Новая технология решит проблемы с российскими дорогами
Предел мечтаний любого автомобилиста — качественные, надежные и долговечные дороги. Построить такие не составит труда, если использовать инновационные материалы и технологии. Шаг в этом направлении сделала компания «Газпромнефть — Битумные материалы», чьи разработки могут стать дешевой альтернативой щебню. Мы спросили у гендиректора компании Дмитрия Орлова, что из себя представляет новая технология?
— Почему именно дорожное строительство?
— Разрабатывая и выводя новые продукты на рынок, мы изучали свойства битума, битумопроизводных продуктов и самого асфальтобетона, дорожные конструкции и технологии их строительства. Мы были первыми среди отечественных ВИНКов, кто начал строить опытные участки на автомобильных дорогах, используя модифицированный битум. Для развития компетенций мы создали собственный Научно-исследовательский центр. Он стал крупнейшим отечественным испытательным центром дорожно-строительных материалов. Продолжили совершенствовать сервисы для потребителей. Выстроили собственную эффективную битумную логистику. Стали осваивать технологии дорожно-строительных работ, чтобы повысить эффективность применения инновационных битумных материалов.
Все это трансформировало битумную компанию в инжиниринговую. К настоящему моменту наша команда сформировала экосистему межотраслевых компетенций и практического опыта на стыке нефтепереработки и ключевого потребительского рынка — дорожного и инфраструктурного строительства. Так что создание нового бизнеса на основе наработанных компетенций — вполне закономерный шаг.
— Чем конкретно будет заниматься новая компания?
— Во-первых, она будет строить внутрипромысловые дороги в периметре «Газпром нефти», — сюда мы выходим с технологией «Брит». Зачастую такие дороги представляют собой насыпи намывного песка. В зависимости от климата и условий эксплуатации их могут покрыть щебнем, дополнительно уложить сверху бетонные плиты или асфальт. Но щебень дорогой, еще дороже обходится его транспортировка: она может составлять до 80–90% стоимости, а иногда и больше. Мы используем местные материалы, поэтому строительство дорог обходится гораздо дешевле. Нашу технологию, помимо «Газпром нефти», мы предлагаем также другим добывающим компаниям и промышленным предприятиям.
— Что используется вместо щебня?
— В основании промысловой дороги — местный грунт, который укрепляется комплексными вяжущими и добавками. Привезти 10 тонн вяжущих гораздо экономичнее, чем 100 тонн щебня, а дорога получается прочнее. Но при этом технология укрепления грунта сложнее в строительстве: индивидуально под месторождение подбирается состав и рецептура. Повышенное внимание необходимо и к контролю качества работ. Расчеты, контроль, техническое обслуживание — это как раз наши компетенции, которых нет у многих других. Кроме того, мы можем приносить дополнительный эффект компании, применяя в качестве добавки к грунту побочные продукты бурения.
— Использование таких материалов при строительстве дорог не вредит окружающей среде?
— Технология уже прошла опытно-промышленные испытания, общественные слушания. Мы провели оценку ее воздействия на окружающую среду и ждем заключения государственной экологической экспертизы. Если оно будет положительным, то мы сможем тиражировать технологию. Но даже без отходов нефтедобычи наша технология существенно дешевле традиционных решений. Мы просчитывали стоимость строительства дорог на разных объектах компании, — дешевле получается всегда. Например, для одного из активов нужно построить 70 км дорог, и даже без побочных продуктов бурения при первом просчете проектная экономия может составить почти миллиард, — это серьезно.
— Почему до «Газпром нефти» никто не додумался использовать местные материалы вместо щебня при строительстве промысловых дорог?
— Это эффект той самой синергии, о которой все говорят, но достичь которой не всегда получается. У нас был спрос, — у компании десятки промыслов, к которым нужно строить дороги. Были инновационные материалы и научная база, которая позволяет применять эти материалы оптимальным образом. Объединив усилия с коллегами из блока разведки и добычи, мы смогли создать решение, которого нет на рынке. Простое и эффективное. Думаю, что если бы какое-то из этих трех звеньев выпало, то проекта бы не было.
Работать с щебнем, конечно, проще. И только благодаря лабораторному сопровождению мы можем делать гарантированно качественный укрепленный грунт. Для применения грунта необходимо специальное оборудование, которого зачастую нет на промыслах. Соответственно, чем дальше от месторождения щебня, тем выгоднее наша технология, но тем сложнее логистика по технике, а значит необходимы большие объемы работ для того, чтобы проект был интересным для заказчика. Наши добывающие активы такие объемы обеспечат.
А с побочными продуктами бурения мы получаем дополнительную экономию.
— Насколько далеко вы готовы вывести новый бизнес за пределы месторождений?
— У нас есть стратегия. В нашем фокусе внимания — инжиниринг транспортной инфраструктуры как добывающих активов, так и предприятий по переработке и транспортировке нефтепродуктов. Мы уже реализуем несколько проектов, связанных с объектами логистики. Так, на Приобском месторождении в рамках пилотного проекта мы построили площадку складирования МТР. Вместо 50 см щебня в основании, которые изначально планировались по проекту, мы положили 25 см укрепленного грунта и два слоя асфальта. Стоимость объекта существенно сократилась.
Сейчас мы активно прорабатываем наше участие в проектах по строительству крупных промышленных предприятий с большими объемами строительства дорог. Например, общаемся с такими компаниями, как «Сибур», «Газпром». У нас есть сильный аргумент — мощная экспертиза, обеспечивающая высокое качество.
— То есть это только промышленные заказчики.
— Следующим этапом развития мы видим строительство региональных дорог: их капитальный ремонт и реконструкцию. На рынке федеральных магистралей очень жесткая конкуренция: там работают крупные компании полного цикла с хорошим финансированием, сильным пулом подрядчиков. При этом в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» планируется привести к нормативу 85% дорог агломераций и более 50% дорог регионального и межмуниципального значения. Там нужны дороги, рассчитанные на низкую интенсивность движения, подъезды с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. Для них отлично подходят разработанные нами технологии и конструкции. Кроме того, у нас есть предложения по строительству аэродромов для малой авиации.
— Речь идет не только о технологии «Брит»?
— У нас два основных направления. Первое — это строительство оснований дорог из укрепленных грунтов и сверху асфальт в несколько слоев, в зависимости от категории дороги. Это выгодно при строительстве новых дорог в тех регионах, где дорогой щебень или его нет вообще. Второе — использование технологии холодного ресайклинга. Ресайклинг превращает старый асфальт в хорошее, равномерное по прочности основание, которое мы защищаем от климатического воздействия слоем или несколькими нового асфальта. Это эффективная технология, экономически выгодная, активно развивается во всем мире. Но требуется дорогая техника, которая не всегда есть у региональных подрядчиков.
— А у вас будет такая техника?
— Да, мы формируем компанию, которая будет строить дороги под ключ. Поэтому мы будем закупать всю необходимую для этого специализированную технику. Мы уже начали формировать штат высокопрофессиональных специалистов с компетенциями в дорожном строительстве в рамках проектного офиса, но впереди основная задача — завершить формирование команды.
— Не проще было просто купить готовый бизнес?
— Мы рассматривали такой вариант, но отказались от этой идеи. Большая часть компаний, которые мы изучали, недостаточно эффективны, в первую очередь за счет того, что имеют на балансе много старого, непрофильного имущества, которое нам не пригодится. Наша цель — достичь наилучшего результата в кратчайшие сроки, и такой багаж нам не нужен.
— Направления развития нового бизнеса, о которых шла речь, — это среднесрочная перспектива нескольких лет. А есть ли уже прикидки стратегических целей?
— Действительно, наши планы развития опираются на две составляющие: транспортную инфраструктуру промышленных предприятий и региональные дороги. А долгосрочная перспектива связана с управлением транспортной инфраструктурой на протяжении всего ее жизненного цикла. В этом мы видим еще и мощный синергетический эффект. При обслуживании объектов мы можем применять наши же инновационные материалы: жидкую резину, различные защитно-восстанавливающие составы, полимерно-битумные вяжущие и стыковочные ленты. Так что мы увеличим объем производства и сбыта этих материалов.
Думаю, что в ближайшие пять лет мы сможем объединить все компетенции по строительству, ремонту и содержанию дорог, а также управление дорогой как активом, у которого свой жизненный цикл. Планируем внедрение цифровых решений для транспортной инфраструктуры. А к 2030 году «Газпром нефть» вполне может стать одним из крупнейших операторов транспортной инфраструктуры в стране.
Оставляйте свои комментарии — нам важно знать ваше мнение.
Источник