Старогодные рельсы их дефекты ремонт повторное использование

Указания об использовании старогодных рельсов на железных дорогах МПС России

Старогодные рельсы, повторно используемые для укладки в путь, должны отвечать требованиям:

  • Технические условия ЦПТ-35-800;
  • Технических указаний по перекладке термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 в звеньевом пути;
  • Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути;
  • Технических указаний по шлифованию рельсов;
  • Положения о комплексной системе шлифовки рельсов в пути;
  • Положения о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации.

Основным критерием отнесения термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 к той или иной группе годности независимо от конструкции, класса, группы и категории пути, с которого они были сняты, является нормативная наработка тоннажа ТН, которая составляет для рельсов первой укладки типа Р65 – 600 млн. т (звеньевой путь) и 700 млн. т (бесстыковой путь); Р75 – 700 и 800 млн.т, соответственно (табл. 3.1).

Для рельсов типов Р50 и легче нормативная наработка тоннажа ТН составляет 400 млн. т.

Для нетермоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 указанная выше нормативная наработка тоннажа ТН уменьшается в 1,5 раза.

Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов

Наименование показателей Предельная величина показателей для рельсов типов и групп годности
Р75, Р65 Р50 и легче
I II III III-5 I
Наработка тоннажа, млн.т брутто до ТH до 20% сверх ТH более 20%
Вертикальный износ головки, мм, не более 4 5 6 10 5 Глубина плавных вмятин и забоин на поверхности, мм, не более Головки 1 1 2 2 2 Подошвы 2 3 4 4 4 Плавный износ кромки подошвы от костылей, мм, не более 3 3 5 5 3 Уменьшение толщины подошвы от коррозии, мм, не более 3 3 3 3 2 Равномерный наплыв металла на головке без трещин и расслоений, мм, не более: 1 2 2 3 1 со стороны нерабочей грани 2 3 4 5 2 Глубина волнообразного износа поверхности катания головки 1,0 1,5 2,0 3,0 1,0 Седловины, мм, не более 1,0 1,5 2,0 3,0 1,0 Вертикальное смятие головки в сумме с провисанием концов, мм, не более 1,0 1,5 2,0 3,0 1,0 Скрученность рельсов (доля от длины рельса) 1/5000 1/5000 1/5000 1/5000 1/5000

Рельсы типа Р50, а также нетермоупрочненные рельсы типов Р65 и Р75 могут быть использованы для пополнения покилометрового запаса и сплошной смены на путях 5 класса.

Старогодные термоупрочненные рельсы типов Р75 и Р65 всех групп годности без бокового износа или с боковым износом 3 мм и менее направляют в РСП для ремонта с профильной обработкой головки. (Рельсы с боковым износом 1-3 мм, не требующие вырезки дефектов и удовлетворяющие условиям эксплуатации в пути, рекомендуется направлять на укладку без перемены рабочего канта в наружные нити кривых радиусами 650 м и менее).

При несоблюдении требований вышеуказанных документов рельсы с боковым износом более 3 мм до 8 мм укладывают в наружные нити кривых радиусами 650 м и менее без перемены рабочего канта; с боковым износом более 8 мм до 18 мм укладывают в прямые участки пути 5 класса с переменой рабочего канта.

К IV группе годности относятся рельсы, не вошедшие в I, II, III группы годности, которые сваркой и ремонтом невозможно или экономически нецелесообразно привести в состояние, пригодное для укладки в путь. К таким рельсам также относятся:

  • рельсы типа Р43 и легче;
  • рельсы, у которых длина годного куска в них составляет менее 6 м;
  • рельсы, переложенные с переменой рабочего канта, имеющие предельные величины бокового и вертикального износов.
Читайте также:  Ремонт крыльев холодной сваркой

Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов

Тип рельсов Диаметр отверстий, мм Расстояние 1-, 2- и 3-го отверстия

Примечание. Для укладки рельсов типов Р75 и Р65 в районах с суровым климатом (по отдельным

Поверхность болтовых отверстий рельсов должна быть гладкой без следов надрывов на кромках. Отклонение по диаметру отверстий не должно превышать 1 мм; отклонение по расстоянию от торца рельса до центров болтовых отверстий не должно превышать 1,0 мм.

На кромках болтовых отверстий и в торцах по всему сечению рельса должна быть снята фаска размером 1-2 мм под углом 45 (абразивной шаровой головкой, конической фрезой или специальным фаскосъемным инструментом) и произведено упрочнение болтовых отверстий.

Высоту рельса, вертикальный и боковой износы контролируют штангенциркулем ШЦ-II-250 (ГОСТ 266) с погрешностью измерения 0,05 мм. Величину вертикального и бокового износов определяют как разность номинального размера нового и старогодного рельса. Вертикальный износ измеряется по оси симметрии рельсов, боковой на расстоянии 13 мм от поверхности катания головки рельса. Допускается использование штангенциркуля путевого ПШВ ТУ2-034-655-83.

Местные деформации в виде седловин, смятий, износов, забоин и искривлений определяют измерением просвета с помощью щупов между соответствующей поверхностью головки рельсов и линейкой длиной 1 м, а также тележками для измерения волнообразного износа.

Шероховатость контролируют профилометром цеховым с цифровым отсчетом, модель 296 (ТУ 2034-626).

Твердость металла головки рельсов измеряют на прессе Бринелля шариком диаметром 10 мм по ГОСТ 9022 или переносным твердомером типа ТЭМП-2М, ТЭМП-3 по осевой линии головки рельса.

Сферы применения и сроки службы старогодных рельсов

Сферы применения старогодных термоупрочненных рельсов, повторно используемых в пути без ремонта в РСП

Тип Рельсов Группа годности рельсов по табл.3.1 Класс Группа и категория пути Способ использования рельсов
I 1-2 Без ограничения О, РК
3 Кроме Е1 О, Р, РК
II 3 Кроме Е1, Е2, Д2 О, Р, РК
4 Без ограничения О, Р, РК, К
III 4 Без ограничения О, Р, РК, К
5 Без ограничения О, Р, РК, К
III-5 5 Без ограничения О, Р

1. О — одиночная замена; Р — сплошная замена; РК — сплошная замена рельсов упорных нитей кривых без перемены рабочего канта; К — капитальный ремонт пути.

2. Рельсы типа Р50, а также нетермоупрочненные рельсы типов Р65 и Р75 могут использоваться для пополнения покилометрового запаса и сплошной смены на путях 5 класса.

Источник информации:
ЦПТ-80-350 Технические условия на ремонт, сварку и использование старогодных рельсов.
Скачать ЦПТ-80-350 >>>

Источник

Старогодные рельсы их дефекты ремонт повторное использование

РЕЛЬСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СТАРОГОДНЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА РЕМОНТ, СВАРКУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАРОГОДНЫХ РЕЛЬСОВ

УТВЕРЖДАЮ: Заместитель Министра путей сообщения России В.Н.Сазонов 10 октября 2003 г.

Приведены требования, предъявляемые к старогодным рельсам, их сферы применения, правила приемки после ремонта, маркировка.

Для работников путевого хозяйства.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Технические условия распространяются на рельсы железнодорожные старогодные, сварные, изымаемые из пути при всех видах ремонтов, сплошной или одиночной замене и текущем содержании, предназначенные для повторной укладки в пути на сети железных дорог России без ремонта и с ремонтом, в том числе с профильной обработкой головки в рельсосварочных предприятиях (РСП) или в пути рельсошлифовальными поездами (РШП).

1.2. Настоящие Технические условия не распространяются на рельсы и рельсовые плети, переложенные из наружных нитей кривых с переменой рабочего канта в прямые или на внутренние нити кривых, которые регламентируются «Техническими указаниями по перекладке термоупрочненных рельсов типа Р65 и Р75 в звеньевом пути» N ЦПТ — 80/50 от 28.10.97 г. и «Техническими указаниями по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути» от 31.03.2000 г.

1.3. Служба пути ежегодно составляет адресный план рационального использования старогодных рельсов и рельсовых плетей (форма 1.1) на основе плана ремонтно-путевых работ и поступивших с дистанций пути дефектных ведомостей и актов о состоянии старогодных материалов верхнего строения пути.

Адресный план использования старогодных рельсов

Сведения о рельсах, намечаемых к снятию из пути

Протяженность и характеристика участка укладки старогодных рельсов

Класс, группа, кате-
гория пути

Грузо-
напря-
жен-
ность, млн. ткм бр./км в год

Про- пу-
щен-
ный тон-
наж, млн. т

Зве- нье-
вой бес- сты-
ковой

План пути, протя-
жение участка, км
(Н — наруж-
ная нить,
В — внут-
ренняя нить,
Р — радиус кривой,
П — путь в прямой)

Протя-
жение рель-
сов, снятых из пути, с раз-
бивкой по группам год-
ности, км

Вид ремонта и протя-
жение рельсов, требую-
щих ре-
монта, км:
С — строж-
кой,
Ф — фрезе-
ровкой,
ШП — про-
фильной шлифов-
кой в пути

Ожи-
даемая группа год-
ности рельсов после ремонта и их протя-
жение, км

Наиме-
нова-
ние участка укладки

Протя-
жение уложен-
ных рельсов по группам годности, км

Класс, группа, кате-
гория пути

Грузона-
пряжен-
ность, млн. ткм бр./км в год

Усиленный капитальный ремонт пути (УК)

Капитальный ремонт пути (К)

Сплошная замена рельсов (Р), в том числе наружной нити в кривых (РК), и одиночная замена рельсов (О)

Всего по до- роге

1. В графе 8 указать для нетермоупрочненных рельсов дополнительно к типу рельса букву «н», например: Р65н.

2. В графе 13 указать группу годности отремонтированных рельсов: в РСП — с профильной обработкой головки — I-П, II-П, III-П; в пути — с обработкой головки РШП — I-ШП, II-ШП, III-ШП.

3. В графе 20 указать вид работ буквами: О — одиночная замена рельсов; Р — сплошная замена рельсов; РК — сплошная замена рельсов упорных нитей кривых без перемены рабочего канта; К — капитальный ремонт пути.

1.4. Все намечаемые к снятию из пути рельсы должны быть замаркированы как годные для повторной укладки в путь без ремонта в РСП, с ремонтом в пути или в РСП и непригодные для повторной укладки в путь.

1.5. Группа годности рельсов устанавливается на месте их изъятия из пути, а отремонтированных в РСП или в пути — после завершения ремонта.

1.6. На основе адресного плана использования старогодных рельсов, снимаемых при всех видах ремонта (см. форму 1.1), служба пути составляет:

график отгрузки старогодных рельсов в РСП для их ремонта с профильной обработкой поверхности катания головок, учитывающий первоочередность отгрузки рельсов, которые после ремонта будут соответствовать I и II группам годности;

план укладки старогодных рельсов без профильной обработки головки в наружные нити кривых без перемены рабочего канта;

адресный план-график сохранения и шлифовки старогодных плетей бесстыкового пути;

план сдачи металлолома.

Непосредственно для РСП разрабатывают:

план ремонта старогодных рельсов с профильной обработкой головки на строгальном и фрезерном станках;

план сварки бесстыковых плетей из старогодных рельсов, отремонтированных с профильной обработкой головки;

план ремонта старогодных рельсов для звеньевого пути;

адресный график отгрузки всей номенклатуры отремонтированных рельсов;

адресный план-график движения составов по перевозке бесстыковых плетей, сваренных в РСП из новых и старогодных рельсов, а также сохраненных рельсовых плетей бесстыкового пути.

2. ОСМОТР И МАРКИРОВКА СНИМАЕМЫХ ИЗ ПУТИ СТАРОГОДНЫХ РЕЛЬСОВ

2.1. За 10-50 суток перед изъятием рельсов производят их осмотр и маркировку. За 10 суток и менее производят проверку рельсов ультразвуковыми и магнитными дефектоскопами и их маркировку непосредственно в пути.

2.2. Осмотр и маркировку рельсов производит комиссия в составе: начальника дистанции пути или его заместителя, старшего или дорожного мастера, бригадира пути, дефектоскописта, представителя ПМС (если снятие рельсов будет выполняться ПМС). Результаты осмотра и маркировки рельсов заносят: для звеньевого пути — в «Дефектную позвенную ведомость результатов осмотра старогодных рельсов» (Приложение А); для бесстыкового пути (отдельно по наружной и внутренней нитям) — в «Дефектную ведомость результатов осмотра старогодных рельсовых плетей» (Приложение Б) и оформляют «Актом о состоянии старогодных материалов верхнего строения пути» (Приложение В, форма ПУ-81). Эти данные направляют в службу пути дороги для планирования использования старогодных рельсов согласно разделу 1 настоящих Технических условий.

2.3. Одиночно снятые с пути рельсы должен осматривать дорожный мастер или бригадир пути. Маркировку таких рельсов производят в день их снятия.

2.4. Маркировку рельсов звеньевого пути и рельсов, полученных от разрезки бесстыковой плети, производят светлой несмываемой краской на шейке рельса, обращенной внутрь колеи строго со стороны рабочей грани на расстоянии около 1,5 м от левого стыка или места разрезки плети, и 12,5 м от конца рельсовой плети (при нахождении работника внутри колеи лицом к маркируемому рельсу или плети, рис.2.1). В зимний период допускается временная маркировка мелом с последующим возобновлением ее светлой несмываемой краской.

Рис.2.1. Образец маркировки старогодных рельсов:

1 — левый стык; 2 — место маркировки

2.5. При маркировке старогодных рельсов в пути светлой краской восстанавливают маркировку старых сварных стыков. Рекомендуется при капитальном ремонте пути разрезать плети в местах сварных стыков.

2.6. На шейке рельса должна быть нанесена следующая маркировка: группа годности рельса, вид и наличие упрочнения, пропущенный тоннаж (с округлением до 10 млн. т брутто), номер дистанции пути, с которой сняты рельсы. Термоупрочненные по всему сечению рельсы маркируют буквой У, поверхностно упрочненные — буквами ПУ, нетермоупрочненные — буквой Н.

2.7. В случае если маркировка, выполненная в пути, потеряет четкое изображение до отправки рельсов потребителю, необходимо возобновить ее краской того же цвета.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Общие требования

3.1.1. Старогодные рельсы, повторно используемые для укладки в путь, должны отвечать требованиям настоящих Технических условий; Технических указаний по перекладке термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 в звеньевом пути; Технических указаний по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути; Технических указаний по шлифованию рельсов; Положения о комплексной системе шлифовки рельсов в пути; Положения о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации.

3.1.2. Снимаемые из пути рельсы должны быть осмотрены, обмерены и замаркированы с разделением каждого типа рельсов на группы годности с учетом термоупрочнения.

Основным критерием отнесения термоупрочненных рельсов типов Р65 и Р75 к той или иной группе годности независимо от конструкции, класса, группы и категории пути, с которого они были сняты, является нормативная наработка тоннажа , которая составляет для рельсов первой укладки типа Р65 — 600 млн. т (звеньевой путь) и 700 млн. т (бесстыковой путь); Р75 — 700 и 800 млн. т, соответственно (табл.3.1).

Характеристики, определяющие группу годности старогодных рельсов

Предельные значения показателей для рельсов типов и групп годности

Источник

Читайте также:  Ремонт автотентов своими руками
Оцените статью