- Когда стены не помогают: 5 ошибок при оформлении школьных коридоров и помещений
- Ольга Иванова
- 1. Превращение стен в учебники
- 2. Боязнь маркерных или грифельных поверхностей
- 3. Декор бессмысленный и беспощадный
- 4. Тяжелый взгляд со стены
- 5. «Чтоб на века! И все антивандальное!»
- 10 возможностей оформления стен в школе
- Ольга Иванова
- Вот 10 возможностей, которые можно и нужно использовать при оформлении стен в школе:
- 1. Стена — источник вдохновения и мотивации
- 2. Стена — место для трансляции знаний и ценностей
- 3. Стена – носитель навигации
- 4. Стена будит воображение
- 5. Стена формирует образ школы и ее бренд
- 6. Стена – место общения
- 7. Стена — источник справочной информации
- 8. Стена создает настроение
- 9. Стена – это место для выставки
- 10. Стена впечатляет и рядом с ней все фотографируются
Когда стены не помогают: 5 ошибок при оформлении школьных коридоров и помещений
Ольга Иванова
18 декабря 2020 • 03:00
Итак, вам надоели пустые бежевые стены, которые есть в 90 процентов школ в России. Вы решили отринуть безрадостность и сделать их красивыми и полезными. Самое сложное в этом вопросе — победить себя и привычные установки о том, как должны выглядеть стены. Они могут быть не просто фоном, а частью учебного процесса. Дети будут учиться у вас правильному, утилитарному подходу к пространству и использовать поверхности со смыслом.
Работая со школами, Студия образовательного дизайна выделила 5 самых популярных заблуждений педагогов при оформлении стен.
1. Превращение стен в учебники
Многие учителя и директора думают категориями учебников или рабочих тетрадей. Они свято верят, что учебный материал можно перенести на все поверхности, в том числе стены. У них есть веское обоснование: если дети будут видеть что-то изо дня в день, то они это запомнят.
К сожалению, в реальной жизни есть такая вещь, как «визуальный шум». И так можно воспринимать любое информационное пространство. Наш мозг фильтрует и «отсекает» данные, которые считает ненужными. Самый простой пример — баннерная слепота. Каждый день вы игнорируете много рекламы, не замечая этого.
Решение будет работать, если учитель будет постоянно включать композиции на стенах в обучающий процесс. Нужно будет регулярно выходить из класса, организовывать обсуждения, придумывать квесты и игры. Только в этом случае ученики будут активно взаимодействовать с материалом.
Эта выставка работ, нарисованная нейросетью, обученной на живописи художников XX века. Работы разместили около кабинета информатики на подвесной системе. Раз в полгода или год композицию можно менять. Следующая выставка может быть посвящена, например, компьютерным играм или носителям информации.
2. Боязнь маркерных или грифельных поверхностей
Почему-то учителя боятся дать возможность детям что-то рисовать самостоятельно. Мол, дети все хулиганы в душе и только дай им повод где-то навредить — обязательно это сделают. Так что строгий контроль, никаких лишних активностей и, вообще, «не провоцируйте детей на гадости».
Большая грифельная стена в «Новой школе». Дети регулярно рисуют большую совместную работу. Проходит время, ее стирают и рисуют новую.
Пример большой маркерной карты в рекреации. С ее помощью можно устраивать с детьми работу в группах, соревнования и брейнштормы.
3. Декор бессмысленный и беспощадный
Природа не терпит пустоты. Поэтому пустые стены многие торопятся заполнить чем угодно. Естественно, без идеи и эстетической составляющей. Часто это выглядит безвкусно, полезное пространство просто засоряется.
4. Тяжелый взгляд со стены
Любовь к цитатам и портретам, видимо, идет из советской школьной культуры: лозунги и портреты вождей должны были быть в каждом кабинете. И мы, дизайнеры, тоже любим крупный шрифт и большие портреты в пространстве, потому что они эффектно выглядят в пространстве. Но даже самая мудрая цитата после сотого повторения будет восприниматься как что-то раздражающее и фальшивое.
5. «Чтоб на века! И все антивандальное!»
Мы понимаем, что ремонт нужно сохранить на долгие годы, хотя бы с точки зрения финансов. Но такая логика сильно ограничивает в выборе материалов и решений. Мир вокруг постоянно меняется. Через пять лет, когда нужно будет делать новый ремонт, даже самый современный дизайн уже надоест и устареет.
Школа — это живой организм и пространство в нем должно меняться. Антивандальность должна быть сделана с умом. С одной стороны, в школе повышенная нагрузка на декор, мебель и материалы. А с другой — она должна учить бережному и осознанному отношению к пространству. А как ему научиться, если все вокруг говорит «я уродливое, но зато ты меня не сломаешь, мелкий засранец». Осознанность прививается с культурой, которую нельзя воспитать в недоверии и пренебрежении.
Школьный музей, в котором, все можно трогать и брать. Экспозицию на стене легко обновлять, что ученики и делают в рамках проектной работы.
В этой школьной столовой используется крашеная фанера, пробка, полноцветная печать на пленке и флажки. Именно разнообразие фактур и материалов делают ее живой и симпатичной.
Все, что мы написали — это не прямое руководство к действию и единственная объективная истина. Это скорее некий набор принципов, который лучше понять с точки зрения сути, цели и смысла. И тогда вам будет проще принять решение. А Студия образовательного дизайна поможет его качественно реализовать.
Источник
10 возможностей оформления стен в школе
Ольга Иванова
18 апреля 2018 • 03:00
«Что нам стоит дом (школу) построить? Нарисуем – будем жить!» Увы и ах, но только детская фантазия позволяет с такой легкостью решать любые проблемы. С другой же стороны – в этом нетривиальном решении кроется вполне себе житейский смысл. Как невозможно куда-то дойти (не поставив цель – куда, собственно, идем), так же невозможно получить красивое в самом широком смысле слова образовательное пространство – если сначала не нарисовать то, что мы хотим получить в итоге.
Ремонт, даже просто косметический, у большинства читающих эти строки вряд ли вызывает исключительно положительные эмоции. И чаще всего припоминаются такие виды работ, как – заключить договор, нанять бригаду, следить – чтобы работы выполнялись аккуратно и споро, ремонтируя одно — не разрушили другое, а тут еще горы мусора… А цвет стен? О, это самое простое! Да пусть будет «желтенький» – раньше же так было и ничего, никто не был против – значит всем нравилось. Ну или добавим еще бежевого… и зеленого! Потому что зеленый – это красиво!
Рая Ивановская, руководитель дизайн-студии «33dodo», эксперт в дизайне образовательного пространства, также считает, что «зеленый – это красиво!», но…И вот об этих «но» мы с ней и поговорим в этой статье.
Часто, когда говорят о дизайне школ, в первую очередь имеют ввиду – чем-то оформить многометровые стены коридоров, рекреаций, классов и т.д. И совершенно забывают о том, что просто «правильная» покраска стен может уже наполовину решить такую задачу. В нашей стране не так давно стали обращать на это внимание, и в первую очередь (к сожалению или к счастью) – при строительстве новых школ с их новым архитектурным решением – вот уж где красота во всем ее великолепии. А те школы, которые были построены много лет назад, чаще всего от ремонта к ремонту просто обновляют краску, особенно не задумываясь о том, что можно (и нужно!) изменить цвет, добавить разные цвета, добавить яркости, какие- то графические элементы. Уже просто правильная покраска стен в корне может изменить пространство до неузнаваемости! А уж дальше можно заниматься оформлением (смысловым) каких- то особых зон.
Можно, конечно, смотреть яркие фотографии только что отстроенных школ и, наверное, даже завидовать им… Но можно и в своей школе максимально приблизиться к такому, казалось бы, недосягаемому «идеалу».
Поскольку приближается лето – пора косметических ремонтов для школ, мы в ответ на запросы наших партнеров расширили линейку услуг новым спецпредложением – разработка дизайн-проекта внутренней покраски школы.
Вы получаете не просто индивидуальное решение для вашей школы, но, самое главное, полный пакет сопроводительной документации, которая снимает необходимость принимать в процессе работы какие-то дополнительные решения, поскольку в ней есть ответы на все вопросы: подробное описание и четкая инструкция по окраске: колористическая схема, использование трафаретов (при необходимости), просчитанный расход красок и т.д. С таким проектом вы сможете точно рассчитать бюджет на окраску и поручить ее любому квалифицированному подрядчику и раз и навсегда лишить себя вопросов: «Хозяйка, а как тут красить будем?».
Работая над дизайн-проектом важно учитывать (и мы это делаем!) многие факторы: наличие логотипа и фирменного стиля, цвет и материал пола, специализированность помещения и, конечно же, возраст учащихся. Согласитесь, ученики начальной школы и выпускники по-разному ведут себя в общественных пространствах, и даже по-разному воспринимают цвета.
Это как раз тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать.
Ниже представлены некоторые примеры – как изменяется ощущение пространства и его восприятие просто при покраске стен.
После того, как завершится этап покраски, можно начать процесс оформления.
Конечно, хочется изменить все и сразу – буквально за один месяц. На практике же чаще всего так не бывает. Поэтому мы вместе с нашими партнерами определяем, исходя из важности и возможностей, очередность работ – какие пространства необходимо оформить в первую очередь, какие – смогут подождать.
При это чаще всего образуются следующие группы:
— входная зона (лицо вашей школы; первое, что видит каждый посетитель и после чего у него складывается определенное мнение о школе),
— специализированные пространства (актовый зал, столовая, спортзал),
— коридоры и рекреации,
— классы…
Про специализированные пространства мы поговорим в отдельной статье.
Сейчас же отметим важное – это основные направления (смыслы и идеи), используемые при оформлении.
Подумайте – как вы хотите, чтобы ваша школа воспринималась посетителями?
Посетители, к слову, тоже ведь все разные – это существующие ученики (и их родители) и потенциальные ученики; учителя – и те, кто работает сейчас, и те – кого вы хотите видеть в своих рядах; представители различных госструктур и иногда даже просто жители вашего района.
Вот 10 возможностей, которые можно и нужно использовать при оформлении стен в школе:
1. Стена — источник вдохновения и мотивации
«Учись! Твори! Думай! Действуй!» – эти и другие мотивирующие фразы вкупе с удачно подобранными образами могут мотивировать учеников, быть постоянным напоминанием о том, что «все в их руках»!
2. Стена — место для трансляции знаний и ценностей
Информация на стене может чему-то научить. То, что написано в учебниках – это уроки, домашние задания… А эта же информация, но оформленная в рамках пространства, – привлекает внимание учеников и, парадоксально, но факт, – неосознанно запоминается лучше!
3. Стена – носитель навигации
Помните эпизод из фильма «Чародеи», где герой Семена Фарады блуждал по зданию: «Люди! Ау!». Вспоминается с улыбкой, но примерно также чувствуют себя некоторые посетители вашего здания.
Навигация – это не только таблички на кабинетах. Это целая система, которая, с одной стороны, наглядно показывает – что и где находится, с другой – может стать самостоятельным, очень ярким элементом оформления.
4. Стена будит воображение
Безусловно, самая богатая фантазия – у школьников. (И в этом каждый раз убеждаешься, слушая их совершенно искренние истории о том, почему они опоздали на урок или не сделали домашнее задание).
Можно оформить пространство не готовыми смыслами, а образами и цветом и дать им возможность самим придумать, ощутить, вообразить «Невероятную историю»!
5. Стена формирует образ школы и ее бренд
Какая она – ваша школа? В чем ее индивидуальность? Какие ценности и принципы вы пропагандируете? Помимо того, что вам важно ответить на эти вопросы для себя, важно также донести эту информацию до вашей аудитории. Если вы им не скажете – кто и какие вы, они сами придумают это за вас.
6. Стена – место общения
Помимо стандартной информации к размещению (например, расписание уроков) – важно предоставить школьникам место, где они смогут общаться друг с другом, найти участников для совместного проекта, повесить объявление о потерянных вещах или «Отдам котенка в добрые руки» … Не надо бояться, что они напишут «что-то не то». Если у них нет возможности разместить объявление или информацию друг для друга – могут ли они считать школу своим вторым домом?
7. Стена — источник справочной информации
Музеи, кинотеатры, спортивные сооружения и библиотеки вашего города или вашего района – все это можно разместить на карте. Саму карту можно сделать объемной – из пробкового дерева или ДСП – и стильно и, что важнее, полезно – постоянное напоминание о том, как (полезно и интересно) они могут провести свое свободное время.
8. Стена создает настроение
«От улыбки – хмурый день светлей» (с)
Школа – огромное пространство, в котором в течение дня образуются различные эмоциональные потоки, порою готовые все снести на своем пути. Предусмотрите размещение каких- либо объектов или образов, задача которых просто вызвать улыбку, настроить человека на положительный лад. Также не забывайте, что разные пространства предполагают разное настроение (к примеру – в столовой и в актовом зале).
9. Стена – это место для выставки
Фотографии сами по себе ретранслируют положительные эмоции, показывая – какой интересной и яркой может быть школьная жизнь. При этом оформление фотовыставки, конечно же, должно быть соответствующим – чтобы притягивать к себе внимание, но не испортить общее впечатление.
10. Стена впечатляет и рядом с ней все фотографируются
Можно (и нужно!) сделать просто «очень-очень классно», чтобы ученики и гости вашей школы не смогли пройти мимо и обязательно сфотографировались, разместив потом фото у себя на страничках в соцсетях, возможно, даже немного хвастаясь перед своими друзьями. Красиво и необычно оформленная стена может стать визитной карточкой вашей школы! Используйте эту возможность!
Мы занимаемся дизайном и комплексным оформлением образовательного пространства в школах «под ключ» уже порядка 5 лет, в нашем портфолио – десятки успешно выполненных работ. Описание услуг и портфолио вы можете посмотреть по ссылке.
С чего начинается работа над дизайном школьного пространства?
С вашего желания!
Просто позвоните или напишите нам – и все силы нашей команды будут брошены на решение вашей задачи:
+7 (925) 215 71 70
letter@33dodo.ru
Дизайн-студия «33dodo» — эксперт в дизайне образовательного пространства!
Источник