслуживания
Смотровая яма в частном гараже может иметь размеры под индивидуальные нужды автовладельца. На СТО подобное просто не позволит выполнять поставленные перед предприятием, работающим на коммерческой основе, цели. Чтобы обслуживать и ремонтировать различные марки автомобилей, на станциях оборудуют универсальный смотровые ямы, оптимальные размеры которых следующие;
- 100 см в ширину;
- 550 см в длину;
- 180 см в высоту.
Показатели глубины на СТО считаются не до уровня поверхности пола. Высота определяется до колес автомобиля, когда он находится на смотровой яме. Это обязательно учитывается при обустройстве углубления. Такая особенность обусловлена тем, что рабочая поверхность на станциях технического обслуживания не всегда находится на одной плоскости с основанием.
Габариты при обслуживании грузовых автомобилей
Отличаются большими размерами. Проектирование смотровой ямы в данном случае значительно затрудняется. Проблема заключается в том, что у грузовых транспортных средств данной категории расстояние между колесами у различных моделей значительно отличается. Таким образом, здесь требуется применение уже иного подхода.
Яму обустраивает по эталонному образцу. В качестве примеру берется имеющаяся в автопарке грузовая машина. Из полученного показателя отнимают 30-40 см. Такой подход не всегда оправдан и для некоторых моделей осмотр/ремонт становится затруднителен. Лучше делать универсальное углубление с усредненными показателями, то есть шириной в 100 см. Такая яма позволяет осматривать модели с базой и в 80, и в 120 см.
Смотровая яма для частного гаража
Оборудовать углубление под авто определенной марки — не лучший вариант, поскольку машину рано или поздно поменяют, а, следовательно, изменятся и параметры. Чтобы можно было отремонтировать/осмотреть любое легковое транспортное средство, яму делают шириной в 75-80 см. Длина не ограничивается «плюс» одним метром к габаритам машины. Размер может быть больше. Если есть возможность, оборудуют спуск с лестницей. Глубину не следует делать универсальной. Лучше измерить свой рост и прибавить сантиметров 15-25.
Источник