Слесарь по ремонту автомобилей профстандарт 2020

Содержание
  1. Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей
  2. Правовая основа применения профессиональных стандартов
  3. Содержание профстандарта для позиции слесаря по ремонту автомобиля
  4. Параметры использования системы профстандартов
  5. Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей
  6. О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей
  7. Уровни квалификации для работников
  8. Профстандарт слесаря-электрика
  9. Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля
  10. Особенности применения профессионального стандарта
  11. Профстандарт слесарь по ремонту автомобилей утвержденный в 2020 году
  12. Профстандарт слесарь по ремонту автомобилей утвержденный в 2020 году
  13. Профстандарт слесарь по ремонту автомобилей утвержденный
  14. Законодательные нормы
  15. Квалификационные уровни для сотрудников
  16. Слесарь-электрик
  17. Профстандарт слесарь по ремонту автомобилей утвержденный в 2020 году
  18. Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей
  19. Законодательные нормы
  20. Квалификационные уровни для сотрудников
  21. Слесарь-электрик
  22. Специалист по монтажу агрегатов и машин
  23. Права и ответственность
  24. Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей
  25. О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей
  26. Уровни квалификации для работников
  27. Профстандарт слесаря-электрика
  28. Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля
  29. Особенности применения профессионального стандарта
  30. Профстандарт слесаря
  31. Область применения
  32. Описание трудовых функций
  33. Должностные обязанности
  34. Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей
  35. Образец должностной инструкции слесаря по ремонту автомобилей
  36. 1. Общие положения
  37. 3. Ответственность
  38. Особенности написания должностной инструкции
  39. Общий раздел
  40. Ответственность
  41. Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей
  42. О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей
  43. Уровни квалификации для работников
  44. Профстандарт слесаря-электрика
  45. Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля
  46. Особенности применения профессионального стандарта

Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобиля нужен для оценки степени подготовки работника и определении сферы его деятельности. Кроме этого, он применяется в качестве основы для создания кадровой документации. К примеру, его можно использовать при разработке показателей результативности (KPI), тестов для соискателей и т. д.

Правовая основа применения профессиональных стандартов

Процесс внедрения профстандартов начался с 2012 года. Именно тогда был принят 236-ФЗ, впервые внёсший их в действующее законодательство. За ним последовало принятие следующих нормативных документов:

  • В начале 2013 года вышло Постановление Правительства №23. Оно урегулировало процедуры составления и одобрения новых профстандартов.
  • В мае 2015 года был опубликован основной закон по должностным стандартам — 122-ФЗ. Он определил основные процессы их создания, ввода в действие и использования на практике. Так, в ФЗ «Об образовании» появились положения по роли профстандартов в оценке усвоения соответствующих образовательных программ.
  • В июне 2016 года появилось Постановление Правительства №584. Данный документ стал определяющим для описания действия должностных стандартов в госсекторе экономики.

Внимание! Специальные разъяснения по практическим аспектам использования перечисленных документов содержатся в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.

Содержание профстандарта для позиции слесаря по ремонту автомобиля

В марте 2017 года Минтрудом был официально введён в действие профстандарт 31.004 для специалиста по мехатронным системам автомобиля, основные положения которого подходят для слесаря по ремонту автомобиля. Данный документ включает четыре части, где содержится описание основных характеристик профессии.

Начальная часть включает сведения общего характера: цель профессиональной деятельности, её название по ОКЗ и ОКВЭД и т.д.

Второй раздел содержит перечень обобщённых трудовых функций и составляющих их простых трудовых функций. Всего перечислены 7 обобщённых функций и 20 простых функций. Так, обобщённая трудовая функция по ремонту автотранспортного средства (АТС) включает три элемента:

  • ремонт агрегатов, систем, узлов АТС;
  • проведение диагностики систем АТС;
  • устранение неисправностей в системах АТС.

Также в разделе указаны уровни сложности выполняемых специалистом работ.

В третьем разделе функции и их элементы описаны более подробно.

По функциям в нём содержится следующая информация:

  • специалисты, которые готовы к их выполнению;
  • требуемые от них уровни опыта и образования;
  • предъявляемые к ним особые требования;
  • дополнительные характеристики;
  • названия специалистов по справочникам профессий.

Так, для деятельности по ремонту АТС дана следующая информация:

  • Наименования 9 специалистов – слесарь по ремонту автомобилей и т.д.
  • Требуемый уровень образования – среднее профобразование.
  • Опыт работы – от года в сфере техобслуживания и ремонта АТС.
  • Дополнительно специалисту рекомендуется принимать меры по поддержанию уровня квалификации.
  • Названия специалистов даны по следующим справочникам: ОКЗ, ЕТКС, ОКПДТР.

По простым трудовым функциям дана следующая информация:

  • выполняемые специалистом трудовые действия;
  • теоретические знания;
  • умения практического характера;
  • дополнительные характеристики.

Например, для деятельности по ремонту агрегатов, систем, узлов АТС приведены следующие данные:

  • 6 действий – проверка агрегатов, систем и узлов АТС, выполнение работ по их тестированию и т.д.
  • 14 умений – применение специальных приспособлений для поисков неисправностей в АТС, проведение необходимых измерений узлов и деталей и т.п.
  • Знания в 16 областях – технология слесарных работ, особенности систем и деталей АТС и пр.

В четвёртой части документа дан перечень организаций, занимавшихся его составлением.

Внимание! Перечисленные требования к подготовке слесаря по ремонту автомобиля могут применяться работодателем только после его перехода на систему профессиональных стандартов.

Параметры использования системы профстандартов

Что делать, если уже работающий слесарь по ремонту автомобиля не подходит под критерии профстандарта?

Трудовое законодательство не даёт возможность увольнения слесаря по этой причине. У работодателя есть три варианта действий:

  • передвинуть сотрудника с должности слесаря по ремонту автомобиля на другую позицию (ст. 72.1 Трудового кодекса);
  • изменить название позиции (статьи 72, 74 Трудового кодекса);
  • отправить слесаря повышать его квалификацию.

Внимание! Данное повышение квалификации совершается на добровольной основе, т.е. специалиста уволить за отказ от его прохождения нельзя.

Когда профстандарты являются обязательными для применения?

Они необходимы для сотрудников, если:

  • Специалист работает в государственном секторе экономики (госкомпании, бюджетные учреждения и т.п.).
  • Для специальности имеются особо прописанные в законодательстве требования квалификационного характера.
  • Сотрудник имеет право на получение льгот/компенсаций или для его позиции имеются нормативные ограничения.

В других случаях должностные стандарты применяются в добровольном порядке.

Зачем компании добровольно переходить на систему профстандартов?

Они дают ряд новых возможностей в области управления персоналом и кадровом делопроизводстве. Перечислим основные:

  • Проведение переаттестации работников на основе объективных показателей.
  • Улучшение качества документов в сфере кадровой деятельности. Помимо прочего, это снижает риски возникновения конфликтов с проверяющими организациями (ФСС, трудовая инспекция и т.п.).
  • Оценка степени профессиональной подготовки претендентов на должности.
  • Создание критериев, с помощью которых можно оценивать результативность сотрудников.

Внимание! Перечисленные возможности опираются на обширную и надёжную правовую базу, что снижает юридические риски их реализации.

Каким образом профстандарты сочетаются со справочниками ЕКС и ЕТКС?

Действующее законодательство даёт возможность работодателю самому выбирать предпочтительный вариант. Но, как указано в Постановлении Правительства №584, с 2020 года именно профстандарты необходимы для организаций государственного сектора.

Источник

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей — документ, который в последнее время вызывает повышенный интерес у ряда работодателей и работников. Что собой представляет этот профстандарт и каковы особенности его применения, вы узнаете из нашей статьи.

О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей

Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста — это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.

Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:

1. Общие положения.

2. Трудовые функции, входящие в профстандарт.

3. Характеристика трудовых функций.

4. Сведения об организациях, разработавших профстандарт.

Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Существует лишь проект приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта «Автомеханик»», который еще не принят. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.

Такими стандартами сейчас можно назвать:

  • профессиональный стандарт слесаря-электрика (утв. приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
  • профессиональный стандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утв. приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014).

Уровни квалификации для работников

Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:

  • перечисление полномочий и ответственности работника;
  • характеристику умений и знаний;
  • пути достижения уровня квалификации (т. е. образование и опыт работы).

Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.

В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:

  • 3 уровень требует обучения по основным профпрограммам или программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до года;
  • 4 уровень предполагает среднее профобразование или обучение по программам подготовки/переподготовки специалистов;
  • для 5 уровня квалификации необходимо среднее профильное образование либо обучение по основным программам подготовки/переподготовки специалистов и прохождение дополнительных профпрограмм;
  • чтобы работать в должности, соответствующей 6 уровню квалификации, требуется высшее образование (бакалавриат) либо среднее профессиональное и подготовка на дополнительных курсах;
  • 7 уровню квалификации соответствует высшее образование (магистратура или специалитет) и возможное окончание дополнительных курсов по специальности.

Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.

Профстандарт слесаря-электрика

Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.

Профстандарт содержит 4 трудовые функции:

1. Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста — 3. Опыта работы не требуется.

2. Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации — 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.

3. Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.

4. Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.

Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.

Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля

Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:

1. Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.

2. Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.

Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.

Особенности применения профессионального стандарта

Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:

  • если об этом прямо указано в трудовом или ином законодательстве;
  • если работа в определенной должности является основанием для получения каких-либо льгот и прочих преференций.

В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.

Читайте также:  Снять гараж под ремонт авто

Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.

Материал подготовлен: ХАБПрофстандарт

Источник

Профстандарт слесарь по ремонту автомобилей утвержденный в 2020 году

Самое важное в статье: «Профстандарт слесарь по ремонту автомобилей утвержденный в 2020 году». Актуальность информации вы всегда можете проверить, задав вопрос дежурному специалисту.

Профстандарт слесарь по ремонту автомобилей утвержденный в 2020 году

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности: Обеспечение технической поддержки потребителей в течение жизненного цикла АТС и их компонентов

Руководители учреждений, организаций и предприятий

Инженеры в промышленности и на производстве

Специалисты в области техники, не входящие в другие группы

Механики и ремонтники автотранспортных средств

Отнесение к видам экономической деятельности:

Производство двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств

Производство легковых автомобилей

Производство автобусов и троллейбусов

Производство грузовых автомобилей

Производство автомобилей специального назначения

Производство кузовов для автотранспортных средств; производство прицепов и полуприцепов

Производство электрического и электронного оборудования для автотранспортных средств

Производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств

Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

Профстандарт слесарь по ремонту автомобилей утвержденный

Проф. стандарт для слесаря, занимающегося ремонтными работами в отношении автомобилей, представляет собой важный документ, которые регламентирует деятельность представителя данной профессии.

Законодательные нормы

Основные нормативы, связанные со стандартами подобных специалистов, устанавливаются в рамках ст. 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса РФ. В связи с этими положениями норматив выступает в качестве квалификационной характеристики, которая необходима сотруднику для осуществления определенного вида трудовой работы.

Абсолютно все стандарты, применяемые на практике, подразумевают наличие следующих четырех разделов:

  • положения общего характера;
  • трудовые опции и обязательства;
  • их характеристика;
  • данные об организациях, занимающихся разработкой ПС.

Деятельность специалиста находится под строгим регламентированием проф. стандарта слесаря-электрика (в рамках Приказа №646н), а также специалиста по сборке агрегатов и авто (Приказ №877н).

Квалификационные уровни для сотрудников

Ключевое направление любого стандарта состоит в описании уровней познаний специалиста. В каждом из них присутствуют следующие основные моменты:

  • перечисление основных правомочий;
  • описание ответственности за деяния, бездействие;
  • характеристика опыта, навыков, знаний;
  • способы достижения квалификационного уровня.

Последний критерий принято считать ключевым, особенно в ходе подборки соответствующих специалистов. В упомянутых в ст. ПС принято использовать с 3-го по 7-й уровни:

  • 3 стадия подразумевает наличие требований в отношении обучения базовым программам или сферам переподготовки служащих продолжительностью до 1 года;
  • 4 стадия профессионализма подразумевает предоставление среднего проф. образования или обучения;
  • 5 уровень нуждается в наличии среднего профильного подготовительного документа, а также в прохождении дополнительных курсов;
  • 6 уровень – для работы требуется высшее или среднее профессиональное образование;
  • 7 стадия имеет полноценное соответствие высшему образованию и обучение в магистратуре, а также получению доп. курсов в рамках специальности.

Слесарь-электрик

В качестве базового вида деятельности этого специалиста выступает проведение технического обслуживания и ремонтных работ в отношении электрооборудования, установок, систем. Эти функции может выполнять автослесарь при условии, что направленность его работы касается непосредственного ремонта автомобильной электроники.

В рамках законодательной нормы содержится целых 4 опции:

  • эксплуатирование, обслуживание, ремонт электрических узлов, цепей, аппаратов, машин, нужен 3-й уровень специализации, а требования по рабочему опыту отсутствуют;
  • техническое обслуживание и ремонтные мероприятия в отношении сложных эл. цепей, узлов, электрических приборов и механизмов, имеющих взаимосвязь с ними, меры по отладке и испытанию, требуемый уровень – 4, нормы стажа – от 6 мес.;
  • осуществление различных испытаний и проверочных мероприятий оборудования на предмет точности, ремонтные работы по устройствам мощной силовой электрики, для чего требуется 4-я стадия подготовленности и годовой опыт работы;
  • технический и ремонтный сервис, а также отладка различных устройств, имеющих непосредственное отношение к разряду информационной электроники, здесь требуется 4-й квалификационный уровень как минимум и годовой опыт.

Профстандарт слесарь по ремонту автомобилей утвержденный в 2020 году

15 июня 2016 г. в нашей стране начали действовать новые требования к уровню подготовки работников транспортных предприятий. Какие изменения в связи с этим ждут российских перевозчиков? Попробуем разобраться.

Денис КАРЛОВ, заместитель директора Академии АСМАП

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении профессио-нальных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом» определил необходимый уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по 14 профессиям и должностям работников. Среди них:

– водитель транспортного средства категорий В, BE (включая водителя легкового такси);
– водитель транспортного средства категорий С, С1, СЕ, С1E;
– водитель транспортного средства категорий D, D1, DE, D1E;
– водитель транспортного средства категории Тb;
– водитель транспортного средства категории Тm;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
– водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
– водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
– диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
– контролер технического состояния автотранспортных средств;
– контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
– специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
– консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Требования к уровню образования и опыту работы:

Профессиональная переподготовка

В Академию АСМАП достаточно часто поступают вопросы от перевозчиков по новым требованиям. На страницах журнала «МАП» мы постараемся ответить на них.

– Соответствует ли работник, имеющий высшее образование по специальности «Электрооборудование автомобилей и тракторов» или «Технология обслуживания и ремонта в агропромышленном комплексе», новым требованиям?
– Нет, данного диплома будет недостаточно для того, чтобы осуществлять деятельность диспетчера, контролера или специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Перечень требуемых специальностей указан выше.
– Что делать, если у работника действует аттестация на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, но он не имеет профильного образования и диплома о дополнительном профессиональном образовании, предусмотренного новыми требованиями? Имеет ли он право занимать должность специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения?
– Да, имеет, но только в том случае, если работодатель уже направил работника на обучение для получения дополнительного профессионального образования с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, то есть заключен договор с образовательной организацией, в котором указан срок предстоящего обучения.

Поскольку большинство слушателей программы уже являются практикующими работниками транспортных организаций и им сложно обучаться с отрывом от производства столь продолжительное время, предусмотрено освоение программы в заочной форме с обязательным прослушиванием обзорных лекций и семинаров аудиторно в течение не менее одной недели.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускного квалификационного экзамена. Слушателям, успешно освоившим образовательную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением соответствующей квалификации.
Более подробная информация о сроках, стоимости и порядке подачи заявок на профессиональную переподготовку размещена на сайте Академии АСМАП:
www.academy.asmap.ru.

Ответственность должностных и юридических лиц

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям. Таким образом, работодатель должен контролировать соответствие работников указанным выше требованиям, а в случае их несоответствия направить работников, не имеющих профильного образования, на профессиональную переподготовку.
Кроме того, на работодателя возложена обязанность контролировать прохождение периодической аттестации работников, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности движения наземных транспортных средств. Полный перечень таких должностей указан в Приложении № 1 к Положению о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденному приказом Минтранса России и Минтруда России от
11 марта 1994 г. № 13/11.

Перечень должностей исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, подлежащих аттестации на автомобильном, электрическом городском наземном транспорте
Руководители или заместители руководителей, отвечающие за обеспечение безопасности движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
Начальники:
— отделов (или иных подразделений) эксплуатации и безопасности дорожного движения, технического контроля, организаций;
— колонн (маршрутов), отрядов.
Специалисты:
— диспетчеры, механики ОТК, механики (мастера) колонн, отрядов.

Функции по осуществлению контроля за соблюдением профессиональных и квалификационных требований в сфере автомобильного транспорта возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Ответственность за нарушение указанных требований установлена ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей, а на юридических лиц –
100 000 рублей.

Профстандарт слесаря по ремонту автомобилей

Проф. стандарт для слесаря, занимающегося ремонтными работами в отношении автомобилей, представляет собой важный документ, которые регламентирует деятельность представителя данной профессии.

Законодательные нормы

Основные нормативы, связанные со стандартами подобных специалистов, устанавливаются в рамках ст. 195.1, 195.2, 195.3 Трудового кодекса РФ. В связи с этими положениями норматив выступает в качестве квалификационной характеристики, которая необходима сотруднику для осуществления определенного вида трудовой работы.

Абсолютно все стандарты, применяемые на практике, подразумевают наличие следующих четырех разделов:

  • положения общего характера;
  • трудовые опции и обязательства;
  • их характеристика;
  • данные об организациях, занимающихся разработкой ПС.

Деятельность специалиста находится под строгим регламентированием проф. стандарта слесаря-электрика (в рамках Приказа №646н), а также специалиста по сборке агрегатов и авто (Приказ №877н).

Квалификационные уровни для сотрудников

Ключевое направление любого стандарта состоит в описании уровней познаний специалиста. В каждом из них присутствуют следующие основные моменты:

  • перечисление основных правомочий;
  • описание ответственности за деяния, бездействие;
  • характеристика опыта, навыков, знаний;
  • способы достижения квалификационного уровня.

Последний критерий принято считать ключевым, особенно в ходе подборки соответствующих специалистов. В упомянутых в ст. ПС принято использовать с 3-го по 7-й уровни:

  • 3 стадия подразумевает наличие требований в отношении обучения базовым программам или сферам переподготовки служащих продолжительностью до 1 года;
  • 4 стадия профессионализма подразумевает предоставление среднего проф. образования или обучения;
  • 5 уровень нуждается в наличии среднего профильного подготовительного документа, а также в прохождении дополнительных курсов;
  • 6 уровень – для работы требуется высшее или среднее профессиональное образование;
  • 7 стадия имеет полноценное соответствие высшему образованию и обучение в магистратуре, а также получению доп. курсов в рамках специальности.

Слесарь-электрик

В качестве базового вида деятельности этого специалиста выступает проведение технического обслуживания и ремонтных работ в отношении электрооборудования, установок, систем. Эти функции может выполнять автослесарь при условии, что направленность его работы касается непосредственного ремонта автомобильной электроники.

В рамках законодательной нормы содержится целых 4 опции:

  • эксплуатирование, обслуживание, ремонт электрических узлов, цепей, аппаратов, машин, нужен 3-й уровень специализации, а требования по рабочему опыту отсутствуют;
  • техническое обслуживание и ремонтные мероприятия в отношении сложных эл. цепей, узлов, электрических приборов и механизмов, имеющих взаимосвязь с ними, меры по отладке и испытанию, требуемый уровень – 4, нормы стажа – от 6 мес.;
  • осуществление различных испытаний и проверочных мероприятий оборудования на предмет точности, ремонтные работы по устройствам мощной силовой электрики, для чего требуется 4-я стадия подготовленности и годовой опыт работы;
  • технический и ремонтный сервис, а также отладка различных устройств, имеющих непосредственное отношение к разряду информационной электроники, здесь требуется 4-й квалификационный уровень как минимум и годовой опыт.
Читайте также:  Грузовые автомобили камаз ремонт грузовых автомобилей

Специалист по монтажу агрегатов и машин

Документ в качестве базового вида деятельности подразумевает сборку и контрольные мероприятия по техническому состоянию агрегатов и автомобильных систем. В его рамках содержится порядка 5 описаний трудовых функций с детальным рассмотрением отборных критериев. Трудовому процессу автослесаря имеет соответствие лишь два ключевых направления:

  • осуществление сборки, проверки и регулирования агрегатов и автомобильных систем, для чего необходим третий квалификационный уровень, а опыт может отсутствовать;
  • работа, связанная с контролем в отношении технологического сборочного процесса, условия идентичные.

Прочие трудовые опции в рамках данного ПС подразумевают более высокую степень подготовленности – с 5-й по 7-ю, а также имеют нацеленность на повышение параметра эффективности и формирования стратегии для последующего развития рабочего процесса, улучшения качественных параметров продуктовых единиц.

Права и ответственность

Специалист, занятый в данной нише, обладает следующим набором правовых полномочий:

  • ознакомление с проектами по решениям руководящего аппарата предприятия, которые касаются его непосредственной занятости;
  • внесение своеобразных предложений, направленных на совершенствование рабочего процесса, что предусмотрено должностной инструкцией, составленной для этого специалиста.

Есть также несколько аспектов, за которые этот сотрудник является однозначно ответственным:

  • отсутствие фактического стремления к надлежащему исполнению собственных обязанностей, которые возложены на него в рамках действующей ДИ и соответствующих норм закона;
  • нарушение дисциплины труда в производственном процессе с несоблюдением инструктажа по технике безопасности и промышленной санитарии;
  • правонарушения, сделанные в процессе ведения деятельности в пределах, которые установлены в рамках уголовного, административного и гражданского права;
  • причинение ущерба материального характера.

Таким образом, слесарь по охране труда является важным специалистом, ответственным за большое количество аспектов.

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей — документ, который в последнее время вызывает повышенный интерес у ряда работодателей и работников. Что собой представляет этот профстандарт и каковы особенности его применения, вы узнаете из нашей статьи.

О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей

Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста — это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.

Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:

1. Общие положения.

2. Трудовые функции, входящие в профстандарт.

3. Характеристика трудовых функций.

4. Сведения об организациях, разработавших профстандарт.

Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Существует лишь проект приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта «Автомеханик»», который еще не принят. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.

Такими стандартами сейчас можно назвать:

  • профессиональный стандарт слесаря-электрика (утв. приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
  • профессиональный стандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утв. приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014).

Уровни квалификации для работников

Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:

  • перечисление полномочий и ответственности работника;
  • характеристику умений и знаний;
  • пути достижения уровня квалификации (т. е. образование и опыт работы).

Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.

В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:

  • 3 уровень требует обучения по основным профпрограммам или программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до года;
  • 4 уровень предполагает среднее профобразование или обучение по программам подготовки/переподготовки специалистов;
  • для 5 уровня квалификации необходимо среднее профильное образование либо обучение по основным программам подготовки/переподготовки специалистов и прохождение дополнительных профпрограмм;
  • чтобы работать в должности, соответствующей 6 уровню квалификации, требуется высшее образование (бакалавриат) либо среднее профессиональное и подготовка на дополнительных курсах;
  • 7 уровню квалификации соответствует высшее образование (магистратура или специалитет) и возможное окончание дополнительных курсов по специальности.

Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.

Профстандарт слесаря-электрика

Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.

Видео (кликните для воспроизведения).

Профстандарт содержит 4 трудовые функции:

1. Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста — 3. Опыта работы не требуется.

2. Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации — 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.

3. Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.

4. Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.

Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.

Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля

Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:

1. Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.

2. Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.

Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.

Особенности применения профессионального стандарта

Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:

  • если об этом прямо указано в трудовом или ином законодательстве;
  • если работа в определенной должности является основанием для получения каких-либо льгот и прочих преференций.

В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.

Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.

Материал подготовлен: ХАБПрофстандарт

Профстандарт слесаря

Профессиональный стандарт под номером 359 «Слесарь-ремонтник промышленного оборудования» регламентирует профессиональную деятельность специалиста по техническому обслуживанию и ремонту узлов и механизмов, а также оборудования, агрегатов и машин.

Область применения

Рассматриваемый стандарт применяется в сфере:

  • обеспечения сохранности техпараметров и работоспособности оборудования;
  • профилактики и эксплуатации различных производственных узлов и механизмов;
  • технического обслуживания и ремонта оборудования, агрегатов и машин;
  • соответствия обслуживания действующей нормативно-технической документации.

Основная цель этого вида профессиональной деятельности — обеспечение высокого качества обслуживания и эксплуатации производственных линий различного типа.

Описание трудовых функций

В зависимости от уровня квалификации сотрудника ремонтной службы в профстандарте выделяют 4 основных группы трудовых функций:

  1. Код А предполагает профилактику сбоев в работе простых комплектующих, узлов или механизмов.
  2. Код В регламентирует работу специалистов в области техобслуживания и ремонта оборудования и агрегатов средней степени сложности.
  3. Код С прописывает техобслуживание и ремонт механизмов высокой сложности.
  4. Код D предполагает работу и обеспечение бесперебойного функционирования особо сложных машин.

В обслуживание включены испытания, монтаж и слесарная обработка отдельных деталей.

Должностные обязанности

В список должностных обязанностей слесаря-ремонтника промышленного оборудования, в зависимости от разряда, входят:

  • владение знаниями устройств, находящихся на обслуживании;
  • применение навыков по ремонту, демонтажу и монтажу любых агрегатов и машин, а также механизмов на базе применяемой технологической последовательности;
  • знание взаимодействия и назначения сопряженных узлов, а также свойств обрабатываемых материалов;
  • грамотное и эффективное использование контрольно-измерительных приборов и универсальных приспособлений;
  • ориентирование в системе допусков и посадок, квалитетов точности, параметров шероховатости;
  • умение стропить и транспортировать любой груз, пользоваться грузоподъемной техникой.
  • ремонт и настройка оборудования;
  • навыки и способы ликвидации дефектов во время ремонтных работ, а также монтажа и испытания;
  • знание об устройстве и правилах эксплуатации применяемых контрольных и измерительных устройств;
  • знания материаловедения и основ планово-предупредительного ремонта.
  • обладание знаниями конструктивных особенностей вверенного оборудования, а также гидравлических и кинематических схем сложных ремонтопригодных механизмов;
  • владение методами диагностики поломок, их ремонта, монтажно-демонтажных работ и испытательных процессов для постремонтной оценки работоспособности;
  • умение обосновать нюансы ремонта с точки зрения допустимых нагрузок на работающие машины, механизмы, узлы;
  • умение провести профилактику для своевременного предупреждения поломок.
  • детальные знания всех конструктивных особенностей оборудования;
  • ориентирование в любых схемах, таких, как кинематические, пневматические, гидравлические, а также навыки чертежника;
  • владение знаниями нюансов сборки, монтажа, а также испытательной проверки на точность агрегатов после проведенного ремонта.

Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей

Должностная инструкция слесаря по ремонту автомобилей используется как приложение к трудовому договору. У большинства работодателей эта инструкция, благодаря рекомендациям от Роструда и выгодам её практического использования, входит в типовой перечень трудовой документации, имея статус правового документа. Для того чтобы избежать проблем с контролирующими органами и потенциальных трудовых конфликтов, должностная инструкция должна быть корректно составлена и оформлена.

Образец должностной инструкции слесаря по ремонту автомобилей

1. Общие положения

  1. Слесарь по ремонту автомобилей отвечает за плановый, оперативный и профилактический ремонт автопарка компании.
  2. В ходе исполнения должностных обязанностей слесарь по ремонту автомобилей подчиняется руководителю транспортного цеха.
  3. Слесарь по ремонту автомобилей принимается на свою должность и увольняется с неё директором компании, по представлению руководителя транспортного цеха.
  4. Лицо, претендующее на данную должность, обязано отвечать нижеперечисленным требованиям:
    • среднее профильное образование;
    • рабочий стаж по техническому обслуживанию автомобилей от 1 года.
  5. Слесарь по ремонту автомобилей обязан владеть навыками в следующих областях:
    • правилах безопасности по проведению ремонтно-технических работ;
    • алгоритмах проведения всего спектра ремонтных работ с автомобилем;
    • принципах работы автомашин, особенностях их конструкций и агрегатов;
    • стандартах, применяющихся при осмотрах автотранспорта;
    • принципах работы с технической документацией по машинам;
    • критериях, по которым оценивается его работа;
    • технологиях, инструментах и оборудовании, применяющиеся при ремонте автомашины;
    • принципах взаимодействия с шоферами ремонтируемых автомобилей;
    • правилах замены неисправных деталей и агрегатов требуемых машин;
    • критериях тестирования автомобиля и его агрегатов;
    • специфических особенностях работы с автомобилями разных марок и классов;
    • способах выявления неисправностей автомобиля и его составляющих;
    • правилах подбора и установки запасных частей и агрегатов;
    • принципах использования электронных систем автомобиля;
    • правилах, регулирующих пользование предоставленными работодателем инвентарем, спецодеждой и инструментами.
  6. Слесарь по ремонту автомобилей руководствуется при работе:
    • соответствующими нормативами, стандартами, ПДД;
    • документами компании;
    • положениями этой инструкции.
  7. Во время отсутствия слесаря по причине болезни, отпуска или командировки его функции переходят к другому слесарю, выбранному руководителем транспортного цеха.
Читайте также:  Самостоятельный ремонт шины легкового автомобиля

В компании на слесаря по ремонту автомобилей возлагаются следующие функции:

  1. Проведение необходимых ремонтных мероприятий по указанию своего руководителя.
  2. Применение специальной аппаратуры для выявления проблем в функционировании автомашин.
  3. Проведение мероприятий по профилактике, тестированию и испытаниям автомобилей и их агрегатов.
  4. Слесарная обработка составляющих автомашины.
  5. Чистка необходимых деталей машин и их разбраковка.
  6. Балансировка узлов и деталей ремонтируемых автомобилей.
  7. Контроль за заменой изношенных и неисправных составляющих автомашины.
  8. Поддержание порядка на месте работы.
  9. Бережное обращение с инструментами, спецодеждой и инвентарем.
  10. Взаимодействие с коллегами по транспортному цеху для решения текущих рабочих вопросов.
  11. Донесение до руководства информации о проблемных моментах в сфере своей ответственности.
  12. Отслеживание ситуации с наличием необходимых запчастей и агрегатов.
  13. Соблюдение установленных стандартов по технологической и пожарной безопасности.
  14. Ведение необходимого документооборота по правилам компании.

3. Ответственность

Слесарь по ремонту автомобилей несет ответственность в следующих случаях:

  1. Неисполнение своих рабочих функций — в пределах, закрепленных в документах компании и трудовом законодательстве.
  2. Совершение правонарушений на рабочем месте — в тех пределах, которые прописаны в соответствующих статьях законодательства.
  3. Нанесение ущерба работодателю по причине некомпетентных действий — в соответствии с нормами действующего законодательства.

Слесарь по ремонту автомобилей наделяется компанией следующим комплексом прав:

  1. Внесение предложений руководителю транспортного цеха по возможным мерам для улучшения своих рабочих процедур.
  2. Получение от сотрудников компании информации, нужной для выполнения своих должностных обязанностей.
  3. Получение премий и доплат по мере выполнения плановых показателей, установленных в соответствующих документах компании.
  4. Получение от компании рабочей спецодежды, а также части инструментов и инвентаря, необходимых в своей работе.
  5. Участие в собраниях сотрудников структурного подразделения по текущим рабочим вопросам.

Особенности написания должностной инструкции

В отечественном законодательстве нет положений по составлению должностной инструкции. На практике данный документ составляется путем приспосабливания работодателем содержания типовых инструкций для своих нужд. Формы этих инструкций, как правило, стандартны и включают следующие базовые разделы, оговаривающие основные аспекты деятельности работника:

  • Общая часть.
  • Обязанности служащего.
  • Его права.
  • Его ответственность.

Дополнительно к этим разделам многие компании, особенно крупные, добавляют те, где конкретизируют отдельные аспекты работы сотрудника, на которых им хочется заострить внимание. Наиболее популярны следующие дополнительные разделы:

  • Порядок должностных связей сотрудника.
  • Условия его работы.
  • Критерии оценки качества выполненных работ.
  • Требования к квалификации.

На объем и тщательность инструкции сильно влияют размер и отраслевая принадлежность компании-работодателя. Крупные фирмы стремятся к возможно большей формализации своих контактов с сотрудниками, устраняя необходимость вручную распутывать отношения с сотнями работников со множеством функций. У таких нанимателей должностная инструкция носит возможно более исчерпывающий характер.

Внимание! Как образец для должностных инструкций могут использоваться профессиональные стандарты, чье применение регламентировано ст. 195.3 ТК.

Общий раздел

В разделе даны основные параметры, на которые должен ориентироваться сотрудник. Здесь освещены следующие вопросы:

  • Кому подчиняется сотрудник.
  • От кого зависит его наём и увольнение.
  • Кто берет на себя его обязанности в случае временного отсутствия.
  • Каковы требования к навыкам и квалификации кандидата.
  • Чем руководствуется сотрудник в своей деятельности.

Требования по навыкам сотрудника могут довольно сильно различаться, в зависимости от отраслевой сферы деятельности работодателя и его размеров. В любом случае данные навыки должны примерно соответствовать обязанностям, перечисленным в следующем разделе.

Внимание! Если слесарей по ремонту машин несколько и они спокойно заменять друг друга, то имеет смысл составить для них типовую инструкцию. Если слесарь один, специализируется на ремонте машин какой-то одной марки или класса, то следует составить для него индивидуальную инструкцию, отобразив его специфику.

Раздел отведен под описание должностных функций слесаря. Сюда входят не только обязанности по ремонту автомобилей, но и те, которые касаются его повседневной деятельности в цехе — поддержание порядка на рабочем месте, хранение инструментов, кооперация в работе с другими сотрудниками. Обязательно нужно отдельно написать про обязанность соблюдать требования по пожарной и технологической безопасности.

Внимание! Многие работодатели практикуют предоставление слесарям необходимых рабочих инструментов и инвентаря. В таком случае требуется отдельно упомянуть обязанность слесаря бережно обращаться с ними, обеспечивая их сохранность.

Ответственность

Раздел содержит список нарушений, за которые работодатель может привлечь сотрудника к ответственности. Обычно здесь упоминают несколько основных нарушений, в общей форме описывая меры наказания, избегая конкретики, которая все равно определяется в ходе судебных и административных разбирательств.

Заключительная часть стандартной инструкции содержит список прав, которыми наделяется сотрудник на рабочем месте. Для слесаря по ремонту машин этот перечень довольно типовой и совпадает с правами других технических специалистов.

Сама инструкция может составляться как приложение к трудовому договору или как локальный правовой акт. В любом случае она должна быть согласована с юристом и сотрудником отдела по персоналу. После окончания процесса согласования документ направляют к руководителю компании. Сам сотрудник знакомится с ним в процессе устройства на работу. Окончательный правовой статус инструкция приобретает после проставления подписей всеми сторонами: принимаемым на работу сотрудником, руководителем компании, другими лицами, участвовавшими в согласовании документа.

Сама инструкция должна быть оформлена с соблюдением всех параметров официального документа. В ней должны присутствовать дата составления, расшифровка подписей, перечень реквизитов компании.

Копия документа может быть выдана сотруднику или выложена в локальную сеть компании, но тогда необходимо удалить все его персональные данные.

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей

Профессиональный стандарт слесаря по ремонту автомобилей — документ, который в последнее время вызывает повышенный интерес у ряда работодателей и работников. Что собой представляет этот профстандарт и каковы особенности его применения, вы узнаете из нашей статьи.

О профстандарте слесаря по ремонту автомобилей

Нормы о профстандартах специалистов установлены статьями 195.1, 195.2 и 195.3 Трудового кодекса. Согласно этим положениям, профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, требующейся работнику для выполнения определенного вида трудовой деятельности. В свою очередь, квалификация специалиста — это совокупность знаний, умений, навыков работника и практического опыта работы.

Все профстандарты построены по единой схеме, предполагающей 4 раздела:

1. Общие положения.

2. Трудовые функции, входящие в профстандарт.

3. Характеристика трудовых функций.

4. Сведения об организациях, разработавших профстандарт.

Хотя к моменту написания этой статьи принято несколько сотен профессиональных стандартов по 40 видам трудовой деятельности, для специальности автослесаря отдельного стандарта пока нет. Существует лишь проект приказа Минтруда «Об утверждении профессионального стандарта «Автомеханик»», который еще не принят. Это значит, что специалиста-автослесаря в настоящее время работодатель может подбирать, руководствуясь положениями нескольких профстандартов, подходящих для конкретного направления деятельности, выполняемой этим сотрудником.

Такими стандартами сейчас можно назвать:

  • профессиональный стандарт слесаря-электрика (утв. приказом Минтруда № 646н от 17.09.2014);
  • профессиональный стандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля (утв. приказом Минтруда № 877н от 11.11.2014).

Уровни квалификации для работников

Одним из ключевых моментов любого профстандарта является описание уровней квалификации специалиста, выполняющего те или иные трудовые функции. При этом каждый уровень квалификации включает в себя:

  • перечисление полномочий и ответственности работника;
  • характеристику умений и знаний;
  • пути достижения уровня квалификации (т. е. образование и опыт работы).

Последний показатель является основным при подборке специалистов работодателем.

В упомянутых выше профстандартах, которые описывают деятельность автослесарей, используются уровни квалификации с 3 по 7:

  • 3 уровень требует обучения по основным профпрограммам или программам переподготовки рабочих и служащих длительностью до года;
  • 4 уровень предполагает среднее профобразование или обучение по программам подготовки/переподготовки специалистов;
  • для 5 уровня квалификации необходимо среднее профильное образование либо обучение по основным программам подготовки/переподготовки специалистов и прохождение дополнительных профпрограмм;
  • чтобы работать в должности, соответствующей 6 уровню квалификации, требуется высшее образование (бакалавриат) либо среднее профессиональное и подготовка на дополнительных курсах;
  • 7 уровню квалификации соответствует высшее образование (магистратура или специалитет) и возможное окончание дополнительных курсов по специальности.

Кроме указанного каждый уровень включает соответствующий практический опыт, определяемый в каждом конкретном профстандарте индивидуально по каждому уровню квалификации.

Профстандарт слесаря-электрика

Основным видом деятельности этого специалиста названы техобслуживание и ремонт электрооборудования и электроустановок. Этим вполне может заниматься автослесарь, если направление его деятельности касается ремонта автомобильной электроники.

Профстандарт содержит 4 трудовые функции:

1. Обслуживание и ремонт простых электроцепей, узлов, электроаппаратов и электрических машин. Требуемый уровень квалификации специалиста — 3. Опыта работы не требуется.

2. Техобслуживание и ремонт сложных электроцепей, узлов, электроаппаратов и электромашин, а также связанных с ними механизмов, их отладка и испытание. Необходимый уровень квалификации — 4. Требуется стаж работы от полугода в должности слесаря-электрика 3 разряда.

3. Проведение испытаний и проверок на точность сложного электромеханического оборудования, ремонт устройств силовой электрики требует 4 уровня квалификации и не менее года работы в должности слесаря-электрика 5 разряда.

4. Техобслуживание, ремонт и отладка устройств информационной электроники. Необходим 4 уровень квалификации с опытом работы от года в должности слесаря-электрика 5 разряда.

Особыми условиями допуска к работе, независимо от уровня квалификации, являются первичные и периодические медосмотры, а также наличие группы допуска по электробезопасности того уровня, который предусмотрен классом обслуживаемой установки.

Профстандарт специалиста по сборке агрегатов и автомобиля

Профстандарт определяет основным видом трудовой деятельности сборку и контроль техсостояния агрегатов и систем автомобиля. Профстандарт содержит 5 описаний трудовых функций с указанием критериев отбора специалистов для их выполнения. Трудовой деятельности автослесаря соответствуют лишь две из них:

1. Проведение сборки, проверки и регулировки агрегатов и систем автомобилей. Требуется 3 уровень квалификации без опыта работы.

2. Деятельность по контролю за технологическим процессом сборки агрегатов и автомобиля. Требуется 4 уровень квалификации без опыта работы.

Остальные трудовые функции этого профстандарта предполагают квалификацию более высокого уровня (от 5 до 7) и направлены на повышение эффективности, удешевления, формирования стратегии развития всего производственного процесса, а также повышение качества продукции.

Особенности применения профессионального стандарта

Исходя из норм Трудового кодекса (ст. 57 и 195.3), можно сделать вывод о том, что в настоящий момент профессиональные стандарты обязательны к применению лишь в двух случаях:

  • если об этом прямо указано в трудовом или ином законодательстве;
  • если работа в определенной должности является основанием для получения каких-либо льгот и прочих преференций.

В отношении всех профстандартов, имеющих отношение к специальности слесаря по ремонту автомобилей, таких ограничений не предусмотрено. Таким образом, требования описанных в статье профстандартов можно рассматривать лишь как рекомендательные. Практической пользой профессиональных стандартов в этом случае может быть помощь в составлении должностной инструкции для данного специалиста.

Важно также заметить, что несоответствие работника, занимающего должность, условиям, установленным в профстандарте, не может служить основанием для увольнения сотрудника. В этой ситуации у работодателя есть только право отправить работника на соответствующую учебу или переквалификацию.

Материал подготовлен: ХАБПрофстандарт

Источник

Оцените статью