- Вытягивание кузова автомобиля
- Измерение «геометрии» кузова
- Стапель для вытягивания кузова автомобиля
- Правила вытягивания кузова автомобиля
- Гидравлическая растяжка
- Гидравлическая стяжка
- Кузовные захваты
- Вытягивание чашек амортизаторов
- Зазоры
- Гладилка для кузовных работ своими руками
- ТОП инструментов для рихтовки кузова автомобиля
- Стапель
- Споттер
- Киянки и молотки
- Крючки, рычаги и прочие приспособления
- Рихтовочная гладилка
- Гладилка и подушка для выдавливания вмятин
- Способы рихтовки кузовных элементов
- Рихтовка
- Инструмент для рихтовки
- Споттер для рихтовки авто
- Гидравлический кузовной ремонт
- Вакуумная вытяжка вмятин
- Рихтовка авто своими руками
- Нюансы рихтовочных работ
- Специальный инструмент для рихтовки автомобиля
- Молотки и киянки для кузовных работ
- Поддержки, они же наковала (наковальни) и подкладные штампы
- Ложки и ударные полотна
- Крюки и рычаги
- Напильники
- Шлифовка
Вытягивание кузова автомобиля
Здравствуйте дорогие читатели блога kuzov.info!
Эта статья будет интересна новичкам в кузовном ремонте, интересующимся процессом вытягивания кузова автомобиля после аварии.
Мы рассмотрим некоторые моменты, известные для профессионалов, но непонятные для новичков.
Итак, перед ремонтом повреждённого кузова автомобиля, важно внимательно осмотреть и понять логику повреждений. Что и куда сместилось, что можно отремонтировать, а что нужно менять. Нужно определить, изменены ли геометрические параметры кузова. При ударе в переднюю или в заднюю часть автомобиля, могут быть повреждены соответственно передние или задние лонжероны. При боковых ударах может сместиться боковая стойка кузова, а также порог и пол. Полная картина будет видна, после разбора кузова, снятия повреждённых панелей, радиаторов, фар и пр.
Ремонт начинается с постановки «на место» всех силовых элементов, влияющих на геометрические параметры кузова. Даже если какие-то из силовых элементов требуют замены, их, всё равно, нужно вытянуть и, насколько возможно, вернуть «геометрию» кузова до нужных размеров. Это вернёт точки креплений элементов, требующих замены на свои места.
Измерение «геометрии» кузова
Для понимания того, куда и насколько сместились силовые элементы кузова, для измерения геометрических параметров применяются различные измерительные системы.
Чаще всего, в условиях гаражных мастерских и небольших автосервисах применяют линейки для измерения геометрии кузова, а также простые рулетки.
Рулеткой не всегда удобно пользоваться, так как на пути двух точек, между которыми нужно измерить расстояние, могут быть различные преграды (особенно в моторном отсеке). Измерительная линейка позволяет сделать замеры достаточно легко (см. статью о измерении геометрии кузова).
Важно проверить диагонали чашек амортизаторов и мест крепления подвески к кузову. Эти параметры влияют на выставление развала-схождения колёс.
Стапель для вытягивания кузова автомобиля
Для того чтобы вытягивать силовые элементы кузова, а также, в целом, производить вытягивающие операции, кузовщики применяют стапель. Стапель предназначен для жёсткого крепления кузова и последующего вытягивания его повреждённых элементов. Крепление обычно производится за отбортовки порогов. Это нужно, чтобы автомобиль не двигался вместе с вытягиваемым элементом.
Многие гаражные мастера кузовного ремонта обходятся без применения стапеля. Для этого в гаражах используют забетонированные петли, которые располагаются по периметру гаражного пола. Они служат как для вытягивания кузова (к ним цепляется лебёдка или гидравлическая стяжка), так и для фиксации автомобиля цепями с обратной стороны вытягивающего усилия. Если вытягивается перед, то привязывается цепями к петлям зад автомобиля, если вытягивается зад, то привязывается, соответственно, передняя часть. Также, используют упоры, при применении бокового вытягивающего усилия.
Чаще, всё же, применяется стапель. Гаражные мастера кузовного ремонта приобретают стапели, пригодные для применения в небольших мастерских, а также копируют и изготавливают конструкции заводских стапелей, а также собирают самодельные стапели, придуманные самостоятельно. В крупных автосервисах применяются стапели платформенного типа.
Правила вытягивания кузова автомобиля
- Принцип вытягивания повреждённого элемента в том, чтобы приложить усилие в направлении, противоположном силе удара при аварии.
- В процессе вытягивания необходимо простукивать складки на металле, образованные при деформации. Реализуется это следующим образом: вытягивающее усилие выравнивает элемент и потом процесс как бы приостанавливается, после простукивания, вытягивание возобновляется, и складка металла разравнивается.
- Существует такое понятие, как «перетяжка». Смысл в том, чтобы перетянуть повреждённый элемент немного больше, чем нужно, так как он всё равно немного вернётся.
- Отштампованный металл, можно сказать, имеет «память». То есть, все деформированные детали кузова находятся в напряжении. Задача кузовщика снимать эти напряжения, выравнивая повреждённые элементы и «помогать» металлу вернуться в исходное состояние.
- Иногда, при вытягивании силовых элементов кузова, применяют нагрев . Это помогает вытянуть неподатливые участки. Не рекомендуется делать на высокопрочной стали силовых элементов, так как это значительно её ослабляет.
- Также, иногда, приходится делать надрезы, чтобы ослабить неподатливые складка.
Также можете прочитать статью о выравнивании кузова автомобиля, где подробно рассматриваются технологии ремонта кузова.
Гидравлическая растяжка
Гидравлическая растяжка применяется в кузовном ремонте для вытягивания методом выдавливания. Существуют различные гидравлические растяжки, дающие различное усилие от 4‑х тонн и выше. Примером применения этого приспособления можно назвать вытягивание боковых стоек кузова, выдавливанием изнутри салона. Можно выправлять смещённые в сторону лонжероны. А также, выправление деформированных дверных проёмов и проёмов лобового и заднего стёкол. Обычно мастера-кузовщики приобретают набор, включающий в себя несколько видов удлинителей разной длины, насадки, саму растяжку и гидравлический насос, но можно купить каждый элемент отдельно.
Гидравлическая стяжка
Гидравлическая стяжка действует как предыдущий девайс, но наоборот, стягивает. Может применяться для вытягивания, как альтернатива лебёдки.
Кузовные захваты
Для непосредственного крепления цепи от вытягивающего устройства (лебёдки или стяжки) к повреждённому элементу применяются различные кузовные захваты.
Иногда приваривают металлические петли и пластины с петлями в местах, где невозможно применить кузовной захват, либо при отсутствии специальных захватов.
Некоторые современные кузовные захваты имеют самозажимную конструкцию. При добавлении вытягивающего усилия, захват сжимается сильнее, что предотвращает его выскальзывание.
Вытягивание чашек амортизаторов
Как было сказано выше, при измерении «геометрии» кузова важно проверить расположение чашек амортизаторов. Измеряются диагонали отрезков от центров верхних болтов крепления стоек к болтам крепления кронштейнов капота к кузову. Также, проверяются диагонали расстояний между центрами болтов обеих чашек кузова.
При смещении чашек амортизаторов применяется специальное приспособление. Оно позволяет вытягивать чашку в любом направлении.
Зазоры
После вытягивания всех силовых элементов и замены повреждённых деталей кузова, не подлежащих восстановлению, примеряются лицевые панели кузова. Если все силовые элементы вытянуты правильно и все места креплений встали на свои места, то все зазоры лицевых панелей кузова должны быть ровными и одинаковыми с обеих сторон автомобиля.
Все двери, капот и крышка багажника должны закрываться без значительных усилий и не задевать за соседние панели кузова. О том как отрегулировать зазоры на автомобиле можете прочитать здесь.
Неравномерность зазоров может показать, что и куда недотянуто или перетянуто. Зазоры, таким образом, дают информацию о том, правильно ли вытянут кузов.
Подводя итог можно сказать, что при наличии необходимых, не самых дорогостоящих инструментов и устройств, а также знаний и опыта можно вытягивать сложные повреждения кузова автомобиля даже в условиях гаражной мастерской. Опыт, конечно же, имеет немаловажное значение. При недостаточном опыте лучше начинать вытягивать аварийные кузова, имеющие небольшие смещения силовых элементов.
Не менее высокого мастерства требует рихтование повреждённых панелей кузова. Овладев базовыми приёмами рихтования, можно выправлять достаточно сложные повреждения. О способе рихтования вмятин при помощи рихтовочного молотка, поддержки и кузовной гладилки читайте в другой статье.
Источник
Гладилка для кузовных работ своими руками
ТОП инструментов для рихтовки кузова автомобиля
Детали, входящие в состав конструкции автомобиля, подвержены деформации с течением времени или из-за произошедших дорожно-транспортных происшествий, нарушивших их целостность, поэтому в таких случаях проводится рихтовка автомобиля. Способов ремонта машин много: каждый из них предполагает использование особого вида приспособления, который называется рихтовочный инструмент.
Стапель
Стапель — основное приспособление, применяющееся для рихтовки кузова автомобиля и позволяющее выпрямлять вмятые его части. В зависимости от формы и принципа работы стапели для рихтуемой (поврежденной) поверхности авто делятся на такие виды:
Представляет собой металлическую пятиметровую платформу, изготавливаемую из металлопластин с ребрами жесткости. На это основание с помощью струбцин и подъемного механизма прикрепляется авто для последующего выпрямления вмятины. Стапель с платформой также может использоваться, как подъемник.
Это стационарные конструкции, представляющие собой мощные рельсы, укрепленные в полу мастерской, к которым присоединяются тяговые механизмы. Для безопасности работы выполняются удаленно, через пульт дистанционного управления. Стационарный стапель должен иметь увеличенную грузоподъемность — 10 т.
Стапели с рамой меньше по габаритам, чем платформенные. Принцип действия: вытягивание осуществляется с помощью металлической рамы, грузоподъемность которой составляет от 4 до 6 тонн.
Споттер
Споттер применяется для кузовного ремонта и помогает подобно обратному молотку простукивать небольшие деформированные детали. Это — один из методов рихтовки машин, который выполняется подобным оборудованием точечно. В связи с этим указанный миниатюрный прибор имеет массу преимуществ перед обычным устройством:
- Рихтовочная работа выполняется качественно.
- Время работ со споттером невелико.
- Не нужно разбирать авто для выполнения авторемонта.
- Уникальный принцип работы позволяет споттеру устранять механические повреждения и дефекты кузова, в том числе капота, крыльев, порогов.
Рихтовка споттером позволит автовладельцу, который хочет заняться ремонтом авто самостоятельно, сэкономить на затратах. Чтобы правильно выбрать споттер, следует учесть характер повреждений авто.
Киянки и молотки
Мелкий ударный рабочий инструмент для ремонта машин представлен киянками и молотками. Рихтовочный молоток может иметь несколько разных модификаций:
Применяется для выравнивания средних по размеру вмятин.
В отличие от предыдущего экземпляра с помощью чеканочного молоточка делают более тонкие работы на завершающем этапе выпрямления кузова.
Правит криволинейной формы вмятины и неровности кузова машины за счет кинетического принципа и особого двойного «оперения».
Этот молоток способен разделять и вновь монтировать фланцевые соединения.
Молоточек, сделанный из твердых пород дерева, кожи, резины или других искусственных либо природных современных материалов. Киянки могут оснащаться съемной ударной частью — бойком, позволяющим делать аккуратную рихтовку авто без покраски.
- Наковальни и поддержки для рихтовки или ударные полотна.
Данный вспомогательный инструмент применяется в качестве поддерживающей основы, на которой выполняются работы по рихтовке. Особенность поддержки: она имеет форму бруска, иногда точно повторяющего форму выпрямляемого элемента. Рихтовочные ударные полотна располагаются на помятой металлоповерхности, после чего сверху производятся удары молотком. Ударные полотна можно подобрать так, чтобы они выступали также в качестве удобных подставок во время рихтовочной работы.
- Молоток рихтовочный обратный для правки вмятин.
Чтобы вытянуть вмятины, обратный молоток приваривается или прикрепляется на крюк через просверленное в металле кузова отверстие. При выполнении этого трудоемкого процесса мастеру требуется выполнять постукивание грузиком с обратной стороны, медленно перемещая молоток вдоль изделия.
В рихтовочный набор молотков и поддержек при необходимости могут быть включены некоторые другие инструменты для рихтовки кузова.
При выполнении рихтовки своими руками также полезными будут напильники и шлифовальный аппарат. За неимением последнего для шлифования применяют наждачный круг.
Для правки авто могут пригодиться такие разновидности ударных рихтовочных инструментов:
- молотки с плоским и выпуклым бойком;
- молотки-гладилки;
- молотки с насечками;
- монтировка;
- специальные пневматические либо вакуумные присоски, приспособление для вытяжки вмятин без покраски;
- инструмент для работы с пластиком.
Последний представляет собой набор, включающий строительный фен, термопистолет, специальный электрический и воздушный паяльник. С помощью этих приспособлений покореженный пластик автомобиля может быть подрихтован.
Крючки, рычаги и прочие приспособления
Рихтовщику, который работает над приданием деформированному кузову первоначальной формы, для выполнения полного объема ремонтных работ с автомобильным покрытием пригодятся также:
Рихтовочные крюки должны быть изготовлены из металла толщиной не менее 10-12 мм.
- Выпуклые, упругие, вытягивающие, выравнивающие, универсальные ложки.
Ложкоподобные инструменты производят выгибание и вытягивание труднодоступных (внутренних) частей кузова.
- Другие рычаги для контактного ремонта.
Рычаги применяются там, где обычного человеческого усилия не хватает.
Правка и рихтовка автомобилей производится, начиная с самой большой вмятины, с использованием подходящих инструментов, при этом рихтовочные молотки остаются основным выпрямляющим приспособлением.
В целях выравнивания вдавленных частей неотрихтованного кузова автомобиля применяется гидравлический кузовной ремонт. С помощью насоса со всевозможными прямыми и фигурными насадками, оснащенного цилиндрами и работающего на гидравлическом механизме, осуществляют вакуумную вытяжку вмятин авто. При невозможности сделать выпрямление с помощью насосов полезными могут стать зажимы и захваты. В рихтовочные комплекты обычно включают несколько таких зажимающих приспособлений разных размеров (диаметров). Также захваты различаются между собой количеством креплений (их может быть от 1 до 3 шт.) и способом фиксации (самый распространенный метод укрепления на кузове — с помощью шурупа).
Пневмомолотки используются для качественного рихтования труднодоступных мест авто. Также для выполнения особо сложных рихтовочных работ существуют специальные металлические механические агрегаты, имеющие несколько опор (от двух до четырех), между которыми закреплен опускающийся и поднимающийся стержень. Он просовывается в заранее проделанное отверстие той части кузова, где требуется вытягивание. Вместе со стержнем на таком приспособлении обычно используются крепления.
Перед началом рихтовочных работ следует, осмотрев повреждения авто, из всего разнообразия специнструментов подобрать те, которые помогут в рассматриваемом случае. Для небольших повреждений подойдет домашний рихтовочный набор, чтобы выполнить выпрямление более глубоких вмятин, следует прибегнуть к помощи специалистов из авторемонтной мастерской.
Рихтовочная гладилка
Есть такой полезный для ремонта автомобилей инструмент, который помогает устранить вмятины и неровности на поверхности авто и др.
Посмотрите сначала видео, где автор канала PDRinfo объясняет, для чего этот инструмент под названием гладилка, нужен.
Гладилками удобно работать на больших плоскостях. И скорость выше чем у другого инструмента. Две рихтовочные гладилки, показанные на видео ниже, используются для подъёма вмятин. Это достигается за счет ее массы. С обратной стороны поддержка, но когда утапливать наружная часть, она неудобна. потому что тяжёлая, имеет вес около килограмма, что создает инертность. ею тяжело маневрировать на плоскости. еще за счет того что она толстая, для подъема хорошо подходит. но для утопления не очень удобна. для этого хорошо подходит универсальная гладилка. Её делал специальный мастер Юрий Борисович. Она универсальная в том, что можно применять и для утопления и для подъёма. За счет того что правильная форма правильные углы и можно одну часть непосредственно как рихтовочную пластину.
Скользящими движениями носик одновременно находится выше основной рабочей части. Это создает безопасность. носик не помешает, ничего не повредит. также на конце малый, не имеет острых рёбер. его можно использовать непосредственно в каких-то узких частях, где широкая часть неудобна и то же время ее можно вместе с молотком.
Есть два случая работы. Большая поверхность и более точная обработка. Конкретно обрабатывать определённую точку.
Эта гладилка – пластина сделана из специальной стали. Была закалка металла. Сначала сделали её форму. Правильно изогнули, сделали закалку. Потом хромирование.
Теперь, как она работает, поставили свет. Нужна точность, поэтому прижимаем. Ремонтируем край. Теперь обработка. По большой поверхности используем другую. Там, где края плавные, тоже действуем с ней.
Эту гладилку также можно применять для точного подъёма. Она лёгкая, а большая тяжёлая и подойдет для общей работы. Лёгкую пластину – для точной.
Работа проходила при воздушной подушке, которая давала напряжение с обратной стороны. Подушка в рабочем состоянии. Обрабатываем края вмятины, за счет чего плоскость получает более правильную форму.
Места широкой частью не получается обработать. Узкая часть, её самый край нам помогает. Гладилку постоянно перемещаем от края к центру вмятины, где она не может сделать работу.
Большие бугры, шишки. Такой способ. Сняли дверь – так удобнее. Большая площадь имеет повреждения. Здесь край повреждения. Удобнее с лампой. Если дверь отдельно, меньше времени понадобится на ремонт.
Сняли дверь. Теперь комфортные условия. Опять берем большую гладилку. Главное в большом подъёме – не сделать лишнее. Идёт подготовка для этапа работы с крючками. Все это делаем под лампой.
Внутри двери опора-поддержка, которая поднимает края вмятины. А гладилка одновременно утапливает их. Точно так же, как раньше перемешали наш инструмент на наружной стороне. Теперь постоянно перемещаем опору-поддержку с обратной стороны. Не задерживаемся на одном месте, иначе грубые изменения после обработки двери гладилками.
Теперь этап с крючками. Удобно использовать здесь крючки с наконечниками. Ultra dent tools хорошо подходят, они с разными наконечниками. У них имеется широкий спектр. Поднимают более широкие площади. Делать мягкое выпрямление наружу и потом подправлять снаружи.
Сейчас практически всё сделали, остались только блики. Надо поставить лампу насколько возможно ниже, чтобы видеть блик. Хорошо, когда остались только блики, отбойником. У него можно менять наконечники, этот инструмент позволяет действовать на дальнем расстоянии.
Со стандартным отбойником приходится приближаться, это не удобно и плохой контроль. А этим инструментом действуем на расстоянии. Корпус максимально далеко от детали, таким образом видно всю деталь и можно фокусироваться. Удобно забивать этим отбойником ultra dent. Он имеет патент, таких нет у других производителей. На бликах работаем в основном голым острым инструментом и, если вы обратили внимание, техника с бликами с подъемом практически такая же, как с отбойниками.
Далее видео канала Гаражный ремонт. sergius41
Гладилка и подушка для выдавливания вмятин
Интересный инструмент для работы по выпрямлению вмятин. Называется рихтовочная гладилка. Сохранил запись двугодичной давности и она очень интеренесна. Тогда был интерес к беспокрасочному ремонту и собирал материалы по этой теме.
Была ещё одна запись про изготовителя инструментов “гладилка” (мастер сам их изготовляет и предлагает), возможно она тоже найдётся в сохранениях или её ещё раз поищем её заново.
Итак, гладилка.
Необычный с виду инструмент, но в умелых руках очень действенное оружие по борьбе с вмятинами. Имеет довольно широкий спектр применения, о чём в полной версии видео говорил сам автор видео. Возражая на первую реакцию с форумов и сайтов об этом незнакомом инструменте.
У нас новое не всегда легко приживается.
Понравилась запись и тем, что даёт представление как не “по колхозному”- (не молоткам и выколотками) можно начинать вытягивать большую плавную вмятину.
Некоторые супер гаражные мастера начинали выпрямление такого вида вмятин с УДАРА КУЛАКОМ. Другие предлагают начинать постепенно выстукивать от границ вмятин к центру, есть варианты с выдавливанием. Здесь, в записи, супер оружие по выдавливанию. А именно пневмо подушка и отличная специальная пластиковая пластина, которую с точностью до мм можно наклеить, например, точно по ребру повреждённой детали.
Выйдет и ребро и основная площадь вмятины, выйдет без шишек и искривлений, как это обычно бывает при работе молотком или другими, довольно грубыми инструментами.
Дальше в видео доходит дело до самой гладилки и выясняем что она сделана мастером, который занимается (или занимался) их изготовлением. Это было 2 года назад, какая сейчас ситуация с изготовлением мы не знаем.
Итак по работе.
Подушка через мягкую пластиковую пластину хорошо выдавливает большую вмятину, дальше требуется обработать края оставшихся краёв вмятины, снять с них напряжение. Здесь используем гладилку.
Или как ударный инструмент или как проставку для работы через неё молотком. Это уже уже более точная, почти финишная работа.
Как это часто бывает, снимаем всё таки дверь с машины. Такое случается часто и в случае когда идёт подготовка повреждённой детали к покраске.
Много раз сталкивался с такой ситуацией. Легче (как правило) снять дверь или крыло и тогда работать получается быстрее и, главное, удобней.
Так не бывает и случайных “косяков”.
Такое мнение, что именно удобство позволяет меньше уставать и поэтому выполнять работу более качественно и в конечном счёте БЫСТРЕЕ.
Основную работу по выравниванию закончили и опять возвращаемся к необходимости овладеть умением работать с КРЮЧКАМИ .
Т.е. самые минимальные вмятины удобнее убирать именно крючками. Тогда можно обойтись вовсе без покраски.
Само видео, сейчас таких видео (именно по работе) совсем мало.
Будем благодарны автору, выполняющему данную работу.
.
Добавлено. Если мастера по изготовлению таких гладилок свяжутся с администратором этого сайта, то будет предоставлено место для более полного описания инструмента и вашего предложения его в продажу. Если такое предложение есть
2016. С Алиэкпресс сделал заказ (в том числе) и на такую, или похожую, подушку. “Совсем правильные” стоят совсем недёшего.
Такая ссылка где покупалась и как она выглядит. В 2018 уже новое офрмление
И ссылка на видео полученного заказа с Алиэкспресс
Заказывал также минилифтер, три набора грибков, отражающий экран, пробойники. Это был небольшой набор начинающего.
Всё таки тема очень интересная, как минимум, можно попрактиковаться самому. Даже наша ситуация более выигрышная. Не берём работу, не подписываемся на услугу “Выпрямление вмятин без покраски”, зато имеем всегда возможность сначала попробовать вытягивать вмятины клеем и грибками, а потом (конечно мы не сделаем всё на 100% если не имеем практики) очень быстро всё зашкурить, зашпаклевать и закрасить.
Конечно нужны крючки. Но они прилично стоят и нескоро “отобьются”, а мы не занимаемся этим профессионально.
Кстати, был на семинаре, в одном из учебных центов в городе Москве по обучению технологии PDR. И только такое посещение даёт более менее представление – что это будет за процесс.
За первыми крючками потянутся вторые, потом будет желательно приобрести ещё дополнительное оборудование, ну и т.д.
ИЛИ НАЧИНАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО САМОМУ, ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ.
Как раз, в учебном центре в это время стояла под ремонтом BMW X5-ая, c разобранной обшивкой крыши и можно было хорошо понять что это за работа. Мятая от града крыша и вмятин 30 на ней. Крючок 1.5 метра, такой есть не у каждого в ассортимете
Вообщем гладилка это хорошо, но неплохо хотя бы освоить устранение обыкновенных минимальных вмятин, и без покраски.
К 2018 году накуплено уже много чего, нет только профессиональных крючков.
Из основного – PDR лампа, экраны, минилифтер, грибки, самые разные молоточки под насадки и самые разные насадки для молоточков и одновременно, для крючков
Это то, без чего начинать и не стоит.
style=»display:block; text-align:center;»
data-ad-layout=»in-article»
data-ad-format=»fluid»
data-ad-client=»ca-pub-0644209760577799″
data-ad-slot=»5833503505″>
Можно обойтись в первый месяц без лампы, пользоваться китайскими экранами. Но потом она опять нужна!
Это к тому, вдруг захотите вдруг заняться. И к чему приготовиться.
Сам больших успехов не достиг, на самом деле нет достаточно времени, появился свой интернет магазин.
Но пару “показательных” работ всё таки выполнил. Соседи по гаражам после этого по очереди побежали покупать клей в хозяйственном магазине. Конечно ничего путного не вышло. Забыли про грибки.
А “сделал” (так правильно говорится) пару вмятин на Мерседесе, и на каком то джипе, прямо во время разговора. Но это обычные микровмятины, похожие на градовые. Здесь даже не нужна лампа, всё это прямо на улице. Можно приклеить 2-3 раза грибок и правильно выдернуть и вытянуть. Лампа нужна когда нужна подчистка, но счастливому обладателю вмятины, одному и второму, и так пошло.
Долго присматривались, под разными углами, еле что то разглядели.
Так что дело хорошее! И интересное. Но нужно время и нужна некая увлечённость.
Начали с гладилки, закончили микровмятинами.
У кого что в планах, но реально многое может получаться, это как творчество. Посмотреть всех мастеров, от каждого взять по немногу и прийти на первом этапе хотя бы к своим инструментам.
Потом, если дело пошло, можно покупать наборы крючков, а это основные вложения. Лампа у меня небольшая Аv-Tool, есть несколько экранов. Крючки делал сам. Есть даже с катающимся шариком (сам сделал). Потом купил такие две насадки. (и опять нужна третья, вообщем…. как и должно быть)
Ну и т.д. Летом опять что нибудь вытянем.
Большие и средние повреждения (а это уже решено сразу -брать не буду.
Это ВРЕМЯ и негантированный результат. Лучше, в моём случае – мелкие вмятинки на 15-30 минут.
А большие – это только свои личные вмятины и для своей практики. Когда было время, часами сидел в гараже, сам делал вмятины и сам пытался их исправлять. Самая большая проблема и беда это наколы от крючков при выдавливании последней точки.
Лучше обходиться без них и для этого нужна длительная практика.
Способы рихтовки кузовных элементов
Дорожно-транспортное происшествие – событие неприятное, и от него никто не застрахован. От удара страдают различные кузовные части кузова, и часто требуется замена деталей. В некоторых случаях кузовные части удается спасти – рихтовка авто позволяет сэкономить на ремонте, избежать замены.
Восстановление геометрии кузовных элементов – дело непростое, но при определенных навыках, аккуратности и терпении рихтовку можно выполнить самостоятельно.
Рихтовка
В кузовном ремонте рихтовка – это восстановление различных кузовных элементов путем правки геометрии деталей с помощью различных инструментов. Придать первоначальную форму кузовной детали достаточно сложно, особенно, если повреждения при ДТП получены значительные. Как правило, рихтуют такие элементы как:
- двери;
- передние задние крылья;
- капот;
- дверь (крышку) багажника;
- крышу;
- металлические бампера;
- пороги.
Проводить рихтовочные работы не всегда целесообразно – нет смысла восстанавливать детали, если:
- имеются значительные повреждения, для восстановления их потребуется много времени;
- новые запчасти в магазине стоят недорого – дешевле и проще произвести замену элемента.
Инструмент для рихтовки
Кузовные детали восстановить можно как с помощью простейшего инструмента, так и с использованием профессиональных приспособлений и стендов. К простым инструментам для восстановления геометрии «кузовщины» относятся:
- молотки и киянки различных видов;
- всевозможные поддержки (наковальни, металлические бруски всяких размеров);
- специальные ложки для вытягивания металла:
- рычаги и крючки;
- инструмент для шлифовки.
Существует также более сложное оборудование, а также целые наборы инструмента. В стандартном комплекте рихтовочного оборудования обычно присутствует:
- гидронасосы и цилиндры;
- насадки всяческих форм;
- ударные пластины;
- переходники.
В профессиональном кузовном ремонте используются реечные платформенные стапели, специальные стенды. На спецоборудовании при восстановлении геометрии кузовного элемента достигается воздействие на поврежденные участки с большим усилием и точностью, металл выправляется быстрее и с меньшими трудовыми затратами, рихтовка получается более качественной.
Споттер для рихтовки авто
Кузовной ремонт, в том числе рихтовку, можно производить методом контактной сварки. В качестве инструмента в данном случае используются споттер – на деформированную поверхность привариваются крепежные элементы, с помощью которых вытягивается металл. Если в стандартном методе для выравнивания поверхности необходимо железо выстукивать изнутри, то благодаря контактной сварке и специальному приспособлению выравнивание поверхности металла производится снаружи.
Использование споттера дает определенные преимущества:
- пользоваться контактной сваркой безопаснее, чем обычным сварочным аппаратом, от него практически не летят искры;
- на месте сварки не образуется окалин и шлака, сварочным аппаратом не прожигается даже тонкий металл;
- приваривать крепеж можно несколько раз, так крепежные шайбы от сварки не плавятся;
- использование споттера повышает производительность работ – процесс рихтовки занимает меньше времени.
Аппараты точечной сварки выпускаются различными производителями – оборудование может быть разным по цене, стоимость зависит от нескольких факторов:
- мощности аппарата;
- страны-производителя;
- бренда;
- степени оснащенности (комплектации).
Наиболее известными фирмами, выпускающими оборудование, являются:
Использовать споттер особенно выгодно в условиях крупного автосервиса, специализирующегося на кузовном ремонте. Принцип работы оборудования следующий:
- участок кузовной поверхности, который необходимо выровнять, тщательно зачищается от лакокрасочного покрытия;
- также зачищается участок кузовной детали, где будет крепиться массовый провод сварочного аппарата;
- после обработки металл очищается с помощью сжатого воздуха, устанавливается масса – контакт должен быть надежным;
- затем к кузовной поверхности на поврежденном участке привариваются крепежные элементы (шайбы);
- на обратный молоток устанавливается крючок для шайб;
- металл на поврежденном участке выправляется следующим образом – крючок зацепляется за шайбу, а обратным молотком железо вытягивается наружу;
- затем шайбы удаляются, поверхность защищается и выравнивается.
Для глубоких и больших вмятин применяется система вытяжки, в этом случае:
- на ремонтируемую поверхность привариваются специальные шайбы с удлинителем;
- в отверстия шайб вставляется пруток;
- на кузове закрепляется система вытяжки, соединяется с прутком;
- зачем посредством рычагов металл на деформируемом участке вытягивается.
Также вмятины можно выправить с использованием:
- иглы для точечной сварки и обратного молотка;
- приваривания к поврежденному участку звездочек;
- приваривания волновой проволоки (для длинных и узких участков повреждений).
Контактный сварочный аппарат также можно использовать для осадки металла. В условиях автомастерской цена рихтовки с помощью споттера снижается – работа занимает меньше времени, рихтовка становится не такой трудоемкой.
Гидравлический кузовной ремонт
В рихтовочных работах часто используется гидравлика – гидравлические растяжки и домкраты, гидроцилиндры, насосы. Гидравлический инструмент идет в комплекте, растяжка позволяет создавать усилие до 5 тонн. С помощью гидравлики рихтуются багажники и капоты автомобилей, выравнивается пороги, исправляются перекосы дверных проемов.
Вакуумная вытяжка вмятин
Если на кузове (двери, крыле, крыше) образовалась вмятина, но лакокрасочное покрытие не пострадало, можно исправить дефект с помощью вакуумной рихтовки. Для выправления вмятин используется пневматический или вакуумный инструмент (присоски), данный метод применяется для выправления так называемых «хлопунов» размерами более 15-20 см в диаметре.
Преимущество этого способа заключается в том, что после исправления дефекта покраска не требуется – лакокрасочное покрытие не повреждается, работа выполняется гораздо быстрее, чем при обычной рихтовке. Но вакуумная вытяжка вмятин требуется определенного мастерства, и выправить удается далеко не каждую вмятину.
Рихтовка авто своими руками
Рихтовку кузовных деталей при большом желании можно произвести самостоятельно, но необходимо рассчитывать свои силы. Если нет соответствующего опыта, внешний вид своего автомобиля хозяин может испортить, и в дальнейшем мастерам автовладелец только усложнит работу.
Как правило, в домашних условиях водитель не имеет специального оборудования, поэтому для рихтовки в основном используется домкрат и резиновый молоток. Проще всего будет самостоятельно рихтовать небольшие вмятины, и если кузовной элемент съемный (переднее крыло, дверь, капот), его все же лучше снять.
Переднее крыло отрихтовать самостоятельно проще всего, чтобы выровнять деформируемую поверхность, деталь сначала необходимо снять с автомобиля. После демонтажа крыло следует положить на ровную плоскость, укрытую плотной тканью (войлоком) – мягкая основа здесь необходима для смягчения ударов. Нанося удары, следует регулярно осматривать крыло, проверять, насколько удается выровнять металл. Если в результате рихтовки краска облетает, нужно этот участок подготовить к покраске – зашпатлевать, зашкурить, обезжирить и затем загрунтовать.
Чтобы отрихтовать вмятины на двери, кузовной элемент также следует демонтировать. После демонтажа дверь разбирается, с нее снимается дверная обшивка. Если вмятина находится приблизительно посередине дверной накладки, дефект устранить нетрудно – изнутри железо можно выстучать. «Гаражные болезни» вылечить сложнее, и рихтовку здесь все же следует доверить профессионалам – качественно самостоятельно выполнить работу вряд ли получится, а толстый слой шпатлевки – это не выход из положения, шпатлевка может и отвалиться.
Нюансы рихтовочных работ
- Если вмятина образуется на части кузова с двойным металлом, молотком выровнять поверхность не получится – изнутри до внешнего железа будет не добраться. В таком случае качественно отрихтовать элемент можно с помощью споттера.
- Если по центру заднего/ переднего крыла или двери образовался «хлопун», его можно попробовать выправить без использования каких-либо инструментов – необходимо по железу изнутри резко ударить рукой. Безусловно, можно воспользоваться и вакуумной присоской с обратным молотком, но не у всех этот инструмент имеется.
- Бывает и так – повреждается кузовная деталь (крыло, дверь, капот, крышка багажника), уже имеющая следы коррозии. Рихтовать такой элемент не имеет смысла даже по бедности. Лучше пока ездить с этим дефектом и копить деньги на ремонт и новую деталь. Конечно, в данном случае речь не идет о серьезной аварии.
- При выравнивании поверхности одиночные резкие удары лучше не наносить, ударять следует легко и часто.
- Есть кузовные детали, которые стоят недорого, поэтому рихтовка старого капота или переднего крыла не всегда оправдана. Но здесь есть один нюанс – на многие иномарки продаются неоригинальные китайские запчасти. Если на машине установлен оригинальный капот, и его можно отрихтовать, то лучше восстановить его, чем покупать дешевый «неоригинал», с которыми могут возникнуть проблемы: железо начнет быстро ржаветь, деталь будет трудно подогнать по своему месту.
Специальный инструмент для рихтовки автомобиля
Основной ручной инструментарий для рихтовки можно разделить на следующие группы: ударные приспособления – молотки и киянки, поддержки и ложки различных типов, а также крючки и рычаги, служащие для вытягивания металла. При достаточном умении, можно изготовить почти весь рихтовочный инструмент своими руками.
Набор для рихтовки кузова авто
Чуть особняком, в данном случае, стоит категория шлифовальных принадлежностей – напильники, абразивные материалы и электромеханическое оборудование.
Молотки и киянки для кузовных работ
Рихтовочные молотки обладают значительными отличиями от слесарных. Основной рабочий боек делается закругленным и тщательно полируется. Другая сторона часто имеет вид «клюва».
Комплект таких молотков совсем несложно изготовить самостоятельно. Тяжелый инструмент почти не применяется при рихтовке, обычно вес его всего 150-200 г.
При этом широко распространены молотки, сделанные из цветного металла либо сплавов (медные, латунные, алюминиевые), а также пластиковые и текстолитовые. Подобные бойки поверхность деформируют гораздо меньше. Если необходимо сохранить окрасочный слой кузова, используются резиновые молотки.
Есть 4 основных вида подобных инструментов:
- Молоток для выколотки (правки).
- Чеканочный аналог.
- Инерционный молот.
- Приспособление для загибания фланцев.
Правочные молоты являются основным инструментом для выколотки и окончательной рихтовки. Они обладают различной формой. Боек нужно тщательно насаживать на шейку ручки, чтобы он был абсолютно неподвижен. Шнека ручки не должна иметь заусенцев и трещин.
Не делайте ручку инструмента чрезмерно толстой, потому как он, вследствие удара, должен спружинивать. Рекомендуется, чтобы одна из сторон бойка была круглой, а противоположная – плоской и квадратной. Чеканочный молот обладает формой притупленного конуса. Его назначение – завершение выколотки.
Инерционные приспособления нужны для вытяжки труднодоступных дефектов, вследствие ударов их рабочей части по ограничителю-отбойнику. Необходимо иметь для работы набор подобных насадок. Фланцевый молоток обладает двумя оперениями, которые повернуты на 90°.
Что касается киянок. Их головки, как правило, делаются из твердого дерева, ручка – ясеневая. Обычная киянка круглой формы имеет цилиндрический боек. Сейчас такой инструмент делается и из резины, мягких металлов и сыромятной кожи.
Резиновые киянки со сменными бойками отлично подходят для рихтовки алюминия. Могут использоваться и при ремонте стали.
Поддержки, они же наковала (наковальни) и подкладные штампы
В большинстве случаев для рихтовки необходимы разнообразные поддержки. Это массивные металлические бруски, максимально подходящие по своей форме к тому месту кузова, которое нужно выправить. Желательно иметь комплект поддержек для различных участков, обладающих разными радиусами кривизны, толщиной, весом и размерами.
Как правило, рихтовочные наковальня и молоток – это неразлучная пара, которая размещается по разные стороны выправляемого участка. Чем тщательнее подобран по конфигурации подкладной штамп, тем быстрее и легче идет рабочий процесс.
Если у вас нет под рукой приобретенной либо изготовленной самостоятельно поддержки, то, в крайнем случае, можете применить в качестве таковой те предметы, которые есть у вас в хозяйстве. Это может быть большой молот, кувалда, топор, плита от старого утюга, кусок швеллера и пр.
Поверхность подобного импровизированного наковала надо тщательно зачистить и отполировать, от его состояния будет во многом зависеть, насколько заметными останутся неровности на кузовной поверхности авто после процесса рихтовки.
Ложки и ударные полотна
Ложки используются для вытягивания и выгибания металла авто. Их также можно применять вместо поддержек там, где доступ к обратной стороне кузова затруднен. Подбор этого инструмента зависит от изначальной формы выправляемой поверхности, удобности доступа и необходимых действий (выколотка или рихтовка).
- Исправление крыши авто может осуществляться при помощи универсальной ложки, а не искривленной поддержки. Возможность применения подкладки для защиты лонжерона от местных повреждений и понижения давления в этом месте путем распределения вытягивающей силы у опоры, зависимо от зазора в этой области. Вытягивая ложку с постоянным усилием вверх, сопровождайте свои действия наружными ударами по буграм. Так вы восстановите изначальную форму металла.
- Ложки для внутреннего рихтования. Дверцы автомашины имеют двойную структуру. Рихтовать их можно при помощи подобных кузовных ложек.Разобрав, положите дверцу на верстак, если его у вас нет, то на пол, и проложите под ней два достаточно высоких деревянных бруска. Это нужно для того, чтобы покрытие не царапалось, кроме этого – у вас появится пространство для движений при прикладывании силы к инструменту.После чернового выправления поверхности, можете перевернуть ложку так, чтобы, применяя молоток и технику подкладывания, осуществить рихтовку. Уровень свободы инструмента внутри дверцы зависит от степени изгибания участка, нуждающегося в обработке.Когда прямой доступ туда невозможен, используйте подкладочный штамп, имеющий длинную ручку. Если и это не получается сделать, просверлите в дверце (во внутренней панели) технологические отверстия. Они потом закроются при сборке внутренней обшивкой.
- Вытягивающие ложки могут применяться, чтобы отделять внутренний каркас от внешних панелей, при их повреждении и сдавливании вместе. Инструмент вставляется меж каркасом и панелью, и перемещается вверх/вниз либо из стороны в сторону до того момента, пока детали не будут разделены.Лезвие приспособления можно при этом применять в качестве подкладного штампа, чтобы выправить внешнюю либо внутреннюю панели.
- Легкие и упругие ударные ложки (ударные полотна) служат для удаления выступов. Такой инструмент для рихтовки кузова размещается на поверхности детали, затем по нему наносятся резкие удары при помощи молотка. Сила их распределяется полотном по поверхности всего повреждения.
Интенсивность ударов надо внимательно контролировать с тем, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие и саму поверхность металла. Ударные ложки не предназначены для вытягивания дефектов.
Крюки и рычаги
Это крюк для ремонтных работ
Крючки применяются тогда, когда под внешней обшивкой элемента кузова есть деталь, усиливающая конструкцию – короб, полка жёсткости, подштамповка. Крюк вставляется меж скрытой деталью и обшивкой, далее опирается спинкой на внутреннюю кузовную силовую часть.
Затем приспособление необходимо поворачивать за ручку, осторожно и постепенно вытягивая вмятину участок за участком клювиком. Подбирать крючок для конкретной работы очень просто – чем более тонок металл и меньше повреждение, тем тоньше надо брать инструмент.
Крючок можно сделать из металлического прутка, обладающего достаточной упругостью, сечением в 8-12 мм. Длина его может быть 30-50 см. Ручку в виде петли делайте такой, чтобы по мере необходимости в нее можно было вставить что-либо, играющее роль рычага. Чтобы клювик был более жестким, он заостряется и подвергается ковке.
Для выправления вмятин используются также разнообразные рычаги. Угол загиба их рабочей части может быть самым разным, поэтому после приобретения набора подобных приспособлений вы будете иметь возможность выправить вмятину, имеющую любую конфигурацию и размер.
Напильники
Рихтовочные напильники похожи на обыкновенные, но обладают крупной перекрестной, дугообразной либо диагональной насечками.
Сам инструмент тонкий, длинный и широкий, обычно он закрепляется в станке. Использовать это приспособление можно по-разному. При его помощи, возможно установить границы поврежденного участка. С этой целью достаточно провести им поперек и крест-накрест вмятины.
Также, такие инструменты для рихтовки авто применяются для выравнивания металла после его обработки молотками, вытягивания крюками, обработки припоем либо шпаклевкой.
Шлифовка
Как шлифовальное приспособление, очень часто применяется электродрель. С этой целью, в ее патрон зажимается стальной стержень, имеющий резьбу. На нем фиксируется диск, сделанный из твёрдой резины, который имеет толщину в 8-15 мм.
К диску прижимается круг, вырезанный из наждачной шкурки. Такое приспособление легко можно собрать самому. Резиновый, а также наждачный круг фиксируются на стержне при помощи двух гаек и шайб.
Также, вы можете применять башмачные шлифмашины, они особенно эффективны при выравнивании больших плоских площадей. Когда ни электродрели, ни шлифовальной машинки у вас под рукой нет, то возникает необходимость производить шлифовку вручную – при помощи листовой шкурки. Чтобы было удобно работать, можете натянуть ее на брусок из дерева либо отрезок жесткой резины.
Источник