Сцепное устройство камаз ремонт

Сцепное устройство камаз ремонт

РЕМОНТ РАМЫ И СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ

При ремонте рамы надо проверить плотность заклепочных соединений, обстукивая головки заклепок молотком. В случае дрожания или смещения головки заклепки под ударами молотка их необходимо срубить и заменить болтовыми соединениями. В полках лонжеронов и поперечин не должно быть трещин.

Проверить состояние окраски рам: удалить коррозию, а места с поврежденной окраской подкрасить.

При ремонте тягово-сцепного устройства нельзя использовать гайку 10 (см. рис. 199) для регулировки осевого хода буксирного крюка, так как заворачивание и отворачивание гайки приводит к увеличению осевого хода крюка. В случае появления осевого хода крюка нужно разобрать тягово-сцепное устройство и при необходимости выправить фланцы 13 и 14 и заменить изношенные детали.

При появлении усадки упругого элемента установить дополнительные кольцевые прокладки между фланцами и упругим элементом, завернуть гайку 10, зашплинтовать ее и поставить на место колпак 12. В случае износа зева крюка до размера более 55 мм крюк заменить.

При сборке устройства следует завернуть гайку 10 до упора во фланец 13 без приложения дополнительного крутящего момента, после чего совместить прорези в гайке с отверстием в конце буксирного крюка и установить шплинт. При совмещении отверстий допускается появление осевого хода до 0,5 мм.

Поверхность сцепной петли прицепа должна быть ровной и гладкой. В случае ремонта износившейся петли наваркой металла петлю тщательно зачистить для придания ей геометрически правильной формы, иначе может произойти заклинивание петли в зеве буксирного крюка и поломка зева при повороте автопоезда.

Не допускается эксплуатация буксирного крюка, имеющего зев диаметром 48 мм, со сцепной петлей, изготовленной из прутка диаметром более 43,9 мм.

Читайте также:  Капитальный ремонт объекта незавершенного строительства это

Рис. 200. Седельно-сцепное устройство: 1 — губка левая; 2 — пружина защелки; 3 — защелка; 4 — шток запорного кулака; 5 — пружина запорного кулака; 6- кулак запорный; 7 — губка правая; 8 — ось губки; 9, 14 — масленки; 10 — рычаг управления расцепкой; 11 — ось предохранителя саморасцепки; 12 — предохранитель саморасцепки; 13-кронштейн седла; 15 — ось шарнира; 16- седло; 17 -шпильки запорного кулака

Седельно-сцепное устройство (рис. 200) автомобилей-тягачей КамАЗ-5410 и КамАЗ-54112 служит для шарнирного соединения тягача с полуприцепом, передачи части веса полуприцепа на раму тягача и передачи тягового усилия от тягача к полуприцепу.

Седельное устройство обеспечивает полуавтоматическую сцепку и расцепку тягача с полуприцепом. Сцепные шкворни полуприцепа должны иметь диаметр шейки 50,7. 50,9 мм.

Седельное устройство монтируется на кронштейнах седельно-сцепного устройства, которые крепятся к раме автомобиля болтами. На этих кронштейнах закреплены два кронштейна 13 седла с резинометаллическими шарнирами. Седло 16 устанавливается на кронштейнах с помощью двух осей 15, которые предохраняются от осевого перемещения стопорными пластинами с болтами. Седло свободно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается продольный наклон седла. Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый наклон седла.

Сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух сцепных губок 1 и 7, запорного кулака 6 со штоком 4 и пружиной 5, защелки 8 с пружиной 2, рычага 10 управления расцепкой и предохранителя 12 саморасцепки.

Запорный кулак имеет два положения: заднее — губки закрыты, переднее — губки открыты. Шток 4 запорного кулака 6 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем 12 саморасцепки. После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак отводится в переднее положение рычагом 10 управления расцепкой и фиксируется в этом положении защелкой 8. При введении сцепного шкворня в зев губок (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении) последние раскрываются и кулак, освобожденный от фиксации защелки, перемещается и упирается в затылок губок. При дальнейшем перемещении шкворня кулак под действием пружины 5 входит в паз губок и, таким образом обеспечивается надежное их запирание.

При сервисе 1 проверьте состояние седельносцепного устройства внешним осмотром.

— проверьте состояние и крепление пружин захватов, запорного кулака и пружины седельного устройства внешним осмотром;

— смажьте опорную плиту седельного устройства;

— смажьте седельное устройство через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки.

При износе поверхностей губок сцепного механизма, охватывающих шкворень полуприцепа, до размера отверстия 0 54 мм замените их новыми или восстановите наплавкой металла с последующей обработкой до размера 0 50,2. 50,4 мм.

При износе поверхностей запорного кулака в месте захвата кулака с губками сцепного механизма до размера 71,5 мм замените его новым или восстановите наплавкой металла с последующей обработкой до размера 0 73,4. 73,8 мм.

Возможные неисправности рамы и способы их устранения

Неисправность

Способ устранения

Трещины в лонжеронах и поперечинах

Погнутость лонжеронов или поперечин

Ослабление закле­почных соединений

Износ зева крюка более 5 мм

Заварите трещины. Перед сваркой трещину нужно разделать, а концы трещи­ны засверлить сверлом 5 мм. После заварки трещи­ны с внутренней стороны лонжерона или поперечи­ны приварить усиливаю­щую полосу толщиной 6. 7 мм, причем швы должны располагаться в продольном направлении

Правьте в холодном состо­янии с помощью приспо­соблений и домкратов Замените заклепки болта­ми с гайками и пружинны­ми шайбами Замените крюк

При поломке пружин замените их новыми.

Проверьте целостность сварного шва в местах крепления шпилек запорного кулака с седлом и штока запорного кулака с запорным кулаком. При необходимости произведите сварку, при этом сварной шов не должен выступать над опорной поверхностью седла.

Проверьте крепление предохранителя саморасцепки. При выводе его из положения равновесия в любую сторону он должен возвращаться в исходное положение под действием собственного веса.

Источник

РАМА И СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

РАМА И СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО

Рис. 197. Рама автомобиля: 1 — поперечина ¹ 1; 2 -кронштейн передней опоры силового агрегата; 3 -поперечина ¹ 2; 4 — кронштейн задней опоры двигателя; 5 — лонжерон правый; 6 — кронштейн балки поддерживающей опоры силового агрегата; 7 — поперечина ¹ 3; 8 — поперечина ¹ 4; 9 — косынка нижняя поперечины ¹ 5; 10 — косынка верхняя поперечины ¹ 5; 11 -поперечина ¹ 5; 12 — поперечина задняя; 13 — раскос задней поперечины; 14 — поперечина ¹ 7; 15 — поперечина ¹ 6; 16 — прокладка кронштейна балансирной подвески; 17 — лонжерон левый; 18 — задний кронштейн передней подвески; 19 — кронштейн амортизатора; 20 — кронштейн опоры радиатора; 21-кронштейн передний передней подвески; 22 — кронштейн буфера

Рама (рис. 197) автомобиля штампованная, клепа­ная, состоит из двух лонжеронов швеллерного сече­ния, переменных по длине, соединенных по­перечинами. В передней части рама снабжена пере­дним буфером с двумя буксирными вилками.

На задней поперечине рамы автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-53212 установлено тягово-сцепное ус­тройство с резиновыми упругими элементами, обеспечивающими двухстороннюю амортизацию. На задней поперечине рамы автомобилей КамАЗ-5410, КамАЗ-54112 и КамАЗ-55111 установлена жесткая буксирная петля без резинового амортизатора, пред­назначенная для буксирования неисправного авто­мобиля на короткое расстояние. Пользоваться ею для постоянной буксировки прицепа нельзя.

На автомобилях КАМАЗ-55111, КАМАЗ-53229 тягово-сцепное устройство установлено на задней поперечине рамы, на КАМАЗ-65115 — на надрамни-ке, закрепленном в задней части рамы.

Автомобили КАМАЗ различных моделей и комп­лектаций имеют рамы различающиеся: длинной в зависимости от базы; количеством и конструкцией поперечин; усилительными накладками и их конст рукцией; кронштейнами и их положением. Отдель­ные образцы рам представлены на рисунке 198.

Рис. 198. Рамыавтомобилей КамаЗ

Лонжероны изготовлены из полосовой низко­легированной стали толщиной 8 мм . Максимальное сечение лонжерона 262х80 мм.

Автомобили имеют разную длину рамы в зави­симости от базы. Рама автомобиля КамАЗ-53212 имеет усилительные накладки лонжеронов в районе пятой поперечины.

Кронштейны опор силового агрегата, опор ка­бины и передней подвески соединены с деталями рамы заклепками и болтами с гайками.

Рис. 198. Рамы автомобилейКамаЗ

Тягово-сцепное устройство (рис. 199) автомобиля состоит из крюка 2, конец которого проходит через отверстия в задней поперечине рамы, имеющей дополнительный усилитель. Конец крюка вставлен в массивный цилиндрический корпус 15, закрытый с одной стороны защитным колпаком, с другой — крышкой 16 корпуса.

Резиновый упругий элемент (буфер) 9, смягчаю­щий ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места и при движении по неровной дороге, расположен между двумя фланцами 14 и 13.

На оси 3, проходящей через крюк, установлена защел­ка, застопоренная собачкой 4, которая не дает возмож­ности дышлу прицепа выйти из зацепления с крюком.

При сборке тягово-сцепного устройства гайку 10 надо завернуть до упора во фланец 13 без приложе­ния дополнительного усилия затяжки. После этого, поворачивая гайку 10, нужно совместить прорези в ней с отверстием

на конце крюка 2, а затем устано­вить шплинт. При совмещении отверстий допуска­ется появление осевого перемещения до 0,5 мм .

Во время эксплуатации автомобиля гайку 10 нельзя использовать для регулирования осевого перемеще­ния крюка 2, так как при навертывании гайки увеличивается осевое перемещение крюка.

В случае появления осевого перемещения крюка после длительной эксплуатации автомобиля следует разобрать тягово-сцепное устройство и при необхо­димости выправить фланцы 13 и 14 и заменить изношенные детали.

При усадке резинового буфера необходимо уста­новить дополнительные кольцевые прокладки меж­ду фланцами и резиновым буфером, после чего завернуть гайку, зашплинтовать ее и поставить на место защитный колпак 12.

Для того, чтобы сцепить тягач с прицепом нужно:

— затормозить прицеп стояночной тормозной системой;

— открыть замок буксирного крюка;

— установить дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне буксирного крюка автомобиля;

— осторожно подать автомобиль назад до упора буксирного крюка в сцепную петлю прицепа;

— накинуть сцепную петлю на буксирный крюк и закрыть замок;

— вставить штепсельную вилку прицепа в розетку автомобиля;

— соединить головки шлангов пневмосистемы прицепа с соответствующими головками пневмоси-стемы автомобиля;

— соединить прицеп с автомобилем страховоч­ным тросом или цепью;

— открыть разобщительные краны пневмопривода тормозных систем прицепа, установленные на авто­мобиле (однопроводной или двухпроводной схемы);

— растормозить прицеп стояночной тормозной системой.

Для улучшения маневренности при буксировке прицепа снять с автомобиля задние буферы.

Рис. 199. Тягово-сцепное устройство: 1, 17 — масленки; 2 — крюк с грязеотражателем; 3 — ось защелки крюка; 4 — собачка защелки; 5 — ось собачки; 6 — защелка; 7 — гайка; 8 — цепь шплинта замка; 9—упругий элемент; 10—гайка крюка; 11—шплинт; 12 — защитный колпак; 13, 14 — фланцы; 15 — корпус; 16 — крышка корпуса

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При ежедневном техническом обслуживании сле­дует проверить внешним осмотром состояние тяго-во-сцепного устройства. Особое внимание обратить на наличие шплинта защелки. При сервисе 2:

— проверить свободный осевой ход крюка буксир­ного прибора, который не должен превышать 0,5 мм ;

— смазать с помощью двух пресс-масленок сте­бель и гайку крюка тягово-сцепного устройства;

— затянуть гайки болтов крепления кронштейнов топливного бака.

— проверить состояние рамы внешним осмотром.
Наличие трещин, следов коррозии на полках лонже­
ронов и поперечин не допускаются;

— проверить наличие всех заклепок, в случае
отсутствия — установить болт с гайкой.

РЕМОНТ

При ремонте рамы надо проверить плотность зак­лепочных соединений, обстукивая головки заклепок молотком. В случае дрожания или смещения голов­ки заклепки под ударами молотка их необходимо срубить и заменить болтовыми соединениями. В полках лонжеронов и поперечин не должно быть трещин.

Проверить состояние окраски рам: удалить корро­зию, а места с поврежденной окраской подкрасить.

При ремонте тягово-сцепного устройства нельзя использовать гайку 10 (см. рис. 199) для регулировки осевого хода буксирного крюка, так как заворачива­ние и отворачивание гайки приводит к увеличению осевого хода крюка. В случае появления осевого хода крюка нужно разобрать тягово-сцепное устройство и при необходимости выправить фланцы 13 и 14 и заменить изношенные детали.

При появлении усадки упругого элемента устано­вить дополнительные кольцевые прокладки между фланцами и упругим элементом, завернуть гайку 10, зашплинтовать ее и поставить на место колпак 12. В случае износа зева крюка до размера более 55 мм крюк заменить.

При сборке устройства следует завернуть гайку 10 до упора во фланец 13 без приложения дополнитель­ного крутящего момента, после чего совместить про­рези в гайке с отверстием в конце буксирного крюка и установить шплинт. При совмещении отверстий допускается появление осевого хода до 0,5 мм .

Поверхность сцепной петли прицепа должна быть ровной и гладкой. В случае ремонта износившейся петли наваркой металла петлю тщательно зачистить для придания ей геометрически правильной формы, иначе может произойти заклинивание петли в зеве буксирно­го крюка и поломка зева при повороте автопоезда.

Не допускается эксплуатация буксирного крюка, имеющего зев диаметром 48 мм , со сцепной петлей, изготовленной из прутка диаметром более 43,9 мм .

Рис. 200. Седельно-сцепное устройство: 1 — губка левая; 2 — пружина защелки; 3 — защелка; 4 — шток запорного кулака; 5 — пружина запорного кулака; 6- кулак запорный; 7 — губка правая; 8 — ось губки; 9, 14 — масленки; 10 — рычаг управления расцепкой; 11 — ось предохранителя саморасцепки; 12 — предохранитель саморасцепки; 13-кронштейн седла; 15 — ось шарнира; 16- седло; 17 -шпильки запорного кулака

Седельно-сцепное устройство (рис. 200) авто­мобилей-тягачей КамАЗ-5410 и КамАЗ-54112 слу­жит для шарнирного соединения тягача с полупри­цепом, передачи части веса полуприцепа на раму тягача и передачи тягового усилия от тягача к по­луприцепу.

Седельное устройство обеспечивает полуавто­матическую сцепку и расцепку тягача с полупри­цепом. Сцепные шкворни полуприцепа должны иметь диаметр шейки 50,7. 50,9 мм.

Седельное устройство монтируется на кронштей­нах седельно-сцепного устройства, которые крепят­ся к раме автомобиля болтами. На этих кронштейнах закреплены два кронштейна 13 седла с резинометал-лическими шарнирами. Седло 16 устанавливается на кронштейнах с помощью двух осей 15, которые предохраняются от осевого перемещения стопорны­ми пластинами с болтами. Седло свободно вращает­ся в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается продольный наклон седла. Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динами­ческие нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый на­клон седла.

Сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух сцепных губок 1 и 7, запорного кулака 6 со штоком 4 и пружиной 5, защелки 8 с пружиной 2, рычага 10 управления расцепкой и предохранителя 12 саморасцепки.

Запорный кулак имеет два положения: заднее — губки закрыты, переднее — губки открыты. Шток 4 запорного кулака 6 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохраните­лем 12 саморасцепки. После предварительного по­ворота предохранителя саморасцепки кулак отво­дится в переднее положение рычагом 10 управления расцепкой и фикcиpyeтcя в этом положении защел­кой 8. При введении сцепного шкворня в зев губок (кулак зафиксирован защелкой во взведенном поло­жении) последние раскрываются и кулак, освобож­денный от фиксации защелки, перемещается и упи­рается в затылок губок. При дальнейшем перемеще­нии шкворня кулак под действием пружины 5 вхо­дит в паз губок и, таким образом обеспечивается надежное их запирание.

Техническое обслуживание

При сервисе 1 проверьте состояние седельно-сцепного устройства внешним осмотром. При сервисе 2:

— проверьте состояние и крепление пружин зах­ватов, запорного кулака и пружины седельного уст­ройства внешним осмотром;

— смажьте опорную плиту седельного устройства;

— смажьте седельное устройство через пресс-масленки до выдавливания свежей смазки.

Ремонт

При износе поверхностей губок сцепного меха­низма, охватывающих шкворень полуприцепа, до размера отверстия 0 54 мм замените их новыми или восстановите наплавкой металла с последующей обработкой

до размера 0 50,2. 50,4 мм .

При износе поверхностей запорного кулака в месте захвата кулака с губками сцепного механизма до размера 71,5 мм замените его новым или восста­новите наплавкой металла с последующей обработ­кой до размера 0 73,4. 73,8 мм .

При поломке пружин замените их новыми.

Проверьте целостность сварного шва в местах крепления шпилек запорного кулака с седлом и штока запорного кулака с запорным кулаком. При необходимости произведите сварку, при этом свар­ной

шов не должен выступать над опорной поверх­ностью седла.

Проверьте крепление предохранителя саморас­цепки. При выводе его из положения равновесия в любую сторону он должен возвращаться в исходное положение под действием собственного веса.

Таблица 36

Возможные неисправности рамы и способы их устранения

Трещины в лонжеронах ипоперечинах

Погнутость лонжеронов илипоперечин

Ослабление закле­почных соединений

Износ зева крюка более 5мм

Заварите трещины. Перед сваркой трещину нужно разделать, а концытрещи­ны засверлить сверлом 5 мм . После заварки трещи­ны свнутренней стороны лонжерона или поперечи­ны приварить усиливаю­щую полосу толщиной6. 7 мм, причем швы должны располагаться в продольномнаправлении

Правьте в холодном состо­янии спомощью приспо­соблений и домкратов Замените заклепки болта­ми сгайками и пружинны­ми шайбами Замените крюк

Источник

Оцените статью