Закон «О защите прав потребителей» в ситуации с затягиванием срока ремонта авто по страховке
Если страховая компания затягивает срок ремонта, как быть автовладельцу? Оказывается, в суде реально добиться справедливости: компенсации за то, что автомобиль после ДТП долго чинили.
Статистика неутешительна: каждый пятый случай ремонта по страховке не проходит без проблем. Основная — существенное увеличение сроков, в течение которых ремонтируются повреждения, полученные в ДТП.
Эксперты утверждают, что чаще всего сроки затягиваются из-за самой страховой компании, а не по вине мастеров. Страховщики долго согласуют со специалистами СТО объем ремонтных работ, а потом еще и не своевременно расплачиваются с ними.
В этом случае торопить нужно не тех, кто ремонтирует, а страховую компанию, потому что договор у водителя именно со страховщиком, а не со СТО. И предъявлять претензии не просто можно, а нужно.
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
Но заметьте, иногда страховая компания поступает добросовестно, а сроки все равно затягиваются. Например, если запчасти, заказанные для ремонта, долго идут от поставщика. Но это, пожалуй, единственный случай, когда задержки происходят по объективным причинам.
В судебной практике существует прецедент, когда суд обязал страхкомпанию выплатить компенсацию за большой срок ожидания ремонта. Дело рассматривалось одним из районных судов города Санкт-Петербурга. На СТО ремонт поврежденного в ДТП Porsche Macan велся 11 месяцев вместо одного.
Ответчик оправдывался тем, что не выполняет ремонтные работы лично, поэтому не контролирует сроки. Истец настаивал, что ситуацию следует разрешить по букве закона «О защите прав потребителей». И суд согласился с этой позицией, присудив страховщику выплату неустойки за нарушение сроков выполнения работ, штраф и компенсацию морального вреда. Все это потянуло на сумму в полмиллиона рублей.
Этой ситуации могло и не возникнуть, если бы в законодательстве, регулирующем порядок восстановительных работ по полису КАСКО были четко обозначены сроки на ремонт. Сроков нет, поэтому страховые компании, увы, пользуются этим пробелом. Но теперь все подобные случаи можно рассматривать через закон «О защите прав потребителей», который защищает права водителей как потребителей услуги страхования.
Источник
Что делать если ремонт автомобиля по ОСАГО затягивается?
В законе предусмотрен предельный срок ремонта 30 дней, однако если он нарушается, обращаться в суд Вы сразу не сможете.
До суда нужно подготовить претензию, потому что у нас на сегодняшний день в обязательном порядке сначала нужно попробовать решить все вопросы связанные с ремонтом или выплатами деньгами мирным путем.
Вся ответственность за сроки ремонта, за качество ремонта лежит на плечах страховой компании. Именно к страховой компании мы предъявляем все требования по неустойкам и штрафам.
В практике бывают случаи когда страховая и автосервис не могут договориться между собой, человек ждет, машина дешевеет на глазах, ржавеет без ремонта. И тут правомерно возникает вопрос, что делать если автосервис затягивает ремонт?
В данной ситуации мы забираем автомобиль, пишем претензию, что нас это не устраивает, забираем автомобиль даже если он не отремонтирован, даже если он отремонтирован частично.
Здесь, к сожалению, придется немножечко поднапрячься, заплатить деньги, отдать в другой сервис, чтобы сделали хороший ремонт.
Ремонт делается за свои деньги, а потом в страховую компанию предъявляются требования о полной компенсации всех понесенных расходов.
Но это еще не все. Так как страховая компания допустила нарушение сроков ремонта по ОСАГО, суд, вынося решение, еще взыщет дополнительно неустойку за каждый день просрочки, по ОСАГО он не такой большой и штраф 50%.
Если у вас ремонт был, условно говоря, 100 тыс. рублей, то еще плюс неустойка, плюс штраф — это будет в районе 150 тыс. рублей и больше.
Во многих цивилизованных странах существует система «подменного автомобиля», в той же Германии вам выдают автомобиль аналогичного класса на время ремонта. У нас, к сожалению, пока этого нет. Боюсь, что в обозримом будущем и не появиться, а если и появиться то мы увидим сразу повышение тарифов.
Если во время ремонта выявляются скрытые повреждения они также включаются в стоимость ремонта. Но на данной стадии и проявляется волокита, когда автомобиль попадает в автосервис и если выясняется, что там еще что-то пострадало, начинается согласование между страховой и СТО.
Понятно, что страховая компания не хочет платить за то, что не было следствием столкновения, а сервис заинтересован в том, чтобы как можно больше указать повреждений и за это получить денег. И они начинают «бодаться».
И в данной ситуации выигрывает тот, кто убедительнее. Как правило, страховая действует плотно с автосервисом, наверное они вдвоем выигрывают. Но если ремонт качественный, не важно сколько он стоил, тогда выигрывает автовладелец.
И не забывайте про европротокол! По европротоколу сейчас не все так хорошо как планировалось, потому что сумма очень маленькая, это 50 тыс. рублей максимум.
Даже если будут скрытые повреждения и все это будет запротоколировано, больше 50 тыс. рублей все равно не получишь. Сейчас идет предложение уже одобрено Минфином, эта сумма будет увеличена до 100 тыс. рублей , но опять эта не такая большая сумма, чтобы решить проблему быстрого оформления ДТП.
Больше всего нареканий это по стоимости запчастей и когда страховые берут стоимость из своих справочников. Решение проблемы простое — просто привязать этот ценник к стоимости запчастей у дилеров и все!
И напоследок еще одна ложка дегтя. Обсуждается вопрос об увеличении стоимости полиса ОСАГО в 1,5-2 раза.
Но страховщики уверяют что после повышения будет и качественный ремонт и подменный автомобиль.
Свежо предание,
А верится с трудом…
Финал — молчание…
Источник
Страховая затягивает сроки ремонта по ОСАГО. Что делать?
Итак, с даты передачи автомобиля в ремонтную мастерскую и до момента его возвращения автовладельцу должно пройти не более 30 дней. Об этом четко указывает статья 15.2 Федерального закона № 40-ФЗ от 25 апреля 2002 года. Безусловно, за этот период машина должна быть полностью восстановлена, то есть вернуться в техническое состояние, предшествующее дорожно-транспортному происшествию.
Отметим, что срок ремонта исчисляется рабочими днями, а не календарными. Другими словами, неправильно думать, что авто вы получите через месяц — фактически это произойдет чуть ли не через полтора месяца, особенно, если много праздников (к примеру, ноябрь, май и, конечно, январь).
К слову, есть и легитимная причина, по которой вы можете получить свой автомобиль позже положенного срока в 30 рабочих дней.
Законное основание для увеличения периода ремонта
Основание лишь одно: сроки растягиваются с одобрения самого автовладельца. То есть вы предварительно соглашаетесь на увеличение ремонтного периода или сдвиг даты его начала. Причем такое согласие вы даете исключительно в письменном виде.
К примеру, страховой компанией выдается направление на ремонт, однако автосервис заявляет, что запчасти, узлы или детали для вашего авто придут нескоро. В такой ситуации можно договориться со страховой компанией о том, что машину в ремонт вы направите только после получения автосервисом всех необходимых компонентов, которые требуются для восстановления.
Практика, однако, изобилует иными нюансами. Коснемся их подробнее.
Главное — зафиксировать дату ремонта
Это критически важно для вычисления продолжительности ремонтного периода.
К примеру, направление, которое вы получаете от страховой компании, может содержать увеличенный срок ремонта, а вы такой документ, что называется, не глядя подписали. Либо в тексте имеется пункт, допускающий затягивание ремонтного периода автосервисом, который начнет все работы в зависимости от поступления запчастей или выполнения любых других условий. И вы, опять же, в нем расписались.
А потом вы прибываете в СТО, где проводится дефектовка или диагностика вашей машины, после чего оставляете ее в сервисе, думая, что с этого дня и начался ремонт. Далее сталкиваетесь с просрочкой в ремонте, задаете вопросы и выясняете, что по документам никакой задержки нет — вы заранее «согласились» на изменение сроков и в суде ничего не доказать.
Чтобы не оказаться, по сути, обманутым, не позволяйте себе визировать документы, не прочитав их досконально, поскольку подкидывание всевозможных допсоглашений и новых пунктов в стандартные бумаги под успокаивающие фразы «Обычная процедура» и «Простая формальность» далеко не редкость.
Логично возникает вопрос: «Если я нахожу пункт об увеличении срока ремонта, то не подписываю документ, верно?» Нет, не верно. Документ вы подписываете, однако зачеркиваете злополучный пункт и там же пишете, что не даете своего согласия на превышение 30-дневного ремонтного периода.
Говоря откровенно, подобные уловки с увеличением сроков и попытками заполучить под них вашу подпись изначально нарушают статью 15.2 Федерального закона № 40-ФЗ, где четко указана продолжительность восстановительного ремонта по ОСАГО: 30 рабочих дней. Всё. И никаких лазеек для затягивания.
Однако суды трактуют эту норму по-своему, вставая зачастую на сторону страховой компании. И считают, что наличие вашей подписи в документе, который предусматривает продление 30-девного периода, делает подобное соглашение абсолютно законным.
Безусловно, даже подписав такой документ, вы имеете шанс доказать факт введения вас в заблуждение и подсовывание допсоглашения с целью сознательного затягивания ремонтного периода. Однако, повторимся, это всего лишь шанс, реализовать который гораздо сложнее, чем потратить несколько минут и внимательно прочитать то, что вам дают на подпись и выразить свое несогласие прямо в тексте документа.
И если никакого соглашения о продлении сроков вы не заключали, то, пригнав машину в СТО, обязательно получите от сервиса акт приема-передачи автомобиля именно в ремонт, а не для проведения дефектовки или диагностики. Если же акт вам не выдают, но в ремонт якобы принимают, то обязательно делайте полную видеозапись всей процедуры.
Подобные действия позволяют игнорировать заявление автосервиса о том, что затягивание ремонта связано с долгой поставкой запчастей. Это уже не ваши проблемы — машина должна быть полностью отремонтирована в течение 30 рабочих дней, включая время на проведение дефектовки и скрытых повреждений, а также поставку необходимых деталей.
Допускается ли продление восстановительного периода из-за финансовых разногласий между автосервисом и страховщиком?
Безусловно, нет. Подобный вопрос четко прописан в статье 21 Федерального закона № 40-ФЗ, предусматривающей 20-дневный срок (причем в данном случае речь о календарных днях) на возмещение ущерба.
В этот период входит и оценка транспортного средства, и урегулирование всех вопросов между автосервисом и страховой компанией. В случае несоблюдения указанного срока страховая компания обязана выплачивать вам ежедневную неустойку.
К слову, и длительный документооборот (например, согласование со страховщиком заказ-наряда) не может быть законной причиной затянуть срок ремонта. Исключением является ситуация, когда вы сами не подписываете акт приема-передачи авто после завершения работ.
Закон законом, но как быть, если ремонт затягивается?
Если ремонт затягивается не по вашей вине, то вам обязаны выплатить неустойку в качестве компенсации за несоблюдение законодательно установленного 30-дневного срока. Такую норму содержит пункт 21 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ, который предусматривает ежедневную выплату в размере 0,5 % от величины ущерба. Сколько это в рублях? Покажем на примере.
Итак, вы сдаете машину в СТО. Ущерб, причиненный транспортному средству, страховая компания оценила в 150 тыс. рублей. Эти деньги страховщик перечисляет на расчетный счет автосервиса. В рамках 30-дневного периода автомобиль должны отремонтировать к 1 апреля 2021 года. В нарушение пункта 15.2 статьи 12 Федерального закона № 40-ФЗ автосервис вернул вам машину лишь 10 апреля нынешнего года.
Таким образом, уже со 2 апреля начинается просрочка, за которую законодательно предусматривается выплата неустойки. Ее начисление длится до дня, когда фактически завершены все работы по устранению дефектов. В нашем случае — до 9 апреля включительно. Следовательно, общий период просрочки составляет 8 дней (со 2 по 9 апреля).
Ежедневная неустойка составляет: 150 000 рублей * 0,5 % (установленная законом ставка) = 750 рублей.
Общая сумма неустойки за весь период просрочки: 750 рублей * 8 дней = 6000 рублей.
Здесь необходимо отметить два существенных момента.
Во-первых, согласно Постановлению Пленума ВС № 58 от 26 декабря 2017 года, ответственность за нарушение сроков ремонта ложится исключительно на страховую компанию, а не автосервис.
Во-вторых, выплата неустойки осуществляется не автоматически, а только в случае вашего письменного заявления (в соответствии со статьей 21 Федерального закона № 40-ФЗ). Утвержденной формы нет — вы пишете в свободном виде. Таким образом, если вы ничего не требуете от страховой компании, она вам ничего и не должна.
Как отмечали выше, если ремонт затягивается в ситуации, когда вы подписали соответствующее допсоглашение, то здесь вариант один — доказывать в судебном порядке, что вас ввели в заблуждение при подписании документа, предусматривающего увеличение сроков ремонта. К слову, судебной перспективы мы коснемся ниже.
Забрать авто из сервиса и получить деньги вместо ремонта: так можно?
Да. Такая возможность, опять же, разъясняется Постановлением Пленума ВС № 58 от 26 декабря 2017 года. Вы вправе получить финансовый эквивалент восстановительного ремонта, если автосервис уже длительное время не приступает к нему либо ремонтирует настолько медленно, что явно не укладывается в отведенный срок.
Здесь отметим важную особенность. Размер страхового размещения в случае проведения восстановительного ремонта считается без учета износа. А если речь идет о выплате «живыми» деньгами, то износ принимается в расчет.
Но в нашей ситуации дискриминации не будет. Совсем недавно, 19 января 2021 года, вынесено Определение ВС № 86-КГ20-8-К2, согласно которому выплаты, полагающиеся из-за нарушений в ходе проведения восстановительного ремонта, должны рассчитываться без учета износа автомобиля. Таким образом, «живыми» деньгами вы получите ровно столько, сколько насчитала страхования компания при направлении машины на восстановительный ремонт.
Страховая компания игнорирует претензию. Как быть?
Сразу напрашивается ответ: обращаться в суд. Но так прямолинейно было ранее. Сегодня же, благодаря внедрению института финансового уполномоченного (омбудсмена), ситуация усложнилась.
Итак, если вашу претензию страховая компания оставила без удовлетворения, то необходимо выполнить два последовательных шага, прежде чем обращаться в суд.
Во-первых, вы снова обращаетесь к страховщику с заявлением о разногласиях. По сути, речь идет еще об одной претензии. Во-вторых, вы обращаетесь с заявлением к финансовому омбудсмену.
И лишь когда вышеуказанные обращения остались без ответа, вы, пройдя все обязательные инстанции, обращаетесь в суд с исковым заявлением, в котором просите выплатить неустойку за нарушение сроков восстановительного ремонта.
Источник