Система контроля ремонта дорог

Система контроля ремонта дорог

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по организации и проведению ведомственного контроля (мониторинга) качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения

1 РАЗРАБОТАН ООО «Автодорис» (канд. техн. наук Паневин Н.И., канд. экон. наук Провоторов И.А., инж. Александров С.А., Паневин М.Н., Рябых Е.А.) при участии инж. Воробьевой О.Г. (ФКУ ДСД «Дальний Восток»).

2 ВНЕСЕН Управлением строительства и эксплуатации Федерального дорожного агентства.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

1 Область применения

1.1 Настоящий ОДМ содержит состав, порядок выполнения работ и критерии оценки, используемые при осуществлении ведомственного контроля качества при выполнении дорожных работ на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.

1.2 Предназначен для применения в подрядных дорожных организациях, занимающихся строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, Федеральных казенных учреждениях, выполняющих функции органов управления дорожным хозяйством и в Федеральном казенном учреждении «Дирекция мониторинга дорожных работ, технологий и материалов Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Росдортехнология»).

2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011. Безопасность автомобильных дорог

ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 32731-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля

ГОСТ 32755-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приемки в эксплуатацию выполненных работ

ГОСТ 32756-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ

ГОСТ 32867-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования

ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания

ГОСТ 33181-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р ИСО 3951-1-2007 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по количественному признаку. Часть 1. Требования к одноступенчатым планам на основе предела приемлемого качества для контроля последовательных партий по единственной характеристике и единственному AQL

ГОСТ Р 51872-2002 Документация исполнительная геодезическая. Правила выполнения

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (с Изменениями N 1, 2, 3)

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ISO 9000-2015* Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 9000-2015, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты. Актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87

СП 46.13330.2012 Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 3.06.04-91

СП 48.13330.2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004

СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85

СП 126.13330.2012 Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84

СП 246.1325800.2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и/или грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.

3.2 авторский надзор: Контроль лица, осуществившего подготовку проектной документации, за соблюдением в процессе строительства требований проектной документации и подготовленной на ее основе рабочей документации.

3.3 безопасность дорожного движения: Состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

3.4 ведомственный контроль (мониторинг) качества: Комплекс действий, осуществляемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений Федеральными казенными учреждениями, выполняющими функции органов управления дорожным хозяйством и Федеральным казенным учреждением «Дирекция мониторинга дорожных работ, технологий и материалов Федерального дорожного агентства».

3.5 верификация: Подтверждение посредством представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены.

3.6 визуальный контроль: Органолептический контроль, осуществляемый органами зрения.

3.7 входной контроль: Контроль применяемых материалов, изделий, конструкций, а также необходимой для начала работ документации.

3.8 выборочный контроль: Контроль, при котором проверяется какая-то часть количества (выборка) контролируемой продукции.

3.9 документирование: Процесс создания и оформления документа.

3.10 дорожное движение: Процесс перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах автомобильных дорог.

Читайте также:  Заз форза ремонт кпп

3.11 дорожная деятельность: Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений.

3.12 дорожные работы: Работы и услуги, направленные на обеспечение нормативного транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги, проводимые в пределах ее полосы отвода и в красных линиях.

3.13 дорожное сооружение: Инженерное (искусственное) сооружение (мост, путепровод, эстакада, тоннель, водопропускная труба и другие) для пропуска транспортных средств, пешеходов, животных в местах пересечения автомобильной дороги с естественным или искусственным препятствием.

3.14 единичный показатель качества: Показатель, характеризующий одно из свойств продукции.

3.15 заказчик: Юридическое лицо, имеющее соответствующее право и уполномоченное инвестором выполнять функции по организации и управлению дорожной деятельностью.

3.16 жизненный цикл автомобильной дороги: Период времени за который выполняются совокупность процессов от момента проектирования автомобильной дороги, включая строительство (возведение) и содержание, до ее утилизации (ликвидации).

3.17 измерительный контроль: Контроль, выполняемый с применением средств измерений, в том числе, лабораторного оборудования.

3.18 интегральный показатель качества: Показатель, отражающий отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию.

3.19 исполнительная документация: Текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений на них по мере завершения определенных в проектной документации работ.

3.20 инспекционный контроль: Контроль, осуществляемый уполномоченными лицами с целью проверки эффективности ранее выполненного контроля.

3.21 капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы.

3.22 качество: Степень соответствия присущих характеристик требованиям.

3.23 качество автомобильной дороги: Степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям.

3.24 контроль качества: Проверка соответствия показателей качества установленным требованиям.

3.25 комплексный показатель качества: Показатель, характеризующий совместно несколько простых свойств или одно сложное, состоящее из нескольких простых.

3.26 корректирующее действие: Действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации.

3.27 непрерывный контроль: Контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит непрерывно.

3.28 операционный контроль: Контроль, выполняемый в процессе производства работ или непосредственно после их завершения.

3.29 ответственные работы: Отдельные виды работ по устройству конструктивных элементов, некачественное выполнение которых может повлиять на устойчивость, надежность и долговечность конструкции или привести к непригодности сооружения для безопасной эксплуатации.

3.30 партия материалов: Количество материала, установленное соответствующим нормативным документом, поступившее/выпущенное в течение одной смены и сопровождаемое одним документом о качестве.

3.31 периодический контроль: Контроль, при котором поступление информации о контролируемых параметрах происходит через установленные интервалы времени.

3.32 подрядчик: Юридическое лицо, имеющее соответствующее право и выполняющее по договору подряда с заказчиком работы по проектированию, строительству (реконструкции), капитальному ремонту и эксплуатации автомобильной дороги.

3.33 предупреждающее действие: Действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации.

3.34 приемка выполненных работ: Совокупность процедур по определению и оценке показателей соответствия принимаемого объекта (работ), проектной (рабочей) документации.

3.35 приемочный контроль: Контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам и (или) использованию, а также контроль, выполняемый по завершении дорожных работ или их этапов, скрытых и ответственных работ.

3.36 проект производства работ (ППР): Организационно-технологический документ, разрабатываемый для реализации видов и объёмов работ в соответствии с проектной и рабочей документацией и определяющий технологии строительных или ремонтных работ (технологические процессы и операции), качество их выполнения, сроки, ресурсы и мероприятия по безопасности.

3.37 промежуточная приемка выполненных работ: Приемка скрытых работ и ответственных конструкций.

3.38 процесс: Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы, представляющих собой совокупность последовательных действий, направленных на достижение намеченного результата.

3.39 рабочая документация: Документация, разрабатываемая в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации.

3.40 регистрационный контроль: Контроль, выполняемый путем анализа данных, зафиксированных в документах (сертификатах, актах освидетельствования скрытых работ, общих или специальных журналах работ и т.п.).

3.41 реконструкция автомобильной дороги: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги и ее участков, ведущий к изменению класса и/или категории автомобильной дороги либо влекущий за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Читайте также:  Сервис по ремонту бензотехники

3.42 ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

3.43 система управления качеством: Система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Источник

Строительный контроль дорог

Специалисты, осуществляющие строительный контроль дорог, решают важные задачи, в том числе, они обеспечивают выполнение работ на разных этапах строительства и проверяют качество используемых стройматериалов. Если речь идет о законченном строительством дороги, тогда проводится оценка состояния и диагностики автодорог. В результате эксперты выявляют проблемные участки дорожного полотна, которые не соответствуют нормам и эксплуатационному состоянию. Специалисты определяют виды и объем работ по содержанию, ремонту, реконструкции дорожных покрытий, что позволяет повысить эксплуатационное состояние автодорог.

Проверка проектной документации

Профессиональные эксперты по строительному контролю дорог проверяют данные:

  • наличие документов, которые должен предоставить заказчик объекта;
  • соответствие осевых размеров, обозначенных в проекте зданий разбивочным геодезическим сетям;
  • обозначенные на генплане границы стройплощадки не должны нарушать действующих земельных сервитутов;
  • проектная документация должна быть обязательно согласована и утверждена в соответствующих государственных органах;
  • документации по проекту должны включать список материалов и работ, от качества которых напрямую зависит безопасность строительства дороги и эксплуатации готового объекта.

Если в документации обнаружены недоработки или нарушения нормативов, специалисты по контролю дорог дают заказчику рекомендации по внесению исправлений.

Контроль качества строительных работ

Специалисты организации контролируют все этапы строительно-дорожных работ на соответствие действующим проектным законодательным и техническим нормам. Оценивается качество выполнения работ и итоговых результатов. По данным проведенной специалистами проверки составляется акт. Контролируется качество и результат работ, которые невозможно будет оценить после проведения последующих операций.

Важная информация! В современном строительстве часто встречается сокрытие результатов выполненных работ дальнейшими операциями.

Основная задача специалистов контролирующей организации – обеспечить надлежащее качество строительно-дорожных работ. Несвоевременное выявление имеющихся нарушений может потребовать демонтаж конструкций и негативно повлиять на безопасность объекта. Поэтому представители уполномоченной организации должны выполнить приемку скрытых подрядчиком работ с составлением акта.

Контроль качества

Строительный контроль автодорог позволяет четко соблюдать нормы законодательства и обеспечивает безопасность финансовых средств, вложенных в строительство объекта. Рациональнее и эффективнее периодически проводить проверку проделанных работ и их результатов, чем исправлять не выявленные вовремя нарушения.

Важная информация! Так как заказчик не всегда имеет необходимую для контроля компетенцию, для выполнения строительного надзора можно воспользоваться услугами специализированных экспертных организаций.

Контроль качества – проверка соответствия качества всего объема выполненных строительных работ параметрам, заданным в проектной и нормативной документации. По результатам технического обследования объекта выдается экспертное заключение о соответствии или несоответствии выполненных работ заявленному в документации уровню качества.

Внешний контроль качества

Несмотря на то, что каждый из этапов работы проверяется подрядчиком, а результат надзора фиксируется в документах, объективность результатов выполненных проверок обеспечивает независимый внешний контроль. Он включает обязательные проверки, которые проводят разные уполномоченные органы. Различают 3 вида внешнего контроля:

  1. Авторский надзор проектировщика. Он предполагает выполнение контроля качества строительно-дорожных работ, которые должны соответствовать ранее разработанному проекту.
  2. Технический надзор. Он проводится заказчиком, заинтересованным в соответствии объекта строительным правилам и нормам. На этом этапе проверяется соответствие сметы, что позволяет исключить перерасход стройматериалов и минимизирует затраты.
  3. Проверки приемочными комиссиями. Контроль качества строительно-дорожных работ выполняет техническая инспекция труда, санитарно-эпидемиологический и Государственный пожарный надзор, а также другие контролирующие госинстанции.

Экспертиза технической документации

Для того, чтобы успешно реализовать предварительно разработанный проект необходимо провести ряд мероприятий. Экспертиза проводится для проверки правильного оформления и содержания технологических и конструкторских документов. Также проверяется их соответствие принятым требованиям ЕСКД, ISO, DIN, ЕСТД прочим нормативно-правовым и техническим документам.

Экспертиза технической документации помогает эффективно решить операционные и формальные вопросы, влияющие на успех проекта. Она позволяет:

  1. Оценить юридическую состоятельность проекта и заключения.
  2. Получить реальную оценку объекта.
  3. Оценить уровень безопасности.
  4. Подтвердить компетентность организации, разработавшей проект.
  5. Оценить корректность и точность финансовых расчетов.

Аудит незавершенного строительства

Специалисты могут проверить и оценить строительный объект, который на данный момент не введен в эксплуатацию и не сдан заказчику. Аудит незавершенного строительства предполагает последовательное выполнение экспертиз правоустанавливающей, проектно-сметной, исполнительной документации. Также проводится сопоставление имеющихся в ней данных с отчетами и счетами подрядчиков.

Аудит незавершенного строительства позволяет решить разные задачи и проводится в следующих случаях:

  • чтобы узнать фактическую стоимость строительного объекта на данный момент;
  • проводится для оценки объекта незавершенного строительства перед покупкой или продажей;
  • для дальнейшего использования строительного объекта;
  • при постановке объекта, не сданного в эксплуатацию, на баланс предприятия.

Основные этапы проведения аудита незавершенного строительства:

  • проверка разрешительной документации на текущее строительство объекта;
  • проверка правильности ведения подрядчиком учета расходов;
  • проверка правильности проведения оценки строй объекта и инвентаризации.
Читайте также:  Мотоблок мкм 3 lander пахарь ремонт

После проведения аудита заказчик может получить представление о фактической рыночной стоимости строительного объекта на данный момент, узнать стоимость и объем выполненных работ, рассчитать количество финансовых средств необходимых для завершения строительства. При помощи аудита выявляются имеющиеся нарушения и определяются методы их устранения.

Экспертиза смет

Основные цели проведения экспертизы фактической стоимости строительства автодорожных конструкций:

  • определение качества и количества используемых материалов;
  • соответствие выполненных дорожно-строительных работ перечню, который представлен в проектно-сметных документах;
  • оценка уровня технологий, применяемых в ходе строительства;
  • обоснованность расценок различных рабочих операций.

Для получения точных и достоверных данных, во время проведения экспертизы надо использовать нормативные материалы. Они содержат требования и этапы проведения процедуры при помощи диагностических приборов и лабораторного оборудования.

Важная информация! Экспертиза проводится согласно действующим требованиям СП 13-102-2003 п. 6.1, СП 13-102-2003 п.8.2.1.

Как проводится экспертиза?

Специалисты экспертной комиссии при помощи специальных приборов определяют:

  • измеряют толщину слоев автодорожного покрытия;
  • определяют плотность оснований полотна (щебень, песок, каменная крошка);
  • проверяют геометрические показатели, прочность и качество составляющих системы.

По результатам проведенной экспертизы выполняется анализ сметной документации для определения достоверности и обоснованности. Осуществляется проверка актов приемки дорожных участков в эксплуатацию, сверяется объем и стоимость проделанных монтажных работ.

Анализ документации

Экспертиза или анализ проектной документации – это тщательная проверка объектов на соответствие правилам, государственным стандартам, нормам и законодательству РФ. Этот этап – самый важный, так как от него зависит безопасная эксплуатация объекта.

Процедура регулируется Федеральным законом России от 28.11.2011 г. No 337-ФЗ. Экспертиза отслеживает соответствие документации:

  • предпроектная;
  • градостроительная;
  • проектная.

Важная информация! Проектная документация проверяется отдельными частями или в общем объеме. Это определяют эксперты по решению суда или договорные отношения.

Проверка сметы

В ходе проведения аудита специалистами проверяется смета, показатели бухгалтерской отчетности, исполнительные и первичные документы по приобретению и расходованию стройматериалов. Также проверке подвергаются документы, в которых указано предназначение и стоимость строительно-монтажных дорожных работ.

Важная информация! Инструментальное обследование предполагает сбор образцов используемых стройматериалов и конструкций для изучения в специализированной лаборатории.

Каждое отклонение от действующих нормативов и стандартов указывается в выводах проведенного исследования. Заключение специалистов составляется с учетом результатов комплексного анализа. Стоимость и период проведения аудита автодорог зависят от длины исследуемого объекта, от сложности лабораторных испытаний и объема инженерных расчетов.

Экспертиза выполненных работ

Экспертиза строительства автодорог предназначена для контроля работы строительных организаций и дорожных служб. Если появилась необходимость проверить добросовестность подрядчиков, профессиональные эксперты быстро и точно установят объем выполненных работ, а также проверят качество использованных стройматериалов.

Строительная экспертиза выполненных работ чаще проводится в следующих случаях:

  • сроки укладки автодорожного полотна выбиваются из предварительно разработанного графика;
  • заметны значительные расхождения между бюджетом по проектно-сметной документации и фактическими расходами;
  • при поверхностном осмотре готовых участков автодороги появилось сомнение в качестве исполнения работ;
  • если предстоят ремонтные дорожные дороги, экспертиза определит объем предстоящих работ и приблизительную сумму бюджета.

Важная информация! Цель экспертизы дорожного покрытия – оценка качества выполненных работ по укладке полотна дороги, реставрации и ремонта введенных в эксплуатацию участков трассы.

Проведение строительной экспертизы

Специалисты проводят экспертизу полотна дороги или его состава для определения выполненных объемов работ и на стадии эксплуатации объекта. Они могут точно установить качество ремонтных работ дорожного полотна и правильность применения проектных решений. Каждый случай индивидуальный, поэтому должен рассматриваться экспертами в отдельном порядке.

Специалисты часто сталкиваются с необходимостью проведения измерений и лабораторных исследований. В комплексе эти типы контроля позволяют с точностью определить, насколько объект соответствует проектным требованиям и нормативным документам. При конфликте подрядчика и заказчика независимая экспертиза автодорог поможет получить точные сведения и определить виновность одной из сторон.

Основные задачи строительного контроля и диагностики автодорог

Строительный контроль, анализ и диагностика дорог проводится для решения большого количества задач, в том числе:

  1. Организация и качественное исполнение работ по контролю и диагностике автотрасс.
  2. Разработка программ по ремонту дорожного полотна при разном финансировании.
  3. Проведение испытаний, чтобы установить основные параметры дорог.
  4. Общая оценка эксплуатационного состояния дорог.

Работа специалистов начинается еще на этапе проектирования, до проведения строительно-ремонтных работ на автодорогах. Если эксперты будут контролировать каждый этап, они обеспечат качественную проверку строительного контроля дорог. Они должны проверить, соответствует ли проект нормативным документам и правилам техники безопасности. При этом обязательно выполняется лабораторная проверка образцов поверхности дороги и материалов.

Большинство современных агентств по строительному и техническому контролю автодорог помогут осуществить контроль качества покрытия на всех этапах, проверить проектно-сметную документацию, соблюдение норм и стандартов проектирования. При помощи строительного контроля автомобильных дорог можно вовремя выявить и успешно устранить несоответствия требуемому качеству и другие дефекты. Таким образом, у заказчика строительно-ремонтных дорожных работ есть возможность сэкономить деньги и время.

Источник

Оцените статью