Слесарь по ремонту подвижного состава тех безопасности

Содержание
  1. Инструкция № по охране труда для слесаря по ремонту подвижного состава. (Отделение по пропитке и промывке воздушных фильтров)
  2. .12. Рабочее место и проходы к нему следует содержать в чистоте, не допуская загромождения их запасными частями, снятыми деталями с вагона.
  3. 3.13. Обтирочный материал необходимо складывать в металлические ящики, с плотно закрывающимися крышками.
  4. 3.14. Перед использованием приставных лестниц убедиться в ее исправности, проверить наличие на их тетивах инвентарного номера, даты следующего испытания, принадлежность цеху, наличие наконечников и стяжек, отсутствие сколов.
  5. Слесарь по ремонту подвижного состава
  6. Плюсы и минусы профессии
  7. Требования к работникам
  8. Личные качества
  9. Образование и опыт
  10. Обязанности для разных разрядов
  11. Первый
  12. Второй
  13. Третий
  14. Четвертый
  15. Пятый
  16. Шестой
  17. Седьмой
  18. Восьмой
  19. Престиж и перспективы работы
  20. Где учиться?

Инструкция № по охране труда для слесаря по ремонту подвижного состава. (Отделение по пропитке и промывке воздушных фильтров)

по охране труда

(Отделение по пропитке и промывке воздушных фильтров)

Председатель профкома Руководитель организации

__________2002 г. ____________2002 г.

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СЛЕСАРЯ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА.

(Отделение по пропитке и промывке воздушных фильтров)

1.1. К самостоятельной работе в качестве слесаря по ремонту подвижного состава (отделение по пропитке и промывке воздушных фильтров) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, а также:

· внеплановый и целевой инструктажи;

· первичный инструктаж на рабочем месте;

· инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.

1.2. Слесарь по ремонту подвижного состава (отделение по пропитке и промывке воздушных фильтров) должен:

· проходить повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

· пройти проверку знаний по правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов;

· проходить санитарный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ № 90

от 14. 03.96 г. и приказу МПС от 07. 07. 1987 г. № 23 ц;

· выполнять только ту работу, которая входит в его обязанности;

· использовать безопасные методы труда;

· выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, а также сигналов, подаваемых составителями поездов, водителями транспортных средств;

· быть предельно внимательным в местах движения транспорта.

1.3. Слесарь по ремонту подвижного состава должен знать:

· действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

· общее устройство вагонов, в том числе систем вентиляции, устройство фильтров, технологию пропитки и промывки фильтрующих элементов;

· правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов;

· требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;

· место расположения аптечек;

· правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

· требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

· назначение средств индивидуальной защиты;

· инструкции по сигнализации на железных дорогах РФ № ЦРБ/176;

· положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;

· правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;

· инструкции по техническому обслуживанию оборудования вагонов;

· уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшим, пользоваться средствами пожаротушения, при возникновении пожара вызвать пожарную охрану.

1.3. Слесарь по ремонту подвижного состава в работе должен руководствоваться требованиями:

-федерального закона «Транспортный устав железных дорог РФ»;

-правил технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ);

-инструкции по сигнализации на железных дорогах РФ;

-положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ.

1.4. Во время работы на слесаря по ремонту подвижного состава (отделение по пропитке и промывке воздушных фильтров) могут воздействовать следующие опасные факторы:

-падающие с высоты предметы и инструмент;

-воздействие на организм паров раствора каустической соды;

-повышенная температура промывочных растворов;

-повышенная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

-повышенные уровни шума;

-движущиеся транспортные средства, механизмы, подвижной состав;

-недостаточная освещенность в темное время суток.

1.5. Слесарь по ремонту подвижного состава (отделение пропитки и промывки воздушных фильтров) должен использовать следующие СИЗ:

— костюм хлопчатобумажный, рукавицы кислотозащитные, ботинки, фартук прорезиненный, очки защитные.

1.6. Слесарь (отделение по промывке и пропитке воздушных фильтров) должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

-курить только в отведенных местах;

-не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам ЛВЖ, ГЖ и емкостям с пропиточным маслом;

-не прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;

-знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения.

1.6. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках и гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.

1.7. Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

Читайте также:  Оплата ремонта мест общего пользования

1.8. При нахождении на железнодорожных путях слесарь обязан соблюдать следующие требования:

-железнодорожные пути переходить только в установленных местах, обозначенными указателями «Служебный проход», проходить вдоль пути только по обочине;

-переходить пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии локомотива;

-переходить путь, занятый подвижным составом, только пользуясь переходными площадками вагонов;

-обходить группы вагонов не ближе 5 м от автосцепки;

-проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между ними не менее 10 м;

-при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода и убедившись в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущегося состава по соседнему пути;

-обращать внимание на ограждающие светофоры;

-не перебегать пути перед движущимся составом;

-садиться на подножки вагонов и сходить с них во время движения;

-подлезать под вагоны;

-прикасаться к оборванным проводам;

-подниматься на крышу вагона, находящегося под контактным проводом;

-приближаться ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети.

1.9. Выходя на путь из помещения обогрева, а также из-за зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему состава.

1.10.За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Перед началом работы слесарь (отделение по пропитке и промывке воздушных фильтров) должен:

— надеть полагающуюся по нормам спецодежду и спецобувь, привести их в порядок;

— заправить свободные концы одежды так, чтобы она не свисала;

— установить последовательность выполнения операций;

— осмотреть свое рабочее место, проверить состояние промывочных баков, стеллажей и поддонов;

— подготовить раствор каустической соды;

— включить в работу систему подогрева растворов и масла;

— проверить наличие ограждений у промывочных емкостей (решеток);

— подготовить воздушные фильтры для промывки и пропитки;

— проверить наличие и исправность инструмента, измерительных приборов, шаблонов, а также наличие их на стеллажах и ремонтных установках запасных частей и материалов;

— проверить работу электротельфера, исправность концевых выключателей;

. — проверить наличие противопожарных средств;

— проверить исправность трапов, мостиков, обеспечить их надежную установку;

— убедиться в надежности освещенности рабочего места.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1 Проверить исправность емкостей перед проведением промывки и пропитки воздушных фильтров. Основная промывочная емкость должна быть заполнена 10 % раствором каустической соды, температура раствора должна быть 80-90°С.

2-я емкость с промывочной водой, температура воды должна быть не менее 40 °С

3-я емкость заполнена маслом, температура которого должна быть не менее 80 °С.

3.2. Следить за нормальной работой подачи сжатого воздуха в первой емкости.

3.3. Подготовить воздушные фильтры к промывке (проверить состояние корпуса, крепления сетки, если обнаружены неисправности –устранить их.).

3.4. При загрузке воздушных фильтров с помощью электротельфера обращать внимание на исправность строп, правильную зацепку фильтров (согласно схеме строповки).

3.5. После сорокаминутной промывки фильтров в растворе каустической соды, провести перегрузку фильтров во 2-ю отмывочную емкость с чистой горячей водой.

3.6. Промытые и отремонтированные воздушные фильтры перегружают в 3-ю емкость с маслом и проводят пропитку фильтров при температуре масла 80 град.

3.7. При проведении промывки и пропитки воздушных фильтров слесарь должен следить за температурным режимом в 3-х емкостях, чтобы раствор каустической соды не попадал на тело и лицо обслуживающего персонала, за герметизацией оборудования.

3.8. Слесарь также следит, чтобы емкости при проведении промывки и пропитке должны быть закрыты крышками, чтобы была в исправности приточно-вытяжная вентиляция.

3.9. При обдувке сжатым воздухом фильтров после промывки пользоваться защитными очками.

3.10. Рабочее место слесаря по промывке и пропитке фильтров должно быть оборудовано верстаком-стеллажом для удобного и безопасного выполнения работ по ремонту воздушных фильтров.

3.11. Отработанный раствор каустической соды сливается в специальную емкость, нейтрализуется и затем сливается в канализацию.

.12. Рабочее место и проходы к нему следует содержать в чистоте, не допуская загромождения их запасными частями, снятыми деталями с вагона.

3.13. Обтирочный материал необходимо складывать в металлические ящики, с плотно закрывающимися крышками.

3.14. Перед использованием приставных лестниц убедиться в ее исправности, проверить наличие на их тетивах инвентарного номера, даты следующего испытания, принадлежность цеху, наличие наконечников и стяжек, отсутствие сколов.

3.15. При выполнении операции по замене фильтрующего элемента в вагоне с использованием приставной лестницы, внизу должен находиться второй работник в защитной каске, страхующий работающего на лестнице.

Читайте также:  Ремонт котельных замена котельных труб

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При промывке и пропитке воздушных фильтров на участке могут возникнуть следующие аварийные ситуации:

— загорание, могущее привести к пожару;

— химический ожег лица и глаз из-за попадания раствора каустической соды;

— попадание под воздействие электрического тока.

4.2. При возникновении аварийной ситуации слесарь обязан прекратить работу, немедленно сообщить мастеру и далее выполнять его команды.

4.3. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.

4.4. При загорании, могущем привести к взрыву, необходимо:

— немедленно сообщить в пожарную охрану;

— приступить к ликвидации пожара;

— организовать эвакуацию людей;

— организовать встречу пожарной части.

При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители. или порошковые.

4.5. При повреждении изоляции электроборудования прекратить работу, поставить в известность мастера и возобновлять работу только после устранения повреждений.

4.6. При попадании раствора каустической соды в глаза, на лицо слесарь обязан:

-следует промыть (обмыть) обожженный участок тела водой, подкисленной уксусной или лимонной кислотой или обмыть чистой водой обильно поливая обожженное место.

4.7. В случае получения травмы или заболевании слесарь должен прекратить работу, передать обязанности другому лицу, поставить в известность мастера и обратиться в медпункт.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работы слесарь должен:

— отключить систему подогрева промывочных емкостей;

— перекрыть подачу воздуха в промывочные емкости;

— привести в порядок рабочее место и устранить следы разлитого масла;

— сложить инструмент, инвентарь и приспособления в специально отведенное место;

— собрать использованный обтирочный материал в металлические ящики с плотно закрывающейся крышкой;

— снять спецодежду и убрать ее в шкаф гардеробной.

5.2. Загрязненную спецодежду при необходимости сдать в стирку.

5.3. После работы или в случаях загрязнения частей тела принять душ.

5.4. О всех нарушениях производственного процесса слесарь должен сообщить мастеру.

Источник

Слесарь по ремонту подвижного состава

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Если вас привлекают рабочие профессии, то вам следует обратить внимание на должность слесаря по ремонту подвижного состава. Данная специальность привлечет молодых людей, увлекающихся техническими дисциплинами.

Плюсы и минусы профессии

Работа на железной дороге связана с высоким уровнем ответственности. Соответственно, те люди, которые привлечены к данному виду деятельности, должны обладать соответствующим уровнем образовательной подготовки, большим объемом теоретических знаний, а также практических умений. Важнейшей фигурой на железной дороге является слесарь по ремонту подвижного состава, так как он занимается обслуживанием различного транспорта, необходимого для перевозки грузов и пассажиров. В ходе выполнения своих рабочих задач работник определяет наличие дефектов и неисправностей, а также осуществляет профилактическую работу и регулировку.

К плюсам профессии можно отнести:

  • актуальность и востребованность;
  • высокий заработок.

К недостаткам:

  • большую ответственность;
  • сложные условия труда.

Прежде чем вы решите получить подобную профессию, очень важно изучить все «за» и «против», чтобы в дальнейшем не пожалеть о своем выборе.

Требования к работникам

Слесарь по ремонту подвижного состава – это человек, который выполняет очень важную работу. Именно поэтому к ремонтникам со стороны работодателей выдвигаются повышенные требования.

Личные качества

В работе слесаря передвижного состава важную роль играют не только профессиональные умения и навыки, но также и личностные характеристики специалиста. Для того чтобы человек мог качественно выполнять свои рабочие задачи, у него должны быть:

  • хорошая физическая подготовка;
  • выносливость;
  • хорошее зрение;
  • развитая память;
  • аналитический склад ума;
  • склонность к логическому мышлению;
  • развитое воображение;
  • внимание к деталям и т. д.

При описании вакансии работодатели часто указывают данные качества.

Образование и опыт

В первую очередь следует сказать о том, что должность слесаря по ремонту подвижного состава нельзя получить без наличия диплома о соответствующем образовании. Помимо этого, важную роль имеет опыт работы (в процессе трудоустройства работодатели будут отдавать предпочтение тем кандидатам, которые ранее работали по специальности). Однако не только формальные признаки имеют значение. Работодатель может проверить также наличие профессиональных знаний и умений, а именно:

  • знание технических особенностей устройств;
  • умение осуществлять ремонтные и наладочные работы;
  • знание существующих методов проверки аппаратуры, а также умение применять эти способы на практике;
  • технику безопасности и т. д.

Обязанности для разных разрядов

Свою профессиональную деятельность слесарь осуществляет согласно официальным документам. К ним можно отнести должностную инструкцию, профессиональный стандарт, единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (или ЕТКС), внутреннюю документацию предприятия и т. д. При этом важно отметить: даже несмотря на тот факт, что перечисленные выше документы являются стандартизированными, каждый работодатель может изменять и дополнять их в зависимости от своих потребностей.

В целом же обязанности специалиста по обслуживанию вагонов и локомотивов зависят от имеющегося у него разряда.

Первый

Специалисты, которые обладают первым разрядом, выполняют довольно простые функции:

  • прогонка резьбы на закрепляющих элементах;
  • очистка различных комплектующих;
  • рубка и опиливание элементов;
  • смазка комплектующих;
  • заточка специализированных профессиональных инструментов и т. д.
Читайте также:  55pfl5537t 12 неисправности ремонт схема

Соответственно, для того чтобы выполнять все эти задачи, специалист обязан знать основы слесарной деятельности.

Второй

Такой слесарь является более квалифицированным сотрудником, поэтому способен выполнять более сложные задачи:

  • работа с элементами по 12–14 квалитетам;
  • создание простых деталей;
  • осуществление сборки и разборки несложных узлов;
  • сверление отверстий посредством специальной аппаратуры;
  • пробуксовка валов коленчатых тепловозов и т. д.

К обязательным знаниям и умениям такого профессионала следует отнести навык работы и теоретическую подкованность в отношении различных слесарных инструментов и приспособлений.

Третий

Если сотрудник обладает третьим разрядом, то ему доверяют выполнение таких задач:

  • работа с деталями по 11–12 квалитетам;
  • снятие и установка балок, тележек вагонов, рукавов токоприемников;
  • проверка корректности работы пневматического оборудования;
  • регулировка устройств и механизмов;
  • осмотр и заправка буксов на подшипниках скольжения и т. д.

Для того чтобы слесарь мог качественно осуществлять свои рабочие задачи, он должен быть знаком с правилами регулировки и испытания специализированных устройств и механизмов.

Четвертый

Работники, получившие четвертый разряд, занимаются:

  • починкой амортизаторов, вентиляторов и калориферов;
  • разборкой колесо-моторных блоков;
  • проверкой работы буксов на подшипниках качения;
  • установкой уплотнительных колец для поршней и т. д.

Слесарь должен обладать знаниями в области назначения конструкций, а также способов и методов разборки и сборки основных частей ремонтируемых объектов подвижного состава.

Пятый

Обладатель пятого разряда в ходе выполнения своих рабочих задач занимается:

  • центровкой дополнительных элементов дизелей тепловозов;
  • проверкой блоков и картеров дизеля;
  • установкой антивибраторов;
  • проверкой правильности функционирования тяговых редукторов;
  • запрессовкой втулок и т. д.

При этом важно, чтобы профессионал обладал специализированными знаниями в области конструктивных особенностей и функционального назначения различных узлов и механизмов.

Шестой

Слесарь, который повысил свою квалификацию до шестого разряда, должен уметь:

  • осуществлять ремонт и наладку автосцепных устройств;
  • центровать дизельную установку;
  • притирать золотники;
  • устанавливать параллели паровозов;
  • ремонтировать вертикальные передачи и т. д.

Слесарь шестого разряда должен обладать теоретическими познаниями относительно методов проверки сборки комплекса узлов и сборочных групп того или иного объекта, подлежащего ремонту.

Седьмой

В обязанности специалиста седьмого разряда входят:

  • диагностическая, профилактическая и проверочная работы;
  • балансировка ротора турбокомпрессора;
  • регулировка автоматики управления;
  • наладка коренных подшипников;
  • проверка корректности работы гидросистем и т. д.

Для того чтобы безошибочно выполнять перечисленные (а также дополнительные) рабочие задачи, специалист должен подробно знать и понимать особенности устройства оборудования.

Восьмой

Данный разряд считается самым высоким, соответственно, тот специалист, который им обладает, может выполнять самые сложные и комплексные задачи, а именно:

  • ремонтировать комплексные узлы и детали конструкций;
  • настраивать электронную аппаратуру;
  • устранять неполадки в ходе использования подвижного состава;
  • обкатывать колесно-моторные блоки;
  • испытывать вагоны метро под напряжением и т. д.

К обязательным требованиям к сотруднику восьмого разряда можно отнести наличие теоретических знаний относительно устройства, а также серий используемого транспорта.

Престиж и перспективы работы

Должность слесаря престижная, так как высококлассные специалисты могут получать довольно большую зарплату, размер которой зависит от региона проживания, уровня образования, опыта и конкретного места работы.

Чаще всего данные специалисты работают в железнодорожных депо. При этом с повышением разряда они могут рассчитывать на получение более высоких должностей (например, руководитель отдела, ответственный по охране труда или даже руководитель предприятия).

Где учиться?

Обучение по специальности проходит в средних профессиональных учебных заведениях, куда можно поступить после окончания 9-го класса. При этом рекомендуется отдавать предпочтение специализированным железнодорожным техникумам и колледжам. Заранее стоит иметь в виду тот факт, что сам процесс обучения является довольно сложным, так как он связан с получением большого количества теоретических знаний и практических умений технического характера. Средняя продолжительность обучения – 3 года.

Однако после получения базового образования слесарь по ремонту подвижного состава должен постоянно пополнять свои знания и повышать квалификацию. Только в таком случае он будет оставаться востребованным и актуальным специалистом на рынке труда.

Источник

Оцените статью