- Строительный контроль при ремонте автодорог
- Раздел 1. Область применения
- Раздел 2. Термины и определения
- Раздел 3. Общие положения
- Раздел 4. Состав работ по строительному контролю
- Раздел 5. Порядок проведения строительного контроля
- Раздел 6. Основные функции организации, осуществляющей работы по строительному контролю
- Строительный контроль дорог
- Проверка проектной документации
- Контроль качества строительных работ
- Контроль качества
- Внешний контроль качества
- Экспертиза технической документации
- Аудит незавершенного строительства
- Экспертиза смет
- Как проводится экспертиза?
- Анализ документации
- Проверка сметы
- Экспертиза выполненных работ
- Проведение строительной экспертизы
- Основные задачи строительного контроля и диагностики автодорог
Строительный контроль при ремонте автодорог
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Рекомендации по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах
1 РАЗРАБОТАН АНО «Научно-исследовательским институтом транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК»)
2 ВНЕСЕН Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 23 ноября 2009 г. N 485-р
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Раздел 1. Область применения
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее — ОДМ) устанавливает положения по составу работ и порядку проведения строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах.
Раздел 2. Термины и определения
В настоящем ОДМ применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка [1].
Проектная документация — документация, содержащая материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства [1].
Техническая документация — комплект документов, включающий в себя рабочую документацию, проект производства работ, технологические карты, схемы и регламенты.
Заказчики — уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов [2].
Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному или муниципальному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [2].
Приемка выполненных работ — совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества принимаемого объекта, определение значений этих показателей и их сопоставление с требуемыми [3].
Ввод в эксплуатацию — процесс, фиксирующий готовность законченной автомобильной дороги к использованию по ее целевому (функциональному) назначению с передачей ее эксплуатирующей организации.
Скрытые работы — отдельные виды работ (конструктивные элементы), которые после их окончания частично или полностью будут скрыты при последующих работах [3].
Ответственные конструкции — отдельные виды работ (конструктивные элементы), некачественное выполнение которых может привести к потере несущей способности конструкций или к непригодности сооружения для нормальной эксплуатации [3].
Исполнительная производственно-техническая документация — комплект документов подрядчика, отражающий весь процесс производства дорожно-строительных работ и содержащий все необходимые сведения о производстве тех или иных работ, включая результаты испытаний и измерений, а также другие документы о качестве продукции [3].
Раздел 3. Общие положения
а) Строительный контроль за строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (далее — автомобильных дорог) осуществляется в рамках единой технической политики в области строительного контроля за объектами строительства, реконструкции или капитального ремонта федеральных автомобильных дорог, проводимой Росавтодором.
б) Основной целью осуществления строительного контроля федеральных автомобильных дорог является недопущение приемки дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением требований проектной документации, утвержденной в установленном порядке.
в) Основными задачами при осуществлении строительного контроля за выполнением работ в дорожном хозяйстве являются:
— обеспечение выполнения всех услуг по строительному контролю в объеме и сроки, предусмотренные техническим заданием к договору (контракту);
— анализ соответствия разработанной и утвержденной технической документации на объекты строительства, реконструкции или капитального ремонта (рабочей документации, проектов производства работ, технологических карт, схем и регламентов) утвержденной проектной документации;
— оценка соответствия качества строительства, реконструкции или капитального ремонта проектным требованиям, в том числе проведение контрольных измерений и испытаний готовых конструкций, а также применяемых материалов и изделий;
— осуществление надзора за соблюдением технологических правил производства работ, в том числе проведение инструментального контроля за соблюдением технологических карт, схем и регламентов;
— проведение промежуточной приемки ответственных конструкций и освидетельствования скрытых работ, а также участие в приемке законченных строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов;
— составление отчетов по результатам проведенного строительного контроля на объектах строительства, реконструкции или капитального ремонта;
— обеспечение своевременного информирования заказчика обо всех нарушениях, выявленных при осуществлении строительного контроля.
г) К работам по осуществлению строительного контроля не могут быть допущены организации, принимавшие участие в разработке проектной документации, а также организации, имеющие материально-технические отношения с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте строительства, реконструкции или капитального ремонта.
Типовое техническое задание на осуществление строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах приведено в приложении А.
Раздел 4. Состав работ по строительному контролю
При осуществлении строительного контроля выполняются следующие работы.
а) Рассмотрение рабочей документации до ее утверждения заказчиком с оценкой ее комплектности (полноты), соответствия утвержденной проектной документации, требованиям* и выработкой рекомендаций заказчику относительно утверждения к производству работ либо доработки или корректировки рассмотренной документации.
* Рабочая документация должна содержать наименование и характеристики конструктивного элемента, обеспечивающие его идентификацию в соответствии с проектом; параметры, соответствующие контрактным спецификациям и нормативной документации, а также допуски на них, контролируемые в процессе строительства; критерии и правила приемки; марки, виды, типы изделий, элементов, оборудования, материалов и требования к их качеству.
б) Входной контроль полноты и качества технической документации с оценкой ее соответствия утвержденной проектной документации и требованиям*.
* В технической документации должны быть указаны соответствующая технология обеспечения требуемого качества производства и объекта; методы, оборудование и персонал для производства испытаний и измерений; перечень и формы документов для освидетельствования и приемки работ.
в) Входной контроль соответствия применяемых материалов, конструкций и изделий требованиям рабочей документации.
г) Контроль качества выполняемых дорожно-строительных работ в объемах, определенных техническим заданием заказчика, в том числе входной и операционный контроль применяемых в соответствии с утвержденной рабочей документацией дорожно-строительных материалов, изделий и готовых конструкций.
д) Приемочный контроль выполненных работ, освидетельствование скрытых работ, участие в промежуточной приемке ответственных конструкций.
е) Проверка полноты и правильности проведения подрядчиком лабораторного и геодезического контроля качества строительства, реконструкции или капитального ремонта.
ж) Контроль полноты и правильности оформления подрядчиком исполнительной производственно-технической документации.
з) Участие в технических и организационных совещаниях в рамках контракта между заказчиком и подрядчиком.
и) Составление ежемесячных отчетов о своей деятельности на объекте и произведенных работах.
к) Участие в работе рабочих и приемочных комиссий.
Раздел 5. Порядок проведения строительного контроля
Строительный контроль за объектами строительства, реконструкции или капитального ремонта федеральных автомобильных дорог осуществляется в нижеизложенном порядке.
а) До начала основных работ по осуществлению строительного контроля на объектах строительства.
а ) Представление Заказчику схемы организации осуществления строительного контроля на объекте и информации о конкретных специалистах, выполняющих поставленные задачи непосредственно на объекте строительства, реконструкции или капитального ремонта (рекомендуемая схема организации строительного контроля приведена в приложении Б).
а ) Представление Заказчиком службы строительного контроля на объекте всем заинтересованным сторонам — участникам дорожно-строительного процесса.
а ) Определение совместно Заказчиком и организацией, осуществляющей строительный контроль на месте границ участков, конструкций и элементов, а также видов и объемов строительно-монтажных работ, подлежащих строительному контролю в соответствии с техническим заданием к договору (контракту).
а ) Согласование с Ззаказчиком формы предписаний (о выявленных нарушениях либо о приостановке работ).
а ) Ознакомление специалистов службы строительного контроля с проектной и технической документацией, включая основные конструктивные решения, организацию проведения работ, директивные графики строительно-монтажных работ, имеющиеся регламенты взаимодействия участников дорожно-строительного процесса, в том числе приемки выполненных работ.
б) В течение всего периода осуществления строительного контроля за объектом строительства.
б ) Анализ полноты и качества рабочей документации, проектов производства работ, технологических карт, схем и технологических регламентов, отражающих дорожно-строительные процессы на объекте.
б ) Анализ полноты и правильности оформления подрядчиком исполнительной производственно-технической документации.
б ) Рассмотрение рабочей документации и оценка ее соответствия устанавливаемым требованиям.
б ) Проведение выборочного входного контроля в объемах, предусмотренных техническим заданием заказчика. Отбор проб и испытание дорожно-строительных материалов, конструкций и изделий, непосредственно применяемых на объекте, в объеме требований технического задания, с оценкой соответствия требованиям. Оценка правильности выполнения геодезических разбивочных работ.
б ) Проведение при выборочном операционном контроле оценки качества дорожно-строительных работ, в том числе контроль соответствия выполняемых дорожно-строительных работ требованиям утвержденной рабочей документации, контроль соблюдения подрядчиком технологии производства работ. Проверка полноты и правильности проведения подрядчиками лабораторных испытаний.
б ) Оценка соответствия фактически выполняемых работ утвержденным календарным графикам.
б ) Проведение при приемочном контроле освидетельствования скрытых работ и промежуточной приемки ответственных конструкций, в установленные Заказчиком сроки, на основании [2].
б ) Выборочная фотосъемка процессов, этапов строительства, реконструкции или капитального ремонта, конструктивных элементов.
б ) Составление и сдача Заказчику отчетов в соответствии с требованиями технического задания по результатам проведенного строительного контроля на объекте.
в) На завершающем этапе осуществления строительного контроля.
в ) Подготовка и передача Заказчику комплекта материалов по строительному контролю, предусмотренного техническим заданием.
в ) Проведение по согласованию с Заказчиком предприемочной диагностики сдаваемого участка автомобильной дороги.
в ) Участие в работе приемочных комиссий.
в ) Составление итогового отчета по строительному контролю за строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объекта, содержащего итоговую информацию о принятых на объекте работах и выявленных нарушениях.
в ) Осуществление функций контроля технико-эксплуатационного состояния объекта строительства, реконструкции или капитального ремонта в течение гарантийного периода в соответствии с заданием Заказчика.
Раздел 6. Основные функции организации, осуществляющей работы по строительному контролю
а) К основным функциям организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относятся:
а ) Выполнение работ по строительному контролю в сроки, предусмотренные заключенным договором (контрактом).
Источник
Строительный контроль дорог
Специалисты, осуществляющие строительный контроль дорог, решают важные задачи, в том числе, они обеспечивают выполнение работ на разных этапах строительства и проверяют качество используемых стройматериалов. Если речь идет о законченном строительством дороги, тогда проводится оценка состояния и диагностики автодорог. В результате эксперты выявляют проблемные участки дорожного полотна, которые не соответствуют нормам и эксплуатационному состоянию. Специалисты определяют виды и объем работ по содержанию, ремонту, реконструкции дорожных покрытий, что позволяет повысить эксплуатационное состояние автодорог.
Проверка проектной документации
Профессиональные эксперты по строительному контролю дорог проверяют данные:
- наличие документов, которые должен предоставить заказчик объекта;
- соответствие осевых размеров, обозначенных в проекте зданий разбивочным геодезическим сетям;
- обозначенные на генплане границы стройплощадки не должны нарушать действующих земельных сервитутов;
- проектная документация должна быть обязательно согласована и утверждена в соответствующих государственных органах;
- документации по проекту должны включать список материалов и работ, от качества которых напрямую зависит безопасность строительства дороги и эксплуатации готового объекта.
Если в документации обнаружены недоработки или нарушения нормативов, специалисты по контролю дорог дают заказчику рекомендации по внесению исправлений.
Контроль качества строительных работ
Специалисты организации контролируют все этапы строительно-дорожных работ на соответствие действующим проектным законодательным и техническим нормам. Оценивается качество выполнения работ и итоговых результатов. По данным проведенной специалистами проверки составляется акт. Контролируется качество и результат работ, которые невозможно будет оценить после проведения последующих операций.
Важная информация! В современном строительстве часто встречается сокрытие результатов выполненных работ дальнейшими операциями.
Основная задача специалистов контролирующей организации – обеспечить надлежащее качество строительно-дорожных работ. Несвоевременное выявление имеющихся нарушений может потребовать демонтаж конструкций и негативно повлиять на безопасность объекта. Поэтому представители уполномоченной организации должны выполнить приемку скрытых подрядчиком работ с составлением акта.
Контроль качества
Строительный контроль автодорог позволяет четко соблюдать нормы законодательства и обеспечивает безопасность финансовых средств, вложенных в строительство объекта. Рациональнее и эффективнее периодически проводить проверку проделанных работ и их результатов, чем исправлять не выявленные вовремя нарушения.
Важная информация! Так как заказчик не всегда имеет необходимую для контроля компетенцию, для выполнения строительного надзора можно воспользоваться услугами специализированных экспертных организаций.
Контроль качества – проверка соответствия качества всего объема выполненных строительных работ параметрам, заданным в проектной и нормативной документации. По результатам технического обследования объекта выдается экспертное заключение о соответствии или несоответствии выполненных работ заявленному в документации уровню качества.
Внешний контроль качества
Несмотря на то, что каждый из этапов работы проверяется подрядчиком, а результат надзора фиксируется в документах, объективность результатов выполненных проверок обеспечивает независимый внешний контроль. Он включает обязательные проверки, которые проводят разные уполномоченные органы. Различают 3 вида внешнего контроля:
- Авторский надзор проектировщика. Он предполагает выполнение контроля качества строительно-дорожных работ, которые должны соответствовать ранее разработанному проекту.
- Технический надзор. Он проводится заказчиком, заинтересованным в соответствии объекта строительным правилам и нормам. На этом этапе проверяется соответствие сметы, что позволяет исключить перерасход стройматериалов и минимизирует затраты.
- Проверки приемочными комиссиями. Контроль качества строительно-дорожных работ выполняет техническая инспекция труда, санитарно-эпидемиологический и Государственный пожарный надзор, а также другие контролирующие госинстанции.
Экспертиза технической документации
Для того, чтобы успешно реализовать предварительно разработанный проект необходимо провести ряд мероприятий. Экспертиза проводится для проверки правильного оформления и содержания технологических и конструкторских документов. Также проверяется их соответствие принятым требованиям ЕСКД, ISO, DIN, ЕСТД прочим нормативно-правовым и техническим документам.
Экспертиза технической документации помогает эффективно решить операционные и формальные вопросы, влияющие на успех проекта. Она позволяет:
- Оценить юридическую состоятельность проекта и заключения.
- Получить реальную оценку объекта.
- Оценить уровень безопасности.
- Подтвердить компетентность организации, разработавшей проект.
- Оценить корректность и точность финансовых расчетов.
Аудит незавершенного строительства
Специалисты могут проверить и оценить строительный объект, который на данный момент не введен в эксплуатацию и не сдан заказчику. Аудит незавершенного строительства предполагает последовательное выполнение экспертиз правоустанавливающей, проектно-сметной, исполнительной документации. Также проводится сопоставление имеющихся в ней данных с отчетами и счетами подрядчиков.
Аудит незавершенного строительства позволяет решить разные задачи и проводится в следующих случаях:
- чтобы узнать фактическую стоимость строительного объекта на данный момент;
- проводится для оценки объекта незавершенного строительства перед покупкой или продажей;
- для дальнейшего использования строительного объекта;
- при постановке объекта, не сданного в эксплуатацию, на баланс предприятия.
Основные этапы проведения аудита незавершенного строительства:
- проверка разрешительной документации на текущее строительство объекта;
- проверка правильности ведения подрядчиком учета расходов;
- проверка правильности проведения оценки строй объекта и инвентаризации.
После проведения аудита заказчик может получить представление о фактической рыночной стоимости строительного объекта на данный момент, узнать стоимость и объем выполненных работ, рассчитать количество финансовых средств необходимых для завершения строительства. При помощи аудита выявляются имеющиеся нарушения и определяются методы их устранения.
Экспертиза смет
Основные цели проведения экспертизы фактической стоимости строительства автодорожных конструкций:
- определение качества и количества используемых материалов;
- соответствие выполненных дорожно-строительных работ перечню, который представлен в проектно-сметных документах;
- оценка уровня технологий, применяемых в ходе строительства;
- обоснованность расценок различных рабочих операций.
Для получения точных и достоверных данных, во время проведения экспертизы надо использовать нормативные материалы. Они содержат требования и этапы проведения процедуры при помощи диагностических приборов и лабораторного оборудования.
Важная информация! Экспертиза проводится согласно действующим требованиям СП 13-102-2003 п. 6.1, СП 13-102-2003 п.8.2.1.
Как проводится экспертиза?
Специалисты экспертной комиссии при помощи специальных приборов определяют:
- измеряют толщину слоев автодорожного покрытия;
- определяют плотность оснований полотна (щебень, песок, каменная крошка);
- проверяют геометрические показатели, прочность и качество составляющих системы.
По результатам проведенной экспертизы выполняется анализ сметной документации для определения достоверности и обоснованности. Осуществляется проверка актов приемки дорожных участков в эксплуатацию, сверяется объем и стоимость проделанных монтажных работ.
Анализ документации
Экспертиза или анализ проектной документации – это тщательная проверка объектов на соответствие правилам, государственным стандартам, нормам и законодательству РФ. Этот этап – самый важный, так как от него зависит безопасная эксплуатация объекта.
Процедура регулируется Федеральным законом России от 28.11.2011 г. No 337-ФЗ. Экспертиза отслеживает соответствие документации:
- предпроектная;
- градостроительная;
- проектная.
Важная информация! Проектная документация проверяется отдельными частями или в общем объеме. Это определяют эксперты по решению суда или договорные отношения.
Проверка сметы
В ходе проведения аудита специалистами проверяется смета, показатели бухгалтерской отчетности, исполнительные и первичные документы по приобретению и расходованию стройматериалов. Также проверке подвергаются документы, в которых указано предназначение и стоимость строительно-монтажных дорожных работ.
Важная информация! Инструментальное обследование предполагает сбор образцов используемых стройматериалов и конструкций для изучения в специализированной лаборатории.
Каждое отклонение от действующих нормативов и стандартов указывается в выводах проведенного исследования. Заключение специалистов составляется с учетом результатов комплексного анализа. Стоимость и период проведения аудита автодорог зависят от длины исследуемого объекта, от сложности лабораторных испытаний и объема инженерных расчетов.
Экспертиза выполненных работ
Экспертиза строительства автодорог предназначена для контроля работы строительных организаций и дорожных служб. Если появилась необходимость проверить добросовестность подрядчиков, профессиональные эксперты быстро и точно установят объем выполненных работ, а также проверят качество использованных стройматериалов.
Строительная экспертиза выполненных работ чаще проводится в следующих случаях:
- сроки укладки автодорожного полотна выбиваются из предварительно разработанного графика;
- заметны значительные расхождения между бюджетом по проектно-сметной документации и фактическими расходами;
- при поверхностном осмотре готовых участков автодороги появилось сомнение в качестве исполнения работ;
- если предстоят ремонтные дорожные дороги, экспертиза определит объем предстоящих работ и приблизительную сумму бюджета.
Важная информация! Цель экспертизы дорожного покрытия – оценка качества выполненных работ по укладке полотна дороги, реставрации и ремонта введенных в эксплуатацию участков трассы.
Проведение строительной экспертизы
Специалисты проводят экспертизу полотна дороги или его состава для определения выполненных объемов работ и на стадии эксплуатации объекта. Они могут точно установить качество ремонтных работ дорожного полотна и правильность применения проектных решений. Каждый случай индивидуальный, поэтому должен рассматриваться экспертами в отдельном порядке.
Специалисты часто сталкиваются с необходимостью проведения измерений и лабораторных исследований. В комплексе эти типы контроля позволяют с точностью определить, насколько объект соответствует проектным требованиям и нормативным документам. При конфликте подрядчика и заказчика независимая экспертиза автодорог поможет получить точные сведения и определить виновность одной из сторон.
Основные задачи строительного контроля и диагностики автодорог
Строительный контроль, анализ и диагностика дорог проводится для решения большого количества задач, в том числе:
- Организация и качественное исполнение работ по контролю и диагностике автотрасс.
- Разработка программ по ремонту дорожного полотна при разном финансировании.
- Проведение испытаний, чтобы установить основные параметры дорог.
- Общая оценка эксплуатационного состояния дорог.
Работа специалистов начинается еще на этапе проектирования, до проведения строительно-ремонтных работ на автодорогах. Если эксперты будут контролировать каждый этап, они обеспечат качественную проверку строительного контроля дорог. Они должны проверить, соответствует ли проект нормативным документам и правилам техники безопасности. При этом обязательно выполняется лабораторная проверка образцов поверхности дороги и материалов.
Большинство современных агентств по строительному и техническому контролю автодорог помогут осуществить контроль качества покрытия на всех этапах, проверить проектно-сметную документацию, соблюдение норм и стандартов проектирования. При помощи строительного контроля автомобильных дорог можно вовремя выявить и успешно устранить несоответствия требуемому качеству и другие дефекты. Таким образом, у заказчика строительно-ремонтных дорожных работ есть возможность сэкономить деньги и время.
Источник