Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
Техническое обслуживание (ТО) — комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности подвижного состава.
Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности и ресурса подвижного состава.
Объёмы и порядок выполнения обязательных работ при плановом техническом обслуживании и ремонте, браковочные признаки и допускаемые методы восстановления деталей и сборочных единиц определяются действующей эксплуатационной и ремонтной документацией, согласованной и утверждённой в установленном порядке.
Содержание
Локомотивы
Система технического обслуживания локомотивов включает 5 видов технического обслуживания, 3 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивной бригадой при приёмке-сдаче и экипировке локомотива, а также при остановках на железнодорожных станциях. Объём работ включает осмотр, крепление и очистку ответственных агрегатов, узлов и деталей.
Техническое обслуживание ТО-2 выполняется работниками пунктов технического обслуживания локомотивов на специально оборудованных смотровых канавах. Объём работ включает осмотр ходовой части, тормозной системы, тяговых двигателей, вспомогательных машин, трансформаторов и электрических аппаратов.
Техническое обслуживание ТО-3 выполняется в локомотивном депо, к которому приписан локомотив. Объём работ включает обслуживание и испытание тормозного оборудования, автосцепных устройств, скоростемеров, автоматической локомотивной сигнализации, колёсных пар и т. д.
Техническое обслуживание ТО-4 выполняется с целью поддержания профиля бандажей колёсных пар в установленных пределах. Обточка бандажей выполняется без выкатки колёсных пар из-под локомотива.
Если обточка бандажей совмещается с операциями по техническому обслуживанию ТО-3 или текущему ремонту ТР-1 и ТР-2, то локомотив на техническое обслуживание ТО-4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на техническом обслуживании ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с обточкой.
Техническое обслуживание ТО-5а выполняется для подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги.
Техническое обслуживание ТО-5б выполняется для подготовки локомотива к отправке в недействующем состоянии.
Техническое обслуживание ТО-5в выполняется для подготовки к эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии после постройки, ремонта вне локомотивного депо или передислокации.
Техническое обслуживание ТО-5г выполняется для подготовки к эксплуатации локомотива после содержания его в запасе (резерве) железной дороги.
Текущий ремонт (ТР) проводится для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива. Объём работ включает ревизию, ремонт и замену отдельных деталей, узлов и агрегатов, регулировку и испытания, а также частичную модернизацию.
Текущий ремонт ТР-1 выполняется в локомотивном депо, к которому приписан локомотив.
Текущий ремонт ТР-2 выполняется в специализированных локомотивных депо железной дороги, к которой приписан локомотив.
Текущий ремонт ТР-3 выполняется в специализированных локомотивных депо ОАО «РЖД» (базовых локомотивных депо).
Средний ремонт СР проводится для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса локомотива. Выполняется в базовых локомотивных депо, на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов. Объём работ включает замену или исправление повреждённых агрегатов, узлов и деталей, а также их модернизацию.
Капитальный ремонт КР проводится для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его ресурса, близкого к полному. Выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов. Объём работ включает замену или исправление всех повреждённых агрегатов, узлов и деталей (включая базовые), полную замену проводов и кабелей, а также модернизацию конструкции.
Грузовые вагоны
Система технического обслуживания грузовых вагонов включает 1 вид технического обслуживания, 3 вида деповского ремонта и 1 вид заводского ремонта.
Техническое обслуживание ТО выполняется для вагонов, находящихся в составах или поездах, а также порожних вагонов при подготовке под погрузку без отцепки их от состава или группы вагонов.
Специальные виды ТО автономных рефрижераторных вагонов выполняются на станциях погрузки, в пути следования на станциях выгрузки, а также на пунктах технического обслуживания для поддержания работоспособного состояния энергетического, холодильного и вспомогательного оборудования.
Текущий ремонт ТР-1 выполняется для порожних вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов и подачей на специализированные пути.
Текущий ремонт ТР-2 выполняется для вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов.
Деповский ремонт ДР выполняется в вагонном депо и предусматривает незначительный объём разборочно-сборочных работ, включая замену или ремонт отдельных составных частей.
Капитальный ремонт КР предусматривает частичную или полную разборку вагона, дефектацию, замену или восстановление всех частей, комплектовку сборочных единиц, общую сборку и проверку.
Пассажирские вагоны
Система технического обслуживания пассажирских вагонов включает 3 вида технического обслуживания, 2 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется в пунктах технического обслуживания вагонов перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях.
Техническое обслуживание ТО-2 выполняется в пунктах формирования поездов перед началом летних и зимних перевозок.
Техническое обслуживание ТО-3 выполняется на специализированных путях с отцепкой вагонов от составов через 6 месяцев после постройки или планового ремонта. Объём работ включает ревизию основных узлов и агрегатов.
Текущий ремонт ТР выполняется в процессе эксплуатации и предусматривает замену или восстановление отдельных частей вагона и их регулировку.
Деповский ремонт ДР выполняется в вагонном депо и предусматривает незначительных объём разборочно-сборочных работ, включая замену или ремонт отдельных составных частей.
Капитальный ремонт КР-1 и капитальный ремонт КР-2 предусматривают частичное вскрытие кузова, замену изоляции и электропроводки и т. д.
Вагоны метрополитена
Система технического обслуживания вагонов метрополитена включает 3 вида технического осмотра, 3 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.
Технический осмотр ТО-1 выполняется слесарями-осмотрщиками и локомотивной бригадой в пунктах технического осмотра вагонов. Объём работ включает проверку состояния ходовых частей вагона, токоприёмников, автосцепок, отсутствие повреждений подвагонного оборудования, степень нагрева подшипников колёсных пар и тяговых двигателей, уборку пассажирского салона.
Технический осмотр ТО-2 дополнительно к объёму работ ТО-1 предусматривает осмотр электрических аппаратов с вскрытием их кожухов, оборудования в кабине машиниста и пассажирском салоне, проверку регулировки тормозов.
Технический осмотр ТО-3 дополнительно к объёму работ ТО-2 предусматривает осмотр коллекторов и щёток тяговых двигателей, проверку некоторых габаритных и регулировочных размеров.
Малый периодический ремонт ТР-1 дополнительно к объёму работ ТО-3 предусматривает расцепку и прокатку вагонов для осмотра поверхности катания колёс, зачистку коллекторов тяговых двигателей, осмотр тяговой зубчатой передачи, прослушивание подшипников колёсных пар и тяговых двигателей. Производится вскрытие, осмотр, зачистка и регулировка всех электрических аппаратов и пневмоприборов.
Большой периодический ремонт ТР-2 дополнительно к объёму работ ТР-1 предусматривает обточку колёсных пар на специальных станках (без выкатки из-под вагона) для ликвидации проката и других дефектов на поверхности катания колеса (восстановление чертёжного профиля колеса), проточку коллекторов тяговых двигателей и частичную замену колёсных пар, двигателей и других узлов и деталей с износом выше установленных норм.
Подъёмочный ремонт ТР-3 дополнительно к объёму работ ТР-2 предусматривает выкатку, полную разборку и ремонт тележек. Ответственные детали проверяют на магнитном и ультразвуковом дефектоскопах. Все колёсные пары и тяговые двигатели отправляют на полное освидетельствование и заводской ремонт. Ремонтируют раздвижные двери и другое оборудование. При необходимости производят внутреннюю и наружную окраску вагона.
ТО-2, ТО-3 и ТР-1 выполняет комплексная бригада слесарей-ремонтников на отстойных путях электродепо.
ТР-2 и ТР-3 выполняет бригада слесарей подъёмочного ремонта в цехе подъёмочного ремонта, оборудованном грузоподъёмными механизмами (домкратами, мостовыми кранами). После производства этих видов ремонта производится обкатка вагона на специальном деповском пути или на линии во внепиковое время.
Кроме осмотров и ремонтов, вагоны в депо по специальному графику подвергают мойке на вагономоечной машине и очистке от пыли в продувочной камере.
Средний ремонт СР и капитальный ремонт КР выполняются на заводах по ремонту электроподвижного состава или в депо на специально оборудованных и должным образом оснащённых ремонтных участках. Объём работ включает разборку и освидетельствование всех частей оборудования, замену негодных частей новыми и восстановление изношенных, полную замену проводов и кабелей, восстановление гальванического декоративного покрытия внутривагонного оборудования, обивку диванов, замену покрытия пола, стен и потолка, окраску всего вагона.
При этих ремонтах выполняют основной объём работ по модернизации вагона.
Источник
Управление и экономическая эффективность технического обслуживания и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Четкое понимание сущности конкурентной среды рынка является основой при разработке маркетинговых стратегий для предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава, реализация которых позволяет обеспечить долговременный коммерческий успех.
Рис. 2. Структура взаимоотношений предприятий автомобильного транспорта на рынке ремонта и технического обслуживания подвижного состава.
Миссия авторемонтных предприятий определяется основными проблемами, стоящими в настоящее время перед нашей страной. В соответствии со «Стратегией развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года» общенациональным приоритетом должно стать повышение безопасности дорожного движения и транспортной деятельности, снижение экологических рисков. Предполагается снижение темпов роста аварийности относительно темпов увеличения автомобильного парка, снижение тяжести ДТП и количества погибших на дорогах, снижение числа преждевременных смертей, связанных с транспортными загрязнениями, снижение вклада транспорта в климатическое загрязнение атмосферы. Миссия авторемонтных предприятий заключается в снижении отрицательных моментов автомобилизации за счет воздействия на техническую составляющую данного процесса в виде автотранспортных средств. Реализация миссии осуществляется через цели, которые включают в себя: обеспечение надежности и безопасности автотранспортных средств; снижение отрицательных воздействий автомобильного транспорта на окружающую среду.
Анализ деятельности авторемонтных предприятий в плане осуществления данных целей позволяет определить широкий спектр возможностей по снижению аварийности за счет повышения исправности автотранспортных средств, а также уменьшению отрицательных воздействий за счет качественной подготовки автотранспортных средств к эксплуатации в результате плановых или внеочередных ремонтных мероприятий. Комплекс этих мероприятий составляет стратегию авторемонтного предприятия и включает: применение инновационных технологий диагностирования технического состояния автотранспортных средств; своевременное и качественное техническое обслуживание; качественный ремонт автотранспортных средств; применение инновационных технологий организации производства авторемонтных предприятий; использование в процессе диагностики, технического осмотра и ремонта стандартов и методических рекомендаций автомобильных заводов – производителей; оснащение предприятия современным оборудованием заводов-производителей; изучение спроса на услуги и своевременное реагирование; обеспечение доступности услуг по ремонту; повышение квалификации персонала предприятия; применение экологически чистых технологий борьбы с отходами производства.
В общем виде влияние деятельности авторемонтных предприятий на реализацию приоритетных направлений транспортной политики государства в сфере автомобильного транспорта приведено на рисунке 3.
Рис. 3. Взаимосвязь миссии, целей и стратегии авторемонтного предприятия
К предприятиям, связанным с обслуживанием автотранспортных средств, относится довольно большой спектр предприятий, включая как специализированные структуры, так и универсальные предприятия со значительным комплексом выполняемых работ. Авторемонтные предприятия занимают особое место в системе предприятий автомобильного транспорта по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств. Во-первых, они выполняют значительный комплекс услуг, характерных для менее крупных предприятий автомобильного транспорта, связанных с обслуживанием автотранспортных средств (техническое обслуживание, диагностирование оборудования, шиномонтажные услуги и т. п.), что создает серьезную конкурентную среду в данных видах деятельности. Социально-экономическими объектами, формирующими спрос на их деятельность, являются предприятия различных сфер народнохозяйственного комплекса, частные предприниматели, автовладельцы, автотранспортные предприятия, а также технические центры и станции технического обслуживания, работающие с авторемонтными предприятиями на условиях аутсорсинга.
Во-вторых, они имеют черты производственного предприятия с единичным или мелкосерийным процессом производства, обеспечивая текущий и капитальный ремонт (восстановление) агрегатов и корпуса автомобилей, а также производство (изготовление) отдельных деталей, на которые имеется спрос. Специфика деятельности авторемонтного предприятия, как производственно-коммерческой организации, накладывает свои особенности на круг задач, решаемых в процессе управления. К основным актуальным задачам тактического и стратегического характера в первую очередь относятся: прогнозирование спроса на предлагаемые товары и услуги; построение ассортиментной и сбытовой стратегии предприятия; формирование инновационного производственного и организационно-экономического механизма функционирования предприятия; разработка оценки эффективности деятельности авторемонтного предприятия.
Во второй главе на основе маркетингового и инновационного подходов к деятельности авторемонтного предприятия формируются методологические основы комплексного подхода к организации производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности на авторемонтном предприятии.
Для авторемонтного предприятия наиболее выигрышной является концепция социально-этического маркетинга, ориентированная на учет и сбалансированность трех факторов: получение прибыли производителем, удовлетворение нужд потребителя и требований общества. За счет использования инновационных технологий проведения технического обслуживания и ремонта с применением современного оборудования появляется возможность сократить отрицательное воздействие автомобилей на окружающую среду, а использование новых технологий по утилизации отходов производства — снизить загрязнение прилегающей территории. В группе товаров и услуг индивидуального пользования для авторемонтного предприятия характерно предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию принадлежащих гражданам личных автомобилей. В группе товаров и услуг производственного назначения авторемонтное предприятие выполняет вышеназванные функции с автотранспортом организаций-собственников подвижного состава, а также индивидуальных предпринимателей, и, кроме того, осуществляет реализацию отдельных комплектующих для ремонта автомобилей и выполнение сложных видов ремонта на условиях аутсорсинга. В качестве потребителей выступают технические центры, станции технического обслуживания и автотранспортные предприятия.
При изучении территориального рынка для авторемонтного предприятия наиболее эффективным в сфере маркетинга товаров (услуг) индивидуального пользования является организация анкетирования клиента при личном контакте в процессе выполнения ремонта или технического обслуживания его автомобиля. При маркетинге товаров (услуг) производственного назначения для авторемонтного предприятия эффективным является персональное интервьюирование, которое осуществляется с руководителями наиболее крупных потенциальных предприятий-клиентов, а также телефонное интервью и анкетирование с остальными, в первую очередь, с ответственными работниками станций технического обслуживания, которые являются потенциальными или действующими клиентами авторемонтного предприятия.
Изучение конкурентов руководством авторемонтного предприятия проводится с целью выявления основных фирм-конкурентов на рынке в целом и по отдельным сегментам, определение их сильных и слабых сторон (в организации производства и управления), собственных сравнительных преимуществ в конкурентной борьбе (по цене, качеству, техническому уровню товара). Изучение покупателей или исследование спроса в практике маркетинга делится на следующие составляющие: изучение мотивов спроса потребителей, выявление неудовлетворенных потребностей. Изучение мотивов спроса потребителей различается для маркетинга товаров индивидуального пользования и маркетинга товаров производственного назначения.
Покупатели товаров (услуг) производственного назначения принимают решения на основе тщательного анализа о необходимости пользования услугами авторемонтного предприятия на условиях аутсорсинга или приобретения отдельных деталей и комплектующих. В этих условиях ими решается задача «сделать или купить», и после коллегиального обсуждения принимается решение. Требования к товару (услуги) практически у всех клиентов одинаковы, также одинакова у них реакция на стимулирование и другие маркетинговые действия предприятия-производителя. При контакте с покупателями товаров (услуг) индивидуального потребления авторемонтному предприятию приходится учитывать самые разнообразные факторы, не характерные для покупателей товара для производственных целей: возможность получения информации о ходе ремонта, консультирование по различным вопросам дальнейшей эксплуатации автомобиля и т. п. Выявление и учет этих факторов позволяет более индивидуально подходить к каждому клиенту.
Для авторемонтного предприятия наиболее предпочтительным является позиционирование, основанное на отличительном качестве услуги, так как характер предоставляемых услуг связан с последующей эксплуатацией технических средств и требует обеспечения их работоспособности в течение определенного времени. Обеспечение долговременного коммерческого успеха на рынке в значительной степени зависит от правильно выбранной стратегии маркетинга. Для этого автором были проанализированы все существующие группы стратегий и предложена совокупность маркетинговых стратегий для авторемонтных предприятий. Наиболее актуальные стратегии авторемонтного предприятия приведены в таблице 1.
Наиболее актуальные стратегии авторемонтного предприятия
Возможность и сферы применения
Стратегии в отношении продукта и рынка
стратегии концентрированного (интенсивного) роста
стратегия обработки рынка
Является довольно актуальной для авторемонтного предприятия и достигается путем увеличения потребления через снижение цен, привлечения потребителей товаров конкурирующих фирм.
стратегия развития новшеств (инновация)
Применяется при позиционировании авторемонтного предприятия как технического лидера, позволяет расширить номенклатуру предоставляемых видов работ на существующем рынке.
Стратегии в отношении конкуренции
Для авторемонтных предприятий может реализовываться за счет повышенного качества по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов
стратегия концентрации на сегменте (стратегия узкой специализации)
Является крайне привлекательной для авторемонтных предприятий, которые по роду своей основной деятельности занимаются капитальным ремонтом двигателей и агрегатов в условиях ограниченной конкуренции.
стратегия внедрения новшеств (стратегия инноваций)
Рекомендуется для авторемонтных предприятий за счет включения в производственный процесс новых товаров и услуг. Связана с большими капитальными вложениями в оборудование.
Стратегии в отношении доли на рынке
атакующая (стратегия наступления)
Рекомендуется для авторемонтных предприятий, преследующих цель завоевать и расширить рыночную нишу.
оборонительная (удерживающая стратегия)
Рекомендуется для авторемонтных предприятий, предполагающих сохранение имеющейся рыночной доли и удержание своих позиций на рынке.
В области ценообразования для авторемонтного предприятия наиболее целесообразной является политика целевой нормы прибыли, применяемая в тех случаях, когда на рынке предлагается не принципиально новый товар, а какая-либо массовая продукция, которая выпускается в течение многих лет, но время от времени модернизируется. Цены на такую модернизированную массовую продукцию устанавливаются на основе нормы прибыли, которая определяется исходя из издержек производства, цен и объема продаж за ряд последних лет, а также учета конкурентных позиций, занимаемых фирмой на рынке. Типичным примером указанной массовой продукции могут служить легковые автомобили.
Источник