Стартер представляет собой электромотор постоянного тока, который через редукционный привод проворачивает коленчатый вал в момент запуска двигателя.
До июля 1995 г все модели комплектовались стартером Magneton мощностью 1 кВт, с означенного момента на модели 1.3 л начали устанавливать стартер Magneton 0.8, отличающийся меньшими массогабаритными характеристиками при увеличенном крутящем моменте. Оба стартера имеют одинаковые посадочные размеры и крепятся двумя болтами М8.
Стартер крепится к куполу сцепления. Приводная шестерня стартера вводится в зацепление с зубчатым венцом маховика при помощи тягового реле.
Стартер старого типа Magneton 1.0 состоит из корпуса, передней и задней крышек, якоря, обгонной муфты и тягового реле. Корпус стартера скреплен с передней и задней крышками двумя сквозными болтами.
Внутри корпуса закреплены стальные сердечники, на которые намотаны обмотки возбуждения. Чтобы обеспечить возможность протекания больших стартовых токов, обмотки возбуждения выполнены из медной ленты.
Якорь состоит из вала, на который напрессован сердечник, состоящий из отдельных изолированных друг от друга магнитных пластин. В пластинках имеются вырезы в форме желобов. Внутри желобов проложены роторные обмотки. Оба конца обмоток выведены на коллектор.
Коллектор расположен на одном из концов вала якоря и состоит из медных пластин, также изолированных друг от друга. Вал якоря заканчивается шейками подшипников скольжения, втулки которых посажены в корпусе и задней крышке сборки.
С противоположной стороны вала предусмотрены спиральные шлицы, на которые надета сборка обгонной муфты с приводной шестерней. При срабатывании тягового реле шестерня сдвигается по шлицам вала до введения ее в зацепления с зубчатым венцом маховика.
В задней крышке корпуса находятся четыре щетки, закрепленные в щеткодержателях. Щетки прижимаются к коллектору спиральной пружиной. На крышке при помощи болта М6 закреплен жестяной защитный кожух, предохраняющий коллектор и щетки от загрязнения.
Электромагнитное тяговое реле вмонтировано в сборку передней крышки стартера и закреплено в ней двумя болтами М6х16. Реле выполняет две функции: приводит в движение рычаг механизма ввода шестерни в зацепление с венцом маховика, а также замыкает цепь подачи
Тяговое реле состоит из корпуса, внутри которого расположена обмотка. Внутрь обмотки вставлен подвижный плунжер, изготовленный из материала с высокой магнитной проницаемостью. Плунжер соединен с рычагом привода стартера. Возврат плунжера в исходное положение производится при помощи специальной пружины. В отверстие плунжера заправлен стержень с закрепленным на нем медным подвижным контактом, замыкающим главные контакты, представляющие собой головки двух болтов, непосредственно подсоединенных к клеммам батареи.
При повороте ключа зажигания в положение II замка ток от батареи начинает пропускаться через обмотку контактного стержня. Образующееся при этом магнитное поле втягивает плунжер внутрь сборки реле. Движение от плунжера передается закрепленному на нем рычагу, который, в свою очередь, сдвигает приводную сборку по спиральным шлицам вала якоря стартера в сторону зубчатого венца маховика.
В момент замыкания главных контактов по обмотке стартера начинает протекать ток и введенная в зацепление с зубьями венца маховика приводная шестерня раскручивает коленчатый вал двигателя. Если же зубья шестерни и венца в исходный момент оказались не зацепленными между собой, то такое зацепление неизменно произойдет под воздействием развиваемого пружиной (17) в момент совмещения зубьев шестерни с промежутком между зубьями венца маховика.
Благодаря тому, что при введении шестерни в зацепление с венцом она имеет также поступательное движение, начальный рывок от удара зубьев смягчается.
Как только двигатель запустится и частота вращения маховика начнет превышать обороты приводной шестерни, обгонная муфта начнет свободно проворачиваться на валу якоря, предохраняя тем самым стартер от разрушения.
При отпускании ключа зажигания магнитное поле катушки контактного стержня исчезает и плунжер тягового реле возвращается в исходное положение под воздействием развиваемого пружиной усилия. При этом происходит размыкание главных контактов и питание стартера отключается. Приводной рычаг также возвращается в исходное положение и шестерня выходит из зацепления с зубчатым венцом маховика. Благодаря спиралевидности формы направляющих штифтов на валу якоря, вышедший из зацепления маховик отталкивает шестерню назад. Приводной рычаг при этом слегка сжимает пружину (15), которая прижимает сборку якоря к тормозной шайбе (12).
Стартер нового типа Magneton 0.8 оборудован планетарным редуктором. При включении якорь стартера начинает вращаться с частотой 5000 об/мин, благодаря чему развивается относительно большая мощность. В планетарном редукторе обороты снижаются с одновременным повышением крутящего момента, что гарантирует безотказный запуск холодного двигателя даже в морозную погоду.
Снятие и установка стартеров обоих типов производится в аналогичной манере.
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи — это особенно важно, так как провод питания стартера постоянно находится под напряжением.
2. Снимите резиновый защитный чехол и отсоедините электропроводку от задней стороны тягового реле. Постарайтесь запомнить порядок подсоединения проводов.
3. Отпустите фиксатор, отделите электропроводку огней заднего хода от корпуса стартера и отведите ее в сторону.
Возможно, электропроводку огней заднего хода придется отсоединить от своего датчика-выключателя, чтобы гарантировать полное отсутствие риска повреждения ее в ходе демонтажа стартера.
4. Поддерживая стартер рукой, отдайте гайки крепления на куполе сцепления.
5. Снимите стартер.
Установка производится в обратном порядке. Весь крепеж затягивайте с требуемым усилием. Проследите за правильностью прокладки и надежностью подсоединения электропроводки.
Источник
Шкода фелиция 1997 ремонт стартера
СНЯТИЕ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините отрицательный провод от батареи — это особенно важно, так как провод питания стартера постоянно находится под напряжением.
2. Снимите резиновый защитный чехол и отсоедините электропроводку от задней стороны тягового реле. Постарайтесь запомнить порядок подсоединения проводов.
3. Отпустите фиксатор, отделите электропроводку огней заднего хода от корпуса стартера и отведите ее в сторону.
Возможно, электропроводку огней заднего хода придется отсоединить от своего датчика-выключателя, чтобы гарантировать полное отсутствие риска повреждения ее в ходе демонтажа стартера.
4. Поддерживая стартер рукой, отдайте гайки крепления на куполе сцепления.
5. Снимите стартер.
УСТАНОВКА ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ Установка производится в обратном порядке. Весь крепеж затягивайте с требуемым усилием. Проследите за правильностью прокладки и надежностью подсоединения электропроводки.
Стартер
Капитальный ремонт стартера
Другое на сайте:
Аккумуляторная батарея Крепление аккумуляторной батареи 1 – болт; 2 – кронштейн; 3 – держатель Крепление держателя аккумуляторной батареи 1 – держатель; 2 – гайки; 3 – болт Снятие и установка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. .
Разборка ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Снимите наконечник рулевой тяги с рулевой тяги. 2. Лезвием отвертки снимите защитный чехол шарового шарнира наконечника рулевой тяги. 3. Снимите хомут крепления гофрир .
Проверка люфта подшипников передних колес ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Поднимите автомобиль и закрепите на опорах. Перемещая колесо в различных направлениях определите наличие люфта подшипников переднего колеса. Люфт подшипников переднего коле .
Источник
Стартер, Фелиция. Нужен совет.
Вообщем такая история: поменял вакуумный корректор зажигания на сервисе, завелся, поехал домой. После остановки у магазина, машина перестала заводится, стартер не крутит. С толкача завелась. Аккумулятор как выяснилось позже не причем. Снял стартер, разобрал, посмотрел, криминала не нашел, собрал, стал тестить. Движок крутится, а вот реле ни фига не втягивает. точнее втягивает но ей надо помогать. Все вышеизложенное делалось на аккум от работающей машины.
-=Вопросы=- 1. Может ли вышеизложенное связано с заменой вакуумного корректора? (подозреваю что «нет», но мало ли. ) 2. Целесообразно менять реле стартера (1100р) или брать новый стартер (4100р)? (не хотелось бы платить дважды)
p.s. Порадовался изобретательности братьев славян, при отключенном контакте «+» на реле стартера, перестают работать все энергоемкие потребители (печка, обогрев и т.д.). Кулибины, блин.
Re: > -=Вопросы=- > 1. Может ли вышеизложенное связано с заменой вакуумного корректора? (подозреваю что «нет», но мало ли. )
++++ ИМХО он тут не причем
> 2. Целесообразно менять реле стартера (1100р) или брать новый стартер (4100р)? (не хотелось бы платить дважды)
++++ Целесообразно (по цене — мне кажется можно дешевли найти рублей эдак на 400), а вот брать новый стартер крайне не целесообразно (по цене тоже не скажу), т.к. стартер накрайняк можно отремонтировать или поменять с доплатой на отремонтированный с гарантией. По поводу «платить дважды»: ИМХО — чушь, т.к. втягивающее ёкается намного быстрее стартера. ЗЫ: у меня на филе стартер пережил три втягивающих
Где еще можно поискать? Я поискал, но дешевле, чем в артемиде (1100р.) не нашел. Где еще поискать можно?
Источник
Skoda Felicia › Logbook › стартер не алё…
короче был я в дальней поездке… 1500без проблем…кроме одной неприятности…
совершенно произвольно отказывает стартер…а именно ничего не происходит при повороте ключа, кроме щелчка реле…
при чем как проблема появляется сама, так же и исчезает случайным образом… думал плохой контакт около клемы управления, то в стартер воткнута… там скрутка была ужасная…переделал — поработала дня три как часы…сегодня СНОВА. пошатал все что можно шатать… думая, что хреновый контакт…не помогает.
думал, что контакты замка зажигания — скорее всего тоже не они…потому что как проходит эта фигня, то ключ очень четко запускает мотор — было бы подгоревшее там, то наверное приходилось бы ключ до самого упора поворачивать, а тут нет — только стартера положение поворачиваешь — тут же запуск.
так она меня подвела…хрен ти где от дома, на переезде заглушил мотор…а после — мертво и все тут… потом там прям скрутку перебрал быстро, замотал изолентой и она завелась… хз.
сейчас на заправке заглушил — и снова глухо. завел замкнув основной плюс стартера на ту клемму отверткой прям под капотом. А БЛИН, К ДОМУ ПРИЕХАЛ — ВСЕ РАБОТАЕТ!
хорошо хоть когда-то у кого-то краем уха тут слышал, что можно под капотом заводить)) подскажите, куда копать? Сам электрик, лень перебирать ВСЁ…может просто кто-то сталкивался и подскажет откуда начать
Источник
23.9 Диагностика неисправностей стартера
Перечень возможных неисправностей
Коленчатый вал не проворачивается стартером
Аккумуляторная батарея разряжена
При включении стартера из-под капота может раздаваться треск. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12В
Зарядите батарею; если она не заряжается — замените
Снижение емкости аккумуляторной батареи
Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает ниже 6-8 В. При этом из-под капота может раздаваться треск
Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна — замените
Окисление выводов аккумуляторной батареи, ненадежный контакт выводов с клеммами проводов
При включении стартера появляется напряжение более 0,5 В между выводами аккумуляторной батареи и клеммами проводов (измеряется вольтметром). При попытках пуска двигателя из-под капота может раздаваться треск
Подтяните клеммы, зачистите контактные поверхности, смажьте их техническим вазелином
Проворачивая коленчатый вал за гайку (храповик) его шкива, убедитесь, что он вращается
Если вал не вращается, установите причину и отремонтируйте двигатель
Повреждены шестерня привода стартера или зубья венца маховика
Осмотр после снятия стартера
Замените стартер или маховик
Неисправна цепь управления тяговым реле стартера: повреждены провода, окислены или ослабли их наконечники, не замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания или неисправно реле включения стартера
При поворачивании ключа зажигания в положение «стартер» тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом). Проверьте, подается ли при этом +12 В на управляющий контакт тягового реле
Зачистите, обожмите наконечники проводов; замените неисправный выключатель зажигания или его контактную часть, неисправное реле включения стартера
Неисправно тяговое реле стартера: замыкание или обрыв во втягивающей обмотке, заклинивание якоря реле (перекос якоря, загрязнение поверхностей, коррозия и т.п.)
При поворачивании ключа в положение «стартер» на управляющий контакт тягового реле подается +12 В, но тяговое реле не срабатывает (нет щелчка под капотом). Снимите стартер, реле, проверьте его работу
Замените неисправное тяговое реле
Окислены контакты тягового реле или проводов, плохой контакт с «массой»
При включении стартера слышен щелчок под капотом, но якорь стартера не вращается. Проверьте омметром сопротивление цепи «аккумуляторная батарея-стартер», в том числе и провод «массы». Если цепи исправны, снимите стартер и проверьте работу его реле
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке реле стартера
При включении стартера из-под капота раздается треск. Напряжение на аккумуляторной батарее в пределах нормы. Реле проверяется омметром или по его чрезмерному нагреву
Замените тяговое реле стартера
Обгорание коллектора стартера, зависание щеток или их сильный износ
Якорь стартера не вращается или вращается медленно. (Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера, минуя реле. Осторожно, избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи!) На снятом стартере проверьте усилие прижима щеток к коллектору, их остаточную высоту, износ коллектора
Якорь стартера не вращается или вращается медленно. (Предварительно убедитесь в исправности тягового реле, для чего можно подать питание к контактному болту стартера, минуя реле. Осторожно, избегайте искрения вблизи аккумуляторной батареи!) Исправность обмотки проверяется омметром или по потемнению изоляции
Пробуксовка муфты свободного хода
При включении стартера его якорь вращается, но маховик двигателя неподвижен
Замените муфту или стартер
Зубчатый венец проворачивается на маховике
При включении стартера зубчатый венец вращается, но маховик и коленчатый вал неподвижны. Слышен визг, вой со стороны картера сцепления
Сильный шум при работе стартера
Стартер закреплен на двигателе с перекосом, ослабло его крепление или сломана крышка со стороны привода
Подтяните резьбовые соединения предписанным моментом затяжки (см. «Приложения» ), при поломке крышки замените стартер
Ослабло крепление полюса стартера (за него задевает якорь)
Разберите стартер, осмотрите, проверьте соосность полюсов и зазор между ними и якорем
Подтяните полюсы или замените стартер
Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря
Осмотр после разборки стартера
Зубчатый венец проворачивается на маховике
При включении стартера зубчатый венец вращается, но маховик и коленчатый вал неподвижны. Слышен визг, вой со стороны картера сцепления
Изношены зубья шестерни привода стартера или — чаще — венца маховика
Осмотр после снятия стартера
Замените стартер или маховик
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком: заклинивание рычага привода, ослабление или поломка пружины муфты свободного хода или тягового реле стартера, заклинивание муфты на шлицах вала якоря или сердечника тягового реле, неисправность выключателя зажигания (не размыкаются контакты «30» и «50»), реле включения стартера
Проверьте, снимается ли напряжение с управляющего контакта реле стартера при отпускании ключа зажигания, возвращается ли ключ в положение «зажигание». Размыкание контактов выключателя зажигания можно проверить омметром. Если напряжение на тяговом реле стартера исчезает при выключении зажигания, снимите и разберите стартер для проверки
Замените тяговое реле стартера или стартер в сборе; контактную группу выключателя зажигания или выключатель в сборе, реле включения стартера
Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель не пускается
В баке нет топлива
По указателю и контрольной лампе уровня топлива
Аккумуляторная батарея разряжена
Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях ниже 12В
Зарядите батарею; если она не заряжается — замените
Снижение емкости аккумуляторной батареи
Коленчатый вал проворачивается очень медленно. Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает до 6-8 В
Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна — замените
Окисление выводов аккумуляторной батареи, ненадежный контакт выводов с клеммами проводов
Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно. При включении стартера появляется напряжение более 0,5 В между выводами аккумуляторной батареи и ее клеммами (проверка вольтметром)
Подтяните клеммы, зачистите контактные поверхности, смажьте их техническим вазелином
Повышенное сопротивление вращению коленчатого вала двигателя: загустело моторное масло; заклинен генератор или насос охлаждающей жидкости; задиры на валах, вкладышах, деталях цилиндропоршневой группы, деформация валов двигателя
Коленчатый вал проворачивается стартером очень медленно. Напряжение между выводами аккумуляторной батареи в норме (см. выше).
Если стоит холодная погода, а накануне двигатель работал устойчиво и без посторонних шумов, скорее всего, причина повышенного сопротивления вращению — застывшее масло. В этом случае можно попробовать пустить двигатель с помощью второй аккумуляторной батареи. После пуска не допускайте работы двигателя на высоких оборотах и следите за контрольной лампой давления масла: при ее загорании на работающем двигателе немедленно остановите его на 1-2 минуты, чтобы загустевшее масло успело стечь в поддон.
Если при пуске или работе двигателя слышны посторонние шумы, проверьте свободное вращение шкивов насоса охлаждающей жидкости и генератора. При посторонних шумах в зоне блока или головки блока цилиндров разберите двигатель
Используйте моторное масло в соответствии с климатическими условиями. При заклинивании насоса охлаждающей жидкости замените крышку насоса с крыльчаткой [В] или весь насос [У], при заклинивании генератора — подшипник или генератор в сборе.
В случае задиров на валах, вкладышах, деталях цилиндропоршневой группы, деформации валов, замените неисправные детали, выясните и устраните причину их выхода из строя
Неисправность в цепи низкого напряжения системы зажигания
Проверьте вольтметром, подается ли напряжение питания на катушку зажигания. Если нет, проверьте омметром цепь от аккумуляторной батареи до катушки зажигания (через выключатель зажигания) и распределителя
Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть, реле включения зажигания
Неисправна контактная группа прерывателя: не отрегулирован зазор между контактами, повреждены или замаслены контакты, ослабла пружина подвижного контакта
Осмотр. Зазор между контактами проверяется плоским щупом
Отрегулируйте зазор (см. «Система зажигания двигателя УМПО-331»; «Система зажигания двигателя ВАЗ-2106» ). Изношенные контакты зачистите надфилем, проверьте их параллельность, отсутствие смещения, удалите грязь и масло. При ослаблении пружины, заклинивании или сильном износе контактов замените контактную группу
Неисправен конденсатор распределителя зажигания
Выньте центральный провод из крышки распределителя и закрепите его наконечник на расстоянии 5-6 мм от «массы» автомобиля. При включенном зажигании вручную размыкайте контакты прерывателя, слегка поворачивая валик распределителя за ротор. Если между наконечником провода и «массой» проскакивает заметная голубая искра и слышен щелчок, конденсатор исправен. Если искра слабая, нитевидная или отсутствует вовсе, замыкайте контакты отверткой — усиление искры в этом случае укажет на неисправность конденсатора
Замените неисправный конденсатор
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей (отсутствие искрообразования)
Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 5-6 мм от «массы» автомобиля, включите стартер (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (при заведомо исправных высоковольтных проводах, конденсаторе и контактах прерывателя). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания — неисправна катушка, если на выводе/выводах распределителя зажигания — неисправны ротор или крышка распределителя. Пробой ротора или крышки определяют по прогарам или трещинам на их поверхности. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром
Элементы системы зажигания следует содержать в чистоте. Неисправные катушку зажигания, пробитые крышку и ротор распределителя, перегоревший резистор ротора, поврежденные высоковольтные провода замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) провода желательно заменять раз в 3-5 лет.
Высоковольтные провода подсоединены к крышке распределителя зажигания в неправильном порядке
Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров
Зазор между электродами свечей не соответствует норме
Зазор проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе (см. в конце раздела «Диагностика»). Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности
Замените неисправные свечи
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», и «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106»
Отрегулируйте угол опережения зажигания
Нарушены фазы газораспределения
Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах
См. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов»,( УМПО-331и ВАЗ-2106 )
Засорены топливные фильтры, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали, неисправен топливный насос
При длительном проворачивании коленчатого вала двигателя стартером из выхлопной трубы не пахнет бензином. В поплавковой камере карбюратора нет бензина — при нажатии на «газ» из распылителя ускорительного насоса нет струи топлива
Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от топливного насоса к бензобаку, открыв крышку наливной горловины; замените топливный насос или его диафрагмы, поврежденные шланги и трубки
Неисправен электропневмоклапан ЭПХХ или на него не поступает +12 В при включении зажигания
См. «Система управления ЭПХХ» в разделе «Электрооборудование»
Замените неисправный клапан, обеспечьте контакт в электрических цепях. Временно можно соединить трубкой штуцер пневмоклапана карбюратора со штуцером впускной трубы
Повреждена диафрагма пневмокла-пана карбюратора
Проверьте целостность диафрагмы, создав разрежение в полости пневмоклапана резиновой грушей или ртом (через чистую резиновую трубку)
Неисправный пневмоклапан замените
Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство карбюратора или его привод
См. «Система питания»
Отрегулируйте пусковое устройство (см. «Система питания» ), замените неисправные детали
Засорены жиклеры и каналы карбюратора, неплотно завернуты жиклеры
Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры
Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)
Подсос постороннего воздуха во впускную трубу
Осмотрите стыки, проверьте надежность крепления шлангов, штуцеров, хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг
Замените прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
Сильный запах бензина из выхлопной трубы, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавком вверх и подкачивайте бензин рычагом ручной подкачки топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима
Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. «Система питания» )
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса
Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа аварийного давления масла на низких оборотах двигателя
Замените топливный насос или его диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло
В холодную погоду двигатель легко пускается, но тут же останавливается
Неисправно или не отрегулировано пусковое устройство карбюратора: воздушная заслонка не приоткрывается при первых вспышках в цилиндрах
Осмотр при снятой крышке корпуса воздушного фильтра (не приближайте лицо — возможна вспышка!). Косвенная проверка — при вытягивании рукоятки управления воздушной заслонкой на прогретом двигателе он сразу же останавливается и пускается с трудом
Испарился бензин из поплавковой камеры карбюратора (после длительной стоянки, особенно в жаркую погоду)
После длительной стоянки подкачайте бензин рычагом ручной подкачки топливного насоса
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Засорены топливопроводы, топливные фильтры, в топливо попала вода
Продуйте топливопроводы, не снимая фильтров
Очистите сетку бензоприемника и топливные фильтры, замените фильтр тонкой очистки топлива (если установлен). При подозрении на наличие воды в бензине, особенно накануне зимнего сезона, добавьте к топливу один из специальных составов, связывающих воду (после применения состава рекомендуется промыть или заменить топливные фильтры)
Зазор между электродами свечей не соответствует норме
Зазор проверяется круглым щупом
Установите нужный зазор подгибанием бокового электрода или замените свечи
Сильный нагар на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами
Осмотр. По нагару можно, как правило, определить работоспособность свечи и состояние двигателя (см. в конце раздела «Диагностика»)
Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи
Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт в сборке центрального электрода
Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе (см. в конце раздела «Диагностика»). Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности
Замените неисправные свечи
Повреждение высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании
Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 5-6 мм от «массы» автомобиля, включите стартер (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные в/в провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания — неисправна катушка, если на выводе/выводах распределителя зажигания — неисправны ротор или крышка распределителя. Пробой ротора или крышки определяют по прогарам или трещинам на их поверхности. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром
Элементы системы зажигания следует содержать в чистоте. Неисправные катушку зажигания, пробитые крышку и ротор распределителя, перегоревший резистор ротора, поврежденные высоковольтные провода замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) провода желательно заменять раз в 3-5 лет.
Замените уголек с пружиной или крышку распределителя
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», и «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106»
Отрегулируйте угол опережения зажигания
Плохой контакт в цепи низкого напряжения
Проверьте при включенном зажигании, подается ли напряжение на катушку зажигания. Проверьте омметром целостность цепи от катушки зажигания до контактов прерывателя
Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть
Неисправна контактная группа прерывателя: не отрегулирован зазор между контактами, повреждены или замаслены контакты, ослабла пружина, подвижный контакт заклинивает на оси
Осмотр, см. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», и «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106»
Проверьте параллельность, отсутствие смещения контактов, очистите контакты от грязи и масла, изношенные контакты зачистите надфилем. При ослаблении пружины, заклинивании или сильном износе контактов замените контактную группу
Нарушена установка фаз газораспределения
Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах
См. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов», с. 13 и 35
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя (менее 10 кгс/см2): износ или повреждение клапанов или их седел; износ, залегание или поломка поршневых колец
Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Нажмите на педаль «газа» до отказа и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, проворачивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на «массу» высоковольтный провод катушки зажигания. Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см2, возможно, сильно изношены, поломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2, возможен износ или повреждение клапанов или их седел
Замените кольца, поршни. Отремонтируйте цилиндры на СТО. Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла на СТО
Засорены жиклеры и каналы карбюратора. Неплотно завернуты жиклеры
Определяется осмотром, продувкой каналов и жиклеров (см. «Система питания», с. 65)
Продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Прочистите систему вентиляции картера. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)
Неисправен блок управления системы ЭПХХ
См. «Система управления ЭПХХ», с. 211
Замените неисправный блок управления
Нарушена регулировка холостого хода двигателя
См. «Система питания», с. 65
Отрегулируйте холостой ход (см. «Система питания», с. 65)
Разрыв резинового уплотнительного кольца винта качества смеси
Выверните винт, осмотрите кольцо
Подсос постороннего воздуха во впускную трубу
Осмотрите стыки, проверьте надежность крепления шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг
Замените прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
Сильный запах бензина из выхлопной трубы, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавком вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима
Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. «Система питания», с. 65)
Недостаточный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. «Система питания»,с. 65)
Отрегулируйте уровень топлива (см. «Система питания», с. 65)
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса
Масло на щупе пахнет бензином, возможно загорание лампы аварийного давления масла на низких оборотах двигателя
Замените топливный насос или поврежденные диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло
Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов
Проверяется набором щупов
Отрегулируйте зазоры (см. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов», с. 13 и 35)
Нечеткая работа вакуумного регулятора опережения зажигания: при снятии вакуума пластина не возвращается в исходное положение, большой люфт в подшипнике
Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде СТО
Устраните заклинивание, замените неисправный вакуумный регулятор или распределитель зажигания в сборе
Низкие обороты холостого хода
Нарушена регулировка холостого хода двигателя
См. «Система питания» (с. 65)
Отрегулируйте холостой ход (см. «Система питания», с. 65)
Нечеткая работа вакуумного регулятора опережения зажигания: при снятии вакуума пластина не возвращается в исходное положение, большой люфт в подшипнике
Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде СТО
Устраните заклинивание, замените неисправный вакуумный регулятор или распределитель зажигания в сборе
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», с. 82, «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106», с. 89
Отрегулируйте угол опережения зажигания
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
Сильный запах бензина из выхлопной трубы, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавком вверх и подкачивайте бензин рычагом ручкой подкачки топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима
Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. «Система питания», с. 65)
Засорение топливного или воздушного жиклера холостого хода карбюратора
Промойте неэтилированным бензином или ацетоном и продуйте жиклеры и каналы системы холостого хода, прочистите систему вентиляции картера
Разрыв резинового уплотнительного кольца винта качества смеси
Повышенное сопротивление потоку воздуха во впускном тракте
Проверьте элемент воздушного фильтра, впускной тракт (отсутствие посторонних предметов, листьев и т.п.)
Очистите впускной тракт, замените загрязненный элемент воздушного фильтра
Подсос постороннего воздуха во впускную трубу
Осмотрите стыки, проверьте надежность крепления шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг
Замените прокладки, детали с деформированными фланцами,неисправный вакуумный усилитель
Высокие обороты холостого хода
Нарушена регулировка холостого хода двигателя
См. «Система питания», с. 65
Отрегулируйте холостой ход (см. «Система питания», с. 65)
Неисправно или не отрегулировано пусковое устройство карбюратора
См. «Система питания», с. 65
Отрегулируйте пусковое устройство (см. «Система питания», с. 65), замените изношенные детали
Длительная езда на высоких оборотах двигателя
Через 1-2 минуты работы на холостом ходу обороты снижаются до нормы
Не является неисправностью
Неисправность привода дроссельных заслонок
Проверьте ход педали «газа», зазор в приводе, убедитесь в отсутствии заклинивания в элементах привода
Замените неисправные детали, смажьте их моторным маслом
Не полностью закрывается дроссельная заслонка второй камеры карбюратора
На снятом карбюраторе на просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками смесительной камеры (см. «Карбюратор», с. 71)
Упорным винтом рычага заслонки добейтесь ее полного закрытия. При этом заслонка должна открываться легко, без заклинивания. По окончании регулировки винт залейте краской
Заслонки карбюратора установлены на осях с перекосом и не закрываются при любом положении упорных винтов
Обратитесь на СТО или замените карбюратор
Попадание посторонних предметов между дроссельной заслонкой и диффузором
Удалите посторонний предмет, проверьте работу заслонки
Засорение воздушного жиклера холостого хода
Промойте неэтилированным бензином или ацетоном и продуйте жиклер. При сильном загрязнении очистите его леской или иглой из мягкого дерева. Промойте систему вентиляции картера
Во время движения автоиобиля с включенной передачей двигатель останавливается при отпускании педали газа (на принудительном холостом ходу) (см. также «Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу»)
Неисправен блок управления ЭПХХ или его цепи
См. «Система управления ЭПХХ» в разделе «Электрооборудование», с. 211
Замените неисправный блок
В холодную погоду двигатель глохнет вскоре после начала движения, но после непродолжительной стоянки пускается вновь
В диффузоре карбюратора образовалась ледяная пробка: шланг подачи подогретого воздуха не подсоединен к патрубку на выпускном коллекторе
Закрепите хомутом шланг на патрубке забора подогретого воздуха
В жаркую погоду двигатель самопроизвольно останавливается и пускается с трудом
Двигатель не развивет полной мощности и не обладает достаточной приемистостью. Рывки и провалы при движении автомобиля
Недостаточный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.
При вытягивании рукоятки управления воздушной заслонкой рывки и провалы уменьшаются или исчезают полностью
Отрегулируйте уровень топлива
Засорены жиклеры и каналы карбюратора. Неплотно завернуты жиклеры
Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры
Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)
Подсос постороннего воздуха во впускную трубу
Осмотрите стыки, проверьте надежность крепления шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На короткое время отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг (осторожно: усилие на педали тормоза значительно возрастет!)
Замените прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель
Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство или его привод
См. «Система питания», с. 65
Отрегулируйте пусковое устройство (см, «Система питания», с. в5), замените изношенные детали
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
Сильный запах бензина из выхлопной трубы, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавком вверх и подкачивайте бензин рычагом ручной подкачки топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима
Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. «Система питания», с.в6)
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса
Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа аварийного давления масла на низких оборотах двигателя
Замените топливный насос или порванные диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло
Неполное открытие дроссельных заслонок
Определяется визуально на остановленном двигателе
Отрегулируйте привод дроссельных заслонок
Неисправен ускорительный насос или распылитель, засорены топливныеные каналы карбюратора
Проверьте подачу насоса, отсутствие подтекания бензина из под диафрагмы. Убедитесь в свободном перемощении рычага ускорительного насоса
Замените поврежденные детали, подтяните резьбовык соединения продуйте каналы
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», с. 82, «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106», с. 89
Отрегулируйте угол опережения зажигания
Нарушены фазы газораспределения
Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах
См. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов», с. 13 и 35
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя (менее 10 кгс/см2): износ или повреждение клапанов и их седел; износ, залегание или поломка поршневых колец
Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Полностью нажмите на педаль «газа» и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, проворачивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на «массу» высоковольтный провод катушки зажигания. Повторите измерения, запив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/смг, возможно, сильно изношены, сломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2, возможен износ или повреждение клапанов или их седел
Отремонтируйте цилиндры. Замените поршни и поршневые кольца Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла
Зазор между электродами свечей не соответствует норме
Зазор проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
Сильный нагар на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами
Осмотр. По нагару можно, как правило, определить работоспособность свечи и состояние двигателя (см. в конце раздела «Диагностика»)
Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!). Выявите и устраните причину повышенного нагарообраэования в камере сгорания, при необходимости замените свечи
Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт в сборке центрального электрода
Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе (см. в конце раздела «Диагностика»). Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности
Замените крышку распределителя или уголек с пружиной
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании
Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 5-6 мм от «массы» автомобиля, проворачивайте двигатель стартером (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные в/в провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания — неисправна катушка, если на выводе/выводах распределителя зажигания — неисправны ротор или крышка распределителя. Пробой ротора или крышки определяют по прогарам или трещинам на их поверхности. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром.
Элементы системы зажигания следует содержать в чистоте. Неисправные катушку зажигания, пробитые крышку и ротор распределителя, перегоревший резистор ротора, поврежденные высоковольтные провода замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) провода желательно заменять раз в 3-5 лет.
Нечеткая работа вакуумного регулятора опережения зажигания: при снятии вакуума пластина не возвращается в исходное положение
Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде
Устраните заклинивание, замените неисправный вакуумный регулятор или распределитель зажигания в сборе
В баке мало топлива
По указателю и контрольной лампе уровня топлива
Засорены топливные фильтры, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы топливные магистрали
Осмотрите топливопроводы, замените фильтры
Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от топливного насоса к бензобаку, замените неисправные шланги, трубки, фильтры
Топливный насос не создает необходимого давления в системе
См. «Система питания», с. 65
Замените топливный насос или его диафрагмы
Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов
Проверяется набором щупов (см. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов», с. 13 и 35)
Сильный износ кулачков распределительного вала
Осмотр после частичной разборки двигателя
Замените изношенный распределительный вал
Осадка или поломка клапанных пружин
Осмотрите пружины, измерьте их длину в свободном состоянии и под нагрузкой
Замените неисправные пружины
Хлопки во впускной трубе
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», с. 82, и «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106», с. 89
Отрегулируйте угол опережения зажигания
Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов
Проверьте зазоры набором щупов
Отрегулируйте зазоры (см. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов», с. 13 и 35)
Стержни клапанов заклинивает во втулках: смолистые отложения на поверхности стержня клапана или втулки, осадка или поломка клапанных пружин
Осмотрите стержни клапанов, пружины, измерьте их длину в свободном состоянии и под нагрузкой
Замените неисправные пружины, очистите стержни клапанов ацетоном или растворителем для нитроэмалей, при необходимости замените клапаны, разверните втулки специальной разверткой
Нарушены фазы газораспределения
Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах
См. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приваде клапанов», с. 13 и 35
«Выстрелы» в глушителе
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», с. 82, «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106» с. 89
Отрегулируйте угол опережения зажигания
Не отрегулированы зазоры в приводе клапанов
Проверьте зазоры набором щупов
Отрегулируйте зазоры (см. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов», с. 13 и 35)
Стержни клапанов заклинивает во втулках; смолистые отложения на поверхности стержня клапана или втулки, осадка или поломка клапанных пружин
Осмотрите стержни клапанов, пружины, измерьте их длину в свободном состоянии и под нагрузкой
Замените неисправные пружины, очистите стержни клапанов ацетоном или растворителем для нитроэмалей, при необходимости замените клапаны, разверните втулки специальной разверткой
Нарушены фазы газораспределения
Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах
См. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов», с. 13 и 35
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании
Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 5-6 мм от «массы» автомобиля, включите стартер (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные в/в провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания — неисправна катушка, если на выводе/выводах распределителя зажигания — неисправны ротор или крышка распределителя. Пробой ротора или крышки определяют по прогарам или трещинам на их поверхности. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром
Элементы системы зажигания следует содержать в чистоте. Неисправные катушку зажигания, пробитые крышку и ротор распределителя, перегоревший резистор ротора, поврежденные высоковольтные провода замените. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) провода желательно заменять раз в 3-5 лет.
Хлопки во впускной трубе после работы двигателя с повышенной нагрузкой
Используются свечи с несоответствующим калильным числом
Подтяните хомуты на шлангах, резьбовые соединения. Проверьте надежность крепления штуцеров; при ослаблении посадки замените соответствующие узлы и детали
Загрязнение сменного элемента воздушного фильтра
Осмотр при снятой крышке корпуса воздушного фильтра
Замените сменный элемент воздушного фильтра (см. «Система питания», с. 65)
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса
Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа аварийного давления масла на низких оборотах двигателя
Замените топливный насос или поврежденные диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло
Повышенное сопротивление движению автомобиля
Выбег прогретого автомобиля (после пробега не менее 20 км) со скорости 50 км/ч должен быть не менее 500 м
Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, углы установки передних колес, работу тормозной системы
Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство или его привод
См. «Система питания», с. 65
Отрегулируйте пусковое устройство (см. «Система питания», с. 65), замените неисправные детали
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
Сильный запах бензина из выхлопной трубы, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий.
Снимите крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавком вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима
Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. «Система питания», с. 65)
Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!). Поврежденные детали замените
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», с. 82, «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106», с. 89
Нечеткая работа вакуумного регулятора опережения зажигания: при снятии вакуума пластина не возвращается в исходное положение
Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде
Устраните заклинивание, замените неисправный вакуумный регулятор или распределитель зажигания в сборе
Неисправны свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт в сборке центрального электрода
Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе (см. в конце раздела «Диагностика»). Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности
Замените неисправные свечи
Пропуски зажигания: неисправны, повреждены или замаслены контакты прерывателя, ослабление пружины или заклинивание подвижного контакта
Осмотр при снятой крышке распределителя
Проверьте параллельность, отсутствие смещения контактов, очистите контакты от грязи и масла, изношенные контакты зачистите надфилем. При ослаблении пружины, заклинивании или сильном износе контактов замените контактную группу
Пропуски зажигания из-за неисправности высоковольтных проводов
Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 5-6 мм от «массы» автомобиля, проворачивайте коленчатый вал стартером (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра
При подозрении на пробой провода или его наконечника замените провод или наконечник заведомо исправным
Нарушена регулировка холостого хода двигателя
См. «Система питания», с. 65
Отрегулируйте холостой ход (см. «Система питания», с. 65)
Не полностью закрывается дроссельная заслонка второй камеры карбюратора
На просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенками смесительной камеры
Упорным винтом заслонки добейтесь ее полного закрытия. При этом заслонка должна открываться легко, без заклинивания. По окончании регулировки винт залейте краской
Заслонки карбюратора установлены на осях с перекосом и не закрываются при любом положении упорных винтов
Обратитесь на СТО или замените карбюратор
Попадание посторонних предметов между дроссельной заслонкой и диффузором
Удалите посторонний предмет, проверьте работу заслонки
Нарушены зазоры в приводе клапанов
Проверьте зазоры набором плоских щупов (см. «Проверка и регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов», с. 13 и 35)
Низкая компрессия в цилиндрах двигателя (менее 10 кгс/см2): износ или те каналы
Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Нажмите на педаль «газа» до отказа и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, проворачивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на «массу» высоковольтный провод катушки зажигания. Повторите измерения, запив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 см3 моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см2, возможно, сильно изношены, сломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2, возможен износ или повреждение клапанов или их седел
Замените кольца, поршни. Отремонтируйте цилиндры . Притрите клапаны к седлам, при необходимости замените клапаны, их направляющие втулки, проточите седла
Повышенный расход масла (более 500 г на 1000 км пробега)
Течь масла через сальники и прокладки двигателя
Вымойте двигатель, затем после короткого пробега осмотрите места возможной утечки
Подтяните крепления в местах утечки, при необходимости замените прокладки и изношенные сальники
Чрезмерный зазор между вкладышами и шейками коленчатого вала
Определяется путем измерения сопряженных деталей после разборки двигателя
Замените изношенные вкладыши. При необходимости замените или отремонтируйте коленчатый вал
Разжижение масла из-за протекания бензина в картер двигателя через поврежденную диафрагму топливного насоса
Масло на щупе пахнет бензином, может загораться лампа недостаточного давления масла на низких оборотах двигателя
Замените топливный насос или поврежденные диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло
Неисправен датчик аварийного давления масла
Проверка с помощью манометра и омметра (при давлении ниже 0,5 кгс/см2 контакт датчика должен замыкаться на «массу», а выше 0,8 кгс/см2 — размыкаться)
Замените неисправный датчик
Двигатель перегревается (стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости находится в красной зоне)
Неисправен датчик или указатель температуры
Проверьте указатель и датчик автотестером (см. «Электрооборудование»,с.186)
Неисправные датчик, указатель — замените
См. «Система охлаждения», с. 54
Замените неисправный термостат
Недостаточное количество охлаждающей жидкости
Уровень жидкости ниже метки «MIN» на расширительном бачке
Устраните утечки. Долейте охлаждающую жидкость (см. «Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке», с. 250)
Слабо натянут или оборван ремень привода насоса охлаждающей жидкости
Вольтметр в комбинации приборов может указывать на отсутствие зарядки аккумуляторной батареи
Подтяните или замените ремень
Паровые пробки в системе охлаждения из-за негерметичности пробки расширительного бачка
Нанесите мыльную пену на пробку бачка, заглушите двигатель и сдавите руками шланги системы охлаждения. Воздух не должен выходить из-под пробки
Замените пробку и/или бачок
Много накипи в системе охлаждения
Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи. Концентрированный антифриз разводите только дистиллированной водой
Загрязнены ячейки радиатора
Промойте радиатор струёй воды под давлением
Неисправен насос охлаждающей жидкости
Замените насос в сборе
Не включается электровентилятор системы охлаждения
Замкните между собой контакты датчика включения электровентилятора. Если вентилятор заработал — неисправен датчик, если нет — электрические цепи, реле или электродвигатель
Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные датчик, реле или электродвигатель замените
Недопустимо низкое октановое число бензина
Заправьте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов
Осмотр после снятия головки блока цилиндров двигателя
Устраните причину нагарообразования. См. «Повышенный расход топлива», с. 247, «Повышенный расход масла», с. 249. Применяйте масла рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», с. 82, и «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106», с. 89
Отрегулируйте угол опережения зажигания
Двигатель долго прогревается до рабочей температуры
См. «Система охлаждения», с. 54
Замените неисправный термостат
Низкая температура воздуха (ниже-15°С)
Утеплите двигатель: установите термошумоизоляцию капота, щитки перед радиатором (не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!)
Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке
Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их крепления на патрубках. Подтекание жидкости из крана отопителя
Осмотр. Герметичность радиаторов (двигателя и отопителя) проверяется в ванне с горячей водой сжатым воздухом под давлением 2 кгс/см2
Замените поврежденные детали. Подтяните хомуты на шлангах
Утечка жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости
Замените насос в сборе
Повреждена прокладка головки блока цилиндров. Повреждения блока или головки
При замене масла из картера выливается эмульсия с белесым оттенком. Возможно появление обильного белого дыма из глушителя и масляных пятен на поверхности жидкости в расширительном бачке. Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя
Замените поврежденные детали. Не используйте воду в системе охлаждения, заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям
Детонация (металлические стуки высокого тона, возникающие, как правило, при работе двигателя под нагрузкой, особенно на низких оборотах — разгон «внатяг» и т.п., — и исчезающие при снижении нагрузки)
Недопустимо низкое октановое число бензина
Заправьте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», с. 82, и «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106», с. 89
Отрегулируйте угол опережения зажигания
По указателю температуры
Устраните причину перегрева (см. «Двигатель перегревается», с. 249)
Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов
Осмотр после снятия головки блока цилиндров двигателя
Устраните причину нагарообразования (см. «Повышенный расход топлива», с. 247, «Повышенный расход масла», с. 249). Применяйте масла рекомендованной вязкости и, по возможности, с низкой зольностью
Используются свечи с несоответствующим калильным числом
Посторонние шумы и стуки в двигателе (кроме детонации, см. выше)
Зазоры в приводе клапанов не соответствуют норме
Легкий равномерный стук в зоне головки блока цилиндров. Измерьте зазоры щупом
Осадка или поломка клапанных пружин
Осмотрите пружины, измерьте их длину в свободном состоянии и под нагрузкой
Замените неисправные пружины
Не натянута или изношена цепь привода газораспределительного механизма. Неисправен натяжитель цепи
Равномерный шум в передней части двигателя, усиливающийся при средних оборотах и переменных нагрузках
Натяните цепь, при необходимости замените цепь, натяжитель
Стук коленчатого и распределительного валов, шатунных подшипников, поршней, поршневых пальцев, люфт или заклинивание подшипников насоса охлаждающей жидкости
Проверка на СТО
Ремонт деталей на СТО или замена
Сильная вибрация двигателя
Неравномерность компрессии по цилиндрам более 2 кгс/см2: износ или повреждение клапанов или их седел; износ, залегание или поломка поршневых колец
Прогрейте двигатель до рабочей температуры и выверните свечи. Полностью нажмите на педаль «газа» и, вставляя в свечные отверстия компрессометр, проворачивайте коленчатый вал стартером (работайте вдвоем). При этом следует замкнуть на «массу» высоковольтный провод катушки зажигания. Повторите измерения, залив в цилиндры через свечные отверстия 10-15 смз моторного масла. В тех цилиндрах, где компрессия возросла более, чем на 2 кгс/см2, возможно сильно изношены, сломаны или залегли кольца. Если компрессия осталась ниже 10 кгс/см2, возможен износ или повреждение клапанов или их седел
Замените кольца, поршни.
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании
Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 8-10 мм от «массы» автомобиля, проворачивайте коленчатый вал стартером (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные высоковольтные провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания -неисправна катушка, если на выводе/выводах распределителя зажигания — неисправны ротор или крышка распределителя. Пробой ротора или крышки определяют по прогарам или трещинам на их поверхности. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром
Замените неисправную катушку, поврежденные высоковольтные провода. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3-5 лет.
Высоковольтные провода подсоединены к распределителю зажигания в неправильном порядке
Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров
Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе (см. в конце раздела «Диагностика»). Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности
Замените неисправные свечи
Зазор между электродами свечей не соответствует норме
Зазор проверяется круглым щупом
Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи
Сильный нагар на электродах свечей зажигания; попадание частиц нагара в зазор между электродами
Осмотр. По нагару можно, как правило, определить работоспособность свечи и состояние двигателя (см. в конце раздела «Диагностика»)
Очистите свечи сжатым воздухом или механическим способом (не повредите изолятор!). Выявите и устраните причину повышенного нагарообразования в камере сгорания, при необходимости замените свечи
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», с. 82, и «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106», с. 89
Засорены жиклеры и каналы карбюратора. Неплотно завернуты жиклеры
Определяется осмотром, продувкой каналов и жиклеров (см. «Система питания», с. 65)
Продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Прочистите систему вентиляции картера. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)
Нарушена регулировка холостого хода двигателя
См. «Система питания», с. 65
Отрегулируйте холостой ход
Подсос постороннего воздуха во впускную трубу
Осмотрите стыки, проверьте надежность крепления шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. На время пуска отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг
Замените порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель
Черезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
Сильный запах бензина из выхлопной трубы, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавком вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима
Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. «Система питания», с. 65)
Недостаточный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
См. «Система питания» (с. 65)
Отрегулируйте уровень топлива (см. «Система питания», с. 65)
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через поврежденную диафрагму топливного насоса
Масло на щупе пахнет бензином, возможно загорание лампы аварийного давления масла на низких оборотах двигателя
Замените топливный насос или поврежденные диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло
Ослабло крепление опор силового агрегата
Потеряли упругость или разрушились опоры силового агрегата
Повышенное содержание вредных веществ в отработавших газах
Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора
Сильный запах бензина из выхлопной трубы, холодный двигатель пускается лучше, чем горячий. Снимите крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры. Для проверки герметичности игольчатого клапана переверните крышку карбюратора поплавком вверх и подкачивайте бензин рычагом топливного насоса. Малейшая течь бензина из-под иглы или основания клапана недопустима
Замените негерметичный игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере (см. «Система питания», с. 65)
Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через поврежденную диафрагму топливного насоса
Масло на щупе пахнет бензином, возможно загорание лампы аварийного давления масла на низких оборотах двигателя
Замените топливный насос или поврежденные диафрагмы; если в масле много бензина, то и масло
Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство или его привод
См. «Система питания», с. 65
Отрегулируйте пусковое устройство (см. «Система питания», с. 65), замените изношенные детали
Нарушена регулировка холостого хода двигателя
См. «Система питания», с. 65
Отрегулируйте холостой ход (см. «Система питания», с. 65)
Разрыв резинового уплотнительного кольца винта качества смеси
Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева. Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)
Нечеткая работа вакуумного регулятора опережения зажигания: при снятии вакуума пластина не возвращается в исходное положение, большой люфт в подшипнике
Осмотр. Характеристика вакуумного регулятора снимается на специальном стенде
Устраните заклинивание, замените неисправный вакуумный регулятор или распределитель зажигания в сборе
Неправильная установка момента зажигания
См. «Система зажигания автомобиля с двигателем УМПО-331», с. 82, и «Система зажигания автомобиля с двигателем ВАЗ-2106», с. 89
Отрегулируйте угол опережения зажигания
Повреждение изоляции высоковольтных приборов и цепей — перебои в искрообразовании
Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 8-10 мм от «массы» автомобиля, проворачивайте коленчатый вал стартером (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!). Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные в/в провода). Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания — неисправна катушка, если на выводе/выводах распределителя зажигания — неисправны ротор или крышка распределителя. Пробой ротора или крышки определяют по прогарам или трещинам на их поверхности. Исправность резистора ротора (1 кОм) проверяется омметром
Замените неисправную катушку зажигания, поврежденные высоковольтные провода. В тяжелых условиях эксплуатации (соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями) желательно заменять провода раз в 3-5 лет. Очистите крышку и ротор распределителя от грязи и влаги, перегоревший резистор ротора, пробитые ротор, крышку — замените
Неисправные свечи зажигания: утечка тока по трещинам в изоляторе или по нагару на тепловом конусе, плохой контакт в сборке центрального электрода
Неисправную свечу, как правило, можно определить по цвету нагара на изоляторе (см. в конце раздела «Диагностика»). Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности
Замените неисправные свечи
Повышенное сопротивление потоку воздуха во впускном тракте
Проверьте элемент воздушного фильтра, впускной тракт (отсутствие посторонних предметов, листьев и т.п.)
Очистите впускной тракт, загрязненный элемент воздушного фильтра замените
Не полностью закрываются дроссельные заслонки карбюратора
На снятом карбюраторе на просвет видна щель между дроссельной заслонкой и стенкой смесительной камеры
Упорным винтом рычага заслонки добейтесь ее полного закрытия. При этом заслонка должна открываться легко, без заклинивания