Страховка для ремонта крыши

Виды страховок при работе на крышах

При проведении монтажных работ на высоте и крышах обязательно используется страховочное оборудование. Страховка при кровельных работах позволяет максимально обезопасить их. Однако важно не только использовать средства защиты, но и знать, как это правильно делать.

Существуют разные страховочные системы, используемые кровельщиками. Мы расскажем, как ими правильно пользоваться, и на что обратить внимание.

Разновидности страховочных систем

При проведении работ на значительной высоте кровельщики используют разное страховочное снаряжение, начиная от массивного и неуклюжего пояса и заканчивая удобной и лёгкой специальной майкой. Как правило, при выполнении строительно-монтажных и кровельных работ на высоте используют страховочную систему, состоящую из следующих элементов:

  • специальная майка из ремней;
  • зажимной элемент;
  • карабины (в одном комплекте может быть от 2 до 4 изделий);
  • полипропиленовый канат.

Далее мы подробно рассмотрим как целое страховочное снаряжение, так и отельные его элементы. Страховочная система может включать разные элементы, которые надёжно удержат рабочего при его падении. Любая страховка обязательно присоединяется к анкерному креплению, зафиксированному на крыше.

Особенности используемых канатов

Самая простая и дешёвая система страховки – это обычный канат из синтетической нити. Его длина может доходить до 30 м, а сечение составляет 16-19 мм. Оптимальными в ценовом плане считаются полипропиленовые канаты. Самые дорогие и надёжные тросы поверх верёвочной основы имеют защитную оплётку. К их преимуществам можно отнести следующее:

  • Высокая прочность.
  • Улучшенные разрывные характеристики.
  • Влагостойкость, устойчивость к воздействию щелочей и кислот.
  • Возможность выбора цветовой гаммы (белый, сигнальный, маскировочный).
  • Изготавливаются из мультифиламентной высокопрочной полипропиленовой нити.
  • Сердечник и оплётка выполнены из полипропилена.
  • Может использоваться для разных целей.
  • Максимальный диаметр – 14 мм.
  • Можно приобрести необходимый метраж.

Лучше всего выбрать плетёный высококачественный канат, который скручен из нескольких (чаще трёх) прядей нейлоновой нити. К одному концу такого каната прикреплён карабин, а на другом – в заводских условиях выполнена петля. Такое же изделие из полиэстера стоит дороже. При проведении работы на крыше канатную страховочную линию фиксируют к анкеру с использованием самозапирающегося карабина.

Важно! Использование незапирающихся крюков и механизмов, которые открываются простым нажатием, с конца 90-х строго запрещено.

Именно поэтому многие производители изготавливают карабины и крюки, которые можно открывать двумя отдельными действиями. На надёжность таких элементов не влияет случайное перекручивание каната, приводящее к отпиранию механизма.

При работах на кровлях обязательно используется противовес, который крепится на нижнем конце троса и способствует натяжению анкерной линии. Благодаря этому кровельщик может перемещать по тросу ползун и страховочный строп вниз и вверх. Специальное блокирующее приспособление ползункового типа, которое делается из нержавеющей стали, крепит строп, отходящий от анкерной линии, к страховочному канату.

Страховочные привязи и обвязки

Обычный страховочный пояс не обеспечивает необходимой безопасности, поэтому лучше использовать страховочную привязь или майку. Это специальное снаряжение с наплечными и набедренными майками, которое одевается на человека через ноги и руки. Обычный страховочный пояс не защищает позвоночник от перелома в случае падения с крыши, а майка хорошо поддерживает спину человека и гарантирует полную защиту от повреждений позвоночника.

При падении с крыши в страховочной привязи человек просто зависает головой вверх и может легко сам выкарабкаться по верёвке вверх на крышу. По сути, привязь – это ремни из прочной синтетической ленты, которые регулируются по телу человека и имеют несколько металлических колец для присоединения строп. В продаже есть модели разных размеров, регулируемые под каждого человека при помощи специальных пряжек, наподобие парашютных.

Вес страховочной майки составляет всего 1 кг, а нагрузка, на которую рассчитаны кольца в комплекте майки, составляет до 2000 кг. Обычно это кольцо располагается на лямках около лопаток кровельщика. Бедерные лямки необходимо регулировать так, чтобы они были расположены ниже ягодиц. В этом случае ударная нагрузка из-за падения будет распределяться равномерно.

Иногда для страховки используется обвязка. Второе её название – страховочные трусы. Она надевается через ноги и фиксируется на поясе работника. Главное преимущество этого снаряжения – лёгкость. Однако такой высокой степени защиты, как майка, оно не даёт.

Перегибающий зажим

Для работы на высоте со страховкой нужно использовать специальный зажим типа «Капля» . Это изделие из металлического сплава, состоящее из таких элементов:

  • Подвижный кулачок, изготовленный из специальной устойчивой к истиранию стали.
  • Щёчки – специальный механизм, фиксирующий кулачок на верёвке.

Стоит знать: в продаже можно найти облегчённый перегибающий зажим из алюминиевого сплава. Вес стального карабина составляет 100 грамм.

Зажим может легко скользить по канату вверх и вниз. Если его сильно нагрузить, то карабин надёжно фиксируется посредством пружинного кулачка на тросе. Это предотвращает соскальзывание «Капли» вниз. Если зажим нужно поднять вверх, то его необходимо удерживать рукой.

Для фиксации на тросе щёчки должны быть в раздвинутом виде. При замыкании механизма карабин плотно охватывает верёвку. Вероятность её выскальзывания исключена. Карабин можно использовать на одинарном тросе сечением 9-13 мм.

Также в составе страховочного снаряжения используется обычный металлический карабин. Один такой элемент фиксируется на зажимном изделии типа «Капля», а второй прикрепляется к страховочному поясу или майке. Карабины изготавливаются из разных сплавов и имеют разную форму.

Читайте также:  Hp pavilion g6 ремонт динамиков

Страховочный строп

Страховка при работе на крыше обычно используется со специальным стропом. При помощи него привязь или майка соединяется с блокирующим приспособлением на анкерной линии. Для изготовления стропа используется полиамид. По сути, это прочный тонкий канат или лента. Обычно они продаются со встроенным амортизатором, но могут быть и без него. Все стропы имеют тефлоновое водо- и грязеотталкивающее покрытие. Благодаря этому срок службы изделия значительно удлиняется.

Кровельщики используют стропы двух разновидностей:

  • прикреплённые к блокирующему ползунку в заводских условиях (этот вариант не очень удобен по причине того, что человеку для пристёгивания нужно умудриться дотянуться до кольца на спине);
  • короткий строп, крепящийся к ползуну на анкерной линии с 30-сантиметровым амортизатором, присоединённым к ремню безопасности в заводских условиях.

Блокирующее приспособление с вытяжным тросом

Это удобное, но дорогое изделие, которое выполнено в виде корпуса из стали и особо прочного пластика, с намотанным внутри тонким тросом длиной 30 м. Если работник будет отдаляться от анкерного крепления или приближаться к нему, трос будет сам наматываться или разматываться из корпуса.

В корпусе устройства есть не только пружина, но и специальный механизм для слежения за скоростью продвижения троса. Если скорость резко возрастает, срабатывает блокирующее устройство, тем самым предотвращая падение и травмирование работника.

Некоторые такие приспособления рассчитаны только на работу в условиях перемещения по вертикали, поэтому для работы на крыше очень важно подобрать блокирующее устройство, которое будет рассчитано на работу на наклонной плоскости.

Источник

Страховка кровельщика — что надежнее?

Согласно нормам по охране труда, работодатель обязан обеспечить кровельщикам выдачу бесплатной спецодежды и гарантировать безопасность труда. В этой статье мы остановимся на том, от чего напрямую зависит здоровье и жизнь человека, работающего на высоте, и расскажем о средствах индивидуальной и коллективной защиты.

В европейских странах для предотвращения несчастных случаев при проведении кровельных работ, а также работ по обслуживанию кровли или установленного на ней оборудования был введен ряд нормативных актов: «Закон об охране труда», «Положение об организации рабочих мест», «Положение о строительной площадке», «Положение о введении средств индивидуальной защиты». В «Законе об охране труда» подчеркиваются обязанности застройщика, которые начинаются уже на этапе проектирования здания и действуют до завершения этапа монтажа. Все эти нормы действуют в сочетании с инструкциями по технике безопасности, изданными профсоюзами. Если в результате нарушения этих инструкций работник получает травму или погибает, то работодатель несет уголовно-правовую ответственность, а документально зафиксированное нарушение техники безопасности влечет за собой огромные штрафы.

Общепризнанным европейским стандартом техники безопасности является DIN 4426, конкретизирующий требования профсоюзных инструкций. Согласно нему, от застройщика требуется «установка приспособлений, которые предотвращают падение людей с высоты… чтобы предприятие, выполняющее техническое обслуживание здания (обслуживание оборудования, установленного на крыше, очистку водосточных систем, инспекционные обследования состояния кровельного покрытия и т.д.), в дальнейшем могло использовать эти защитные приспособления и выполнять свои обязанности по соблюдению безопасности и охране здоровья работников».

В России работа кровельщиков, как и любая другая работа на высоте, регулируется правилами техники безопасности, большинство которых давно морально устарели. Процесс гармонизации российских стандартов с европейскими начался в 1999 г., но проходит очень медленно. Разницу можно увидеть даже на уровне терминологии – в России, говоря о средствах индивидуальной защиты, подразумевают прежде всего предохранительный пояс (и только!), в европейских же странах к защите от возможного падения подходят комплексно и используют термин «страховочная система». Европейские стандарты жестко определяют технические требования и четко прописывают совместимость комплектов и условия работы, для которых предназначен тот или иной комплект. Считается, что страховочная система должна включать необходимый минимум, а количество и номенклатура дополнительных элементов зависят уже от конкретных условий: от высоты, вида выполняемых работ, от желания потребителя.

Понятие «страховочной системы»

Страховочная система – комплекс средств защиты, направленный на сохранение жизни и здоровья человека в случае падения.

Страховочная система состоит из:
• Анкерной точки крепления.
• Соединительного элемента (карабин, петля).
• Системы ударопоглощения (амортизатор).
• Промежуточного соединения (строп, ограничитель падения).
• Страховочной привязи для всего тела с наплечными и набедренными лямками (так называемая обвязка). В отсутствие хотя бы одного из этих компонентов система не в состоянии обеспечить должный уровень безопасности!

Анкерная точка крепления

К анкерным устройствам относятся все жесткие соединения со зданием или строительными конструкциями. Это проушины на крышах, крюки, роликовые устройства на рельсах или канатах, крепежные болты в бетонных конструкциях, рельсы, натянутые канаты, по которым перемещается карабин. Существуют ограничения, продиктованные здравым смыслом, – к примеру, нельзя крепить страховочный трос к трубам газо- и водоснабжения, к металлическим конструкциям, которые имеют следы ржавчины, и т.д. Необходимо помнить, что если в случае срыва человека с кровли анкерная точка не выдержит рывка, то даже самая современная страховочная привязь окажется неэффективной!

Анкерные точки сегодня в России не сертифицируются. В Европе стандарт подразделяет их на стационарные и переносные устройства. Точки крепления могут быть двух типов: сертифицированные и жесткие (часть конструкции).

К сертифицированным креплениям относятся:
• фиксированные точки крепления (EN 795-A);
• переносные точки крепления (EN 795-B);
• горизонтальные рельсовые системы (EN 795-D);
• вертикальные рельсовые системы (EN 353-1);
• переносные тяжелые точки крепления (EN 795-E);
• горизонтальные стальные анкерные линии (EN 795-С).

Читайте также:  Инструктивными указаниями по эксплуатации по ремонту вагонных букс роликовыми подшипниками

Сертифицированные устройства служат для крепления анкерной петли на швеллере, слуховом окне, трубе или другой неправильной конструкции, к которой невозможно прикрепиться с помощью карабина. На стадии монтажа здания строители чаще всего «крепятся» к монтажным петлям панелей, но когда работа ведется на уже законченном доме, найти подходящую анкерную точку сложно. В таком случае используют болты, вкручивающиеся в несущую стену, или стальные пластины, которые прикрепляются к уже существующей стальной конструкции.

Соединительные элементы (карабины)

Карабины и соединительные элементы производятся из алюминия или стали и предназначены для двух различных целей:
• алюминиевые карабины используются на обвязках (страховочных и удерживающих привязях), концах страховочных строп или как временные точки; их низкий вес облегчает передвижение, а материал обеспечивает оптимальное соотношение веса и прочности;
• стальные карабины тяжелее своих алюминиевых собратьев, они лучше приспособлены к более сложным условиям; эти карабины и соединительные элементы в основном используются для стационарных точек или для присоединения к металлическим конструкциям. Карабины с винтовой муфтой наиболее безопасны, несмотря на то, что их рекомендуется использовать только при ограниченном количестве соединений/рассоединений в день (2–3 раза). Для обеспечения максимальной эффективности большинство карабинов снабжено системой блокирования, предотвращающей случайное расстегивание.

Страховочные стропы

Страховочные стропы должны обеспечивать максимальную безопасность, но при этом не мешать работе.

Существует два типа строп:
• страховочные стропы для удержания и позиционирования на рабочем месте – для предотвращения попадания работника в зону возможного падения и для позиционирования в рабочей зоне;
• амортизаторы рывка – для ограничения ударной нагрузки на пользователя при срыве. Разрывной амортизатор представляет собой петлю из прочной полиамидной ленты, простроченной в нескольких местах «легкими» швами. Последний шов, напротив, делают крайне прочным. При падении «легкие» швы по очереди разрываются, смягчая нагрузку на тело человека. Длина ленты амортизатора – 1,75 м. Еще один вид амортизатора – блокирующее устройство инерционного типа, тормозящее падение под действием центробежной силы. Внутри устройства вмонтированы шплинты, поверх которых расположена зубчатая поверхность, играющая роль тормоза.

Есть, конечно, и другие варианты, к примеру, гибкая анкерная линия с ползунковым устройством. Такая линия представляет собой веревку, по которой свободно передвигается ползунок. Ее основное назначение – фасадные работы и любые работы на вертикальной поверхности. Под действием силы тяжести происходит защемление троса блокирующим устройством. При работе на наклонной поверхности можно перевести это устройство в ручной режим. По мере необходимости рычажок передвигается, и кровельщик может перейти на следующий участок крыши.

Существуют и рельсовые системы: на кровле устанавливается рельс, по которому движется бегунок. Часто получается целая система рельсов с переходными узлами, также ее можно устанавливать и на лестницах, и на трубах. Для России это пока новшество, и реализованных проектов не так много, хотя, безусловно, такие системы дают возможность проще, надежнее и дешевле гарантировать безопасность рабочих. В аэропорту Шереметьево работает вертикальная рельсовая система, а горизонтальный ее вариант был запроектирован при строительстве «Рамстора» в Москве.

Страховочная привязь – «венец» эволюции предохранительного пояса

Чем был плох предохранительный пояс, до сих пор рекомендуемый российским ГОСТом? Точка крепления страховочных строп находится в зоне поясницы, что не исключает возможности «выпадения» из пояса. Кроме этого, максимальная сила рывка приходится на область позвоночника, что в самом неблагоприятном случае чревато параличом нижних конечностей. Использование современной страховочной привязи исключает такие риски. При падении голова останется вверху, а ноги – внизу, опрокидывание маловероятно. Нагрузка при этом равномерно распределяется по лямкам. Точка крепления находится выше линии талии, так что основной удар приходится не на позвоночник, а на икроножные мышцы, которые гораздо легче переносят сильное сдавливание. Страховочная привязь эргономична, она обеспечивает комфорт при использовании и выдерживает максимальную рабочую массу до 140 кг. Несмотря на такие серьезные недостатки предохранительного пояса и наличие достойной альтернативы, старый ГОСТ, разрешающий использование этого устройства при работе на высоте, до сих пор не отменен! И отмена его будет возможной лишь тогда, когда каждому прописанному в нем элементу будет соответствовать сертифицированный по европейским стандартам продукт.

Обеспечение безопасности работ на плоской и наклонной кровле

Работы на кровле делятся на три основных группы:
• работа на плоской кровле на расстоянии более 2 м от края;
• на расстоянии менее 2 м до края плоской кровли;
• на наклонной кровле.
Работа на плоской кровле не требует применения страховочной системы, в большинстве случаев достаточно просто пояса и веревки. Основная задача – помешать человеку попасть в опасную зону края кровли. На расстоянии 2 м и ближе от неогражденных перепадов кровли, а также при работе на наклонной кровле работник обязан (по европейским стандартам) использовать полную страховочную систему, потому что в этом случае есть реальный риск падения. Сюда входят средства защиты тела и страховочный трос с блокирующим или разрывным амортизатором, а также карабин или другое средство фиксации (петля, например), которое закрепляется на анкерной точке на кровле.

Фактор падения

Фактор падения f определяется отношением высоты падения Н к длине L веревки, которая его задерживает: f = H/L. Предположим, что мы подняли некоторое тело на 2 м над точкой крепления веревки. Если отпустить его, расстояние свободного падения до его остановки веревкой будет равно 4 м, т.е. удвоенной длине веревке. В этом случае фактор падения будет равен 2. По нормам – это допустимый вариант, но в этом случае человек при падении пролетит максимальное расстояние от того места, где он находится, соответственно, удар будет сильнее. Здесь важно отметить, что при работе на высоте нужно рассчитывать фактическое расстояние, которое человек пролетит при внезапном падении. Если длина стропа составляет 2 м, то сначала он пролетит две длины стропа, затем сработает разрывной амортизатор (раскроется на расстоянии 1,75 м), общая длина получится 5,75 м. Добавив 1 м запаса, получаем, что нужно обеспечить под работающим на кровле человеком 6,75 м пространства, свободного от балконов, труб и других препятствий. Это самый экономичный вариант, но не везде его можно использовать.

Читайте также:  Блок цилиндров ремонт плоскости

Чуть лучше, когда точка крепления находится на уровне груди, – при этом фактор падения равен 1. Идеальная же точка крепления находится выше головы человека – это нулевой фактор падения. Чтобы ограничить риск несчастного случая вследствие эффекта маятника (или бокового раскачивания), страховочное устройство с автоматической блокировкой троса должно быть размещено вертикально над областью, где выполняется работа. Важно работать в пределах 40° сектора безопасности от точки крепления страховочного устройства. Если область выполняемой работы выходит за пределы сектора безопасности, необходимо использовать второе страховочное устройство. Оба они должны размещаться в противоположных концах рабочей области.

Средства коллективной защиты

Все вышесказанное относится к средствам индивидуальной защиты. Но существуют и широко используются также и средства коллективной защиты, фиксированные средства. В зависимости от конкретного объекта это могут быть: защитные ограждения, перекрытия, перила, леса, мостки, трапы, защитные сетки, вышки, люльки, знаки безопасности и др. Дешевле заложить такие приспособления еще на этапе строительства здания или сооружения.

Для плоских кровель требования сводятся к следующему ряду мероприятий:
• создание конструкций и оборудование участков проведения работ устройствами против падения с высоты (например, парапет или металлические ограждения высотой более 1 м);
• если первое требование нельзя выполнить по техническим причинам, то должно устанавливаться оборудование для улавливания падающих предметов или людей (переносные боковые ограждения на краю плоских кровель, подмостки, улавливающие сетки);
• если применение такого оборудования и устройств нецелесообразно, то работники обязаны использовать средства индивидуальной защиты – описанную выше страховочную систему. Оборудование, предохраняющее работников от падения, всегда имеет приоритет перед оборудованием, смягчающим его последствия! Это означает, что применение общих технических защитных мероприятий (например, установка ограждений) имеет преимущество перед использованием средств индивидуальной защиты.

При работах на плоских крышах или пологих с уклоном 10% без постоянных ограждений устанавливают временные перильные ограждения высотой 1000 мм с бортовой доской 25×180 мм. При работах на крышах с уклоном более 25%, а также на мокрых крышах (или покрытых инеем или снегом) должны применяться дополнительно переносные (инвентарные) ходовые рабочие мостики шириной не менее 300 мм (из двух досок, закрепленных планками). Мостики во время работы следует надежно закреплять. При производстве работ на крыше с уклоном более 33%, а также в случае работы на свесах крыши при любых уклонах при отсутствии ограждений рабочие застегивают поверх курток предохранительные пояса, а страховочные веревки закрепляют за надежные элементы крыши.

Ограждения

Основная функция ограды – не позволить упасть с крыши сорвавшемуся человеку. Европейскими производителями разработан широкий модельный ряд ограждений для плоских крыш, которые монтируются на любое покрытие, не нарушая гидроизоляции. Ограждение может быть установлено как на кровле с мелкоформатным покрытием, так и на фальцевых кровлях. Однако нормативные документы по-разному регламентируют высоту стального ограждения крыши, что, порой, вызывает проблемы у проектировщиков. В качестве временной меры при проведении строительных работ допускается также установка специальных переносных защитных ограждений, препятствующих падению работников. Такие ограждения должны быть удалены от края крыши не менее чем на 2 м. Ограждения, произведенные в Германии, устанавливаются не перпендикулярно горизонту, как это принято в России, а перпендикулярно покрытию кровли. Этот вариант характеризуется максимальной площадью перехвата при минимальной высоте самой ограды. В соответствии с нормой DIN EN 13374 (класс безопасности А) такая конструкция должна выдерживать вес облокотившегося на нее или упавшего на крепление человека.

Мостики

Конструкция мостика безопасности состоит из двух частей – самой дорожки и перил. Данный элемент безопасности устанавливается на плоских кровлях с максимальным наклоном 5°. Мостики безопасности могут иметь дополнительные функции, помимо сохранения жизни и здоровья рабочих. На плоских крышах они предотвращают возникновение механического повреждения гидроизоляционного материала под воздействием передвигающихся по нему людей. Для скатных кровель европейскими специалистами разработаны модели, объединенные с элементами снегозадержания. Отечественное строительство приходит к пониманию необходимости перехода на качественно новый уровень работы и защиты. Опыт других стран помогает в этом, и, хотя, процесс небыстрый, но тенденции уже ясны и внушают оптимизм.

Наша справка:

Травмы от падения с высоты в России и странах Европы, США и Китая стоят на втором месте после дорожно-транспортных происшествий, что свидетельствует о серьезной проблеме мирового масштаба. На стройках Москвы 75% смертельных случаев связаны с падением рабочих с высоты. Для сравнения: в США, по данным министерства охраны труда, эта цифра составляет, в среднем, около 35%. Один раз в два года в г. Дюссельдорфе (Германия) проводится международный симпозиум по защите от падения с высоты, в работе которого участвуют представители 60–70 стран мира.

Статья подготовлена по материалам компаний «Бакоу-Даллоз Безопасность» и Capital Safety Group

Источник

Оцените статью