- Проект строительства детского сада: разбираемся в нормах и требованиях
- Порядок проектирования строительства детского сада
- Основные требования к проекту детского сада
- Требования к участку строительства детского сада
- Нормы для внутренних помещений детского сада
- Санитарные нормы проектирования строительства детских садов
- Приёмная
- Групповая
- Спальня
- Уборная
- Санитарные нормы освещения
- Ошибки при проектировании и строительстве детского сада
- Особенности ремонтных работ в детском саду
- Кто может делать ремонт в детских садах
- Объем работ при ремонте детского сада
- Особенности планировки помещений при ремонте детского сада
- Требования к пищеблоку в детском саду
- Требования к отделочным материалам, применяемым при ремонте детского сада
- Противопожарные требования к детским садам
- На какие нормативные документы нужно опираться при выполнении ремонта в детском саду
- Заключение
Проект строительства детского сада: разбираемся в нормах и требованиях
В этой статье мы расскажем:
- Нормы проектирования для строительства детского сада
- Основные требования к проекту детского сада
- Требования к участку строительства детского сада
- Нормы для внутренних помещений детского сада
- Ошибки при проектировании и строительстве детского сада
Проекты строительства детского сада в последнее время набирают все больший оборот. Не секрет, в что стране ощущается дефицит мест в учреждениях дошкольного образования, поэтому каждый населенный пункт стремится построить у себя детский сад. Предпочтение отдается именно возведению новых объектов, которые полностью соответствуют современным требованиям по части проектировки.
Помимо комфортного, безопасного и долговечного здания, результатом проекта детского сада должна быть и разумная экономия финансов, чтобы стоимость постройки не оказалась слишком высокой. В нашей статье мы разберем основные нормы и требования в данной области, а также поговорим о типичных ошибках, которые контролирующие органы находят чаще всего.
Порядок проектирования строительства детского сада
В середине ХХ века к строительству детских садов относились очень ответственно. Из-за этого образовалась основательная нормативная база о проектировании, строительстве и функционировании учреждений дошкольного образования. На ее основе в конце ХХ века создали соответствующие СанПиНы и СНиПы. Тогда требования к проектированию и строительству детских садов были весьма продвинутыми и не уступали по нормам странам Европы. А в некоторых пунктах даже имели превосходство, например, к обеспечению безопасности и сохранности здоровья детей у нас подходили более строго.
На сегодняшний день основные документы при проектировании детских садов – это СП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Также в отдельных округах есть свои территориальные стандарты, которые предусматривают особенности региона. Например, в столице действует своя норма строительных стандартов — это МГСН 4.07-05 «Дошкольные образовательные учреждения».
По словам экспертов, требования норм смягчается. Например, в советское время разрешалось строительство детских садов с этажностью не более двух, для обеспечения быстрой эвакуации детей в случае пожара. Было возможно строительство трёхэтажных зданий только при условии, что на верхнем этаже будут размещаться технические и хозяйственно-бытовые помещения.
А сейчас с целью экономии земельных участков под застройку в постановлениях появились смягчения: по новым правилам на верхнем этаже могут находиться старшие группы дошкольного учреждения. Такое послабление добавляет ответственности проектировщикам, так как теперь им необходимо грамотно составить пути эвакуации с верхних этажей и более серьезно подойти к выбору противопожарного оборудования. В этом плане в стандартах каких-либо смягчений нет, наоборот, требования стали жестче. Так, в 2014 году было опубликовано новое постановление, регламентирующее использование средств пожарной безопасности. После него ответственные производители внесли изменения в выпускаемые линии продукции.
Следующее смягчение в нормативной базе – это санитарные условия, принимающие во внимание плотность городских построений. Если раньше детское дошкольное учреждение должно было быть отдельностоящим зданием, сейчас допускается их размещение во встроенные в жилые дома помещения и пристройки. Но на практике такое встречается редко, все же предпочтительно расположение детских садов в отдельных сооружениях.
Основные требования к проекту детского сада
Создание проектов строительства детских садов производится на основании всех нормативных баз, утвержденных на законодательном уровне. Их основная задача – обеспечить полную безопасность детей и условия для продуктивного процесса обучения.
Детские сады и школы должны состоять максимум из трех этажей (подвал не считается). Если же присутствует четвертый, он должен быть использован только в качестве технического, в котором располагаются архив, хозяйственная подсобка, склад и другие подобные помещения. Но кабинетов для занятий и каких-либо залов на четвертом уровне быть не должно. Материалы для внутренней отделки детских образовательных учреждений должны быть экологически безопасными, дышащими и с низкое степенью возгорания.
Для проектировки строительства детских садов и других дошкольных образовательных центров есть определенные требования:
- Наличие территории достаточного размера.
- Высокий уровень звукоизоляции всех помещений, в которых будут находиться дети.
- Наличие территории для прогулок и игр в расчете не меньше 5м 2 на каждого ребенка.
- Отдельный вход для младших групп.
Требования к участку строительства детского сада
Детсад должен находиться в жилом массиве, подальше от крупных дорог, промзоны и гаражей. При застройке необходимо соблюдать расстояния между зданиями согласно проекту.
Не допускается строительство зданий на путях инженерных коммуникаций.
Помимо расстояния учитывается и скорость ветра на этом участке, а также шумовой уровень, который не должен превышать 60 дб. Для этого по периметру всего участка поднимается ограждение высотой 1,6 м. и высаживаются кусты и деревья вдоль забора. Освещение на площадке и прилегающей территории должно быть больше 10 люменов на квадратный метр.
Территорию делят на 3 зоны:
- Игровая зона. В нее входит площадка для игр и физических упражнений. Для первой зоны на каждого ребенка младшей группы должно приходиться по 7,2 кв. м., а на дошкольника 9 кв. м.
- Зона застройки. Здесь размещено само здание образовательного учреждения.
- Хозяйственная зона. Расположена отдельно от основного здания, но соединена с пищевым блоком и прачечной. Есть отдельный въезд для транспортных средств, этот участок ограждают от остальных с помощью зеленых насаждений.
Нормы для внутренних помещений детского сада
Санитарные нормы проектирования строительства детских садов
При проектировании строительства дошкольного образовательного учреждения необходимо учесть дополнительные выходы и лестницы, чтобы быстро эвакуировать или изолировать детей в случае ЧС. Через каждую входную дверь должно проходить не более четырех групп дошкольников. Желательно строить здания детских садов одно- или двухэтажные. На втором уровне лучше располагать детей старших групп. Также для предотвращения несчастных случаев особое внимание нужно уделять проектированию лестниц. Необходимо брать во внимание среднюю длину шага детей и высоту подъема ноги, поэтому глубина ступеней лестницы составляет 27-30 см, а высота подъема –12-14 см. Ширина лестницы должна быть как минимум 1,3 метра, а каждый марш лестницы состоять из 10-13 ступеней. Лестницы в детских учебных учреждениях обносятся ограждением высотой 1,5 метра с расстоянием между балясинами не больше 10 см.
Приёмная
Здесь расположена мебель для хранения верхней одежды – отдельные шкафчики высотой 120-135 см. В шкафчике должны быть крючки для вешания верхней одежды, сверху полка для шапок и шарфов, снизу две ячейки: одна для сменной одежды, вторая для обуви.
Групповая
Основная часть всего здания – это групповые ячейки. В них входят основные и вспомогательные помещения в которых группа проводит время. Они изолированы и отделены друг от друга.
Групповые ячейки для детей младших групп должны иметь отдельный вход со стороны детской площадки.
Спальня
Полы в спальнях должны быть из досок, паркета или застелены линолеумом.
Площадь спальни зависит от количества детей в группе. Но на каждого ребенка разных возрастных категорий должна приходится разная площадь (кв.м):
- Младшая ясельная группа – 2,4 м 2 .
- Средняя и старшая группы – 1,8 м
- Дошкольная группа – 2 м 2 .
Уборная
Санитарный узел разделен на два: одна часть для умывания, в которой установлены раковины, душевая, крючки для полотенец, и вторая часть туалет, где расположены унитазы и горшки. Также обязательно круглый год должна быть обеспечена подача горячей и холодной воды.
В ясельных группах ставится специальный стеллаж для хранения горшков и отдельный слив для их дезинфекции. Все горшки в обязательном порядке маркируют. Также в зоне умывания должны быть 3 раковины для пользования детьми и одна для рабочего персонала.
Каждому ребенку выделяются отдельные полотенца для рук и ног или одноразовые бумажные полотенца, а также свой крючок для хранения полотенца.
Санитарные нормы освещения
Во всех помещениях, где находятся дети, должно быть хорошее естественное освещение. Минимальный коэффициент естественной освещенности в игровых комнатах, спальнях, медпункте, палатах изолятора, спортивном зале, столовой, кабинете музыки и т.д. составляет не менее 1,5 %. Искусственный свет возможен только в санузле, приемной и гардеробной детских дошкольных учреждений. Кладовые и другие подсобные комнаты, используемые сотрудниками, можно устраивать без естественного освещения.
Ошибки при проектировании и строительстве детского сада
Не все проекты проходят экспертизу с первого раза, так как проектировщики не соблюдают определенные нормы и совершают одни и те же ошибки.
Часто встречаемые ошибки – это несоблюдение правил по зонированию: на территории нет четкого функционального зонирования, групповые ячейки между собой не разделены, не отводятся отдельные входные двери для детей младших групп, невсерьез относятся к озеленению участка, хозяйственную зону не ограждают от других.
Также не учитывают уровень шума в отдельных зонах, располагают объекты образовательных учреждений рядом с магистралью, не предусматривается основной принцип, при котором люди из разных активных зон не должны пересекаться. Бывает такое, что проектировщики в групповые ячейки не вписывают помещения, необходимые для полноценной работы с детьми, снижают нормы площади, необходимые на одного ребенка, тем самым создают нехватку мест.
Источник
Особенности ремонтных работ в детском саду
По состоянию на 2019 год только в Московской области работало 2 061 дошкольное учреждение, рассчитанное на 419 000 воспитанников, и еще 23 строилось. Почти полмиллиона детей пять дней в неделю фактически живут в детских садах, поэтому и требования к ремонту в них особые.
Кто может делать ремонт в детских садах
Проведение ремонтных работ в дошкольных образовательных учреждениях регламентировано законодательством, поэтому нанять частную бригаду для этих целей не получится. Выполнять ремонт в детских садах имеют право только те компании, которые специализируются на оказании строительно-ремонтных услуг. Если речь идет о капитальном ремонте, то детскому саду нужно провести тендер и определить победителя.
Объем работ при ремонте детского сада
Капитальный и косметический (текущий) ремонт заметно различаются. Косметический выполняют, чтобы поддержать эстетичный внешний вид здания и сохранить его эксплуатационные характеристики. При его проведении устраняют мелкие дефекты инженерных систем, фундамента, стен, кровли, лестничных площадок и ступеней, меняют розетки, выключатели и вышедшие из строя датчики пожарной сигнализации, восстанавливают или заменяют напольные и облицовочные покрытия.
При капитальном ремонте преследуют цель – восстановить или улучшить эксплуатационные характеристики здания, поэтому объем работ значительно больше. При их проведении:
- восстанавливают несущие стены, устраняют в них трещины, выбоины и другие дефекты;
- ремонтируют или возводят заново перегородки, проводят перепланировку помещений;
- устанавливают новые окна и двери;
- ремонтируют крышу с частичной или полной заменой кровли;
- восстанавливают или меняют напольные и облицовочные покрытия;
- частично или полностью меняют инженерные системы здания.
Детский сад после ремонта
Особенности планировки помещений при ремонте детского сада
При проведении капитального ремонта нужно учитывать особые требования к планировке помещений в детских садах. В таких учреждениях должны быть отдельные раздевалки для каждой группы детей, санузлы, спальни, медицинский кабинет, пищеблок и групповые комнаты. Помимо этого, если в учреждении больше 120 детей, понадобится два зала: музыкальный и для занятий физкультурой. После ремонта высота потолков должна быть не ниже 3 м, а площадь групповых комнат – не менее 50 м 2 . Последний параметр зависит от количества и возраста детей, для которых предназначено помещение: каждому ребенку до 3-х лет нужно обеспечить 2,5 м 2 пространства, а от 3-х до 7-и лет – 2 м 2 .
Требования к пищеблоку в детском саду
Пищеблок детского сада требует особого подхода при ремонте, потому что контролирующие органы уделяют ему повышенное внимание. Как правило, в него входят горячий цех, участок обработки овощей и плодово-ягодной продукции, раздаточная, моечная, помещение с холодильными камерами и кладовые для хранения муки, круп, овощей и фруктов.
Кладовую для хранения овощей и фруктов нельзя располагать под бассейном, санузлом или душем.
При выполнении ремонта пищеблока нужно соблюдать несколько обязательных требований:
- Горячая и холодная вода в его помещения должна подаваться постоянно даже в случае перебоев централизованного водоснабжения. Соответственно, нужно предусмотреть резервный источник водоснабжения.
- В помещениях пищеблока повышенная влажность, поэтому стены и потолки должны быть покрыты влагостойкими облицовочными материалами. Для стен – это плитка, для потолков – краска.
- Осветительные приборы должны быть защищены от попадания влаги и пыли.
- В помещениях для приготовления пищи должна работать система кондиционирования и вентиляции, позволяющая поддерживать влажность воздуха не выше 70 %.
Так может выглядеть стандартный пищеблок детского сада
Требования к отделочным материалам, применяемым при ремонте детского сада
Главное требование к применяемым при ремонте отделочным материалам – безопасность. Они должны быть экологически чистыми, не вызывать аллергических реакций и не являться токсичными. Безопасность отделочных материалов должна подтверждаться сертификатами.
Для пола допускается использовать гладкие, не скользкие, устойчивые к влажным уборкам и бытовым химическим средствам покрытия.
Для стен в групповых комнатах можно применять моющиеся обои. В санузлах, прачечных и гладильных комнатах допускается использовать только плитку.
Есть рекомендации по выбору цвета облицовочных покрытий для групповых комнат: для помещений с окнами на юг предпочтительны холодные краски (синие, голубые, фиолетовые), с окнами на север – теплые (желтые, розовые, оранжевые).
Противопожарные требования к детским садам
К детским садам предъявляют достаточно жесткие противопожарные требования, которые необходимо учитывать при постройке здания или выполнении ремонта. Такие учреждения в обязательном порядке должны быть оснащены системами пожарной сигнализации. Чтобы они работали бесперебойно даже при отключении электричества, необходимо иметь резервный источник питания.
На случай пожара в здании нужно предусмотреть пути эвакуации детей и персонала. К ним предъявляются отдельные требования по ширине, числу подъемов, наличию ограждений, уклону маршей лестниц и пандусов, числу и ширине эвакуационных выходов.
После ремонта детский сад должен соответствовать всем требованиям действующих нормативных документов
На какие нормативные документы нужно опираться при выполнении ремонта в детском саду
Мы можем выделить несколько таких документов:
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
- СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
- Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- Постановление Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 «О противопожарном режиме».
Заключение
Ремонт в детском саду – сложная и ответственная задача, потому что от его качества зависят не только результаты проверок учреждений контролирующими органами, но и здоровье, а иногда и жизнь детей. По этой причине доверять такие работы нужно только проверенным и опытным компаниям.
Источник