Стартер для москвича ремонт

Ремонт стартера автомобиля Москвич

На двигателе установлен стартер СТ117-А (рис. 1),

представляющий собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения с электромагнитным тяговым реле 2 типа РС-14, расположенным на корпусе 25 стартера.
Стартер имеет четыре полюса, на которых расположены катушки возбуждения З, три из которых соединены между собой последовательно, одна — параллельно. Якорь 26 стартера вращается в двух бронзографитовых подшипниках 21, установленных соответственно в крышках 20 и 29. Крышки прикреплены к корпусу 25 стартера двумя стяжными болтами.
На задней крышке укреплены два изолированных щеткодержателя 14 и два щеткодержателя 16, замкнутых на «массу». В щеткодержателях помещены соответственно изолированные и замкнутые на «массу» щетки. Все щетки имеют гибкие канатики, соединенные винтами 13 со щеткодержателями. Изолированные щеткодержатели соединены между собой медной соединительной перемычкой 12. К одному из них подведен конец трех последовательно соединенных катушек обмотки возбуждения. Второй конец этих катушек присоединен к болту 4 клеммы тягового реле. Щетки прижимаются к коллектору при помощи пружины 15 щеткодержателя. Для доступа к щеткам и осмотра коллектора в корпусе стартера имеются окна. Во избежание засорения стартера его окна закрыты защитной лентой 28 с водонепроницаемой картонной прокладкой 27.

Технические данные

Номинальное напряжение — 12 В;
Номинальная мощность — 1,32 (1,80) кВт (л.с.);
Ток холостого хода — не более 85 А;
Частота вращения якоря при холостом ходе — не менее 500 об/мин;
Ток при тормозном моменте 16 Нм (1,6 кгс•м) — не более 500 А;
Напряжение включения тягового реле в момент соприкосновения шестерни при вода с прокладкой толщиной 16,5 мм, помещенной между шестерней и ее упором — не более — 9 В;
Усилие пружины щеткодержателя на щетку — 10-14 (1,0-1,4) Н (кгс);

Возможные неисправности старте и способы их устранения даны в табл.

Контрольная проверка стартера

Проверка стартера на холостом ходу

Приборы и приспособления: стенд или тиски (при отсутствии стенда), амперметр с шунтом, вольтметр, тахометр. Схема проверки включения стартера казана на рис. 2.


Рис. 217. Схема проверки включения стартера:
1 — динамометр; 2 — тормозной рычаг; 3 — стартер; 4 — электромагнитное тяговое реле; 5 — кнопочный выключатель; 6 — шунт амперметра; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — амперметр; 9 — вольтметр.

Для проверки на холостом ходу установите стартер на специальный стенд или зажмите в тисках. Применяемая аккумуляторная батарея 6-СТ-55 должна быть полностью заряжена. Присоединительные провода к батарее, к шунту амперметра и к стартеру должны иметь сечение не менее 16 мм².
При напряжении на клеммах 12 В исправный стартер должен потреблять ток не больше 85 А, а частота вращения якоря должна быть не менее 5000 об/мин.
Повышенный потребляемый ток, пониженная частота вращения, а также шум во время работы свидетельствуют об электрических и механических неисправностях стартера, замыкании обмотки якоря на «массу» или замыкании между витками. Малый потребляемый ток и пониженная частота вращения при нормальном напряжении на клеммах стартера свидетельствуют о плохом контакте в соединениях проводов или слабом давлении пружин щеток.

Проверка стартера в режиме полного торможения

Проверка и регулировка привода стартера

Проверка тягового репе включения стартера

Проверка стартера на отсутствие замыкания обмоток на «массу»

Проверку отсутствия замыкания внутренней цепи стартера на «массу» проводите в следующем порядке:
1. Приподнимите над коллектором неизолированные «массовые» щетки.
2. Отсоедините вывод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя.
З. Отсоедините вывод обмотки возбуждения стартера от тягового реле.
4. Подведите к выводу обмотки возбуждения и к корпусу стартера напряжение (через контрольную лампу) от аккумуляторной батареи или от сети.
Если лампа загорится, это укажет на короткое замыкание во внутренней цепи стартера.
Проверку отсутствия замыкания обмотки возбуждения на «массу» производите в следующей последовательности:
1. Отсоедините вывод обмотки возбуждения от тягового реле.
2. Приподнимите неизолированные щетки.
3. Отсоедините вывод шунтовой катушки от неизолированного щеткодержателя.
4. Отверните винты от изолированных щеткодержателей и выньте из них щетки.
5. Подведите напряжение к выводу обмотки возбуждения и к корпусу стартера.

Читайте также:  Ремонт карданных передач трактора

Если лампа загорится, это укажет на короткое замыкание в обмотке возбуждения.
Проверку отсутствия замыкания изолированных щеткодержателей на «массу» проводите также, как и при предыдущей проверке. Однако напряжение подводите к изолированному щеткодержателю и к «массе».
Проверку отсутствия замыкания обмотки якоря на «массу» производите в следующей последовательности:
1. Приподнимите неизолированные и изолированные щетки.
2. Подведите напряжение к ламелям коллектора и корпусу стартера.
Если лампа загорится, это укажет на короткое замыкание в обмотке якоря.

Обмотку якоря на межвитковое замыкание проверяйте на стенде. Уложите якорь на шарикоподшипники стенда, а трансформатор стенда включите в сеть переменного тока напряжением 220 В. Затем на железо якоря вдоль оси наложите тонкую стальную пластину и, медленно проворачивая якорь (придерживая при этом пластину от проворачивания), наблюдайте за пластиной. При межвитковом замыкании пластина начнет вибрировать и притягиваться соответствующим пазом якоря.

Проверку замыкания обмотки якоря или ламелей коллектора на «массу» производите переменным током 220 В, подключая его к якорю последовательно с лампой накаливания. Один полюс источника тока присоедините к любой ламели коллектора, а другой — к валу якоря. Если лампа загорится, то это укажет на замыкание обмотки (или деталей коллектора) на «массу». Якорь в этом случае подлежит замене.

Источник

IZh Москвич 412 «Свт. Спиридон» › Logbook › Начало эксплуатации, часть II — Разборка и дефектовка стартера СТ-230

Добрый день братья, давно мы не виделись, не слышались, но вот сегодня, слава Богу, мы снова рады выйти на связь. (= Мы продолжаем устранять возникшие неисправности при начале активной эксплуатации. Открыл этот список генератор, который мы дружно и ладно отремонтировали в прошлый раз. Но это всего лишь первый номер в весьма обширном списке, понятное дело, что от него одного наша жизнь не сильно облегчилась. Устойчивый запуск — вот чего хотелось бы достичь в первую очередь, и раз теперь проблема с зарядкой АКБ генератором больше не актуальна, остаётся лишь один виновник моих хмуро стиснутых бровей и натуженного выражения лица Спиридонушки при запуске — это стартер.
Для начала изложу то, как ведёт себя требующий ремонта данный агрегат. Тут всё просто и выразительно — иногда его якорь вращается легко, а иногда с какими-то как бы заеданиями, с натягом, отсюда запуск более задумчивый, осложнённый. Оно и понятно, оборотов коленчатого вала недостаточно. Эти ярко выраженные признаки чётко указывают на изношенность втулок якоря стартера, причём всё это не является проблемой электрики, это чисто механическая неисправность, связанная с физической усталостью механизма.
Вот как всё это происходит — якорь, вращающийся в 3-х изношенных втулках получает радиальный люфт, вращается неравномерно, иногда встаёт «наперекос». В один прекрасный день запуска ДВС попросту не произойдёт. Так и случилось с нами, просто удивительно, что критический износ стартера почти точно совпал с возвращением старичка Спиридона на дороги, то есть данная неисправность не связана с его долгим простоем в ожидании нового владельца, что в нашей совместной, пока ещё не очень продолжительной истории произошло впервые. Ну что же, с Божьей помощью будем исправлять, правда сегодня, мы расскажем только о разборке стартера, покажем изношенный втулки и на этом закончим, так как количество загружаемых фотографий на одну запись ограниченно, а о таком важном агрегате как стартер, как мне кажется, рассказывать следует подробно, дабы всё больше и больше людей не боялись и не стеснялись самостоятельно пробовать чинить свои автомобили! (= Ну, а запрессовка новых втулок и сборка с наведением чистоты и лоска будут отображены в следующей записи. Итак, с Богом! (=

Читайте также:  Ремонт стартеров для тримеров

В нашем случае стартер более новой модели, СТ-230, по всей видимости родной СТ-117А пришёл в полную негодность и был сменён в своё время. О снятии стартера с автомобиля упомянем вскользь, так как демонтировать его приходилось при пасмурной, дождливой погоде, тут уж извините, не до фотографий. (= Благо держится он всего лишь на двух мощных гайках, да несколько проводов требуется отсоединить, вот и всё. Не снимается чего-то? Залип своим фланцем, не оторвать? Ну подёргайте его обеими руками посильнее, ну молоточком легонечко стукните, ничего страшного, сойдёт, никуда не денется. Операция более простая чем на Жигулях, так как во-первых: двигатель имеет наклон вправо, отчего доступ к стартеру весьма свободный и удобный, во-вторых, на Жигулях стартер держат три болта, один из которых нужно отворачивать снизу автомобиля. Так что, Москвичу снова плюс. (=
Но вот, сырая от дождя кофта отправляется на батарею сушится, а снятый стартер на подстилку, что на полу кухни, разбираться. Эх, возмущались тогда наверное, в советское время, жёны на своих мужей, владельцев Москвичей, да Запорожцев, то аккумулятор в ванной на зарядку поставят, то трамблёр на полированном столе разобранный до винтиков лежит, а трогать ничего нельзя — уйди говорят тебе со своей тряпкой, потом пыль вытрешь… Ну, а мне повезло, не возмущалась супруга, — лишь бы я на улице не мок. (=

Вот и ключи под рукой, пациент покорно лежит, начинаем его, кхмм, расчленять…

Стерильность рук тут не нужна, главное линолеум в смазке не испачкать. (= Для начала разворачиваем его задним торцом к себе и наблюдаем там специальный лючок в центре, закреплённый двумя винтами:

Деталь эта показалась мне интересной и полезной, ведь удалив её и сняв стопор, мы сразу же получаем доступ к заднему концу якоря и задней же втулке, в которой он вращается. Это довольно удобное и практичное техническое решение:

Таким образом можно сразу оценить состояние втулки, достаточно просто пошевелить якорь в разные стороны и понять, есть там люфт или нет. Лично я конструкцию оценил, в Жигулях, по крайней мере на моделях 90-х годов выпуска, я такого никогда не видел. Так что, я отдаю ещё один плюс Москвичу!
Что ж, шевелим. Люфт действительно есть и немалый, как говорится, что и требовалось доказать, в передней и средней втулках ситуация гарантированно та же.
А вот и две гайки на задней крышке, они крепят не только её, но и стягивают весь корпус стартера целиком — начиная с передней крышки, в которую ввёрнуты длинные шпильки, проходящие через корпус с обмоткой, и далее в заднюю крышку. Отворачиваем их и снимаем заднюю крышку:

Крышку убираем в сторону и глядим на заднюю часть дальше, там теперь оголились те самые щётки стартера, которые тоже зачастую являются виновницами поломки. Но это не наш случай, хотя наш рассказ вполне поможет тем, у кого причина проблем со стартером именно в них:

Две из них, это «отростки» от обмотки корпуса стартера, а две другие придатки самого щёточного узла, надетого на рабочую поверхность якоря.
Важно!перед снятием щёточного узла необходимо сделать пометки, например белым штрихом, с той целью, чтобы зафиксировать их взаимное расположение, дабы при обратной сборке соблюсти «полюсность» щёток. Стоит напутать с ними, поставить щёточный узел неправильно, повернув на 180 градусов относительно исходного положения, как в последствии, при повороте ключа зажигания, в ответ мы услышим лишь предательское молчание. И тут мы начинаем по обыкновению грешить, ругаться и роптать, — да кто это придумал, да зачем это всё надо?! Но вина то исключительно наша… Согласитесь друзья, такой момент приятным не назовёшь, но такое случается…
Итак, пометки сделаны. Как я говорил, щётки закреплены, то есть прижаты к якорю, с помощью пружинных фиксаторов, которые следует «отжать» плоской отвёрткой и вытащить щётки наружу. На первый взгляд может показаться не понятным, но на самом деле всё просто, нужно лишь немного повертеть стартер в руках, потрогать руками, да поковырять отвёрткой и тогда всё прояснится. (= Вынимать нужно лишь две щётки, которые «отросли» от обмотки корпуса, две другие остаются на своих местах и вынимаются вместе с щёточным узлом простым сдвигом всего узла назад:

Читайте также:  Canon pixma ip6000d ремонт

Всё, сзади у нас ничего не осталось. Теперь удалим верхнюю часть, которая именуется втягивающим реле. Все это название мы слышали много и много раз, нужно ли говорить, что это тоже важная часть стартера. Поворачиваем например ключ, а не крутит стартер, даже клац-клац не слышно, ооо, да это втягивающее, его смотри, — так нам скажет дядя Ваня, сосед по гаражу на копейке. Собственно примерно так оно и есть, правда это не наш синдром, мы его просто снимем и всё. (=
К нижней части реле прикручен ещё один «отросток» обмотки, сначала откручиваем его, а затем — два винта крепления корпуса реле:

Преодолев некоторое усилие, вынимаем реле назад вместе с подпружиненным якорем (не путать якорь втягивающего реле, с якорем стартера). Можно их и поотдельности, просто якорь зацеплен своей серьгой за вилку стартера, достаточно лёгких усилий, чтобы их расцепить.
Что ж, сняли, посмотрели и тоже убрали в сторону. Теперь можно вытянуть назад и удалить корпус стартера с обмоткой (центральную часть):

И эти детали убираем в сторону. Собственно от стартера осталось то всего ничего — передняя крышка, болтающийся якорь, вилка и бендикс. Некоторые из этих останков держаться лишь на одном, эксцентричном винте, которой крепит и одновременно регулирует вилку стартера:

Вообще-то, если сказать более конкретно, винт регулирует выход бендикса, но посредством установки положения оси вилки. Пока вдаваться в детали не будем, просто выкрутив винт, снимем с передней части якоря переднюю крышку, в ней же соответственно и передняя втулка. После этого, тут же на коленки вываливается сама себе вилка:

На операционном столе остаётся якорь с бендиксом, скользящим туда-сюда на шлицах, а за ним промежуточная опора, в ней же и средняя втулка. Подковыряв отвёрткой потоньше стопорное кольцо и удалив его, вынимаем бендикс с регулировочными шайбами, а вслед за ним и промежуточную опору:

На этом всё, вот тебе и стартер — распотрошённый дальше некуда. Начинающему хирургу, то есть мне, остаётся лишь констатировать подтвердившийся диагноз — острая втулочная недостаточность, повлёкшая за собой заклинивание суставов и потерю работоспособности…
А вот и лекарство — новые втулки, загодя купленные:

Но всё это ничего, — говорит пытающийся вытереть грязной же тряпкой, свои грязные руки хирург-москвичист. Списывать его ещё рано, и до пенсии ему ещё…как Хилари Клинтон до президентского кресла, пахать и пахать. (= Вылечим!
Ну, а на сегодня всё, разбирать стартер мы научились, всё посмотрели, всё запомнили. Детали стартера сваливаются в плотный пакет, который надо будет непременно взять с собой на работу. Там, при помощи тисков и прочего инструмента, мы заменим втулки, отполируем и начистим детали, произведём все необходимые регулировки, что тоже иногда требуется. Обо всём этом уже в следующий раз — на часах время позднее, так что сейчас отправляемся в душ и скорей в кровать, где уже давно спит, недождавшаяся своего горе-механика, любимая супруга. (=
Всем спасибо за внимание, успехов и до новых встреч! Спаси Господи, спокойной ночи! (=

Источник

Оцените статью