- Строительный контроль текущий ремонт дорог
- 1 Область применения
- 2 Термины и определения
- 3 Общие положения
- 4 Состав работ по строительному контролю
- 5 Требования к организации, осуществляющей работы по строительному контролю
- 6 Порядок проведения строительного контроля
- Строительный контроль дорог
- Проверка проектной документации
- Контроль качества строительных работ
- Контроль качества
- Внешний контроль качества
- Экспертиза технической документации
- Аудит незавершенного строительства
- Экспертиза смет
- Как проводится экспертиза?
- Анализ документации
- Проверка сметы
- Экспертиза выполненных работ
- Проведение строительной экспертизы
- Основные задачи строительного контроля и диагностики автодорог
Строительный контроль текущий ремонт дорог
Дороги автомобильные общего пользования
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Automobile roads of general use. Requirements for building control
Дата введения 2015-02-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Центр метрологии, испытаний и стандартизации», Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 мая 2014 г. N 67-П)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2014 г. N 1199-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32731-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 февраля 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на строительный (производственный) (далее — строительный) контроль при строительстве (возведении), реконструкции и капитальном ремонте (далее — строительстве) автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений и устанавливает требования к его проведению.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 исполнительная документация: Текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, по мере завершения определенных в проектной документации работ.
2.2 проектная документация: Документация, содержащая инженерно-технические, архитектурные, технологические, конструктивные, экономические, финансовые и иные решения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений.
2.3 строительный (производственный) контроль: Контроль соответствия выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов, проводимый в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги.
2.4 рабочая документация: Совокупность текстовых и графических документов, обеспечивающих реализацию принятых в утвержденной проектной документации технических решений по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта, необходимых для производства строительных и монтажных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами и/или изготовления строительных изделий и конструкций.
3 Общие положения
3.1 Основной целью осуществления строительного контроля при строительстве автомобильных дорог является недопущение приемки дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением требований проектной документации, утвержденной в установленном порядке, и требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) [1].
3.2 Строительный контроль на объекте проводится в течение всего периода строительства до ввода объекта в эксплуатацию.
3.3 Строительный контроль на объекте проводится заказчиком, а также юридическим лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком).
3.4 Основными задачами при осуществлении строительного контроля являются:
— выполнение всех услуг по строительному контролю в объеме и сроки, предусмотренные техническим заданием к договору (контракту);
— оценка соответствия качества строительства и объемов работ проектным требованиям, в том числе проведение контрольных измерений и испытаний готовых конструкций, а также применяемых материалов и изделий;
— осуществление контроля за соблюдением технологии производства работ, в том числе проведение инструментального контроля за соблюдением технологических карт, схем и регламентов;
— проведение промежуточной приемки выполненных работ, а также участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов;
— составление отчетов по результатам проведенного строительного контроля на объектах строительства;
— своевременное информирование заказчика обо всех нарушениях, выявленных при осуществлении строительного контроля.
3.5 Заказчик в целях осуществления строительного контроля и принятия от своего имени технических решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить договор (контракт) об оказании услуг с соответствующей независимой компетентной организацией.
3.6 К работам по осуществлению строительного контроля не могут быть допущены организации, принимавшие участие в разработке проектной документации, а также организации, имеющие материально-технические отношения с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте строительства.
3.7 При выполнении своих обязанностей организация, осуществляющая строительный контроль, не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность подрядчика.
3.8 Перечень нормативно-технических документов, по которым осуществляется строительный контроль, следует определять в каждом конкретном случае отдельно, с учетом договора (контракта) и рабочей документации.
4 Состав работ по строительному контролю
4.1 При осуществлении строительного контроля должны выполнять следующие работы:
— рассмотрение рабочей документации до момента утверждения заказчиком с целью оценки момента комплектности (полноты) и соответствия утвержденной проектной документации, а также выработка рекомендаций заказчику относительно ее утверждения к производству работ;
— входной контроль полноты и качества необходимой для начала работ документации подрядчика с оценкой ее соответствия утвержденной рабочей документации и требованиям соответствующих нормативных документов;
— проверка проведения входного контроля подрядчика на соответствие применяемых материалов, конструкций и изделий требованиям рабочей документации;
— контроль качества выполняемых дорожно-строительных работ в объемах, определенных техническим заданием заказчика, в том числе выборочный входной и операционный контроль соответствия применяемых дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций утвержденной рабочей документации;
— проверка объемов выполненных подрядчиком дорожно-строительных работ и участие в их приемке;
— проверка полноты и правильности проведения подрядчиком лабораторного и геодезического контроля качества строительства;
— контроль полноты и правильности оформления подрядчиком исполнительной документации;
— участие в технических и организационных совещаниях в рамках договора (контракта), проводимых заказчиком и подрядчиком;
— составление ежемесячных отчетов о своей деятельности на объекте и произведенных работах, включая рекомендации по обеспечению качества дорожно-строительных работ;
— участие в приемке законченных строительством объектов;
— участие в приемке объектов, подлежащих консервации, в оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства, а также в оценке технического состояния объектов при передаче строительным организациям для продолжения работ после расконсервации или временного прекращения дорожно-строительных работ, если это предусмотрено договором (контрактом);
— анализ и контроль выполнения подрядчиком мероприятий по охране труда, противопожарной защите, технике безопасности и охране окружающей среды на объекте.
4.2 Конкретный состав работ по строительному контролю определяется в техническом задании. Форма типового технического задания на осуществление строительного контроля на объектах строительства приведена в приложении А.
5 Требования к организации, осуществляющей работы по строительному контролю
5.1 К основным требованиям к организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относятся:
— выполнение работ по строительному контролю в сроки, предусмотренные заключенным договором (контрактом);
— выполнение всех работ по строительному контролю в полном соответствии с требованиями договора (контракта) и технического задания;
— наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. Компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика;
— выполнение необходимых контрольных измерений и лабораторных испытаний в объемах, не менее предусмотренных техническим заданием к договору (контракту), с оценкой соответствия результатов требованиям утвержденной рабочей документации;
— выполнение силами собственной лаборатории не менее 70% всех необходимых лабораторных испытаний. Допускается привлечение субподрядной испытательной лаборатории по договору с организацией, не имеющей материально-технических отношений с подрядчиками и поставщиками материалов и конструкций на данном объекте. Объем субподрядных работ не может превышать 30% всех необходимых лабораторных испытаний.
5.2 К основным функциям, правам и обязанностям сотрудников организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относятся:
— наличие у непосредственных исполнителей на объекте полномочий и соответствующих подтверждающих документов на право осуществления строительного контроля;
— контроль неукоснительного соблюдения подрядчиком проектных решений и технологии производства дорожно-строительных работ, в том числе устранения выявленных недостатков и несоответствий. Замечания и указания о выявленных нарушениях, а также отметка об их устранении делаются в журнале производства работ подрядчика и (или) специальном предписании. Форма журнала производства работ представлена в приложении Б. Рекомендуемая форма предписания об устранении нарушений представлена в приложении В;
— мониторинг потребности и обеспеченности строительства проектной и рабочей документацией, а также материально-техническими ресурсами. При возникновении их дефицита информировать заказчика и подрядчика для принятия надлежащих мер;
— выдача предписаний подрядчику о приостановке работ до устранения недостатков при обнаружении нарушений правил производства работ и несоответствий утвержденной рабочей документации, которые могут повлиять на качество или безопасность всего объекта или окружающей среды. Рекомендуемая форма предписания о приостановке работ приведена в приложении В. Незамедлительное информирование заказчика о каждом факте приостановки работ и принимаемых подрядчиком мерах по обеспечению качества выполняемых работ и их соответствия утвержденной рабочей документации. После проверки устранения выявленных нарушений возобновление работ разрешается только путем внесения соответствующей записи в общий журнал работ;
— контроль соблюдения подрядчиком надлежащих условий хранения материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке, а также обеспечения сохранности выполненных работ, возведенных зданий и сооружений до их сдачи Заказчику;
— требование при необходимости разъяснений заказчика по любому вопросу, связанному с осуществлением работ по строительному контролю, в соответствии с условиями договора (контракта);
— рассмотрение претензий подрядчика и внесение предложений для принятия решения заказчиком.
5.3 Организация, осуществляющая строительный контроль несет ответственность за своевременное и качественное выполнение комплекса работ по строительному контролю в рамках своей компетенции и полномочий согласно заключенному договору (контракту) и техническому заданию, а также в соответствии с действующим законодательством государств-членов Таможенного союза. Представители организации, осуществляющей строительный контроль, должны быть наделены полномочиями и иметь соответствующие подтверждающие документы, оформленные в установленном законодательствами государств-членов Таможенного союза порядке.
6 Порядок проведения строительного контроля
6.1 Строительный контроль за объектами строительства автомобильных дорог осуществляется в нижеизложенном порядке.
6.1.1 До начала работ по осуществлению строительного контроля необходимо провести:
— представление службой строительного контроля заказчику схемы организации осуществления строительного контроля на объекте и информации о конкретных специалистах, выполняющих поставленные задачи непосредственно на объекте строительства. Рекомендуемая схема организации строительного контроля приведена в приложении Г;
Источник
Строительный контроль дорог
Специалисты, осуществляющие строительный контроль дорог, решают важные задачи, в том числе, они обеспечивают выполнение работ на разных этапах строительства и проверяют качество используемых стройматериалов. Если речь идет о законченном строительством дороги, тогда проводится оценка состояния и диагностики автодорог. В результате эксперты выявляют проблемные участки дорожного полотна, которые не соответствуют нормам и эксплуатационному состоянию. Специалисты определяют виды и объем работ по содержанию, ремонту, реконструкции дорожных покрытий, что позволяет повысить эксплуатационное состояние автодорог.
Проверка проектной документации
Профессиональные эксперты по строительному контролю дорог проверяют данные:
- наличие документов, которые должен предоставить заказчик объекта;
- соответствие осевых размеров, обозначенных в проекте зданий разбивочным геодезическим сетям;
- обозначенные на генплане границы стройплощадки не должны нарушать действующих земельных сервитутов;
- проектная документация должна быть обязательно согласована и утверждена в соответствующих государственных органах;
- документации по проекту должны включать список материалов и работ, от качества которых напрямую зависит безопасность строительства дороги и эксплуатации готового объекта.
Если в документации обнаружены недоработки или нарушения нормативов, специалисты по контролю дорог дают заказчику рекомендации по внесению исправлений.
Контроль качества строительных работ
Специалисты организации контролируют все этапы строительно-дорожных работ на соответствие действующим проектным законодательным и техническим нормам. Оценивается качество выполнения работ и итоговых результатов. По данным проведенной специалистами проверки составляется акт. Контролируется качество и результат работ, которые невозможно будет оценить после проведения последующих операций.
Важная информация! В современном строительстве часто встречается сокрытие результатов выполненных работ дальнейшими операциями.
Основная задача специалистов контролирующей организации – обеспечить надлежащее качество строительно-дорожных работ. Несвоевременное выявление имеющихся нарушений может потребовать демонтаж конструкций и негативно повлиять на безопасность объекта. Поэтому представители уполномоченной организации должны выполнить приемку скрытых подрядчиком работ с составлением акта.
Контроль качества
Строительный контроль автодорог позволяет четко соблюдать нормы законодательства и обеспечивает безопасность финансовых средств, вложенных в строительство объекта. Рациональнее и эффективнее периодически проводить проверку проделанных работ и их результатов, чем исправлять не выявленные вовремя нарушения.
Важная информация! Так как заказчик не всегда имеет необходимую для контроля компетенцию, для выполнения строительного надзора можно воспользоваться услугами специализированных экспертных организаций.
Контроль качества – проверка соответствия качества всего объема выполненных строительных работ параметрам, заданным в проектной и нормативной документации. По результатам технического обследования объекта выдается экспертное заключение о соответствии или несоответствии выполненных работ заявленному в документации уровню качества.
Внешний контроль качества
Несмотря на то, что каждый из этапов работы проверяется подрядчиком, а результат надзора фиксируется в документах, объективность результатов выполненных проверок обеспечивает независимый внешний контроль. Он включает обязательные проверки, которые проводят разные уполномоченные органы. Различают 3 вида внешнего контроля:
- Авторский надзор проектировщика. Он предполагает выполнение контроля качества строительно-дорожных работ, которые должны соответствовать ранее разработанному проекту.
- Технический надзор. Он проводится заказчиком, заинтересованным в соответствии объекта строительным правилам и нормам. На этом этапе проверяется соответствие сметы, что позволяет исключить перерасход стройматериалов и минимизирует затраты.
- Проверки приемочными комиссиями. Контроль качества строительно-дорожных работ выполняет техническая инспекция труда, санитарно-эпидемиологический и Государственный пожарный надзор, а также другие контролирующие госинстанции.
Экспертиза технической документации
Для того, чтобы успешно реализовать предварительно разработанный проект необходимо провести ряд мероприятий. Экспертиза проводится для проверки правильного оформления и содержания технологических и конструкторских документов. Также проверяется их соответствие принятым требованиям ЕСКД, ISO, DIN, ЕСТД прочим нормативно-правовым и техническим документам.
Экспертиза технической документации помогает эффективно решить операционные и формальные вопросы, влияющие на успех проекта. Она позволяет:
- Оценить юридическую состоятельность проекта и заключения.
- Получить реальную оценку объекта.
- Оценить уровень безопасности.
- Подтвердить компетентность организации, разработавшей проект.
- Оценить корректность и точность финансовых расчетов.
Аудит незавершенного строительства
Специалисты могут проверить и оценить строительный объект, который на данный момент не введен в эксплуатацию и не сдан заказчику. Аудит незавершенного строительства предполагает последовательное выполнение экспертиз правоустанавливающей, проектно-сметной, исполнительной документации. Также проводится сопоставление имеющихся в ней данных с отчетами и счетами подрядчиков.
Аудит незавершенного строительства позволяет решить разные задачи и проводится в следующих случаях:
- чтобы узнать фактическую стоимость строительного объекта на данный момент;
- проводится для оценки объекта незавершенного строительства перед покупкой или продажей;
- для дальнейшего использования строительного объекта;
- при постановке объекта, не сданного в эксплуатацию, на баланс предприятия.
Основные этапы проведения аудита незавершенного строительства:
- проверка разрешительной документации на текущее строительство объекта;
- проверка правильности ведения подрядчиком учета расходов;
- проверка правильности проведения оценки строй объекта и инвентаризации.
После проведения аудита заказчик может получить представление о фактической рыночной стоимости строительного объекта на данный момент, узнать стоимость и объем выполненных работ, рассчитать количество финансовых средств необходимых для завершения строительства. При помощи аудита выявляются имеющиеся нарушения и определяются методы их устранения.
Экспертиза смет
Основные цели проведения экспертизы фактической стоимости строительства автодорожных конструкций:
- определение качества и количества используемых материалов;
- соответствие выполненных дорожно-строительных работ перечню, который представлен в проектно-сметных документах;
- оценка уровня технологий, применяемых в ходе строительства;
- обоснованность расценок различных рабочих операций.
Для получения точных и достоверных данных, во время проведения экспертизы надо использовать нормативные материалы. Они содержат требования и этапы проведения процедуры при помощи диагностических приборов и лабораторного оборудования.
Важная информация! Экспертиза проводится согласно действующим требованиям СП 13-102-2003 п. 6.1, СП 13-102-2003 п.8.2.1.
Как проводится экспертиза?
Специалисты экспертной комиссии при помощи специальных приборов определяют:
- измеряют толщину слоев автодорожного покрытия;
- определяют плотность оснований полотна (щебень, песок, каменная крошка);
- проверяют геометрические показатели, прочность и качество составляющих системы.
По результатам проведенной экспертизы выполняется анализ сметной документации для определения достоверности и обоснованности. Осуществляется проверка актов приемки дорожных участков в эксплуатацию, сверяется объем и стоимость проделанных монтажных работ.
Анализ документации
Экспертиза или анализ проектной документации – это тщательная проверка объектов на соответствие правилам, государственным стандартам, нормам и законодательству РФ. Этот этап – самый важный, так как от него зависит безопасная эксплуатация объекта.
Процедура регулируется Федеральным законом России от 28.11.2011 г. No 337-ФЗ. Экспертиза отслеживает соответствие документации:
- предпроектная;
- градостроительная;
- проектная.
Важная информация! Проектная документация проверяется отдельными частями или в общем объеме. Это определяют эксперты по решению суда или договорные отношения.
Проверка сметы
В ходе проведения аудита специалистами проверяется смета, показатели бухгалтерской отчетности, исполнительные и первичные документы по приобретению и расходованию стройматериалов. Также проверке подвергаются документы, в которых указано предназначение и стоимость строительно-монтажных дорожных работ.
Важная информация! Инструментальное обследование предполагает сбор образцов используемых стройматериалов и конструкций для изучения в специализированной лаборатории.
Каждое отклонение от действующих нормативов и стандартов указывается в выводах проведенного исследования. Заключение специалистов составляется с учетом результатов комплексного анализа. Стоимость и период проведения аудита автодорог зависят от длины исследуемого объекта, от сложности лабораторных испытаний и объема инженерных расчетов.
Экспертиза выполненных работ
Экспертиза строительства автодорог предназначена для контроля работы строительных организаций и дорожных служб. Если появилась необходимость проверить добросовестность подрядчиков, профессиональные эксперты быстро и точно установят объем выполненных работ, а также проверят качество использованных стройматериалов.
Строительная экспертиза выполненных работ чаще проводится в следующих случаях:
- сроки укладки автодорожного полотна выбиваются из предварительно разработанного графика;
- заметны значительные расхождения между бюджетом по проектно-сметной документации и фактическими расходами;
- при поверхностном осмотре готовых участков автодороги появилось сомнение в качестве исполнения работ;
- если предстоят ремонтные дорожные дороги, экспертиза определит объем предстоящих работ и приблизительную сумму бюджета.
Важная информация! Цель экспертизы дорожного покрытия – оценка качества выполненных работ по укладке полотна дороги, реставрации и ремонта введенных в эксплуатацию участков трассы.
Проведение строительной экспертизы
Специалисты проводят экспертизу полотна дороги или его состава для определения выполненных объемов работ и на стадии эксплуатации объекта. Они могут точно установить качество ремонтных работ дорожного полотна и правильность применения проектных решений. Каждый случай индивидуальный, поэтому должен рассматриваться экспертами в отдельном порядке.
Специалисты часто сталкиваются с необходимостью проведения измерений и лабораторных исследований. В комплексе эти типы контроля позволяют с точностью определить, насколько объект соответствует проектным требованиям и нормативным документам. При конфликте подрядчика и заказчика независимая экспертиза автодорог поможет получить точные сведения и определить виновность одной из сторон.
Основные задачи строительного контроля и диагностики автодорог
Строительный контроль, анализ и диагностика дорог проводится для решения большого количества задач, в том числе:
- Организация и качественное исполнение работ по контролю и диагностике автотрасс.
- Разработка программ по ремонту дорожного полотна при разном финансировании.
- Проведение испытаний, чтобы установить основные параметры дорог.
- Общая оценка эксплуатационного состояния дорог.
Работа специалистов начинается еще на этапе проектирования, до проведения строительно-ремонтных работ на автодорогах. Если эксперты будут контролировать каждый этап, они обеспечат качественную проверку строительного контроля дорог. Они должны проверить, соответствует ли проект нормативным документам и правилам техники безопасности. При этом обязательно выполняется лабораторная проверка образцов поверхности дороги и материалов.
Большинство современных агентств по строительному и техническому контролю автодорог помогут осуществить контроль качества покрытия на всех этапах, проверить проектно-сметную документацию, соблюдение норм и стандартов проектирования. При помощи строительного контроля автомобильных дорог можно вовремя выявить и успешно устранить несоответствия требуемому качеству и другие дефекты. Таким образом, у заказчика строительно-ремонтных дорожных работ есть возможность сэкономить деньги и время.
Источник