Строительный контроль при ремонте автодорог

Строительный контроль при ремонте автодорог

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах

1 РАЗРАБОТАН АНО «Научно-исследовательским институтом транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК»)

2 ВНЕСЕН Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 23 ноября 2009 г. N 485-р

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

Раздел 1. Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее — ОДМ) устанавливает положения по составу работ и порядку проведения строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах.

Раздел 2. Термины и определения

В настоящем ОДМ применяются следующие термины с соответствующими определениями:

Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка [1].

Проектная документация — документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства [1].

Техническая документация — комплект документов, включающий в себя рабочую документацию, проект производства работ, технологические карты, схемы и регламенты.

Заказчики — уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов [2].

Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [2].

Приемка выполненных работ — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества принимаемого объекта, определение значений этих показателей и их сопоставление с требуемыми [3].

Ввод в эксплуатацию — процесс, фиксирующий готовность законченной автомобильной дороги к использованию по ее целевому (функциональному) назначению с передачей ее эксплуатирующей организации.

Скрытые работы — отдельные виды работ (конструктивные элементы), которые после их окончания частично или полностью будут скрыты при последующих работах [3].

Ответственные конструкции — отдельные виды работ (конструктивные элементы), некачественное выполнение которых может привести к потере несущей способности конструкций или к непригодности сооружения для нормальной эксплуатации [3].

Исполнительная производственно-техническая документация — комплект документов подрядчика, отражающий весь процесс производства дорожно-строительных работ и содержащий все необходимые сведения о производстве тех или иных работ, включая результаты испытаний и измерений, а также другие документы о качестве продукции [3].

Раздел 3. Общие положения

а) Строительный контроль за строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (далее — автомобильных дорог) осуществляется в рамках единой технической политики в области строительного контроля за объектами строительства, реконструкции или капитального ремонта федеральных автомобильных дорог, проводимой Росавтодором.

б) Основной целью осуществления строительного контроля федеральных автомобильных дорог является недопущение приемки дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением требований проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

в) Основными задачами при осуществлении строительного контроля за выполнением работ в дорожном хозяйстве являются:

— обеспечение выполнения всех услуг по строительному контролю в объеме и сроки, предусмотренные техническим заданием к договору (контракту);

— анализ соответствия разработанной и утвержденной технической документации на объекты строительства, реконструкции или капитального ремонта (рабочей документации, проектов производства работ, технологических карт, схем и регламентов) утвержденной проектной документации;

— оценка соответствия качества строительства, реконструкции или капитального ремонта проектным требованиям, в том числе проведение контрольных измерений и испытаний готовых конструкций, а также применяемых материалов и изделий;

— осуществление надзора за соблюдением технологических правил производства работ, в том числе проведение инструментального контроля за соблюдением технологических карт, схем и регламентов;

— проведение промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ, а также участие в приемке законченных строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов;

— составление отчетов по результатам проведенного строительного контроля на объектах строительства, реконструкции или капитального ремонта;

— обеспечение своевременного информирования заказчика обо всех нарушениях, выявленных при осуществлении строительного контроля.

г) К работам по осуществлению строительного контроля не могут быть допущены организации, принимавшие участие в разработке проектной документации, а также организации, имеющие материально-технические отношения с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте строительства, реконструкции или капитального ремонта.

Типовое техническое задание на осуществление строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах приведено в приложении А.

Раздел 4. Состав работ по строительному контролю

При осуществлении строительного контроля выполняются следующие работы.

а) Рассмотрение рабочей документации до ее утверждения заказчиком с оценкой ее комплектности (полноты), соответствия утвержденной проектной документации, требованиям* и выработкой рекомендаций заказчику относительно утверждения к производству работ либо доработки или корректировки рассмотренной документации.

* Рабочая документация должна содержать наименование и характеристики конструктивного элемента, обеспечивающие его идентификацию в соответствии с проектом; параметры, соответствующие контрактным спецификациям и нормативной документации, а также допуски на них, контролируемые в процессе строительства; критерии и правила приемки; марки, виды, типы изделий, элементов, оборудования, материалов и требования к их качеству.

б) Входной контроль полноты и качества технической документации с оценкой ее соответствия утвержденной проектной документации и требованиям*.

* В технической документации должны быть указаны соответствующая технология обеспечения требуемого качества производства и объекта; методы, оборудование и персонал для производства испытаний и измерений; перечень и формы документов для освидетельствования и приемки работ.

в) Входной контроль соответствия применяемых материалов, конструкций и изделий требованиям рабочей документации.

г) Контроль качества выполняемых дорожно-строительных работ в объемах, определенных техническим заданием заказчика, в том числе входной и операционный контроль применяемых в соответствии с утвержденной рабочей документацией дорожно-строительных материалов, изделий и готовых конструкций.

д) Приемочный контроль выполненных работ, освидетельствование скрытых работ, участие в промежуточной приемке ответственных конструкций.

е) Проверка полноты и правильности проведения подрядчиком лабораторного и геодезического контроля качества строительства, реконструкции или капитального ремонта.

ж) Контроль полноты и правильности оформления подрядчиком исполнительной производственно-технической документации.

з) Участие в технических и организационных совещаниях в рамках контракта между заказчиком и подрядчиком.

и) Составление ежемесячных отчетов о своей деятельности на объекте и произведенных работах.

к) Участие в работе рабочих и приемочных комиссий.

Раздел 5. Порядок проведения строительного контроля

Строительный контроль за объектами строительства, реконструкции или капитального ремонта федеральных автомобильных дорог осуществляется в нижеизложенном порядке.

а) До начала основных работ по осуществлению строительного контроля на объектах строительства.

а ) Представление Заказчику схемы организации осуществления строительного контроля на объекте и информации о конкретных специалистах, выполняющих поставленные задачи непосредственно на объекте строительства, реконструкции или капитального ремонта (рекомендуемая схема организации строительного контроля приведена в приложении Б).

а ) Представление Заказчиком службы строительного контроля на объекте всем заинтересованным сторонам — участникам дорожно-строительного процесса.

а ) Определение совместно Заказчиком и организацией, осуществляющей строительный контроль на месте границ участков, конструкций и элементов, а также видов и объемов строительно-монтажных работ, подлежащих строительному контролю в соответствии с техническим заданием к договору (контракту).

а ) Согласование с Ззаказчиком формы предписаний (о выявленных нарушениях либо о приостановке работ).

а ) Ознакомление специалистов службы строительного контроля с проектной и технической документацией, включая основные конструктивные решения, организацию проведения работ, директивные графики строительно-монтажных работ, имеющиеся регламенты взаимодействия участников дорожно-строительного процесса, в том числе приемки выполненных работ.

б) В течение всего периода осуществления строительного контроля за объектом строительства.

б ) Анализ полноты и качества рабочей документации, проектов производства работ, технологических карт, схем и технологических регламентов, отражающих дорожно-строительные процессы на объекте.

б ) Анализ полноты и правильности оформления подрядчиком исполнительной производственно-технической документации.

б ) Рассмотрение рабочей документации и оценка ее соответствия устанавливаемым требованиям.

б ) Проведение выборочного входного контроля в объемах, предусмотренных техническим заданием заказчика. Отбор проб и испытание дорожно-строительных материалов, конструкций и изделий, непосредственно применяемых на объекте, в объеме требований технического задания, с оценкой соответствия требованиям. Оценка правильности выполнения геодезических разбивочных работ.

б ) Проведение при выборочном операционном контроле оценки качества дорожно-строительных работ, в том числе контроль соответствия выполняемых дорожно-строительных работ требованиям утвержденной рабочей документации, контроль соблюдения подрядчиком технологии производства работ. Проверка полноты и правильности проведения подрядчиками лабораторных испытаний.

б ) Оценка соответствия фактически выполняемых работ утвержденным календарным графикам.

б ) Проведение при приемочном контроле освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций, в установленные Заказчиком сроки, на основании [2].

б ) Выборочная фотосъемка процессов, этапов строительства, реконструкции или капитального ремонта, конструктивных элементов.

б ) Составление и сдача Заказчику отчетов в соответствии с требованиями технического задания по результатам проведенного строительного контроля на объекте.

в) На завершающем этапе осуществления строительного контроля.

в ) Подготовка и передача Заказчику комплекта материалов по строительному контролю, предусмотренного техническим заданием.

в ) Проведение по согласованию с Заказчиком предприемочной диагностики сдаваемого участка автомобильной дороги.

в ) Участие в работе приемочных комиссий.

в ) Составление итогового отчета по строительному контролю за строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объекта, содержащего итоговую информацию о принятых на объекте работах и выявленных нарушениях.

в ) Осуществление функций контроля технико-эксплуатационного состояния объекта строительства, реконструкции или капитального ремонта в течение гарантийного периода в соответствии с заданием Заказчика.

Раздел 6. Основные функции организации, осуществляющей работы по строительному контролю

а) К основным функциям организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относятся:

а ) Выполнение работ по строительному контролю в сроки, предусмотренные заключенным договором (контрактом).

Источник

Строительный контроль дорог

Специалисты, осуществляющие строительный контроль дорог, решают важные задачи, в том числе, они обеспечивают выполнение работ на разных этапах строительства и проверяют качество используемых стройматериалов. Если речь идет о законченном строительством дороги, тогда проводится оценка состояния и диагностики автодорог. В результате эксперты выявляют проблемные участки дорожного полотна, которые не соответствуют нормам и эксплуатационному состоянию. Специалисты определяют виды и объем работ по содержанию, ремонту, реконструкции дорожных покрытий, что позволяет повысить эксплуатационное состояние автодорог.

Проверка проектной документации

Профессиональные эксперты по строительному контролю дорог проверяют данные:

  • наличие документов, которые должен предоставить заказчик объекта;
  • соответствие осевых размеров, обозначенных в проекте зданий разбивочным геодезическим сетям;
  • обозначенные на генплане границы стройплощадки не должны нарушать действующих земельных сервитутов;
  • проектная документация должна быть обязательно согласована и утверждена в соответствующих государственных органах;
  • документации по проекту должны включать список материалов и работ, от качества которых напрямую зависит безопасность строительства дороги и эксплуатации готового объекта.

Если в документации обнаружены недоработки или нарушения нормативов, специалисты по контролю дорог дают заказчику рекомендации по внесению исправлений.

Контроль качества строительных работ

Специалисты организации контролируют все этапы строительно-дорожных работ на соответствие действующим проектным законодательным и техническим нормам. Оценивается качество выполнения работ и итоговых результатов. По данным проведенной специалистами проверки составляется акт. Контролируется качество и результат работ, которые невозможно будет оценить после проведения последующих операций.

Важная информация! В современном строительстве часто встречается сокрытие результатов выполненных работ дальнейшими операциями.

Основная задача специалистов контролирующей организации – обеспечить надлежащее качество строительно-дорожных работ. Несвоевременное выявление имеющихся нарушений может потребовать демонтаж конструкций и негативно повлиять на безопасность объекта. Поэтому представители уполномоченной организации должны выполнить приемку скрытых подрядчиком работ с составлением акта.

Контроль качества

Строительный контроль автодорог позволяет четко соблюдать нормы законодательства и обеспечивает безопасность финансовых средств, вложенных в строительство объекта. Рациональнее и эффективнее периодически проводить проверку проделанных работ и их результатов, чем исправлять не выявленные вовремя нарушения.

Важная информация! Так как заказчик не всегда имеет необходимую для контроля компетенцию, для выполнения строительного надзора можно воспользоваться услугами специализированных экспертных организаций.

Контроль качества – проверка соответствия качества всего объема выполненных строительных работ параметрам, заданным в проектной и нормативной документации. По результатам технического обследования объекта выдается экспертное заключение о соответствии или несоответствии выполненных работ заявленному в документации уровню качества.

Внешний контроль качества

Несмотря на то, что каждый из этапов работы проверяется подрядчиком, а результат надзора фиксируется в документах, объективность результатов выполненных проверок обеспечивает независимый внешний контроль. Он включает обязательные проверки, которые проводят разные уполномоченные органы. Различают 3 вида внешнего контроля:

  1. Авторский надзор проектировщика. Он предполагает выполнение контроля качества строительно-дорожных работ, которые должны соответствовать ранее разработанному проекту.
  2. Технический надзор. Он проводится заказчиком, заинтересованным в соответствии объекта строительным правилам и нормам. На этом этапе проверяется соответствие сметы, что позволяет исключить перерасход стройматериалов и минимизирует затраты.
  3. Проверки приемочными комиссиями. Контроль качества строительно-дорожных работ выполняет техническая инспекция труда, санитарно-эпидемиологический и Государственный пожарный надзор, а также другие контролирующие госинстанции.

Экспертиза технической документации

Для того, чтобы успешно реализовать предварительно разработанный проект необходимо провести ряд мероприятий. Экспертиза проводится для проверки правильного оформления и содержания технологических и конструкторских документов. Также проверяется их соответствие принятым требованиям ЕСКД, ISO, DIN, ЕСТД прочим нормативно-правовым и техническим документам.

Экспертиза технической документации помогает эффективно решить операционные и формальные вопросы, влияющие на успех проекта. Она позволяет:

  1. Оценить юридическую состоятельность проекта и заключения.
  2. Получить реальную оценку объекта.
  3. Оценить уровень безопасности.
  4. Подтвердить компетентность организации, разработавшей проект.
  5. Оценить корректность и точность финансовых расчетов.

Аудит незавершенного строительства

Специалисты могут проверить и оценить строительный объект, который на данный момент не введен в эксплуатацию и не сдан заказчику. Аудит незавершенного строительства предполагает последовательное выполнение экспертиз правоустанавливающей, проектно-сметной, исполнительной документации. Также проводится сопоставление имеющихся в ней данных с отчетами и счетами подрядчиков.

Аудит незавершенного строительства позволяет решить разные задачи и проводится в следующих случаях:

  • чтобы узнать фактическую стоимость строительного объекта на данный момент;
  • проводится для оценки объекта незавершенного строительства перед покупкой или продажей;
  • для дальнейшего использования строительного объекта;
  • при постановке объекта, не сданного в эксплуатацию, на баланс предприятия.

Основные этапы проведения аудита незавершенного строительства:

  • проверка разрешительной документации на текущее строительство объекта;
  • проверка правильности ведения подрядчиком учета расходов;
  • проверка правильности проведения оценки строй объекта и инвентаризации.

После проведения аудита заказчик может получить представление о фактической рыночной стоимости строительного объекта на данный момент, узнать стоимость и объем выполненных работ, рассчитать количество финансовых средств необходимых для завершения строительства. При помощи аудита выявляются имеющиеся нарушения и определяются методы их устранения.

Экспертиза смет

Основные цели проведения экспертизы фактической стоимости строительства автодорожных конструкций:

  • определение качества и количества используемых материалов;
  • соответствие выполненных дорожно-строительных работ перечню, который представлен в проектно-сметных документах;
  • оценка уровня технологий, применяемых в ходе строительства;
  • обоснованность расценок различных рабочих операций.

Для получения точных и достоверных данных, во время проведения экспертизы надо использовать нормативные материалы. Они содержат требования и этапы проведения процедуры при помощи диагностических приборов и лабораторного оборудования.

Важная информация! Экспертиза проводится согласно действующим требованиям СП 13-102-2003 п. 6.1, СП 13-102-2003 п.8.2.1.

Как проводится экспертиза?

Специалисты экспертной комиссии при помощи специальных приборов определяют:

  • измеряют толщину слоев автодорожного покрытия;
  • определяют плотность оснований полотна (щебень, песок, каменная крошка);
  • проверяют геометрические показатели, прочность и качество составляющих системы.

По результатам проведенной экспертизы выполняется анализ сметной документации для определения достоверности и обоснованности. Осуществляется проверка актов приемки дорожных участков в эксплуатацию, сверяется объем и стоимость проделанных монтажных работ.

Анализ документации

Экспертиза или анализ проектной документации – это тщательная проверка объектов на соответствие правилам, государственным стандартам, нормам и законодательству РФ. Этот этап – самый важный, так как от него зависит безопасная эксплуатация объекта.

Процедура регулируется Федеральным законом России от 28.11.2011 г. No 337-ФЗ. Экспертиза отслеживает соответствие документации:

  • предпроектная;
  • градостроительная;
  • проектная.

Важная информация! Проектная документация проверяется отдельными частями или в общем объеме. Это определяют эксперты по решению суда или договорные отношения.

Проверка сметы

В ходе проведения аудита специалистами проверяется смета, показатели бухгалтерской отчетности, исполнительные и первичные документы по приобретению и расходованию стройматериалов. Также проверке подвергаются документы, в которых указано предназначение и стоимость строительно-монтажных дорожных работ.

Важная информация! Инструментальное обследование предполагает сбор образцов используемых стройматериалов и конструкций для изучения в специализированной лаборатории.

Каждое отклонение от действующих нормативов и стандартов указывается в выводах проведенного исследования. Заключение специалистов составляется с учетом результатов комплексного анализа. Стоимость и период проведения аудита автодорог зависят от длины исследуемого объекта, от сложности лабораторных испытаний и объема инженерных расчетов.

Экспертиза выполненных работ

Экспертиза строительства автодорог предназначена для контроля работы строительных организаций и дорожных служб. Если появилась необходимость проверить добросовестность подрядчиков, профессиональные эксперты быстро и точно установят объем выполненных работ, а также проверят качество использованных стройматериалов.

Строительная экспертиза выполненных работ чаще проводится в следующих случаях:

  • сроки укладки автодорожного полотна выбиваются из предварительно разработанного графика;
  • заметны значительные расхождения между бюджетом по проектно-сметной документации и фактическими расходами;
  • при поверхностном осмотре готовых участков автодороги появилось сомнение в качестве исполнения работ;
  • если предстоят ремонтные дорожные дороги, экспертиза определит объем предстоящих работ и приблизительную сумму бюджета.

Важная информация! Цель экспертизы дорожного покрытия – оценка качества выполненных работ по укладке полотна дороги, реставрации и ремонта введенных в эксплуатацию участков трассы.

Проведение строительной экспертизы

Специалисты проводят экспертизу полотна дороги или его состава для определения выполненных объемов работ и на стадии эксплуатации объекта. Они могут точно установить качество ремонтных работ дорожного полотна и правильность применения проектных решений. Каждый случай индивидуальный, поэтому должен рассматриваться экспертами в отдельном порядке.

Специалисты часто сталкиваются с необходимостью проведения измерений и лабораторных исследований. В комплексе эти типы контроля позволяют с точностью определить, насколько объект соответствует проектным требованиям и нормативным документам. При конфликте подрядчика и заказчика независимая экспертиза автодорог поможет получить точные сведения и определить виновность одной из сторон.

Основные задачи строительного контроля и диагностики автодорог

Строительный контроль, анализ и диагностика дорог проводится для решения большого количества задач, в том числе:

  1. Организация и качественное исполнение работ по контролю и диагностике автотрасс.
  2. Разработка программ по ремонту дорожного полотна при разном финансировании.
  3. Проведение испытаний, чтобы установить основные параметры дорог.
  4. Общая оценка эксплуатационного состояния дорог.

Работа специалистов начинается еще на этапе проектирования, до проведения строительно-ремонтных работ на автодорогах. Если эксперты будут контролировать каждый этап, они обеспечат качественную проверку строительного контроля дорог. Они должны проверить, соответствует ли проект нормативным документам и правилам техники безопасности. При этом обязательно выполняется лабораторная проверка образцов поверхности дороги и материалов.

Большинство современных агентств по строительному и техническому контролю автодорог помогут осуществить контроль качества покрытия на всех этапах, проверить проектно-сметную документацию, соблюдение норм и стандартов проектирования. При помощи строительного контроля автомобильных дорог можно вовремя выявить и успешно устранить несоответствия требуемому качеству и другие дефекты. Таким образом, у заказчика строительно-ремонтных дорожных работ есть возможность сэкономить деньги и время.

Источник

Читайте также:  Оборудование ремонт вмятин без покраски оборудование
Оцените статью