- Как починить аккумуляторы шуруповерта своими руками
- Что нужно знать, прежде чем начать ремонт аккумулятора шуруповерта
- Конструктивные элементы шуруповерта
- Проверка аккумулятора шуруповерта
- Проверка аккумулятора на работоспособность
- Проверка емкости аккумулятора мультиметром
- Общие рекомендации перед проверкой аккумулятора
- Никель-кадмиевый
- Литий-ионный
- Распространенные неисправности
- Как определить, возможен ли ремонт
- Перечень необходимых инструментов
- Как определить неисправность аккумулятора шуруповерта
- Ремонт аккумуляторных батарей шуруповертов
- Разборка корпуса
- Определение дефектных банок
- Восстановление элементов
- Сборка аккумулятора
- Замена дефектных элементов
- Ремонтируем аккумулятор шуруповерта
- Как разобрать аккумулятор
- Виды ремонта аккумуляторных батарей
- Экспресс-ремонт никель-кадмиевых батарей методом запзаппинга
- Ход работ
- Замена отдельных элементов в аккумуляторе
- Как выявить «слабые звенья»
- Ремонт
- Замена всех элементов аккумуляторного блока
Как починить аккумуляторы шуруповерта своими руками
Шуруповерт — довольно популярный инструмент, который в разы упрощает процесс вкручивания и выкручивания шурупов. Большинство таких инструментов работают на аккумуляторных батареях, которые периодически выходят из строя. Многих людей, которые столкнулись с такой поломкой, интересует, как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта и что для этого нужно сделать.
Шуруповерт — инструмент, который часто используется в домашнем хозяйстве
Что нужно знать, прежде чем начать ремонт аккумулятора шуруповерта
Прежде чем попробовать дома восстановить АКБ, необходимо ознакомиться с основными рекомендациями:
- перед началом ремонтных работ надо определить используемый тип АКБ;
- в процессе разборки корпуса батареи необходимо узнать полярность соединений;
- все «банки», установленные в батареях для защиты от перегрева, оснащены припаянным резистором и поэтому снимать их надо очень осторожно;
- починить литий-ионные батареи невозможно.
Дополнительная информация! Практически все элементы в электроинструментах Bosch, Интерскол и Вихрь имеют последовательное соединение.
Конструктивные элементы шуруповерта
Люди, решившие отремонтировать электроинструмент, должны ознакомиться с его основными конструктивными элементами:
- электрический двигатель;
- редуктор планетарного типа для передачи вращения с двигателя на шпиндель;
- муфта, которая регулирует крутящий момент;
- электронный управляющий блок;
- аккумулятор;
- зажимной патрон, с помощью которого закрепляются рабочие насадки.
При неправильном использовании шуруповерта каждый из перечисленных компонентов может выйти из строя.
Проверка аккумулятора шуруповерта
Перед тем как начать чинить инструмент, необходимо ознакомиться с особенностями проверки АКБ.
Проверка аккумулятора на работоспособность
Чтобы убедиться в том, что зарядник работает, необходимо выполнить такую последовательность действий:
- Подключить блок к источнику питания.
- На мультиметре включить режим измерения постоянного тока.
- Щупы подсоединить к минусу и плюсу зарядки.
- Ознакомиться с результатами проведенных измерений.
Если значения будут отличаться от параметров, размещенных на корпусе АКБ, значит придется его ремонтировать или купить новый.
Проверка емкости аккумулятора мультиметром
Перед ремонтом АКБ необходимо проверить его емкость. Делается это так:
- Полностью зарядить батарею.
- Подключить щупы мультиметра к контактам АКБ.
- Проверить показатели на дисплее прибора.
Если после проведения проверки емкость аккумулятора оказалась ниже заявленной, придется извлечь из конструкции все элементы питания и протестировать каждый из них.
Общие рекомендации перед проверкой аккумулятора
Чтобы правильно проверить АКБ, необходимо ознакомиться с основными рекомендациями тестирования разных типов устройств.
Никель-кадмиевый
Это наиболее распространенный вид батарей. Именно их чаще всего устанавливают в шуруповерты от фирмы Бош. Среди достоинств этих аккумуляторов можно выделить их стойкость к внешним воздействиям и долговечность.
Прежде чем проверить такие АКБ, их необходимо полностью зарядить. Это позволит получить наиболее точные замеры и убедиться в работоспособности устройства. Если проводить проверку разряженного аккумулятора, получить точные данные не получится.
Литий-ионный
Такие аккумуляторы чаще всего устанавливаются в наиболее дорогих моделях электроинструментов. Они имеют большую емкость и маленький процент потери имеющегося заряда. Однако есть у них и серьезный недостаток, который заключается в том, что их нельзя оставлять долго разряженными. Дело в том, что их кристаллы быстро деградируют и из-за этого АКБ перестает работать.
Перед тем как проверять литий-ионные аккумуляторы их необходимо три раза полностью зарядить и разрядить. Это делается для устранения «эффекта памяти» и получения наиболее точных результатов тестирования.
Распространенные неисправности
Владельцы шуруповертов, которые решили самостоятельно заняться ремонтом батареи, должны ознакомиться с наиболее распространенными типами неисправностей. Есть несколько причин, из-за которых аккумуляторы перестают нормально функционировать:
- разрушение пластин;
- короткое замыкание;
- загрязнение электролита;
- смена полюсов;
- деградация кристаллов из-за длительного хранения в разряженном виде.
Дополнительная информация! Самостоятельно справиться с последствиями таких поломок довольно сложно. Именно поэтому многие решают доверить ремонт АКБ профессионалам.
Как определить, возможен ли ремонт
Перед тем как отремонтировать аккумулятор шуруповерта в домашних условиях, необходимо разобраться, можно ли вообще заниматься его ремонтом. Чтобы это понять, придется разобрать электроинструмент и аккуратно извлечь из него аккумуляторные «банки».
Извлеченные ячейки надо перебрать и разложить перед собой в ряд. После этого надо каждый элемент поочередно проверить мультиметром. Напряжение должно составлять около 1,4 В. Если на одном из компонентов это значение отличается на 0,5 В в большую или меньшую сторону, значит этот элемент необходимо заменить. Следовательно, такой аккумулятор удастся отремонтировать.
Перечень необходимых инструментов
Для проведения ремонтный работ могут понадобиться следующие инструменты:
- Мультиметр. Этот прибор необходим для измерения переменного и постоянного напряжения.
- Фигурные и плоские отвертки. Пригодятся для разборки корпуса шуруповерта.
- Паяльник. Для ремонта подойдут недорогие модели мощностью около 40 Вт.
Дополнительная информация! Чтобы воспользоваться паяльником, понадобятся такие расходные материалы как припой и олово.
Как определить неисправность аккумулятора шуруповерта
Определение неисправности электроинструмента осуществляется следующим образом:
- Полностью зарядить АКБ.
- Отсоединить устройство от сети и снять аккумулятор.
- Провести визуальный осмотр и проверить, есть ли на поверхности видимые дефекты.
- Проверить напряжение «банок».
- Подсоединить к аккумулятору проводами автомобильную лампочку на 24 В или 12 В.
- Отключить лампу спустя 20-30 минут и повторно замерить напряжение «банок».
Если емкость «банок» сильно просела, значит их необходимо заменить на новые.
Ремонт аккумуляторных батарей шуруповертов
Прежде чем приступить к ремонту АКБ своими руками, нужно разобраться, как делать это правильно.
Разборка корпуса
Аккумуляторный корпус состоит из двух частей. Чаще всего они соединяются шурупами. Однако иногда они скрепляются между собой суперклеем. В таком случае места склеивания надо аккуратно обстукивать киянкой. После этого склеенные части будут в разы легче разъединяться.
Определение дефектных банок
Определить испорченные «банки» довольно просто. Чтобы найти их, необходимо сделать следующее:
- Провести визуальный осмотр элементов.
- Удалить компоненты со следами вздутия и частицами вытекшего электролита.
- Проверить выходное напряжение каждой банки.
Проверять компоненты мультиметром необходимо несколько раз, чтобы получить наиболее точные результаты измерений.
Важно! Все банки, у которых показатели напряжения сильно отклонились от нормы, лучше заменить на новые.
Восстановление элементов
Каждый желающий может самостоятельно восстановить аккумуляторные «банки». Делается это так:
- Разобрать аккумулятор и извлечь каждый компонент. В общей батарее хорошо зарядить все элементы не получится.
- На каждую из «банок» подавать напряжение в 3-4 В на протяжении пяти секунд.
- Померить напряжение на выходе. Если оно находится на уровне 1,4 В, значит компоненты удалось восстановить.
Иногда вышеперечисленные действия не помогают восстановить батарею. В таком случае придется заменять ее на новую.
Сборка аккумулятора
Когда все компоненты будут восстановлены или заменены конструкцию можно собирать. Чтобы сделать это, надо все компоненты установить обратно в корпус. После этого части конструкции необходимо снова соединить шурупами или клеем.
Замена дефектных элементов
Заменить дефектный компонент аккумулятора довольно легко. Для этого необходимо избавиться от сломанной «банки», отсоединив ее бокорезами от общей пластины. Затем к концам контактов припаивается новый компонент. После этого необходимо проверить мультиметром, правильно ли работает установленный элемент.
Аккумулятор шуруповерта — деталь, которая часто выходит из строя. При необходимости сломанный АКБ можно отремонтировать в домашних условиях. Однако прежде чем заняться этим, необходимо разобраться с тем, как делать это правильно.
Источник
Ремонтируем аккумулятор шуруповерта
Любой шуруповерт укомплектован двумя аккумуляторными блоками, что позволяет работать с ним долгое время. Но рано или поздно приходится сталкиваться с тем, что батарея садится, вовсе не заряжается и нуждается в замене. Приобрести новую часто бывает непросто, а если и удается, то по очень высокой цене. Поэтому и говорят, что легче купить новый инструмент, либо провести ремонт аккумулятора шуруповерта самому.
В Интернете есть большое количество видео, в которых любители электроники наглядно показывают, как провести ремонт аккумулятора шуруповерта своими руками. Если серьезно озадачиться вопросом, подумать об экономии денежных средств и о том, можно ли починить батарею шуруповерта своими руками, просмотр таких роликов может стать хорошим началом для того, чтобы в будущем ремонтировать АКБ самостоятельно.
Как разобрать аккумулятор
Аккумуляторные блоки домашнего инструмента по своему устройству почти не отличаются друг от друга, независимо от модели инструмента (Bosch, Макита, Хитачи). Они упакованы в пластмассовый корпус, состоящий из двух частей. Количество батарей может быть разным, в зависимости от выходного вольтажа используемого инструмента. Все элементы спаяны в определенной последовательности. Выводные концы или клеммы, на которых обычно производятся замеры напряжения батареи, выведены наружу.
Большинство аккумуляторных блоков шуруповерта или дрели устроены так, что они очень просто разбираются, независимо от того, проводим мы ремонт аккумулятора шуруповерта Интерскол, или же другой модели. Несколько крепежных винтов нужно вывернуть с помощью обычной отвертки. Есть аккумуляторы, которые разбираются сложно, но поддаются разбору отверткой и перочинным ножом. Ножиком удаляется клеящий слой, а острым саморезом раздвигаются две сопрягаемые поверхности.
Отличие батарей шуруповертов друг от друга может заключаться в наличии или отсутствии термодатчика, который автоматически отключает аккумулятор при условиях критического нагрева (выше 50°С). Датчик постоянно отслеживает температуру не только под нагрузкой, но и в условиях текущего заряда аккумуляторной батареи. Контроллер считывает все данные и обрабатывает их, «запоминает» емкость и другие показатели. Как только емкость достигает 80-90%, а напряжение — 14 В, блок управления все отключает. Такие аккумуляторы служат годами, не теряя своих технических характеристик.
На рынке предлагается большое количество недорогих моделей шуруповертов.
Более дешевые устройства не имеют таких технических устройств, и за всеми процессами нужно следить самостоятельно.
Виды ремонта аккумуляторных батарей
Как реанимировать аккумулятор шуруповерта? Можно выделить три способа:
- экспресс-ремонт АКБ методом запзаппинга ;
- замена отдельных элементов в аккумуляторе ;
- замена всех элементов аккумуляторного блока .
Экспресс-ремонт никель-кадмиевых батарей методом запзаппинга
В переводе с английского это означает прожигание никель-кадмиевого аккумулятора, применяя короткие импульсы высокого тока в течение нескольких секунд. Можно сказать, что это, своего рода, экстренная реанимация элементов питания. Сразу следует отметить, что такой вариант является довольно рискованным, и не каждый аккумулятор способен выдержать подобную «шокотерапию» высоким током. Использовать высокий ток возможно только в том случае, если в шуруповерте установлены никель-кадмиевые батареи. Другие АКБ (никель-металлгидридные, литий-ионные) подвергать такому воздействию категорически нельзя.
Суть продувки состоит в том, чтобы разрушить высоким током кристаллы, образующиеся внутри никель-кадмиевых аккумуляторов. Эти кристаллы называются дендритами, и из-за их роста емкость АКБ постепенно снижается . «Прокачивание» высокими токами быстро разрушает образовавшиеся кристаллы и резко снижает саморазряд батареи.
Утверждается, что запзаппинг может быть эффективным для любых NiСd, даже если они полностью разряжены до нуля или лежали без применения 10 или 20 лет. Вопрос всегда стоит в вероятности успешного ремонта в таких «тяжелых» случаях — когда батарейки «чинят» таким образом, это либо увенчается успехом, либо нет. Однако попробовать оживить их не помешает. Разумеется, соблюдая при этом максимальную осторожность.
Для проведения запзаппинга понадобятся:
- любое сильноточное зарядное устройство ;
- мультиметр, чтобы контролировать напряжение ;
- сварочный аппарат ;
- зажим по типу «крокодила» ;
- заппинг-электрод ;
- защитные средства .
В качестве зарядного устройства не стоит использовать рядовой блок питания. Даже если сила тока у таких зарядников 10-15 А , они не выдержат сильного напряжения. С помощью двустороннего зажима на одной клемме обеспечивается плотный контакт, а на другой клемме будет удерживаться сам электрод. Пальцами его удержать невозможно: во время прожигания он раскалится. Заппинг-электрод — это кусок проволоки, которая свернута тугим пучком (изоляции нет). Сечение у нее максимум 1,5 мм 2 , а длина — 6-7см.
Вместо более высококачественного сварочного аппарата особенно смелые любители электроники ремонтируют батарейки, ипользуя обычный паяльник. Но инструмент для точечной пайки будет предпочтительнее при ремонте. Средства защиты (халат, очки, специальная невоспламеняющаяся подложка) необходимы потому, что во время продувки высоким током всегда появляются искры.
Ход работ
Лучше продувать каждую батарейку отдельно, алгоритм действий такой:
- Закрепить электрод со знаком «минус» на ее минусовом полюсе. Не перепутать полярность, важный момент.
- «Продувать» плюсовой электрод коротенькими тычками, частота их — 2-3 раза в секунду . Обычно для банки с выходным напряжением 1,2 В продувание необходимо делать в течение 3-4 секунд с частотой 2-3 мелких тычка в секунду;
- Измерить показатели напряжения после первого этапа . Максимально его следует поднимать до 1,3 В. Если напряжение выше, следует уменьшить время тычков или их число.
Тыкать нужно очень быстро и аккуратно, не допуская, чтобы электрод даже на короткое время приварился к полюсу Ni Cd аккумулятора шуруповерта, во избежание полного прожигания аккумулятора. На плюсовой электрод рекомендуется надеть защитный промежуточный, либо зацепить «крокодил» для защиты поверхности полюса АКБ.
Процедура повторяется до 25 раз — до тех пор, пока емкость батареи не будет восстановлена. В течение всего процесса необходимо постоянно следить за температурой аккумуляторов. Промежутки между заппингами должны составлять не менее 15 минут. Только в таком случае у реанимированного аккумулятора останется шанс на то, чтобы продлить срок своей службы.
Замена отдельных элементов в аккумуляторе
Если емкость батареи падает, это значит, что, как минимум, несколько ее элементов вышли из строя. Все АКБ разом не могут «сесть», поэтому вначале нужно найти в цепочке самые малоемкие батарейки, а потом разобрать аккумулятор и заменить их на новые.
Новые батарейки можно заказать в любом интернет-магазине. При этом важно купить те элементы, тип и емкость которых полностью соответствуют прежним. Если в шуруповерте стоят никель-кадмиевые аккумуляторы, то и приобретать стоит такие же, с аналогичным уровнем емкости. Если удастся раздобыть такой же аккумулятор, можно вынуть из него наиболее емкие элементы и поставить в тот, который ремонтируется.
Как выявить «слабые звенья»
Поиск севших батареек в цепи можно осуществить двумя способами:
- с помощью мультиметра ;
- мультиметр + лампа-«нагрузка» .
Для первого способа понадобится только мультиметр:
- зарядить АКБ полностью ;
- разобрать корпус аккумулятора ;
- произвести замеры номинального U на каждой батарейке (номинал для никель-кадмиевых батареек — 1,2 В, для литий-ионных — 3,6 В);
- отметить крестиком элементы, на которых U ниже номинального , чтобы не перепутать с другими;
- собрать аккумулятор ;
- включить шуруповерт ;
- работать им до заметного уменьшения мощности ;
- разобрать аккумулятор снова, измерить показатели U вторично .
На батарейках, которые помечены крестиком, «провалы» в напряжении будут значительно больше, чем у остальных — чаще всего, ниже 1 В. Что касается разницы между показателями U в АКБ, то если она составят минимум 0,5-0,7 В, это весьма существенно.
Второй способ нахождения «севших» батареек менее трудоемкий и более простой. Если выходное напряжение шуруповерта 12 В, понадобится лампа с таким же выходным напряжением.
Ход действий:
- зарядить аккумулятор полностью ;
- подсоединить лампу в качестве нагрузки к обоим полюсам АКБ ;
- ждать полной разрядки аккумулятора ;
- замерить мультиметром показатели напряжения на клеммах всех элементов поочередно .
«Севшие» батарейки легко отделить потому, что напряжение у них после разрядки падает больше всего.
Ремонт
Итак, элементы, вышедшие из строя, найдены, новые приобретены, и теперь можно приступить непосредственно к ремонту АКБ.
Чтобы отремонтировать аккумулятор, понадобятся:
- паяльник ;
- флюс малой коррозийности ;
- олово ;
- медные пластинки (в случае, если «родные» сломались во время разбора) .
Точечную сварку в случае частичного ремонта АКБ использовать необязательно. Но во время пайки нужно внимательно следить за тем, чтобы не перегреть элементы. Соединять батарейки между собой лучше всего с помощью тех пластинок, которые у них и были. Если они сломались во время разбора батареи на отдельные элементы, то потребуется изготовить новые пластинки из меди.
Не следует забывать о полярности. Каждый элемент аккумуляторов для шуруповерта соединен с соседним по принципу определенной последовательности. Минус одной банки нужно соединить с плюсом другой, а минус другой банки нужно соединять с плюсом третьей, и так далее.
После того как цепочка будет собрана заново, нужно позаботиться о том, чтобы потенциал напряжения всех элементов был равным. Для этого следует оставить АКБ на зарядке на целую ночь, затем они должны остывать в течение последующих суток. После этого производится замер напряжения на каждом элементе. Если пайка и цикл заряда были проведены верно, то мультиметр покажет на всех батарейках примерно одну и ту же цифру U — 1,3 В.
Теперь нужно провести для батареи, как минимум, два цикла заряда-разряда естественным путем: поместить отремонтированный аккумулятор в родной шуруповерт и работать им до полного разряда.
Кстати: частичный ремонт Li-ion аккумулятора шуруповерта можно провести путем, требующим минимальных финансовых затрат. Если в блок установлены батарейки 18650, такие же реально позаимствовать у старого нерабочего ноутбука, при наличии возможности.
Замена всех элементов аккумуляторного блока
Нужное количество элементов можно заказать в любом интернет-магазине, в зависимости от количества старых батарей. Важно обращать внимание на то, чтобы все они изначально были одинаковой емкости.
Можно полностью заменить все элементы батарейного блока на новые никель-кадмиевые аккумуляторы. Они стоят гораздо дешевле, чем никель-металлгидридные, и, по сравнению с другими батареями, самые живучие и выносливые. Однако в последнее время все чаще практикуется самостоятельное переделывание аккумуляторов «с кадмия на литий», иными словами, установка вместо старых Ni-Cd новых литий-ионных батарей.
Несмотря на свою надежность, никель-кадмиевые батареи могут быстро выйти из строя потому, что они имеют последовательное подключение друг к другу без платы балансировки. Если аккумуляторы одной партии изготовления, их параметры все равно будут иметь большой разброс между собой. При таком соединении один элемент будет заряжаться быстрее, другой медленнее, а третий может и перезарядиться.
Если бы производители кадмиевых батарей делали платы балансировки, как для литиевых аккумуляторов, Ni-Cd могли бы работать гораздо дольше. Но фирмам-изготовителям это просто невыгодно. Что же касается литиевых элементов, балансировочные платы в такие аккумуляторные блоки устанавливаются потому, что без них может произойти перегрев с последующим взрывом: здесь производителям просто некуда деваться. О том, какой аккумулятор лучше для шуруповерта, можно узнать здесь →
Чтобы произвести полную замену аккумуляторов в шуруповерте с никель-кадмиевых на литий-ионные, понадобятся:
- количество элементов, равное количеству прежних (с одинаковым показателем емкости);
- балансировочная плата 5S (ее ампераж зависит от того, на какое количество вольт рассчитан шуруповерт);
- тестер или мультиметр ;
- паяльник с хорошим «жалом» ;
- качественный флюс и свинцовый припой ;
- силиконовые провода АВГ 16 ;
- термостойкий скотч и термоклей .
Перед началом пайки разрядить аккумуляторы. Изъять старые батарейки из блока и освободить контакты. Старый термодатчик лучше не выбрасывать, а оставить его в качестве дополнительной защиты от перегрева лития.
Теперь главное — правильно запаять литий. Заранее отрезать проводки нужной длины, изолированные, в силиконе, очень толстые, чтобы избежать их плавления во время нагревания лития. Ножиком зачищаются площадки батареек под пайку.
Хорошо разогреть паяльник, до 300°С, и начать пайку с помощью флюса и свинцового припоя. Флюс должен быть хорошего качества, несмываемый, не проводящий ток. Ни в коем случае не использовать кислотные флюсы. Паять следует не больше 2 секунд во избежание перегрева лития. Для того чтобы тепло уходило быстрее, можно после пайки приложить к батарейке любой железный предмет, забирающий тепло.
Дать батарейкам остыть и соединить «плюсы» с «минусами», как обычно. Проверить общее напряжение. Его показатель должен быть в среднем 20,7 В, если элементов 15 штук.
После измерения напряжения присоединяется плата. Все ее проводки нужно уложить со специальными прокладками, чтобы ничего не «закоротило» при работе. Весь аккумуляторный блок скпепляется термостойким скотчем, разработанным специально для изоляции батарей и их контактов.
Припаиваются провода и разъем. Если контакты «болтаются», их можно посадить на термоклей. Теперь, наконец, можно окончательно собрать аккумуляторный блок шуруповерта и проверить его работу.
Иногда кажется, что провести ремонт аккумулятора шуруповерта Hitachi (либо другого инструмента) очень сложно. Но если разобраться в общих принципах, таких, как основы электроники, устройство аккумуляторов изнутри, виды батарей и главные принципы правильной пайки, становится понятно, как отремонтировать аккумулятор для шуруповерта самостоятельно. Это не только сэкономит финансовые средства, но и будет способствовать приобретению ценных и полезных навыков.
Источник