Средний ремонт воздушных линий

Техническое обслуживание и ремонт воздушных линий

На сети дорог существует два метода организации технического обслуживания и ремонта воздушных линий: околотковый и индустриальный.

При околотковом методе техническое обслуживание и текущий ремонт линейных сооружений воздушных линий выполняют электромеханики и электромонтеры в пределах своего околотка, а средний и капитальный ремонт и другие трудоемкие работы — работники аварийно-восстановительной связи и персонал дистанции контактной сети.

При индустриальном методе техническое обслуживание и текущий ремонт линейных сооружений осуществляют бригады воздушных линий линейного производственного участка (ЛПУ); средний и капитальный ремонт, а также трудоемкие работы по текущему ремонту и восстановительные работы при ликвидации последствий аварий проводит бригада аварийно-восстановительной летучки производственной базы технического обслуживания дистанции (ПБТО), а также специализированные бригады участков энергоснабжения и энергомонтажных поездов.

На воздушных линиях выполняют техническое обслуживание и текущий ремонт, средний и капитальный ремонт. В зависимости от местных условий средний ремонт проводят один раз в 3-5 лет, а капитальный-один раз в 12 лет.

К работам, выполняемым во время технического обслуживания и текущего ремонта, относится ежемесячный осмотр линии и кабельных вставок. При осмотре следует проверять состояние опор железобетонных и других оснований, кабельных шкафов, устройств каскадной защиты, арматуры, проводов, высоту их подвески, отсутствие касания проводов с деревьями и другими предметами и обнаруженные дефекты устранять. Воздушную линию обязательно осматривают после грозы, гололеда, наводнения, бури и других стихийных бедствий, которые могут вызвать повреждение линии.

На высоковольтных линиях СЦБ при текущем обслуживании линию осматривают с земли, не отключая напряжение с высоковольтной цепи. Один раз в год при отключенном напряжении влезают на опоры для осмотра и ремонта следующего оборудования: линейных трансформаторов (проверяют трансформаторное масло), трехполюсных разъединителей, разрядников, предохранителей-разъединителей, заземляющих проводов и др.

При среднем ремонте воздушной линии выполняют такие работы: замена негодных опор, железобетонных приставок и подпор в среднем до 20%; приведение местоположения отдельных опор в соответствие с требованиями габарита; подрезка ветвей деревьев и расчистка просек от кустарника; замена негодных хомутов на опорах; дополни тельное укрепление опор; ремонт и устройство молниеотводов; возобновление нумерации опор; ремонт, выправка, укрепление и замена негодной арматуры; чистка и замена негодных изоляторов; приведение к норме габаритов и при необходимости замена проводов на переходах, пересечениях; регулирование проводов; замена негодных вязок; устройство рессорных вязок в районах вибрации; ремонт вводов с установкой вводных изоляторов; проверка заземлений и доведение их до нормы; проверка и исправление паспортов линии; корректировка существующих скрещиваний проводов; ремонт кабельных вставок и кабельных опор.

Объем работ при капитальном ремонте планируют на основании осеннего обследования линии и корректируют весной, перед началом ремонта, обычно выполняемого в период с марта по ноябрь.

При капитальном ремонте проводят следующие работы: сплошную регулировку проводов; замену изоляторов, не соответствующих диаметру проводов; замену проводов и тросов, не отвечающих электрическим нормам или не обеспечивающих нормальной механической прочности; сплошную замену негодной арматуры (траверс, крюков, кронштейнов, накладок и др.); переустройство линий с крюкового профиля на траверсный; до 60% замену опор (сложных опор, приставок, подпор); укрепление опор железобетонными приставками; замену деревянных опор железобетонными; вырубку и расширение просек; переустройство столбовых линий на стоечные; сплошную перекладку проводов на стоечных линиях; спрямление трассы линий; приведение габаритов проводов и характеристик цепей к нормам; прокладку кабеля на отдельных участках и другие трудоемкие работы.

Во время текущего ремонта высоковольтных устройств электроснабжения СЦБ (свыше 220 В) заменяют и восстанавливают отдельные элементы устройств электроснабжения и регулируют их. Текущий ремонт выполняет персонал дистанции контактной сети или района электрических сетей.

Капитальный ремонт включает в себя все работы по замене и ремонту высоковольтных устройств электроснабжения СЦБ. Он предусматривает полное восстановление первоначальной технической характеристики устройств с учетом необходимой модернизации для повышения надежности работы.

Читайте также:  Ремонт переднего бампера ниссан кашкай

Необходимо, чтобы капитальный ремонт ВЛ СЦБ выполняли специализированные бригады участков энергоснабжения и энергомонтажных поездов и персонал дистанции контактной сети или района электрических сетей по результатам контрольных осмотров линий.

Подготовка воздушных линий к работе в зимних условиях, борьба с гололедом. Для безаварийной работы воздушных линий в зимних условиях еще осенью эксплуатационный штат дистанции и околотков проводит ряд профилактических мероприятий и подготовительных работ к работе в зимних условиях. Если летом капитального ремонта воздушных линий не было, то подготовку их к работе в зимних уеловиях осуществляют во время текущего (планово-предупредительного) ремонта.

В первую очередь выявляют и заменяют все сильно подгнившие опоры, которые могут не выдержать нагрузки при образовании льда на проводах, проверяют надежность укрепления угловых опор. Заменяют провода, не обеспечивающие требуемую механическую прочность вследствие износа или коррозии. На дистанциях сигнализации и связи проверяют наличие шестов для оббивки льда. Перед началом гололедного сезона шесты развозят по трассе воздушной линии и привязывают к опорам (один-два шеста на 1 км линии).

Дистанции сигнализации и связи получают от метеорологических станций предупреждение о возможности появления на проводах воздушных линий льда. Оббивку льда с проводов шестами начинают тогда, когда толщина стенки льда на проводе превысит 5 мм и если гололедным отложениям сопутствует ветер. Если оббивка льда с земли при помощи шестов не дает результата, то рабочие, умеющие пользоваться когтями, влезают на опоры и оббивают лед ударами палок по проводам.

При возникновении на каком-либо участке разрушения линии немедленно приступают к ее восстановлению, а к месту аварии направляют аварийно-восстановительную летучку.

В случае повреждения линий СЦБ и связи их восстанавливают в такой последовательности: провода поездной диспетчерской связи; провода путевой блокировки, энергодиспетчерской связи, поездной межстанционной и стрелочной связи; провода телеуправления устройствами электроснабжения: провода магистральной связи, остальные провода СЦБ и связи.

При значительных разрушениях для быстрейшего восстановления действия воздушных цепей связи и сигнализации допускается устройство временных вставок в провода этих цепей из полевого или шлангового кабеля, использование сломанных опор, выполняя их осадку и временное скрепление с оставшимся в земле комлем или установку на подпорках.

На прямых участках линии можно устанавливать промежуточные опоры через одну, а также использовать для прикрепления проводов подходящие для этого предметы (деревья, стены зданий и т. п.) с соблюдением габаритов приближения проводов к железнодорожному полотну.

После временного восстановления линии немедленно приступают к ее капитальному восстановлению с соблюдением всех правил и технических требований.

Паспортизация воздушных линий. На каждую воздушную линию, находящуюся в эксплуатации, составляют технический паспорт, состоящий из схемы трассы линий, профилей опор по перегонам и ряда ведомостей. На схеме трассы воздушной линии связи, привязанной к полотну железной дороги, кроме паспортизируемой линии, наносят другие линии связи, ВЛ и ВСЛ СЦБ, идущие параллельно, а также прочие линии сильного тока, указывают все пересечения с линиями связи и сильного тока. Кроме того, на схему наносят характер местности, по которой проходит трасса (лес, кустарник, болота), населенные пункты, пересекаемые реки и места пересечения трассой переездов и автомобильных дорог.

Для каждого перегона составляют ведомость, содержащую следующие сведения об опорах: номер, год установки или замены, порода древесины и способ пропитки деревянных опор, тип железобетонных, высота надземной части, вид опор (промежуточная, угловая, контрольная и т. п.) и способ их укрепления. Ведомость дополняют чертежами профилей опор на перегоне с указанием номеров цепей и проводов.

Кроме этого, составляют ведомость, содержащую сведения о цепях, подвешенных на опорах, с указанием номеров цепей и проводов, их назначения, материала и года подвески, протяженности цепей и индексов скрещивания проводов телефонных цепей по секциям. В дополнение к индексам скрещивания изготавливают чертежи схем скрещивания. При наличии на воздушной линии кабельных вводов и вставок они также подлежат паспортизации с указанием марки кабеля, его емкости, диаметра жил, длины и года его прокладки.

Читайте также:  Перегрев тормозных дисков ремонт

Ежегодно при годовом контрольном осмотре линии в ее паспорт вносят все необходимые изменения (замена опор и проводов, подвеска новых цепей, устройство новых ответвлений и т. п.).

Источник

Ремонт воздушных линий электропередачи

Эксплуатация воздушных линий электропередачи включает техническое обслуживание (эксплуатационное обслуживание), капитальный ремонт и работы, связанные с ликвидацией аварийных повреждений на ВЛ.

Затраты труда по названным видам работ распределяются следующим образом: аварийно-восстановительные работы — 0,3 — 1,2 % (всех затрат труда), техническое обслуживание — 9,5 — 12,6%, капитальный ремонт 86,4 — 89,5%.

Техническое обслуживание и капитальный ремонт являются основными условиями, обеспечивающими нормальную, безаварийную работу воздушных линий электропередачи. Эти работы плановые и составляют приблизительно 99 % всех затрат труда ремонтно-эксплуатационного персонала. В структуре затрат труда по разделу капитальные ремонты основная доля приходится на расчистку трасс и замену дефектных изоляторов.

Доля затрат труда по расчистке трасс составляет около 45 % всего объема работ по капитальному ремонту. По объему затраты труда на эти работы растут быстрее, чем увеличивается протяженность обслуживаемых линий. Вызвано это тем, что трассы вновь введенных и вводимых в настоящее время в эксплуатацию ВЛ (около 30 %) проходят по лесистой местности.

Сроки проведения текущего и капитального ремонта ВЛ

Текущий ремонт воздушных линий электропередачи проводится ежегодно. Объем выполняемых работ включает: ремонт и выправку опор, замену поврежденных изоляторов, перетяжку отдельных участков сети, проверку трубчатых разрядников, вырубку разросшихся деревьев. При капитальном ремонте проводится плановая замена опор, перетяжка и выправка линий, замена неисправной арматуры. Капитальный ремонт низковольтных воздушных линий проводится один раз в 10 лет.

Для устранения дефектов, обнаруженных при осмотрах, составляется график отключения воздушных линий электропередачи для проведения ремонта.

Ремонт деревянных опор

При эксплуатации воздушных линий электропередачи наблюдаются отклонения опор от вертикального положения. С течением времени величина наклона увеличивается и опора может упасть. Для восстановления нормального положения опоры используется лебедка. После правки почву вокруг опоры хорошо утрамбовывают. Если опора наклонилась в результате ослабления бандажа, производят его подтяжку.

Расположенные в земле деревянные части пасынка (опоры) подвергаются сравнительно быстрому загниванию. Для продления срока службы в местах повреждения устанавливают антисептические бандажи. Перед наложением бандажа участок древесины очищают от гнили, затем кистью наносят антисептическую пасту слоем 3 — 5 мм и накладывают ленту из синтетической пленки или рубероида, которую фиксируют с помощью гвоздей, а верхний обрез обвязывают проволокой диаметром 1 — 2 мм.

Другая технология работ предусматривает заготовку гидроизоляционных листов с заранее наложенным антисептиком и последующую установку их на пораженное место.

В настоящее время часто практикуют замену поврежденных деревянных пасынков на железобетонные. Если меняют пасынок при хорошем состоянии остальной части опоры, то такую работу выполняют без снятия напряжения. Новый пасынок устанавливают с противоположной стороны (по отношению к старому пасынку), а старый удаляют.

Ремонт железобетонных опор

Выправку одностоечных железобетонных опор осуществляют с помощью телескопической вышки.

Различают следующие дефекты железобетонных опор: поперечные трещины, раковины, щели, пятна на бетоне.

При наличии поперечных трещин в зависимости от типа опоры производят окраску поверхности бетона в зоне трещин, заделку их полимерцементным раствором, установку бандажей и замену опор. Перед проведением покраски поверхность промывают растворителем, затем грунтуют слоем лака марки ХСЛ и покрывают смесью лака с цементом (в отношении 1:1 по массе).

После сушки наносят слой перхлорвиниловой эмали ХВ-1100. Для приготовления полимерцементного раствора первоначально смешивают цемент с песком (цемент марки 400 или 500 с песком в пропорции 1:2), затем добавляют 5 % полимерную эмульсию. Полученную массу перемешивают и вмазывают в поврежденное место. Через 1 час заплату смачивают водным раствором эмульсии.

Читайте также:  Как отразить ремонт хозяйственным способом

При ширине трещины более 0,6 мм, наличии раковин или отверстий площадью до 25 см2 устанавливают бандаж. Поврежденное место зачищают, размещают вертикальный или горизонтальный стальной каркас (сталь диаметром до 16 мм), делают опалубку и заливают бетоном. Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона.

При наличии продольных трещин длиной более 3 м на всей поверхности бетона, раковин или отверстий площадью более 25 см 2 производится замена опоры.

Чистка и замена изоляторов при ремонте воздушных линий электропередачи

Чистка изоляторов может производиться на отключенной воздушной линии электропередачи протиркой вручную или на линии под напряжением путем обмыва изоляторов струей воды. Для обмыва изоляторов используется телескопическая вышка, в которой устанавливается вспомогательная стойка для ствола с насадкой, по которому под давлением поступает вода. Вода привозится в цистерне. Работу выполняют специально обученные лица.

Замена неисправных изоляторов осуществляется без опускания или с опусканием провода. На воздушной линии, где масса провода небольшая, используется телескопическая вышка и провод не опускают.

После демонтажа вязок специальным ключом старый изолятор снимают со штыря, заменяют полиэтиленовый колпачок. Перед установкой нового колпачка его предварительно нагревают в горячей воде при температуре 85 — 90° С. Затем ударами деревянного молотка насаживают на крюк, устанавливают изолятор, закрепляют провода.

Регулировка стрел провеса проводов

Указанная операция проводится путем вставки или вырезки части провода. Перед началом работы расчетом определяют длину вставки (вырезки). Затем отключают напряжение, на одной из анкерных опор провод отсоединяют и опускают на землю, разрезают, делают вставку, снова натягивают. Если длина вставки (вырезки) небольшая (0,2 — 0,6 м), регулировку стрел провеса производят за счет изменения крепления проводов на анкерных опорах.

В сетях 0,38 — 10 кВ такая работа обычно выполняется в летнее время, причем стрела провеса устанавливается «на глазок». Это нежелательно. Указанная регулировка может привести к обрыву проводов в зимнее время.

При сравнительно небольшом повреждении проводов (3 — 5 проволок из 19) оборванные жилы скручивают и накладывают бандаж, либо ремонтную муфту. При этом вырезка участка провода не производится.

Ремонтная муфта представляет собой разрезанный вдоль овальный соединитель. При монтаже края разреза разводят, муфту надевают на поврежденный участок и опрессовывают с помощью прессов МГП-12, МИ-2. Длина муфты зависит от размеров поврежденного участка.

При большом числе оборванных жил производится замена дефектных участков провода. Отрезок нового провода должен иметь то же направление свивки, что ремонтируемый. Длина вставки берется от 5 до 10 м в зависимости от сечения провода. При ремонте используется телескопическая вышка, провод опускается на землю.

Наиболее распространенные способы соединения вставок с основным проводом — использование овальных соединителей с последующим их обжатием или скручиванием.

Для ремонта проводов воздушной линии электропередачи применяется также сварка с помощью термитных патронов. К работам по сварке допускаются лица, прошедшие обучение и могущие выполнять эту операцию самостоятельно.

Очистка трассы воздушной линии

Очистка трассы выполняется с целью исключения аварий из-за падения деревьев на провода, перекрытия линий ветвями подрастающих деревьев, для защиты от пожаров. Кроме этого работы на трассе проводятся для защиты сельскохозяйственных угодий от сорной растительности.

Мероприятия по очистке трассы воздушной линии планируются. Используются ручная, механическая и химическая виды очистки. На трассах воздушных линий 0,38 — 10 кВ преимущественно проводится ручная очистка.

Работу выполняет специально подготовленная бригада. Лица моложе 18 лет к вырубке и валке деревьев не допускаются. Обычно на место работы при большом ее объеме вывозится передвижной вагончик.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:

Источник

Оцените статью