Надежность автомобиля
Дело автослесаря
Многие дефекты машин, поступающих на ремонтные предприятия, хорошо изучены и систематизированы в типовой технологии ремонта. Такая технология разработана для большинства тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин. В ней указаны способы восстановления деталей, применяемый для этого инструмент, технические условия на отремонтированные детали. Однако предусмотреть все случаи, которые могут встретиться в практике ремонта, просто невозможно. Иногда может не оказаться нужного инструмента или материала, порой появляется возможность применить более простой и надежный способ ремонта.
Слесарь-ремонтник должен быть универсалом. Помимо умения выполнять все общеслесарные операции, он должен знать правила производства разборочно-сборочных работ, хорошо разбираться в чертежах деталей н узлов машин, обозначениях допусков и посадок, знать основные механические свойства металлов и других ремонтных материалов, иметь представление о технологическом процессе ремонта.
Технологический процесс ремонта
Технологический процесс ремонта машины состоит из ряда последовательных операций, отличающихся одна от другой характером выполняемой работы и применяемым оборудованием. Вместе с тем многие ремонтные операции сходны между собой. Для производства однотипных технологических операций на ремонтных предприятиях организуют специальные рабочие места. Их оснащают станками, стендами, приспособлениями, приборами и другим оборудованием для разборки, восстановления деталей и сборки я машин и их узлов.
Основной элемент технологического процесса — операция, выполняемая на одном рабочем месте и охватывающая все действия работающего (или работающих) и применяемого оборудования над одним или несколькими совместно обрабатываемыми, разбираемыми или собираемыми изделиями. Кроме технологических, в ремонтном производстве имеются и вспомогательные операции: транспортные, моечные, контроля качества, маркировки и др. Технологические операции делятся на переходы, проходы и приемы.
Переход — это часть операции, характеризующаяся неизменностью обрабатываемой поверхности (или сопрягаемых поверхностей при сборке), применяемого инструмента и режимов работы оборудования.
Проход — часть перехода, при которой снимается один слои материала.
Прием — это законченная совокупность отдельных движений работающего в процессе выполнения операции (например, при сверлении отверстия в изделии приемами будут: закрепление изделия на столе станка, включение cr.li;, подвод сверла к изделию, включение подачи, выключение подачи, отвод шпинделя, выключение станка, освобождение изделия).
Большое разнообразие работ в условиях ремонтного производства требует от слесаря умения выполнять операции самого различного характера, сложности и точности. Качество выполнения ремонтных операций находится в прямой связи с квалификацией рабочих и оснащенностью ремонтных предприятии оборудованием, приспособлениями И инструментом
Начинающему слесарю-ремонтнику нужно прежде всего изучить инструмент, которым ему придется пользоваться, и освоить приемы выполнения обще слесарных операций.
Основные слесарные операции
К основным общеслесарным операциям относятся: разметка, рубка и резка, правка и гибка, опиливание, сверление и развертывание отверстии. Часть из них, например разметку изделий и сверление отверстий, слесарь выполняет на специально оборудованных для этой цели общих рабочих местах, а остальные — на своем индивидуальном рабочем месте, где он также нарезает резьбу, шабрит, паяет.
Рациональная организация рабочего места слесаря позволяет обеспечить наивысшую производительность, хорошее качество и безопасные условия труда с наименьшей затратой сил, времени и средств. Важно правильно оснастить рабочее место и соблюдать на нем раз и навсегда заведенный порядок.
Источник
Методическое пособие МДК 03.01 Слесарные работы при ремонте автомобилей
для студентов по выполнению практических занятий
МДК 03.01. Слесарные работы при ремонте автомобилей.
23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Методическое пособие по выполнению практических занятий (для студентов специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.)
Методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по специальности / профессии СПО 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, предназначено для студентов, изучающих МДК 03.01.Слесарные работы при ремонте автомобилей. Методическое пособие направлено на формирование умений и навыков у обучающихся, включает в себя инструкционные карты по выполнению практических занятий.
Практическое занятие № 12,17.
Практическое занятие № 13,16,18.
Практическое занятие № 14
Практическое занятие № 15,19.
Практическое занятие № 20,23,24
Практическое занятие № 27
Практическое занятие № 21,25
Практическое занятие № 5
Практическое занятие № 31
Практическое занятие № 7.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Методическое пособие предназначено для выполнения практических работ при изучении дисциплины «МДК 03.01.Слесарные работы при ремонте автомобилей.».
Основными целями практических занятий являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы студента, формирование умений и навыков, развитие самостоятельности, ответственности и организованности.
Практическое занятие № 9,10,11
Тема: Использование измерительных инструментов;
Разметка по шаблонам, изделию и чертежам.
Цель работы: Научиться пользованию разметочными и измерительными инструментами; готовить под разметку обработанную и необработанную поверхности; наносить параллельные и взаимно перпендикулярные риски; накернивать разметочные риски; затачивать разметочный инструмент.
Оснащение занятия: Разметочная плита, рефлекторный светильник, стальные щетки, посуда для раствора и мела. : измерительная линейка, штангенциркуль, чертилки, угольник, мел, карандаш .Инструкционная карта.
Размеры заготовок должны быть не менее 200*100 мм; 2-4 мм толщиной
Поверхность заготовки должна быть ровной и чистой
Материал: сталь листовая.
Алгоритм выполнения работы
Упражнение 1 : Подготовка поверхностей к разметке и нанесение линий ( рисок ).
1.Организовать рабочее место, тщательно вытереть разметочную плиту, выверить плиту по уровню и линейке, подготовить и протереть призмы и подкладки, подготовить рефлекторный светильник, очистить заготовку стальной щеткой от пыли, грязи, окалины, следов коррозии и пр.Размечаемые места зачистить шкуркой. Тщательно осмотреть заготовку не должно быть (вмятин ,пузырей, трещин) . Изучить чертёжные размеры заготовки, измерить заготовку и учесть удаление дефектов при обработке. Наметить план разметки- способ и порядок разметки, определить поверхности- базы, от которых надо откладывать размеры, проверить припуски в соответствии с чертежом.
Упражнение 2 : Нанесение прямых линий.
Взять обработанный торец или ребро заготовки за начало отсчёта – базу, наложить масштабную линейку на размечаемую поверхность совместив деление отсчитываемого размера А с базой (нижняя и боковая стороны детали).По нулевому делению метки чертилкой нанести метку, нанести такую же метку с другой стороны заготовки и соединить их прямой линией, через нанесённые метки по наложенной на заготовку линейке провести чертилкой параллельные линии.
Упражнение 3: Построение прямого угла 90 градусов
С помощью линейки нанести произвольную риску АВ, из произвольной точки О провести окружность через будущую вершину угла точку А. Эта окружность пересечёт прямую АВ в точке Е.Через точки О и Е провести прямую до пересечения с окружностью в точке D .Отрезки AD и AB образуют прямой угол.
Упражнение 4 :Подготовить поверхность детали к разметке, провести диаметр АВ, из точки А и В прочертить дуги радиусом данной окружности, которые пересекутся в центре окружности О. Построенные А, К, С, В, D , и М делят окружность на 6 равных частей.
Практическое занятие № 12,17.
Тема: Отработка навыков рубки металла. Рубка металла в тисках, на плите и наковальне.
Цель работы: Научиться рациональной организации рабочего места и правильному положению при рубке; приемам закрепления деталей и нанесению ударов; правилам заточки инструмента, научиться правильно работать инструментом.
Оснащение занятия: Слесарный верстак, наковальни, плиты; Слесарные молотки массой 500- 600 г, зубила для стали, крейцмейсели , чертилки, кернеры, линейки.
Общие положения: Детали и заготовки должны иметь форму пластин. Длина детали 50 – 150 мм. Материал — сталь конструкционная.
Алгоритм выполнения работы
Упражнение 1 :Подготовка к рубке металла.
Заготовку надежно закрепить в тисках. Принять правильное рабочее положение : стать устойчиво вполоборота , не горбиться. Левую ногу выставить на пол шага вперёд, а правую, которая служит опорой, слегка отставить назад, раздвинув ступни ,под углом примерно 35 градусов. Взять молоток в правую руку, а зубило в левую, установить зубило под углом 30-35 градусов по отношению к срубаемой плоскости. Правильно наносить удары молотком по головке зубила. Смотреть не на головку а на режущую часть зубила. Не прижимать зубило сильно к материалу, использовать его отдачу после каждого удара и вновь правильно устанавливать зубило. Переставлять зубило после каждого удара с права на лево, нанося в конце кистевой удар.
Упражнение 2 :Рубка по разметочным рискам.(вырубание заготовок)
Разметить заготовку в соответствии с чертежом. Взять зубило с закруглённым режущим лезвием, так как зубило с прямым лезвием даёт не ровные, а ступенчатые поверхности; установить зубило наклонно так, чтобы лезвие было направленно вдоль разметочной риски, затем придать зубилу вертикальное положение. Отступив от разметочной риски на 2-3 мм, легкими ударами по зубилу надрубить контур, а затем по контуру рубить, нанося по зубилу более сильные удары. Перевернуть лист рубить по ясно обозначенному расположенного на противоположной стороне контуру. Вновь переворачивая заготовку другой стороной, закончить рубку.
Практическое занятие № 13,16,18.
Тема: Отработка навыков резки металла. Резка металла ножницами. Резка металла ножовкой, кусачками, труборезами.
Цель работы: Упражнения по установке ножовочного полотна в станок, освоить держание ножовочного станка, резание квадратного, полосового металла, тонкого листового.
Оснащение занятия: тиски параллельные, плоские деревянные бруски ножовка , мел, масло машинное, чертилки.
Общие положения: Детали в сечении должны иметь форму:Квадрата со сторонами от 15 до 25 мм, полосы шириной до 40 мм, круга диаметром 20 мм.
Алгоритм выполнения работы
Упражнение 1 : Освоение рабочего положения при резке ножовкой.
Рабочая поза при резке металла: подобрать тиски по росту,правая рука с ножовкой, установленная на губки тисков(в исходное положение), согнутая в локте, должна образовать прямой угол 90 градусов между плечом и локтевой части руки. Встать перед тисками свободно и устойчиво , вполоборота по отношению к губкам тисков или к оси разрезаемого предмета. Корпус развернуть влево от тисков под углом 45 градусов. Левую ногу несколько выставить вперёд, примерно по линии разрезаемого предмета и на неё опирать корпус. Правая нога должна быть повёрнута по отношению к левой на угол 60-70 градусов, при этом расстояние между пятками должно быть 200-300 мм .Хватка: рукоятку ножовки захватывают пальцами правой руки(большой палец сверху, остальные поддерживают рукоятку снизу) конец ручки упирают в ладонь. Не следует вытягивать указательный палец вдоль ручки и глубоко захватывать рукоятку, так как конец её будет выходить из кисти, что может привести при работе к травме руки. Левой рукой держать рамку ножовки, 4 пальцами охватывать барашек и натяжной болт, а не одну только рамку, если делать иначе, будет тяжело устранить покачивание ножовки во время работы.
Упражнение 2 :Резка полосового и квадратного металла.
Закрепить заготовку в тисках так, чтобы она выступала над губками тисков на 15-20 мм и линия реза была перпендикулярна губкам тисков. Трёхгранным напильником в месте реза сделать неглубокий пропил для лучшего направления ножовки. В начале реза ножовку наклонить немного в сторону от себя. По мере врезания наклон постепенно уменьшать до тех пор, пока рез не дойдёт до противоположной кромки заготовки. Затем осуществлять резку при горизонтальном положении ножовки. Резать металл не по ширине, а по узкой стороне, это,однако можно допустить только в том случае, когда ширина стороны больше, чем 2,5 шага зубьев полотна.
Упражнение 3 :Резка тонкого листового металла.
Подготовить деревянные бруски ( плоские). Зажать между плоскими деревянными брусками по одной или несколько штук заготовок. Установить бруски вместе с заготовками в слесарных тисках. Резать заготовки вместе с брусками.
Практическое занятие № 14
Тема: Отработка навыков правки и гибки металлов
Цель работы: научиться пользованию инструментами и приспособлениями, применяемыми при правке и гибке полосового, листового, круглово металла. Научиться пользоваться приспособлениями применяемыми при гибке, производить гибку под различными углами полосовой и листовой стали.
Оснащение занятия: : Слесарные тиски, правильные плиты. слесарные молотки массой 400-500 г, ножницы, линейки измерительные, разметочный инструмент, мел, масло машинное, деревянные молотки ( киянки), песок мелкий сухой без гальки, рукавицы.
Общие положения: 1.Детали могут быть различной формы; размеры их не должны превышать 300мм, материал – сталь полосовая конструкционная. Полосы 5*10 мм
Алгоритм выполнения работы
Упражнение 1: Правка выпуклости листового металла.
Положить лист на плиту и с помощью линейки определить выпуклости , границы которых обвести мелом .Определить силу ударов в зависимости от количества выпуклостей и их расположения. Если на заготовке имеется одна выпуклость, находящаяся по середине листа, то удары наносить от края листа по направлению к выпуклости. На листе с несколькими выпуклостями удары наносить в промежутках между выпуклостями, после этого править каждую отдельную выпуклость. Если выпуклости расположены по краям листа(волнистость) , удары следует наносить от середины к краям листа. После устранения волнистости лист перевернуть и лёгкими ударами восстановить его прямолинейность:
Положить лист на плиту поддерживая его левой рукой, а правой наносить удары молотком согласно выбранной схеме; удары наносить частые , но не сильные. По мере приближения к границам выпуклости удары наносить чаще и слабее.
Упражнение 2:Гибка полосового металла в слесарных тисках под прямым углом.
Проверить заготовку. Согласно чертежу отметить чертилкой место изгиба, учитывая необходимый припуск с внутренней стороны на изгиб (внешняя часть металла вытягивается , а внутренняя сжимается) в пределах 0,5- ,0,8 толщины. Закрепить размеченную полосу в тисках так , чтобы линия гибки находилась по направлению к неподвижной губке на уровне верхней кромки неподвижной губки тисков. Наносить удары равномерно по всей длине в сторону неподвижной губки тисков сначала, чтобы не портить поверхность по верхней части деревянным молотком( киянкой) , а формирование угла в месте перегиба производить ударами металлического молотка. Контроль качества гибки: поверхность заготовки не должна иметь засечек, царапин , трещин, забоин, вмятин. Проверку углов производить штангенциркулем, масштабной линейкой.
Практическое занятие № 15,19.
Тема: Приемы и правила опиливания. Опиливание металла.
Цель работы: Научиться опиливать параллельные поверхности с проверкой их штангенциркулем.
Оснащение занятия: Верстак, тиски. штангенциркуль, напильники разные длинной 200-300 мм.
Общие положения: Выполнить работу в соответствии с инструкционной картой.
Алгоритм выполнения работы
Упражнение 1 : Опиливание деталей( заготовок) с проверкой штангенциркулем.
Опилить базовую поверхность с наведением на ней продольного штриха. Опилить вторую поверхность(параллельную базовой), выдерживая заданный размер между плоскостями. Проверить параллельность сторон штангенциркулем. Освободить заготовку из тисков, проверить штангенциркулем плоскость только в том случае, когда она хорошо опилена и предварительно проверена линейкой. Взять деталь в левую руку , а штангенциркуль в правую и большим пальцем правой руки сдвигать подвижную губку до плотного соприкосновения её с заготовкой. Замеры производить в двух-трёх местах, не допуская перекоса губок штангенциркуля и добиваясь нормального усилия измерения. При чтении показаний штангенциркуль держать прямо перед глазами. Целые числа миллиметров отсчитывать по шкале штанги слева направо нулевым штрихом нониуса. Дробные числа(количество десятых долей миллиметра) определяют умножением показаний отсчёта на порядковый номер штриха нониуса, совпадающего со штрихом штанги, не считая нулевого.
Практическое занятие № 20,23,24
Тема: Сверление, зенкерование и развертывание отверстий. Слесарная обработка отверстий. Подбор сверл, и сверления отверстий под резьбу.
Цель работы: Научиться приёмам сверления различных отверстий на вертикально — сверильном станке. Научиться подбирать сверла по диаметру.
Оснащение занятия: вертикально — сверильный станок, станочные тиски, прижимные планки, тиски , верстак. спиральные свёрла , кернер, чертилка
Общие положения: Детали или заготовки имеющие сквозные или глухие отверстия диаметром 3-10 мм
Алгоритм выполнения работы
Упражнение 1 : Сверление сквозных отверстий
Установить размеченную заготовку и сверло, настроить станок на соответствующую для данных условий работы частоту вращения (кол-во оборотов шпиндиля в минуту).
Подвести сверло к заготовке. Переместить машинные тиски так, чтобы вершина сверла точно совпадала с керновым углублением. Поднять шпиндель и включить станок. Засверлить пробное отверстие на глубину 1/3 режущей части сверла. Проверить совпадение отверстия с контрольными рисками. Плавно нажимая на рукоятку подачи , просверлить отверстие насквозь . При выводе сверла из заготовки нажатие уменьшить .Вывести сверло из отверстия, не останавливая станок.
Упражнение 2 : Сверление глухих отверстий.
Существует 2 способа.
1-й способ: подвести сверло до соприкосновения с поверхностью детали, просверлить на глубину конуса сверла, установить и закрепить на заданную глубину втулочный упор . Когда втулочный упор дойдёт до поверхности детали отверстие в ней будет просверлено на заданную глубину.
2-й способ: Установить и закрепить деталь на столе станка. Подвести к поверхности детали сверло до касания с вершиной, установить на нуль имеющуюся на станке линейку, просверлить на глубину конуса свёрла и отметить по стрелке(указателю) начальное положение на линейке, затем к этому показателю добавить размер заданной глубины сверления и получить цифру, до которой следует производить сверление. В процессе сверления следить по линейке ,насколько углубилось сверло в метал.
Упражнение 3:Развёртывание отверстий на станке машинными развёртками.
Проверить отверстие под развёртывание с припуском. Подобрать диаметр и проверить годность чистовой развёртки. Не снимая заготовки со стола, заменить сверло машинной развёрткой с качающейся оправкой. Настроить станок в соответствующий режим, развернуть отверстие. Проверить точность отверстия.
Практическое занятие № 27
Тема: Заклепочные соединения
Цель работы: : Научиться склёпывать заклёпками с потайными головками детали( заготовки ).
Оснащение занятия: сверильный станок , слесарный верстак, ножовки слесарные. молотки слесарные, циркуль разметочный, чертилка, кернер, сверла, штангенциркуль, угловые зенковки с разными углами.Заклепки.
Общие положения: Детали из листовой стали толщиной 2- 4 мм..
Алгоритм выполнения работы
Упражнение 1 : Склёпывание заклёпками с потайными головками.
Выполнить подготовительную работу. Наложить соединяемые детали одна на другую. Проверить совпадение отверстий и плотность прилегания деталей щупом. Вставить в крайние отверстия одну заклёпку и положить деталь на плиту или упереть закладную головку в плоскую поддержку. Осадить детали в месте клепки натяжкой до плотного прилегания. Осадить стержень крайней заклепки, расплющить заклёпку носком молотка, создавая грубую форму головки. Повторять операции 4, 5, 6, соблюдая правильную очерёдность расклёпывания , расклепать другую крайнюю заклепку, а затем также и остальные заклепки. Зачистить расклёпанные заклепки.
Практическое занятие № 21,25
Тема: Нарезание резьбы
Цель работы: Научиться подбирать сверла и сверлить отверстия под нарезание внутренней и наружной резьбы; нарезать резьбу метчиками и плашками.
Оснащение занятия: слесарный верстак , сверильный станок. метчики, свёрла, кернеры, молотки, напильники различные, машинное масло,плашки.
Общие положения: Изготовить детали различной формы имеющие внутреннюю резьбу диаметром от 6 до 16 мм в сквозных отверстиях.
Алгоритм выполнения работы
Упражнение 1 : Нарезание внутренней резьбы в сквозных отверстиях.
Изучить чертёж .Определить систему резьбы, диаметр и шаг , подобрать диаметр сверла под нарезание резьбы. Закрепить сверло в патроне станка, разметить заготовку согласно чертежу, просверлить отверстие на проход, подобрать необходимый комплект метчиков на заданный размер резьбы. Смазать рабочую часть первого ( чернового) метчика и отверстие машинным маслом. Для получения качественной резьбы при нарезании применять смазочно-охлаждающие жидкости , для стали- масло, для чугуна и алюминиевых сплавов- керосин, для меди- машинное масло, эмульсию. Зажать надёжно заготовку в тиски, выбрать вороток, вставить в отверстие метчик, левой рукой нажимать на вороток вдоль оси, правой поворачивать его в право( при правой резьбе) пока метчик не врежется на 1-2 витка в отверстие и не займет устойчивое положение. Взять вороток за рукоятки двумя руками и вращать по направлению резьбы с перехватом рук через каждые пол-оборота делать ¼ оборота в обратную сторону, что способствует обламыванию и выпаданию стружки из отверстия и тем предупреждает заедание инструмента. Не следует при нарезании резьбы прилагать большие усилия( особенно для резьбы с мелким шагом. Это приводит к выкрашеванию зубьев или поломки метчика. Если инструмент идёт туго(просверлено маленькое отверстие, канавки забились стружкой) нужно вывернуть метчик, выяснить причину и устранить её. Окончив нарезание вывернуть или пропустить насквозь метчик. Сначала работать первым метчиком, имеющим одну круговую риску на хвостовике, затем вторым с двумя рисками , затем третьим с тремя рисками. Нельзя начинать нарезание резьбы вторым или треть им метчиком. При нарезании внутренней резьбы в глубоких отверстиях или в деталях из вязких металлов необходимо периодически вывертывать метчик и очищать его и отверстие от стружки. При окончании нарезания резьбы метчик протереть чистой ветошью, смыть смазку и положить на планшет. Проверить резьбу внешним осмотром( не допускать задиров и сорванных витков).
Упражнение 2 :Нарезание резьбы плашками.
Определить по чертежу диаметр и систему резьбы и длину нарезаемой части. Диаметр стержня должен быть на ),1-0,2 мм тоньше наружного диаметра нарезаемой резьбы( стержень должен быть без окалины, ржавчины). Отмерить длину нарезаемой части. На конце стержня сделать фаски, ширина немного больше, чем высота нитки резьбы ( для обеспечения врезания). По заданной резьбе подобрать две круглые плашки( разрезную) и цельную и соответствующий плашкодержатель. Обратить внимание на чистоту резьбовых канавок, остроту и исправность острых кромок плашек. Нельзя применять плашки с выщербинами или забоинами на резьбовых канавках. Закрепить стержень в тисках вертикально так, чтобы выступающая над губками часть его была на 20 – 25 мм больше длины нарезаемой части. Смазать конец стержня маслом. Установить разрезную плашку в вороток( плашкодержатель) и винтами закрепить её. Плашку укрепить так, чтобы она не была сжата а имела небольшой диаметр. Наложить плашку на нарезаемый конец стержня так, чтобы клеймо было внизу и её плоскость была перпендикулярна оси стержня. Ладонью правой руки нажимать на корпус плашки вниз .Левой рукой вращать по часовой стрелке плашкодержатель, пока заборная часть плашки не врежется в стержень. Затем вращая плашкодержатель за ручки делать 1-2 оборота в направлении нарезания резьбы и пол-оборота в обратную сторону для дробления стружки. При этом обильно смазывать рабочую часть плашки маслом. Обратным вращением снять плашку со стержня. Проверить качество резьбы( не допускать задиров и сорванных ниток) . Сжать плашку на меньший диаметр и повторить второй проход. Снять разрезную плашку из плашкодержателя и заменить её из калибрующей цельной плашкой. Вращая цельную плашку попеременно в ту и другую стороны, калибровать резьбу до окончательного размера. Протереть резьбу чистой тряпкой и проверить её резьбовым калибром – кольцом( гайкой) Вынуть плашку из плашкодержателя , протереть её чистой тряпкой или ветошью и смыть смазку.
Источник