Строить — не ломать. Статистический обзор рынка ремонтных работ
При ремонте квартиры самым дорогим расходным материалом являются нервные клетки. Примерно две трети населения нашей страны с этим согласны — за последний год они не притрагивались к своему жилищу. Что же сделала оставшаяся треть?
За последние 12 месяцев (здесь и в дальнейшем мы берем именно этот временной интервал) какие-либо ремонтно-строительные работы производило 32,3% россиян. Причем, больше всего таких людей среди населения Северо-Западного района (39,7%) и Западной Сибири (37,5%), а меньше всего — в Центрально-Черноземном районе (лишь 17,3%), на Дальнем Востоке (21,1%) и в Волго-Вятском районе (27,9%).
При этом большинство людей (48,5%), стремящихся обновить свое место жительства, занимаются лишь косметическим ремонтом квартиры, 40,3% производят выборочный ремонт и только 9,7% — капитальный. Правда, еще 4,4% вообще строят новую дачу или коттедж.
Косметическим ремонтом занимаются в основном жители Восточной Сибири (61%) и Дальнего Востока (56,6%). Капитального ремонта не боятся в Центрально-Черноземном районе (16,4%) и опять же на Дальнем Востоке (13,2%). Зато на Дальнем Востоке почти никто не строит дач (1%), в отличие от Урала, где доля людей, решивших обзавестись отдельным домиком, максимальна — целых 5,6%.
Россияне в большинстве случаев предпочитают делать работу самостоятельно, нежели обращаться за помощью к специалистам. Ремонт в данном случае не является исключением: 79,9% людей, затеявших это нервное мероприятие, производили его собственными силами, 14,9% все же нанимали рабочих, но только для отдельных видов работ, 13,9% прибегали к помощи друзей и знакомых и лишь 3,2% нанимали строительную бригаду для комплекса работ.
Интересно отметить, что доля людей, действующих по принципу «сделай сам» , является наибольшей в Западной Сибири (85,8%) и на Урале (85%), а наименьшей (хотя и не сильно отстающей от общероссийских показателей) — в Центрально-Черноземном районе (77,5%).
Чаще всего россияне приобретают строительные и ремонтные материалы в специализированных магазинах (65,5)%, реже — на строительных рынках (35,5%). Услугами универмагов и промтоварных магазинов наши граждане в данном случае практически не пользовались (7%). Правда 13,7% нашли «какой-то другой источник» стройматериалов.
Спецмагазины пользуются наибольшей популярностью у населения Северо-Запада (83,6%), Центрально-Черноземного района (78,5%) и Волго-Вятского района (74,3%). Стройрынки — на Северном Кавказе (49,5%), Урале (38,9%) и в Поволжье (36,5%). А вот на Севере рынки посещают лишь 8,2% населения занимавшегося ремонтом. Наибольшая доля закупающих стройматериалы в универмагах — в Волго-Вятском районе (15,4%) и в Восточной Сибири (11,2%). А в Центрально-Черноземном районе таких всего 1,9% (наименьший показатель).
В основном россияне пользуются отечественными материалами (91%) и в значительно меньшей степени — импортными (36,7%). При этом среди и тех и других наибольшим спросом (правда, в разной степени) пользуются керамическая плитка с подвесными потолками, а также сопутствующие материалы: 65,7% и 565% — среди отечественных, 23% и 22,1% — среди
СНАРУЖИ И ВНУТРИ
Самым распространенным видом ремонтно-строительных работ внутри дома является оклейка стен обоями (ей занимались целых 74,8% россиян, делавших ремонт у себя дома), далее следуют побелка или покраска потолков (42,2%), штукатурные работы (34%), покраска стен (23,8%), настил линолеума (22,1%), окраса полов (21,3%), установка потолочной плитки (21%) и укладка кафельной (19,3%). Не так часто россияне занимаются монтажом дверей (18,7%), сантехники (18,2%) и электропроводки (16%), оклейкой потолков (12,6%), монтажом оконных блоков (12,1%), настилом (11,2%) или выравниванием (10,2%) полов. Еще реже понятие «ремонт» включает в себя установку подвесных или натяжных потолков (7,8%) и монтаж водяного отопления (7,3%).
При этом по каждому из ремонтов лидирует один из регионов. Больше всего «пиков» собрал в себе Центрально-Черноземный район. Он лидирует по укладке кафельной плитки (21,3%), монтажу дверей (26%), оклейке потолков обоями (25%), настилу полов (12,9%) и монтажу систему водяного отопления (10,3%). Далее идет Северный Кавказ: штукатурные работы (37,4%), монтаж сантехники (24,5%), монтаж электропроводки и ее элементов (20,1%) и монтаж оконных блоков (15,2%). На севере России больше всего красят полы (35,4%), в Центральном районе — устанавливают потолочные плитки (27,4%), в Поволжье — клеят обои (78,8%), в Восточной Сибири — белят потолки (52%), а на Дальнем Востоке — красят стены (29,1%).
Самыми частыми наружными работами являются покраска фасада (48,6%), кровельные работы (35,2%) и монтаж теплиц (32,1%), затем идут установка фундамента (22,5%), кирпичная кладка стен (13,4%), сборка бревенчатого сруба (12,1%), монтаж гаража (6,9%) и сборка щитового дома (5,5%).
Любителей красить фасад больше всего на Дальнем Востоке (66,2%). Кровельные работы чаще всего делают на Северном Кавказе (52,7%), монтаж теплиц — в Северо-Западном районе (45,2%), кирпичную кладку стен — в Центрально-Черноземном районе (39,9%), монтаж гаражей — в Волго-Вятском районе (16,8%) и сборку сруба — на Урале (20,4%).
НЕ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ
Вполне очевидно, что готовность проводить ремонт в своем доме напрямую зависит от материального состояния владельца. Статистика отражает данную зависимость: среди состоятельных людей 48,1% занимались переустройством своих квартир, среди граждан, имеющих средний достаток, уже ощутимо меньше — 38,4%, минимальными же являются доли для малоимущих и бедных людей — 29,1% и 21,7% соответственно.
Среди семей, в которых есть дети до 18 лет, ремонт делали 36,4%. А те, у кого нет детей — лишь 29,4%. Также ремонт чаще делают владельцы второго жилища — 41,9%. А среди тех, у кого нет второго жилья — всего 28,3%.
Текст: Борис Галкин
Рисунки: Антон Батов
Источник: COMCON (T-RGI)
Журнал Профиль
Источник
Россияне рассказали, сколько готовы потратить на ремонт квартиры
Больше половины россиян готовы потратить на ремонт жилья не более 100 тыс. руб., свидетельствуют данные всероссийского исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ. Именно такую сумму в качестве верхнего предела назвали 51% опрошенных.
Еще 18% заявили, что могут вложить в ремонт от 100,1 тыс. до 250 тыс. руб. Ремонт стоимостью 250,1–500 тыс. руб. по карману 9% респондентов, в бюджет 500,1–750 тыс. руб. готовы уложиться 4% россиян и только 1% опрошенных могут потратить на обновление своего жилища от 750,1 тыс. до 1 млн руб. Свыше миллиона рассчитывают потратить 3% россиян.
Согласно результатам исследования, сделать ремонт у себя в квартире или в частном доме планируют более трети (37%) всех опрошенных против 33% годом ранее. Еще 10% задумывались о ремонте, однако отложили его из-за отсутствия денег, остальные (53%) не имеют таких планов. При этом почти половина россиян (46%), планирующих ремонт, хотят делать его в течение ближайшего года, 11% — в течение двух лет, 16% — в течение трех лет, а каждый четвертый (27%) — через четыре года и позднее, говорится в материалах НАФИ.
Чаще всего под ремонтом россияне подразумевают поклейку обоев (79%), выравнивание и шпаклевку стен (40%), установку натяжных потолков (32%), покраску стен (30%), а также установку сантехники (30%). Поменять покрытие полов и заменить окна планируют 22% и 21% опрошенных соответственно. Лишь 5% задумываются делать перепланировку.
Наиболее популярные магазины, где россияне собираются закупать строительные материалы, — «Леруа Мерлен» (37%), OBI (12%), Castorama (10%), IKEA (8%). 31% намерены покупать материалы в других специализированных магазинах, а 35% — на строительных рынках. В зависимости от магазина меняется и ценник: если в OBI и Castorama респонденты НАФИ готовы потратить более миллиона рублей, то в специализированных магазинах и на строительных рынках — до 250 тыс. руб., отмечают авторы исследования.
В начале года социологи ВЦИОМ выяснили, что ремонт жилья — самая популярная статья расходов у россиян. Выделить на это деньги в 2018 году планировали 17% опрошенных.
Источник
Ремонт на удаленке: почему в пандемию россияне решили обновить квартиры
В 2020 году каждая 12-я семья в России сделала ремонт в своей квартире, следует из исследования компании «Сбербанк страхование». В среднем ремонт обошелся в 265 тыс. рублей, а причинами затеянной работы россияне назвали желание обновить старые квартиры, потому что особенно важным качество жилья стало на самоизоляции и удаленной работе. Эта неожиданная активность граждан отчасти помогла выстоять компаниям, занимающимся продажей стройматериалов. Подробнее — в материале «Известий».
Где ремонтировали
По данным компании, чаще других свое жилье в порядок приводили жители Москвы и Санкт-Петербурга, где ремонт сделали 11% семей. В Ярославле, Иваново, Череповце, Мурманске, Туле и Набережных Челнах своими квартирами занялись по 9% семей. В среднем по России ремонт сделали 8% семей.
В исследовании учитывался ремонт крупнее мелкого косметического, который проводился семьями, проживающими в больших и средних городах. Опрос проведен в 78 городах России с населением более 250 тыс. человек, в каждом из них опрошено как минимум 400 респондентов.
Замена окна в жилом доме
Доцент кафедры статистики РЭУ им Г.В. Плеханова Ольга Лебединская в комментарии «Известиям» отметила, что тема ремонта действительно была популярна во время самоизоляции — это подтверждают и данные Банка России.
— По данным ЦБ РФ, доля семей, в которых за последние три месяца были расходы на ремонт жилья, дома, дачи (капитальный или текущий), даже больше, чем по данным Сбербанка, — каждая пятая семья (20%), — сказала она. — Нельзя сказать, что ситуация с ремонтом кардинально поменялась в 2020 году, так как и в 2019 году доля россиян, начавших ремонтные работы, варьировалась от 17 до 22%.
По ее словам, данные совпали с негативными настроениями россиян относительно благоприятности времени для сбережений — почти половина жителей страны (48%) считают, что сейчас не время копить деньги.
В исследовании «Сбербанк страхования» говорится, что большинство россиян из тех, что делали ремонт (84,4%), обновляли свои старые квартиры, так как в год пандемии и удаленной работы стало особенно важным качество жилья. Только 7,8% респондентов занялись ремонтом, так как приобрели новую квартиру. Для еще 3,5% россиян ремонт оказался вынужденным: их залили соседи или в доме прорвало коммуникации.
Чаще всего ремонт касался покраски или оклейки стен — этим видом работ занимались 34,3% россиян. Ремонт в ванных комнатах провели 13% семей, еще 8,4% устанавливали пластиковые окна. Кухню обновили 7,1% семей, отремонтировали потолок 5,7%. Глобально к ремонту подошли 5,6% из тех, кто затеял обновление в квартире: они занялись перепланировкой.
Во сколько обошлось
По данным «Сбербанк страхования», в среднем россияне потратили на ремонт 265 тыс. рублей. В Тюмени сумма оказалась самой большой — там тратили в среднем 364 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге ремонт обходился в 327 тыс. рублей, в Краснодаре — в 318 тыс. рублей, в Воронеже — в 295 тыс. рублей. Москвичи только замыкают пятерку: они тратили на ремонт в среднем 292 тыс. рублей.
Ольга Лебединская считает, что средняя стоимость ремонта, указанная в исследовании, достаточно спорна.
— Стоимость услуг по косметическому ремонту квартир варьируется от 1,5 тыс. рублей за квадратный метр до бесконечности, по капитальному ремонту предложения начинаются от 7 тыс. за квадратный метр, — заметила она. — Безусловно, всё зависит от качества материалов и квалификации мастеров.
При этом Лебединская отмечает, что актуализация темы ремонта привела к тому, что в год пандемии рынок строительных материалов пострадал менее других. Объем рынка сократился всего на 3–4%, составив 1,7 трлн рублей.
— В 2020-м абсолютный лидер рынка — компания «Леруа Мерлен» — увеличил оборот на 6%, до 330 млрд рублей, СТД «Петрович» — на 23%, до 73,5 млрд рублей, — отметила она.
Откуда деньги
Директор дивизиона «Защитные страховые продукты и сервисы» Сбербанка Катрин Соомре отметила, что более половины россиян — 51% — на ремонт деньги копят, еще 13% берут кредит или занимают деньги у родных и знакомых.
— Оплатить работы по обновлению жилья из текущих доходов могут менее трети респондентов (29%), — отметила она.
Покупатели в строительном универмаге
Ольга Лебединская замечает, что второй год подряд сокращается доля россиян, которым удалось сберечь столько же или чуть больше, чем в прошлом году.
— В связи с этим доля тех семей, которым пришлось в текущем году отказаться от ремонта, выросла с 24% в 2019 году до 25% к декабрю 2020 года, а доля тех, кто воспользовался услугами банка для финансирования ремонта, снизилась с 11% до 10%, — сказала она. — И лишь 1% населения готов снимать больше наличных денег со своих банковских счетов и карт ради ремонта.
При этом, отмечает доцент кафедры статистики, даже среди тех, кто относит себя в соцопросах к категории «Денег не хватает на питание», расходы на ремонт осуществили 19% семей, в семьях с более высоким уровнем дохода — 26%. Отказались от идеи ремонта в 2020 году 39% малообеспеченных семей и 14% семей с доходом выше среднего.
Источник