ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО РЕМОНТУ ТЕПЛОВОЗОВ 2ТЭ10
1.1. Настоящее Руководство устанавливает общие положения системы технического обслуживания и ремонта тепловозов ТЭ10, требования к организации технического обслуживания и текущего ремонта, объёмы обязательных работ при техническом обслуживании и текущем ремонте, объёмы обязательных работ, браковочные признаки деталей и сборочных единиц тепловоза, порядок контроля их состояния и допускаемые методы восстановления, а также порядок испытаний тепловоза и его узлов.
1.2. Выполнение требований и положений, изложенных в настоящем Руководстве, обязательно для работников, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом тепловозов типа ТЭ10. Настоящее Руководство должна использоваться при определении трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов ТЭ10, при разработке проектов развития и реконструкции объектов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом тепловозов ТЭ10.
1.3. Система технического обслуживания и ремонта тепловозов ТЭ10 предусматривает следующие виды планового технического обслуживания и ремонта:
техническое обслуживание ТО-1;
техническое обслуживание ТО-2;
техническое обслуживание ТО-3;
техническое обслуживание ТО-4;
техническое обслуживание ТО-5;
текущий ремонт ТР-1;
текущий ремонт ТР-2;
текущий ремонт ТР-3;
средний ремонт СР;
капитальный ремонт КР.
1.4. Технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3 предназначены для предупреждения неисправностей тепловозов в эксплуатации, поддержания их работоспособности и надлежащего санитарно-гигиенического состояния, обеспечения пожарной безопасности и безаварийной работы.
1.5. Порядок организации технического обслуживания ТО‑1 и ТО‑2 определяется Инструкцией по техническом у обслуживанию электровозов и тепловозов в эксплуатации, утвержденной МПС России 27 сентября 1999 г. № ЦТ-685.
1.6. Техническое обслуживание ТО-4 предназначено для обточки бандажей колесных пар без выкатки из-под тепловоза с целью поддержания оптимальной величины проката и толщины гребней.
1.7. Техническое обслуживание ТО-5 предназначено для подготовки тепловоза в запас ОАО «РЖД» (с консервацией для длительного хранения) и резерв управления железной дороги, подготовки к эксплуатации после изъятия из запаса ОАО «РЖД» и резерва управления железной дороги, или тепловозу прибывшему в недействующем состоянии после постройки, ремонта или передислокации, подготовки к отправке на капитальный и средний ремонт на другие дороги.
1.8. Текущий ремонт предназначен для восстановления основных эксплуатационных характеристик и работоспособности тепловоза, обеспечения безопасности движения поездов в межремонтные периоды путем ревизии, ремонта или замены отдельных деталей, сборочных единиц, регулировки и испытания.
1.9. Объём обязательных работ при техническом обслуживании и текущем ремонте и объём заменяемых в обязательном порядке деталей, установленные настоящим Руководством, в зависимости от местных условий допускается увеличивать.
1.10. Техническое обслуживание и ремонт колесных пар, роликовых букс, ударно-тяговых устройств, автотормозов, скоростемера, АЛСН, радиостанций и другого специального оборудования тепловозов, а также контроль качества воды для охлаждения дизеля производится в соответствии с действующим в ОАО «РЖД» инструкциям . ЦТ–329, ЦВ –ВНИИЖТ 494, ЦТ–533, ЦТ-3921, ЦТ-ЦШ 856.
1.11. Детали, изготавливаемые для применения при техническом обслуживании и ремонте, порядок сборки узлов и сборочных единиц должны соответствовать требованиям чертежей и другой конструкторской документации, согласованной и утверждённой ив установленном порядке. Вновь изготовленные детали должны маркироваться согласно требованиям документации.
Покупные материалы, полуфабрикаты и запасные части должны соответствовать требованиям технической документации, в необходимых случаях иметь сертификат. Качество материалов, применяемых при ремонте тепловоза, периодически (в установленный срок) проверяется в дорожных или деповских лабораториях.
1.12. Средства измерений, измерительные приборы, используемые при ТО и ТР тепловоза и его узлов, должны содержаться в исправном состоянии и подвергаться поверке (калибровке) в установленные сроки.
1.13. Порядок выполнения операций при техническом обслуживании и ремонте узлов тепловоза устанавливаются технологическими инструкциями, утвержденными Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД».
1.14. Каждый тепловоз и его основные узлы должны иметь формуляры (паспорта). В формуляры (паспорта) при ремонтах записывается смена основных узлов и сборочных единиц, а также выполненные модернизации.
При ремонте измерения деталей ответственных сборочных единиц тепловоза производятся с занесением результатов в карту измерений.
1.2. Постановка тепловоза на ремонт
1.2.1. Окончательный объем работ по каждому тепловозу определяется с учетом перечня работ, необходимость которых выявлена при постановке тепловоза в ремонт с учетом записей, сделанных локомотивными бригадами в журнале технического состояния тепловоза формы ТУ 152 .
1.2.2. До постановки тепловоза на ремонтное стойло выполняются следующие работы:
продуваются электрические машины и аппараты сухим сжатым воздухом давлением не более 0,20-0,35 МПа (2-3,5 кгс/см 2 );
проверяется статический напор воздуха охлаждения тяговых электродвигателей, показания измерительных приборов при работающем дизеле, действие тормозов, песочниц, звуковых сигналов;
в летнее время продуваются секции холодильника при открытых боковых и верхних жалюзи и включенном вентиляторе холодильника;
сливается масло из картера дизеля при постановке тепловоза на текущие ремонты ТР-2, ТР-3 и в случаях его браковки лабораторией депо по результатам анализа или необходимости демонтажа более двух цилиндров дизеля при ТО-3. Дальнейшее использование для работы дизельного масла, слитого при необходимости демонтажа, допускается по заключению химической лаборатории;
сливается вода из системы охлаждения при всех видах текущих ремонтов, топливо — только при постановке тепловоза на текущий ремонт ТР‑3;
отключается рубильник аккумуляторной батареи, принимаются меры предотвращающие случайный пуск дизеля.
1.2.3. Технические обслуживания и ремонты производятся с соблюдением норм и требований, приведенных в приложениях 1, 2 настоящего Руководства.
1.3. Приемка тепловоза из ремонта
1.3.1. После текущего ремонта ТР‑2 и ТР‑3 тепловозу производятся полные реостатные испытания (обкаточные и приёмо-сдаточные) в соответствии с приложением 2 к настоящего Руководства.
Необходимость выполнения контрольных реостатных испытаний после текущего ремонта ТР‑1 определяется п. 1.3 приложения 2 к настоящего Руководства.
После реостатных испытаний тепловозы, прошедшие текущие ремонты ТР-3, подвергаются обкаточным испытаниям участием мастера ремонтной бригады или приемщика локомотивов. Запрещается производить обкаточные испытания тепловозов до окончания всех ремонтных работ.
Источник
Средний ремонт тепловоза тэ10
Организация ремонта 13
Меры безопасности 18
Требования на ремонт 24
Выхлопная система дизеля 33
Рама поддизельная 34
Коленчатые валы 35
Вертикальная передача 40
Шатунно-поршневая группа 45
Топливный насос 47
Толкатель топливного насоса 50
Валы и шестерни топливных насосов 52
Предельный регулятор 53
Топливоподкачивающая помпа 53
Механизм управления дизелем 56
Объединённый регулятор 59
Водяные насосы 63
Масляный насос 66
Привод к насосам и вентилятору 69
Привод масляного насоса и регулятора 70
Привод регулятора и тахометра 71
Плита насосов 72
Воздуходувка с редуктором 73
Турбокомпрессор ТК-34 75
Фильтры топливные и масляные 78
Эластичная муфта 79
Валоповоротный механизм 80
Индикаторный кран 80
Фильтр масла центробежный 82
Вспомогательное оборудование 83
Валы и муфты приводов вспомогательных агрегатов 89
Опора и корпус подшипников, подпятник вентилятора 91
Колесо вентилятора холодильника 92
Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей 93
Водомасляный теплообменник 93
Секции радиатора, коллекторы, жалюзи 95
Трубопроводы водяной, масляной и топливной систем 99
Топливный и водяной баки 100
Подогреватель топлива 101
Отопительно-вентиляционный агрегат 101
Привод скоростемера 102
Маслопрокачивающий насос и насос центробежного фильтра 103
Агрегат топливоподкачивающий 106
Система автономного кондиционирования воздуха 107
Фильтр масла BOLL & KIRCH 108
Выхлопные трубы (тепловозы с дизелем 10Д100), искрогаситель (тепловозы с дизелем 1А-5Д49). 108
Экипажная часть 108
Рама тепловоза 108
Автосцепное устройство 111
Кузов тепловоза 111
Рама челюстной тележки 114
Рама бесчелюстной тележки 118
Колёсные пары 120
Букса челюстной тележки тепловоза 2ТЭ10Л 120
Букса поводковая 121
Рессорное подвешивание челюстных тележек 124
Фрикционный гаситель колебаний 125
Гидравлический гаситель колебаний 126
Рессорное подвешивание бесчелюстных тележек 127
Опорно-возвращающие устройства бесчелюстной тележки, черт. 2ТЭ116.30.33.003 128
Подвеска электродвигателя 129
Кожух редуктора 131
Колесно-моторный блок 132
Тормоз тележки, воздухопровод 134
Песочный трубопровод тележки 134
Тормозная аппаратура и воздухопровод 134
Воздушные резервуары 134
Тормоз ручной 134
Тифон и клапаны тифона 135
Песочная система 136
Установка пенного пожаротушения 136
Установка порошкового пожаротушения 136
Система пожаротушения газовая 138
Автоматический гребнесмазыватель 138
Электрическое оборудование 138
Общие требования 138
Изоляционные панели аппаратов 140
Катушки аппаратов и электропневматические вентили 141
Трансформаторы и амплистаты 142
Контакторы электропневматические групповые типа ПКГ 144
Контакторы электропневматические типа ПК 145
Контакторы электромагнитные типа ТКПМ, КПВ, МК 147
Переключатель пневматический кулачковый типа ППК 148
Реле, электромагнит тяговый, датчик индуктивный, блок-магнит 150
Контроллеры типа КВ, КМ 151
Реле времени типа РЭВ 152
Реле времени типа ВЛ 153
Регулятор напряжения типа БРН 153
Блоки типа БА, ББ, БВ, БВК, БР 154
Реле давления типа ДБ-250, ДЕМ-102, ДЕМ-105 155
Реле давления масла 155
Система автоматического регулирования температуры (САРТ) 156
Выключатели автоматические типа А, АК, АЕ, кнопки управления типа КЕ, тумблеры типа ТВ1, П2Т 158
Выключатель типа РП, ГВ, переключатель типа П 158
Панели предохранителей типа ПП 159
Контрольно-измерительные приборы 159
Межтепловозные соединения 160
Арматура освещения 160
Автоматическая пожарная сигнализация (АПС) 160
Локомотивные устройства безопасности движения и радиосвязи 161
Полупроводниковые выпрямители (диоды), конденсаторы 163
Тяговые и вспомогательные электрические машины 163
Аккумуляторные батареи 163
Блоки электропневматического тормоза (ЭПТ) и (СПН-ЭПТ) 164
Электрическая проводка 164
Микропроцессорная техника 167
Замена составных частей, доработка 173
Общие требования 176
Укладка коленчатых валов и общая сборка дизеля 176
Общие положения 176
Установка выхлопных коробок, втулок цилиндров и выпускных коллекторов 177
Укладка коленчатых валов 177
Установка вертикальной передачи 179
Установка шатунно-поршневой группы 180
Установка кулачковых валов и привода валов топливных насосов 181
Установка толкателей, топливных насосов и форсунок 181
Установка блока на раму дизеля 181
Установка эластичного привода насосов, привода масляного насоса, регулятора и тахометра, плиты насосов, водяных и масляного насосов, топливоподкачивающей помпы 182
Установка и регулировка механизма управления двигателем 183
Установка и центровка генератора с двигателем 184
Установка воздуходувки с редуктором 184
Установка турбокомпрессоров 184
Установка воздухоохладителей 185
Установка и монтаж трубопроводов 185
Установка верхней крышки и крышки со стороны управления 185
Сборка тележки 185
Общая сборка тепловоза 189
Установка топливного бака 189
Установка главных резервуаров 189
Установка путеочистителя 189
Установка автосцепного устройства 189
Монтаж песочной системы 189
Сборка ручного тормоза 190
Установка тифона 190
Подготовка рамы тепловоза перед опуском на тележки 191
Установка дизель генератора 191
Установка силовых механизмов со стороны холодильной камеры и стороны главных генераторов 191
Установка бака для воды 194
Установка коллекторов и секций радиатора 194
Установка жалюзи 194
Установка воздухоочистител 195
Установка подпятника с вентиляторным колесом 195
Установка водомасляного теплообменника 195
Монтаж трубопровода 195
Установка автоматического привода гидромуфты вентилятора 196
Сборка привода скоростемера 196
Установка съемной части кузова над дизелем 196
Монтаж системы пожаротушения 197
Испытания дизель генератора 199
Испытание тепловоза 200
Реостатные испытания 200
Развеска тепловоза 200
Обкаточные испытания 200
Защитные покрытия 202
Маркировка и консервация 203
Приложение А Нормы допускаемых размеров и износов деталей при среднем и капитальном ремонтах тепловозов типа ТЭ10 204
Приложение Б Перечень нормативных документов, устанавливающих требования к среднему и капитальному ремонтах тепловозов ТЭ10 и их составных частей 248
Приложение В Перечень деталей подлежащих неразрушающему контролю при СР и КР тепловозов типа ТЭ10 ……………………………………………………………………………… 257
Приложение Г Перечень руководств на ремонт узлов тепловоза при СР и КР …………………..279
Приложение Д Технические требования на испытания дизель-генератора 291
Приложение Е Технические характеристики основных электрических аппаратов 331
Приложение К Перечень устройств безопасности движения, устанавливаемых на локомотивы 347
Приложение Л Технические требования на стендовые испытания дизель-генератора 1А-9ДГисп.3348
Настоящее Руководство определяет основные требования и устанавливает перечень, со-держание и объем работ при средних и капитальных ремонтах магистральных, грузовых теплово-зов с электрической передачей постоянного тока серий 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В, ТЭ10М, ТЭ10У, 4ТЭ10С, 2(3)ТЭ10МК, 2(3)ТЭ10УК, 2(3)ТЭ10УТ, 2(3)ТЭ10УТК (далее тепловозов) на локомоти-воремонтных предприятиях (далее заводах). Руководство по ремонту предназначено для обяза-тельного изучения и исполнения работниками заводов работниками заводов, связанными с ремон-том тепловозов.
Требования Заказчика устанавливаются согласно требованиям ЦТ–ЦТВР–409 (п. 1 при-ложения Б) и договорами на ремонт тягового подвижного состава между ОАО «РЖД» и ОАО
«Желдорреммаш», и другими нормативными документами ОАО «РЖД» . В настоящем Руково-дстве по ремонту «объектом ремонта» считать тепловозы вышеуказанных серий, поступивших в ремонт в соответствии с заключенными договорами.
Руководство по ремонту разработано на основе конструкторской, технологической доку-ментации, действующих государственных стандартов, Правил технической эксплуатации желез-ных дорог, действующих инструкций, анализов износов и повреждений узлов и агрегатов тепловозов, а также обобщения эксплуатационного опыта работы и всех видов текущего ремонта.
При среднем и капитальном ремонтах исполнять требования документов, определяющих пожарную безопасность на тепловозе.
При среднем и капитальном ремонтах следует также руководствоваться:
инструкциями, руководствами по ремонту, указаниями, положениями нормативной и технической документации, определяющей требования к среднему и капитальному ремонтам тепловозов серии ТЭ10;
ремонтной конструкторской и технологической документацией по среднему и капи-тальному ремонтам оборудования, узлов и деталей тепловозов серии ТЭ10;
конструкторской и технологической документацией, определяющей требования к модернизации с продлением срока службы тепловозов ТЭ10(МЛП).
В настоящем руководстве приняты следующие определения и сокращения:
Дефектация — комплекс операций или операция по выявлению дефектов (повреждений)
деталей, проводников, подвижных и неподвижных соединений, изоляции и т.п. в собранных, час-
тично или полностью разобранных сборочных единицах с применением соответствующих техно-логических средств (измерительных инструментов и приборов, стендов, установок, приспособле-ний, дефектоскопов, средств технической диагностики, ЭВМ и т.д.).
Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности из-делий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей. ГОСТ 18322-78 (п. 102 при-ложения Б). В ремонт могут входить операции по проверке, дефектации, ревизии, разборке, очист-ке, восстановлению, сборке, смазке, испытанию и т.д. деталей и сборочных единиц. Содержание части операции ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций проверки, дефекта-ции и ревизии.
Исправная деталь — деталь, состояние которой по результатам ревизии, проверки, испы-тания удовлетворяет требованиям настоящего Руководства по ремонту и пригодна для дальней-шей работы без какого-либо ремонта.
Неисправная деталь (ремонтно-пригодная) -деталь, состояние которой по результа-там ревизии, проверки не удовлетворяет требованиям настоящего Руководства по ремонту. После проведения ремонта может быть пригодна для дальнейшей работы.
Негодная деталь (не ремонтно-пригодная) — деталь, имеющая дефекты или износы, ис-правление которых невозможно.
Дефект каждое отдельное несоответствие объекта установленным требованиям ГОСТ 18322—78 (п. 52 приложения Б).
Средний ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемой в объеме, ус-тановленной в нормативно-технической документации ГОСТ 18322-78 (п. 52 приложения Б).
Капитальный ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления исправности полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделий с заменой или восстановлением его час-тей, включая базовые ГОСТ 18322-78 (п. 52 приложения Б).
ЦТ ОАО «РЖД » — Дирекция тяги ОАО «РЖД».
ЦТР ОАО «РЖД» — Дирекция по ремонту тягового подвижного состава ОАО «РЖД».
ЦТА ОАО «РЖД» — Центр технического аудита ОАО «РЖД».
СР — средний ремонт.
КР — капитальный ремонт.
МЛП – модернизация с продлением срока службы.
При наличии на поступивших в ремонт тепловозах модернизаций, выполненных в соответст-вии с согласованными ЦТ ОАО «РЖД» и ЦТР ОАО «РЖД» проектам и включенных в утвержден-ный перечень модернизаций, требующих сохранения при производстве СР и КР, завод организует работы по сохранению модернизаций при получении от балансодержателя согласованной пись-менной заявки и гарантий на оплату выполнения работ. Работы по производству таких модерниза-ций на тепловозах выполнять при получении согласованной балансодержателем письменной заяв-ки и гарантий на оплату выполнения ремонтных работ.
При наличии опытных (нештатных) элементов конструкции и отсутствии разрешения ЦТ ОАО «РЖД» на их установку, либо отсутствия согласованных схем и чертежей упомянутых элементов, ремонтное предприятие восстанавливает схему, установленную для данного локомоти-ва заводом-изготовителем.
Тепловоз, требующий по своему состоянию среднего или капитального ремонта, но не достигший установленной нормы пробега, может быть направлен на ремонтный завод только с разрешения ЦТ ОАО «РЖД». Такое разрешение выдается дороге после представления в Дирекци-ях ОАО «РЖД» материала с указанием причин, вызвавших необходимость преждевременного на-правления тепловоза на ремонтный завод, и принятых мер по предупреждению подобных случаев.
Подачу неисправных тепловозов на СР или КР выполнять после согласования дорогой этого вопроса с ремонтным заводом.
На отремонтированные узлы, агрегаты и детали, установить гарантийные сроки согласно ЦТ—ЦТВР—409 (п. 1 приложения Б) и договорам на ремонт.
На используемые при ремонте покупные агрегаты, детали поставляемые заводами про-мышленности, а также на новые узлы, агрегаты и детали, изготовляемые на заводах, гарантийные сроки устанавливать в соответствии с ГОСТ и техническими условиями заводов-изготовителей.
Перечень основных конструктивных различий серий тепловозов приведена в таблице №1
Технические характери-стики
Серии тепловозов
2(3) ТЭ10УТ
2(3)ТЭ10МК (УК, УТК)
Род службы
магистральный, грузовой
магистральный, грузовой
Конструкционная ско-рость, км/ч
Нагрузка от оси на рельс,
Осевая формула
2(3 0 -3 0 )
2(3)(3 0 -3 0 )
4(3 0 -3 0 )
2(3)(3 0 -3 0 )
Тип тележки
челюстная шкворневая
бесчелюстная, шкворневая
Тип буксы
челюстная малогабаритная на роликовых подшипниках
с осевым упором
поводковая на роликовых подшипниках с упорным шарикоподшипником
Тип дизеля (обозначение по ГОСТ 4393)
10Д100 (10ДН20,7/2х25,4)
3Д70 (16ЧН25/27)
исп.3 (16ЧН26/26)
Продолжение таблица 1
Тип тягового генератора
ГП-311БМУ2
агрегат А714 У2
или ГП311Б
ГП-311БМУ2
ГП-311Б входит в 1А-9ДГ исп.3состав
или ЭД118Б
Тип двухмашинного агре-
б) передаточное число
одноступенчатый, цилиндрический с УЗК 10
одноступенчатый, цилиндрический с УЗК 10
Система смазки МОП
фитильная или польстерная
польстерная
польстерная или циркуляци-онная
польстерная или циркуляци-онная
польстерная или циркуляци-онная
циркуляционная
Система регулирования мощности дизель -генератора
Объединенный регулятор типа 10Д100
УСТА-75-02 с комплектом: преобразователь напряжения и тока ЭП2716 и преобразователь перемещений
Регулирование темпера-тур теплоносителей
Усовершенствованная система САТР
Контроллер
Типа ВК и КМ
Контроллер электронный унифицированный типа КМЭУ
Унифицирована с тепловозом 2ТЭ116
Кабина увеличенного объема, новый пульт управления, микропро-цессорная система безопасности и диагностики.
Водяная, масляная, топ-ливная система
Модернизированные системы водяная, масляная, топливная
Приводы вспомогатель-ного оборудования
Применены безшлицевые валы и эластичные муфты
1 Организация ремонта тепловозов серии ТЭ10
1.1 Взаимоотношения между Заказчиком и заводом по приемке тепловозов в ремонт ре-гулируются ЦТ–ЦТВР–409 (п. 1 приложения Б) и договорами отношениями между ОАО «РЖД» и ОАО « Желдорреммаш», и другими нормативными документами ОАО «РЖД».
Транспортировку тепловоза в ремонт на завод производить в соответствии с распо-ряжением № 1873р от 26 августа 2011 г (п. 53 приложения Б).
Ремонт тепловозов производить на специализированных позициях оборудованных необходимыми подъемно–транспортными средствами, технологической оснасткой и инструмен-том.
Порядок и последовательность ремонта тепловоза определять технологическими процессами и сетевыми графиками ремонта с учетом оптимального количества работающих, средств механизации и приспособлений.
Оборудование, применяемое при ремонте подвижного состава, должно соответство-вать требованиям ГОСТ 12.2.003 (п. 54 приложения Б).
Дефектацию и определение работ по ремонту узлов и деталей производить работни-ками отделов (бюро) по определению объема ремонта, мастерами и бригадирами ремонтных уча-стков.
Неразрушающий контроль деталей тепловоза на заводе производить в соответствии с РД–ЖДРМ–01–05 (п. 36 приложения Б).
При СР тепловоза выполнять следующие объемы ремонтных работ.
1.8.1 По дизелю и вспомогательному оборудованию:
полную разборку дизеля с проверкой, ремонтом и восстановлением изношенных и заменой негодных узлов и деталей;
проверку и восстановление постелей подшипников коленчатых и кулачковых валов, посадочных мест в блоке дизеля под цилиндровые гильзы, вертикальную передачу и толкатели топливных насосов;
шлифовку и полировку шеек коленчатых валов по размерам ремонтных градаций;
замену цилиндровых гильз, шатунных и коренных вкладышей, поршневых колец не-зависимо от состояния;
разборку и ремонт с восстановлением изношенных и заменой негодных деталей вер-тикальной передачи, антивибратора, шатунно-поршневой группы, топливной аппаратуры, турбо-компрессоров, масляных и водяных насосов и их эластичных приводов, механизма управления ди-зелем, регулятора частоты вращения дизеля, воздухоохладителя;
удаление разрушившегося лакокрасочного покрытия в местах, подверженных меха-ническим и другим видам повреждения;
восстановление антикоррозийных покрытий всех элементов кузова.
выкатку, очистку разборку, проверку и ремонт рамы тележки со снятием всего обо-рудования;
ремонт, сборку и обкатку колесно–моторного блока;
ремонт кожухов тягового редуктора;
полное освидетельствование и ремонт колесных пар в соответствии с действующей нормативно -технической документацией;
дефектацию, ремонт и сборку букс в соответствии действующей нормативно– технической документацией;
ремонт рессорного подвешивания с тарировкой цилиндрических пружин, заменой пружин, не удовлетворяющих требованиям чертежей и настоящего Руководства;
ремонт или замену на новые деталей тормозной рычажной передачи;
ремонт подвесок тяговых двигателей;
ремонт и восстановление или замену на новые деталей гасителей колебаний;
ремонт и восстановление или замену на новые деталей узла смазки гребней АГС8 (для тепловозов оборудованных гребнесмазывателями);
сборку и проверку тележек;
По электрическим аппаратам и электрической проводке:
снятие, очистка, разборка, ремонт, регулировка, проверка и испытание всех электри-ческих устройств и аппаратов, в том числе штепселей и розеток межсекционных соединений с за-меной негодных элементов аппаратов, шунтов, полупроводниковых элементов, датчиков, катушек и других деталей;
изношенных, более допустимых пределов, контактов электрических аппаратов;
замена негодной низковольтной и высоковольтной проводки ;
установка новых аккумуляторных батарей;
Разборка, очистка, ремонт и испытание всего тормозного оборудования, воз-душных резервуаров в соответствии с ЦТ–533 (п. 2 приложения Б) и ЦТ–ЦВ–ЦП–581(п. 6 прило-жения Б).
По оборудованию общего назначения:
ремонт и испытание автоматической локомотивной сигнализации, автостопов, при-боров бдительности, скоростемеров;
демонтаж и монтаж оборудования систем КЛУБ-У и автоведения.
Обслуживание и ремонт оборудования систем КЛУБ-У и автоведения производить в цен-трах (участках) технического обслуживания, имеющих право на производства периодических рег-ламентных работ и ремонт;
демонтаж, ремонт и монтаж оборудования унифицированного пульта управления.
Ремонт и проверку действия всех защитных устройств и контрольно измерительных при-боров, предусмотренных конструкторской документацией.
При среднем ремонте допустимо не снимать с тепловоза топливный бак, путе-очиститель, питательную и тормозную магистрали, магистраль вспомогательного тормоза, маги-страль блокировки тормозов.
При капитальном ремонте КР выполнять все работы, предусмотренные средним ре-монтом СР и дополнительно производить следующие работы:
замену внутренней обшивки кабины машиниста, тепло-и звукоизоляции в кабине машиниста, пола кабины машиниста независимо от состояния;
полную очистку от старой краски и ржавчины наружной поверхности кузова;
полную замену низковольтной и высоковольтной проводки на соответствующую требованиям Федерального закона № 123-ФЗ (п. 55 приложения Б);
очистку воздухопроводов с заменой негодных труб и соединений;
замену поршней дизеля;
снятие и ремонт топливного бака.
После СР и КР ремонта тепловоза выполнить регулировку нагрузки по осям и коле-
Периодичность технических обслуживаний и ремонтов тепловозов серии ТЭ10 и
его сборочных единиц не должна превышать пробегов, указанных в таблице 2.
Тепловозы всех ТЭ10 серий
Средний ремонт, тыс. км
Капитальный ре-монт, тыс. км
Тепловозы с дизелем 10Д100
Тепловозы с дизелем 1А-5Д49
На отремонтированные узлы, агрегаты и детали, устанавливаются гарантийные сро-ки согласно ЦТ-ЦТВР-409 (п. 1 приложения Б).
После подписания акта о приемке тепловоза в ремонт завод несет полную ответст-венность за его сохранность.
Детали и узлы снятые и предварительно очищенные хранить в специально оборудо-ванных местах. Запасные части и материалы, а также отремонтированные узлы и детали в склад-ских помещениях.
Материалы, применяемые при ремонте тепловозов должны соответствовать конст-рукторской документации и проектам ранее выполненной модернизации, а так же установленным стандартам и техническим условиям. Качество материалов и комплектующих изделий, применяе-мых при ремонте тепловозов, подвергать входному контролю в соответствии с ГОСТ 24297 (п. 100 приложения Б).
Представитель центра технического аудита – структурно подразделения ОАО
«РЖД» обязан проводить инспекционный и приемочный контроль в соответствии с «Перечнем тягового подвижного состава, деталей, узлов и технологических операций, подлежащих обяза-тельному инспекционному и приемочному контролю заводской локомотивной инспекции».
Техника безопасности и охрана труда
При СР и КР тепловозов необходимо соблюдать действующие «Правила по охране труда при ремонте подвижного состава и производстве запасных частей» и требования национальных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Вновь разрабатываемые и пересматриваемые технологические процессы и технологические инструкции, карты на ремонт отдельных узлов и агрегатов должны соответствовать в части требований безопасности ГОСТ 3.1120 (п. 101 приложения Б).
Устройство, содержание помещений заводов, а также организация и ведение технологических процессов по ремонту подвижного состава должно соответствовать действую-щим Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации и Правилам пожарной безопас-ности на железнодорожном транспорте.
Электрооборудование, а также оборудование и механизмы, которые могут ока-заться под напряжением (корпуса электрических машин, защитные кожухи рубильников и реоста-тов), должны быть заземлены.
При применении ручного пневматического и электрического инструмента вы-полнять требования санитарных норм при работе с инструментом, механизмами и оборудованием, создающим вибрацию, передаваемую на руки работающих.
Работы с пневматическим инструментом выполнять в виброзащитных рукави-цах и защитных очках. Подсоединение шланга к сети, инструменту и отсоединение производить только при закрытом вентиле на воздушной магистрали. Работа пневмоинструментом с пристав-ных лестниц запрещается.
Грузоподъемные механизмы, съемные грузозахватные приспособления экс-плуатировать и испытывать в соответствии с Правилами устройств и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин). На грузоподъемных кранах, машинах и механизмах должны быть нанесены регистрационные инвентарные номера, данные о грузоподъемности и даты испы-таний.
Домкраты должны иметь паспорт и инструкцию по эксплуатации.
Домкраты для подъема рамы (кузова) тепловоза установить на специальные бетонированные фундаменты. Высота подъема должна обеспечивать свободную выкатку тележек из–под кузова. При подъеме рамы (кузова) подвижного состава кранами установить раму на опо-ры, которые должны обеспечивать безопасность работы по низу кузова.
При эксплуатации средств оснащения ремонта и средств испытания соблюдать меры безопасности.
Требования безопасности при подготовке к ремонту подвижного состава:
при подаче тепловоза в цех нахождение людей на железнодорожных путях, в смот-ровых канавах, в проемах ворот, внутри передвигаемого тепловоза, на лестницах, подножках, а также на крышах передвигаемого тепловоза запрещается;
при вводе в цех завода тепловоз должен полностью поместиться внутри здания;
расстановка локомотивов в цехе должна обеспечивать безопасную выкатку тележек.
Требование безопасности при разборке (сборке) тепловоза:
перед снятием (установкой) узлов проверить грузозахватные приспособления, пра-вильность строповки и подготовленность узлов для снятия, а также места для их установки;
продувку электрических машин тепловоза производить в специальных камерах, оборудованных принудительной вентиляцией. Нахождение работников в специальной камере во время продувки запрещается;
выкатку тележек, колесно–моторного блока подъемку кузовов, дизель–генератора и главной рамы тепловоза производить под руководством ответственного лица (бригадира, мастера);
при выкатывании колесно–моторного блока запрещается находиться смотровой ка-
Требования безопасности при ремонте экипажной части тепловоза:
работами по подъему (опусканию) рам (кузовов) тепловоза должен руководить мас-
тер или бригадир, ответственный за безопасное производство работ;
запрещается находиться в кузове, на крыше и под главной рамой подвижного соста-ва при их подъеме (опускании) и выкатке (подкатке) тележек;
если в процессе подъема необходимо выполнить работы по отсоединению отдель-ных деталей на тележке под главной рамой, то подъем приостановить, подвести тумбы под глав-ную раму при использовании домкратов без предохранительных гаек и осуществить необходимые операции. После их выполнения произвести окончательный подъем кузова подвижного состава;
колесные пары в сборе с тележками и колесные пары, стоящие на железнодорожных путях в цехе, закрепить тормозными башмаками или деревянными клиньями.
перед перемещением подвижного состава прекратить работы по ремонту экипажной части на крыше, в кузовах, в смотровой канаве. Запретить нахождение работников в смотровой канаве.
при выкатке тепловоза из цеха экипажную часть и автосцепку подвижного состава полностью собрать;
все работы по кузову и крыше производить с передвижных и стационарных площа-
не допускается оставлять инструмент на крышах кузовов локомотива.
Требования безопасности при ремонте автосцепных устройств локомотива:
снятие автосцепных устройств с подвижного состава и их постановку производить с
помощью специальных подъемников или грузоподъемными кранами, оборудованными специаль-ными приспособлениями.
Требование безопасности при ремонте и испытании электрооборудования, микропроцессорной системы, управления подсистем диагностики:
испытания на электрическую прочность изоляции тепловозов проводить в соответ-ствии с Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, ГОСТ 12.3.019 (п. 56 приложения Б), методиками, программами испытаний, а так же быть выпол-нены требования безопасности по ГОСТ 12.2.056 (п. 57 приложения Б);
электрическое оборудование, агрегаты и их приводы должны иметь ограждения вращающихся узлов;
производство работ по испытанию и опробованию электрооборудования тепловоза под высоким напряжением осуществлять по специально разработанной на заводе инструкции, учитывающей особенности проведения испытания на испытательных станциях.
При разборке и сборке блока дизеля применять кантователь, оборудованный блокировкой, предохраняющей от поворота во время работы; стендовые испытания дизель -гене-ратора производить в отдельном помещении, звукоизолированном от пульта управления стендом и других помещений дизельного цеха.
Проведение ремонтных работ, замену узлов и деталей подключение внешних электрических цепей производить при остановленном дизель -генераторе и отключенном напряже-нии питания.
Во время обкатки колёсно -моторного блока тяговую зубчатую передачу за-крыть кожухом, а место обкатки оградить.
Спрессовку шестерен, снятие подшипников качения узлов и агрегатов теплово-за производить с помощью специальных прессов и приспособлений.
Требования безопасности при выполнении сварочных работ:
баллоны со сжатыми газами, их эксплуатация, транспортирование и хранение долж-ны соответствовать требованиям Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, рабо-тающих под давлением;
сварочные работы выполнять сварщиками, выдержавшими испытания в соответст-вии с Правилами аттестации сварщиков, имеющими удостоверение установленного образца.
при выполнении сварочных работ сварщики и работники, производящие работы с ними обязаны быть в спецодежде, спецобуви и применять другие средства индивидуальной защи-ты и предохранительные приспособления (защитные очки, щитки) в зависимости от вида сварки и условий ее применения;
не допускать производство сварочных работы вблизи легковоспламеняющихся и ог-неопасных материалов, а также на расстоянии менее 5 м от свежеокрашенных мест на локомотиве;
не допускать хранение на сварочном участке керосина, бензина и других легковос-пламеняющихся материалов;
сварочные провода от источника тока до рабочего места сварщика защитить от ме-ханических повреждений. Запрещено использовать в качестве обратного провода рельс.
заземлить корпус стационарной или передвижной сварочной машины, трансформа-тора, а также свариваемую деталь во все время выполнения сварочных работ;
для предупреждения воздействия сварочной дуги на другие рабочие места, места выполнения сварки оградить переносными ширмами, щитами или специальными шторами высо-той не менее 1,8 м;
Требования безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей:
при транспортировке ящиков с элементами аккумуляторной батареи применять гру-зозахватное приспособление, обеспечивающее надежный захват;
пробки заливочных отверстий аккумуляторных банок при транспортировке должны быть завернуты;
необходимо соблюдать осторожность во время крепления перемычек аккумулятор-ных батарей торцовыми ключами;
ручки торцовых ключей изолировать;
класть инструмент и металлические детали на батареи запрещается;
при соединении перемычек и осмотре аккумуляторной батареи непосредственно на тепловозе применять переносные электрические светильники напряжением не выше 12 В, обору-дованные неметаллической арматурой. Подводящие провода заключить в резиновые шланги.
Требование безопасности при испытании тепловозов:
реостатные испытания тепловозов производить в отдельном звукоизолированном помещении или на открытой площадке с управлением из закрытой, отапливаемой и вентилируе-мой кабины для обслуживающего персонала. Кабели и измерительные приборы подключать при остановленном дизеле и отключенной аккумуляторной батарее. Условием начала реостатных ис-
пытаний считать окончание всех ремонтных работ. Все работы связанные с регулировкой элек-трических аппаратов и настройкой электрической схемы, а также устранением всех обнаруженных неисправностей производить при остановленном дизеле, отключенном рубильнике аккумулятор-ной батареи. Вскрывать люки дизеля можно только через 10 мин после его остановки;
Требования безопасности при обкатке тепловозов:
тепловоз на обкаточные испытания отправлять полностью отремонтированным, проверенным и удовлетворяющим Правилам технической эксплуатации железных дорог Россий-ской Федерации;
обкаточные испытания тепловозов проводить работниками, имеющими право управления тепловозом и прошедшие проверку знаний в соответствии с приказом. N 28Ц (п. 58 приложения Б);
не допускать лиц, не причастных к обкаточным испытаниям, на тепловоз;
прежде чем привести в движение тепловоз, машинист убеждается, что его помощ-ник и лица, присутствующие при обкатке тепловоза, находятся на локомотиве и железнодорожный путь следования свободен;
при движении запретить находиться на крыше, подножках и других наружных час-тях, входить и выходить на ходу локомотива;
приступать к осмотру ходовых частей экипажной части тепловоза в период обкатки следует только после полной его остановки, убедившись в том, что локомотив заторможен. При осмотре локомотива запрещается выходить за пределы середины междупутья;
при порче в пути каких–либо приборов, находящихся под давлением, изломе кранов, разрыве трубок необходимо немедленно отключить неисправный прибор от источника питания.
Требования безопасности при выполнении окрасочных работ:
все производственные процессы, связанные с окраской локомотива и его деталей, выполнять с соблюдением Правил техники безопасности и производственной санитарии для окра-сочных цехов и участков предприятий железнодорожного транспорта, Межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах, Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и ГОСТ 12.3.005 (п. 59 при-ложения Б);
работы, связанные с окраской локомотива, производить в малярных участках или отделениях, а в случае их отсутствия -на позициях, оборудованных приточно -вытяжной венти-ляцией и противопожарными устройствами или на открытом воздухе при температуре не ниже плюс 5 °С;
очистку поверхности ручным или механизированным инструментом следует произ-водить в местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией;
нанесение трафаретов допускается производить с приставных лестниц.
Источник