Предпринимательская производственная деятельность предприятия сервиса
Главная > Лекция >Менеджмент
1.Сущность и задачи ремонта
Ремонт — центральное звено в осуществлении сервиса, программу помощи клиентам по поддержанию приобретенных ими продуктов в хорошем рабочем состоянии.
Основными задачами ремонтной службы предприятия являются:
Обеспечение нормального технического состояния оборудования и его бесперебойной работы.
Сокращение простоев оборудования и связанных с его ремонтом и неисправностью производственных потерь.
Снижение расходов на ремонт и техническое обслуживание.
Необходимость ремонта связана с неодинаковой долговечностью частей одного и того же оборудования. Главные факторы, определяющие размер расходов являются:
система ремонта (жесткая система, система прогрессивного ремонта, ремонт «до отказа» и др.);
порядок и периодичность проведения ремонта.
Общий объем ремонтных работ зависит от следующих факторов:
Условия работы оборудования.
Ремонтные особенности оборудования.
Качество выполнявшихся работ и технического обслуживания.
Число часов, отработанных каждой единицей оборудования без ремонта.
Уровень производительности труда ремонтных рабочих.
Жесткая система плановых профилактических ремонтов — это проведение регулярной и трудоемкой разборки всего оборудования, которая должна проводится через определенные промежутки времени. Данный метод ремонта не обеспечивает эффективную эксплуатацию, т.к. большинство агрегатов и элементов имеют индивидуальные сроки эксплуатации, не совпадающие, как правило, со временем проведения капитального ремонта всей машины. Необходимо проводить капитальный ремонт и замену агрегатов поэтапно. Такой метод ремонта называется «прогрессивный ремонт». В этом случае усилия по улучшению экономики обслуживания оборудования и сокращению эксплуатационных расходов в целом направлены на увеличение интервалов времени между ремонтами тех или иных агрегатов оборудования, т.е. на увеличение ресурса работы агрегатов.
Эксплуатация «по состоянию» основана на возможности проведения тщательного и своевременного контроля за реальным техническим состоянием конкретных агрегатов и систем оборудования, что позволяет эксплуатировать его без установления ресурса до появления признаков опасного снижения надежности. Такой подход реализуется применительно к агрегатам и узлам, техническое состояние которых может быть определено с помощью соответствующих средств и методов контроля, исключая их разборку.
Таким образом, если при эксплуатации «по ресурсу» роль главного фактора в обеспечении надежности и безопасности работы оборудования играет величина установленного ресурса, то при обслуживании «по состоянию» эти функции почти полностью перекладываются на систему диагностики и контроля состояния.
При эксплуатации «по ресурсу» и при обслуживании «по состоянию» ремонтные работы носят профилактический характер. Для изделий имеющих высокий уровень надежности, отпадает необходимость не только в установлении ресурса, но и в проведении трудоемких периодических техосмотров. Их эксплуатация может осуществляться по принципу «до отказа».
2. Формы организации и виды ремонтного обслуживания
Существуют следующие виды ремонтного обслуживания:
капитальный ремонт — это ремонт, осуществляемый с целью восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые, и их регулировкой. Капитальный ремонт не восстанавливает полностью всех эксплуатационных качеств оборудования. Наличие остаточного износа в сопряженных деталях и узлах вызывает повышенный износ и ведет к преждевременному нарушению регулировки ответственных частей машин. Каждый очередной капитальный ремонт приводит к относительному сокращению продолжительности последующих ремонтных циклов эксплуатации оборудования.
текущий ремонт — это ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации для гарантированного обеспечения работоспособности изделия и состоящий в замене и восстановлении отдельных частей и их регулировке.
средний ремонт представляет собой разновидность капитального ремонта. К среднему ремонту предъявляются пониженные требования по сравнению с капитальным. В результате этого он вылился в упрощенный, неполноценный капитальный ремонт.
Рисунок 8 – Формы организации и виды ремонтного обслуживания
восстановительный ремонт. Необходимость в нем возникает вследствие стихийного бедствия (пожар, наводнение, землетрясение, ураган и т. п.).
Предприятия различаются по следующим специализациям:
по предметному принципу (специализированные на ремонте заводы, цеха и участки);
по технологическому принципу (заводы запасных частей, механические цеха и участки);
по предметно-технологическому принципу, когда специализация заводов и цехов на ремонте полнокомплексного оборудования сочетается со специализацией цехов, участков и рабочих мест на выполнении отдельных ремонтных операций.
по функциональному принципу, когда ремонтные участки и бригады специализируются на техническом обслуживании парка оборудования, которое по своему существу и содержанию коренным образом отличается от собственно ремонтных работ.
Система проведения ремонтных работ может быть следующая:
централизованная — проведение ремонта изготовителем или ремонтной мастерской, непосредственно с ним связанной;
При централизованной системе управление ремонтными подразделениями осуществляется на базе централизации ремонтного обслуживания в масштабе предприятия. Все виды ремонтов и техническое обслуживание выполняются участками и бригадами ремонтно-механического цеха, административно подчиненного главному механику предприятия. Участки технического обслуживания и текущего ремонта могут быть расположены на площадях ремонтно-механического или производственного цехов.
При децентрализованной системе все виды ремонта и обслуживания выполняются все теми же бригадами, но запасные и сменные детали изготавливаются цеховыми ремонтными базами, административно подчиненными руководству производственных цехов предприятия.
Смешанной эта такая форма управления ремонтной службой предприятия, когда наряду с цеховыми ремонтными службами, находящимися в административном подчинении начальников цехов, имеются обслуживающие цеха ремонтные подразделения, административно подчиняющиеся главному механику.
Тема 9. Служба сервиса и ее функции
1.Основные варианты организации системы сервиса
Сочетание в одной фирме работ по производству и обслуживанию изделий означает, что конечной продукцией такой фирмы является не само изделие, а его бесперебойная работа на протяжении всего срока службы без аварийных поломок и при минимальном количестве профилактических остановок.
Создание полномасштабной службы сервиса пред приятием-изготовителем возможно при выполнении следующих условий:
Значительные размеры производства и сбыта.
Особенности производимой продукции (например, изготовители уникального производственного оборудования нередко не имеют таких служб, а формируют группы монтажников, технических консультантов);
Значительный территориальный охват сбытовой деятельностью.
Рисунок 9 — Организационные формы реализации сервиса
Рассмотрим подробнее каждую из возможных форм организации сервисного обслуживания:
Сервис ведется исключительно персоналом производителя. Это возможно, когда реализуемые изделия сложны, покупателей немного, а объем сервиса велик и требует высококвалифицированных специалистов. Прямой контакт между персоналом продавца и покупателя, особенно важен, когда изготовитель только вводит товар на рынок; любые неисправности устраняются быстро и без широкой огласки, а конструкторы получают данные о результатах работы изделий в реальных условиях эксплуатации.
Сервис осуществляется персоналом филиалов предприятия-изготовителя. Данный вариант обладает всеми преимуществами варианта 1, + максимально приближает оперативных работников сервиса к местам использования техники. Рекомендуется на этапе достаточно широкого распространения товара, когда число покупателей значительно увеличилось.
Сервис поручается независимой специализированной фирме. Данный вариант особенно выгоден при сервисе товаров индивидуального потребления и массового спроса. С изготовителя (поставщика) полностью снимаются все заботы о проведении сервиса, но требуются значительные отчисления в пользу посредника.
Для выполнения сервисных работ привлекают посредников (агентские фирмы, дилеров), несущих полную ответственность за качество и удовлетворение претензий.
Посредник (дилер), сфера деятельности которого охватывает лишь часть национального рынка, хорошо знает своих покупателей, условия эксплуатации техники в местных условиях, квалификацию специалистов-эксплуатационников.
Для сервиса создается консорциум производителей отдельных видов оборудования, а также деталей и узлов. Данный вариант предпочтителен при сервисе достаточно сложной техники. При этом генеральному поставщику не надо тратить средства на подготовку персонала по множеству специальностей. Специализация позволяет улучшать качество сервисных работ, но между покупателем и поставщиком образуется промежуточное звено — генеральный поставщик.
Работы, относящиеся к техническому обслуживанию, поручаются персоналу предприятия-покупателя. Данный вариант применяют, когда технику эксплуатирует предприятие, само являющееся производителем сложного промышленного оборудования. Оно располагает, высококвалифицированными кадрами рабочих и инженерно-технического персонала, способными после обучения у поставщика или на месте эксплуатации техники вести все необходимые работы по техническому обслуживанию
2. Организационная структура сервисного центра
Рисунок 10 — Структура сервис-центра, обслуживающего
крупногабаритное производственное оборудование
Работа диагностических центров строится по следующим трем принципам:
быстрая, объективная и по возможности наиболее полная информация о состоянии парка двигателей, находящихся в эксплуатации;
правильный диагноз, возможных неисправностей и принятие решений;
своевременное реагирование ремонтных служб.
Тема 10. Логистика сервисного обслуживания
1. Количественная оценка «уровня обслуживания»
С точки зрения логистики, сервисное обслуживание продукции представляет собой совокупность функций и видов деятельности всех подсистем предприятия, обеспечивающих связь «предприятие—потребитель» в разрезе каждого материального и информационного потока.
Сервис оценивают показателем «уровень обслуживания», который определяется по формуле:
где — уровень обслуживания, %; — фактическое количество оказываемых услуг; N — количество услуг, которое теоретически может быть оказано; — время на выполнение i-й услуги.
70 80 90 100 Уровень обслуживания, %
Рисунок 10- График зависимости затрат на обслуживание
от величины уровня обслуживания
Начиная от 70% и выше затраты сервиса растут экспоненциально в зависимости от уровня обслуживания, а при уровне обслуживания 90% и выше сервис становится невыгодным. Специалисты подсчитали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97% экономический эффект повышается на 2%, а расходы возрастают на 14%.
Рисунок 11 — График зависимости потерь, вызванных ухудшением обслуживания
от величины уровня обслуживания
Снижение уровня обслуживания ведет к увеличению потерь, вызванных ухудшением качества сервиса. Эта зависимость также может быть представлена графически (см. рис 11).
Рост конкурентоспособности компании, вызванный ростом уровня обслуживания, сопровождается, с одной стороны, снижением потерь на рынке, а с другой — повышением расходов на сервис.
Оптимальную величину уровня обслуживания можно определить графически, построив суммарную кривую F3, отражающую поведение затрат и потерь в зависимости от изменения уровня обслуживания (рис. 12).
Рисунок 12- График зависимости затрат и потерь от величины уровня
обслуживания (функция F3)
Практически во всех ситуациях, ориентированных на высокое качество услуги, существует пороговый уровень распределения средств, за которым прибыль становится минимальной и даже исчезает. За исключением особых случаев, максимизация масштабов и повышение качества услуг не являются самоцелью. Как правило, соотношение уровня предложенной услуги и ее вклада в прибыль принимает следующую форму (рис.13).
Рисунок 13 — Влияние уровня обслуживания на общую прибыль компании
В настоящее время на Западе широко используется понятие «логистика сервисного отклика» (SRL), которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей
Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки, в которой существуют свои звенья логистической системы, логистические каналы, цепи. При управлении потоками услуг можно использовать принципы и методические подходы, применяемые для управления материальными потоками.
Оценка качества услуг при анализе и проектировании логистических систем должна основываться на критериях, используемых покупателями для этих целей.
Г. Н. Марков / Справочник предпринимателя: Учебник – С-П.: “Альфа”, — 1999. – 384 ст.
О.Д. Марков. Автосервис: Рынок, автомобиль, клиент. – М.: Транспорт. 1999. – 270 с.: ил 25.
Основы предпринимательства. Лапуста М. Г., Скамой Л. Г.М.-1999г
Основы предпринимательства Глущенко В. В. М.:1999 г.
Предпринимательство Лапуста М. Г. Коргинев А. Г. Скамой Л. Г. М.: 2001 г.
Источник
Прогрессивные формы и методы ремонта оборудования.
Постоянное возрастание затрат на ремонтообслуживание требует изыскания более прогрессивных форм и методов ремонта оборудования. К таким формам и методам относятся специализация и централизация ремонта оборудования, расширение передовых методов ремонта (узловой), внедрение прогрессивной технологии ремонтных работ и их механизации, совершенствование методов организации труда ремонтного персонала.
Методы выполнения ремонтных работ:
n узловой метод заключается в замене изношенных узлов агрегата запасными, ранее изготовленными или отремонтированными. Время простоя оборудования значительно сокращается, так как большая часть ремонтных работ выполняется до вывода станка в ремонт.
n последовательно-узловой метод – заключается в том, что изношенные узлы и агрегаты ремонтируются не одновременно, а последовательно с использованием перерывов в работе агрегатов. Этот метод используется для ремонта оборудования, имеющего конструктивнообособленные узлы (агрегатные станки).
n метод «против потока» – используется для ремонта поточно-автоматических линий и требует серьезной подготовительной работы. Чаще всего оборудование этих линий ремонтируется одновременно с остановкой линии или отдельными участками с широким использованием узловых методов.
При поставке нового оборудования вся техническая документация по ремонту оборудования поставляется изготовителями нового оборудования.
32. Система технического обслуживания и ремонта (ТОиР)
– это комплекс организационных и технологических мероприятий по обслуживанию и ремонту оборудования.
Система ТОиР включает планирование, подготовку, реализацию технического обслуживания и ремонта с заданными последовательностью и периодичностью. Для этих целей в Системе ТОиР приведены нормативы продолжительности межремонтных периодов, ремонтных циклов, простоев и трудоемкости в ремонте (техническом обслуживании) оборудования и технологических агрегатов, примерное содержание ремонтных работ отдельных видов оборудования, даны указания по организации его ремонта и технического обслуживания.
Система ТОиР призвана обеспечить:
1) поддержание оборудования в работоспособном состоянии и предотвращение неожиданного выхода его из строя;
2) правильную организацию технического обслуживания и ремонта оборудования;
3) увеличение коэффициента технического использования оборудования за счет повышения качества технического обслуживания и ремонта, и уменьшения простоя в ремонте;
4) возможность выполнения ремонтных работ по графику, согласованному с планом производства;
5) своевременную подготовку необходимых запасных частей и материалов.
В основу Системы ТОиР положено сочетание технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов.
В зависимости от значимости оборудования в технологическом процессе планово-предупредительный ремонт может проводиться по методу планово-периодического ремонта и ремонта по техническому состоянию (послеосмотровый метод).
Сущность планово-периодического ремонта заключается в том, что все виды ремонта планируются и выполняются в строго установленные ремонтными нормативами сроки.
Сущность ремонта по техническому состоянию заключается в том, что все виды и сроки ремонта устанавливаются в зависимости от технического состояния оборудования, определяемого во время проведения периодического ТО.
Система ТОиР предусматривает следующие виды обслуживания и ремонтов:
1) техническое обслуживание;
2) текущий ремонт;
3) капитальный ремонт.
Техническое обслуживание – это комплекс работ для поддержания работоспособности оборудования между ремонтами.
Техническое обслуживание осуществляется эксплуатационным (аппаратчиками, машинистами, операторами и т.п.) и обслуживающим дежурным персоналом (помощниками мастеров, дежурными слесарями, электриками, мастерами КИПиА и др.) под руководством начальников смен (участков, отделения, сменных мастеров) в соответствии с действующими на предприятиях инструкциями по рабочим местам и регламентам.
В зависимости от характера и объема проводимых работ предусматривает ежесменное (ЕО) и периодическое (ТО) техническое обслуживание.
Ежесменное техническое обслуживание является основным и решающим профилактическим мероприятием, призванным обеспечить надежную работу оборудования между ремонтами.
В ежесменное техническое обслуживание входят следующие основные работы: обтирка, чистка, регулярный наружный осмотр, смазка, подтяжка сальников, проверка состояния масляных и охлаждающих систем подшипников, наблюдение за состоянием крепежных деталей, соединений и их подтяжка, проверка исправности заземления, устранение мелких дефектов, частичная регулировка, выявление общего состояния тепловой изоляции и противокоррозионной защиты, проверка состояния ограждающих устройств с целью обеспечения безопасных условий труда и др.
Ежесменное техническое обслуживание проводится, без остановки технологического процесса.
Выявленные дефекты и неисправности должны устраняться в возможно короткие сроки силами технологического и дежурного ремонтного персонала данной смены, и фиксироваться в сменном журнале.
Сменный журнал по учету выявленных дефектов и работ ежесменного технического обслуживания является первичным документом, отражающим техническое состояние и работоспособность действующего оборудования, и служит для контроля работы дежурного ремонтного персонала.
Сменный журнал ведется начальниками смен или бригадирами дежурного ремонтного персонала.
Периодическое техническое обслуживание – это техническое обслуживание, выполняемое через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени. Планирование периодического ТО осуществляется в годовом графике.
Для оборудования химических производств с непрерывным технологическим процессом периодическое ТО может проводиться во время планово-периодической остановки (ППО) оборудования в соответствии с требованиями технологических регламентов с целью проведения технологической чистки от осадков емкостей, аппаратов, агрегатов, машин, магистральных трубопроводов и другого оборудования, которое не имеет резерва и без которого технологическая система работать не может. Для остального оборудования в период нахождения оборудования в резерве или в нерабочий период.
Основным назначением периодического ТО является устранение дефектов, которые не могут быть обнаружены или устранены в период работы оборудования. Главным методом ТО является осмотр, во время которого определяется техническое состояние наиболее ответственных узлов и деталей оборудования, а также уточняется объем предстоящего ремонта.
В зависимости от характера и объема предстоящих работ для проведения периодического ТО может привлекаться ремонтный персонал технологического цеха или централизованного ремонтного подразделения.
Подготовка оборудования для проведения периодического ТО проводится сменным персоналом под руководством начальников смен, несущих персональную ответственность.
Типовой перечень работ, подлежащих выполнению ремонтным персоналом во время периодического ТО, должен составляться в виде приложения к ремонтному журналу.
Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности оборудования и восстановлению ресурсов оборудования.
В соответствии с особенностями повреждений и износа составных частей оборудования, а также трудоемкостью ремонтных работ, системой ТОиР предусматривается проведение текущего (ТР) и капитального (КР) ремонтов.
Текущий ремонт – это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности оборудования и состоящий в замене или восстановлении отдельных узлов и деталей оборудования.
Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте: проведение операций периодического технического обслуживания; замена быстроизнашивающихся деталей и узлов; ремонт футеровок и противокоррозионных покрытий, окраска; замена набивок сальников и прокладок, ревизия арматуры; проверка на точность; ревизия электрооборудования.
Типовой перечень работ, подлежащих выполнению при текущем ремонте конкретного оборудования, составляется руководителем ремонтного подразделения (заместителем начальника цеха по оборудованию, механиком цеха или начальником участка, мастером ЦЦР, РМЦ), утверждается руководителями инженерных служб предприятия и является обязательным приложением к ремонтному журналу.
Капитальный ремонт – это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
При капитальном ремонте производится частичная, а в случае необходимости – и полная разборка оборудования.
В объем капитального ремонта входят следующие основные работы: мероприятия в объеме текущего ремонта; замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов; полная или частичная замена изоляции, футеровки, противокоррозионной защиты; выверка и центровка машины; послеремонтные испытания и т. п.
Подробный перечень работ, которые необходимо выполнить во время капитального ремонта конкретного вида оборудования, устанавливается в ведомости дефектов.
Система ТОиР не свободна от недостатков. Непрерывное повышение надежности и ремонтопригодности оборудования требует внесения соответствующих изменений в Систему ТОиР.
Основные направления совершенствования системы ТОиР.
1. Научное обоснование нормативов межремонтных пробегов. В настоящее время Система ТОиР строится на основе опытно-статистических нормативов, которые зависят от ряда субъективных факторов. Разработка технически обоснованных нормативов межремонтных пробегов позволит создать научный фундамент Системы ТОиР.
2. Совершенствование структуры межремонтных циклов. Применение износостойких материалов и защитных покрытий, улучшение обслуживания и эксплуатации оборудования и другие мероприятия, ведущие к повышению надежности оборудования, дают возможность увеличить межремонтный пробег оборудования. Таким образом, технический прогресс требует совершенствования структуры межремонтных циклов с целью обеспечения минимальных затрат на ремонт. Совершенствование структуры межремонтного цикла возможно в основном за счет сокращения плановых (текущих) ремонтов и увеличения длительности межремонтных периодов.
3. Сокращение времени простоя оборудования в ремонте и снижение трудозатрат на ремонт. Узловой метод ремонта позволяет уменьшить продолжительность ремонта. Освоение смежных профессий ремонтными рабочими тоже ведет к уменьшению простоя в ремонте.
4. Разработка нормативов системы ППР на остановочные ремонты.
5. Замена средних показателей межремонтных пробегов дифференцированными показателями с учетом работы оборудования:
а) оборудование, работающее в нормальных условиях (нейтральные среды, невысокие температуры);
б) оборудование, работающее в тяжелых условиях (коррозионные среды, повышенные температуры, значительные запыленность и влажность).
6. Учет в нормативах процесса старения оборудования и необходимости увеличения затрат по мере эксплуатации оборудования.
33. Прогрессивные формы и методы ремонта оборудования
Источник