Силовая установка судна ремонт

Тема 7. Техническое обслуживание и ремонт судовых механизмов и оборудования

В пределах пароходства техническую эксплуатацию флота организует служба судового хозяйства (ССХ). Среди ее многообразных функций важное место занимают вопросы организации технического использования и технического обслуживания СЭУ. Техническое использование судовых дизельных установок. Техническое использование предусматривает: организацию труда машинной команды; выбор оптимальных режимов работы СЭУ; рациональное использование топлива и смазочного масла. Организация труда машинной команды строится с учетом положений Устава службы на судах морского флота.

Главным лицом, ответственным за правильную организацию технической эксплуатации судна в целом, является капитан. Заместителем капитана по технической части является старший механик. Он составляет расписание по вахтам и заведованиям судомеханической части, планирует и организует труд машинной команды.

Под организацией труда на судне подразумевается рациональное разделение функций членов машинной команды по технической эксплуатации установки.

В условиях современного судна эти функции разделяются на контроль за процессами, протекающими в установке, и управление ими, и на ремонт судового оборудования.

Первую функцию выполняют в процессе несения вахт, а вторую — в процессе судовых работ.

В настоящее время трудозатраты на техническую эксплуатацию в условиях судна в среднем по флоту составляют (%): на контроль—18, на управление—19, на профилактику и ремонт—63.

Профилактические и ремонтные работы составляют основную часть трудозатрат экипажа, что объясняется необходимостью значительного применения ручного труда.

Путями для снижения трудоемкости судовых работ являются: внедрение средств механизации, уменьшение объема профилактических и ремонтных работ, выполняемых силами судового экипажа, комплектация механизмов в необходимом количестве сменно-запасными деталями, дальнейшее повышение надежности судового оборудования.

Механизация трудоемких процессов предусматривает, наряду с применением механизированного инструмента по очистке и окраске, использование механизированных приспособлений для монтажных и демонтажных работ на главных двигателях, вспомогательных механизмах и судовых устройствах, химических способов очистки цистерн и теплообменных аппаратов и др.

Работы по техническому обслуживанию судового оборудования наряду с судовым экипажем осуществляют береговые ремонтные организации. Поэтому ССХ при составлении плана-графика профилактических и ремонтных работ по судну планирует береговым организациям работы, выполнение которых требует специального оборудования и квалификации исполнителей. Судовая команда в условиях плавания должна выполнять комплекс профилактических работ, сроки исполнения которых не совпадают с периодичностью заводского ремонта.

Значительному упрощению ремонтных работ в судовых условиях способствует наличие необходимого комплекта сменных деталей.

Дальнейшего снижения трудоемкости профилактических и ремонтных работ достигают проектированием и изготовлением судовой техники, обладающей высокой надежностью, большим моторесурсом, удобством в эксплуатации и ремонте.

Существуют различные формы организации профилактических и ремонтных работ, о чем подробнее будет изложено далее.

Выбор оптимальных режимов эксплуатации судовых дизелей, обеспечивающий надежную и экономичную их работу, является первостепенной задачей технического использования. Это особенно важно в связи с существующей в настоящее время тенденцией повышения тепловой и механической напряженности судовых дизелей.

Важную роль в обеспечении оптимальных условий эксплуатации энергетической установки играет контроль, поддержание и регулирование заданного режима работы. Наиболее успешно эта задача решается в условиях комплексной автоматизации дизельной установки. Однако даже частичная автоматизация процессов, протекающих в двигателе и обслуживающих его системах, и использование аварийно­предупредительной сигнализации значительно способствуют повышению эффективности поддержания режима эксплуатации установки.

Затраты на оборудование и ремонт элементов системы топливоподготовки (отстойных цистерн, подогревателей, сепараторов, фильтров). Установлено расчетами и подтверждено практикой, что расходы на дополнительное оборудование систем топливоподготовки окупаются, как правило, в течение первого года эксплуатации судна на тяжелом топливе.

В процессе эксплуатации детали судовых машин и механизмов подвержены естественному износу, что приводит к изменению технико­эксплуатационных показателей судового оборудования. Поддержание и восстановление этих показателей являются задачей технического обслуживания, которую решают путем проведения ремонтов, профилактических вскрытии, осмотров и ревизий судовых механизмов, моточисток, наладок, регулировок, своевременного обеспечения материалами, сменными деталями, инструментом, средствами механизации работ в судовых условиях.

Ремонт судовой техники в зависимости от требуемых для его выполнения оборудования, оснастки и квалификации исполнителей можно разделить на два вида: промышленный и непромышленный.

Промышленный ремонт может быть выполнен только в заводских условиях с выводом судна из эксплуатации, непромышленный может проводиться в судовых условиях в процессе эксплуатации.

Четкое разделение судовых работ на промышленные и непромышленные позволяет по каждому судну установить номенклатуру ремонтных работ, для выполнения которых требуется заводское оборудование. Определение необходимой периодичности этих работ позволяет установить рациональные сроки работы судна без заводского ремонта.

В настоящее время разработаны теоретические основы организации планово-предупредительного ремонта (ППР), позволяющие обоснованно устанавливать его периодичность.

Основные выводы этой теории состоят в следующем:

· оптимальная периодичность ППР позволяет без дополнительных затрат труда и средств значительно увеличить эксплуатационный период машин, механизмов и устройств. Примерная оптимальная периодичность составляет 0,4—0,6 средней продолжительности безотказной работы;

· ППР целесообразно применять только для узлов и деталей, работающих на износ (например, деталей ЦПГ, подшипников, движущихся деталей насосов и т. д.);

Читайте также:  Ремонт техническое обслуживание туарег

· ППР должен проводиться через строго определенные промежутки времени работы механизма независимо от его технического состояния;

· для судового оборудования с различной степенью надежности одинаковая периодичность ППР нецелесообразна;

· ППР не исключает внезапных выходов из строя элементов судовой техники, а только уменьшает их возможность.

Основным документом, определяющим организацию технического обслуживания, является план-график работ, выполняемых в условиях эксплуатации. План-график определяет сроки проведения осмотровопрофилактических работ на время эксплуатации судна без вывода на заводской ремонт; его также используют для оперативного планирования работ на месяц, рейс, стоянку.

Планы-графики для механической части составляют по заведованиям II, III, IV механиков, а по электромеханической части — по заведованию электромеханика.

В план-график заносят судовое оборудование, подлежащее ремонту в процессе эксплуатации. Основанием для вскрытия механизмов являются нормативные документы.

При составлении плана-графика должны быть учтены обстоятельства, влияющие на формы технического обслуживания: продолжительность рейсов и стоянок, порты заходов и наличие в них баз технического обслуживания и другие особенности эксплуатации.

Учет перечисленных обстоятельств позволяет при определении исполнителей работ в плане-графике сочетать существующие формы технического обслуживания: штатный судовой экипаж, судовые ремонтные бригады (СРБ), береговые ремонтные бригады (БРБ), периодически направляемые в рейсы, и береговые базы технического обслуживания (БТО). Учитывается также существенное уменьшение доли работ, производимых судовыми экипажами, за счет развития и совершенствования БТО.

В правой части плана-графика делают отметку о фактической трудоемкости выполненных за каждый месяц работ. Это позволяет проконтролировать выполнение работ, а кроме того, при планировании технического обслуживания на следующий цикл эксплуатации заново откорректировать плановую трудоемкость по фактическим затратам.

При составлении планов-графиков определяют перечень сменного оборудования, сменных деталей, полуфабрикатов, материалов, необходимого инструмента и оборудования для выполнения запланированных работ. Потребность в оборудовании позволяет правильно решить вопрос о распределении работ между исполнителями.

В первую очередь выделяют работы, выполняемые судовым экипажем.

Для этого предварительно определяют бюджет рабочего времени экипажа для профилактических и ремонтных работ и принимают во внимание положения Устава службы на судах ММФ и Правил технической эксплуатации, определяющие обязанности членов судовой команды по выполнению судовых работ. Кроме того, судовой экипаж выполняет работы по наименее надежному оборудованию с минимальной периодичностью проведения профилактических осмотров.

Затем определяют работы, поручаемые БТО во время стоянок судна под грузовыми операциями и в доке на весь эксплуатационный период. БТО выполняют работы, требующие промышленного оборудования и наличия специалистов, отсутствующих в составе судового экипажа.

Оставшиеся работы выполняет СРБ или, при отсутствии таковой, БРБ, временно направляемая на судно, выходящее в рейс.

Для выполнения работ силами БТО и БРБ судовая администрация должна представлять в ССХ годовой план технического обслуживания этими подразделениями, составленный на основании плана-графика.

Необходимые материалы, сменные детали и средства механизации для выполнения работ поставляются на судно по заявкам его администрации, подготовленным на основании плана-графика и представленным в ССХ.

Источник

Судовые энергетические установки: монтаж, техническое обслуживание, ремонт. Ч.1

Судовая энергетическая установка — комплекс машин, механизмов, теплообменных аппаратов, источников энергии, устройств и трубопроводов и прочих систем — предназначенных для обеспечения движения судна, а также снабжения энергией различных его механизмов. Технология монтажа и ремонта судового механического оборудования относится к одному из наиболее сложных видов судостроительного и судоремонтного производства. Монтажные операции трудоемки и длительны. Специалисты, занимающиеся монтажом, должны иметь высокую квалификацию, хорошо знать устройство судна и конструкции энергетических установок.

Баранов, Виктор Владимирович.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт судовых энергетических установок : учебник / В. В. Баранов. — Санкт-Петербург : Судостроение, 2011. — 352 с.

В учебнике подробно рассматриваются современные методы монтажа механизмов, применение пластмасс и компенсирующих звеньев композитной конструкции, панельный монтаж трубопроводов, объемное макетирование и другие научно-технические достижения, позволяющие повысить производительность труда и качество работ и снизить себестоимость постройки судна. В достаточной степени отражены вопросы техники безопасности, функции Российского морского и речного регистра, мероприятия по охране окружающей среды.
Учебник предназначен для студентов колледжей и техникумов, а также может быть использован студентами вузов по специальности «Кораблестроение и океанотехника» .

Гармашев, Дмитрий Леонидович.
Монтаж судового механического оборудования / Д. Л. Гармашев. — 2-е изд., испр. и доп. – Ленинград : Судостроение, 1975. — 264 с.

В книге обобщены данные, характеризующие механическое насыщение современных судов, содержатся сведения о практике применения объемного метода проектирования и монтажа судового механического оборудования. Особо выделены наиболее важные разделы, в том числе по главным судовым двигателям, дейдвудным устройствам и др. Рассмотрена современная технология монтажа судового механического оборудования, обеспечивающая сокращение трудоемкости и длительности механомонтажных работ.
Книга может быть использована студентами высших и средних технических учебных заведений в процессе обучения.

Горелик, Борис Александрович.
Слесарно-монтажные работы в судостроении : учебник / Б. А. Горелик. – Ленинград : Судостроение, 1986. — 255 с.

Описаны устройство, принцип действия судовых машин и механизмов, а также приемы выполнения слесарных и монтажных работ.
Основное внимание обращено на описание конструкции и принципа действия различного механического оборудования, систем и трубопроводов, а также на рассмотрение технологии их монтажа и испытаний. Приведены также сведения по допускам и техническим измерениям, деталям машин и механизмов, устройствам и электрооборудованию судна, операциям слесарной обработки деталей, изделий и узлов механического оборудования.
Учебник предназначен для учащихся ПТУ, Может быть использован при профессиональном обучении рабочих на производстве.

Читайте также:  Ремонт корпусов паровых котлов

Денисов, Борис Николаевич.
Технология монтажа и ремонт судовых энергетических установок : учебник / Б. Н. Денисов, С. З. Иванов, В. В. Колодяжный. – Ленинград : Судостроение, 1973. -272 с.

В книге изложены современные методы монтажа и испытаний главных судовых механизмов и валопроводов, вспомогательных механизмов, систем и трубопроводов. Рассмотрены вопросы организации и технологии ремонта судовых энергетических установок и механизмов общесудового назначения.
Книга представляет собой учебник для судостроительных техникумов и написана в соответствии с программой «Технология монтажа и ремонт судовых энергетических установок».

Емельянов, Павел Сергеевич.
Судовые энергетические установки : учебное пособие / П. С. Емельянов. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Издательство ГМА им. адм. С. О. Макарова, 2008. — 171 с.

Изложены сведения по устройству морских судов, судовым системам. Значительное внимание уделено информации по энергетическому оборудованию современных транспортных судов судовыми дизелями, паровыми и газовыми турбинами, вспомогательными механизмами и устройствами. Рассмотрены вопросы защиты окружающей среды.
Рекомендовано в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Эксплуатация судовых энергетических установок».

Королевский, Юрий Павлович.
Технология ремонта судовых энергетических установок : учебник / Ю. П. Королевский. – Москва : Колос, 2006. — 311 с. — (Учебник).

В учебнике изложены краткие сведения об энергетических установках судов флота рыбной промышленности и условиях их технической эксплуатации, о судоремонтной базе. Освещены технологические процессы ремонта в последовательности их выполнения: подготовка к ремонту, дефектация, выбор методов ремонта, ремонт, изготовление типовых деталей, сборка, монтаж, испытания.
Для студентов высших учебных заведений, может быть полезна научным работникам, преподавателям и специалистам в области судового оборудования.

Кравченко, Владимир Степанович.
Монтаж судовых энергетических установок : учебник для вузов / В. С. Кравченко. – Ленинград : Судостроение, 1975. — 255 с.

В учебнике рассмотрена современная технология судовых энергетических установок. Изложены теоретические основы проектирования технологических процессов. Приведены сведения о монтажных базах, погрешностях и технологически устанавливаемых на судне агрегатов; учтены факторы, влияющие на качество и надежность монтажа. Уделено внимание вопросам испытаний механического оборудования.
Учебник предназначен для студентов кораблестроительных вузов и факультетов, обучающихся по специальности «Судовые силовые установки», и может быть использован специалистами судостроительной промышленности.

Крыница, Михаил Николаевич.
Механизация труда судового слесаря-монтажника / М. Н. Крыница. – Ленинград : Судостроение, 1980. — 184 с.

В основу книги положен практический материал, отобранный по рекомендациям ряда читательских конференций и рецензий. Обобщен опыт внедрения механизации при монтаже судовых машин и механизмов, устройств, валопроводов и др. Дано подробное описание конструкций и принципов действия средств механизации, приведены их эксплуатационные характеристики.
Книга может быть полезна учащимся ПТУ и судостроительных техникумов.

Литошенко, Вадим Николаевич.
Проектирование и модернизация судовых энергетических установок : учебное пособие / В. Н. Литошенко. – Севастополь : СевНТУ, 2012. — 172 с.

В учебном пособии рассмотрены основы проектирования и модернизации судовых энергетических установок, предусмотренные соответствующими планами и программами подготовки бакалавров направления «Морской и речной транспорт», а также требований к компетенции судовых механиков Международной конвенции ПДНВ 95 (разделы А-Ш/1 и А-Ш/2).
Рекомендовано для студентов высших учебных заведений.

Обоснование типа судовой энергетической установки : учебное пособие / А. Г. Даниловский [и др.]. — Спб.: СПГУВК, 2009. — 149 с.
В пособии рассматривается начальный этап проектирования судовой энергетической установки — выбор вариантов СЭУ, перспективных для использования на судне с заданными характеристиками. Выбор производится на основе анализа показателей качества СЭУ, наиболее существенных для данного судна. Обоснованный предварительный отбор вариантов, подлежащих дальнейшему анализу, существенно снижает размерность решаемой оптимизационной задачи.
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «Кораблестроение», «Судовые энергетические установки» и «Судовое оборудование», может быть использовано ими при выполнении курсовых и дипломных проектов.

Пахомов, Юрий Алексеевич.
Судовые энергетические установки с двигателями внутреннего сгорания : учебник / Ю. А. Пахомов. – Москва : ТрансЛит, 2007. — 525 с.

Изложены исторические сведения развития судовых дизельных установок, сформулированы требования к ним и дано определение судовой энергетической установки как сложного энергетического комплекса, функционально связанного с судном. Приведены основные процессы преобразования и передачи энергии, согласования характеристик движителя и главного двигателя на основных эксплуатационных режимах, конструктивные схемы и рациональные области их применения, тенденции развития современных судовых дизельных установок.
Учебник предназначен для студентов и курсантов университетов, академий и училищ, специалистов, занимающихся производством, эксплуатацией и техническим обслуживанием судовых энергетических установок с ДВС.

Читайте также:  Сто по ремонту ниссан

Перельман, Рувим Самуилович.
Судовые энергетические установки. Энергетика / Р. С. Перельман. – Одесса : Фенiкс, 2006. — 92 с.

В книге изложены основы теории судовых энергетических установок, анализируются тепловые схемы энергетических установок, даны методы их расчета; рассматриваются принципы компоновок оборудования. Предназначена для инженерно-технических работников судомеханической специальности, а также студентов судомеханических факультетов транспортных и кораблестроительных вузов

Перельман, Рувим Самуилович.
Комплексная автоматизация судовых энергетических установок : учебное пособие / Р. С. Перельман, Ю. А. Никифоров. – Одесса : Фенікс, 2008. — 307 с.

В книге изложена теория комплексной автоматизации судовых энергетических установок, анализируются: конструкции действующих схем автоматизации элементов судовых энергетических установок, принципы конструирования и расчетов.
Книга предназначена для инженерно-технических работников, занимающихся проектированием, эксплуатацией, ремонтом энергетического оборудования и судовой энергетики, а также для студентов судомеханических факультетов транспортных и кораблестроительных ВУЗов.

Пираниан, Борис Николаевич.
Технология монтажа и ремонт судовых энергетических установок : учебник / Б. Н. Пираниан, В. В. Баранов. – Ленинград : Судостроение, 1985. — 248 с.

Рассмотрены основы технологии монтажа механического оборудования, систем и трубопроводов, вопросы организации и технологии ремонта основных элементов судовых энергетических установок.
Учебник предназначен для учащихся судостроительных техникумов и может быть использован учащимися профессионально-технических училищ, готовящих слесарей-монтажников.

Раздрогин, Юрий Владимирович.
Справочник по монтажу судового механического оборудования / Ю. В. Раздрогин. – Ленинград : Судостроение, 1981. — 198 с.

В справочнике приведены принципы рационального проектирования установки оборудования на фундаментах, расчеты конструктивно-технологических параметров элементов соединения механизмов с фундаментом. Изложена прогрессивная технология монтажа механизмов, даны рекомендации по использованию современных технических средств механизации и контроля основных операций механомонтажных работ. Материал иллюстрирован графиками и справочными таблицами.
Справочник предназначен для инженеров-конструкторов, технологов, научных работников, занимающихся проектированием и монтажом судового механического оборудования.

Сизых, Василий Афанасьевич.
Судовые энергетические установки : учебник / В. А. Сизых. — 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : ТрансЛИТ, 2006. — 352 с. — (Учебник).

В книге рассмотрены конструкции и принципы действия главных и вспомогательных дизелей, палубных механизмов, вспомогательных котлов и судовых насосов, а также приведены необходимые сведения по их техническому обслуживанию.
Книга предназначена в качестве учебника для учащихся электромеханической и судоремонтной специальностей речных училищ и техникумов.

Соболенко, Анатолий Николаевич.
Судовые энергетические установки: дипломное проектирование. Часть 1 : учебное пособие / А. Н. Соболенко, Р. Р. Симашов. — Москва : МОРКНИГА, 2015.

Соболенко, Анатолий Николаевич.
Судовые энергетические установки: дипломное проектирование. Часть 2 : учебное пособие / А. Н. Соболенко, Р. Р. Симашов. — Москва : МОРКНИГА, 2015.

В первой части пособия определены задачи дипломного проектирования, перечислены основные темы, прописаны правила выполнения и оформления дипломной работы. Рассмотрены основные разделы проектного характера, касающиеся вопросов выбора типа СЭУ, главного двигателя и главной передачи; основ расчета валопровода на прочность; систем СЭУ, а также систем общесудового назначения; рулевого, якорного, швартовных, буксирных, грузовых устройств; вспомогательной парокотельной и вспомогательных утилизационных установок. Приведены расчет мощности судовой электростанции, методика определения запасов топлива, масла и воды, проектирование размещения СЭУ и расположения механизмов с МО, описаны особенности управления СЭУ.
Во второй части пособия содержатся сведения об основных разделах эксплуатационного характера, нагрузок главного и вспомогательных дизелей, а также надежности элементов СЭУ. Дается описание конструктивного узла проекта, технологическая часть, освещены способы повышения экономичности СЭУ, вопросы охраны окружающей среды и безопасности жизнедеятельности, особенности технико-экономического обоснования проекта. Представлен процесс организации защиты дипломных проектов.

Толшин, Валерий Иннокентьевич.
Автоматизация судовых энергетических установок : учебник для вузов / В. И. Толшин, В. А. Сизых. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : РКонсульт, 2003. — 303 с.

В книге рассмотрены основные положения теории автоматического управления, необходимые при изучении принципов действия, настройки, а также проектирования судовых автоматических систем; приведены конструкции автоматических систем, применяемых на водном транспорте. Рекомендуется учебно-методическим объединением по высшему образованию для студентов высших учебных заведений водного транспорта.

Шенинг, Збигнев Робертович.
Модульно-агрегатный метод монтажа судового оборудования / З. Р. Шенинг. — Ленинград : Судостроение, 1991. — 232 с.

В книге собраны сведения об особенностях конструкции и технологии монтажа судового механического оборудования при использовании модульно-агрегатного метода (МАМ), изложены теоретические основы МАМ, его преимущества, рассмотрены вопросы проектирования сборочно-монтажных единиц (СМЕ), включая методику компоновки СМЕ, их унификацию и типизацию МО судов, приведена информация о применении МАМ в зарубежном судостроении. Особую ценность представляеют типовые схемы энергетических установок и общесудовых систем, которые являются основным документом для дальнейшего формирования СМЕ.
Для инженерно-технических работников судостроения и специалистов смежных областей техники, занятых вопросами МАМ.

Выставку подготовила
Ионина Н. А.
(библиотекарь I категории)

Источник

Оцените статью