Субсидиарная ответственность фонда капитального ремонта

Ответственность за срыв сроков капитального ремонта в многоквартирном доме

Не менее чем за 6 месяцев (сроки могут быть изменены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведён капремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление МКД или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объёме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в МКД и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора, в объёме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Региональный оператор несёт ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлечёнными региональным оператором, перед собственниками помещений в многоквартирном доме формирующими фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора.

Читайте также:  Заводское шоссе 23а ремонт косилок

Убытки, причинённые собственникам помещений в многоквартирном доме в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с ЖК РФ и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в МКД.

При этом, если у собственников, которые формировали фонд капитального ремонта на спец счёте, капремонт многоквартирного дома не проведён в сроки, установленные региональной программой капремонта, то орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.

Статьи 182, 188 и 189 Жилищного кодекса РФ

Статья 182. Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

6. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.

Статья 188. Ответственность регионального оператора

1. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

2. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, указанными в части 1 настоящей статьи.

Статья 189. Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме

3. Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

7. В случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется оказание какого-либо вида услуг и (или) выполнение какого-либо вида работ, предусмотренных для этого многоквартирного дома региональной программой капитального ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления. Решение о капитальном ремонте общего имущества в этом многоквартирном доме принимается в соответствии с частями 3 — 6 настоящей статьи. В случае, если владелец специального счета не перечислил средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в срок, установленный настоящей частью, региональный оператор, любой собственник помещения в многоквартирном доме, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании средств, находящихся на специальном счете, с перечислением их на счет регионального оператора.

Источник

Статья 178. Правовое положение регионального оператора

Статья 178. Правовое положение регионального оператора

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 178 ЖК РФ

1. Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.

2. Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 178 дополнена частью 2.1 с 20 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ

2.1. Региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации.

3. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 4 статьи 178 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ статья 178 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2

4.2. Региональные операторы в целях представления и защиты своих общих интересов, координации своей деятельности, объединения усилий для повышения эффективности своей деятельности и иных связанных с деятельностью в качестве региональных операторов целях, не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер, вправе создавать ассоциации и союзы региональных операторов, являться членами таких ассоциаций, союзов. Региональный оператор вправе быть членом саморегулируемой организации, если такое членство обусловлено необходимостью осуществления региональным оператором отдельных видов деятельности в целях выполнения им возложенных на него функций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ в часть 5 статьи 178 настоящего Кодекса внесены изменения

5. Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.

6. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ в часть 7 статьи 178 настоящего Кодекса внесены изменения

7. Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Источник

Ответственность регионального оператора

Собственники могут получать финансовую информацию о расходовании средств фонда и участвовать в принятии работ и их оценивании.

Для проведения капитального ремонта жильцы теперь обязаны платить дополнительные взносы. При этом закон прямо указывает на то, что это не право жильцов, а их обязанность. Поэтому владельцы помещений должны выбрать способ формирования фонда, средства которого и пойдут на капитальный ремонт здания.

Права и обязанности жильцов

Если раньше капитальный ремонт здания проводился за счет государства, то теперь за это в ответе собственники квартир. Именно они несут расходы на содержание общего имущества, а значит, должны ежемесячно платить установленные законом взносы. Помимо оплаты владельцам помещений за найм, теперь необходимо принимать активное участие в решении вопросов, связанных с осуществлением ремонтных работ.

Стоит отметить, что собственники могут получать финансовую информацию о расходовании средств фонда и участвовать в принятии проведенных подрядчиками работ и их оценивании. В любой момент владельцы могут изменить способ формирования фонда капремонта. Для принятия такого решения необходимо, чтобы проголосовало большинство жильцов дома.

Как сформировать фонд капитального ремонта

Законодательство разрешает формирование фонда капремонта несколькими способами. Первый – это открытие специального счета и сбор средств уполномоченным владельцем. Это может быть управляющая компания или ТСЖ. Владелец берет на себя всю ответственность по проведению капремонта и целевой трате денег. Второй способ – это сотрудничество с региональным оператором, который берет на себя все эти функции.

егиональный оператор – это некоммерческая организация, которую всеми необходимыми полномочиями наделяет государство. Владельцы помещений лишь перечисляют средства на специальный счет оператора. А организация обязуется провести текущий капремонт. Сотрудничество жильцов с региональным оператором дает им возможность использовать свое право на контроль за проведением ремонта.

Кроме этого, собственникам дается право требовать выполнения обязательств в указанные сроки. Что касается денег, которые аккумулирует на своем счету организация, то они могут быть израсходованы только на ремонтные услуги, подготовку проектной документации и т. д.

Первоначальный выбор способа формирования фонда находится в компетенции жильцов дома. Для этого управляющая компания или ТСЖ собирает всех собственников помещений и ставит на повестку дня вопрос о проведении капитального ремонта. Далее следует заключение договора с региональным оператором. Он считается заключенным при оплате жильцами взноса на его счет, а также при оформлении в письменной форме.

Законодатель определил типовой договор, который могут заключать региональные операторы с жильцами. Право подписывать соглашение имеет уполномоченное лицо, назначенное общим собранием. Для этого может потребоваться заверенная нотариусов доверенность. Соглашение вступает в силу после его подписания. Если собственники не хотят заключать договор, региональный оператор может обратиться в суд с соответствующим иском.

Преимущества регионального оператора

Если многоквартирное здание находится под управлением, к примеру, ТСЖ, то владельцам помещений может быть удобнее самостоятельно держать под контролем все организационные вопросы о ремонте. С другой стороны, это большая ответственность, и не только финансовая. Поэтому многие выбирают именно регионального оператора. Преимуществ у этого способа формирования фонда очень много:

  • даже при недостатке средств запланированный капитальный ремонт будет осуществлен региональным оператором;
  • все средства, собранные жильцами, идут только на ремонтные услуги, даже содержание организации государство берет на себя;
  • владельцы помещений могут принять решение о досрочном проведении капремонта, а региональный оператор не может им в этом отказать;
  • вся организация ремонта также ложится на регионального оператора, в том числе и поиск подрядчика, и закупка материалов;
  • организация берет на себя всю ответственность за целевое расходование денег и проведение ремонтных услуг;
  • региональный оператор возмещает хозяевам помещений все убытки, согласно заключенному договору.

Этот способ формирования фонда для осуществления капитального ремонта необходимо использовать, если здание очень старое, так как иначе копить на ремонт придется в течение длительного времени. А также, если жильцы дома не принимают активного участия в его управлении.

Обязанности регионального оператора

Всю деятельность данной организации регулирует жилищное законодательство и нормативные акты местных органов власти. Региональный оператор не только собирает деньги на капремонт. Он также обязан вести специальный учет этих средств. При этом учитывается не только общая сумма, которая поступила от всех жильцов. Оператор ведет учет по каждому собственнику. Это делается в первую очередь для того, чтобы выявить должников. Кстати, не сдавать деньги не получится, так как их могут взыскать с помощью суда.

Сумма сбора средств определяется в соответствии с региональной программой ремонта, в которой учитывается техническое состояние дома, сроки и указывается список ремонтных работ.

Региональный оператор может добавить недостающую часть денег из бюджета или за счет перечисленных средств собственников других домов.
За полгода до начала ремонта региональный оператор обязан предоставить жильцам всю необходимую информацию, в том числе и стоимость работ, сроки и т. д. Владельцы помещений несут ответственность за принятие решения о проведении ремонтных работ в течение 3 месяцев. Если решение жильцами не принято, это делает местная власть. На основании решения региональный оператор начинает подготовку к ремонту.

Далее организация начинает поиск подрядчиков, проводя тщательный отбор. Именно региональный оператор заключает с ними договор и контролирует проведение ремонта. При чем, этот контроль осуществляют также собственники и местные органы власти. Стоит отметить, что собственникам дают возможность в любое время запрашивать отчет о расходовании денег.

Убытки, причиненные собственникам и субсидиарная ответственность субъекта Российской Федерации

Ответственность регионального оператора за невыполнение своих обязательств указывается в соглашении, которое заключают между собой жильцы и региональный оператор. При этом возмещать убытки, причиненные собственникам квартир, обязан именно региональный оператор, как юридическое лицо.

Их размер обязательно должен соответствовать полученной от жильцов сумме. Причем оператор возмещает не только плохое качество ремонта, но и пропуск сроков его проведения. Порядок возмещения содержит гражданское законодательство, в соответствии с которым и был заключенный данный договор.

Если убытки собственникам помещений были причинены по вине подрядчиков, то региональный оператор вправе подать на них в суд и потребовать возместить ущерб.

Это предусмотрено заключенным между ними соглашением. Для того чтобы не допустить проведения некачественной работы, региональный оператор должен контролировать подрядные организации. И даже прием выполненных работ организация осуществляет вместе со специальной комиссией. В составе этой комиссии обязательно должны быть уполномоченные представители органов местной власти.

Кроме того, определенная ответственность по возмещению убытков есть и у субъектов РФ. И если региональный оператор не выполнил перед жильцами своих обязанностей по проведению капремонта, то субъекты РФ несут субсидиарную ответственность. Другими словами, при недостатке средств на осуществление капремонта, местные органы должны возместить недостающую сумму из бюджета. В случае банкротства регионального оператора субъекты РФ гарантирует возврат средств владельцам помещений.

Источник

Оцените статью