Шаблонизируй это: как онлайн приводит на рынок дизайна и ремонта стандартизацию
Потребителя сегодня нужно спасти от неограниченного количества одинаковых предложений — так сегодня считают многие компании в различных индустриях. По всему миру популярность набирают сервисы, упрощающие процесс выбора товара: WabyParker продают «просто» очки (оценка компании прошла отметку в $1 млрд в 2015 году), Casper — «просто» одеяла и подушки (объем продаж компании достиг $1 млн в первый месяц). Для разработки сайта-визитки давно обращаются не к программистам, а к конструкторам, где, взяв шаблон за основу, можно изменить только название и фотографии. Многие подписочные сервисы, основатели которых получили венчурное финансирование (а в мире их число приближается к 60), также решают для пользователя проблему мук выбора: зачем десятки вариантов лезвий, если можно купить «просто» станок (Dollar Shave Club) или зачем в очередной раз выбирать сорт кофе, если можно получать еженедельно свежие зерна сорта, выбранного один раз и надолго (Moustache Coffee Club)? В эпоху консьюмеризма и безграничного выбора стандартизация для нишевых стартапов превращается в конкурентное преимущество. Для потребителя «просто-продукт» — способ избежать перегрузки постоянным выбором и не потратить лишнее время, для производителя – возможность увеличить маржинальность при экономии на масштабе.
Тенденция не обошла и Россию: на этой волне появляются стартапы и формируются новые бизнес-модели. Одно из самых заметных явлений — стандартизация на рынке ремонта, интерьеров и дизайна — сферы, в которой потребитель иногда вынужден совершать выбор слишком активно.
«Шаблон» как сырой концепт
Дизайнеров интерьера можно найти на досках объявлений (Avito, «Из рук в руки»), с помощью сервисов поиска специалистов (YouDo, Profi.ru), а также на более специализированных площадках, связанных с ремонтом — с интерфейсами для консультаций, с более продвинутыми механизмами верификации как заказчика, так и дизайнера (например, сервис Radme представляет каталог дизайнеров с заготовленными дизайн-проектами и последующим аудитом выполненной ими работы).
Но коммуникация между дизайнером интерьера и его заказчиком на 80% состоит из подбора концепции и длительных согласований, а стоимость готового проекта повышает именно время, потраченное дизайнером. Так арт-директор студии «Точка Дизайна» (с ежегодным оборотом в $3 млн и 40 cотрудниками в штате) Степан Бугаев объясняет, почему решил не останавливаться на развитии текущего бизнеса, а создать стартап. С ним согласен Борис Кузнецов, раньше работавший в российском подразделении Booking.com и Ostrovok. Сейчас предприниматели развивают FlatPlan – онлайн-сервис, который создает интерьеры для тех, кто раньше предпочитал экономить на дизайне (если частные дизайнеры и дизайн-студии слишком дороги) и справлялся собственными силами.
Бугаев учился в МФТИ, на предпринимательские проекты его вдохновил Сергей Белоусов, с которым он когда-то вместе решал задачу по оптимизации производственных процессов для Rolsen (один из первых бизнесов Белоусова, бытовая техника). Руководить продажами Бугаева научила работа в компании по производству офисной техники МВ, помогло и дополнительное образование в Высшей школе экономики. По словам Бугаева, рынок дизайна и ремонта жилья поразил его отсутствием четкой структуры. Увидев американскую компанию Lauren&Wolf (декоры под ключ — более $26 млн венчурного финансиования), Бугаев и Кузнецов решили адаптировать модель для российского рынка ремонта.
На разработку проекта интерьера дизайнер FlatPlan тратит 20-25 часов, стоимость каждого часа сервис оценивает в 1000 рублей и добавляет к этому расходы на печать, упаковку и доставку альбома до клиента, в результате предлагая полноценный дизайн-проект за менее чем 30 000 руб. Даже для небольших квартир по Москве цены выше: так, по данным InMyRoom, полный дизайн проект может обойтись в 60 000 рублей. Сам ремонт клиент проводит самостоятельно, выбирая подрядчиков, покупая материалы (последние, правда, тоже будут рекомендованы). На сайте пользователь проходит тест из 11 вопросов о своем будущем жилье: в каждом вопросе выбрать одну из четырех наиболее понравившихся фотографий квартир. На выходе — получить на выбор несколько дизайнов. Однако при этом смычка онлайн и офлайн все же нужна. Обязательная часть работы – обмеры квартиры заказчика. Зачем? К полной автоматизации и стандартизации аудитория еще не готова. «Нам важно, чтобы человек понял, что с ним работает не машина по печати дизайн-проектов», — объясняет Бугаев. Так стартапу удается сохранить персонализацию в работе с ограниченным числом вариантов. Слова «по шаблону» предприниматели просят корреспондентов Forbes избегать — FlatPlan, уверяет предприниматель, подбирает решения, которые подойдут большинству и которые могут быть тиражированы, но не потеряют индивидуальность. «Шаблон — это не что-то совсем готовое, это идея, которую действительно можно реализовать», — описывает Бугаев. В целом FlatPlan ориентируется на аудиторию в среднем сегменте, с общим доходом 200 тысяч рублей ежемесячно. Логика проста: между заказчиком и дизайнером меньше встреч, меньше согласований, дизайнер тратит меньше времени на проработку нюансов, это и позволяет сильно уронить стоимость услуги.
Через два месяца после запуска (в апреле 2017 года, доступен только в Москве и Подмосковье) сайт FlatPlan посетили 7500 человек. У сервиса более 1200 зарегистрированных пользователей, выбравших интерьер, число подготовленных «флэтпланов» — 30. Тест на сайте проходят около 40% пользователей, активно просматривают и выбирают проекты около 20%, на покупку готовы только 0,4%. Это следствие некоторого недоверия потенциальных заказчиков к новому продукту, признает Бугаев. Пользователи проходят тест и даже если довольны результатом, не делают покупку сразу.
Бугаев, Кузнецов и привлеченный бизнес-ангел (его имени предприниматели не раскрывают) вложили в стартап $500 000. В планах — строить более универсальную платформу для услуг, связанных с проектированием и ремонтом квартиры. Потенциальная аудитория сервиса — не менее 1000 клиентов в год, ежемесячно сервис сможет помогать создавать около 100 проектов, рассчитывает основатель FlatPlan. Годовая маржинальность может составлять около 20%
Рынок с ростом более 200% в год
Кроме FlatPlan, ставку на «стандартизацию» в ремонте и дизайне делают и другие компании. Так, продукт компании «Сделано» — полный капитальный ремонт квартир «под ключ»: заказчику предлагается на выбор несколько стандартизированных вариантов отделки, которые подходят для квартир в типовых домах. На сайте можно ввести параметры своего жилья, указать ее адрес и выбрать общий дизайн и его элементы из представленных вариантов. Так покупатель сразу узнает, сколько будет стоить его ремонт — цена фиксируется до начала работ, от заказчика не требуется никакого участия в процессе, максимальный срок выполнения — 15 недель. ««Сделано» работает по принципу конструктора: мы знаем все стандартные планировки квартир и, соответственно, те процедуры, которые должны в итоге обеспечить ремонт. Поэтому нам достаточно взять из библиотеки уже просчитанное решение и «вставить» его в интерьер. Кроме того, мы создали собственные регламенты работ, которые позволили поставить ремонт на конвейер, максимально автоматизировать управление и избежать ошибок,» — рассказывает генеральный директор «Сделано» Илья Шаргаев.
Стоимость ремонта может быть посчитана сразу — «Сделано» располагает набором готовых решений для каждого типа дома и для каждого из узлов, начиная от стяжки, проводки и заканчивая декоративными элементами. То, что выбирает «Сделано», должно подойти людям любого возраста, достатка и рода занятий, так как стандартизация затрагивает только сам ремонт: компания старается сделать варианты дизайна максимально нейтральными, чтобы заказчики после ремонта могли сами обставить квартиру мебелью, купить шторы, цветы, повесить картины, и таким образом обустроить интерьер по своему вкусу — объясняет Шаргаев.
С момента открытия компании 2015 году в «Сделано» продали 170 ремонтов: начинали с 7 заказов в месяц, сейчас выполняют не менее 10-15. Оборот компании — 170 млн руб. в год, а привлеченные инвестиции, стартовав с $250 000, перешагнули отметку $1,5 млн. Сейчас «Сделано» работают с теми, кто хочет простой и качественный ремонт для новой квартиры или давно купленной. Стандартными интерьерами заинтересовались девелоперы, стартап рассчитывает начать работать с новостройками. Еще на этапе котлована человек покупает квартиру в будущем доме, сразу может заказать ремонт, выбрав отделку из нескольких вариантов, описывает генеральный директор «Сделано » Илья Шаргаев. По схожей модели работает «Квадрим». «В последнее десятилетие люди научились ценить свое время и стараются распорядиться им более грамотно, поэтому наступила эпоха сервисов: Uber, Amazon, сервисы доставки еды и прочих, — говорит Алексей Ильин, директор по маркетингу «Квадрим». Темп роста рынка готовых ремонтов он оценивает в 200-300% ежегодно. Основной продукт его компании — линейка из шести различных интерьерных стилей, при заказе проекта в которые можно внести изменения (вроде цвета стен). Конверсия из лида в продажу у «Квадрим» — около 15%. За первый квартал 2017 года выручка компании составила около 27 млн рублей, во втором квартале Ильин ожидает рост показателя до 34 млн рублей. Вслед «Сделано» и «Квадрим» на рынке появляются все новые сервисы для ремонта «под ключ».
Другие игроки на рынке попытались от стандартизации уйти, при этом тоже оптимизировать процесс ремонта и выбора интерьера для клиентов – но другими способами. Создатели Planner 5D, например, развивают кросс-платформенное приложение, позволяющее любому человеку создавать дизайн интерьера и планировки помещений (у сервиса есть аналоги в России и в мире). Без предварительной подготовки можно быстро создать план помещения в 2D/3D-режимах, выбрать отделку, добавить мебель и предметы интерьера, чтобы визуализировать идеи и желания. Сервис привлек более 20 млн пользователей по всему миру, ежемесячная активная аудитория — около 3 млн активных пользователей, сообщает сооснователь сервиса Алексей Шереметьев, Приложение бесплатно, но предусматривает возможность внутренних покупок. Другая модель монетизации — работа с продавцами мебели, строительных материалов, недвижимости. Шереметьев не верит в стандартизацию в том смысле, в котором ее понимают основатели «Сделано», «Квадрим» или FlatPlan. «Мы разрабатываем систему с использованием искусственного интеллекта, которая предлагала бы пользователю решение его «квартирного вопроса» с учетом его предпочтений в дизайне, местонахождения жилья, климата, опыта миллионов пользователей и т.д, — говорит Шереметьев. — Стандартизация уходит в техническую часть — электрика, водоснабжение, зонирование и т.д. А дизайн остается во власти человека»
Супермаркеты выживут?
Альтернатива стандартам — принцип супермаркета с широким выбором идеи и товаров. Этой концепции придерживается InMyRoom- один из самых крупных digital-медиа в России об интерьере, декоре и ремонте, совмещенный с маркетплейсом красивых предметов интерьера с ориентацией на городской средний класс, заинтересованный в красоте. В каталоге InMyRoom — около 60 000 товаров. Выручка от медиапроектов (нативная реклама) и выручка от фулфилмент-маркетплейса (полный цикл по продаже, доставке товара и гарантии на него) примерно равны, рассказывает сооснователь InMyRoom Иван Хмелевской, не раскрывая показателей ежемесячной и ежегодной выручки. Однако он отмечает, что по итогам 2017 года ожидает выход в прибыль (стартап запущен в 2012 году и вскоре после этого получил $500 000 инвестиций). Хмелевской рассчитывает, что маркетплейс вскоре будет занимать в структуре выручки стартапа 60-80%. Аудитория проекта приближается к почти «телевизионной» отметке — 2-2,5 млн посетителей в месяц. На начальных этапах только 2% пользователей переходили от медийной составляющей к маркетплейсу, сейчас это уже 7%. Хмелевской не слишком верит в развитие тренда стандартизации на рынке дизайна и интерьера. «Если философски, я не очень верю в успех ставки на типовой дизайн, так как непонятно, в чем value, — говорит Хмелевской Хорошее машинное обучение (а мы к этому тоже идем) сможет создавать подобные решения достаточно просто, и цена им будет 1 рубль. Дизайнера же — как специалиста, который делает уникальное решение — еще долго не получится заменить».
А основатели FlatPlan тоже ждут больших изменений для рынка онлайн-сервисов для дизайна от машинного обучения. Но Бугаев предпочитает строить бизнес в том числе с опорой на технологии и тренды «здесь и сейчас». «Люди будут все делать онлайн, интерьер будет подбирать нейронная сеть, а ремонт будут делать роботы, — говорит предприниматель о будущем. — Но я считаю, что лучше от далекого будущего лучше перейти к ближайшему будущему. Мы вовлекаем новую целевую аудиторию — тех, кто хочет все сделать по большей части сам, не тратя много времени на консультации и встречи. Это уже большие изменения рынка дизайна».
Источник
Uber для квартиры: как два финансиста научились зарабатывать миллионы на ремонте
Рынок онлайн-сервисов обустройства жилья бурно растет: в конце мая IKEA купила долю в индийском сервисе по дизайну интерьеров Livspace, лидер китайского рынка Tubatu в ходе инвестраунда оценен в $2 млрд и готовится к IPO, а 28 мая первый российский сервис ремонта «под ключ» — «Сделано.ру» — приобрела структура экс-гендиректора «МегаФона» Ивана Таврина. Все это — признаки неизбежной автоматизации консервативного рынка ремонта и дизайна жилья, говорят основатели проектов Rewedo и Rerooms Юрий Гольдберг и Дмитрий Борисов. Они не были первопроходцами рынка или самыми крупными его участниками, зато сумели занять экономнишу индивидуального обустройства квартир — в том числе, с помощью алгоритмов машинного обучения.
Из консалтинга в коворкинг
36-летние Гольдберг и Борисов выглядят как типичные московские стартаперы — работают в коворкинге, а в перерывах между скайп-коллами потягивают ягодный смузи. Но так было не всегда: до запуска собственного стартапа оба занимали высокие посты и снимали деловые костюмы только по выходным.
Гольдберг начинал в аудиторской компании Arthur Andersen и инвестиционно-банковской группе «НИКойл», а после выпуска из ВШЭ основал собственную инвесткомпанию Quadra, которая торговала акциями второго эшелона. В 2008 году на фоне кризиса он вышел из бизнеса и основал брокерскую компанию НСКА, которая страховала граждан от банкротства застройщиков. В 2014 году изменилось законодательство, и предприниматель переключился на страхование самих застройщиков.
Борисов строил карьеру сначала в консалтинге (KPMG и Deloitte), а затем семь лет работал в инвесткомпании A&NN Group Александра Мамута, где дорос до позиции вице-президента. Когда в A&NN сменилось руководство, молодой менеджер решил попробовать себя в бизнесе и открыл несколько магазинов украшений Sunlight по франшизе. Через год из-за разногласий с франчайзером Борисов продал точки, выручив порядка 10 млн рублей и в 2014 году присоединился к НСКА Гольдберга, с которым был знаком еще по студенческим временам.
Запустить новый совместный бизнес партнеров сподвиг общий знакомый, который решил заняться производством кухонь на заказ. «Себестоимость кухни составляет всего 25% от рыночной цены, и он надеялся зарабатывать на этом «в четыре конца», — вспоминает Гольдберг. — Оказалось, очень много денег уходит на поиск клиента, отрисовку и работу дизайнера, и прибыли почти не остается. Наш знакомый проработал три месяца и закрылся». Борисов и Гольдберг посмотрели на историю под другим углом: сократив цепочку исполнителей, в нише можно построить прибыльный бизнес.
50 оттенков ремонта
Кухни на заказ показались партнерам слишком узкой нишей — они решили брать шире и в 2014 году запустили проект «Свой тендер» для предоставления экспертных услуг по строительству, ремонту и дизайну жилья, а также закупке мебели. «Мы высылали к клиенту одного специалиста, который проводил все необходимые замеры и рассчитывал стоимость. Человек не тратил целые выходные, чтобы дождаться десять разных замерщиков, а получал пакетную услугу, — описывает суть проекта Гольдберг. — Расчеты были точными и независимыми: у нас не было интереса завышать стоимость услуг, ведь сами работы проводили не мы».
Система работала по принципу тендера: расчеты загружались в личный кабинет клиента, где их могли видеть подключенные к системе потенциальные исполнители — строители, ремонтники и дизайнеры. Заказ получал тот, кто был готов работать по озвученным ценам и реагировал быстрее конкурентов.
На бумаге все выглядело идеально, но на деле клиенты хотели общаться не с посредниками, а с исполнителями, «чтобы было, с кого спросить». Партнеры выполнили около десяти заказов и сменили бизнес-модель: сайт превратился в маркетплейс по ремонту. «Мы раздавали своим подрядчикам прайс-листы, в которых они отмечали цену за определенный вид работ. На основе этих данных получилось сделать довольно точный онлайн-калькулятор с расчетом стоимости услуг каждого исполнителя, — вспоминает Борисов. — Мы предоставляли площадку для общения клиентов и исполнителей и выступали гарантом того, что озвученная на сайте цена будет окончательной».
Но и эта концепция не взлетела: подрядчики часто меняли цены услуг, не предупреждая владельцев сайта, из-за чего возникали конфликты с клиентами. «А еще мы поймали типичную болезнь маркетплейса: привлекаем исполнителей — нет клиентов, привлекли много клиентов — некому удовлетворять спрос», — добавляет Гольдберг.
Уют под ключ
В 2016 году партнеры наконец нашли подходящую бизнес-модель. Их новый проект Rewedo «уберизировал» процедуру ремонта — сервис объединил под своим брендом сторонних исполнителей и взял на себя ответственность за качество их услуг. «Как в [агрегаторах] такси, — сравнивает Гольдберг. — Это оказалось самым важным для клиента — общаться с тем, кто отвечает за результат». На запуск потратили около 20 млн рублей собственных накоплений (учитывая предыдущие затраты на разработку IT-платформы и запуск сайтов).
В клиентах недостатка не оказалось — по словам Гольдберга, в 97% случаев ремонт заказывают через друзей и знакомых, а бригады работают «под честное слово», так что контролировать результат очень сложно. «Рынок огромный, но абсолютно аналоговый и держится чисто на сарафанном радио. Почти все остальные сферы повседневной жизни — уборка, готовка, уход за собой — перешли в диджитал, очередь за ремонтом», — рассуждает Гольдберг. С точки зрения бизнес-модели ниша тоже перспективная: по оценке Борисова, чек на ремонт и обустройство жилья является вторым по величине после покупки недвижимости и составляет около 2 млн рублей.
Рынок ремонта в России — один из самых перспективных с точки зрения автоматизации, согласна представитель компании YouDo Анастасия Дементьева: «Люди тратятся на ремонт даже в кризисные времена. Иногда отменяют поездку в отпуск ради этого». По ее словам, категория «Ремонт и строительство» занимает первое место среди услуг YouDo и по количеству заказов, и по среднему чеку.
Rewedo понял это не первым: еще в 2014 году в России запустился проект «Сделано.ру», основанный создателем журнала «Афиша» Ильей Осколковым-Ценципером и его партнерами-архитекторами Ильей Шаргаевым и Марко Михич-Ефтичем. «[Второй проект Борисова и Гольдберга] Rerooms предлагает архитектора, который сделает дизайн-проект. Rewedo помогает найти бригаду и рассчитать стоимость ее работ, но координация работ, закупка материалов в зону ответственности компании не входит. «Сделано» — это ремонт полностью под ключ, включая закупку отделочных материалов, логистику и все остальные сопутствующие заботы», — рассказывает Шаргаев о разнице с конкурентами. Гольдберг главным отличием называет то, что в Rewedo клиент может заказать индивидуальный ремонт по умеренным ценам, а «Сделано» предлагает выбрать один из шаблонных вариантов ремонта. Средний чек за ремонт однокомнатной квартиры без учета стоимости стройматериалов составляет 330 000 рублей — в среднем на треть дешевле, чем у конкурентов, уверяют основатели Rewedo.
Первые два года их проект работал в операционный минус. Это нормальная ситуация для стартапа, говорят предприниматели. Но к 2018 году над ними нависла угроза разорения. Окупать предыдущие убыточные эксперименты партнерам позволяла прибыль НСКА, но в 2017 году страхование застройщиков перешло под управление государства. Еще год бизнес работал «по инерции» — обслуживал клиентов, которые успели заключить договоры до изменения законодательства, но весной 2018-го НСКА пришлось закрыть.
Дорогой клиент
Главным препятствием на пути к окупаемости Rewedo оказалась высокая стоимость привлечения клиентов — около 30 000 рублей на человека. Сократить эту статью расходов традиционными методами не получалось, и предприниматели пошли нестандартным путем — запустили еще один стартап по дизайну квартир в онлайне Rerooms. Проект работает по той же уберизированной модели, только в сфере интерьера, а не ремонта. «Клиент в дизайне стоит в несколько раз дешевле, чем в ремонте, поэтому Rerooms изначально задумывался как маркетинговый канал для основного бизнеса», — не скрывает Борисов.
Впрочем, вскоре партнеры поняли, что ниша дизайна под ключ перспективна и сама по себе. «Ежегодно в России строится около 2 млн квартир, но только 3% новых хозяев заказывают услугу дизайна. Все потому, что средняя стоимость индивидуального дизайн-проекта для двухкомнатной квартиры составляет от 100 000 рублей. Люди думают, что за такие деньги нарисуют все сами, и начинают творить на ходу. В итоге тратят примерно на 20% больше денег и на треть больше времени, чем те, кто сразу пошел к профессионалам», — объясняет Борисов.
Со стороны исполнителей процесс тоже требовал серьезной отладки: оказалось, на личные коммуникации с клиентом дизайнеры тратят еще больше времени, чем ремонтники. «Часто муж с женой не могут договориться между собой о желаемом результате, требуют, чтобы дизайнер постоянно приезжал на объект — обсудить оттенок стен или форму ручек двери. В итоге страдает дизайнер: заказчики заявляют, что их неправильно поняли и надо все переделать», — рассказывает Гольдберг.
Rerooms отказался от бесконечных личных встреч, которые отнимают время и силы у обеих сторон. Почти весь процесс автоматизирован: клиент и дизайнер встречаются всего один раз, чтобы провести замеры и составить подробный бриф с пожеланиями владельца жилья. Информация заносится в личный кабинет клиента, там же происходит дальнейшее общение с дизайнером. После утверждения брифа клиент оплачивает 50% стоимости работ, и дизайнер приступает к выполнению заказа. Пул дизайнеров постоянно ротируется: в основном это люди из регионов России, а также из Украины и Белоруссии. Всего на платформах Гольдберга и Борисова успело поработать около 1000 специалистов, которые сделали 1500 ремонтов и 2000 дизайнов в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.
Убыточен и перспективен
План превратить Rerooms в маркетинговый инструмент не сработал: конверсия заказчиков из сферы дизайна в ремонт составила всего 10%. Да и сам продукт не приносил прибыли: из 35 000 рублей среднего чека за дизайн-проект около 28 000 уходит на оплату услуг специалистов, еще 7000-8000 — на привлечение клиента. Чтобы сократить издержки, предприниматели придумали дополнительный способ монетизации: кроме услуг дизайна они продают заказчикам мебель и другие предметы интерьера. «В процессе создания дизайн-проекта мы выявляем потребности заказчика в товарах для дома, а потом предлагаем ему то, что ему нужно. По сути, работаем как маркетплейс мебели и предметов интерьера», — объясняет Гольдберг.
Товары для дома Rerooms закупает по оптовым ценам у поставщиков и делает наценку в 15-30%. Это в полтора раза ниже, чем стандартная комиссия ретейлеров, заверяют предприниматели. По их словам, стоимость товаров в Rerooms соизмерима с ценниками в «Леруа Мерлен», IKEA, Hoff и других магазинах, но клиенту намного проще заказать все необходимое в одном месте. «Обычно человек ищет, где подешевле, и отовсюду заказывает доставку — выходит дорого и долго. Мы формируем пакетное предложение и предлагаем купить все, что прописано в проекте, здесь и сейчас», — говорит Гольдберг.
Предложение пришлось клиентам по вкусу: 70% заказчиков дизайна добирают товары в Rerooms. Первая покупка обходится клиенту в 30 000-40 000 рублей, а уже через полгода большинство оставляют в маркетплейсе до 300 000. «И все равно это меньше 20% бюджета, который человек готов потратить на обустройство будущей квартиры», — уверен Борисов. Потенциал для роста огромен, заключает он.
«К нам часто обращаются те, кто уже обустраивал жилье без помощи дизайнеров, и почти никто не хочет переживать это снова», — рассказывает Екатерина Федорова, основатель сервиса по онлайн-дизайну квартир Legko. — Если 15 лет назад многие делали ремонт самостоятельно, то сейчас сложно представить офисного сотрудника, который взял в руки шпатель и начал ровнять стены». По ее словам, рынок дизайна интерьеров в ближайшие годы имеет все шансы повторить судьбу ремонтной сферы.
Rewedo и Rerooms по сути слились в один проект, а Борисов и Гольдберг позиционируют бизнес как комплексное решение для обустройства жилья. Совокупная выручка сервисов в месяц составляет порядка 36 млн рублей (по 18 млн рублей соответственно). Rewedo за тот же период приносит около 1 млн рублей чистой прибыли, а Rerooms работает в операционный ноль.
Развитие проекта обходится в 5 млн рублей дополнительных инвестиций ежемесячно. В 2017 году 1,2 млн рублей в Rewedo вложил Фонд развития интернет-инициатив, а в мае 2018-го Rerooms привлек 40 млн рублей от бизнес-ангела. Большая часть средств уходит на доработку IT-платформы: Гольдберг и Борисов держат штат из 12 программистов, которые занимаются поддержкой сайта и развивают алгоритмы машинного обучения. «Наша глобальная задача — сделать так, чтобы всю техническую работу выполняла машина, а дизайнерам оставалось только творчество и психология, без которых в этой сфере никуда, — рассуждает Гольдберг. — Ремонт — это стабильный, крепко стоящий на ногах бизнес. Дизайн — пока что убыточная, но очень перспективная, на наш взгляд, сфера».
В планах предпринимателей — научить нейросеть Rerooms безошибочно угадывать желания клиентов и довести стоимость услуг дизайнера до 5000-10 000 рублей в рамках одного проекта. А как только процессы будут отлажены, можно выходить за рубеж: в компанию уже поступают запросы из Германии, Франции и других стран.
Источник