- Ямочный ремонт по струйно-инъекционной технологии
- Где и когда применяется СИТ
- Меры безопасности
- Подготовка покрытия
- Укладка щебня
- Обработка эмульсией
- Уплотнение
- Наиболее популярные машины для СИТ(ямочные ремонтеры)
- Ямочный ремонт асфальтового покрытия
- Виды ямочного ремонта
- Особенности технологии
- Асфальтирование горячими смесями
- Асфальтирование холодными смесями
- Контроль качества
- Струйно инъекционный метод ямочного ремонта снип
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
Ямочный ремонт по струйно-инъекционной технологии
В статье описывается технология струйно-инъекционного ремонта асфальтобетонного дорожного покрытия.
Что такое струйно-инъекционный метод, его достоинства и недостатки. Когда целесообразно проводить ямочный ремонт по струйно-инъекционной технологии.
Струйно-инъекционная технология(СИТ) применяется для небольшого ямочного ремонта, заделки неглубоких трещин и выбоин, позволяющая выровнять поверхность дорожного полотна. Трещину или яму очищают, при необходимости моют струей воды, с последующей обязательной просушкой. После чего обрабатывают водно-битумной эмульсией (ВБЭ), засыпают мелким черным щебнем и пропитывают ВБЭ, при необходимости обрабатывая поверхность заплатки мелким белым щебнем.
Струйно-инъекционная технология для небольшого ямочного ремонта, заделки неглубоких трещин и выбоин.
Где и когда применяется СИТ
Ремонт с использованием СИТ применяется при температуре воздуха от + 40 до — 15 градусов. Это позволяет проводить ремонт в любое время года. Отремонтированное по этой технологии покрытие выдерживает средний по интенсивности поток легковых автомобилей(не более тысячи автомобилей в час). Не подходит для дорог общего пользования, потому что давление колес грузовиков быстро продавит заплатку. СИТ применяется для ремонта тротуаров, пешеходных дорожек, парковок перед небольшими магазинами.
Плюсом технологии является низкая, по сравнению с традиционными и литьевыми методами, стоимость ремонта. Ведь данная технология не требует нарезки карт, не требует приготовления смеси и позволяет проводить очень быстрый ремонт.
Меры безопасности
Меры безопасности при проведении ремонта по СИТ стандартны. Согласование с ГИБДД временной схемы движения, установка временных знаков, ограждение места проведения работ барьерами. Обязательно ежедневное проведение медицинского осмотра всех рабочих, операторов и водителей и осмотр техники. Необходимо обеспечить нахождение на месте проведения работ стандартной аптечки.
Подготовка покрытия
Для подготовки покрытия к ремонту, ямы и трещины продувают ручными или механизированными воздуходувами. После очистки необходимо обработать место проведения работ ВБЭ. Это улучшит сцепление заплатки с основным слоем. Оптимальным является использование машин ремонтеров. В этом случае нет нужды в дополнительной технике. Ремонтер обеспечивает достаточный поток воздуха, чтобы очистить даже высохшую грязь. Затем с помощью ремонтера место ремонта обрабатывается ВБЭ, засыпается щебнем, и обрабатывается ВБЭ.
Очистка и обработка ямы или трещины перед ремонтом.
Укладка щебня
Для СИТ используют очищенный щебень твердых горных пород, фракцией 5-10 мм. Качество щебня должно соответствовать ГОСТ и СНиП. Использование более крупного щебня приведет в меньшей плотности и меньшей крепости отремонтированного участка. Перед укладкой щебень обрабатывают ВБЭ, после чего насыпают и разравнивают Можно использовать приготовленный на асфальтобетонном заводе черный щебень. При использовании ремонтера, щебень обрабатывается ВБЭ в процессе подачи к месту ремонта.
Обработка эмульсией
Уложенный и уплотненный черный щебень тщательно проливают ВБЭ. Необходимо чтобы эмульсия полностью пропитала щебень в месте ремонта. В этом случае отремонтированное покрытие будет служить много лет. В некоторых случаях – крутые повороты, спуски, подъемы, необходимо после обработки эмульсией присыпать место ремонта мелким белым щебнем, с фракцией 5-10 мм. Это улучшает сцепление заплатки с колесами автомобиля и обувью пешеходов и особенно важно в зимний период.
Уплотнение
Несмотря на то, что большинство ремонтных организаций не используют уплотнение щебня, применение ручных катков и особенно виброплит способно улучшить прочность и надежность заплатки на 10-15%.
Применение ручных катков и виброплит для уплотнения щебня.
Наиболее популярные машины для СИТ(ямочные ремонтеры)
- БЕЦЕМА 24-3. Обеспечивает подачу двух видов щебня, подогрев ВБЭ и подачу ее под давлением, подачу воздуха по давлением для очистки места ремонта. Имеет возможность обработки щебня ВБЭ внутри. Подача щебня производится воздуходувом с двигателем ММЗ. Идеально подходит для небольших объемов ремонта.
- HYDROG PATCHER PA-5000. Более мощный ремонтер, подающий щебень с помощью шнекового привода. Имеет два бункера под щебень различных фракций, бункер для ВБЭ, автономный дизельный двигатель, дизельную горелку для подогрева ВБЭ. Может использоваться как прицеп или устанавливаться на платформу грузового автомобиля.
- MADROG MADPATCHER MPA. Обеспечивает обработку щебня и его пневматическую подачу. Имеет автономные двигатель и горелку для подогрева ВБЭ. Цена нового агрегата начинается от шестидесяти тысяч евро.
Применение струйно-инъекционной технологии позволит в два-три раза сократить затраты на плановый ремонт.
Источник
Ямочный ремонт асфальтового покрытия
Требования к состоянию покрытия автомобильных дорог четко прописаны в соответствующих нормативных документах (ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01 и другие). Однако в них не учитывается стремительный рост количества транспортных средств и соответствующее увеличение нагрузки на дорожное покрытие. Вместе с прогрессом технологии растет и количество материалов и технологий для ремонта дорог.
В частности, ямочный ремонт асфальтового покрытия оправдан, если степень повреждений допускает его проведение. В противном случае следует проводить капитальный ремонт дороги. Только четкое соблюдение технологических условий и требований к подобному ремонту обеспечивает прочные «латки». Рассмотрим технологию ближе.
Виды ямочного ремонта
Тип ремонта, необходимый в конкретном случае, зависит от характера и степени повреждения дорожного покрытия, эксплуатационной нагрузки на покрытие (измеряется в количестве автомобилей в сутки). Также процедура делится на различные виды в зависимости от используемых материалов и технологий:
- Укладка горячей асфальтобетонной смеси.
- Горячий способ асфальтирования.
- Литье текучей смесью.
- Струйно-инъекционный (инжекторный) метод.
- Ремонт при помощи инфракрасных нагревательных установок.
Каждый из методов обладает своими достоинствами и недостатками и применяется в зависимости от ряда факторов, касающихся характеристик поврежденного покрытия, климатических условий региона и даже бюджета, выделенного на проведение работ. Оперативность проведения работ – не последний показатель, который влияет на выбор технологии. К примеру, ямочный ремонт литым асфальтом зимой проводить недопустимо из-за высокой влажности.
Предпочтительная технология и материал должны соответствовать ряду критериев:
- Соответствие свойств поверхностей готовой заплаты и основного покрытия.
- Соответствие прочности асфальтобетонной смеси эксплуатационным нагрузкам на ремонтируемом участке.
- Наличие и доступность материалов и технических средств для выполнения ремонта.
- Требования материала к погодным условиям во время ремонта.
- Оперативности возобновления дорожного движение по завершении работы и общая скорость из выполнения.
- Экономические особенности того или иного метода выполнения работ.
Компания «новые Технологии Асфальта – NovTecAs» занимается ямочным ремонтом трасс и дорог, укладкой асфальта и смежной деятельностью в Москве.
Особенности технологии
Технологии методов, упомянутых выше, отличаются в некоторых деталях, но есть ряд общих требований, которые регулируют выполнение ремонта любого типа. Прежде всего, он должен производиться при соответствующих погодных условиях: температура воздуха не менее 5ºС и при отсутствии осадков.
Исключение составляют горячие асфальтобетонные смеси, с которыми допустимо работать при 0ºС, но только при наличии специальных присадок и при толщине укладываемого слоя более 4 сантиметров.
Перед тем, как заливать или укладывать смесь, необходимо подготовить поврежденный участок покрытия. Подготовительные работы включают в себя:
- Разметку ремонтируемых участков;
- Вырубку выбоин на всю глубину покрытия с захватом не менее 3 см целого асфальта вокруг ямы (некоторые технологии подразумевают повторное использование вырубленного материала);
- Механическую очистку вырубленного углубления от подвижных частиц (при помощи пневматических, гидравлических и механических устройств для удаления мусора);
- Пропитку стенок и дна углубления специальным подготовительным составом или битумом (в зависимости от требований конкретной технологии).
Конечно, необходимый объем и типы подготовки полностью зависят от выбранного метода. К примеру, инфракрасный ремонт выполняется путем нагрева покрытия, не требует вырубки выбоины.
Подготовленное соответствующим образом покрытие заполняется асфальтобетонной смесью согласно выбранной технологии. Смесь засыпается, заливается или распыляется в углубление, а затем разравнивается и уплотняется.
Технология ямочного ремонта дорог, включающая в себя рециклинг, подразумевает введение измельченного старого покрытия в свежую смесь для сокращения затрат материала. В случае использования струйно-инъекционного метода, все подготовительные и основные процессы выполняются при помощи одной установки, но метод имеет свои ограничения.
После завершения ремонта заплата должна приобрести эксплуатационные свойства в течение времени, соответствующего характеристикам используемого материала.
Асфальтирование горячими смесями
Горячие асфальтобетонные смеси могут быть сыпучими или текучими. Укладка разогретого материала обеспечивает его повышенную адгезию к основанию.
Асфальт для литья имеет тестообразную консистенцию и заполняет неровности основания под действием гравитации. Кроме того, литой асфальт не требует механического уплотнения, поскольку приобретает необходимую плотность в процессе остывания. С другой стороны такой асфальт размягчается в жаркое время года, что приводит к образованию колеи.
Сыпучие горячие смести битума с заполнителем определенной фракции и типа (песок, щебень) обладают своими достоинствами. Прежде всего, не дорогой транспортировкой. Вместе с тем технология укладки сыпучих горячих смесей подразумевает использование вибротрамбующих ручных агрегатов или массивных катков, что усложняет технологический процесс и увеличивает расход времени на выполнение работ.
Асфальтирование холодными смесями
Складируемые холодные асфальтные смеси отличаются температурой укладки и, в значительной степени, составом. Модифицированный битум и специальные присадки расширяют диапазон климатических условий, позволяя асфальтировать при температуре до -10ºС. Более того, фасованная органоминеральная смесь:
- Не требует специальной техники (кроме газовой горелки для разогрева поверхности);
- Может укладываться в выбоины без х предварительной разделки;
- Отсутствие специальных требований к транспортировке;
- Не требует особой квалификации рабочей силы.
С другой стороны уложенная и утрамбованная органоминеральная смесь отличается низким сопротивлением сдвигу, что не позволяет укладывать её в местах торможения транспорта. Совокупность цены и качеств материала характеризирует его как средство для оперативного устранения выбоин, когда наступает зима, то есть вне традиционного сезона дорожных работ и средства предотвращения увеличения повреждений в зимний период.
Инжекторный или струйно-инъекционный метод – частный случай работы с холодным асфальтобетонными смесями. Соответствующие установки (к примеру, УЯР-1 или зарубежные аналоги) позволяют оперативно выполнять ремонт небольших и средних повреждений дорожного покрытия даже без разделки. Единственный агрегат выполняет все подготовительные и основные этапы ремонта, а дополнительное уплотнение не требуется ввиду нанесения смеси под давлением.
Существует несколько типов холодных асфальтобетонных смесей:
- С эмульсией для немедленного применения. Смеси такого типа, как правило, применяются при ремонте инжекторным методом. Порция подготовленной смеси помещается в танк агрегата перед началом смены.
- Эмульсионные смеси с минеральными добавками.
- Фасованная складируемая органоминеральная смесь. В упакованном виде такая смесь может храниться до 8 месяцев и сохранять свои свойства после нарушения упаковки до двух месяцев.
Существуют и другие, узкоспециализированные виды смесей, но применяются они гораздо реже, чем перечисленные выше.
Контроль качества
После выполнения ямочного ремонта дорожного покрытия производится визуальный и инструментальный контроль качества (ГОСТ 310515, СНиП 3.06.03 и другие) заплаты по следующим параметрам:
- Прочности;
- Толщины покрытия;
- Наличие дефектов (просадки и прочие)
- Плоскости;
- Шероховатости покрытия.
Результаты проведения контроля сверяются с нормативной документацией, и на основе сравнения определяется качество выполнения работ.
Источник
Струйно инъекционный метод ямочного ремонта снип
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по ремонту дорожных одежд, состоящих из цементобетонных покрытий, перекрытых асфальтобетонными слоями, на автомобильных дорогах общего пользования
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Авторы: д-р. техн. наук, проф. В.В.Ушаков, д-р. техн. наук, проф. В.А.Ярмолинский
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1.1 Настоящие «Методические рекомендации» предназначены для разработки технологии ремонта дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования, состоящих из цементобетонных покрытий, перекрытых асфальтобетонными слоями.
1.2 Методические рекомендации содержат основные методы ремонта и капитального ремонта дорожных одежд, состоящих из цементобетонных и асфальтобетонных слоев, а также вопросы контроля качества ремонтных работ.
1.3 В методических рекомендациях рассмотрены методы восстановления транспортно-эксплуатационного состояния дорожных одежд и необходимое технологическое оборудование.
2 Нормативные ссылки
В методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32870-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Мастики битумные. Технические требования
ГОСТ 32872-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Герметики битумные. Технические требования
ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений
ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия
ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости
ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия
ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжёлые и мелкозернистые. Технические условия
ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций
ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
ГОСТ 12801-98* Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
* Текст документа соответствует оригиналу. Повтор (см. выше) — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля
ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности
ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с мрамором и песком
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний
ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия
ГОСТ 10585-2013 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия
ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия
ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения
ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия
ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия
ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения
ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования
ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия
ГОСТ Р 52368-2005 Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ОСТ 218.010-98 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия
ПНСТ 1-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия
ПНСТ 2-2012* Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Методы определения растяжимости
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 33138-2014. — Примечание изготовителя базы данных.
Примечание — При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения;
дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно;
дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия погодно-климатических факторов;
покрытие дорожное асфальтобетонное: Покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей (горячих или холодных) и уплотнённое;
покрытие цементобетонное монолитное: Капитальное покрытие монолитное, устроенное из цементобетонных смесей, уплотняемых на месте работ;
асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии;
асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь;
полимерно-битумное вяжущее (ПБВ): Вяжущее на основе вязких дорожных битумов, полученное введением полимеров — блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол, пластификаторов и поверхностно-активных веществ (ПАВ);
полимерасфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка) взятых в регламентированных настоящим стандартом соотношениях, с ПБВ и перемешанных в нагретом состоянии;
полимерасфальтобетон: Уплотненная полимерасфальтобетонная смесь;
бетонная смесь: Рационально подобранная смесь вяжущего (цемента), заполнителей, воды и необходимых добавок до её затвердения и превращения в каменовидное тело. Бетонные смеси должны обеспечивать получение бетонов с заданными показателями по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости (при необходимости) и другими нормируемыми показателями качества бетона;
бетонополимеры: Специальные бетоны на минеральном вяжущем, пропитанные мономерами или полимерами с их последующим отверждением;
пластификаторы: вещества, которые вводят в состав полимерных материалов для придания (или повышения) эластичности и (или) пластичности при переработке и эксплуатации;
полимерцементобетон: Искусственный материал, получаемый в результате затвердения рационально подобранной смеси щебня, песка, цемента, воды и полимерной добавки. В качестве добавок используют дивинильный и дивинильстирольный каучук, формальгидные полиэфирные и кремнийорганические смолы;
фибробетон: бетон с добавлением фибровой арматуры;
повреждение дорожного покрытия: Нарушение целостности (сплошности) или функциональности дорожного покрытия, вызванное внешними воздействиями, либо обусловленное нарушениями технологии строительства автомобильных дорог;
выбоина: Местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями;
износ покрытия: Уменьшение толщины покрытия в процессе эксплуатации за счёт истирания и потери износившегося материала в результате суммарного воздействия транспортных средств и природно-климатических факторов;
колейность: Плавное искажение поперечного профиля автомобильной дороги, локализованное вдоль полос наката;
вертикальное смещение дорожных плит: Смещение дорожных плит цементобетонного покрытия относительно друг друга в вертикальном направлении;
трещина: Разрушение дорожного покрытия, проявляющееся в нарушении сплошности покрытия;
сетка трещин: Взаимопересекающиеся продольные, поперечные и криволинейные трещины, делящие поверхность ранее монолитного покрытия на ячейки;
отраженное трещинообразование: Трещины на поверхности асфальтобетонного покрытия, возникающие из-за комплекса горизонтальных (растягивающих) и вертикальных (сдвиговых) деформаций у основания слоя асфальтобетона;
герметик (мастика): Герметизирующий материал горячего или холодного применения для заливки трещин и швов в покрытиях, обеспечивающий их водонепроницаемость и устойчивость к влаге в течение длительного времени;
герметизация швов и трещин (заливка): Технологическая операция заполнения камеры шва или паза трещины герметиком;
Источник