Билет №12
№1. Понятие о техническом обслуживании и ремонте станков-качалок.
В начале эксплуатации станка-качалки необходим контроль за состоянием сборки, крепления подшипников, затяжки кривошипных и верхних пальцев на шатуне, а также за уравновешиванием, натяжением ремней и отсутствием течи масла в редукторе и т.п. Кроме того, следует проверять соответствие мощности и скорости вращения вала электродвигателя установленному режиму работы станка. При подключении электродвигателя необходимо, чтобы кривошипы вращались по стрелке, указанной на редукторе.
В процессе эксплуатации следует регулярно проверять и смазывать узлы станка-качалки и редуктора в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
После пуска в эксплуатацию нового редуктора через 10-15 сут необходимо вылить из него масло и промыть керосином или соляровым маслом для удаления частиц металла. Наличие масла в редукторе проверяют через контрольные клапаны или щупом.
Для повышения срока службы механизмов станка-качалки и улучшения энергетических показателей установки особое внимание необходимо уделять уравновешиванию. В редукторных станках-качалках для уравновешивания используются противовесы, установленные на кривошипе и балансире. Их поставляют со станком-качалкой. При кривошипном уравновешивании устанавливают от одного до четырех грузов на каждом кривошипе. Правильность уравновешивания проверяется замером тока электродвигателя на всех режимах откачки с помощью ампер-клещей.
В процессе эксплуатации станков-качалок возможны внеплановые ремонты, вызванные отказами и авариями. Ремонты станков-качалок подразделяются на два вида: текущий и капитальный.
— Текущий ремонт — проверяют состояние станка-качалки и при необходимости заменяют канатные подвески, головки балансира, серьги, шатуны, тормозной шкив и ленты, подшипники, втулки и пальцы, оси; крепежные и стопорные детали, смазку, исправляют погнутости; ликвидируют трещины и отколы; ремонтируют рамы, лестницы и ограждения; проверяют фиксаторы головки; регулируют СК и при необходимости его красят. Ремонт завершается уравновешиванием станка-качалки.
— Капитальный ремонт кроме работ, перечисленных при текущем ремонте, предусматривает полную разборку узлов и их ремонт.
Капитальный ремонт станков-качалок выполняется специализированными ремонтно-монтажными бригадами по узловому методу.
Период работы оборудования между любыми очередными плановыми работами, называется межремонтным периодом (МРП). Для станков-качалок его продолжительность по текущему ремонту равна 2750 ч.
№2. Назначение и устройство поршневых и плунжерных насосов.
Прокачку бурового раствора и других жидкостей в циркуляционной системе буровой обеспечивают насосы поршневого или плунжерного типов. Рассмотрим принципиальную схему и принцип действия простейшего насоса – одноцилиндрового, одинарного действия. Разумеется, в практике такой насос, а тем более на буровой, не встречается, однако изучение его устройства и принципа действия поможет изучить более сложный насос.
На рис. 2 приведена принципиальная схема одноцилиндрового поршневого приводного насоса простого действия. Детали, отмеченные позициями с 1 по 8, относятся к гидравлической части насоса, а с 10 по 15 – к приводной. Шток насоса 9 служит связующим звеном между приводной и гидравлической частями насоса. Приводная часть обеспечивает преобразование вращательного движения в возвратно-поступательное перемещение поршня или плунжера за счет кривошипно-шатунного механизма.
Рис. 2. Принципиальная схема одноцилиндрового поршневого насоса простого (или одинарного) действия. 1–патрубок входной; 2–клапан всасывающий; 3–крышка клапанной коробки; 4–клапан нагнетательный; 5–патрубок выходной; 6–пневмокомпенсатор; 7–поршень; 8–цилиндр; 9–шток; 10–крейцкопф; 11–шатун; 12–ведущее колесо; 13–кривошип; 14–ведомое колесо; 15–корпус; 16–приемный резервуар.
№3.Способы перфорации скважин, их сравнительная характеристика.
После того как обсадные трубы спущены в скважину и зацементированы, против продуктивной части пласта при помощи перфораторов делают отверстия в эксплуатационной колонне и цементном камне для соединения продуктивной части пласта с забоем скважины. Эта операция называется перфорацией. Применяются различные методы перфорации скважин: пулевая, торпедная, кумулятивная и гидропескоструйная.
1)Пулевой перфоратор (ПП) представляет собой трубу длиной 1 м и диаметром 100 мм, которая заряжается спрессованным порохом и 10 стальными пулями. На каротажном кабеле пулевой перфоратор спускают в скважину, заполненную глинистым раствором, устанавливают против заданного интервала продуктивного пласта и делают выстрелы. Глубина отверстий в породе не превышает 5-7 см.
2)Торпедный перфоратор (ТП). осуществляется аппаратами, спускаемыми на кабеле и стреляющими разрывными снарядами диаметром 22 мм. Аппарат состоит из секций, в каждой из которых имеется по два горизонтальных ствола. Снаряд снабжен детонатором накольного тина. При остановке снаряда происходит взрыв внутреннего заряда и растрескивание окружающей горной породы. Глубина каналов, по данным испытаний, составляет 100-160 мм, диаметр канала 22 мм.
3)В настоящее время в основном применяют кумулятивную перфорацию (ПК). Кумулятивные перфораторы имеют заряды с конусной выемкой, которые позволяют фокусировать взрывные потоки газов и направлять их с большой скоростью перпендикулярно к стенкам скважины. В кумулятивный перфоратор вставляют шашку из спрессованного порошкообразного взрывчатого вещества, которая имеет конусную выемку, облицованную металлической плашкой.
Кумулятивная перфорация осуществляется стреляющими перфораторами, не имеющими пуль или снарядов. Прострел колонны, цементного камня и породы достигается за счет сфокусированного взрыва. Такая фокусировка обусловлена конической формой поверхности заряда взрывчатого вещества (ВВ), облицованной тонким металлическим покрытием (листовая медь толщиной 0.6 мм). Кумулятивная струя имеет скорость в головной части до 6-8 км/с и создает давление 3-5 тыс. мПа. При выстреле кумулятивным зарядом в колонне и цементном камне образуется узкий перфорационный канал глубиной до 350 мм и диаметром в средней части 8-14 мм.
4)На нефтяных промыслах применяют также гидропескоструйный перфоратор (ГПП). Он состоит из толстостенного корпуса, в который ввинчивается до десяти насадок из абразивно-стойкого материала (керамики, твердых сплавов) диаметрами отверстий 3-6 мм. Гидропескоструйный перфоратор спускают в скважину на насосно-компрессорных трубах. Перед проведением перфорации скважины с поверхности в НКТ бросают шар, который перекрывает сквозное отверстие перфоратора. Нагнетаемая жидкость с песком выходит только через насадки. При выходе из насадок развиваются огромные скорости абразивной струи. В результате за короткое время пробиваются отверстия в обсадных трубах, цементном камне и породе, ствол скважины соединяется с продуктивным пластом. При гидропескоструйной перфорации на устье скважины создается давление до 40 мПа. Темп прокачки жидкости с песком составляет 3-4 л/с на одну насадку. При этом объемная скорость струи в насадке достигает 200-300 м 3 /сут, а перепад давления 18-22 мПа. Продолжительность перфорации одного интервала — 15-20 минут.
№4. Освобождение пострадавших от действия эл тока
1) Убрать травмирующий фактор, т.е. отключить ток, напряжение. Если нет возможности его отключить и пострадавший находиться под воздействием огромного количества вольтов, то постараться с разбегу оттолкнуть от электротока. Определить в каком состоянии чел. Сделать ПМП, исскуственное дыхание.
2) Нельзя брать за голое тело, перчатками или ещё чем то оторвать чел от источника.
№5. Защитные средства органов дыхания
1) Фильтрующие(если в воздухе есть вредные вещ ва, их конц-ия менее 18%)
-противоаэрозольные -противогазовые -противоаэрозольногазовые
Представляет собой маску или полу маску, фильтрующие , могут быть с клапнами или без. Респираторы РУ-60-Н с фильтрами, А – от органич в-в, В – кислые газы, пары кислот; РПГ -67 – может работать с ядохимикатами.
2) Изолирующие – противогазы(при 0,5% вредных в-в)
Размеры в см: 0-93см, 1 — 93-95см, 2 – 95-99см, 3 – 99-103см, 4 – свыше 103 см
КД(серый) – от аммиака, сероводорода БКМ – от кислых паров
Источник
Ремонт станков-качалок
Надежность и долговечность станков-качалок достигается за счет своевременного их технического обслуживания и проведения плановых ремонтов. В процессе эксплуатации станков-качалок возможны и внеплановые ремонты, вызванные отказами и авариями.
Ремонты станков-качалок подразделяются на два вида: текущий и капитальный.
Текущий ремонт должен обеспечивать работоспособность станков-качалок до их капитального ремонта. При текущем ремонте проверяют состояние станка-качалки. При необходимости заменяют: канатную подвеску, шатуны, тормозной шкив и ленты, исправляют погнутости, ремонтируют раму, лестницы и ограждения, проверяют и регулируют соосность соединений кривошипов с шатунами, заменяют изношенные ремни и регулируют их натяжение, проверяют фиксаторы головки, заменяют при износе крепежные и стопорные детали, меняют смазку, регулируют станок-качалку и при необходимости его красят. Ремонт завершается уравновешиванием станка-качалки.
При текущем ремонте редуктора станка-качалки его частично разбирают. Проверяют состояние валов, вала-шестерни, шкива, крышек подшипников; проверяют и при необходимости заменяют изношенные подшипники; регулируют осевой зазор подшипников качения; заменяют изношенные манжеты, уплотнительные кольца, прокладки; исправляют шпоночные пазы валов и зачищают зубья шестерен; заменяют изношенные крепежные и стопорные детали; после сборки и смены смазки регулируют легкость вращения редуктора.
Капитальный ремонт. Кроме работ, перечисленных при текущем ремонте, предусматривает полную разборку узлов и их ремонт. Восстанавливают или заменяют пришедшие в негодность основные узлы и детали СК; полностью разбирают и ремонтируют редуктор. При капитальном ремонте редуктора основными работами являются реставрация или смена валов и зубчатых колес с последующей обкаткой отремонтированного редуктора вхолостую и на максимально допустимых нагрузках.
Капитальный ремонт станков-качалок, восстанавливающий технические данные до паспортных, выполняется специализированными ремонтно-монтаж-ными бригадами по методу узлового ремонта. При этом узел, включающий негодные детали, заменяют новым или отремонтированным. Замененный узел передают на ремонтную базу для восстановления. Такая замена в существующих типах станков-качалок возможна, так как присоединительные и посадочные размеры выполняют в пределах допусков, а сами детали и узлы взаимозаменяемы.
Критерии отбраковки и рекомендации по ремонту корпуса подшипника опоры балансира
Наименование дефектов, номинальные, и предельные размеры, способ установления дефектов и контрольный инструмент
1. Трещины (внешний осмотр) Браковать
Рекомендуемый способ ремонта
2. Износ поверхности по диаметру D1 (нутромер) | Ремонтировать при размере более допустимого наплавкой или хромированием с последующей обработкой до номинального размера. | |
Станок-качалка | D1 | |
Номинальный размер | Допустимый размер без ремонта | |
СКН5,6СК, 11Р9, СКД8, ПШГН8 | 215 Н7(+0,46) | 215,072 |
7СК, СКН10 | 280 Н7(+0,052) | 280,081 |
11Р12 | 240 Н7(+0,046) | 240,072 |
3. Забитость, смятие резьбы М16х2 (внешний осмотр, резьбовой калибр)
Ремонтировать перенарезанием резьбы на ремонтный размер М18х2
ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ НАСОСА ТИПА ЦНС
Насос центробежный многоступенчатый секционного типа с односторонним последовательным расположением ступеней и автоматическим уравновешиванием осевого усилия ротора разгрузочным устройством. Концевые уплотнения ротора насоса могут быть сальниковыми или торцевыми. Насос приводится в действие от электродвигателя через зубчатую муфту.
Базовыми деталями насоса (рисунок 1) являются входная 1 и напорная 8 крышки со всасывающим и нагнетательными патрубками соответственно. Между которыми располагаются секции проточной части. В крышках на подшипниках скольжения 15 и 10 установлен ротор 12, уплотнения концевые переднее 13 и заднее 9.
Секции проточной части центрируются между собой на заточках и стягиваются шпильками 16. Герметичность стыков обеспечивается «металлическим» контактом уплотнительных поясков крышек и секций. Дополнительно в стыках установлены уплотнительные резиновые кольца 17. Каждая секция состоит из корпусов ступеней 6, 7, направляющих аппаратов 3, 5 рабочего колес 2, 4 и стальных уплотнительных колец 18.
Насос опирается на плиту четырьмя лапами с помощью болтов.
Гидравлическое усилие, действующее на ротор воспринимается гидравлической пятой, установленной в напорной крышке насоса. Основными деталями гидравлической пяты являются втулка пяты 19, закреплённой неподвижно в напорной крышке и разгрузочный диск 20, установленный на валу ротора. Подшипник 11 предназначен для восприятия осевого усилия, направленного в сторону нагнетания при запуске насоса.
Более детально основные части и узлы насосов показаны на рисунках 2 (проточная часть), 3 (опорный подшипник скольжения), 4 (концевое сальниковое уплотнение), 5 (торцевое уплотнение), 6 (разгрузочное устройство ротора).
Проточная часть (рисунок 2). В секциях 4, 6, 12 по напряжённой посадке установлены направляющие аппараты 3, 7, 11. От проворота направляющие аппараты стопорятся в секциях штифтами. Рабочие колёса 1, 8, 9, насажены на вал по скользящей посадке и уплотняются в секциях стальными уплотнительными кольцами 2 и 5. Принцип уплотнения щелевой и лабиринтный.
1 — колесо рабочее первой ступени; 2 — кольцо уплотнительное; 3 — аппарат направляющий первой ступени; 4 — секция первой ступени; 5 — кольцо уплотнительное; 6 — секция промежуточной ступени; 7 — аппарат направляющий промежуточной ступени; 8 — колесо рабочее промежуточной ступени; 9 — колесо рабочее последней ступени; 10 — кольцо уплотнительное; 11 — аппарат направляющий последней ступени; 12 — секция последней отупении.
Рисунок 2 — Насос центробежный типа ЦШ 180 М (проточная часть).
Опоры ротора (рисунок 3). Опорами ротора служат подшипника скльжения с принудительной смазкой. Вкладыши подшипников 3 стальные, залитые баббитом имеют цилиндрическую посадку в корпусе 5 подшипника. В корпусе подшипника имеется отверстие с дроссельной шайбой 7 для подвода в него масла и установки датчика температуры. Для слива масла внизу предусмотрен патрубок 6. для фиксации вкладышей от проворота предусмотрен штифт 2. подшипник закрывается
Концевые уплотнения (рисунок 4, 5). Переднее и заднее концевые уплотнения представляют собой щелевые уплотнения и уплотнение с мягкой сальниковой набивкой марки АГ 12×12. щелевое уплотнение предназначено для разгрузки сальника с отводом воды в безнапорную ёмкость. Пакет самоустанавливающихся сальниковых уплотнений установлен в гильзе и обжат с обоих сторон кольцами. Вместе с кольцами и гильзой пакет набивки при ее обжатии выставляется соосно на валу, что предотвращает износ уплотнения. Для уравновешивания осевого усилия в насосе применяется гидравлическая пята, установленная в напорной крышке 1 (рисунок 5). Она состоит из диска гидравлической разгрузки 4, втулки гидропяты 2, втулки уплотнения 6 и рубашки задней 7. Во время работы насоса жидкость проходит через кольцевой зазор, образованный втулкой разгрузки и цилиндрической поверхностью диска и давит на торцевую часть диска пяты с усилием, которое по величине равно сумме усилий, действующих на рабочие колёса, но направленное в сторону нагнетания. Таким образом, уравновешивается осевое усилие, действующее на ротор насоса и направленное в сторону всасывания. Равенство усилий устанавливается автоматически, благодаря возможности осевого перемещения ротора насоса.
1 — втулка; 2 — набивка плетеная 1 — крышка напорная; 2 — втулка пяты;
АГ-12Х12; 3 — корпус сальника; 3 — фланец прижимной; 4 — диск разгру-
4 — рубашка передняя; зочный; 5 — корпус; 6 — втулка уплотнения;
7 — рубашка задняя; 8 — набивка; 9 — втулка
Рисунок 4 — Уплотнение концевое Рисунок 5 — Уплотнение концевое
Торцевое уплотнение (рисунок 6). В торцевом уплотнении ЦНС 63 — 1400 можно выделить семь основных конструктивных элемента. Пара трения состоит из двух колец 1 и 2, изготовленных из силицированного графита и плотно прилегающих одно к другому по торцевой, кольцевой поверхности. Кольцо 1 зафиксировано в корпусе 11 и герметизировано резиновым уплотнительным кольцом. Кольцо 2 установлено на рубашке 7 и герметизировано резиновым уплотнительным кольцом 5. Упругий элемент, обеспечивающий постоянный плотный контакт между кольцами состоит из пружин 19.
РЕМОНТ ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА СЕРИИ ЦНС180
1. Назначениеи параметры ЦНС
2. Конструкция ЦНС
3. Основные ремонтные нормативы
3.1. Структура ремонтного цикла К5ТК
3.4. Срок службы 8 лет
4. Условия эксплуатации ЦНС
5. Неисправности в процессе эксплуатации и их причины.
НЕИСПРАВНОСТИ | ПРИЧИНЫ |
Насос при пуске не развивает подачу и давление | Оборвался затвор задвижки на всасывании; Забитость сетки фильтра; Износ уплотнений рабочих колёс |
Нарушена герметичность стыков ступеней | Ослабление затяжки шпилек; Повреждение сопрягаемых поверхностей |
Не уравновешено осевое усилие | Износ диска и втулки гидропяты; Повышенное давление в камере гидропяты |
Повышенная вибрация насоса | Биение ротора; Нарушена балансировка ротора; Нарушена центровка ротора с валом двигателя; Износ вкладышей подшипников; Вибрация трубопроводов |
Повышенный нагрев подшипников | Низкое давление в маслосистеме; Нарушена центровка роторов; Недостаточный зазор во вкладышах; Неисправность маслонасоса; Засорение маслопроводов, маслофильтров |
Пропуск в сальниках | Износ сальниковой набивки Биение защитных рубашек |
6. Техническое обслуживание
— давление на входе
— давление на выходе
— мощность двигателя (токовая нагрузка)
— давление в трубке разгрузки
— давление масла в конце масляной магистрали
— давление охлаждающей воды
— осевой разбег ротора
Раз в месяц проверять качество и количество масла в маслобаке, производить контроль фланцевых и резьбовых соединений, замену сальниковой набивки.
7. Работы капитального ремонта
7.1. Разборка насоса
— снятие крышек подшипников 15, 10 извлечение вкладышей
— снятие корпусов подшипников
— снятие маслоотбойных колец
— снятие корпусов сальников и задней защитной гильзы 9
— снятие диска гидропяты 20
— отворачивание гаек на шпильках и снятие шпилек 16
— отсоединение и снятие напорной крышки 8 (снимать втулку пяты без необходимости не рекомендуется)
— снятие секций 6 (направляющие аппараты вынимать из секций не рекомендуется)
— вынуть в сторону нагнетания вал 12 с передней защитной гильзой 13
7.2. Дефектовка деталей. Возможные методы ремонта.
Вал — износ цапф более 0,5 мм
радиальное биение более 0,3мм
Рабочие колёса — обломы, трещины, выбоины, промоины износ в местах уплотнений более 2 мм
Направляющие аппараты — не должны болтаться в секциях
— обломы, трещины, выбоины, промоины износ в местах уплотнений более 2 мм Всасывающая крышка — промоины Диск и втулка гидропяты — износ рабочих поверхностей
7.3. Ремонт деталей
Всасывающая крышка — заплавка промоин специальными электродами
Диск и втулка гидропяты — наплавка рабочих поверхностей
Защитные гильзы — наплавка или металлизация наружной поверхности
Вкладыши подшипников — перезаливка баббита
Требования к отремонтированному насосу
Суммарный осевой разбег 5. 8 мм
Прилегание диска и втулки пяты не менее 70%
Зазор во вкладышах 0,06. 0,21 мм
Сальниковые кольца новые, смещение разрезов на 90 град.
Биение вала не более 0,015 мм
Утечки через сальники — тонкая струйка, разрываемая на капли
1. Из каких деталей состоит ступень насоса
2. Перечислите детали ротора
3. Как контролируется работа маслосистемы
4. Укажите рабочие поверхности деталей гидропяты
5. Какова последовательность разборки насоса
6. Как механизирован процесс разборки
7. Как изнашиваются рабочие колеса, защитные гильзы, вал
8. Как контролируется вал
9. В чём сущность статической балансировки
Ремонтные чертежи диска и втулки гидропяты.
Источник