- Как оплатить ремонтное время водителю транспортного средства
- Необходимое документальное оформление
- Два способа оплаты в период ремонта
- Оплата по среднему заработку
- Оплата по действующей системе оплаты труда
- Должен ли работодатель компенсировать затраты на ремонт автомобиля?
- Фирма использует автомобиль работника: как выгоднее учесть расходы
Как оплатить ремонтное время водителю транспортного средства
Привлечение водителей к ремонту транспортных средств является широко распространённой практикой. Обычно водители способны делать несложные ремонтно-восстановительные работы, а также могут участвовать в более сложных ремонтах. Во втором варианте, как правило, водители делают подготовительные и заключительные работы (готовят автомобиль к ремонту, помогают в демонтаже узлов и агрегатов и т.д.), а для более специфических задач приглашаются «узкие» специалисты.
Обязанности водителя по ремонту машины своими силами должны быть указаны в трудовом договоре. В противном случае привлечение сотрудника к ремонтным работам будет считаться временным переводом на другую должность (профессию) и потребует дополнительного документального оформления.
Необходимое документальное оформление
В случае, если обязанности по ремонту автомобиля указаны в трудовом договоре, который водитель подписал при устройстве на работу, и должностной инструкции, тогда дополнительного оформления не потребуется. Работа автослесаря, которую он будет выполнять, будет считаться его внутренним совместительством. Вариант дополнительных пунктов в инструкцию приведен ниже:
– выполняет работы по разборке, ремонту и сборке узлов и механизмов автотранспортных средств в соответствии с ТУ завода-изготовителя и другими руководящими материалами по организации работ.
– выполняет работы по установке, регулированию и замене запасных частей, агрегатов и оборудования.
– устраняет выявленные в ходе диагностики дефекты и неисправности по согласованию с мастером участка (смены).
Чаще всего у работодателя появляется вопрос, касающийся установления водителю на период ремонтных работ более низкой оплаты. Мотивируется это обычно тем, что необходимо стимулировать водителя к сокращению сроков ремонта техники. Иногда можно встретить совет, что на этот период можно установить водителям более низкие тарифные ставки или меньший оклад. Однако это незаконно.
Дело в том, что статья 150 Трудового кодекса РФ четко указывает на то, что при выполнении сотрудником работ разной квалификации его труд оплачивается по ставке, предусмотренной для оплаты наиболее квалифицированной работы. То есть устанавливать особые условия оплаты для водителя на период ремонта – незаконно. Это подтверждается судебной практикой.
Однако если работодатель настроен на то, чтобы стимулировать водителя к более быстрому ремонту транспортного средства, он имеет полное право предусматривать на этот период снижение или отмену переменной части заработной платы (премии), привязанной к выполнению конкретных показателей по грузо- или пассажиро-перевозкам.
Чтобы зафиксировать сроки ремонта автомобиля, необходимо сделать документальное оформление его ремонта. Точного списка таких документов нет, но более адекватным ситуации является использование первичных документов бухгалтерского учёта.
Например, при передаче автомобиля в ремонт в другое подразделение или на другой участок можно использовать форму накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств, а также форму акта приёма-сдачи отремонтированных основных средств.
В небольшой организации, вполне достаточным основанием для оплаты будет наличие распоряжения (приказа) о выводе ТС из эксплуатации для ремонта и о вводе в эксплуатацию после ремонта.
Два способа оплаты в период ремонта
Вопрос начисления заработной платы водителям на период ремонта периодически рассматривается специалистами по оплате труда. При этом чаще всего используется два варианта оплаты:
- Оплата по среднему заработку
- Оплата по действующей системе оплаты труда
Прежде всего, при выборе способа оплаты необходимо учитывать тот факт, что во время ремонта транспортного средства или спецтехники (ТС) оно выводится из эксплуатации и не выполняет своего основного предназначения. Соответственно, все усилия персонала, в том числе и водителей ТС, должны быть направлены на сокращение сроков простоя.
Полезная информация:
Для объективного измерения сроков простоя по отношению к времени технической готовности ТС на автотранспортных предприятиях используется коэффициент технической готовности автомобиля, который рассчитывается по формуле:
Этот показатель хорошо подходит для включение его в систему мотивации водителей. Если КТГ автомобиля становится ниже установленного порога его значения, размер премии может быть уменьшен.
Оплата по среднему заработку
При выборе данного варианта оплаты за то время, которое водитель будет участвовать в ремонте, ему начисляется оплата по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по основному месту работы.
Для правильного оформления оплаты водителя необходимо перевести на работу автослесарем на период ремонта автомобиля. Требуется его согласие, это – обязательное условие.
Напомню, что такой вариант применяется в случае, если у сотрудника не предусмотрены в трудовом договоре обязанности по ремонту автомобиля. Здесь инициатива на стороне работодателя, он должен убедить работника в необходимости участвовать в ремонте. Работник может не согласиться, и будет прав с точки зрения законодательства.
В таком случае, работодатель должен либо предоставить ему другое транспортное средство для выполнения трудовой функции, либо направить его в простой в соответствии с требованиями статьи 157 ТК РФ (вариант приводит к необоснованным затратам фонда оплаты труда).
Оплата по действующей системе оплаты труда
При выводе автомобиля в ремонт соответствующими распоряжениями или документами у водителя, по его трудовому договору, появляется обязанность участвовать в ремонте ТС.
При расчёте и начислении заработной платы ответственному сотруднику необходимо будет проверить наличие времени простоя автомобиля в ремонте по документам. Затем проверить выполнение показателей премирования, если такие установлены в системе оплаты труда и произвести начисление заработной платы.
Согласия сотрудника в таком случае не требуется, он должен участвовать в ремонте. Инициатива здесь на стороне работника, администрация должна создать необходимые условия для скорейшего ремонта.
Все доплаты и надбавки водителю на период ремонта продолжают действовать, если они не привязаны к нахождению его на линии. Например, продолжается выплачиваться надбавка за классность.
1. Сайт Rabota.ru. Должностная инструкция автослесаря
2. Трудовой кодекс РФ. Статья 72.2 “Временный перевод на другую работу”, статья 150 “Оплата труда при выполнении работ различной квалификации”
3. Хасанов Р.Х. Основы технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 193 с.
Источник
Должен ли работодатель компенсировать затраты на ремонт автомобиля?
Здравствуйте. Хочу обратиться по поводу трудовых отношений. Мой супруг работает в торговой компании третий год. Торговый представитель. Составлен трудовой договор, по которому оклад 10000, 40 процентов северная надбавка , 30 районный коэффициент. Есть » белая и черная » зарплаты. Белая приходит на карту в сумме 7500 аванс , и 11500 зарплата. Остальные , премия за продажи, выдают в кассе. По договору супругу положен отпуск 28 календарных дней плюс 8 за северные , и 3 дня за ненормированный рабочий день. Ездит в район , приезжает поздно. На деле отпуска нет. Но с зп отпускные вычитают, якобы он числится в отпуске, но отпускные на руки не выдают! Если обратиться с иском в суд, смогут ли ему компенсировать отпуск за два года и недоплаченный аванс? И еще. Машина , на которой он работает , наша собственная, находится в аренде у работодателя. В случае поломки , мелкой или крупной, супруг делает ремонт за свой счёт. Покупает расходники, масла, резину. Должен ли работадатель компенсировать затраты на ремонт автомобиля, если к зарплате за отдаленность доплачивают 1000 рублей, а ремонт часто обходится в 20- 30 тысяч.
Здравствуйте, Если работник использует личный автомобиль для нужд организации, он имеет право на денежную компенсацию. Это право закреплено Трудовым кодексом РФ. Выплата компенсирует затраты сотрудника на бензин, обслуживание и ремонт автомобиля. Следует знать, что для получения компенсации потребуется оформить соглашение с работодателем. А также сохранять все чеки и квитанции, подтверждающие затраты на автомобиль.
В Трудовом кодексе РФ отмечается, что работнику положена компенсация за использование личного транспортного средства для нужд работодателя. Об этом говорит статья 188. Такое использование может быть однократное, либо на постоянной основе. Компенсация выдается с целью покрытия затрат на пользование машиной. Это:
покупка бензина;
обслуживание и ремонт;
амортизация.
Такие выплаты не относятся к заработной плате. У них иное назначение, не связанное с выполнением работником служебных обязанностей. Эти выплаты призваны компенсировать траты на транспорт, понесенные сотрудником в связи с выполнением трудовых обязанностей. Порядок, величина и сроки выплат закрепляются трудовым соглашением.
Важно! Трудовым кодексом оговаривается использование личного транспорта при наличии согласия работодателя. Наличие такового подтвердит заключенное соглашение между работником и организацией. Возможен вариант предоставления автомобиля в безвозмездное пользование на усмотрение работника.
Бухгалтерам, которым предстоит вести расчеты с работником и налоговой службой, помимо Налогового кодекса следует изучить Постановление Правительства № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсаций».
Соглашение о покрытии расходов
Этот документ составляется в интересах работника. Он подтверждает договоренность между ним и работодателем. В документе отражаются сведения:
характеристики машины;
сумма и сроки выплат.
Иногда работодатели не предлагают составление соглашения, обходясь составлением приказа. Работник должен ознакомиться с приказом под роспись. Предпочтительнее соглашение составить. Этот документ поможет защитить права сотрудника при возникновении спорных ситуаций.
В интернете много статей по этой теме.
Источник
Фирма использует автомобиль работника: как выгоднее учесть расходы
Работник ООО «Пассив» использует автомобиль Nissan Primera (объем
двигателя — 2200 куб. см) для служебных поездок. Средние ежемесячные расходы на содержание автомобиля составляют 6400 рублей:
— 3500 рублей — оплата ГСМ;
— 2000 рублей — оплата ремонта;
— 900 рублей — износ автомобиля.
Как выгоднее оформить использование автомобиля, чтобы оптимизировать расходы и фирмы, и работника? Рассмотрим три способа решения:
1) выплата компенсации за использование автомобиля;
2) договор аренды;
3) договор безвозмездного пользования.
Компенсацию назначает руководитель, а ее размер устанавливают по согласованию с работником с учетом того, что ему должны быть компенсированы все расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля (покупка бензина, текущий ремонт, износ транспортного средства). Если сумма, потраченная на ремонт автомобиля, значительна, фирма может увеличить размер компенсации.
Официальные нормы компенсаций за использование личных автомобилей работников для служебных поездок в месяц составляют:
— 1200 рублей — для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 куб. см;
— 1500 рублей — для легковых автомобилей с объемом двигателя свыше 2000 куб. см;
— 600 рублей — для мотоциклов.
Вот как учитывается выплаченная компенсация при налогообложении:
Плюсы
1. Достаточно легко оформить выплату компенсации и изменить ее размер.
2. Компенсация в пределах норм не облагается никакими налогами.
Минусы
1. Официальные нормы компенсации не покрывают всех расходов, а суммы, выплаченные сверх нормы, налогооблагаемую прибыль не уменьшают.
2. Со сверхнормативной суммы компенсации нужно:
— начислить взносы на обязательное страхование от несчастных случаев;
— удержать налог на доходы физических лиц.
Оформить использование автомобиля сотрудника в интересах фирмы можно с помощью договора аренды. В договоре указывают сумму арендной платы и другие существенные условия (например, кто будет оплачивать ремонт транспортного средства и расходы на ГСМ). Как правило, эти расходы несет фирма-арендатор, поскольку может их списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Гражданский кодекс предусматривает две формы такого договора: «аренда транспортного средства» и «аренда транспортного средства с экипажем». Как в первом, так и во втором случае фирма:
— имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму арендных платежей;
— должна удержать с арендной платы налог на доходы физических лиц.
Кроме того, по договору аренды с экипажем фирме придется дополнительно заплатить с суммы, выплачиваемой работнику, ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве. Из-за этого такой вариант договора становится невыгодным.
Поэтому, заключая договор аренды, не нужно указывать в нем, что автомобилем будет управлять сам сотрудник-арендодатель. А, кроме того, он не должен подписывать путевые листы и составлять авансовые отчеты. За него это может сделать любой другой работник, имеющий водительские права.
Вот как учитываются выплаты по договору аренды при налогообложении:
Арендная плата по договору
Расходы на ГСМ и ремонт
Плюсы
1. Не нужно начислять ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.
2. Расходы на ГСМ и ремонт уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме.
Минусы
Вся сумма арендной платы облагается налогом на доходы физических лиц.
Этот договор схож с договором аренды, но по нему работник не получает никакой платы. При этом расходы на ГСМ и ремонт автомобиля несет фирма. Эти расходы она может списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли (подп. 5 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 260 НК РФ).
Обратите внимание: такой договор выгоден в том случае, когда никаких выплат, компенсирующих износ (использование) автомобиля, работник не требует (например, работник, использующий свой автомобиль в интересах фирмы, одновременно является ее учредителем).
В противном случае сумму, компенсирующую работнику использование его автомобиля, придется проводить по другой статье, например, как зарплату, материальную помощь либо за счет «неучтенных» денег. Например, возможен такой вариант: по взаимной договоренности эту сумму проводят как оплату ГСМ, хотя на самом деле работник потратил это топливо при использовании автомобиля в личных целях (при этом нужно очень аккуратно оформлять путевые листы и авансовые отчеты, чтобы не вызвать подозрений проверяющих).
Кроме того, у этого договора есть еще один серьезный недостаток: фирма использует автомобиль безвозмездно, а, по мнению налоговиков, стоимость безвозмездно полученной услуги придется включить в доход фирмы исходя из рыночных цен.
Расчет. ООО «Пассив» заключило со своим работником договор на безвозмездное пользование его автомобилем. Расходы на ГСМ (3500 руб.) и ремонт (2000 руб.) оплачивает фирма.
Кроме того, в качестве компенсации за износ автомобиля работник ежемесячно получает материальную помощь в сумме 900 руб. (фирма выплачивает ее за счет чистой прибыли). Предположим, что ее сумма с начала года превысила 2000 руб., и поэтому облагается налогом на доходы физических лиц.
Ежемесячно фирма уменьшает налогооблагаемую прибыль на 5500 руб. (3500 + 2000). Экономия на налоге на прибыль составляет 1320 руб. (5500 руб. x 24%).
Налог на доходы физических лиц, удержанный с материальной помощи, — 117 руб. (900 руб. x 13%).
Таким образом, сотрудник получит на руки 783 руб. (900 — 117), ничего не потратив при этом на содержание автомобиля.
Общая сумма платежей фирмы — 5080 руб. (3500 + 2000 + 783 + 117 — 1320).
Проводки будут такими:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70
— 900 руб. — начислена материальная помощь работнику;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
— 117 руб. — удержан налог на доходы;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50
— 783 руб. — выплачена материальная помощь из кассы фирмы;
ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 60
— 5500 руб. — отражены расходы, связанные с оплатой ГСМ и ремонта.
Плюсы
1. Не нужно начислять ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.
2. Расходы на ГСМ и ремонт автомобиля уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме.
Минусы
1. Трудности, связанные с выплатой работнику денег в качестве компенсации за износ автомобиля.
2. Налоговая инспекция может увеличить доходы фирмы на стоимость безвозмездной услуги исходя из рыночных цен.
Самый выгодный способ как для фирмы, так и для работника — это договор аренды. Все расходы, связанные с арендованным автомобилем, фирма может списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Никаких «зарплатных» налогов с арендной платы фирма не платит. Единственное, что необходимо заплатить — это налог на доходы физических лиц, да и тот удерживают из дохода работника. Работник же получает зафиксированную в договоре плату за то, что его автомобиль эксплуатирует фирма.
Если же никаких выплат, компенсирующих использование автомобиля, работнику не требуется, арендную плату можно установить на минимальном уровне, тем самым минимизировав выплаты налога на доходы. Это позволит избежать всех недостатков договора безвозмездного пользования.
Источник