Строительство ремонт содержание железных дорог

Строительство ремонт содержание железных дорог

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА

Правила проектирования и строительства

Industrial railroad. Rules of engineering and construction

ОКС 45.040
93.100

Дата введения 2017-06-04

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Закрытое акционерное общество «Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного транспорта» (ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ»), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I» (ФГБОУ ВО ПГУПС)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Введение

Настоящий свод правил разработан в развитие требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт» и содержит указания по проектированию, строительству и реконструкции железнодорожных путей промышленного транспорта.

Настоящий свод правил разработан авторским коллективом ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ» (руководитель темы — B.А.Сидяков, д-р техн. наук Л.А.Андреева, д-р техн. наук М.И.Шмулевич, инж. Н.И.Карганова, инж. И.П.Потапов, инж. А.С.Букреева, инж. А.В.Багинов, инж. А.С.Подкопаева).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил распространяется на железнодорожные пути, предназначенные для транспортирования грузов промышленных предприятий, включая железнодорожные пути открытых горных разработок.

1.2 Настоящий свод правил устанавливает правила проектирования, строительства и реконструкции железнодорожных путей промышленного транспорта (необщего пользования и технологических путей широкой колеи 1520-1540 мм в зависимости от категории пути).

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 7392-2014 Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия.

ГОСТ 9238-2013 Габариты железнодорожного подвижного состава и приближения строений

ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности

ГОСТ 32192-2013 Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 32698-2014 Скрепление рельсовое промежуточное железнодорожного пути. Требования безопасности и методы контроля

ГОСТ Р 21.1101-2013 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 51045-2014 Рельсы для путей промышленного железнодорожного транспорта. Общие технические условия

ГОСТ Р 51685-2013 Рельсы железнодорожные. Общие технические условия

ГОСТ Р 53238-2008 Материалы геотекстильные. Метод определения характеристики пор

ГОСТ Р 55050-2012 Железнодорожный подвижной состав. Нормы допустимого воздействия на железнодорожный путь и методы испытаний

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах» (с изменением N 1)

СП 22.13330.2011 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений»

СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах»

СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы»

СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт»

СП 38.13330.2012 «СНиП 2.06.04-82* Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов)»

СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 58.13330.2012 «СНиП 31-03-2003 Гидротехнические сооружения. Основные положения»

СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»

СП 119.13330.2012 «СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм»

СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» (с изменением N 2)

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки

СН 2.2.4/2.1.8.566-96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов,

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины по СП 37.13330 и СП 119.13330, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 балласт (железнодорожный транспорт): Минеральный сыпучий материал, заполняющий пространство между основанием шпал или других рельсовых опор и основной площадкой земляного полотна, а также за торцами шпал, в шпальных ящиках.

3.2 бровка пути: Верхняя кромка откоса земляного полотна или канавы. На насыпях бровкой называют линию пересечения основной площадки земляного полотна и ее откосов, в выемках — линию пересечения основной площадки и путевого откоса кювета.

3.3 бесстыковой железнодорожный путь: Железнодорожный путь, содержащий сварные рельсовые плети.

3.4 верхнее строение железнодорожного пути: Часть железнодорожного пути, предназначенная для восприятия нагрузок от колес подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.

3.5 водоотводное сооружение земляного полотна железной дороги: Сооружение в земляном полотне железной дороги открытого или закрытого типа, предназначенное для защиты земляного полотна от размыва или переувлажнения, сбора поверхностных и грунтовых вод и отвода их в ближайший водоток.

3.6 габарит приближения строений: Предельное поперечное перпендикулярное к оси пути очертание, внутрь которого помимо подвижного состава не должны попадать никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование, за исключением частей устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с подвижным составом, при условии, что положение этих устройств во внутригабаритном пространстве увязано с соответствующими частями подвижного состава и что они не могут вызвать соприкосновения с другими элементами подвижного состава.

Примечание — К частям устройств, предназначаемых для непосредственного взаимодействия с подвижным составом, относятся, например, контактные провода с деталями крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды.

3.7 дренажи: Устройства для перехвата и отведения от земляного полотна подземных грунтовых вод или понижения их уровня до приемлемых отметок.

3.8 железнодорожная линия: Комплекс железнодорожных путей, сооружений и устройств, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий в себя функциональные подсистемы: железнодорожного пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи.

3.9 железнодорожные рельсовые скрепления: Металлические элементы железнодорожного пути, с помощью которых концы рельсов соединяются между собой, а рельсы крепятся к шпалам и которые должны обеспечивать надежную и достаточно упругую их связь, неизменную ширину колеи и необходимый уклон рельсов, не допускать их продольного смещения и опрокидывания, а при использовании железобетонных шпал, кроме того, электрически изолировать рельсы и шпалы.

3.10 железнодорожный подъездной путь: Путь необщего пользования, предназначенный для перевозок груза предприятия и соединяющий станцию примыкания сети железных дорог общего пользования с промышленной станцией, а при ее отсутствии — с погрузочно-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления технологических путей.

3.11 железнодорожный путь необщего пользования: Железнодорожный подъездной путь, примыкающий непосредственно или через другие подъездные пути к путям общего пользования, предназначенные для собственных нужд и предоставления сторонним пользователям услуг на условиях договоров.

3.12 железнодорожный стрелочный перевод: Устройство, предназначенное для перевода железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой.

3.13 застенный дренаж: Дренажные устройства для отвода подземной воды из грунтового массива с обратной стороны подпорных стен.

3.14 защитные сооружения земляного полотна (защитные сооружения): Сооружения, построенные для защиты земляного полотна от разрушения, повреждений и загромождения в результате действия опасных природных явлений и процессов.

3.15 защитный слой: Специально сформированный верхний слой земляного полотна из несвязного грунта непосредственно под балластной призмой, предназначенный для обеспечения несущей способности и предупреждения остаточных деформаций рабочей зоны земляного полотна.

3.16 земляное полотно железной дороги: Комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для верхнего строения железнодорожного пути.

3.17 искусственные сооружения: Сооружения, возводимые на пересечениях с препятствиями (реками, ущельями, другими дорогами) либо для замены земляного полотна в виде мостов, водопропускных труб, тоннелей, виадуков, путепроводов и эстакад.

3.18 капитальный ремонт пути: Ремонт, предназначенный для комплексного обновления верхнего строения пути и предусматривающий замену рельсошпальной решетки на новую и более мощную, а также включающий в себя замену стрелочных переводов, очистку щебеночной призмы и другие работы, предусмотренные проектом.

3.19 карьерный транспорт: Комплекс сооружений и устройств, обеспечивающих технологические перевозки горной массы от забойных путей вскрыши до отвалов и полезного ископаемого на фабрику переработки.

3.20 комплекс сооружений земляного полотна: Комплекс сооружений, включающий в себя земляное полотно, водоотводные, защитные и укрепительные сооружения.

3.21 модернизация железнодорожного пути: Комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с заменой отдельных элементов конструкции на новые виды или типы, улучшающие показатели функционирования.

3.22 наледь: Слоистый ледяной массив на поверхности земли, льда или инженерных сооружений, образовавшийся при замерзании периодически изливающихся подземных или речных вод.

3.23 насыпь: Грунтовое линейное сооружение, возводимое на трассе дороги, обычно в понижениях рельефа, на подходах к мостам и путепроводам, и обеспечивающее размещение верхнего строения пути на заданном уровне над поверхностью земли.

3.24 несущая способность основной площадки земляного полотна: Способность грунтов, располагающихся под балластным слоем ниже основной площадки, воспринимать нагрузку от поезда без остаточных деформаций в течение межремонтного периода.

Источник

Строительство и реконструкция железных дорог

Как и в любом хозяйстве рано или поздно требуется модернизация либо же ремонт имеющихся мощностей, в нашем случае это ЖД пути, а также прочая сопутствующая инфраструктура в этом направлении, к примеру, ЖД станции, перегоны, развязки, магистрали, путепроводы и прочее. В общем, всё, что касается ЖД хозяйства не зависимо от предназначения. Под строительством стоит понимать, в первую очередь, нулевое возведение путей, станций, а также подготовку насыпей перед строительными работами, зачастую в тех местах, где до этого ещё не было железнодорожных путей. Что касается непосредственно реконструкции, то нужно разделять понятие на капитальный и мелкий ремонт и, безусловно, выделять в самостоятельный процесс саму реконструкцию. В любом случае — это восстановление полотна, зданий и оснований путей в зависимости от сложностей и объёмов может быть капитальным, то есть включать в себя реконструкцию, в том числе насыпей, а также переустройство пути.

Когда нужна реконструкция?

Полная либо частичная ремонтная работа требуется в тех случаях, когда пути не соответствуют современным нормам либо правилам конкретно для регламентируемых целей. То есть, к примеру, с новыми мерами эксплуатации в определенном месте необходимо размещение дополнительной ветки либо же станции, в таком случае имеющееся полотно будет мешать и препятствовать проведению работы. И поэтому в таком случае потребуется реконструкция. Также она потребуется, когда имеющаяся пропускная способность конкретного участка значительно отстает и не соответствует требуемым либо возлагаемым нормам.

Необходимо понимать, что помимо самого этапа, а точней комплекса проводимых реконструкционных работ, ремонт включает в себя следующие разделы:

  • Перенос переводов (стрелок) на новые места, где потребуется, в том числе, обустройство насыпей и соответствующей инфраструктуры.
  • Изменения плана и профиля определенных участков вблизи станций, перегонов, также требующих дополнительных работ, включающих досыпку насыпей.
  • В отдельных случаях реконструкция может требоваться при необходимом переносе контактных сетей в общей сложности в количестве более 5% от имеющегося объёма на определенном участке.
  • Необходимость в ремонте отдельных пролетов или горок.

Согласование и подтверждение проводимых работ достаточно сложный период, который должен быть подкреплен исключительно документально со всеми вытекающими обстоятельствами. Как реконструкция, так и обычный ремонт, что в большинстве случаев является следствием одной и той же работы по своей процедуре подготовки можно смело сравнивать с началом строительства. За исключением того, что при реконструкции редко проводятся различного рода изыскания, как, к примеру, перед проведением того же строительства.

То есть «бумажной волокиты» может быть столько же, поэтому многие специалисты, в том числе юристы, а также аналитики, не разделяют процедуры между предшествующими работами в этих направлениях.

Когда требуется строительство новых путей?

С этим гораздо проще, как многим может показаться на первый взгляд, ведь подразумевается, что работы обязательно будут проводиться, несмотря на ни какие преграды, возникновение которых возможно в случае ремонтов. Зачастую, перед решением о строительстве и изначальным желанием о таковом проходит не менее года. Ведь требуется масса согласований, причем в некоторых случаях, даже на уровне федеральных властей, если речь идет о транс областных и краевых ЖД направлениях. Немного проще только со строительство внутренних трамвайных путей, а также инфраструктуры для электричек.

В целом, чтобы понимали, строительство подразумевает возведение путей в определенной местности, как уже говорилось, ранее не используемой в качестве инфраструктуры для ЖД. То есть это площадки под ЖД станции, новые перегоны или даже новые направления с предварительной разработкой всей необходимой документации.

Причем имейте виду, что обычное возведение рядовой ЖД станции имеет ряд второстепенных пунктов, среди которых таковые этапы:

  1. Разработка, непосредственное планирование, а также согласование документации в соответствующих органах.
  2. Выдача актов и допусков конкретному лицу (юридическому), дающее право на осуществление строительных работ по указанному адресу согласно планировки. То есть под этим также понимается, что сторонняя организация (если таковая будет выполнять работы) получает допуск, в том числе на работы на непосредственном удалении от путей ЖД.
  3. Проведение всевозможных экспертиз, анализов, для определения состава грунта, уровня подземных вод, что в конечном итоге, поможет при создании геодезической «основы».
  4. Демонтаж (если необходимо) асфальта, грунта и прочего покрытия в местах будущей стройки.
  5. Выравнивание, а также очистка площадки от мусора.
  6. Укладка плит и прочего материала для основания.
  7. Проведения гидроизоляционных работ, в том числе укладка остаточного покрытия.
  8. Непосредственно возведение станции, а также необходимых коммуникаций.

В отдельных случаях предписывается проводить работы по вывозу мусора, а также легкому косметическому ремонту.

То есть из вышеперечисленного можно сделать вывод, что возведение станции либо другого объекта в районе ЖД путей — это ответственная, сложная и кропотливая работа. Требующая, в первую очередь, очень сложных и точных вычислений и расчетов, а также соответствующего оборудования и спецтехники.

Железнодорожное хозяйство: что это?

Ведя речь о таких понятиях, как строительство и реконструкция ЖД, глупо было бы не уточнить о том, что собой в принципе представляет ЖД хозяйство. Ведь это не только банальные шпалы (деревянные либо бетонные) с полотном, но и соответствующая инфраструктура, как станции, перегоны, ремонтные и принимающие цеха и тому подобное.

С учетом интенсивной эксплуатации всего этого хозяйства требуется регулярный осмотр, а главное контроль движения и работы ЖД. С целью расширения, увеличения, стабильности проходов поездов, необходимо тщательно проверять все узлы путей, в том числе перегоны и переезды. В противном случае, при несвоевременном осмотре и контроле приходится проводить в зависимости от конкретной ситуации ремонт либо реконструкцию, что естественно влечет за собой определенные финансовые нагрузки.

Как уже говорили, реконструкция может потребоваться и при увеличении количества поездов, смене направленности работы, перемене в направлениях движения, когда требуется менять ветки, изменять магистрали. Также не стоит забывать о регулярных обходах и обслуживаниях путей. Такие работы не подразделяются в процесс реконструкции или ремонта, а считаются плановыми.

Из сегодняшней статьи можно сделать простое и вполне адекватное пояснение, что в зависимости от конкретных условий и ситуаций, ремонт может быть классифицирован, как реконструкция и наоборот. Более того, реконструкция может планомерно перетекать в процесс строительства и возведения новых путей, направлений, станций.

Поэтому особое внимание уделяется моментам разработки документации, потому что в зависимости от конкретных целей меняется объём и тип документов.

Источник

Читайте также:  Пауэр трансмишн ремонт акпп
Оцените статью