Станция технического обслуживания автомобилей по ремонту генераторов

Техническое обслуживание генераторов

От технического состояния генератора и работающего с ним реле-регулятора зависят надежность и продолжи­тельность работы аккумуляторной батареи и приборов освещения автомобиля.

При техническом обслуживании работу генератора проверяют непосредственно на автомобиле, комбайне или тракторе, а в необходимых случаях — на контрольно-испытательном стенде путем измерения напряжения и силы тока, отдаваемого генератором.

В процессе эксплуатации при ТО-1 и ТО-2 проверяют и регулируют напряжение приводного ремня генератора, а также крепление генератора и реле-регулятора.

При ТО-2 очищают генератор от грязи, снимают щеткодержатель и проверяют состояние щеток, давление пружин и контактные кольца. Устраняют выявленные неисправности и продувают сжатым воздухом внутреннюю полость генератора.

При подготовке автомобиля, трактора к зимней экс­плуатации при очередном ТО-2 дополнительно выполняют следующие работы. Снимают генератор, проверяют его техническое состояние и при необходимости разбирают генератор, проверяют состояние обмоток и узлов, устраняют выявленные неисправности, заменяют дефектные узлы и детали. Перед сборкой продувают сжатым воздухом корпус, ротор и другие детали. Заменяют смазку подшипников, при этом снимают защитное кольцо, промывают подшипник, заполняют его смазкой на 70 % объема полости между шариками и устанавливают кольцо на место. В закрытые подшипники смазку не добавляют. После сборки проверяют работу генератора на стенде.

Можно проверить генератор без снятия с машины путем измерения напряжения на зажимах «плюс» и «минус» генератора, а затем напряжения на «плюсе» и «минусе» регулятора при средней и большей частоте вращения двигателя.

Источник

Станция технического обслуживания автомобилей

Электрическая часть автомобиля — одна из особо ответственных его составляющих. От исправности всех электрических цепей и приборов электроснабжения зависит

Станция технического обслуживания автомобилей

Другие курсовые по предмету

1.1.3 Назначение и характеристика производственных участков СТОА

Участок уборочно-моечных работ. Технологический процесс уборочно-моечных работ включает в себя: уборку салона автомобиля, мойку кузова автомобиля, шасси и двигателя, сушку и полировку кузова. Данные работы выполняют на отдельном изолированном участке, оборудованном водоочистительными сооружениями и аппаратами высокого давления.

Участок приемки и выдачи автомобиля. Данный участок является начальным и конечным пунктом пребывания автомобилей на СТОА. Здесь клиент передает свой автомобиль обслуживающему персоналу и получает его обратно. При приемке автомобиля выполняются следующие работы: проверка агрегатов и узлов на неисправность которых указывает в заявке клиент; внешний осмотр автомобиля и проверка его комплектности; проверка агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность автомобиля в движении, проверка технического состояния автомобиля с целью выявления дефектов, не заявленных владельцем.

Участок диагностики автомобилей. Диагностический участок выполняет функции измерительного органа на СТОА. Он служит для определения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без их разборки и представляет собой технологический элемент ТО и ТР и основной метод выполнения контрольных работ.

Участок технического обслуживания и технического ремонта. Работы ТО выполняются на рабочих постах и включают в себя крепежные, диагностические, регулировочные, а также смазочно-заправочные и шиномонтажные. Работы по ТО автомобиля могут выполняться на одних и тех же постах, что и работы по ТР автомобиля при родственности работ. Технический ремонт автомобиля носит характер заявочного и включает в себя кроме обозначенных выше работ – ремонтно-восстановительные по любым узлам, агрегатам и системам автомобиля. Как правило, посты ТО и ТР выполняются на СТОА легковых автомобилей тупиковыми и технологически тяготеют к специализированным ремонтным участкам, расположенным в непосредственной близости от постов.

Агрегатно-механический участок выполняет разборочно-сборочные, моечные и ремонтно-восстановительные и контрольно-испытательные по двигателю, агрегатам трансмиссии и другим съемным с автомобиля узлам.

Участок ремонта электрооборудования выполняет проверку и ремонт приборов электроснабжения, снятых с автомобиля, при невозможности ремонта их на постах ТР.

Участок по ремонту топливной аппаратуры производит ремонт систем питания бензиновых и дизельных двигателей, а также стендовую проверку их работоспособности с последующей регулировкой.

Шиномонтажный участок выполняет работы по обслуживанию и ремонту колес и шин ходовой части автомобилей, а также хранение шин на смежном складе шин и РТИ.

Читайте также:  Ремонт машины после независимой экспертизы

1.2 Разработка операционной технологии электротехнического участка

1.2.1 Разработка операций, выполняемых на электротехническом участке

Надежность работы электрооборудования автомобилей обеспечивается выполнением определенного перечня работ через установленные промежутки времени. Для электрооборудования имеется определенный перечень работ, связанный с выполнением ежедневного осмотра (ЕО), технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) и заявочного ремонта (ТР).

При ЕО контролируют работу приборов освещения, стеклоочистителей, системы вентиляции и отопления, контрольно-измерительных приборов. Кроме этого, производят очистку от грязи и пыли все приборы освещения и световой сигнализации.

При ТО-1, прежде всего, выполняют операции ЕО. Затем очищают поверхность аккумуляторной батареи от загрязнений и проверяют ее состояние. При этом контролируют уровень электролита в банках батареи и при необходимости доливают дистиллированную воду. При ТО-2 обязательно выполняют все операции ТО-1. Затем в аккумуляторной батарее проверяют и доводят до нормы плотность электролита, при необходимости батарею заряжают. Проверяют состояние и крепление приборов электрооборудования и электрических проводов системы зажигания. Проверяют и регулируют натяжение приводных ремней генератора, работу реле-регулятора. После вывертывания искровых свечей зажигания контролируют их состояние, очищают и регулируют зазор между электродами. Очищают внутреннюю поверхность крышки прерывателя-распределителя, проверяют и регулируют зазор между подвижными и неподвижным контактами. Проверяют правильность установки фар и при необходимости производят их регулировку.

При сезонном обслуживании (СО) выполняют все операции ТО-2. Проводят регулировку реле-регулятора на напряжение, проверяют и доводят до нормы плотность электролита в батарее в соответствии с временем года.

После пробега 25-30 тыс. км для легкового автомобиля обычно выполняют следующие плановые операции:

— снятие генератора, проверка его коллекторной части (контактных колец), щеток, подшипников;

— проверка работы генератора на специализированном стенде типа Э250М, 523М и т.д.;

— устранение выявленных в генераторной установке неисправностей и установка генератора на место;

— снятие стартера с двигателя;

— проверка состояния коллекторной части стартера, проверка контактов тягового реле, подшипников и других деталей;

— проверка работы стартера на вышеуказанных стендах, устранение выявленных неисправностей, регулировка хода шестерни зацепления;

— установка стартера на место;

— снятие прерывателя-распределителя с двигателя;

— проверка состояния подшипника подвижного диска прерывателя, рычажка, валика и кулачка;

— проверка на стенде Э250М угол замкнутого состояния контактов прерывателя, угол чередования искрообразования, его бесперебойность, работу вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания;

— устранение выявленных неисправностей прерывателя-распределителя, установка прибора на место.

Общий процесс ремонта любой детали или узла электрооборудования поступившего в случае ТР (заявочного) на электротехнический участок приведен на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 — Технологический процесс выполнения работ на электротехническом участке СТОА

Узел, снятый в сборе с автомобиля на участке ТР, поступает на электротехнический участок. Там происходит его очистка от механических загрязнений, разборка на составные части и определение их остаточного технического состояния. Годные детали поступают на промежуточное стеллажное хранение на участке. Негодные складируются и утилизируются впоследствии. Детали, требующие ремонта могут быть отремонтированы механическим воздействием, либо заменой изношенной части на новую. Обычно расходные детали, такие как подшипники, сальники и втулки скольжения ремонту не подлежат. После завершения промежуточных ремонтных этапов с отдельными деталями узла электрооборудования, их комплектуют и собирают в общий узел. Собранный узел испытывается стендовым способом, выявляется соответствие функциональных параметров узла номинальным показателям (напряжение, сила тока, угол замкнутого состояния контактов, момент искрообразования и т.д.). Испытанный узел при незначительном расхождении с базовыми параметрами допускается к сдаче в зону технического ремонта СТОА, где устанавливается на автомобиль.

1.2.2 Примерная технология постового обслуживания генератора модели 37.3701 на электротехническом посту и его контрольного стендового испытания на электротехническом участке

При техническом обслуживании или ремонте генератора автомобиля модели 37.3701 (переднеприводные модели ВАЗ) он может быть подвергнут обслуживанию непосредственно на автомобиле, а при необходимости – снят и передан для ремонта и контрольного стендового испытания на электротехнический участок.

Общий вид генератора приведен на рисунке 1.3.

К работе с генератором автомобиля может быть допущен специалист-электрик разряда работы не менее 3-4. Примерная продолжительность выполнения операции по постовому техническому обслуживанию составляет 0,3 чел-час, стендовая контрольная проверка составляет 0,35 чел-час.

Читайте также:  Сервис ремонта автомобиля маз

При техническом обслуживании и стендовом контроле широко распространенного на отечественных моделях генератора 37.3701 используются следующие инструменты и принадлежности:

— гаечные ключи открытого хвата по ГОСТ 2839-80 размеров зева 10×12, 11×14 и 14×17;

— плоскогубцы ГОСТ 5547-86;

— стеклянная шлифовальная бумага ГОСТ 5009-82 зернистости 80-100 единиц;

— обтирочная ветошь ТУ 68-178-77-82.

В качестве контрольно-испытательного стенда выступает стенд модели Э250М, технические характеристики которого приведены в разделе 3.

Рисунок 1.3 – Генератор 37.3701 1 – крышка со стороны контактных колец; 2 – выпрямительный блок; 3 – вентиль выпрямительного блока; 4 – винт крепления выпрямительного блока; 5 – контактное кольцо; 6 – задний шарикоподшипник; 7 – конденсатор; 8 – вал ротора; 9 – вывод «30» генератора; 10 – вывод «61» генератора; 11 – регулятор напряжения; 12 – вывод «В» регулятора напряжения; 13 – щетка; 14 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 15 – шкив с вентилятором; 16 – полюсный наконечник ротора; 17 – дистанционная втулка; 18 – передний шарикоподшипник; 19 – крышка со стороны привода; 20 – обмотка ротора; 21 – статор; 22 – обмотка статора; 23 – полюсный наконечник ротора; 24 – буферная втулка; 25 – втулка; 26 – поджимная втулка

а. Постовое техническое обслуживание генератора модели 37.3701.

1. Проверить надежность крепления генератора к двигателю, крепление шкива генератора, нат

Источник

Ремонт и техническое обслуживание генератора

К неисправностям генератора относится отсутствие зарядного тока при работе двигателя, а также повышенная или пониженная сила зарядного тока.
Отсутствие зарядного тока генератора при работе двигателя определяется по контрольным приборам, к которым относятся амперметр, вольтметр, контрольная лампа. Оно может быть вызвано неисправностью самого генератора, разрывом или растяжением ремня привода генератора, а также неисправностью цепи заряда аккумуляторной батареи.

При определении причин отсутствия зарядного тока генератора необходимо проверить состояние и степень натяжения ремня привода генератора, потом нужно проверить вольтметром или пробником регулируемое напряжение генератора. Для этого вольтметр подключают к клемме «+» генератора и к «массе» с соблюдением полярности, после этого устанавливается средняя частота вращения коленчатого вала двигателя, которая составляет примерно 2000 мин-1(об./мин.). После этого включают основные потребители электрического тока автомобиля, к которым относятся габаритные огни, отопитель, дальний свет фар. При этом вольтметр должен показывать напряжение в пределах 13,7-14,5 В. Если показания вольтметра находятся в этих пределах, то генератор исправен и причина неполадки кроется в цепи заряда аккумуляторной батареи. Если вольтметр показывает напряжение, выходящее за пределы допустимого, то необходимо снять щеточный узел с регулятором напряжения, проверить износ щеток, а также убедиться в отсутствии заеданий в щеткодержателе, загрязнений контактных колец якоря генератора, проверить надежность контактов регулятора напряжения. После выполнения вышеуказанных мероприятий необходимо снова проверить напряжение. Если выполненные действия не принесут положительного результата, то возможно, что неисправность кроется в регуляторе напряжения, который следует заменить на другой, заведомо исправный. Если после замены регулятора напряжение не восстановится, то необходимо снять генератор с автомобиля и провести более детальную проверку его состояния и заменить вышедшие из строя детали на новые.

Пониженная сила зарядного тока приводит к недозаряду аккумуляторной батареи, в результате чего снижается накал ламп приборов освещения и изменяется тембр звукового сигнала. Причинами пониженной силы зарядного тока могут быть нарушение работы щеточно-коллекторного узла, пробуксовка ремня привода генератора, повреждение одного из диодов выпрямительного блока, обрыв или межвитковое замыкание одной из фаз обмотки статора.
Для того чтобы определить неисправность, необходимо проверить натяжение ремня привода генератора, а также надежность контактов проводов. После этого снять щеточный узел и проверить загрязненность контактных колец, а также износ щеток и их заедание. Если после принятых мер напряжение не восстанавливается, то генератор снимают с автомобиля для проведения детальной проверки и замены вышедших из строя деталей.
Повышенная сила зарядного тока приводит к перезаряду аккумуляторной батареи. Кроме этого на больших оборотах двигателя стрелки контрольных приборов начинают зашкаливать, а электролит закипает и выплескивается из аккумуляторной батареи. Причиной повышенной силы зарядного тока может быть неисправность аккумуляторной батареи или регулятора напряжения. В этом случае для выявления неполадки нужно проверить напряжение генератора, как описано выше, и заменить неисправную аккумуляторную батарею или регулятор напряжения.
Ремонт генератора заключается в проверке его технического состояния, разборке, проверке технического состояния его деталей, замене неисправных деталей на новые и в последующей сборке.

Читайте также:  Ремонт автомобиля вортекс тинго

Проверка технического состояния генератора осуществляется на специальном контрольно-измерительном стенде, который оборудован электроприводом, обеспечивающим плавное изменение частоты вращения ротора генератора, амперметром, разгрузочным реостатом и тахометром. Проверка на стенде заключается в определении минимальной частоты вращения ротора генератора, при которой достигается напряжение 12,5 В без нагрузки и с нагрузкой. Кроме этого на стенде проверяют величину тока нагрузки и регулируемого напряжения.

Разборку генератора проводят в следующей последовательности:
1) отвернуть крепления, снять щеткодержатель вместе с регулятором напряжения;
2) извлечь стяжные болты, снять крышку генератора вместе со статором;
3) отсоединить фазные обмотки статора от выводов на выпрямительном блоке, снять крышку выпрямительного блока;
4) отвернуть гайку крепления шкива вентилятора, снять шкив с вала ротора;
5) при помощи съемника снять переднюю крышку генератора;
6) если необходимо заменить передний подшипник, то нужно отвернуть винты его держателя и выпрессовать подшипник из крышки при помощи съемника.

Сборка генератора осуществляется в последовательности, обратной его разборке. Проверка технического состояния деталей генератора включает в себя проверку обмотки возбуждения ротора, обмоток статора, а также проверку диодов выпрямительного блока.
Обмотка возбуждения ротора проверяется при помощи амперметра. Для этого присоединяют щупы амперметра к кольцам якоря и по величине сопротивления определяют отсутствие обрывов или замыканий в обмотке возбуждения. Кроме этого обрыв обмотки можно определить при помощи индикатора, для этого через него подключают к контактным Кольцам обмотки возбуждения аккумуляторную батарею. Такая проверка может быть выполнена без снятия генератора с автомобиля, для этого только необходимо снять с генератора щеточный узел.
Проверка обмоток статора на короткое замыкание или на обрыв проводится при помощи индикатора и источника питания. Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание осуществляется при помощи омметра, если обмотки статора исправны, то их сопротивление не должно отличаться более чем на 10%.

Диоды выпрямительного блока проверяют при помощи лампы и аккумуляторной батареи. Исправный диод способен пропускать ток только в одном направлении. Неисправный диод может пропускать ток в обоих направлениях (в случае короткого замыкания) либо не пропускать ток вообще (в случае обрыва цепи). Если в выпрямительном блоке поврежден один диод, то весь выпрямительный блок меняется на новый.
Короткое замыкание диодов выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля. Для этого необходимо отсоединить провода от генератора и аккумуляторной батареи, а также отсоединить вывод от регулятора напряжения и генератора. Проверку можно проводить при помощи индикатора и аккумуляторной батареи или при помощи омметра. Если при проверке загорается контрольная лампа, то в одном или нескольких диодах имеется замыкание и выпрямительный блок является неисправным.

При техническом обслуживании генератора следует обращать внимание на его чистоту. Работа генератора с отсоединенной от зажима клеммой « + » аккумуляторной батареи не допускается, потому что при такой работе может возникнуть кратковременное перенапряжение на зажиме « + » генератора, что, в свою очередь, может привести к повреждению регулятора напряжения и электронных устройств и бортовой сети автомобиля. Необходимо ежедневно контролировать работу генератора по приборам.

Через каждые 10 000-15 000 км пробега необходимо подтягивать крепления генератора на двигателе. Кроме этого также необходимо проверять натяжение приводного ремня и при необходимости его подтягивать.

Через каждые 60 000 км пробега необходимо снимать генератор, разбирать его, прочищать и протирать все его детали, а также продувать их сжатым воздухом, затем нужно продуть внутренность корпуса и крышек, проверить состояние контактных колец и щеток. При необходимости зачистить кольца мелкозернистой шкуркой или проточить их. Кроме этого если щетки выступают из щеткодержателя более чем на 5-8 мм, их надо заменить.

Источник

Оцените статью