Фонд капремонта Москвы снял с себя функции технадзора за капремонтом многоквартирных домов
7 апреля 2021 года ФКР Москвы объявил очередной конкурс на «Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном(ых) доме(ах)«. Теперь, по новым правилам, технадзор за проведением работ по капремонту МКД Москвы начали вести не сотрудники Фонда капремонта, а сторонней организации, выигравшей уже прошедшие конкурсы и, скорее всего, планирующие выиграть и новый объявленный конкурс.
При этом ни Фонд капремонта МКД Москвы, ни Департамент капремонта Москвы не дают никакой информации на своих официальных сайтах о самых существенных изменениях в системе капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Москвы за весь период существования новой системы с 2015 года.
На эти существенные изменения обратили внимание в первую очередь муниципальные депутаты в разных районах Москвы причём уже в ходе текущей работы. Так, например, Светлана Кобзарь, муниципальный депутат района Преображенское (ВАО) получила приглашение на комиссию по приемке работ по капитальному ремонту не от ФКР Москвы, а от совершенно другой организации, о чём ФКР Москвы никого и никак заранее не стал уведомлять, а просто поставил всех перед фактом.
Так, в прошлом году в московское законодательство, касающееся капитального ремонта был внесен целый ряд изменений. Теперь функции строительного надзора закреплены не за сотрудниками Фонда капремонта Москвы, а за организацией, которая выиграет конкурсы, объявленные ФКР Москвы. Таких конкурсов в прошлом году было объявлено два, на оба конкурса заявилась всего одна организация, конкурсы были признаны несостоявшимися и оба договора были заключены с единственным участником — ГАУ МосжилНИИпроект, который, что не удивительно, является организацией, подведомственной Департаменту капремонта города Москвы.
Соответственно ГАУ МосжилНИИпроект подписал в прошлом году два договора с ФКР Москвы на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за капитальным ремонтом общего имущества в многоквартирном(ых) доме(ах):
— СК-000001-20 на сумму 810 611 395,69 руб., стройконтроль в 1337 многоквартирных домах;
— СК-000002-20 на сумму 842 787 885,96 руб., стройконтроль в 1270 многоквартирных домах.
При этом все сотрудники технического надзора (ИТН), которые ранее работали в Фонде капремонта МКД Москвы, теперь полностью перешли в новую организацию. Таким образом, в ближайшее время ГАУ МосжилНИИпроект будет осуществлять строительный контроль в 2 607 МКД Москвы со стоимостью работ в 1,65 млрд.рублей. Причём, если ранее эти миллиарды финансировались из бюджета Москвы (заработная плата сотрудников ИТН, накладные расходы и т.п.), то теперь все эти расходы лягут на плечи собственников помещений в многоквартирных домах — с 2021 года всё это в полном объёме финансируется из взносов на капитальный ремонт.
Новый конкурс, объявленный 7 апреля на сумму 653 667 465,36 рублей (1 643 МКД) скорее всего тоже выиграет ГАУ МосжилНИИпроект.
Перечень новых сотрудников института с официального сайта (или вакансии) — в основном бывших сотрудников ФКР Москвы:
- Заместитель директора Бийбулатов Эльдар Муратович
- Управление контроля производства работ, Начальник управления Чуищев Евгений Юрьевич
- Управление строительного контроля по ВАО, Начальник управления Юдов Владимир Иванович
- Управление строительного контроля по ЮЗАО, ТиНАО, Начальник управления Цыганков Владимир Михайлович
- Управление строительного контроля по ЗАО, Начальник управления — Вакансия
- Управление строительного контроля по ЦАО, Начальник управления Травкин Владимир Валерьевич
- Управление строительного контроля по САО, Начальник управления Ситник Александр Витальевич
- Управление строительного контроля по ЮАО, Начальник управления — Вакансия
- Управление строительного контроля по СВАО, Начальник управления Рябоненко Павел Валентинович
- Управление строительного контроля по ЮВАО, Начальник управления Коваль Максим Борисович
- Управление строительного контроля по СЗАО, ЗеленАО, Начальник управления Тимофеев Игорь Валентинович
- Управление по работе с объектами культурного наследия, Начальник управления Краснов Сергей Александрович
- Сметное управление, Начальник управления Токаревская Надежда Николаевна
- Управление лифтового хозяйства, Начальник отдела Дубинкин Сергей Александрович
Поскольку это не единственные и не последние изменения, в следующих материалах дополнительно расскажем, что и как происходит в сфере капитального ремонта МКД Москвы. Только выход из «общего котла» и переход на специальный счёт даст возможность собственникам САМИМ контролировать свои расходы на капремонт и делать именно те работы, которые им реально нужны.
UPD от 12.04.2021г. Вчера состоялось онлайн мероприятие, на котором муниципальный депутат района Щукино Татьяна Яскович рассказала дополнительные подробности нововведений — непосредственно работы будут начинаться только после приемки проектно-сметной документации, акт выполненных работ по изготовлению проектно-сметной документации является фактически актом открытия самих работ, представитель стройконтроля должен иметь доверенность от ФКР Москвы, экспертиза теперь оплачивается подрядчиком, штрафы на подрядчиков будет накладывать организация стройконтроля, а не ФКР Москвы.
Источник
Подконтрольная заму Собянина компания наживает миллионы на капремонте
Почти половина выделенных на ремонт столичных домов средств оседает в организации, которую курирует вице-мэр Бирюков
АО «Москапремонт» постоянно выигрывает тендеры на ремонт жилых домов в столице. Однако само общество ремонты не делает — оно разыгрывает конкурсы среди субподрядчиков на право их провести. При этом компании из семи человек достается от трети до почти половины полученных по госконтракту денег. А в недалеком будущем аффилированная с Петром Бирюковым компания может рассчитывать и на огромные доходы от вывоза «реновационного» строительного мусора.
Проектная себестоимость
На территории ГБУ «Автомобильные дороги», которое подчинено столичному Департаменту ЖКХ, курируемому вице-мэром Петром Бирюковым, находится АО «Москапремонт». Акционерное общество является крупнейшим генподрядчиком капитального ремонта жилья в Москве. Так, только за январь — ноябрь 2018-го оно выиграло контракты более чем на 1 млрд рублей, выяснили журналисты «Проекта».
После получения денег, «Москапремонт» уже сам объявляет конкурс. В результате ему достается до 40% средств, поступивших из московского бюджета, а остальное уходит субподрядчику. «Например, за январь–ноябрь 2018 года «Москапремонт» получил контракты на ремонт 38 домов за 973 млн рублей. Затем все эти дома были переданы субподрядчикам за 677 млн. А 296 млн «Москапремонт» оставил себе», — говорится в расследовании «Проекта».
По мнению партнера консалтинговой компании «НЭО Центр» Алексея Ефанова, изучившего документацию по нескольким тендерам, «Москапремонт» преимущественно занимался разработкой проектной документации, переуступив остальные работы субподрядчикам. Эксперт сообщил изданию «Проект», что на крупных строительных объектах разработка проектной документации стоит не больше 1–2% от суммы договора. Правда, по его словам, «Москапремонт» мог оставлять себе «генподрядный процент» (расходы на страхование ответственности, конкурсные процедуры и т. д.), что составляет порядка 4–5% цены контракта.
«Ситуация, когда одна структура правительства Москвы размещает заказ, вторая его выигрывает и отдает субподрядчиком, оставив себе процент, выглядит странно», — считает замгендиректора Transparency International Россия Илья Шуманов. По его мнению, деньги Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Москвы (ФКР), куда поступают обязательные взносы москвичей на капремонт, подлежат более строгому контролю, нежели деньги организации, опосредованно принадлежащей городской администрации. «Такая двухступенчатая система тендеров создает почву для возможных злоупотреблений», — уверен Шуманов.
Интересно, что директор компании Зинаида Ясенкова перемещается на служебной машине Toyota Camry стоимостью свыше 2 млн рублей, которую в мае 2018 года заказал для руководства «Москапремонт». Ясенкова раньше работала замруководителя ГБУ «Автомобильные дороги», а до того два года — главой управы Таганского района.
Мусорные перспективы
Как полагает «Проект», АО «Москапремонт» в будущем через свою дочернюю фирму «Технопарк» станет зарабатывать деньги на захоронении московских отходов, ведь вывоз мусора также курирует Бирюков. В настоящее время в московском районе Некрасовка создается сортировочная станция. В ее создании принимала участие компания «Роуд групп» — один из крупнейших подрядчиков ГБУ «Автомобильные дороги». В 2017 году компания выиграла тендеры ГБУ на 1,8 млрд рублей.
«У «Роуд групп» интересные отношения с московскими чиновниками. В 2015 году один из основателей компании, Алексей Елисеев, занял пост замруководителя «Автомобильных дорог». И если годом ранее «Роуд групп» получило контракты от «Автомобильных дорог» на 264 млн рублей, то в 2015-м — сразу на 1,9 млрд, причем Елисеев лично входил в некоторые тендерные комиссии. Сейчас этот человек покинул ГБУ, однако замруководителя там трудится другой основатель «Роуд групп» — Алексей Меньшов», — выяснил «Проект».
Дальнейший планируемый маршрут собранного мусора лежит на железнодорожную станцию Шиес в Архангельской области, где недалеко от поселка Урдома то же ГБУ «Автомобильные дороги» строит мусорный полигон. При этом участок под будущей свалкой возле Шиеса находится в аренде у ОАО «Российские железные дороги» (ОАО РЖД) и в субаренде у подконтрольной московской мэрии фирмы «Технопарк».
Предполагается, что полигон начнет принимать отходы из Москвы с 2010 года, в самый разгар программы реновации: в ближайшие 15 лет властям предстоит снести более пяти тысяч пятиэтажек.
Источник
Фонд капитального ремонта не может уследить за подрядчиками на объектах
Недоремонт
Фонд капитального ремонта научился собирать деньги и находить исполнителей. Только вот подрядчики также научились обманывать фонд, «сдавая» объекты лишь «по документам». Случаи незавершённого ремонта, добавились к другим строительным хитростям. Стоит ли собственникам помещений бороться за реальное исполнение работ?
В конце 2014 года в стране стали массово создаваться региональные операторы по управлению средствами граждан, уплачиваемыми на проведение капитального ремонта. Процесс формирования таких фондов, учреждаемых региональными органами власти, был совершенно оправдан. По закону, фонды капитального ремонта могут быть только некоммерческими организациями, то есть не могут извлекать прибыль из своей деятельности, а также не имеют права создавать дочерних коммерческих структур. Даже зарплаты сотрудникам фондов и оплата рассылки квитанций не могут производиться за счет средств, уплачиваемых собственниками на проведение капитального ремонта.
Жители различных регионов совершенно безвозмездно получили от властей помощников в сохранении целевых денег и в рачительной их трате. Государство извлекло из этого свою выгоду – остановился лавинообразный рост числа аварийных домов, ремонт которых осуществлялся за счет бюджета. За шесть лет фондами капитального ремонта было использовано более 730 млрд привлеченных средств собственников и отремонтировано 198 тыс. домов, часть из которых могла перейти в категорию аварийных.
Об этом 28 октября в Совете Федерации на заседании «круглого стола», в режиме видеоконференции, рассказал сенатор от Свердловской области Аркадий Чернецкий, проводящий мероприятие. Политик подчеркнул, что «капитальный ремонт домов — наиболее эффективный механизм снижения темпов роста количества ветхого и аварийного жилья». Участники пришли к мнению, что новая система капремонта не является одномоментным мероприятием, она может модернизироваться и изменяться.
Среди «узких мест» системы названа проблема накопление остатков средств на капитальный ремонт, которые «съедает» инфляция. На 1 октября 2020 г. общая сумма остатка составляла 267 млрд. рублей. Из них 122 млрд. рублей на счетах региональных операторов, а 144 млрд. на специальных счетах. Все бы ничего, если бы эти средства не обесценивались.
Еще одним вопросом, требующим проработки, сенатор назвал отсутствие единой технической политики капитального ремонта.
ФКР также переживает за 13% домов, где жильцы решили сохранять средства на счетах собственных управляющих компаний. Слишком самостоятельных хотят обязать «работать» с заранее отобранными строительными компаниями. Теми, которые ранее были включены в региональный реестр квалифицированных подрядчиков в сфере капремонта. Не очень ясно, почему ФКР так переживает за подрядчиков самостоятельных управленцев. Ведь к тем исполнителям, которые проводят работы от самого фонда, сейчас у собственников немало вопросов.
Без лишней риторики
Было сказано красиво и хорошо, с соблюдением интонаций важности и государственности. И все же в массе экспертных оценок и устойчивых формулировок, в звучании многословных названий профильных организаций терялась суть: слишком высокими казались цели и слишком чужими проблемы.
Президент США Дональд Трамп заявил, что США подозревают, кто может стоять за атакой на нефтяные объекты Саудовской Аравии, и готовы к решительным действиям, но будут ждать подтверждения своих данных от самой Саудовской Аравии.
Хотелось бы приземлить риторику, чтобы лучше понять, о чем речь. Итак, первое – фонды недорабатывают сегодня, не справляются с возложенными на них функциями, иначе 122 млрд. рублей, лежащие без дела, уже попали бы в российскую экономику.
Второе, фонды капитального ремонта научились собирать деньги (недоимки составляют около 8%), и находить исполнителей, только вот и подрядчики научились обманывать фонды.
Уже попадали в СМИ случаи включение в план ремонта услуг, в выполнении которых нет необходимости : Чуть ли не всегда исполнители пытаются пропихнуть материалы сомнительного качества. Специалисты витиевато сформулировали проблему – как случаи извлечения дополнительной финансовой выгоды на поставке материалов для ремонта по принципу «нижней границы прохождения качества», без запаса прочности, с упором на закупочную минимальную стоимость.
То что в подобных случаях установленные при ремонте трубы оказываются тоньше старых, а кровельное железо больше похоже на фольгу уже стало притчей во языцех. Результат – «новые» трубы текут чаще старых, а при уборке снега с кровли рабочие продавливают кровлю так, что по весне всех обильно заливает. К сожалению, жильцы редко проверяют потом качество работ с штангенциркулем. А следовало бы.
Но, помимо указанных проблем, собственники сообщают о новых способах строительных хитростей и обогащения. Строители «сдают» объекты, где ремонт не сделан. Подписать с принимающей стороной акт приема-передачи выполненных работ иногда достаточно, чтобы получить деньги за не выполненный ремонт. Ответственность за такие манипуляции обманутые собственники простодушно приписывают региональному оператору, который, хоть и является организатором процесса, но иногда и не подозревает, что происходит на объектах.
Популярный сайт otzovik.com через запрос в поисковой строке Яндекса «Фонд капитального строительства отзывы», показывает 25 отзывов о деятельности Фондов капремонта в разных регионах России. Из 25 отзывов хвалебных нет совсем, 3 отзыва с оценкой 3 балла, 3 отзыва с оценкой 2 балла и 19 отзывов с оценкой 1 балл, которая расшифровывается на сайте как «ужасно».
Вечный вопрос – кто виноват?
Все же, виновных тут найти не так просто. От дома работы подрядчика принимают несколько человек, которых на собрании жильцов назначили собственники. Есть ещё и управляющая компания, которая должна быть заинтересована в качестве: чем лучше трубы, тем реже в них дыры надо залатывать. Только вот практика управления многоквартирными домами такова, что зачастую фактически всеми делами заведует пожилая дама «старшая по дому». Собственники часто переоценивают её компетентность и недооценивают важность вопроса. Доверять ответственность в соблюдении общих интересов и сваливать работы, на которые у тебя нет времени – две большие разницы. Она же, при необходимости, организует на бумаге любую комиссию и подпишет любой документ. К слову, «пожилой дамой» может оказаться и вполне молодой человек, назначенный смотреть за домом от компании, управляющей десятком, а иногда и сотней объектов.
Что может послужить к поверхностному взгляду такого управдома на состав работ, к безразличию к деталям и халатности в приемке? Отсутствие опыта, недостаток знаний или личная заинтересованность? Не исключено, что подрядная организация работает «добросовестно» выполняя проект, ведь на этапе согласования некому было указать на необходимость экономии, акцентов на качество, замены одних работ и материалов на другие.
Порой все ставится с ног на голову, и работы по дому предлагают не те, что нужны ему в первую очередь. Классический пример. В центральном районе столицы покрасили дом, сменили трубы и заменили кровлю. Вот только по всему фасаду проявляется трещина, вероятно из-за просадки фундамента. И направить бы деньги на его укрепление, а не на покраску этой стены. Только кому это надо? Кстати, в том же доме слабое перекрытие подвала под двором – оно протекает и грозится провалиться под землю. Но в план работ по дому никто это не включил. Из «центра» проще отдавать разнорядку на «стандартные» списки услуг, подрядчикам выгоднее махнуть старые трубы на дешёвые, и даже некоторым жильцам проще подмахнуть непонятную бумажку под предлогам «работ по графику». Нет, стандартные работы сделать гораздо проще, только вот планировать и проектировать надо необходимые и критические в первую очередь.
Источник